МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 57 г.Улан-Удэ
имени А. Цыденжапова»
Методические рекомендации
Организация работы добровольческого (волонтерского) отряда
с обучающимися начальной школы
Улан-Удэ
2020
Рецензент:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова З.Б. Лопсонова
Лубсанова ЦДЖ
Организация работы добровольческого (волонтерского) отряда
с обучающимися начальной школы: методические рекомендации
В методических рекомендациях представлен опыт работы по организации деятельности волонтерского отряда с обучающимися начальной школы, раскрыты современные подходы к вовлечению детей в волонтерское движение посредством их участия в социально-значимых проектах. Целью представления опыта работы явилось оказание методической помощи педагогам по проведению мероприятий для обучающихся и их родителей, популяризация и формирование культуры безопасности от ЧС, обеспечение педагогов оперативной и опережающей информацией и методической поддержкой.
Методические рекомендации адресованы учителям, воспитателям, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.
Оглавление:
Введение
Основные направления деятельности волонтерского отряда Агенты 57
Программа «Планета безопасности»…………………….
Формы работы по реализации программы «Планета Безопасности» добровольческого проекта
Выпуск школьной газеты………………………………
Организация квест-игры…………………………………..
Тематика и содержание классных часов…………………
Сотрудничество с социальными партнерами…………………
Информационная поддержка проекта добровольческого (волонтерского) отряда АГЕНТЫ 57.
Заключение.
Приложение 1. Задания городской дистанционной квест-игры (1-2 кл.)
Приложение 2. Конспект классного часа «Наш дом - источник опасности» (1- 4 кл)
Приложение 3. Сотрудничество с социальными партнерами.
Приложение 4. Наши волонтеры.
Организация работы добровольческого (волонтерского) отряда АГЕНТЫ 57
в начальных классах
Введение
Детские общественные объединения развивают и создают условия для самореализации и самоопределения обучающихся социокультурных ценностей, принятых в российском обществе правил и норм поведения, путем качественного обучения школьников и их законных представителей/родителей, через профориентационную работу среди обучающихся, через знакомство с разными профессиями.
Методическая разработка раскрывает особенности содержания работы с добровольческим отрядом в начальных классах, занимающимися пропагандой повышения культуры безопасности среди обучающихся и их родителей. Представлен опыт использования элементов современных педагогических технологий, разнообразных форм работы, методов и средств обучения и воспитания детей. Разработка направлена в помощь планированию деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
Анализ методической литературы по работе с волонтерами показал следующее:
- необходимая методическая литература представлена в основном отдельными статьями в журналах, на сайтах отдельных волонтерских групп;
-большей частью в данных статьях идет описание работы с волонтерами старших классов и взрослого населения;
- организационно-методическая работа с волонтерами младшего школьного возраста по теме нашего проекта представлена недостаточно.
Цель данной разработки: оказать методическую помощь педагогическим работникам, осуществляющим организацию деятельности с волонтерами младшего школьного возраста;
Задачи:
показать активные формы и методы работы с добровольческим отрядом начальных классов;
представить новые форматы дистанционной работы для пропаганды своей деятельности;
обосновать важность сотрудничества с партнерами в целях реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Данная методическая разработка окажет помощь в организации работы школьного волонтерского отряда, материалы могут быть полезны при планировании программы внеурочной деятельности для педагогов, а также могут стать источником для разработки программы воспитания и социализации обучающихся.
Основные направления деятельности волонтерского отряда АГЕНТЫ 57
Почему мы выбрали направление - волонтерство? Потому что вовлечение детей в данный вид деятельности является способом и средством их успешной социализации. Воспитание детей мы рассматриваем, как основной приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Одной из предпосылок обращения к волонтерству, на наш взгляд, послужил документ: «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», который помог разобраться, какие основополагающие ориентиры должны быть у современного классного руководителя для организации воспитательной работы обучающихся. В данном документе отмечается, что: «Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает: улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей».
Таким образом, развитие волонтерства среди школьников нашего образовательного учреждения стало очевидным. Детское добровольческое движение поможет нам организовать не только досуг детей, но и привлечь их к различным проектам, развивающим творческий потенциал воспитанников, а также приобщить к решению социально значимых проблем общества.
На начальном этапе реализации проекта нам необходимо было определиться с выбором направления волонтерского движения, так как существует несколько направлений.
В скором времени представилась отличная возможность определиться с направлением волонтерства, когда мы увидели Положение о Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы» (2020г). Это федеральный грантовый проект являющийся федеральным проектом «Социальная активность» национального проекта «Образование» (максимальная сумма заявки - 500 тыс.руб.). Было представлено на выбор несколько направлений: экологическое, культурное, ЗОЖ (здоровый образ жизни), образовательное (организация слетов, форумов и т.д.), тимуровское (оказание помощи нуждающимся в уходе). Нами было выбрано следующее направление: «проекты, направленные на содействие службам чрезвычайного реагирования, поиска людей, популяризации культуры безопасности среди обучающихся общеобразовательных организаций».
На наш взгляд, данное направление является актуальным, потому что обеспечение пропаганды знаний среди детей школьного возраста, среди населения, повышение культуры безопасности в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, является одним из основ развития личности. Мы создаем условия для самореализации и самоопределения обучающихся на основе социокультурных ценностей, принятых в российском обществе правил и норм поведения путем качественного обучения школьников и их законных представителей/родителей; через профориентационную работу среди обучающихся, через знакомство с разными профессиями.
Традиционно в общешкольном воспитательном плане образовательного учреждения сентябрь - это Месячник безопасности, и классные руководители должны проводить соответствующие мероприятия по профилактике безопасности детей, а также 4 раза в год учителями проводятся инструктажи по технике безопасности в период каникул среди обучающихся. Все эти плановые мероприятия дают волонтерам отличную возможность взять на себя инициативу и организовать работу в данном направлении.
Целью деятельности нашего добровольческого отряда является создание эффективных инновационных форм работы по пропаганде повышения культуры безопасности среди детей и подростков, также среди населения от ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
Основными задачами наших мероприятий по проекту являются:
- овладение знаниями и навыками безопасной жизнедеятельности нашей целевой аудиторией;
-повышение уровня мотивации среди обучающихся к участию в добровольческой (волонтерской) деятельности;
-развитие творческих, лидерских инициатив подрастающего поколения;
-повышение интереса к профессиям из служб чрезвычайного реагирования.
Любая деятельность должна быть системной, иметь алгоритм, планирование. Для работы нашего добровольческого отряда АГЕНТЫ 57 была разработана авторская программа «Планета Безопасности».
Зачастую дети становятся жертвами чрезвычайных ситуаций, в первую очередь, из-за неумения правильно действовать при возникновении различных ЧС и неумения своевременно и грамотно оказать первую помощь себе и окружающим. Следует отметить, что из-за отсутствия элементарных знаний в области культуры безопасности не удается предупредить происшествия заблаговременно. Вследствие нехватки времени на классных часах недостаточно ярко и информативно преподносится информация, проблема в большинстве случаев остается открытой.
Основные мероприятия по реализации проекта:
Организация экскурсий по музеям города Улан-Удэ;
Подготовка встреч со специалистами из служб чрезвычайного реагирования;
Проведение классных часов: «Как действовать в ЧС»;
Выпуск школьной газеты: «Планета безопасности»;
Организация квест-игры «Планета безопасности»;
Изготовление обучающих роликов по профилактике безопасности жизнедеятельности детей от ЧС и пожаров.
Немаловажным фактором успешности любого проекта является сотрудничество с партнерами – организациями с целью обеспечения консультативной и информационной поддержки. У нас сложились деловые и дружеские отношения с МКУ «Управление по ЧС г.Улан-Удэ», с Пожарно-спасательной частью №3 ФПС ГУ МЧС РБ, Территориальным центром медицины катастроф по РБ, с Центром кинологической службы МВД РБ, с водолазами спасательной станции г.Улан-Удэ. Во время наших встреч со специалистами волонтеры получили колоссальный опыт общения, социализации благодаря их беседам, рассказам.
Ожидаемые результаты проекта: овладение детьми знаниями и умениями в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также способностью грамотно и своевременно применять полученные знания на практике. По завершению реализации проект переходит в автономный режим и будет реализовываться, как программа внеурочной деятельности.
Формы работы волонтерского (добровольческого) отряда АГЕНТЫ 57
Выпуск нашей школьной газеты «Планета Безопасности»
Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмысливать ее. Следовательно, школьные средства массовой информации сегодня могут рассматриваться как один из факторов, способствующих социализации и нравственному становлению личности, формированию мировоззрения человека и его ИКТ-компетентности, что является одним из основных требований к уровню подготовки выпускников.
Возможности школьной прессы огромны: газета является вестником информации школьной жизни, средством общения обучающихся, учителей и родителей, способствует развитию творческих способностей обучающихся и выступает одним из способов самовыражения и самореализации. Школьная пресса занимается освещением и популяризацией учебно-воспитательного процесса.
Выпуск нашей школьной газеты «Планета Безопасности» является одной из форм развития медиапространства в образовательном учреждении и способствует:
развитию творческой свободы, активности, инициативы учащихся;
способствовать развитию навыков связной речи, умения писать статьи различных жанров и стилей, проектной деятельности, веб-технологий;
формированию профориентационной работы: знакомство волонтеров с профессиями, связанными с издательским делом, с основами формирования газеты.
Таблица 1.
Этапы создания газеты
№ | Содержание этапа |
1 | Определение цели газеты и целевой аудитории |
2 | Выбор формата и способа распространения |
3 | Набор редакции из учащихся |
4 | Распределение редакционных обязанностей |
5 | Выбор названия газеты |
6 | Разработка дизайна газеты |
7 | Мозговой штурм по идеям и темам |
8 | Сбор информации и написание материалов |
9 | Подготовка иллюстраций |
10 | Сдача материала редактору. Редактирование |
11 | Верстка |
12 | Внесение правок |
13 | Печать |
14 | Распространение |
15 | Обсуждение первого номера |
16 | Обратная связь с читателями |
Самым первым делом на начальном этапе организации деятельности по выпуску школьной газеты участникам проекта необходимо было развить в себе следующие компетенции или умения: научить качественно фотографировать, продумать вопросы и вступать грамотно в диалог, брать интервью, суметь изложить их в письменной форме, подобрать нужный иллюстративный, фото - материал. Нам, взрослым, вместе с детьми пришлось осваивать технологии, необходимые для создания газеты.
Совместно с детьми мы придумали следующие рубрики: 1. Знакомство с членами добровольческого отряда; 2. «У нас в гостях..»; 3. «Смелая профессия»; 4. Правила поведения при ЧС, профилактика опасных ситуаций; 5. «Перемена»- ребусы, раскраски на тему профилактики ЧС.
Первый выпуск газеты был посвящен знакомству читателей с членами отряда, интервью с директором нашей школы Галиной Николаевной Жербановой, представителем нашего партнера по проекту Дмитрием Геннадьевичем Федоровым, заместителем начальника МКУ «Управление по ЧС г.Улан-Удэ».о важности работы добровольцев в современном обществе. Самым большим событием для волонтеров была встреча с выпускником нашей школы Децик А.А., начальником Пожарно-спасательной части №73 г.Улан-Удэ. Настоящий пожарный рассказывал детям о своей нелегкой профессии, о том, как он стал пожарным, приводил много примеров, когда человеческая беспечность и детская шалость с огнем приводила к бедствиям. Конечно, самым счастливым моментом для волонтеров стало появление настоящей «живой» газеты в руках, с какой гордостью они читали и показывали родителям!
Данная форма работы помогла учащимся проявить свои творческие способности, развить умения, помогающие правильно и грамотно излагать свои мысли, прочувствовать ответственность за результаты своего труда, приобрести навыки работы в коллективе единомышленников.
Организация квест -игры «Планета Безопасности»
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. У детей обучение входит через «ворота детской игры».
Мы пришли к тому, что особенно интересным и эффективным видом современных технологий становится интерактивная игра, которая предлагает нам условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. Вот мы и подошли вплотную к квестам. Что это такое? В общих чертах, мы все это уже знаем, наши взрослые и не очень взрослые дети с увлеченностью в них «живут» в компьютерной сети, играют сами и с друзьями, и иногда оторвать их бывает очень трудно. И мы не стали отставать от времени, и использовали эти возможности интерактивной игры в нашей работе. Но сначала остановимся на том, что же такое КВЕСТ.
Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Нашей первоначальной задачей на этапе формирования плана мероприятий была организация игры интеллектуально-спортивная квест -игра на знание правил реагирования при ЧС, знание и проверка навыков по ПДД, ППБ. Но время внесло свои коррективы: все массовые мероприятия были запрещены с 01 сентября, а с 05 октября все школы города Улан-Удэ вывели на дистанционное обучение, в связи с распространением вирусной инфекции (COVID). По ходу реализации проекта нам пришлось поменять оффлайн формат квест-игры на дистанционное. Пришла мысль: «А почему не сделать игру доступной для всех детей города Улан-Удэ?». Мы решили расширить географию, то есть выйти за пределы школы. Обсудили с администрацией нашей школы, создали Положение о городской квест- игре «Планета Безопасности» и вышли с предложением к нашему партнеру ( МКУ «Управление по ЧС г.Улан-Удэ», к нашему учредителю (Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ). Идея была одобрена, Положение утверждено и разослано в школы города.
В первую очередь нам (волонтерам) было очень важно, чтобы наша страница в социальной сети (ВКонтакте) была активной, читаемой, и мы решили, что задания квест-игры должны появиться именно там: https://vk.com/club197609103
На следующем этапе мы провели серьезную работу по подбору заданий и формированию раундов игры: 1 раунд- Ребусы, 2 раунд- Кроссворды, 3 раунд- Зашифрованное письмо, 4 раунд- Сформируй Правила по картинкам, 5 раунд- Конкурс рисунков, 6 раунд- Конкурс капитанов (онлайн тестирование) (Приложение 1).
Таким образом, проведение дистанционной квест-игры позволило волонтерам приобрести большой опыт ведения такого масштабного мероприятия (в игре приняло участие 60 команд), еще раз убедил всех членов отряда, что работа в команде - это большой труд, требующий самоотдачи и инициативы от каждого из нас, научил нас креативно мыслить, проявлять свои организаторские способности, умение анализировать и действовать по ситуации.
Тематика и содержание классных часов.
Классный час – это одна из форм воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Выделяют два основных вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе.
Классный час выполняет следующие функции:
1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.
Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя классный час может выполнять чисто ориентирующую функцию.
3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Тематика классных часов разнообразна.
В нашем проекте предусмотрены следующие темы классных часов, которые представлены в таблице 2 (Приложение 2):
Таблица 2
Темы классных часов | Содержание классных часов |
Поведение в экстремальных ситуациях (1-11 кл); | Что делать, если пожар в жилом помещении, в школе? |
Правила поведения в случае возникновения ситуаций природного и техногенного характера ( 5-11 кл); | Какие правила безопасности при наводнении, грозе, урагане, землетрясении. |
Терроризм в наше время (1-11 кл); | Почему терроризм – это опасно? Как обезопасить себя и своих близких? |
Встреча с сотрудниками из служб ЧС реагирования (1-11 кл); | Встреча с кинологом, спасателем, пожарным, водолазом, полицейским, медицинским работником. |
Оказание доврачебной помощи (7-11 кл) | Показ демонстративного манекена и основные приемы оказания доврачебной помощи медиком. |
Наш дом- источник опасности ( 1-4 кл). | Какие электроприборы несут в себе угрозу пожара? Как это предотвратить |
Классный час – важная форма воспитательной работы, основанная на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения, обучения и воспитания.
Сотрудничество с социальными партнерами
Сотрудничество с социальными партнерами, с различными гражданскими институтами общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях – важная составляющая часть работы волонтеров. Партнеры дают много конкретной и достоверной информации, которая нужна нам, волонтерам, для работы. Они делятся с нами своими знаниями, опытом, также консультируют нас по возникающим вопросам, при возможности помогают организовать масштабные тематические мероприятия.
В паспорте конкурса «Добро не уходит на каникулы» мы заявляли о четырех наших социальных партнерах:
1). МКУ «Управление по ЧС Администрации г. Улан-Удэ»- участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
2). Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Бурятия – участвует в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации; в борьбе с терроризмом и экстремизмом; в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции.
3). Поисково-спасательная служба г. Улан-Удэ- участвует в разработке планов по предупреждению и ликвидации ЧС. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4). Пожарно-спасательная часть №3 ФПС ГУ МЧС- организация применения сил и средств при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данные ведомства рекомендовали другие организации, которые также работают в направлении в области защиты населения от ЧС. Новые организации с большим желанием выходили с нашими волонтерами на контакт: проводили беседы, консультации, делились информацией.
1). Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия;
2) Центр кинологической службы МВД Республики Бурятия.
Благодаря нашим партнерам, волонтеры отряда АГЕНТЫ 57 приобрели колоссальный опыт общения, жизненный опыт, узнали много специальной информации, необходимой для нашей аудитории. Ребята постарались полученной информацией поделиться в новостной ленте на странице группы в социальной сети ВКонтакте, использовать информацию для школьной газеты, при проведении классных часов. (Приложение 3)
Информационная поддержка проекта добровольческого (волонтерского) отряда в социальных сетях
Социальная сеть – это многопользовательская интернет-система, позволяющая общаться, размещать, просматривать и оценивать разного рода файлы (аудио, видео, фото, текст), искать знакомых и заводить новые знакомства.
Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы нашей жизни и становятся его неотъемлемой частью. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 14 лет, причем "ВКонтакте" отличается более молодой аудиторией.
Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако в педагогической деятельности возможности социальных сетей можно использовать для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.
Какие возможности детей можно развивать, применяя социальные сети:
умение работать с информацией, включенное в представление молодого человека о собственном будущем, как в профессиональной сфере, так и в сфере самообразования, досуга и т.п.;
понимание необходимости информационной культуры для личностного развития и плодотворной жизни в обществе;
развитие информационных потребностей, связанных с решением конкретных задач, что проявляется в умении ставить вопросы, отражающие информационные потребности;
развитие инициативы в поиске информации для постановки новых задач;
знание различных информационных источников, способов организации и распространения информации;
умение выделять и находить необходимые и адекватные источники информации, сравнивать различные пути получения информации и выбирать оптимальные;
способность критически относиться к получаемой информации с точки зрения, как ее содержания, так и ее источников;
умение отбирать нужную информацию, идентифицировать наиболее существенные и второстепенные аспекты информации;
умение продуктивно применять полученную информацию для теоретических и практических целей.
Основная и немаловажная особенность социальной сети «ВКонтакте» в том, что разрешает некоммерческим организациям (волонтерам, благотворительным организациям) бесплатно воспользоваться инструментами для продвижения сообществ. Это позволяет максимально полно осветить свою деятельность, эффективно работать со своей целевой аудиторией и привлекать новых людей, которые неравнодушны к задачам, решаемым организацией.
В рамках реализации проекта АГЕНТЫ 57 волонтеры использовали следующие возможности социальной сети «Вконтакте»:
продвижение волонтерской работы: запись постов, новостей о проведенных мероприятиях и акциях для пользователей и подписчиков группы;
проведение дистанционных мероприятий (квест-игра);
размещение обучающих и познавательных роликов;
распространение электронной формы школьной газеты «Планета Безопасности»;
знакомство с людьми и профессиями из служб ЧС;
для получения обратной связи от своих подписчиков и участников проекта;
для мониторинга деятельности волонтеров организаторами конкурса (главное условие данного проекта);
Таким образом, социальные сети нам помогли эффективно рекламировать свою деятельность, проводить различные онлайн мероприятия, расширить географию аудитории и диапазон своих возможностей.
Заключение
Основная воспитательная программа общеобразовательной школы с 01.09.2020г. формируется в соответствии с Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, 02.06.2020г.), в котором виды, формы и содержание воспитательной работы школы распределены на Модули: инвариантные и вариативные.
Анализ деятельности добровольческого (волонтерского) отряда АГЕНТЫ 57 свидетельствует о том, как один проект может дополнить несколько вариативных Модулей воспитательной программы нашей школы:
Модули воспитательной программы ОУ | Деятельность добровольческого отряда | Результат |
«Профориентация» | Мероприятия «Смелая профессия» (встреча со специалистами из служб ЧС) | Обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки. |
«Школьные медиа» | Школьная газета «Планета Безопасности» | Развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. |
«Экскурсии, экспедиции, походы» | Экскурсия по ведомственным музеям | Создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. |
«Детские общественные объединения» | Добровольческий отряд АГЕНТЫ 57 | Организация общественно полезных дел, дающая обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленный на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других |
В завершение работы над Методической рекомендацией «Организация работы добровольческого (волонтерского) отряда с обучающимися начальной школы» хотим отметить, что эта работа разноплановая, интересная, но требующая определенного времени на продумывание, организацию, реализацию и рефлексию мероприятий.
Волонтеры, благодаря реализованному проекту, получили большой жизненный и практический опыт, развили свои компетенции (учебно-познавательные, информационно-коммуникационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, общекультурные), необходимые для решения поставленных задач. Проект на этом не заканчивается, в перспективе планируем и дальше вести пропаганду своих идей по повышению культуры безопасности от ЧС среди обучающихся и их родителей, совершенствовать свои знания, умения, навыки и способности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Квест –игра «Планета Безопасности»
1-2 класс.
РАУНД 1: РЕБУСЫ
РАУНД 2: КРОССВОРД
РАУНД 3: Зашифрованное письмо
( слова –перевертыши преврати в обычные слова и поли правила)
1. омй киру! (Мой руки!)
2. Ен ховытьди ан цуули зеб хылсвзро. (Не выходить на улицу без взрослых)
3. Не раигй на рогедо! (Не играй на дороге!)
4. Не раигй с еплемнстауни ноттемы. (Не играй с наступлением темноты)
5. атьресеПек ицулу дона ряпмо, а не конаиссок.(Пересекать улицу надо прямо, а не наискосок)
6. Не рвайыотк дрьве замнакомцне! (Не открывай дверь незнакомцам!)
7. Не диссаь в инмашу к чимуж дямлю! (Не садись в машину к чужим людям!)
РАУНД 4: Правила поведения
Ребята, внимательно посмотрите на картинки и придумайте к ним правила по технике безопасности.
1 рисунок 2 рисунок 3 рисунок
РАУНД 5: «Конкурс капитанов»
Алгоритм прохождения онлайн тестирования:
Перейти по ссылке
Ссылка: https://multiurok.ru/tests/test-dlia-kapitanov-1-2-klassa.html
Указать фамилию, имя ,класс и литер.
Нажать на кнопку "Пройти тест", которая находится внизу страницы.
Ответить на вопросы теста, выбирая верный ответ. (Верных вариантов ответа может быть как один, так и несколько).
После выбора ответа не забываем нажимать на кнопку "Сохранить"
После прохождения теста нажимаем на кнопку "Завершить тест".
РАУНД 6: Конкурс рисунков на тему: «Правила поведения на каникулах».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Конспект классного часа « Наш дом - источник опасности», 1- 4 классы
Форма проведения занятия: конкурс Знатоков ППБ
Цели:
Воспитательная: воспитывать в детях понимание актуальности проблемы пожарной опасности и осознание важности соблюдения правил противопожарной безопасности.
Развивающая: развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, развивать способность анализировать ситуации и находить правильные решения обсуждаемых проблем.
Образовательная: актуализировать знания о правилах пожарной безопасности и их применении в жизни
Планируемые результаты:
предметные: демонстрируют знания правил пожарной безопасности и умение применять их в жизни.
личностные: Обучающиеся проявляют уважительное отношение друг к другу, проявляют социально - ценностное отношение к поступкам других людей, трудовым достижениям и человечества; испытывают чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;
метапредметные:
- регулятивные: умение самостоятельно приобретать новые знания, ставить цели, планировать свою деятельность, самокритично оценивать полученные результаты, уверенно преодолевать возникающие трудности;
-коммуникативные: умение общаться, способность слушать и слышать собеседника, признавать право другого человека на свое мнение; стремление находить общий язык с партнерами по команде при работе в группах;
- познавательные: опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать.
Оборудование: ролик «Как действовать при ЧС?», загадки, информационные листы, презентация о профессии – пожарный.
Ход занятия:
Содержание деятельности учителя | Задания для учащихся | Содержание деятельности учеников | Какие УУД формируются |
Организационный момент |
Здравствуйте ребята! Сегодня конкурс Знатоков. Урок помогут провести Алдар и Карина (в костюмах пожарных). У нас есть жюри: Даша, Иван, Артемий. У вас есть карточки, надо их заполнять и отдавать члену жюри после каждого этапа. | | Разделились на 4 команды (у всех команд заранее придуманы названия и выбраны капитаны). | ЛУУД: положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность РУУД: организация своей учебной деятельности |
Постановка цели и задач урока/Мотивация учебной деятельности |
Мои помощники будут вам читать загадки. Отгадайте загадки, что объединяет все эти слова? Где встречаете эти предметы? Какая тема нашего урока? Да, сегодня на уроке будем говорить о домашних электрических приборах. -Перечислите, какие опасности могут принести эти предметы для детей? Значит, нам нужно научиться дружить с этими приборами? Еще чему мы должны научиться ? Да, вы правильно определили цели урока. | Живет в нем вся вселенная, А вещь обыкновенная (телевизор) Из горячего колодца Через нос водица льется (чайник) То назад, то вперед Ходит-бродит пароход, Остановишь – горе: Продырявит море…(утюг) Полюбуйся, посмотри, Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму, Привезли из магазина (холодильник) В этом маленьком предмете Поселился теплый ветер. (фен) | Отгадывают загадки. Все слова объединяет то, что это электрические приборы, они используются дома. Говорят свои предположения. Дети называют опасности электрических приборов. Правильно пользоваться приборами, знать правила их использования, уметь защитить себя в случае возгорания (пожара) | РУУД: ставить цели, планировать свою деятельность КУУД: стремление находить общий язык с партнерами по команде при работе в группах; |
Актуализация знаний |
1)Как правильно надо использовать эти приборы, чтобы не случилось пожара и несчастных случаев? 2)Посмотрите ролик, пока жюри проверяет ваши ответы. 3)Рассказ о человеке смелой профессии - Децик А.А.- пожарный | Каждая команда составляет свои правила. Чья команда составит больше правил?(3 минуты) Ответьте на вопросы и заработайте баллы: -Какие помещения могут быть пожароопасными? -Почему вода вблизи эл.приборов опасна? -Как правильно себя вести при пожаре в жилом помещении? Какими качествами должен обладать пожарный? | - Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, утюг и другие электроприборы. -Никогда не тяни за электрический провод руками и т.д. После просмотра ролика каждая команда отвечает на вопросы. Отвечают на вопрос. | КУУД: умение общаться, способность слушать и слышать собеседника, признавать право другого человека на свое мнение; РУУД: умение самостоятельно приобретать новые знания ПУУД:умение сравнивать, анализировать, обобщать. |
Применение знаний и умений в новых ситуациях |
Задачки для Знатоков. | 1.При просмотре телепередачи пропало изображение, а из телевизора пошел дым. Ваши действия 2.Вы находитесь дома. Заметили, что на балконе от брошенного окурка начали гореть различные вещи. Ваши действия | Отключить телевизор от сети, накрыть телевизор толстой тканью, позвать взрослых. Сообщить в пожарную службу «101», предупредить соседей с верхних и нижних этажей. | ПУУД:умение сравнивать, анализировать, обобщать. |
Обобщение и систематизация знаний |
Показывает картинки. | Придумать слоган или стишок по правилам безопасности. | Рассказывают свои слоганы. | ПУУД:умение сравнивать, анализировать, обобщать. |
Рефлексия |
Подводим итоги урока. | -Что нового узнал на уроке? -Что понравилось на уроке? | | ПУУД: анализировать, обобщать. |
Результаты конкурса объявляют жюри. | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Сотрудничество с социальными партнерами
| Федоров Дмитрий Геннадьевич, заместитель начальника Управления по ЧС Администрации г.Улан-Удэ: «Наше Управление продолжительное время сотрудничает с МАОУ «СОШ №57 г.Улан-Удэ», в рамках профилактической работы по вопросам соблюдения пожарной безопасности в быту, не допустимости детской шалости с огнем. «Учителя и ученики проявляют высокий интерес к проводимым мероприятиям, так как соблюдение мер безопасности в быту и своевременное реагирования на какие-либо происшествия необходимо закладывать с ранних лет. Предложение педагогов школы о сотрудничестве по реализации программы добровольческого проекта «Планета Безопасности» стало для нас приятным сюрпризом, мы с удовольствием будем продолжать наши партнерские отношения, оказывать всяческую помощь и поддержку нашим единомышленникам...» |
| Александр Александрович Децик, начальник Пожарно-спасательной части №73 пожарно-спасательного отряда Главного Управления МЧС России по Республике Бурятия, капитан внутренней службы. «Наша основная задача—тушение и профилактика пожаров, спасение и защита населенных пунктов, защита частной, муниципальной собственности от пожаров» Пожарный должен быть психологически устойчивым. Мы часто являемся свидетелями горя и трагедии людей, уничтожения их имущества. Также профессия требует физической выносливости: умение переносить физические нагрузки, выдерживать высокие температуры во время пожаров». |
| Балаганский Иван Юрьевич, начальник отряда, заместитель начальника поисково-спасательной службы г.Улан-Удэ. «Основная наша работа—обеспечение безопасности людей на акватории города, не допускать их гибель в воде. В летнее время мы занимаемся ежедневным патрулированием, подводно-техническими работами, поиском и доставкой утонувших на берег. Сложность нашей профессии: водоемы в г. Улан-Удэ очень грязные, видимость нулевая, сложно работать. Также для водолазных работ требуется физическая выносливость. Качества, необходимые водолазу: не бояться трудностей, быть стрессоустойчивым, физически развитым, разбираться в технике. Запомнившийся случай: не так давно мы проводили плановые учебные спуски под водой. На дне реки Уда мы обнаружили старые деревянные колеса от колесницы, им было порядка 150 лет. Нашу необычную находку мы передали в музей для дальнейшей реставрации». |
| Корнюшин Алексей Александрович, врач –реаниматолог Территориального центра медицины катастроф авиа –медицинской бригады . «Мы оказываем помощь, когда люди попадают в экстренные ситуации: пожары, ЧС, ДТП, катастрофы. Именно от быстроты и правильности оказания помощи зависит и дальнейшая жизнь пациента. В зимний период хочется предостеречь детей, особенно детей младшего школьного возраста, быть внимательными на дорогах. С повышением количества заболевших ковидом хочется напомнить о важности гигиены, масочного режима. От этого зависит здоровье ваших близких, особенно ваших бабушек и дедушек. Здоровья всем читателям газеты «Планета Безопасности»! |
| Маслов Николай Анатольевич, младший инспектор–кинолог Центра кинологической службы МВД РБ. с Ангорой выиграли почетное 3 место в упражнениях «Розыскной профиль». В настоящее время работают 9 кинологов и 18 служебно-розыскных собак, которые оказывают помощь, как в выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, так и в охране общественного порядка перед проведением значимых общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий. |
| Мананникова Эмилия Петровна, врач-терапевт медицинской клиники «Прима Медика», врач- эксперт медицинского сервиса «СберЗдоровье». Эмилия Петровна рассказала детям о важности первой доврачебной помощи пострадавшим, показала, как проводить сердечно-легочную реанимацию на нашем новом тренажере. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.