СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены методические рекомендации и советы о том, как правильно организовать детское исследование и проект в начальной школе. Цель данных методических рекомендаций: помочь педагогам начального общего образования формировать представление об особенностях работы с обучающимися по организации исследовательской деятельности. А также, подробно будут описаны структура, специфика, ошибки и другие аспекты, о которых необходимо знать каждому педагогу, осуществляющими данные работы с младшими школьниками.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького»

Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы






г. Красноярск

2023г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Рукосуева А.Ю. – студентка группы 20П-1отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Рукосуева А.Ю., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023. – 18 с.

Красноярск, 2023.





Аннотация.

В данной работе представлены методические рекомендации и советы о том, как правильно организовать детское исследование и проект в начальной школе. Цель данных методических рекомендаций: помочь педагогам начального общего образования формировать представление об особенностях работы с обучающимися по организации исследовательской деятельности. А также, подробно будут описаны структура, специфика и другие аспекты, о которых необходимо знать каждому педагогу, осуществляющими данные работы с младшими школьниками.











Оглавление

Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании 3

Как правильно сформулировать тему? 6

Определение цели и задач исследования 9

Формулирование гипотезы исследования 10

Культура выступления 11

Паспорт исследования 12

Как провести исследование в классе? 16

Литературные источники: 17































Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании

На современном этапе, в связи с переходом на новые образовательные стандарты третьего поколения, перед учителем стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность, осуществлять поиск информации, выдвигать гипотезы. Ключевой деятельностью обучающихся в данных условиях становится научно-исследовательская деятельность.

В системе образования РФ на первый план выходят методы, которые обеспечивают самостоятельную творческую и поисковую деятельность обучающихся, направленную на решение жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают системно-деятельностный подход; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организаций обучения.

Что подразумевается под исследовательской деятельностью школьников? 

Исследовательская деятельность по определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. [1]

Исходя из определений И.А. Земеней и Е.А. Шашенковой можно сделать вывод, что это такая деятельность, в процессе которой учеником школы осуществляется самостоятельный поиск и анализ информации, приобретаются новые знания и формируются умения, которые он применяет на практике, получая новый итоговый продукт.

Во время проведения исследовательской деятельности у обучающихся младших классов формируются такие умения как: формулирование цели и проблемы исследования, выбор форм и методов работы, формулирование гипотезы, умение ставить вопрос, искать и отбирать необходимую информацию.

Исследовательская работа, начиная с идеи или задумки темы, должна увлекать его. Как и всякое творчество, оно возможно и эффективно только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес обучающегося. Исследование, навязанное ребенку, какой бы важной оно ни казалась учителю, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его интересы и склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

Для эффективной организации и проведения исследовательских работ, необходимо понять цель данной работы школьника. Главная цель учебной исследовательской работы учащегося - осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика.

Все этапы индивидуальной исследовательской работы должны осуществляться учеником самостоятельно. Роль учителя в процессе исследовательской деятельности обучающегося важна, но он в данном случае осуществляет контролирующую функцию.

Можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

Найти проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема – как это назвать.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Актуальность.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.

Цель исследования

Это то, какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения.

Гипотеза – это вероятное знание, ещё не доказанное.

Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

Задачи исследования. Задачи показывают, что вы собираетесь делать.

Методика исследования.

Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Результаты исследования.

Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

Значимость – как влияют результаты на практику.

Необходимо понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые.




Как правильно сформулировать тему?

Прежде чем начать работу по исследованию, учащемуся стоит придумать интересное название к своей работе. Не всегда ученику удается правильно сформулировать тему. Но выбор темы - это важнейшая составляющая содержания исследовательской работы. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке и выбору темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины. Как же это правильно сделать?

Мастрюков А.В. в своей статье «Как выбрать тему исследования?» утверждает, что выбрать тему для исследования несложно, если точно знать, что интересует ребёнка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [4, с. 92].

Мы рассмотрели примеры тем детских исследований и разделили их в три столбика :




Удачные названия

Спорные

Неудачные

Все ли мы знаем о ежах?

Аквариум и его обитатели

Взаимоотношения кошки и собаки в семье

Зачем нужны дождевые черви в природе?

Влияние отработанных батареек на растения

Какие заповедники есть в Красноярском крае?»



Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?»

Как влияют разные марки мыла на кожу человека?


Выращивание кристалла в домашних условиях

Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?»


Кока-кола. Польза или вред?»

Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?»

Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?»

Откуда берется радуга?

Как развести костер в полевых условиях?


Какая порода собаки подходит для нашей семьи?»

Польза козьего молока

Орхидея – символ совершенства.

Уход за орхидеями в домашних условиях

О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири

Почему мыло наш друг?

Особенности поведения и питания моей кошки Симки

Почему говорят, что лук злой?

Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония»

Отличительные особенности грача от черной вороны»

Что такое плесень?


Почему листья осенью меняют цвет?»



Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Взлетка»



Чем может загрязняться вода и как ее очистить?



Проанализировав темы исследовательских работ обучающихся, мы сделали вывод о том, как важно удачно сформулировать тему работы. Рассмотрим примеры неудачных, на наш взгляд, тем детских работ. Первая тема, которая вызвала у нас противоречие : «Какие заповедники есть в Красноярском крае?». Прочитав эту тему, сразу возникло множество вопросов: сможет ли ребенок в полной мере раскрыть это исследование, не ограничится ли оно лишь прочтением краеведческой литературы и будет ли это актуальным исследованием. В данной теме нет никакой «загадки», которую ученик бы раскрывал. По нашему мнению, эта тема явная и не требует исследования.

Следующим примером служит тема: «Особенности поведения и питания моей кошки Симки». Тема не раскрывает ни одну область науки, которая бы показывала значимость исследования. Тема данного исследования должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Следует отметить, что удачные названия работ были. Например, «Все ли мы знаем о ежах?», «Зачем нужны дождевые черви в природе?». Эти работы в явной мере не указывают на то, над каким именно аспектом будет работать учащийся, раскрывая данную тему. Так же мы рассмотрели работу: «Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?». Подробно ее изучив, можем сказать, что эта тема сформулирована удачно. Так как она имеет научную и практическую значимость. Поэтому мы сделали вывод о том, что она соответствует возрастным особенностям учащегося.

Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами. Исходя из просмотренных работ, мы сделали вывод о том, что важно формулировать тему так, чтобы она была соразмерна предполагаемому объёму работы. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности. Познание начинается с удивления - а удивляются люди чему-то необычному. Учителю необходимо подвести ребенка к той идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет свои лучшие стороны, получит новые полезные знания, умения и навыки - задача невероятно сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.


Определение цели и задач исследования

Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы над решением проблемы. При постановке цели ученик должен понимать, какой желаемый конечный результат он планирует достичь в рамках своего исследования. Цель указывает общее направление деятельности. Мы выделили следующие ошибки формулировки цели:

  1. Завышенная, не соразмерная цель с объёмом исследования.

  2. Несоответствие теме и проблеме исследования.

  3. Неясная формулировка цели.

  4. Формулируется с отглагольного существительного.

Например, такая цель как «выявление причин, которые способствует изменению окраски листьев деревьев осенью», выражена неверно, так как она формулируется не с глагола в неопределенной форме. Также нами были выделены удачно сформулированные цели, например, одна из них: «определить, как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина». На наш взгляд, она удачна , потому что достижима и соразмерна.

Исходя из ошибок при формулировке цели, мы выделили следующие рекомендации о том, какая же должна быть цель:

  1. Должна быть конкретной и определять точный результат исследования.

  2. Должна начинаться с глагола в неопределённой форме ( создать, сформулировать).

  3. Должна быть достижима и соразмерна.

  4. Должна быть измерима.

Корректно и точно определить цель – важно. Чтобы её достичь, нужно вычленить ее части - задачи. Задачи – это более конкретизированные цели. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.

Зачем же ставить задачи, если мы уже поставили цель? Правильно сформулированные задачи дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 3-4.

Формулирование гипотезы исследования

Гипотезой исследовательской работы учащихся является предположение, которое в ходе работы будет подтверждено или опровержено экспериментальным путем. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Важно - гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

Гипотеза исследовательской работы школьника излагается во введении после цели с задачами и перед методами исследования. Объем гипотезы составляет 2-3 предложения. Однако все последующее исследование строится вокруг выдвинутой гипотезы с целью ее опровержения или подтверждения.

Рассматривая детские исследования, мы выделили гипотезу, которая, на наш взгляд, была удачная.

«Гипотеза: Предположим, что наша улитка Ахатина по-разному реагирует на изменения в окружающей среде.» - по нашему мнению, она принципиально проверяема и включает в себя одно предположение. А также она определяет предмет, цель, задачи и результат исследования.



Культура выступления


Успешная защита во многом зависит от самого учащегося, но не стоит исключать помощь учителя. Изучив критерии детского исследования, учитель сможет грамотно подготовить обучающегося.
Проанализировав культуру защиты детских исследований, мы выделили критерии, исходя из которых можно подготовить обучающегося к выступлению.

Защита детского исследования должна вписываться во временные рамки. Обычно это 7-10 минут. Чтобы отработать временной регламент выступления, стоит проводить вместе с ним репетиции его выступления, находить важную, но в то же время краткую информацию.

Выступающий должен говорить свободно и грамотно, обращаясь к наглядному материалу и/или слайдам.
Когда выступление ученика заканчивается, наступает время вопросов, чтобы удостовериться, насколько качественно вы разработали и реализовали свой проект. Соответственно не стоит исключать репетицию предполагаемых вопросов. Лучше всего заранее продумать ответы на возможные вопросы (Подумайте, какие вопросы вы задали бы на месте члена жюри?) и попробуйте задать их учащемуся. При проведении репетиций, попросите других учащихся придумать разные вопросы для данного исследования. Мы разработали критерии, по которым можно оценить выступление обучающегося

Критерии оценки

Количество баллов

Выдержан регламент 7-10 минут


Речь не дублирует информацию со слайда


Грамотность письменной/устной речи


Логика выступления


Использование вспомогательного (фото/видео/таблицы/диаграммы) материала


Аргументированные ответы на вопросы


Культура презентации


Обоснованность выводов


Свободное владение материалом


0 – критерий не соблюдён

1 – критерий соблюдён частично

2 – критерий соблюдён в полной мере







Паспорт исследования


Пример разработанного паспорта исследования.

Исследовательская работа на тему «Есть ли защитная пленка на воде?».

Паспорт исследования – это структурированное описание проектного замысла или проектной идеи.

При оформлении паспорта исследования рекомендуем опираться на эффективный алгоритм:

1. Определите тему в рамках обозначенного объекта исследования, в соответствии с возрастными особенностями, представьте обоснование ее актуальности.

2. Определите научный аппарат исследования: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза и методы исследования (помните, что все должно быть взаимосвязано).

3. Определите этапы работы над исследованием с указанием содержания деятельности.

4. Представьте и определите предполагаемый продукт исследования.

5. Внесите данные в паспорт исследования (см.табл.№1)


Таблица №1 «Паспорт исследования»

ФИО участника

Рукосуева А.Ю.

Тема проекта

Есть ли защитная пленка на воде?

Актуальность проекта

Вода занимает большую часть земного шара. Она имеет огромное значение как для людей, так и для природы. Одна маленькая капля воды таит в себе множество свойств, но что же помогает ей сохранить свою форму?

Объект исследования

Вода

Цель проекта

Для ученика: изучение свойства поверхностного натяжение воды

Для учителя: Развитие исследовательских умений учащихся посредством проведения опыта с водой


Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования

  2. Провести опыты

  3. Сделать выводы

  4. Оформить дневник исследователя

Тип проекта

Исследовательский; краткосрочный (2 дня); групповой

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный

- Организационный момент, на котором учитель показывает обучающимся фрагмент из шоу «Галилео» с информацией о воде. Беседа с обучающимися о значимости воды в природе, о том, что и у воды есть определенные свойства.

- На данном этапе осуществляется деление обучающихся на пары с помощью жеребьевки разноцветных карточек.

- Учитель показывает каплю воды на стекле, задача обучающихся - прочитать на подготовленных карточках о свойствах воды и выбрать подходяще свойство.

- изучение данного свойства в литературных источниках .


  1. Исследовательский

- Знакомство с дневником исследователя, определение правил работы в группах.

- выполнение 3 опытов с водой

1 опыт: бутылка с натянутой марлей, через горлышко которой вода не вытекает

-заполнение дневника исследователя

2 опыт: кали воды на монетке

- заполнение дневника исследователя

3 опыт: не тонущая скрепка в стакане с водой

-заполнение дневника исследователя


  1. Заключительный

На данном этапе обучающиеся делают выводы; демонстрируют свои заполненные дневники исследователя и собирают в одну книгу. Также, происходит выбор следующего свойства воды.

Исследовательский этап проекта

Цель исследования: выяснить имеет ли вода защитную пленку.

Гипотеза исследования: предположим, что вода имеет защитную пленку, можем ли мы ее увидеть?

Методы исследования: теоретический и практический

Оборудование для проведения исследования: стаканчики, скрепки, пластиковые бутылки, марля, монетки, пипетки, карточки со свойствами воды

Ход исследования:

  1. Каждой группе обучающихся выдается лист для заполнения дневника исследования. По случайному выбору каждой группе достается свой предмет для проведения опыта и инструкция в конверте.

  2. Проведение опытов в каждой группе:

1 группа:

предмет: пластиковая бутылка и марля.

Инструкция :

- Отрежьте небольшой кусочек марли и накройте им бутылку с водой.

- Закрепите марлю на горлышке

- Прикройте горлышко рукой и аккуратно переверните бутылку.

- Уберите ладонь.

- Запишите ваши наблюдения в лист дневника исследователя.

Дополните вывод в листе : ничего, кроме __________________, не мешает вытекать воде.

* Чтобы это доказать используй зубочистки : просунь сквозь марлю зубочистки.

* Переверните бутылку обратно и влейте в неё через марлю ещё немного воды. Натяжения нет, а значит, вода свободно проникает в бутылку.

2 группа :

предмет : пипетки и монеты

инструкция:

- положите монету на ровную поверхность

  1. – С помощью пипетки капайте воду в центр монетки с очень близкого расстояния, важно считать количество капель и смотреть, какую форму принимает поверхность воды на монетке

  2. Запишите ваши наблюдения в лист исследователя.


3 группа:

Предмет: стаканчик и скрепка

Инструкция :

- налейте воду в стакан

- возьмите скрепку и, держа ее горизонтально, поднесите максимально близко к поверхности воды, отпустить.

Запишите свои наблюдения в листе исследования.


Задание в каждом листе исследования заполнить вывод :

Сила, с которой молекулы притягиваются друг к другу, и придаёт капле округлую форму - ­__________. Она заставляет расположенные на поверхности жидкости молекулы плотнее прижиматься к внутренним молекулам. Таким образом, свободная поверхность воды действует как пленка, которая стягивает всю массу капли воды в одно целое.


Продукт проекта

Книга исследования свойств воды.

Перспектива проекта

В эту книгу будут добавляться листы с другими свойствами воды.



Как провести исследование в классе?

В современной школе значимость исследовательской деятельности обучающихся становится все более значимой.

Исследовательская деятельность учащихся – это такая деятельность, в процессе которой учеником школы осуществляется самостоятельный поиск и анализ информации, приобретаются новые знания и формируются умения, которые он применяет на практике.

Перед учителем стоит ряд вопросов, которые ему предстоит решить, работая с учеником над исследованием:

- Как организовать эту деятельность?

- Как замотивировать его самостоятельную работу над проектом?

Как помочь ребенку с выбором темы?

И многие другие.

Особенностью проектной деятельности является ее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности.

Структура проектной деятельности включает в себя:

  1. Целеполагание

(постановка цели и проблемы проекта)

  1. Планирование

(определение этапов выполнения проекта)

  1. Создание проекта

(разграничение роли обучающегося и руководителя в создании проекта)

  1. Контроль и коррекция результата

(обучающемуся необходимо определить, что получилось, что не получилось и исправить недочеты. Важно просмотреть готовую работу, чтобы исключить возможность ошибок.

Распространенные ошибки:

– сильно превысил установленный объем;

– забыл определить цели и задачи, методы, выводы

– структура работы отсутствует;

– сформулировал слишком широкую тему и поэтому не сумел ее раскрыть;

– не определил практическую ценность работы (реферативный характер);

– необоснованно или некорректно использовал социологические опросы.)

  1. Презентация проекта

(выступление с готовым продуктом)

  1. Рефлексия

У ребенка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего информацию ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала, повышается интерес к изучению предмета, развиваются навыки самостоятельной, поисковой и творческой работы.



Литературные источники:

1. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [электронный ресурс] режим доступа: https://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/3217

2. Придатко М.А. паспорт проектной работы [электронный ресурс] режим доступа: https://workproekt.ru/struktura-proekta/pasport-proektnoy-rabotyi/

3. Материалы исследовательских работ [электронный ресурс] режим доступа: https://obuchonok.ru/plan

4. С.Г. Щербакова организация проектной деятельности в школе: система работы / Волгоград: Учитель, 2017. – 353 с.