СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

М инистерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



















Методическая рекомендация

«Организация проектно-исследовательской

работы учащихся начальной школы»





























Красноярск, 2023

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Рыбакова К. Д. - студентка 20П-3 группы отделения

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Рыбакова К. Д. Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023, 44 с.

Красноярск, 2023, 44 с.



Аннотация

Данная методическая рекомендация создана для продуктивной и качественной организации проектно-исследовательской работы в начальной школе. В ней описаны наиболее доступные методические приёмы, которые помогут успешнее и лаконичнее разработать содержание, использовать эффективные формы организации и методы проектно-исследовательского обучения младших школьников.

Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, руководителей классных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе, исследующих и интересующихся данной проблемой, для родителей, а также для студентов-практикантов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».



Содержание

Пояснительная записка 4

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5

1.2 Типичные ошибки при выборе темы исследовательской работы. 10

1.3 Типичные ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования. 11

1.4 Типичные ошибки при выборе методов исследования. 14

1.5 Паспорт исследовательской работы по теме: «Что за невидимка вокруг нас?» 18

1.6 Паспорт исследовательской работы по теме: «Влияет ли состав почвы на рост растений». 22

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 27

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 27

2.2 Проектная задача на тему: «Деньги». 30

2.3 Проектная задача на тему: «Я считаю деньги!». 33

Заключение 38

Список литературы 40

Приложение 1 41

Приложение 2 42









Пояснительная записка

В современном обществе вырастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать установленные цели и задачи. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, колледже, институте и, в целом, на протяжении всей жизни.

Проектно-исследовательская деятельность в учебном процессе и во внеурочной деятельности важна и особенно актуальна сегодня. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, и методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Также, во ФГОС НОО формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.

В данном методическом пособии раскрываются аспекты организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника. Представлены теоретические исследования, раскрывающие актуальность и содержание проектной деятельности, опыт конструирования исследовательских проектов как средства организации проектно-исследовательской работы для младших школьников.

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

В связи внедрения нового ФГОС 2021 года в педагогической практике стала актуальна проблема формирования познавательных УУД, в которые включены действия выпускника по освоению элементов исследовательской деятельности, а именно:

- умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Образовательная цель исследовательской деятельности заключается в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Данная цель конкретизируется в частных целях, которые определяются исходя из анализа содержания исследовательской деятельности ученика:

  • получение новых знаний;

  • развитие познавательной мотивации;

  • развитие исследовательских действий, направленных на получение знаний;

  • развитие информационных процессов, необходимых для работы с новыми знаниями;

  • активизация личностной позиции.

Исходя из перечисленных целей и требований ФГОС НОО 2021, вытекают следующие задачи исследовательской деятельности обучающегося:

  • познавательная: — получение новых знаний в конкретной предметной области и использование на метапредметном уровне исследовательского метода, направленного на поиск решения поставленных учебных задач;

  • развивающая — умение применять научные методы исследования, выдвигать гипотезы, планировать деятельность, развитие стремления к поиску новой информации, переработке и применению новой информации;

  • воспитательная — развитие самостоятельности, инициативности, целеустремленности, настойчивости, стремления к саморазвитию.

Опираясь на задачи, с обучающимися проводятся необходимые действия для выполнения и реализации исследовательской работы.

Сначала с учеником проводятся организационные мероприятия — это собственно исследовательские действия, в результате выполнения которых выдвигаются гипотезы, осуществляется сбор, обработка и анализ информации, делаются выводы.

Далее ученик выполняет конкретные действия, соответствующие цели исследования: определяет задачи, планирует их достижение, подбирает методы и, наконец, производит контроль и оценку совершенных действий.

Исследовательская деятельность учащегося — это деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения нового знания и развития личностных характеристик ученика, способствующих продолжению его образования.

Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

А. И. Савенкова отмечает то, что в процессе исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие исследовательские умения:

  • умение видеть проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение задавать вопросы;

  • умение давать определения понятиям;

  • умение классифицировать;

  • умение экспериментировать.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

    1. Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Деятельность с обучающимися можно организовать через мозговой штурм; начало предложения/конец предложения; через игру «Найди лишнее».

    1. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Деятельность с обучающимися можно реализовать через фронтальную работу или анкетирование.


    1. Актуальность – это необходимость решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать. Деятельность с обучающимися можно организовать через фронтальную работу, задав вопрос «Почему это интересует» или через групповую работу.

    2. Цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений. Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной. Деятельность с обучающимися можно организовать через фронтальную работу, задав вопрос «Для чего нам это нужно? С какой целью мы будем что-либо исследовать?».

    3. Гипотеза и защищаемые положения.

  • Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

  • Защищаемые положения - то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается.

Деятельность с обучающимися можно организовать через дебаты, голосование.

    1. После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной. Деятельность с обучающимися можно организовать через фронтальную работу, задав вопрос «Через что вы добьётесь этой цели? Какие шаги мы выстроим для того, чтобы достичь поставленную цель?»

    2. Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. Деятельность с обучающимися можно организовать через сбор источников, свойств и т. п.

    3. Методика исследования - описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Деятельность с обучающимися можно организовать через практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение), оформлять можно в виде таблицы, рефератом и т. п.

    4. Результаты исследования - собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Деятельность с обучающимися можно организовать через оформление в виде определённых факторов.

    5. Новизна результатов – это то, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов. Деятельность с обучающимися можно организовать через фронтальную работу, задав вопрос «Что неизвестное для себя вы открыли в ходе исследования?».

    6. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи. В выводах тезисно, по порядку описываются выполнения задач, излагаются результаты исследования. Деятельность с обучающимися можно организовать через снятие фильма, мультфильма, слайд-шоу.

    7. Значимость – это показывает то, как влияют результаты на практику. Деятельность с обучающимися можно организовать через фронтальную работу, задав вопрос «Какое развитие имеет эта тема? Как в жизни нам помогает это знание?»

Таким образом, в связи с переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2021 года, структура исследовательской деятельности учащихся на современном этапе развития информационного общества наполняется новыми целями и содержанием исследовательских умений.

1.2 Типичные ошибки при выборе темы исследовательской работы.

В данном разделе представлены типичные ошибки при выборе и формулировании темы исследовательской работы. Та или иная исследовательская работа начинается с выбора темы. Выбор темы школьного исследования — важный и очень ответственный момент. Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок, вопросов;

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Выбор темы - важнейшая составляющая содержания исследовательской работы. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке и выбору темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.

Типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования:

1. Тема не соответствует возрасту обучающегося.

2. Тема исследования навязывается научный руководителем.  

3. Тема исследования некорректно сформулирована.

4. Тема исследования неактуальна.

5. Название темы не соответствует проблеме исследования.

6. Тема исследования формулируется после выбора проблемы.

Исходя из вышесказанного, формулируя и выбирая тему исследования, необходимо помнить, что это исследование именно младшего школьника, которому необходим ограниченный объём и время. Соответствие возрасту, педагогическим целям и задачам. Название исследовательской работы должно точно отражать её содержание. Ответственность за выбор и формулировку темы лежит на научном руководителе несмотря на то, что в большинстве случаев тему выбирают сами обучающиеся.

1.3 Типичные ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования.

В данном разделе представлены типичные ошибки при определении и формулировании цели, задач и гипотезы исследовательской работы.

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и тому подобное.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

  • Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием, то есть происходит несоответствие между желательной целью и действительной.

  • Цель определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

  • В цели предполагается получить уже известные знания, то есть она банальна.

Цель указывает общее направление деятельности. Выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

2. Неясность, неточность формулировки целей.

Определить цель исследования – это здорово, но её ещё нужно каким-либо образом реализовать. Поэтому после того, как определили ДЛЯ ЧЕГО ЦЕЛЬ НУЖНА, надо решить и понять – КАК ЕЁ ДОСТИЧЬ.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

Технология формирования задач состоит в «разделении» цели на составляющие. В общей сложности задачи дают представления о том, каким путём будет достигнута цель.

Типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при определении задач исследования:

        1. Задачи формулируются не в той последовательности, в какой запланирована исследовательская работа (задачи должны формулироваться как этапы деятельности, последовательно отражая весь ход работы исследователя).

      1. Задачи формулируются общими фразами, без конкретики (сформулированная задача не должна вызывать дополнительные вопросы или содержать смысловые неясности).

      2. Слишком много или слишком мало задач (поставленная исследователем цель должна быть разбита на необходимый оптимум последовательных этапов ее достижения, которые выражаются в задачах и, как правило, их не бывает более 4-5).

      3. Избран ошибочный стиль при формулировке задач (задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить).

      4. Задачи перегружены, т.е. предложения сложно прочитать из-за громоздких формулировок (задачи должны быть сформулированы лаконично, но при этом конкретно и содержательно).

      5. Задачи, соответствуют исследовательским целям, но не этапам работы (формулируя задачу, нужно представлять, что конкретно необходимо сделать, выполнить, определить и т.п., чтобы в конечном итоге достичь цель исследовательской работы).

Исследование требует определения гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы или «строить предположения» – одно из главных и базовых умений каждого исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу, значит высказать своё предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка в следствие исследования. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Для того, чтобы правильно сформулировать гипотезу, нужно придерживаться определённых к ней требований.

Гипотеза должна:

- содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой.

Таким образом, определяя и формулируя цель, задачи и гипотезу в исследовательской работе, у исследователя появляется большое преимущество в том, что ему становится проще контролировать степень соответствия теме и этапам своей работы. Иными словами, когда у него есть четко сформулированная цель и конкретные задачи, он легко сможет сопоставить, ответил он на все вопросы в своей исследовательской работе или нет. Выдвинутая младшим школьником гипотеза даёт возможность опровергнуть или доказать его предположения.

1.4 Типичные ошибки при выборе методов исследования.

В данном разделе рассматриваются типичные ошибки при выборе методов исследования.

Что же такое метод?

Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, который является способом достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

Типичные ошибки, допускаемые при отборе методов исследования:

•        Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу;

•        Методы не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их возрастные особенности.

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Рассмотрим метод наблюдения.

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых.

Рассмотрим виды наблюдения:

- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

- Структурированное (наблюдение по плану)

- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).

В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является регистрация (запись) наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения ив момент совершения наблюдаемых событий. Универсального способа записи не существует и зачастую зависит от вида наблюдения. Предлагаются следующие варианты записи:

    • кратковременная запись, проводимая на месте наблюдения;

    • дневник;

    • карточки, которые служат для регистрации информации;

    • протокол наблюдения;

    • видео-фото-кино, звукозапись.

Рассмотрим типичные ошибки в применении метода наблюдения:

1. Наблюдение начинается без специально подготовленной программы, проводится случайно.

2. Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.

3. В состав регистрируемых признаков наблюдения в карточку наблюдения не входят часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации.

4. Введены только оценочные или только описательные катего­рии наблюдения.

5. В терминологическом обозначении категорий наблюдения имеется двусмысленность, в одну и ту же категорию наблюдения попадают различные классы признаков.

6. Не подготовлены и не апробированы методические документы, и в ходе сбора данных возникли трудности регистрации признаков.

7. Кодировка признаков карточки наблюдения не соответствует программе обработки данных.

Рассмотрим метод исследования - научный эксперимент. Он обеспечивает научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей.

Получаемые в результате лабораторные данные должны проверяться в естественных условиях.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.

В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, эксперименты подразделяются на: исследовательские, которые дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства, и проверочные, которые служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений.

Рассмотрим типичные ошибки при использовании метода эксперимента, выделяют три основных вида ошибок:

1. Систематические ошибки. Эти ошибки повторяются из замера в замер. Они появляются при работе е приборами, у которых смещен нуль шкалы, при измерении линейкой, длина которой не соответствует эталонной, при взвешивании предметов гирей, вес которой определен с ошибкой и т. и. Систематические ошибки уменьшаются до эксперимента путем калибровки приборов (проверки с помощью эталона) или использования более совершенных приборов.

2. Случайные ошибки. Возникают из-за множества случайных факторов, учесть которые практически невозможно. Они неопределенны по величине и по знаку. Тяжело подобрать контрольный объект по однородным или похожим экспериментальным параметрам.

3. Грубые ошибки или промахи. Появляются при временном сбое приборов, недостаточном внимании экспериментаторов, в результате действия внезапных факторов. Замеры, содержащие этот вид ошибок, исключаются из рассмотрения.

Отсюда следует, чтобы правильно сформулировать методы исследования, необходимо прежде всего определиться с целью и задачами исследовательского проекта. Когда обучающийся понимает, что нужно сделать, то нужно будет решить, как это нужно сделать. Далее обучающемуся необходимо выбрать подходящие методы и перечислить их. Обучающийся может не знать обо всех методах – это нормально. Поэтому он без порицаний получит помощь от преподавателя. Таким образом, обучающийся сможет правильно сформулировать методы исследования.

1.5 Паспорт исследовательской работы по теме: «Что за невидимка вокруг нас?»

Паспорт собственной исследовательской работы по теме «Что за невидимка вокруг нас?» (см. табл. 1).

Таблица 1

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Что за невидимка вокруг нас?

2

Актуальность исследования

Воздух – это уникальная «субстанция». Его нельзя увидеть, потрогать, он безвкусен. Поэтому так сложно дать четкое определение, что это такое. Обычно просто говорят – воздух, это то, чем мы дышим. Он находится вокруг нас, хотя мы его совсем не замечаем. Что будет, если воздух исчезнет? Без него не может жить ни один живой организм, а значит, все люди и животные погибнут. Он не обходим для процесса дыхания. Важное значение имеет, насколько чист и полезен воздух, которым все дышат.

Без воздуха немыслимо существование любого живого организма. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. Воздух является одним из важнейших объектом окружающей человека среды. Поэтому мы и выбрали эту тему для исследования.

3

Проблема исследования

Многие люди не задумываются о том, что благодаря воздуху мы живём.

4

Объект исследования

Воздух

5

Цель исследования

Выявление свойств воздуха и его значение для существования жизни.

6

Задачи исследования

1) Изучить научно – познавательную литературу по данной теме;

2) Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха;

3) Провести исследование по выявлению свойств воздуха;

4) Разработать буклет.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что воздух не такой невидимый, как кажется, и у него есть много интересных свойств, о которых мы не подозреваем.

8

Методы исследования

Наблюдение, опыт, эксперимент, опрос, изучение литературы.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

    1. Самый большой из всех океанов на Земле— воздушный.

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южного океанов есть на свете еще один океан — самый большой из всех. И мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и животные, и все предметы каждый день «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Океан этот называется ВОЗДУХ.

Все то, чем мы каждую секунду наполняем свои легкие для того, чтобы жить на наше планете. Кажется, что его нет – мы не видим его и не можем потрогать, однако, на самом деле, он есть и состоит из различных газов. И еще крошечные частички солей, пыли и воды.

    1. Функции и роль воздуха.

Очень важную работу выполняет воздух — следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый — на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не помёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы. Все живые организмы дышат воздухом. Каждой клетке нашего организма необходим кислород. Почти мгновенно без кислорода погибают клетки мозга, останавливается сердце, начинают разрушаться другие органы. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания.

Воздух помогает нам общаться. Издаваемые звуки приводят в колебание воздух. Рождающиеся звуковые волны заставляют колебаться барабанную перепонку в ушах. Колебания передаются в головной мозг, который воспринимает их как звук. На Луне нет атмосферы, поэтому там царит абсолютная тишина. А общаться можно только с помощью специальных устройств или жестами.

    1. Состав воздуха.

Воздух – смесь газов, первым из которых является азот. Он входит в состав белков и нуклеиновых кислот человеческого организма. Хоть его доля в клетках невелика – не более трех процентов, газ имеет важнейшее значение для нормальной жизнедеятельности.

Наибольшее количество азота используют в химической промышленности, в первую очередь при изготовлении удобрений.

Газовый состав атмосферного воздуха сохраняется за счет природного круговорота веществ. Для жизнедеятельности человека чрезвычайно важен кислород, который образуется с помощью растений. Так, ученым удалось рассчитать, что потеря всего 3% кислорода может привести к полной остановке всех биологических процессов на Земле. Озон требуется для разбавления кислорода, а также он концентрируется в верхних слоях стратосферы, создавая озоновый слой, который защищает Землю от солнечной радиации.

Газ, входящий в состав воздуха, находится на третьем месте по важности – аргон. Области применения аргона: лампы накаливания, заполнение пространства между стекол в пластиковых окнах, защитная среда при сварке, средство пожаротушения, для очистки воздуха, химический синтез. Человеческому организму особой пользы не приносит. При высокой концентрации газа приводит к удушению.

Атмосферный воздух содержит также углекислый газ (диоксид углерода), который образуется разными путями – при разложении органических веществ, если нагревается или горит топливо, в процессе дыхания животных и растений. Поглощают его в основном растения – поэтому поддержка достаточного растительного покрова чрезвычайно важна для стабильной работы атмосферы.

2. Проведение опыта и эксперимента на выявление свойств.

2.1 Эксперимент. Обнаружение воздуха.

Материалы исследования: пустая бутылка, емкость с водой.

Ход исследования. Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.

Материалы исследования: стакан, емкость с водой, вата.

Ход исследования. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем его и опустим в емкость с водой. Вынем стакан и посмотрим на ватку. Она не намокла, так как вода не попала в перевернутый бокал. Кажется, что стакан пуст, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом, и в нем нет места для воды. Вот почему вода не затекает внутрь стакана, и ватка остается сухой.

Вывод: данное исследование показывает, что воздух занимает место.

2.2 Опыт № 1. Горячий воздух легче, чем холодный.

Материалы исследования: спираль из бумаги, свеча.

Ход исследования. Нарисуем на бумаге спираль и вырежем ее. Заточенным карандашом проделаем небольшое отверстие в центре спирали. Проденем через него нитку. Подержим спираль над пламенем свечи. Спираль начинает вращаться вокруг своей оси.

Вывод: данный опыт доказал, что горячий воздух легче, так как он поднимается вверх и спираль начинает вращаться.

2.3 Опыт № 2. Воздух расширяется и сжимается.

Материалы исследования: две емкости с горячей и холодной водой, две бутылки, 2 воздушных шара.

Ход исследования. Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Используя резинку, закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться. Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается.

Вывод: воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы внутри нее удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется и поэтому ему нужно больше места. Он поступает в шарик и надувает его. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, в результате чего воздух помещается в бутылке.

2.4 Опыт № 3. Воздух давит одинаково во всех направлениях.

Материалы исследования: картонка, стакан с водой.

Ход исследования. Полностью заполним стакан водой. Положим открытку на стакан. Перевернем стакан, придерживая открытку. Аккуратно отпустим открытку. Открытка держится на стакане и не падает.

Вывод: в какую бы сторону мы не наклонили, картонка не упала, а значит, что воздух давит одинаково со всех сторон.

Заключение.

В ходе исследовательской работы выяснилось, что у воздуха много интересных и удивительных свойств, а также то, что воздух не такой уж невидимый. Следовательно, гипотеза, которую мы поставили в начале – подтвердилась.

Зная о важности воздуха, нужно охранять и заботиться о его чистоте, ведь человеку и другим живым существам нужен чистый воздух.

В дальнейшем, мы планируем продолжить изучение таких жизненно-важных факторов для человека и исследуем воду.

11

Оборудование для проведения исследования

Картон, стакан, шар воздушный, бутылка пластиковая, емкость, свечи, бумага, вата.

12

Продукт исследования

Буклет «Воздух – это жизнь»

13

Перспектива исследования

В дальнейшем, мы планируем продолжить изучение таких жизненно-важных факторов для человека и исследуем воду.

14

Используемые источники

1. Лаптева, В. Н. Исследовательская работа на тему: «Богатство природы — воздух» / В. Н. Лаптева, О. В. Гуляганова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 4 (7). — С. 76-77.

2. Журнал «Твои первые научные опыты» Воздух.

3. Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», № 2, 2003 год.

4. «Юному эрудиту обо всем» Издательство Махаон 2008 год.


1.6 Паспорт исследовательской работы по теме: «Влияет ли состав почвы на рост растений».

Паспорт исследовательской работы Мамонтовой Анастасии и Якуненковой Татьяны по теме «Влияет ли состав почвы на рост растений» (см. табл. 2).

Таблица 2

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Влияет ли состав почвы на рост растений»

2

Актуальность исследования

Земледелием люди занимаются с давних пор. Вырастить хороший урожай — значит быть сильным и богатым. А в наше время это необходимо. Мы задумались, как же влияет почва на рост растений? Почему у одних урожай хороший, а у других очень бедный. Почему у одной хозяйки цветы пышные, а у другой совсем чахлые?

3

Проблема исследования

возможно, что воздух не такой невидимый, как кажется, и у него

есть много интересных свойств, о которых мы не подозреваем.

возможно, что воздух не такой невидимый, как кажется, и у него

есть много интересных свойств, о которых мы не подозреваем.

По каким причинам одни садоводы получают богатый урожай со своего участка, а другие – скудный?

4

Объект исследования

Почва

5

Цель исследования

Изучение влияния состава почвы на рост растений

6

Задачи исследования

  1. Собрать и изучить информацию о почве.

  2. Изучить состав покупной почвы и с огорода.

  3. Произвести посадку семени в разные почвы.

  4. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

7

Гипотеза исследования


  • Мы предположили, что лучший рост семян зависит от состава почвы.


8

Методы исследования

1. Сравнение

2. Опыт

3. Наблюдение

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Теоретическая часть.

Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву. Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Корни растений дышат воздухом, который есть в почве. Всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества необходимые для жизни растений.

Но солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать, но этого не происходит. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Бактерии, живущие в почве, постепенно превращают остатки растений в перегной. Чем больше перегноя, тем почва плодороднее.

В природе животные повышают плодородие почвы. А человек добивается плодородия почвы, специально обрабатывая и ухаживая за ней: перекопка и рыхление обеспечивает поступление в почву воздуха, сохранение влаги, повышение всхожести семян; удобрение повышает количество питательных веществ в почве; прополка не позволяет сорнякам заглушать рост культурных растений.

Характеристика почв

Песчаные почвы

Песчаные почвы – это лёгкие, тёплые, хорошо пропускают воду, поэтому поспевают раньше других. Однако большинство овощных культур испытывают на них недостаток влаги: после дождей или полива питательные вещества промываются в нижние слои и становятся недоступными растениям. Эти почвы бедны также и микроэлементами. Поэтому перед посевом или посадкой овощных культур рекомендуется внесение глин в виде порошка до 10 кг/м2 с дополнительным обогащением почвы перегноем (3 кг/м2) и фосфорно-калийными удобрениями. Песчаные и супесчаные почвы — относятся к легким.

Их состав – это бесчисленное количество частичек песка, через которые с легкостью просачивается влага.

- Эти почвы мало содержат питательные вещества.

- Они быстро прогреваются, но и также легко теряют тепло.

- Их легко и просто обрабатывать, и они хорошо впитывают влагу.

- Но без систематической дополнительной обработки они не смогут обеспечить хороший урожай посаженных садово-огородных культур так как

- Растения обычно страдают от «недополучения» и нехватки воды.

Из-за своей большой влагопроницаемой практически все питательные вещества из таких почв быстро вымываются, а органические вещества — начинают разлагаться. Поэтому в такие почвы необходимо добавлять гумус и связывающие вещества — компост и порошок торфа. Песчаные почвы часто имеют примесь глины.

Улучшают плодородие таких почв искусственно - путем создания плодородного слоя или же постоянного внесения органических удобрений. Добавлять удобрения лучше в весеннее время и маленькими дозами. При внесении достаточного количества органических удобрений и необходимой влаги на песчаных супесчаных почвах хорошо растут плодовые деревья.

Солончаковые почвы

Солончаковая почва – это почва, в которой много растворимых солей по всему профилю. В верхнем слое такой почвы содержание солей может достигать 60 процентов.

Солончаковые почвы образуются под влиянием грунтовых, обогащенными минералами вод или засоленной горной породы. Они распространены в полупустынях, пустынях и южных степях, где могут простираться на обширные территории.

В местах близкого залегания грунтовых вод, в условиях выпотного режима происходит сильное испарение воды с поверхности почвы. Если грунтовые воды содержат минералы, то после испарения в капиллярах почвы оседают соли. Со временем процент их содержания увеличивается. Иногда солончаки могут образовываться из-за неправильного орошения, минерализации богатых натрием, хлором и серой растений-галофитов, наноса солей с помощью ветра и т.д.

Чернозёмные почвы

Чернозём – это богатые плодородные почвы, которые можно назвать гордостью России, её национальным достоянием. Во время Великой Отечественной войны немцы вагонами вывозили чернозём с Украины наравне с иными ценностями нашей великой страны. О великолепных свойствах чернозёма упоминается и в древних летописях V-VI века: «чернозёмная земля – наилучшая кормилица народа, потому что она не боится ни холодов, ни ветров и ливней, ни засухи».

Природное совершенство чернозёма не способны заменить никакие минеральные и органические удобрения. Ведь чернозём формируется в природе в течение нескольких тысяч лет, в условиях тёплого и влажного климата. Создать чернозём искусственно невозможно, так как на его образование влияют сотни природных факторов (геологических, климатических, биологических и т.д.)

Чернозёмные почвы характеризуются богатым содержанием гумуса (особенно – в верхних слоях), питательных веществ, зернистой либо комковой структурой, высоким (до 70%) содержанием кальция, огромным количеством полезных для растений микроорганизмов и прекрасными водно-воздушными качествами. В чернозёме имеются полезные гуминовые кислоты (смесь органических соединений), которые являются самой ценной фракцией гумуса, легко усваивающийся корнями растений.

  1. Практическая часть.

Для того чтобы нам подтвердить или опровергнуть гипотезу, нам надо провести опыт, сравнение и наблюдение.

Сравнение «Работа с микроскопом»:

Для того чтобы это выполнить нам понадобится.

  • Оборудование: микроскоп, земля с огорода, грунт с магазина.

  • Хот работы:

  1. Рассмотреть состав почвы №1 и №2.

  2. Зафиксировать в дневнике наблюдения (задание №1)

В микроскопе рассматриваем 2 почвы, с огорода и магазина.

В ходе рассматривания двух почв, мы видим, что состав почв разный, а значит и микроэлементы, содержащиеся в почвах – разные.

В дневнике наблюдения фиксируем изображения почвы.

Вывод: земля с огорода отличается от земли с магазина.

Далее переходим к опыту.

Опыт «Земля в стакане»:

Для того чтобы выполнить опыт нам понадобится.

  • Оборудование: стаканы (3 шт.), ложка (1 шт.), вода.

  • Ход работы:

  1. Добавьте в 1 стакан землю с огорода, во 2 стакан грунт с магазина, затем добавь воды и перемешайте.

  2. Зафиксируйте увиденное в дневнике наблюдения (задание №2)

  3. Сделайте вывод.

В 1стакан с водой добавляем землю с огорода, а во 2 стакан землю с магазина, размешиваем ложкой. Вода становится мутной, а через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор (земля с огорода): остатки листьев, перегноя и т.д.

Но в стакане, в котором вы размешивали землю с магазина, мы такого не можем наблюдать, просто выпал осадок.

Далее переходим к наблюдению.

Наблюдение «Посадка семени моркови»

Для этого нам понадобится.

  • Оборудование: земля с огорода, грунт с магазина, семена, стаканы (2 шт.).

  • Ход работы:

  1. Возьмите два стакана, в один насыпать землю с огорода, в другой грунт с магазина и посадить семя моркови.

  2. Наблюдать.

Берем два стакана, в одном земля с огорода, а в другом земля с магазина и садим семя моркови, затем ждем пару дней и видим, что быстрее семя взошло, которое мы посадили в землю с огорода.

Заключение.

Можно подвести итоги экспериментов. Для растения необходима рыхлая, богатая в меру минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Не зря в народе говорят: «Земля заботу любит», «Богатство соразмерно плодородию земли», «Цена земли - цена плодородия», «На необработанной земле лишь бурьян растёт». Чем насыщеннее и плодороднее почва, тем лучше чувствуют себя растения, посаженные в неё.

При более внимательном изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, я пришла к следующим выводам:

в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;

состав почвы влияет на рост растений;

при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;

растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие – в песчаной;

всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;

при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;

11

Оборудование для проведения исследования

Земля (почва 2 вида), вода, стаканы, микроскоп, ложки, семена.

12

Продукт исследования

Памятка «Состав хорошей почвы»

13

Перспектива исследования

Исследование может быть использовано на уроках биологии, во внеклассных мероприятиях, служить примером полезного применения удобрений почвы в саду и огороде, как источника питательных веществ. Поможет людям при посадке растений.

14

Используемые источники

Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

Пасечник В.В.Биология растения Учебник для 6 класса М.: Дрофа, 2012.

Сайты в Интернете:

http://greenplaneta.3dn.ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-

http://driveural.ru/2012/07/09/eko-karta.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%E2%E0

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Актуальность проектной деятельности сегодня понимается многими, так как ФГОС НОО 2021 года ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе обучающихся должны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии и социализации. Ни для кого не секрет, что обучающиеся не могут применять на практике, имеющиеся знания. Например, рассчитать необходимое количество обоев для оклейки стен в комнате. Проектная деятельность и позволяет успешно решать такие задачи.

Что же такое проектная деятельность обучающихся? Проектная деятельность обучающихся определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Проектная учебная деятельность является компонентом системы образования и развития учащихся, а не самой системой. В рамках организации полного дня данная форма работы особенно эффективна. Проектирование может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, факультативах, кружках. Проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, а следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда, создавать ситуацию успеха. Педагоги, в свою очередь, должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над другими проектами.

А. И. Савенков считает, что проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. Это значит, что разработка проекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связан­ных с задачами бескорыстного поиска истины. Нужно помнить и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь гото­выми алгоритмами и схемами действий - то есть исключительно на репродуктивном уровне. Представ­ление проектирования может быть, как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов.

Главной целью проектной деятельности является формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

По мнению Н. В. Матяш, младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу. Также, проектная деятельность для младших школьников должна носить учебно-познавательный и исследовательский характер.

Рассмотрим структуру проектной деятельности, которую выделяет К. Н. Поливанова:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание результата) в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Обратим внимание на основные требования к проекту:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Выделяют следующие критерии оценки проектной деятельности обучающихся:

  • осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы;

  • аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;

  • выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;

  • качество проекта, его оригинальность;

  • уровень творчества, оригинальность воплощения и представления проекта;

  • качество и полнота в оформлении записей.

Таким образом, проект - "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и т. п.

2.2 Проектная задача на тему: «Деньги».

Собственная проектная задача.

Проектная задача «Деньги» (4 класс)

Задание 1.

Скоро День Рождения у Маши и Никиты, чего только не придумают они, чтобы заработать на карманные расходы для подарка друг другу. Вот какой листок повесили они на кухне.

Всю неделю мама Маши и Никиты отмечает выполненные задания. Как только работа закончена, она ставит галочку. Вот что получилось за одну неделю.

Задания

Маша

Никита

Стирка

Поручения

Собака

Бельё

Машина

Грядки







А теперь посчитайте, что у них получилось.

Маша заработала ___________ руб., постирав носовые платки.

Никита заработал ____________ руб., выполнив поручения.

Маша погуляла с собакой и заработала __________ руб.

Никита погладил бельё и заработал ____________ руб.

Маша заработала 60 руб, _______________________________.

Никита заработал 30 руб., _________________________________.

Всего Маша заработала _________________ руб.

Всего заработал Никита __________________ руб.

Задание 2.

Маша и Никита получили свои заработанные деньги. На следующий день они пошли в школу, после уроков за ними пришла мама и устроила развлекательный день. От они пошли вниз к кафе, чтобы перекусить и потратили 1000 руб. Дальше мама повела их покататься на колесо обозрения, где отдала 300 руб. за взрослый билет и 200 руб. за детский, а после к фонтану, чтобы поесть морожено и сладкую вату, отдав 350 руб. Последним местом развлечения был зоопарк – 300 руб. за детский билет и 500 руб. за взрослый билет, где посмотрели и покормили животных, оттуда они отправились домой (на карте дом отмечен ). Сколько денег отдали за развлечения?

Задание 3.

Наступил День Рождения Маши и Никиты. Папа получает зарплату 30000 руб. Мама получает 20000 руб. Каждый месяц на покупку продуктов расходуется примерно 16000 рублей, на оплату транспорта, услуг химчистки и др. – 3800 руб. На оплату завтраков в школе, обедов родителей на работе и другие ежедневные расходы примерно 12200 руб. Вычислите, сколько рублей осталось на организацию дня рождения с учетом расходов.

Задание 4.

На день рождения пригласили много друзей Маши и Никиты. Родители организовали замечательный праздник. Сначала все проходило дома: куплено много шаров, фруктов, сладостей, 2 торта, приготовлены разные блюда – на все было потрачено 8000 руб. После родители повезли всех в боулинг, где потратили 2000 руб. Последнее место, которое они посетили – развлекательный центр, где родители потратили оставшиеся отложенные деньги на организацию праздника. В конце вечера Маша и Никита подарили подарки друг другу на свои карманные деньги, которые накопили, выполняя задания. Сколько Маша и Никита потратили вместе на подарки?

Задание 5. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Сколько заработала Маша?


Сколько заработал Никита?


Сколько было потрачено на развлечения?


Какое место было самым дорогим?


Сколько родители накопили на организацию дня рождения?

Представьте свои расчеты.


Сколько Маша и Никита вместе потратили на подарки друг другу?




Дидактические цели: сотрудничество в группах, заполнение таблицы заданной информацией.

Знания и умения:

1) Умение вычленять требуемую информацию (выделять существенную, зашумлённую несущественной), представленную в различных видах (например, таблица, словесное описание);

2) Владение способом арифметических действий с многозначными числами;

3) Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи.

Планируемые результаты:

Рассчитывать финансы, с учетом доходов и расходов.

Создавать конечный продукт.

2.3 Проектная задача на тему: «Я считаю деньги!».

Проектная задача Мамонтовой Анастасии и Якуненковой Татьяны.

Проектная задача «Я Считаю деньги!»

Класс:1-2.

Цель проектной задачи: формирование у младших школьников основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения, и ответственного отношения к личным финансам.

Планируемые результаты:

Предметные:

- решают текстовые задачи;

- выполняют простые математические вычисления;

- знают термины финансовой грамотности (сдача, сумма, деньги, сумма, остаток, итог)

- понимают основные принципы экономической жизни общества.

Метапредметные:

Познавательные:

- используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

- устанавливают причинно-следственные связи;

- выделают необходимую информацию из текста;

- используют знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач.

Регулятивные:

- осуществляют пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

- планируют свою деятельность;

Коммуникативные:

- формулируют полные ответы на вопросы;

- сотрудничают с учителем, в паре, группе.

Результаты (умения): принимают эффективные решения в использовании и управлении личными финансами, повышение мотивации учащихся к изучению вопросов управления личными финансами, дети научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности, имеют навыки сотрудничества.

Содержание проектной задачи.

В преддверии 8 марта, Максим решил посчитать свои деньги в копилке и купить подарок маме, бабушке и сестре.

Задание №1

Максим опустошил свою копилку и стал считать деньги, в его копилке оказались не только железные монеты, но и бумажные. При подсчете Максим несколько раз сбивался и каждый раз, как он начинал считать заново, у него получалась разная сумма. Помоги максиму посчитать сколько у него в копилке денег.

Сумма: __________

Задание №2

Максим после подсчета денег начал вспоминать, что нравится и чем увлекаются мама, бабушка и сестра.

Максим вспомнил, что мама любит комнатные растения и заниматься выпечкой, но не нравится, когда ей дарят букеты цветов. Бабушка любит вязать и рисовать картины по номерам, но не любит алмазную живопись. Сестра любит читать книги и делать украшения из бисера, иногда у нее возникает потребность создать картину из алмазной живописи, рисовать она не любит.

Помоги подобрать Максиму подходящий подарок, но не забудь, что после покупок подарков он должен встретиться с другом в кафе и оставить себе на обед 500 рублей.

600 рублей 276 рублей 1000 рублей



643 рубля 2120 рублей 807 рублей

365 рублей 780 рублей



Подарок бабушке + цена: _____________________

Подарок маме + цена: ________________________

Подарок сестре + цена: ________________________

Итог:____________________

Задание №3

Максим совершил покупки, но проголодался и решил сходить в столовую, но перед тем, как сделать заказ, он решил посчитать сколько у него осталось денег, из оставшейся суммы он 500 рублей выделил на обед.

Выбери и запиши блюда, чтобы уложиться в свой бюджет.

Выбранные блюда: _________________________________________________

Общая стоимость обеда Максима: _________



Задание №4

Максим вернулся домой и решил пересчитать свои деньги, чтобы узнать оставшеюся сумму.

Сумма, которая была: ___________


Подарок маме

Подарок бабушке

Подарок сестре

Обед

Сумма (потраченная)





Остаток





Итог







(ОСТАТОК БУДЕТ ТОЛЬКО В ОБЕДЕ, ПОТОМУ ЧТО НА ОБЕД С ОСТАВШЕЙСЯ СУММЫ МАКСИМ ОТЛОЖИЛ 500 РУБЛЕЙ)

Задание №5

Задание №6.

Итоговое задание – синтез результатов, полученных во всех заданиях: составлена таблица (или любой другой вариант оформления) с рекомендациями полезных подарков, расчётом их стоимости, общей суммы на подарок каждому, и остаток своих денег на карманные расходы.
Например можно подарить подарок тете, учителю, лучшей подруге.

Заключение

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

В ходе выполнения исследовательской работы от младших школьников требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из различных источников, обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений, событий.

Проблема формирования исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. Учебно-исследовательская деятельность направлена на формирование разных групп исследовательских умений.

Главный итог учебно-исследовательской работы ребенка – развитие его познавательных потребностей, исследовательских способностей, умений и навыков самостоятельно приобретать новые сведения о мире. К ним относятся умения: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать.

Для учителей, занимающихся с младшими школьниками проектно-исследовательской деятельностью важно:

- знание структуры проектно – исследовательской деятельности;

- умение использовать трудные ситуации, возникшие у учеников в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;

- быть равноправным участником дискуссий;

- решаемая проблема должна быть основана на чувствах ученика;

- создать для учеников условия уверенности в ценности их выводов;

- взаимодействие всех участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей;

- создавать условия для рефлексии обучающихся;

- уметь слушать;

- уметь удивляться сообщениям учеников;

- работа должна носить системный характер.

Список литературы



1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)

2. Жакулина И.В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://nsportal.ru.  

3. Залуговская В.М. Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы. – 2017г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://urok.1sept.ru.

4. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. - 106 с.

5. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://urok.1sept.ru.

6. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г. – 147-155 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2017г. - 527 с.

8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

9. Поляк Н.С. Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе. – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://nsportal.ru.

10. Прохорова О.Г. Методические рекомендации по организации по содержанию учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов. – 2019 г. – 19 с.

Приложение 1


Лист наблюдения исследовательской работы

«Что за невидимка вокруг нас?»

Задание: заполни таблицу исходя из результатов проведенных опытов.

Свойства воздуха

Что изучаем

Вывод

1. Воздух прозрачен или непрозрачен?


2. Имеет ли воздух цвет?


3. Имеет ли воздух запах?


4. Какой воздух легче: холодный или горячий?


5. Что происходит с воздухом при нагревании?


6. Что происходит с воздухом при охлаждении?


7. Как давит воздух во всех направлениях?



Приложение 2

Дневник наблюдений исследовательской работы

«Влияет ли состав почвы на рост растений»

Задание №1.

Вы исследовали и сравнивали почву под микроскопом. Зарисуйте под каждым номером почвы то, что вы наблюдали в микроскоп, а ниже поясните, что это было.


Почва №1. (из огорода) Почва №2.(из магазина- грунт)








2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Заполни таблицу исходя из результатов проведённого опыта. Запиши вывод.


Из чего состоит почва?

Состав почвы

Почва №1. (из магазина)

Почва №2. (из огорода)

1. Песок, глина



2. Камни, палочки



3. Перегной



4.Пузырьки воздуха



5.Цвет воды



6. Минеральная пыльца

(белый налёт по краям стакана)




Вывод:

2