Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»
Автор: студентка 3 курса
отделение «Преподавание в начальных классах»
Данилевич В.С.
Красноярск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………………………….3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании……………………….……………………………………………………………..….4
1.1. Определение темы исследования………………………………………………………...……9
1.2. Выбор методов исследования………………..………………………………………………11
1.3. Оценивания детских исследовательских работ……………………………………………..12
1.4.Оформление и защита паспорта исследования……………………………………………...12
ГЛАВА 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………………………………………….15
2.1.Организация проектной деятельности учащимся………………………….………………..16
2.2.Готовность младших школьников к проектной деятельности……………………………...18
2.3. Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к проектному продукту……………………………………………………………………………………………20
ГЛАВА 3. Отличия исследовательской работы от проектной деятельности………………….21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………...……………………………………………….23
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………25
АННОТАЦИЯ
Данное методическое пособие создано для организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе. Также, оно предназначено для учителей начальных классов, руководителям школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе, исследующих данную проблему.
Данилевич В.С. 2023. – 24 с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В 21 веке выросла потребность в людях, мыслящих творчески, которые ищут нестандартный и неординарный подход к решению и постановки целей и задач. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений.
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод».
Цель: систематизация знаний по проекто-иссследовательской деятельности.
В школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По – прежнему, традиционное обучение, особенно в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на деятельности, направленной на усвоение уже готовых или кем-то добытых знаний. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
ГЛАВА 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании
В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности. В ФГОС НОО от 2009 гг. мы не видели понятия исследовательской деятельности. Мы вычленяли его из образовательных результатов. В ФГОС НОО от 2021 гг. мы уже видим, что в начальной школе должны использоваться разнообразные методы, формы взаимно дополняющие друг друга.
Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике [6].
Исследовательская деятельность - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение. [15].
Существует два понятия: «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность». В контексте нашей работы рассмотрим подробнее учебно-исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления [1]. Главное в учебно-исследовательской деятельности – это алгоритм ведения исследования, который может быть использован в исследованиях любой сложности и тематики уже не в стенах школы. Учебно – исследовательская деятельность является видом научно- исследовательской деятельности. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего и открывающего знание «только для себя», идентичны по своей внутренней сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде» [7].
Для учащихся «исследование» - один из видов познавательной деятельности, когда осуществляется процесс выработки новых знаний относительно конкретного ученика[1]. При этом добытое им знание, как правило, известно не только учителю, но и многим другим взрослым. Идейно поэтому подобная деятельность называется «учебно-исследовательской» в отличие от «научного исследования», направленного на получение ранее не известного факта [4].
Можно сделать вывод: в учебно-исследовательской деятельности главной целью является образовательный результат, и она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное в учебно-исследовательской деятельности не новые факты (это научное исследование), а алгоритм ведения исследования, который может быть затем использован в исследованиях любой сложности и тематики.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации обучающимися, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого [10].
Можно выделить цель исследовательской деятельности учащихся[10]:
- установление непосредственно воспринимаемых эмпирических свойств изучаемых объектов;
- изучение истории возникновения, развития, преобразования предмета исследования;
- изучение конкретных данных об изученном объекте на основе широкого круга информации;
- установления взаимосвязей объекта исследования с окружающей действительностью, другими объектами, событиями;
- выявление возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных) и др.[10].
Задачи учебно-исследовательской деятельности детей:
• знакомство с проведением учебных исследований;
• развитие творческой исследовательской активности;
• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
• ознакомление с научной картиной мира;
• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Исследовательская работа вместе с тем должна содержать аналитический материал, сопоставление фактов и собственные умозаключения, выводы. Выполнение учебных проектов, решение проблемно-ситуационных заданий относятся к элементам исследовательской работы [2].
Виды проводимых исследований:
а) по содержанию:
1.исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследовании задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные), что позволяет описать явные свойства предметов; используются знания о классах предметах, взаимосвязях с другими предметами и т.п.;
2.вербальное исследование, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождению ответов на них. Значение вопросов неоценимо для развития ребенка. В начальной школе важно учить задавать проблемные вопросы, что позволяет впоследствии развивать умение видеть и вычленять проблемы;
3. комплексное исследование, которое может включать в себя все предшествующие виды исследовательского поведения или часть из них;
4.собственное исследование, направленное на всестороннее (возрастосообразное) изучение предмета, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.
Каждый из видов исследований характерен для детей определенного возраста. Первый и второй вид свойственен первоклассникам, затем, постепенно овладевая знаниями и исследовательскими умениями, обучающиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования.
б) по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые (несколько человек из класса), коллективные (весь класс);
в) по месту проведения: урочные, внеурочные;
г) по времени: кратковременные или долговременные;
д) по теме: предметные, свободные [10].
Ученые, разрабатывающие проблему развития исследовательской деятельности учащихся, подчеркивают необходимость четкой ее организации и направленности. Важно постоянно, систематически включать обучающихся в разнообразные формы исследовательской деятельности. Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить познавательную активность. Таким образом, можно подчеркнуть необходимость наличия четкой системы, относительно которой будет реализовываться процесс формирования исследовательских умений младших школьников. Важную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия и выбранные методы преподавания дисциплин – проблемные, эвристические, исследовательские.
Общее в данных методах то, что все они носят проблемный характер, а проблемное обучение, как писал С.Л. Рубинштейн, активизирует процесс мышления, что служит импульсом развития ребенка [9].
Таким образом, учебная исследовательская деятельность младших школьников – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие обучающимися субъективного знания, с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для обучающегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика [11].
В учебно-исследовательской деятельности под руководством учителя дети реализуют этапы, имеющие место в научном исследовании: выявление проблемы, выдвижение гипотез, учение эмпирических данных, информации др. Сходны и методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение и прочие [8].
Однако реализация этапов и применение методов должны быть соразмерны возрасту исследователей, а новое знание, открываемое учеником, является новым только для него самого, т.е. субъективно новым. Важно учитывать и то, что исследовательская деятельность детей направлена не на добывание какого-то научно или социально значимого результата, а на развитие их способностей, умений, мышления. Здесь важен сам учебно-исследовательский процесс, в котором обучающиеся овладевают способами поиска и открытия, новых для себя знаний, получают опыт применения исследовательских умений [7].
Учебно-исследовательские умения рассматриваются как способность выполнять умственные и практические действия, подразумевающие самостоятельный выбор и применение приемов и методов исследования на доступном детям уровне [13].
Учебное исследование предполагает осуществление всех этапов исследовательской деятельности (от постановки проблемы до презентации результатов своей работы), требует умений работать с информацией, с эмпирическими данными, владение исследовательскими методами. Кроме того, не менее важно осуществлять анализ проделанной работы, уметь оценивать ее согласно определенным критериям. Можно выделить пять блоков умений младших школьников, которые необходимы, формировать для успешной реализации исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность способствует формированию следующих умений:
Видеть проблему;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
1.1. Определение темы исследования
Любое исследование начинается с выбора темы. Существует несколько способов выбора темы:
- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок, вопросов;
- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;
- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).
Мастрюков А.В. в своей статье «Как выбрать тему исследования?» утверждает, что выбрать тему для исследования несложно, если точно знать, что интересует ребёнка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?[5, с. 92].
Выбор темы - это важнейшая составляющая содержания исследовательской работы. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке и выбору темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.
В статье «Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников», учитель русского языка и литературы Островская И.Ю. выделяет типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования.
1. Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).
2. Тема исследования сформулирована слишком широко («Внимание, Акулы!»).
Правильное название темы исследования: «Исследование причин и факторов нападения акул на человека».
3.Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета»).
4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.
Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.
5.Некорректная формулировка темы исследования.
Например: «Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения).
6.Не оригинальность темы исследования.
7. Название темы не соответствуетпроблеме исследования [8, с.147-148].
Педагог начальной школы и дополнительного образования Самсонова В.П. дает следующие рекомендации при выборе и формулировании темы исследования.
1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.
Не стоит навязывать ученику тему исследования. Необходимо предоставить ему выбор, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлечённым в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.
3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
4. Название работы должно чётко отражать её содержание.
5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят начатое дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали от ребёнка длительного времени.
6. Тема должна быть конкретной.
7. Название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, она должна подразумеваться [14, с. 8]
Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.
1.2. Выбор методов исследования
Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.
Наблюдение – общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребляемых.
Виды наблюдения:
- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)
- Структурированное (наблюдение по плану)
- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)
- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)
- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)
- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)
- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)
- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).
- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).
Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.
Выделяют два вида экспериментов:
1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя.
2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.
1.3. Оценивания детских исследовательских работ
Критерии оценки исследовательских работ учащихся (максимальное количество баллов – 16 балл).
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
Аргументируют выбор темы. | р + | к - | в - | а + | з - | с + | п - | г + | н - | к + | ш- |
Соблюдение технологии проведения. | | | | | | | | | | | |
Цель и задачи соответствуют выбранной теме. | + | - | - | + | - | + | - | + | - | + | - |
Выдвигают гипотезу в соответствии с заданной темой. | + | - | + | - | - | - | - | + | + | - | - |
Демонстрируют свободное владение информацией. | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + |
Владеют полученной информацией (терминология). | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Методы и приёмы для решения задачи соответствуют теме исследования. | + | - | + | - | - | + | + | + | + | + | - |
Работа оформлена без грамматических и орфографических ошибок. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Защита соответствует теме. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1.4.Оформление и защита паспорта исследования
Паспорт исследовательской работы должен строиться последующему алгоритму: (основание)
1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;
2. обоснование актуальности;
3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип исследования;
4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;
5. определение оборудования для проведения исследования;
6. определение предполагаемого продукта исследования;
7. определение перспективы исследования;
8. оформление используемых источников.
Исходя из данного алгоритма был составлен паспорт собственной исследовательской работы по теме «Почему у морей бывает «цветное» название?» (см. приложение №1).
ГЛАВА 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника- проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. По мнению К.Н. Поливановой, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе[10, с. 67].
По мнению Н.В. Матяш, младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.
В процессе проектной деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, а не переданных учителем абстрактных научных фактов. Учащийся оказывается в такой ситуации, где они не только получают теоретические знания, но и должны объяснять каким образом они получили данный результат. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.
В действительности основным действующим звеном в проектной деятельности должны быть сами школьники, следовательно, сами темы и задачи должны быть для них посильны. Темы проектов могут быть предложены детьми. Но при этом особенно важно, чтобы учитель путём наводящих вопросов помог школьнику чётко определиться с конечной целью проекта, составить план проектной деятельности на бумаге и в случае необходимости следил за её продвижением. Следует по возможности сдерживать детскую фантазию (в разумных пределах) с тем, чтобы, с одной стороны, избежать сильной поддержки при выборе им цели, не соизмеримой с собственными возможностями, а с другой — не допустить ситуации, когда цель деятельности не достигнута.
2.1.Организация проектной деятельности учащимся.
Проектная деятельность для младших школьников должна носить учебно-познавательный и исследовательский характер.
Классификация проектов по продолжительности:
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее;
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков;
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели;
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Классификация проектов по типу:
1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
2.Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте.
Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
5.Ролевой проект. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Классификация проектов по комплексности:
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Классификация проекта по характеру контактов между участниками:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными.
Основные требования к проекту:
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
2.2.Готовность младших школьников к проектной деятельности
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства: демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
2.3. Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к проектному продукту
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:
1) дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);
2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);
3) частотный словарь английского молодежного сленга;
4) главы из учебника будущего «Биология и экология»;
5) Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть;
6) экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушное среды в микрорайоне (по заказу Управы района);
7) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;
8) коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.
Презентация проектов.
Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; демонстрировать найденное решение; анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение (см. Приложение №2.).
ГЛАВА 3. Отличия исследовательской работы от проектной деятельности
Исследование и проектирование могут задавать основу современного содержания образования. Нужно понимать, что исследование и проектирование – изначально принципиально разные по сути, направленности, смыслу, содержанию виды деятельности.
Классификация по определению:
П
РОЕКТ
"специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".
это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проектная деятельность - практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике «объектов».
Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением
Учебно-исследовательская деятельность – процесс решения учащимися научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.
Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
Краткая схема организации проекта:
задумал – спроектировал – осуществил (т.е. получил продукт).
В проекте создаётся то, чего нет.
Краткая схема организации исследования (естественнонаучного типа):
явление – описание – модель (объяснение).
В исследовании обнаруживается то, что уже есть.
Классификация по цели:
Главная цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Главной целью исследовательской деятельности - производство новых знаний. А в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Классификация по наличию гипотезы:
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (Утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2020 №286) – М.: Просвещение, 2021.
2. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000г.-1233 с.
5. Залуговская, В.М. Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы. – 2017г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.
6. Мастрюков, А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» ГБОУ СОШ № 4 пгт Алексеевка, г. о. Кинель Самарской области / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 92-94.
5. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. - 106 с.
6. Островская, И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г. – 147-155 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2017г. - 527 с.
8. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
9. Самсонова, В.П. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников. – 2018 г. – 32 с.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://nsportal.ru.
10. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко.- М.: 2005.- 288 с.
13. Турчен, Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. - 2017 г - 1-10 с.
Приложение №1.
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | Верёвка из бумаги. |
2 | Актуальность исследования | К сожалению, не многие знают, что за верёвка шпагат, но при этом, достаточно часто используют её в своих домашних делах. В современном мире очень развит такой вид творчества, как хендмейд, шпагат (бечёвку), используют в творческих целях. Также, шпагат, используют в сельскохозяйственной деятельности. Но, изначально, шпагат использовали на суднах. |
3 | Проблема исследования | Многие люди, не знают, как правильно выбирать верёвку для поделки на праздник. |
| Объект исследования | Шпагат |
4 | Предмет исследования | Прочность шпагата. |
5 | Цель исследования | Сделать поделку из шпагата |
6 | Задачи исследования | Определить проблему. Выдвинуть гипотезу. Узнать, какую поделку будем делать. Сделать поделку. Организовать выставку поделок. |
7 | Гипотеза исследования | Шпагат- это самая крепкая верёвка. |
8 | Методы исследования | Изучение и анализ специальной литературы; Обработка результатов опроса; проведение опыта; Анализ и систематизация полученных знаний. |
9 | Тип исследования (по продолжительности) | краткосрочный |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Организационный: узнаём строение шпагата, где и когда используется. Его отличие от других верёвок. Примеры того, где в домашних делах его можно использовать, а где в школьных. 2. Основной: сравнивают прочность шпагата с прочностью, атласной ленты и шнурка. сделать из шпагата какую-то подделку. 3. Заключительный: пройти опрос, написать характеристику шпагату. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Шпагат (бечевка); Лента отластная; Шнурок; Ножницы; Грузики (); Пластиковые стаканы; Пва клей; Бусины. |
12 | Продукт исследования | подделка, характеристика. |
13 | Перспектива исследования | Сборник подделок из шпагата |
14 | Используемые источники | |
Приложение №2.
Название проектной задачи | «Праздник к нам приходит» |
Предмет | Математика, ОРКСЭ, ИЗО |
Класс, время | 4 класс, 4 четверть |
Вид задачи | Проектная, межпредметная, одновозрастная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1.Планирование работы. Распределение обязанностей внутри группы. 2. Организация сотрудничества учащихся. 3. Выполнение. Самооценка (прогностическая и рефлексивная) и взаимооценка. 4. Решение предметных и межпредметных заданий. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача | Работа в группе; Планирование деятельности; Оценка; Анализ; Семейные праздники; Выполнение вычислительных операций. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися: степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях умения работать в группе демонстрация разработанного продукта в соответствие с требованиями проектной задачи |
Способ и формат оценивания результатов работы | Критерии оценивания; Самоанализ; Взаимоанализ. |
Источники | |
4