СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уважаемые коллеги, на данной странице вы можете ознакомиться с методическими рекомендациями по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.
Министерство образования Красноярского края краевое государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Методические рекомендации
«Организация проектно-исследовательской работы
учащихся начальной школы»
г. Красноярск
2023 г.
Аннотация
В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе с целью формирования образовательных результатов у младших школьников, а также с целью расширения их общего кругозора. В содержании представлены алгоритм разработки детского исследования и приводятся примеры проектно-исследовательских работ. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Составитель: Степанчёнок В.М. - студентка группы 20П-2 отделения
«Преподавание в начальных классах», e-mail – viktoriastepancenok@gmail.com
Методические рекомендации по организации проектно- исследовательской
деятельности младших / Степанчёнок В. М., Министерство образования
Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького», 2023. - 64 с.
Красноярск, 2023, 64 с.
ВВЕДЕНИЕ 4
Раздел 1. Исследовательская работа обучающихся в начальной школе 5
1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5
1.2. Типичные ошибки при проведении исследований 7
1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований 8
1.4. Примеры паспортов исследований 10
Раздел 2. Проектная деятельность обучающихся в начальной школе 18
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 18
2.2. Проектная задача 20
2.3. Проектная задача «Мой двор» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Приложение 1. Детская исследовательская работа «Почему говорят, что лук злой?» 25
Приложение 2. Фотографии проведения исследования 33
Приложении 3. Проектная задача «Мой двор» 38
Приложение 4. Проектная задача «История Нового года» 54
В условиях современной жизни, когда за короткий срок происходит большое количество событий, появилась потребность в личности способной быстро ориентироваться в меняющихся условиях, адаптироваться в различных ситуациях. Государственное образование ориентируется на гармоничное развитие личности обучающегося, формируя его с самой первой обязательной ступени образования – младшей школы. Так, в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) определены требования к результатам освоения программы начального общего образования (НОО), отличительной особенностью является то, что важна не только передача знаний ученику, но и обучения его овладевать новыми знаниями самостоятельно, творчески пользоваться ими. Данные навыки могут быть сформированы при использовании исследовательской деятельности.
Цель разработки: систематизация знаний и обобщение опыта по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
В содержании методической рекомендации представлена специфика и назначение проектно-исследовательской деятельности, типичные ошибки её организации, а также примеры паспортов исследования и проектных задач для младших школьников.
С внедрением обновленного ФГОС стало обязательным формирование базовых исследовательских действий у младших школьников [1], определяя, что уже на этапе начального образования ученик должен стать исследователем.
Так чем же является исследовательская деятельность и может ли младший школьник быть исследователем?
По мнению Леонтовица А.В. исследовательской деятельностью учащихся является специально организованная, познавательная творческая деятельность, которая предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы [2]. Также хочется отметить, что по своей природе человеку, в том числе младшему школьнику легче усвоить информацию, когда он, самостоятельно исследуя и экспериментируя изучает мир, чем получать добытые кем-то ранее знания. Формирование исследовательских умений – это сложный, комплексный процесс подразумевающий под собой взаимосвязь нескольких исследовательских задач, таких как:
образовательные задачи: актуализация знаний, полученных при изучении темы, дальнейшая их систематизация; ознакомление с комплексом материалов, выходящим за пределы школьной программы;
развивающие задачи: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, познавательных умений учащихся, а именно: а) ориентироваться в информационном пространстве; б) работать с информацией, анализировать, сравнивать, отбирать и систематизировать материал, выделять главное, формулировать собственные выводы; в) применять свои знания в новых условиях;
воспитательная задача: создание продукта, востребованного другими [2].
Для начальной школы актуальны несколько классификаций учебных проектов, например, классификация по проблеме: освоение нового материала, более глубокое освоение изученного материала на уроке; классификация по количеству участников включает коллективное исследование (со всем классом), групповое, индивидуальное.
Исходя из возрастных особенностей учеников начальной школы их исследовательская деятельность направляется и корректируется учителем. А также исследовательская деятельность учащихся поддерживается родителями, они должны консультировать и помогать на тех или иных этапах исследовательской работы, но не выполнять данную работу за ребенка.
Структура оформления исследовательской работы младшего школьника представляет:
титульный лист;
оглавление;
введение (актуальность, проблема исследования, формулировка темы и цели, объект и предмет исследования, задачи, гипотезу, методы исследования);
основная часть (главы: теоретический анализ материала по выбранной теме, практические этапы работы);
заключение;
список используемой литературы;
приложения (при необходимости) [6].
При исследовательской работе ученик может столкнуться с трудностями уже на самых первых этапах подготовки исследовательской работы. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки.
Любое исследование начинается с выбора темы, необходимо внимательно подойти в данному этапу ведь от него зависит степень заинтересованность ребенка к работе. Основными ошибками при выборе и формулировании темы исследования является:
выбор темы исследования без определения её актуальности;
выбрана слишком узкая или широкая тема исследования;
тема исследования не соответствует возрастным особенностям и уровню подготовки обучающегося;
отсутствие заинтересованности учеником выбранной темой исследования;
название темы не соответствует проблеме исследования.
Следующим немаловажным этапом является формулирование цели и задач исследования. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим, а задачи в свою очередь определяют основные шаги исследователя, как ему необходимо действовать для достижения поставленной цели. К типичным ошибкам будут относиться:
цель завышена и невозможна в реализации исследовательской работы;
не соответствие цели и темы исследования;
неверно выстроенная последовательность задач для достижения цели;
выбраны сложные в реализации задачи исследования;
зафиксировано менее трех или более пяти задач.
Ошибки, допускаемые при выборе методов исследования:
методы не подходят для проведения обучающимися из-за их возрастных особенностей;
выбираются методы, которые невозможно или сложно отследить;
выбранные методы не соответствуют целям и методам исследования.
Также следует отметить, что обучающиеся сталкиваются с проблемами при формулировании гипотезы к работе, основным будет являться то, что ученики неверно выстраивают вопрос, на который следует ответить.
1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследованийК каждой исследовательской работе в зависимости от того какие цели она преследует, публикацию в научных журналах, выступление на конференциях или в школе, выдвигаются требования, как к оформлению детской работы, так и к описанию хода исследовательской деятельности. В данной работе, предлагается таблица с критериями, которую можно использовать в качестве точек контроля исследовательской работы.
Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ
№ | Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
1 | Актуальность | 1б — Обоснована актуальность темы исследования. 0б — Актуальность темы исследования не обосновывается. |
2 | Структура работы | 2б — В работе соблюдены все требования к ее структуре: введение (тема, цель, задачи, объект, предмет, проблема, гипотеза), основная часть, заключение, список литературы, наблюдается полное соответствие выводов целям и задачам работы. 1б — Часть требований к структуре работы не выполнена, или наблюдается неполное соответствие выводов целям и задачам работы. 0б— Отсутствует логика изложения, выводы не соответствуют целям и задачам. |
3 | Цель и задачи исследования | 1б - цели и задачи исследования соответствуют теме исследования и достигаемы. 0б - цели и задачи исследования не соответствуют теме исследования или не достигаемы. |
4 | Гипотеза | 1б – Гипотеза доказуема в рамках, описанных ребенком и проверяема. 0б – Гипотеза не доказуема в рамках описанных ребенком и не проверяема. |
5 | Объект и предмет | 1б – объект и предмет соответствуют цели исследования. 0б – объект и предмет не соответствуют цели исследования. |
Комментарий: следует учитывать, что объект должен быть шире, чем предмет. | ||
6 | Глубина исследования | 4б – Исследование проведено в полном объеме, представлена достаточная теоретическая часть исследования. Применены практические методы исследования, представлены доказательства проведенного исследования (фотографии, видео, аудиофайл, итоговый продукт). Представлены выводы к работе. 3б - Исследование проведено в полном объеме, представлена достаточная теоретическая часть исследования. Применены практические методы исследования, представлены доказательства проведенного исследования (фотографии, видео, аудиофайл, итоговый продукт). 2б - Исследование проведено в полном объеме, представлена не достаточная теоретическая часть исследования. Применены практические методы исследования, представлены доказательства проведенного исследования (фотографии, видео, аудиофайл, итоговый продукт). 1б – В исследовании применена большая часть задуманных методов, не представлены доказательства проведенного исследования (отсутствуют фотографии, видео, аудиофайл, итоговый продукт). 0б – Применены методы исследования, отличающиеся от задуманных или не применены вообще, не представлены доказательства проводимого исследования. |
7 | Достоверность информации | 2б – Представлены источники информации и ссылки на них. 1б – Представлены источники информации, но отсутствуют ссылки на них. 0б – Не представлены источники информации. |
8 | Качество итогового продукта | 2б – Продукт полностью соответствует теме и цели исследования. 1б – Итоговый продукт не соответствует заявленной теме и цели исследования. 0б – Итоговый продукт отсутствует. |
9 | Качество оформления работы | 1б — Работа оформлена в соответствии с требованиями. 0б — Текст работы оформлен не в соответствии с требованиями к работе. |
10 | Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы
| 3б – Ответы полные, четкие. 2б – Ответы на вопросы даны, но некоторые ответы нечёткие. 1б - Все ответы нечёткие/ неполные. 0б – Ответы на вопросы не даны. |
Комментарий: оценивается при презентации исследовательской работы. | ||
11 | Форма представления | 2б – Свободная речь. 1б – Свободная речь с опорой на текст доклада. 0б – Представление исследования при помощи чтения доклада. |
Комментарий: оценивается при презентации исследовательской работы. |
Приведем пример детской исследовательской работы (см. Приложение 1 «Почему говорят, что лук злой?» и таблицу с результатами оценивания по приведенным критериям.
Таблица 2. Анализ детской исследовательской работы
№ | Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
1 | Актуальность | 1б |
2 | Структура работы | 1б |
3 | Цель и задачи исследования | 1б |
4 | Гипотеза | 0б |
5 | Объект и предмет | 1б |
6 | Глубина исследования | 3б |
7 | Достоверность информации | 1б |
8 | Качество итогового продукта | 2б |
9 | Качество оформления работы | 1б |
10 | Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы | Комментарий: оценивается при презентации исследовательской работы. |
11 | Форма представления | Комментарий: оценивается при презентации исследовательской работы. |
В качестве примера приведем паспорт исследовательского проекта по теме «В какой воде - пресной или сильно и слабо соленой, объекты держатся на плаву лучше?». Автор: Степанчёнок Виктория Маиловна.
Таблица 3. Паспорт исследовательского проекта
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта | ||||||||||||||||||
1 | Тема исследования | «В какой воде - пресной или сильно и слабо соленой, объекты держатся на плаву лучше?» | ||||||||||||||||||
2 | Актуальность исследования | Многие ученики рассказали, что на летних каникулах часто ездят отдыхать на озера и реки. В ходе обсуждения, выяснилось, что на некоторых озёрах, на которых они были была какая-то особая вода. Что они даже думали, что научились плавать, ведь так хорошо держались на поверхности воды. Но на других водоемах не было такой «волшебной» воды. Какой же секрет скрывает вода? Проблема в том, что ребята так и не смогли прийти к общему мнению, почему пресная и соленая вода по-разному держит объекты наплаву. | ||||||||||||||||||
3 | Объект исследования | Вода (пресная, сильно и слабо соленая). | ||||||||||||||||||
4 | Цель исследования | Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских действий, по определению какая вода удерживает объекты на поверхности. Для ученика: исследовать почему объекты ведут себя по-разному в соленой и пресной воде. Задачи: Провести опрос среди всех учеников второго класса: в каких водоемах они плавали, и в каких из них было легче плавать. Найти теоретический материал, обосновывающий свойства соленой и пресной воды держать объекты на плаву. Провести опыты, позволяющие определить, какая вода лучше удерживает объекты на поверхности воды. Подвести итоги исследования по теме «В какой воде - пресной или сильно и слабо соленой, объекты держатся на плаву лучше?» | ||||||||||||||||||
5 | Тип исследования | По содержанию: монопроект (окружающий мир). По организационной форме: групповой. По продолжительности: краткосрочный (4-5 занятий). | ||||||||||||||||||
6 | Этапы реализации исследования (включая исследовательский), краткое их описание | Подготовительный: Проведение опроса среди учеников вторых классов, с целью выявления в каких водоемах плавают учащиеся, в каких из них это делается проще всего. Совместное с учителем и обучающимися формулирование темы, цели и задач исследования. Теоретический: ученики анализируют дополнительные источники информации (techinsider.ru; vchemraznica.ru) с учетом результатов опроса, чтобы узнать какая вода преобладает в водоемах, выделенных учениками, а также уточняют свойства пресной и соленой воды держать объекты на плаву. Узнают, как в домашних условиях создать соленую воду как в природных водоемах. Исследовательский: учитель совместно с детьми обсуждает технику безопасности при проведении опытов с водой. Учащиеся в группах проводят опыты, проверяя в какой воде, соленой или пресной одинаковые объекты лучше остаются на поверхности воды. Аналитический: учащиеся совместно с учителем формулируют выводы основываясь на результаты опытов, о том какая вода лучше держит объекты на поверхности, тем самым определяя в какой воде легче плавать. Презентационный: учащиеся создают короткий видеоролик, в котором наглядно демонстрируют в какой воде объектам легче оставаться на поверхности. | ||||||||||||||||||
7 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: определить в какой воде соленой (сильно и слабо соленой) или пресной объекты лучше остаются на поверхности. Гипотеза исследования: предположим, что объект держится лучше на плаву в сильно соленой воде. Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение; эмпирические: опыт. Оборудование для проведения исследования: тазики, пресная вода, соль, чайник, сырые яйца, листы наблюдения.
Ход исследования: Учитель совместно с обучающимся обсуждает результаты, полученные учениками в ходе теоретического исследования, и ставят гипотезу: предположим, что один и тот же объект ведет себя по-разному в соленой и пресной воде. Обсуждение и фиксация правил техники безопасности при работе с водой: не пробовать воду на вкус, не брызгаться. Организация рабочего пространства: каждая группа получает два тазика с разной водой и объекты на которых будет проводиться опыт. Учащиеся в группах осуществляют опыты и заполняют листы наблюдений: Каждая группа сначала погружает один объект в пресную воду и фиксирует в карточки, утонул или остался ли он на поверхности воды. После этот же объект погружают в соленую воду и фиксируют погрузился ли он в воду или остался на поверхности. Учащиеся проводят подобный опыт с оставшимися объектами, погружая их поочередно в пресную, а после в соленую воду. Каждая группа делает выводы о том, в какой воде объекты лучше всего остаются на поверхности, основываясь на результатах опытов, зафиксированных в лист наблюдения. | ||||||||||||||||||
8 | Продукт исследования | Короткий видеоролик, в котором наглядно демонстрируется в какой воде объекты лучше оставаться на поверхности. | ||||||||||||||||||
9 | Перспектива исследования | Определение в воде с какой концентрацией соли человек лучше остается на поверхности. |
Данная исследовательская работа была организована в модельных условиях на студентах группы 20П-2 Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького. Вы можете ознакомиться с фотографиями проведения в Приложении 2.
Помимо этого, вы также можете ознакомиться с паспортом исследования по теме «Какая же вода чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика?». Автор: Захарина Мария Владимировна.
Таблица 4. Паспорт исследовательского проекта
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
1 | ФИО участника | Захарина М.В. |
2 | Тема исследования | Какая же вода чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика? |
3 | Актуальность исследования | У нас в школе есть разная вода: вода из-под крана, есть фонтанчики, некоторые из вас приносят с собой воду в бутылках. Я думаю, что многим родители говорили, что нельзя пить воду из-под крана, потому что она грязная. Поэтому некоторым детям родители покупают воду в бутылках. Но ученые считают, что иногда вода в бутылках может быть даже опаснее, чем вода из-под крана. Из-за этого возникает проблема: какая же вода чище, какую вам пить? Чтобы ответить на этот вопрос и не навредить своему здоровью крайне важно знать способы, которые помогут проверить чистоту воды, которую мы пьем. |
4 | Объект исследования | Вода (из-под крана, бутилированная, из школьного фонтанчика). |
5 | Цель исследования | Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских действий по теме «Какая же вода чище из-под крана, из бутылки или из школьного фонтанчика?» Для учащихся: определить, какая вода чище: из-под крана, из фонтанчика или бутилированная вода. Задачи: 2. Изучить теоретический материал о способах проверки чистоты воды. 3. Провести опыты, позволяющие определить, качество воды и перечислить: из-под крана, из бутылки или вода после очищения фильтром. 4. Снять видео-ролик по теме «Какая же вода чище из-под крана, из бутылки или из фонтанчика?» |
6 | Тип исследования | По содержанию: монопроект (окружающий мир). |
7 | Этапы реализации исследования (включая исследовательский), краткое их описание | Подготовительный (1 занятие): учитель проводит беседу о роли воды в жизни человека. Организация опроса, цель которого выявить, какая вода, по мнения обучающихся, чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика. Учитель демонстрирует результаты опроса, чем подчеркивает актуальность данной темы для класса (различные мнения, нужно прийти к общему). В зависимости от результата опроса учитель делит учащихся на группы. Теоретический (1 занятие): ученики анализируют видеоролики о способах проверки чистоты воды. Происходит обсуждение на основе которых выделяются общие критерии чистоты: прозрачность, отсутствие запаха, мягкость, нормальная кислотность, отсутствие посторонних веществ. Исследовательский (2 урока): учитель возвращается к результатам опроса. На основе мнения большинства по этому вопросу учащиеся совместно с учителем формулируют гипотезу. Учитель совместно с детьми обсуждает технику безопасности. Учащиеся в группах (у одной группы вода из-под крана, у другой – вода из бутылки, у третьей – вода из фонтанчика) проводят опыты для проверки чистоты воды. Аналитический (1 урок): ученики совместно с учителем формулируют выводы о том, какая вода самая чистая, опираясь на результаты исследования и критерии чистоты. Презентационный (1 урок): учащиеся готовят видеоролик, в котором рекламируют, какую воду нужно пить. |
8 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: определить, какая вода чище: из-под крана, из фонтанчика или бутилированная вода. Гипотезы исследования (у каждой группы своя): предположим, что бутилированная вода самая чистая; предположим, что вода из фонтанчика самая чистая; предположим, что вода из бутылки самая чистая. Методы исследования: 1)теоретические: анализ, обобщение. 2)эмпирические: опрос, опыт. Оборудование для проведения исследования: прозрачные пластиковые стаканчики, вода из-под крана, вода из бутылки, вода из фонтанчика, марганцовка, мыло, лакмусовая бумажка, палочки для размешивания, тарелки. Ход исследования: Учитель выводит на доску результаты опроса о том, какая вода самая чистая и на основе этих результатов учащиеся совместно с учителем ставят гипотезу: предположим, что бутилированная вода самая чистая. Учитель говорит о том, что сейчас группы будут подтверждать или опровергать эту гипотезу с помощью тех способов, которые они нашли. Также группы будут заполнять листы наблюдения. На каждый опыт свой лист. Учитель совместно с учениками обсуждают технику безопасности: нельзя ничего пробовать на вкус, внимательно слушать учителя. Учитель демонстрирует учащимся листы наблюдений и объясняет, как заполнять их: нужно закрасить те колонки, в которых записаны результаты опыта, которые получили обучающиеся и показывает на примере. Учащиеся в группах осуществляют следующие опыты по плану действий: Определение прозрачности. Под прозрачный пластиковый стаканчик с водой учащиеся подкладывают небольшую карточку с текстом. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений: получилось ли у них прочитать текст или нет. Если получилось, они фиксируют, что вода прозрачная. Определение запаха. Учащиеся подносят воду в пластиковом стаканчике к носу и нюхают ее. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений есть ли у воды запах. Определение мягкости воды. Учащиеся мочат руки водой и начинают их мылить. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений, хорошо ли мылится мыло. Если мылится хорошо, учащиеся фиксируют, что вода мягкая. Если мылится плохо, ученики делают вывод, что вода жесткая. Определение кислотности. Учащиеся берут лакмусовую бумажку и опускают ее в стаканчик с водой. Держат в ней 5 секунд, затем достают и ждут еще 15 секунд. После этого ученики сравнивают цвет со шкалой на упаковке. Если от 5 до 8, ученики фиксируют, что вода нормальной кислотности. Определение наличия/отсутствия посторонних веществ. Учащиеся берут тарелочку с 3 кристаллами марганцовки и высыпают их в воду. Затем с помощью палочки перемешивают воду с марганцовкой. После этого ученики смотрят на цвет и фиксируют, есть ли в воде посторонние вещества. Если он желтый, значит в воде есть посторонние вещества. Каждая группа делает вывод о чистоте их воды. |
9 | Продукт исследования | Видеоролик, в котором учащиеся расскажут, какая вода самая чистая.
|
10 | Перспектива исследования | Изучение способов очищения воды в туристических условиях. Изучение чистоты воды в домашних условиях, изучение бутилированной воды разных производителей. |
Подведем итог по первому разделу: исследовательская деятельность школьника – интеллектуально-творческая деятельность, направленная на новый для участника исследования продукт. Новый интеллектуальный продукт устанавливает истинность проводимого исследования.
Раздел 2. Проектная деятельность обучающихся в начальной школе 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структураПроект — это черновик будущего.
Жюль Ренар
Первоначально значение слова «проект» - образ желаемого результата, представленный в какой-то конкретной форме. Однако сейчас данный термин трактуется не только как образ результата, но и деятельность по его получению.
В современном мире появилась потребность в человеке, способного не только получать знания и передавать их другим, но и в человеке способного применять свои знания, видоизменять их и находить с их помощью новые способы достижения результата. Таким образом начиная с первой ступени образования – начального, внедрять новые методы развития познавательных результатов. одним из таких педагогических методов и является проектная деятельность.
Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).
В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, а также в рамках свободной самостоятельной работы во внеурочное время. Её организация опирается на ряд общих для проектной деятельности принципов, совокупность которых позволяет организовать успешную работу школьников от постановки проблемы до её практического решения.
Принципы:
прогностичности – осуществление желаемого;
пошаговости – последовательное выполнение замысла проекта;
нормирования – выполнение всех планируемых действий;
обратной связи и получения информации о результативности деятельности;
продуктивности – направленность на результат [5].
Однако полноценную проектную деятельность младшие школьники осуществлять не способны, объективные причины этого кроются в ряде возрастных особенностей детей. Для обеспечения успешной самостоятельной проектной деятельности младших школьников необходимо создать следующие условия:
провести подготовительную работу, предлагаю ученикам задания исследовательско-творческого характера, постепенно увеличивая самостоятельность обучающихся;
ограничить длительность выполнения проектной деятельности одним уроком (в 1-м классе), одной-двумя неделями (во 2-м классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3—4-е классы);
способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы.
Отличительной особенностью проектной деятельности в начальной школе является то, что в ней могут принимать участия все ученики класса, как преуспевающие, так и отстающие по образовательной программе.
Основные требования к проекту.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Таким образом, мы видим, что проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация [4].
2.2. Проектная задачаРассмотрим понятие проектной задачи, которое предлагает А. Б. Воронцов: «Проектная задача – это задача, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей» [2].
Разница между проектной задачей и проектом заключается в том, что обучающимся предлагаются все необходимые средства и ряд заданий, требуемый решений.
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в-третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.
2.3. Проектная задача «Мой двор»В качестве примера приведем межпредметную проектную задачу по теме «Мой двор» для учеников четвертого класса системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Предложенные задания вы можете адаптировать под уровень своего класса и под специфику УМК, по которому осуществляете образовательную деятельность.
Авторы проектной задачи: Назарова Дарья Валерьевна, Степанчёнок Виктория Маиловна.
Краткое содержание проектной задачи: проект предназначен для расширения представлений об архитектурном проектировании. Ребята узнают, что необходимо сделать для благоустройства придомовой территории.
Цель проектной задачи: ознакомление обучающихся с общими понятиями градостроительного формирования городской жилой застройки, с проблемами организации существующих жилых дворов и с основными подходами архитектурного проектирования и комплексного благоустройства жилых дворовых территорий.
Задачи:
организовать среду для учащихся с целью знакомства с градостроительными понятиями;
организовать деятельность учащихся для развития математической грамотности, читательской грамотности;
привлечь внимание учащихся к экологической обстановке их двора.
Предметы интеграции: окружающий мир, математика, литературное чтение.
Форма выполнения проекта: распределение по группам (4-5 человек).
Примерная продолжительность проекта: краткосрочный проект: 2-3 урока.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: распечатки заданий, клей-карандаш, ножницы, письменные принадлежности, листы А4, А3.
Ознакомиться с проектной задачей вы можете в Приложении 3.
2.4. Проектная задача «История Нового года»
В качестве примера приведем межпредметную задачу по теме «История Нового года» для учеников 4 класса развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Предложенные задания вы можете адаптировать под уровень своего класса и под специфику УМК, по которому осуществляете образовательную деятельность.
Авторы: Захарина Мария Владимировна, Крупко Наталия Владимировна, Липуновская Дарья Максимовна, Парилова Екатерина Евгеньевна.
Ознакомиться с проектной задачей вы можете в Приложении 4.
В заключении хочется отметить важность организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы, ведь организуя данную деятельность сохраняется разумный баланс между теорией и практикой. Позволяя вывести процесс обучения на новую ступень, обеспечивая повышению познавательного интереса младших школьников, их овладения различными навыками, а также стимулирования их к научной деятельности в более старшем возрасте.
Работа с детьми в рамках начальных основ проектной и исследовательской деятельности позволяет достичь еще одной важнейшей цели образования: она дает импульс к самообразованию и саморазвитию, формирует способность к самоанализу, самоконтролю и самооценке, самоорганизации, умения решать возникающие проблемы, имея даже небольшой багаж знаний.
У школьников активно формируются такие качества, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021
Бурмистрова Е. В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся: учебное пособие для вузов / Е. В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 115 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15400-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт — URL: https://urait.ru/bcode/520452 (дата обращения: 18.01.2023).
Воронцов А. Б. Проектная задача / Воронцов А. Б. // Журнал «Начальная школа». — 16-31.03.2007. — № 607.
Денисова Е. И. Проектная деятельность младших школьников. /Денисова Е. И. // Образовательная социальная сеть nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/09/10/proektnaya-deyatelnost-mladshikh (дата обращения: 01.03.2023).
Леонтович А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности / А. В. Леонтович / / Завуч. — 2001. — № 1. — С. 105—107.
Структура исследовательской работы // Обучонок URL: https://obuchonok.ru/node/5776 (дата обращения: 16.01.2023).
ВВЕДЕНИЕ.
Часто можно услышать: «Какой злой лук!» Нередко это выражение можно услышать на кухне, потому что лук используют в пищу очень часто. А если при этом хозяйка, а ещё и все, кто рядом, начинают плакать, то значение слова «злой» очень усиливается.
Поэтому в своей работе мы решили выяснить, а действительно ли лук приносит зло и что можно делать, чтобы не плакать. Мы решили выяснить, какой бывает лук, почему люди почти всегда плачут от этого овоща, найти способы борьбы со слезами и рассказать о них ребятам и взрослым.
Цель работы: определить причину появления слёз при очищении и нарезании лука и установить эффективные способы защиты от слёз.
Задачи:
Изучить историю репчатого лука.
Изучить состав лука.
Изучить полезные свойства репчатого лука.
Узнать разновидности лука.
Определить экспериментально, почему мы плачем от лука и как этого избежать.
Объект исследования: лук.
Предмет исследования: свойства лука.
В работе использованы методы – анализ, обобщение, опрос, анкетирование, эксперимент.
Мы выдвинули гипотезу, что луковые слёзы возникают от чего - то плохого.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В начале своей работы мы заглянули в словарь Ожегова. Нашли три определения слова «зло». Здесь злость и обида, беда и неприятность. Неужели всё это имеет отношение к луку?
В ходе своего исследования мы выяснили, что существует всероссийский день лука. Народный праздник Луков день отмечается 20 сентября 2019 года (дата по старому стилю – 7 сентября). В церковном календаре – это день памяти преподобного Луки Каппадокийского, игумена Глубокореченского. Праздник посвящен луку. В селах и деревнях в этот день ведется сбор урожая этого овоща, его продажа и заготовка. Для того, чтобы лук не пропал и не загнил, его сплетают в косы и подвешивают под потолком. Шелуху не выбрасывают, а собирают и хранят отдельно, потому что отвар из нее помогает людям быть красивее: придает волосам здоровье, силу и красивый блеск.
В ходе своего исследования мы выяснили, что существует огромное количество загадок, поговорок, стихотворений о луке, где главной особенностью являются именно луковые слёзы. Например, стихи:
Лук растет на огороде, | Я совсем не собирался Доводить детей до слёз! Я хорошим быть старался, День за днём послушно рос, Соблюдал диету строго - Дождевую воду пил И за лето очень много Витаминов накопил! Не боялся я лопаты, Не страшился червяка, Был уверен, что ребятам Пригожусь наверняка, А теперь услышал вдруг: Опять в тарелке лук! |
Или поговорки: Лук семь недугов лечит. Кто его раздевает - тот слёзы проливает. Лук добр и к бою, и во щах. Лук, что царь, стрелы, что посланнички. Лук да баня все правят. Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться. Лук семь недугов лечит.
И загадки: Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
Говорят, я без застёжек,
На мне множество одёжек,
Сняли первую одёжку –
И заплакали немножко,
Оголили все бока –
Потекла из глаз река. (Лук)
Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слёзы проливает. (Лук)
Проанализировав все эти факты, мы сделали вывод: все произведения народного творчества добрые, шуточные, лёгкие. Никаким злом и не пахнет. 1-0 в пользу лука!
Мы узнали, что лук люди знают и любят уже давно. Большинство исследователей сходятся во мнении, что лук выращивается людьми уже более 5000 лет, а назвать хотя бы примерную дату его появления очень затруднительно. Популярность лука объяснялась тем, что он наименее скоропортящийся, чем многие другие продукты, особенно того времени, в добавок к этому его легко можно было переносить с собой, легко выращивать, ведь он может расти в различных почвах и прихотлив к климату.
Люди любили и почитали лук. Во – первых, блюда при его применении становились вкуснее, а во – вторых, лук защищал от всех болезней. 2-0!
Мы узнали, что в старину на луке даже гадали. Разрезали луковицу на 12 частей, которые обозначали 12 месяцев года, посыпали солью и на следующий день смотрели – какая частичка была влажная, в тот месяц будут дожди, а какая сухая – тот месяц будет засушливым.
Кроме того, учёные говорят, что лук – это целая кладезь витаминов! При авитаминозе лук очень полезен, он способен удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С. Чаще всего лук употребляют в пищу – как репчатый, так и зелёный, и он особенно важен в нашем питании зимой и ранней весной. Он очень полезен для нашего здоровья!
Лук умеет совершать просто чудеса. Оказывается, он снижает давление, успокаивает нервную систему и помогает засыпанию. Лечит грипп, простуду, заживляет раны. Лук способен повысить ваш иммунитет, понизить уровень холестерина, остановить рвоту, вылечить респираторные заболевания, помогает при диабете, сердечных заболеваниях и артрите.
Если очистить и нарезать лук ломтиками, посыпать каждый ломтик столовой ложкой коричневого сахара, накрыть их и оставьте на час, то можно избавиться от кашля. Есть это удовольствие следует 2 раза в день. Сера, которая содержится в луке, обладает антибактериальными свойствами, которые убивают микробы, вызывающие кашель.
Если залить лук небольшим количеством воды и вскипятить ее, то можно использовать жидкость для мытья головы перед шампунем. Это поможет при выпадении волос. Антимикробные свойства лука предотвращают появление перхоти и способствуют росту волос, а антиоксиданты остановят выпадение волос, а также помогут им стать сильнее.
Лук умеет разжижать мокроту и помогает устранить застой. Необходимо растолочь лук и сделать пасту, добавив немного кокосового масла. Надо нанести полученную смесь на грудь и накрыть ее полотенцем.
Лук работает как природный антибиотик и укрепляет иммунную систему. Пары, которые выделяет лук, — отличное отхаркивающее средство.
Лук расслабляет мышцы, укрепляет желудок и регулирует пищеварение. Для того чтобы приготовить луковый чай, надо вскипятить нарезанный кубиками желтый лук в небольшом количестве воды, дать ему остыть, а затем слить мякоть.
И это далеко не всё! Интересные факты о луке были найдены нами в сети Интернет: например, что в Древнем Египте в суде, когда клялись говорить только правду, клали руку на головку лука! А самый большой лук был выращен в Англии и весил он около 6 кг!
В своей работе мы узнали, что существует много сортов лука, но в каждом из них обязательно содержится много витаминов и загадочные вещества – фитонциды.
Фитонцыды – это природные антибиотики. Помогают растениям бороться с болезнями, помогают и нам быть здоровыми. Но причиной слез они всё таки не являются.
А причиной слёз является серный газ, который легко летает, везде, где раздевают или разрезают луковицу. Он попадает на слизистую оболочку глаз, начинают образовываться слёзы. Газ смешивается со слезами и образуется серная кислота, вызывающая жжение. А от жжения появляется еще больше слез.
Вот в чём причина луковых слёз, но и их называют полезными, потому, что слезная жидкость в это время дает мощное противомикробное действие, замечательно увлажняет глаза.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
И всё-таки люди пытаются найти способы проливать луковые слёзы как можно меньше. Мы обнаружили с помощью опроса и литературных источников целых 18 способов разрезания лука без слёз. Некоторые из них мы решили проверить.
СПОСОБЫ | РЕЗУЛЬТАТ | |
Я (экспериментатор) | Мама (рядом) | |
1.На уши повесьте луковые очистки. | Не плакала | Слёзы были |
2.Разделочную доску слегка присыпьте солью. | Слёзы были | Слёзы были |
3.Зажгите восковую свечу рядом с разделочной доской. | Не плакала | Слёзы были |
5.Понюхайте что-нибудь, имеющее сильный запах (например, кофейные зерна), сразу как почувствуете жжение. | Слёзы были | Слёзы были |
6.Режьте луковицу рядом с раковиной и включите кран. Протирайте глаза платком, смоченным водой, и споласкивайте руки. | Не плакала | Не плакала |
7.Перед тем, как резать лук, положите его на 15-20 минут в холодильник или морозилку. | Слёз не было | Слёз не было
|
8.Перед нарезкой положите луковицу на несколько минут в теплую подсоленную воду. | - | - |
9.Положите половинку разрезанной луковицы на голову. | Слёзы были
| Слёзы были
|
10.Проветривайте кухню: используйте настольный вентилятор или откройте форточку. | Слёз не было | Слёз не было |
11.Наберите в рот воды. Когда почувствуете жжение – поменяйте воду. | Слёз не было
| Слёзы были
|
12.Делайте это в очках: сноубордических, плавательных. | Не плакала | Слёзы были |
13.Побольше разговаривайте – читайте наизусть отрывки из любимых произведений или стихи. | Слёзы были
| Слёзы были
|
14.Старайтесь дышать только ртом, чтобы луковый сок не вызвал раздражение слизистой носа. Если не дышать носом не получается - завяжите нос платком или пойте во время нарезки. | - | - |
15.Наденьте противогаз или маску для подводного плавания с трубкой. | Слёз не было
| Слёзы были
|
17.Жуйте петрушку. | - | - |
18. В процессе резки посвистывайте или дуйте на лук, отгоняя подобным способом от носа и глаз вещества летучей серы. | Не плакала
| Слёзы были
|
Вывод: Не все способы помогают разрезать или «раздеть» лук без слёз. Наиболее эффективными оказались использование воды, охлаждение лука, острый нож и проветривание комнаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, все данные, которые мы собрали о луке, говорят о том, что этот овощ очень полезен и не имеет никакого отношения к чему-то по- настоящему злому. Наша гипотеза, о том, что лук имеет непосредственное отношение к злу, не подтвердилась и мы этому только рады. Чем больше жжение, тем «злее» лук, но это слово в данном случае имеет переносное значение. Ешьте лук и будьте здоровы!
Результаты своего исследования мы представили в презентации, которую показали ребятам. Выяснилось, что многие факты о луке, ребятам были не известны и многие предпочитают из своего рациона лук удалить. Но после нашего представления результатов исследования, ребята станут уважать и употреблять этот овощ гораздо чаще. Ведь не зря существует поговорки: Лук в пищу добавляйте, здоровье укрепляйте! От болезней и недуг, защищает доктор Лук!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Л.Скребцова, А.Лопатина, М. Скребцова Сказочный справочник здоровья, том 2, 2002г.
Лук - доктор и Кулинар, В.Т. Пономарев, 2009, издательство « Удача»
Детская энциклопедия, « Обо всем на свете», 1998 г.
http://all-4-woman.ru/zdorove/uzhe-davno-izvestno-chto-luk-polezen-dlya-zdorovya-no-nikto-nikogda-ne-govoril-vam-ob-etix-chudesnyx-ego-svojstvax.html
https://mednew.site/narodnaya/luk-universalnoe-lekarstvo
Приложение 2. Фотографии проведения исследования по теме «В какой воде - пресной или сильно и слабо соленой, объекты держатся на плаву лучше?» в модельной ситуации.
Содержание:
- Однажды А.П. Чехов сказал: “Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша”. Много жителей из ближайших домов разделяют его точку зрения и обратились в администрацию города. Граждане хотели бы благоустроить свой двор и попросили помощи в этом. Посмотрите на фотографии, какая детская площадка вам нравится больше? На какой было бы интереснее проводить время?
- Скажите, а нравится ли вам ваш собственный двор?
- Вы попробуете создать проект идеального двора. Для этого вам необходимо стать настоящими подрядчиками. Знаете, кто это?
- Подрядчик - это человек, который выполняет определенные операции различного характера по заданию заказчика.
- Сегодня, заказчиками выступают жильцы из домов, у которые бы хотели изменить состояние своего двора. И конечно, заказчиками выступаете вы сами, у каждой группы уже обозначены задания, вам нужно будет выполнить их, для того, чтобы обустроить идеальный двор. Этот проект вы можете предложить своим родителям и поднять вопрос о детские площадки на общедомовом собрании, и возможно именно ваш проект послужит основой для детской площадки.
Желаем вам удачи!
Задание 1
Определите стоимость затрат, необходимых для благоустройства идеального двора. Занесите результаты ваших расчетов в таблицу «Смета затрат на благоустройство двора».
Воспользуйтесь перечнем оборудования, которые подойдут для благоустройства двора, материалом из справочника “Допустимые материалы для обустройства двора” (Приложение 1), прейскурантом цен из магазина “Забава”.
Смета затрат на благоустройство двора | |||
Наименование товара | Количество | Цена (за 1 товар) | Стоимость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая стоимость покупки |
Оборудование, подходящее для благоустройства двора:
Горка
Качели
Песочница
Качалка на пружине
Качалка-балансир
Турник для подтягивания
Карусель
Беседка
Вазоны для цветов
Качеля-гнездо
Полоса препятствий
Скамейка
Урна
Освещение
Игровой комплекс
Забор
Прейскурант цен из магазина
Наименование | Цена за одну единицу |
Горка | Пластиковая - 18 000 руб. Металлическая - 53 000 руб. |
Качели | Деревянные - 25 000 руб. Пластиковые - 22 040 руб. Качели - диван - 43 000 руб. |
Песочница | Без навеса -11 280 руб. С навесом - 11 000 руб. |
Качалка на пружине | На одного человека - 15 700 руб. На два человека - 24 000 руб. |
Качалка-балансир | 25 000 руб. |
Турник для подтягивания | 34 310 руб. |
Карусель | “Дружба” 41 600 руб. “Вертушка” 47 400 руб. |
Беседка | Восьмигранная - 120 000 руб. Со столиком - 104 964 руб. |
Вазоны для цветов | 19 800 руб. |
Качеля гнездо | 15 000 руб. |
Лазы | 35 000 руб. |
Скамейка | 12 600 руб. |
Урна | 5 000 руб. |
Освещение | 4 600 руб. |
Игровой комплекс | “Поезд” -23 910 руб. “Корабль” - 180 865 руб. |
Забор | Цена варьируется в зависимости от периметра площадки |
Задание 2
Определите, как лучше всего разместить элементы детской площадки, ориентируйтесь на отзывы жильцов и свой личный опыт. В зависимости от этого разместите на плане придомовой территории место расположения каждого объекта. Для этого используйте изображения оборудования подходящего для благоустройства двора из приложения № 2.
Отзывы жильцов:
Макет:
Задание 3
Вы наверняка часто обращаете внимание, что на улицах города есть много дорожных знаков обозначающих как следует себя вести рядом с дорогой.
Все взрослые, и даже дети, не умеющие читать, только посмотрев на символы, понимают, как следует себя вести в той или иной ситуации. Вот эти символы и расшифровки к ним.
Таблица символов:
Во двор часто приходят семьи с маленькими детьми, которые ещё только узнают, как следует вести себя в обществе. Создайте подобные знаки поведения во дворе и правила к ним. Для выполнения задания используйте приложение№3.
Пример правила: «Игровое оборудование следует использовать, только, по назначению».
Задание 4
Чтобы реализовать ваш проект необходимо согласовать его с управляющей компанией. Для этого напишите письмо-обращение, используя структуру письма (представлена ниже).
Не забудьте указать, кто разрабатывал проект, материалы, созданные вами и рекомендации по реализации данного проекта. Для заполнения письма, воспользуйтесь приложением № 4.
Структура письма:
Указано наименование организации, к которой обращаетесь;
Указан почтовый адрес для обратного ответа;
Текст обращение составляется в деловом стиле, с использованием фраз-помощников;
Указана дата и подпись.
При создании письма-обращения, можешь воспользоваться следующими фразами-помощниками:
«Уважаемая, управляющая компания …»
«Просим Вас» + что сделать?
«В результате …» + чего?, «В связи с …» + чем?
«Будем благодарны за помощь в …»
«Готовы предоставить Вам» + что?
«Надеемся на дальнейшее сотрудничество», «С надеждой на дальнейшее сотрудничество»
«С уважением, ...»
Карточка рефлексии
Имя ______________________
Ответь, пожалуйста, на вопросы: Тебе понравилось работать в группе? Подчеркнуть свой ответ. ДА НЕТ Понравилась ли тебе тема проекта? _______________________ Какое задание было для тебя самым интересным? Почему? ______________________________________________________ ______________________________________________________ Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер. _______ Какое задание было самым сложным? Отметь его номер. _____
Оцени своё отношение к выполненной работе, раскрасив домик: Всё получилось Были сложности Ничего не получилось |
Укажите знак +, напротив фамилии участника группы, обозначив его вклад в решении проектной задачи.
Участники группы | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 1 к проектной задаче «Мой двор»
Материал из справочника
“Допустимые материалы для обустройства двора”
Ко всем перечисленным видам оборудования предъявляют ряд требований безопасности. Края и углы изделий обязательно должны быть скругленными, чтобы исключить риск получения случайной травмы. Детские площадки из дерева считаются самыми экологичными и безопасными для детей, но также допускается использование металлических элементов. Главный минус дерева - его высокая стоимость. И если деревянная площадка стоит совсем небольших денег, нужно выяснить, из чего она изготовлена на самом деле. В производстве детских площадок стали чаще использовать материал - пластик, но оценить безопасность, долговечность, устойчивость материала к выгоранию и перепадам температур сложно.
Для окрашивания применяется краска с повышенной стойкостью к износу и атмосферным воздействиям. Благоустройство детских площадок предусматривает использование оборудования, оформленного в ярких насыщенных цветах. Это необходимое условие, поскольку игровые комплексы должны привлекать и заинтересовывать детей.
Не менее важно правильно выбрать место установки. Это не должна быть открытая местность, поскольку тогда в жаркую погоду детям придется играть под прямыми солнечными лучами. Лучше выбрать место в тени деревьев или домов, а если такой возможности нет – использовать навесы или беседки.
Согласно правилам обустройства детских площадок, они должны иметь напольное амортизирующее покрытие, которое поглощает ударные нагрузки и снижает риск получения травмы. В рамках обустройства детской игровой площадки особое внимание необходимо уделить ее наружному освещению.
Приложение № 2 к проектной задаче «Мой двор»
Приложение № 3
Приложение № 4
Установка:
Дорогие ребята, вы конечно знаете, что каждый ребёнок ждёт любимый праздник - Новый год. Это очень важный праздник, который отмечается по всей стране. Мы уверены, что вы много знаете об этом празднике и его традициях. Но, знаете ли вы, откуда взялся праздник под названием “Новый год”? А хотелось бы узнать? Для этого вам предстоит выполнить ряд заданий по изготовлению новогоднего альбома, который поможет погрузиться в историю Нового года. Готовые альбомы вы можете представить другим классам, чтобы они тоже могли познакомиться с историей Нового года. Надеемся, что данный вид работы будет интересен и вдохновит вас на создание исторических альбомов и для других праздников.
Желаем удачи!
Задание 1.
Прочитайте текст и на его основе составьте ленту времени* (образец смотри в Приложении 1)
На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия* - 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался, так называемый, «зимний солнцеворот» - 22 декабря (самый короткий и холодный в году). Обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.
В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав с 31 декабря на 1 января, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.
Обратите внимание! По ходу выполнения заданий, вы можете дополнять ленту времени новыми фактами.
Задание 2.
Прочитайте текст про историю Деда Мороза. Представьте в виде последовательности картинок: как менялся образ Деда Мороза.
Мало кому известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из-за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус). Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, который морозил людей. Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.
В советское время был распространён новый имидж: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года соратник Сталина, Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. Был торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза построен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.
Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - он не был добрым божеством. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в Советской России: Дедушка Мороз стал символом празднования Нового Года, заменившего в идеологии атеизма наиболее любимый детьми в дореволюционной России праздник Рождества Христова.
Обратите внимание! По ходу выполнения заданий, вы можете дополнять ленту времени новыми фактами.
Задание 3.
В тексте вы можете узнать, какие ингредиенты входят в состав знаменитого новогоднего салата “Оливье”. Посчитайте, сколько примерно советских рублей требовалось для приготовления салата. Вычислите, сколько российских рублей потребовалось бы для приготовления салата “Оливье” в наше время, если один советский рубль равен 279 российским рублям.
Изначально Новый год советские власти позиционировали как праздник для детей. Но уже в конце 1930-х годов традицию подхватили граждане всех возрастов. 1 января долго оставался рабочим днем. Но в конце декабря 1947 г. первый новогодний день был объявлен праздничным нерабочим днем.
В честь Нового года город украшали к празднику, организовывали уличные ярмарки, елочные базары. Все магазины обязаны были выбрасывать на прилавки наборы новогодних подарков. В некоторые годы для развоза поздравлений и подарков городские власти даже выделяли по несколько сотен легковых такси и грузовиков.
Студии звукозаписи предлагали всем желающим записать поздравления и отправить друзьям пластинки. На радио проводились поздравительные часы, в которые можно было передать знакомым свой новогодний привет и пожелания. Особым ритуалом была отправка новогодних открыток. Для детей организовывали утренники. Каждому ребенку дарили сладкий подарок.
Одним из главных символов Нового года являлись мандарины. Цитрусовые были популярным подарком в СССР. Другие фрукты в стране зимой были недоступны.
Еще одним традиционным украшением стола были салаты, особенно “Оливье”. Они считались признаком гостеприимства и хлебосольства. У каждой хозяйки был свой особенный рецепт “Оливье”, но оставались и универсальные ингредиенты. Для приготовления салата нужны были вареная колбаса (палка колбасы - 2.60 рублей), баночка майонеза (33 копейки), яйца (1.10 за десяток), жестянка консервированного зеленого горошка (39 копеек), картофель 1 кг (14 копеек), морковь 1 кг (10 копеек).
Задание 4.
Прочитайте все предыдущие задания. Найдите традиции в текстах и внесите их в ленту времени. Обсудите в группе, какие новогодние традиции есть в ваших семьях. Нарисуйте эти традиции на отдельном листе.
Задание 5.
Создайте исторический альбом Нового года. При создании альбома можно использовать листы бумаги, картон, клей, степлер, цветные карандаши, фломастеры, краски.
На 1 и 2 странице альбома разместите ленту времени. На 3 странице будет находиться задание №2. На 4 странице разместите решенную задачу про салат “Оливье”. На 5 странице прикрепите рисунки новогодних традиций вашей группы. Также при оформлении альбома можно использовать изображения из Приложения 2.
Подготовьте представление вашего исторического альбома Нового года, опираясь на план (см. ниже).
Примеры оформления альбома:
ПЛАН:
О чём была проектная задача?
Расскажите о выполненных вами заданиях.
Что вам удалось \ не удалось выполнить?
Из-за чего у вас возникли трудности?
Как были распределены роли в группе?
Какой вывод вы можете сделать по результатам выполненной работы?
Приложение 1 к проектной задаче «История Нового года»
Примеры оформления ленты времени:
Приложение 2 к проектной задаче «История Нового года»
Словарь
Лента времени - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события
Равноденствие – это время, когда день и ночь практически равны.
Солнцестоя́ние (древнеславянское название: солнцеворо́т) - астрономическое событие, при котором Солнце над горизонтом в истинный полдень находится на максимальной (летнее солнцестояние) или минимальной высоте (зимнее солнцестояние).
Атеи́зм — отвержение веры в существование любого божества/бога или уверенность в том, что богов не существует.