Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»
Терёхина Наталья Николаевна,
инструктор по труду
Методические рекомендации «Особенности организации занятий декоративно-прикладным творчеством для детей с ОВЗ»
Экономическое, культурологическое и социальное неблагополучие в обществе в конце ХХ века привело к увеличению детей, имеющих различные отклонения в развитии. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области за последнее десятилетие в регионе значительно возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особую тревогу вызвал рост числа детей, имеющих негрубые нарушения (задержку психического развития), которые при своевременном вмешательстве поддаются успешной коррекции (на диаграмме – 64%):
В настоящее время актуальной стала проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Причинами этого можно считать:
- низкий уровень психологической готовности педагогов и родителей к восприятию и принятию «особого» ребенка;
- несформированность навыков межличностного взаимодействия и произвольного контроля поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- отсутствие толерантности по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Решение этих проблем легло в основу моей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Основная задача педагога на занятиях декоративно-прикладным творчеством не только научить детей с ОВЗ работать, реально оценивать свои возможности, ставить четкие цели и добиваться их достижения, но и сформировать у них социальные навыки и умения. Недостатки познавательной, речевой эмоциональной и двигательной сферы учащихся с ОВЗ во многом осложняют решение указанных выше задач. Замедленная восприимчивость детей данной категории сочетается со значительным сужением объема внимания, недостаточной дифференцированность и сниженной активность большинства психических процессов. Глядя на какой-либо объект, дети не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях: них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. Поэтому такие дети нуждаются в специальной целенаправленной работе по развитию психических процессов, трудовых умений и эстетического вкуса.
Работа с учащимися начинается с момента прихода в кабинет декоративно-прикладного творчества. У каждого ребенка должно быть свое рабочее место, так как перевод на новое место может вызвать у него аффективное состояние, отказ от работы, резкое снижение темпа и точности выполнения задания.
Благодаря педагогическому воздействию обогащается чувственная сфера детей, их эмоциональные реакции и переживания становятся положительными, разнообразными и устойчивыми. Занятия по декоративно-прикладному творчеству повышают уровень познавательной активности, формируют необходимый объем знаний и общетрудовых умений и навыков. Коррекционная направленность обучения на занятиях предполагает:
- развитие сенсорно-перцептивных способностей;
- работу по укреплению общей моторики и мелкой моторики рук;
- развитие мыслительных операций в процессе последовательной технологической обработки изделия;
- развитие зрительной памяти;
- развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса специфическими терминами;
- формирование умения преодолевать трудности в творческом процессе, адекватно оценивать свои действия.
Предоставление учащимся возможности самостоятельного придумывания и изготовления вещей позволяет воспитывать у них чувства вкуса и бережное отношение к труду. Полученные на занятиях умения по сочетанию цветов, фактур ниток учащиеся активно применяют на практике, формируя собственный индивидуальный стиль одежды.
Совместная продуктивная деятельность воспитанников способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения работать в коллективе, выстраивать свое поведение с учетом желаний другого человека, уважать его труд и инициативу в общем деле.
Жизнь ребенка с ОВЗ отличается от образа жизни здоровых детей. Тем не менее, такой ребенок независимо от наличия у него определенных ограничений должен быть включен в сферу активного общения со сверстниками.
Важнейшим концептуальным подходом является идея совместной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих инвалидности, а также их семей. Работа строится на технологии личностно-ориентированного подхода, позволяющего более полно приблизить образование к индивидуально-физиологическим и психологическим особенностям каждого ребенка. Основным методом обучения является игра. В процессе игры дети с ограниченными возможностями здоровья делают первые шаги на пути к внутренней свободе, естественному и непринужденному поведению в коллективе, Обычные дети, в свою очередь, развивают свои способности к сочувствию и переживанию, получая важные уроки эмпатии и толерантности. Все массовые мероприятия осуществляются по методике организации коллективных творческих дел, целью которых является создание благоприятной психологической обстановки для детей и взрослых.
Воспитанники творческого объединения принимают активное участие в массовых мероприятиях и конкурсах центра детского творчества. Это традиционные новогодние утренники, праздники, посвященные началу и окончанию учебного года, вечера отдыха, дни рождения. Педагоги привлекают родителей к активному участию в их подготовке и проведении. Совместная деятельность помогает сплотить семью, наладить взаимопонимание между детьми, родителями, педагогами. По мере необходимости проводятся беседы с родителями.
Занятия декоративно-прикладным творчеством обладают значительными потенциальными возможностями для создания среды, в которой ребенок почувствует себя защищенным, получит возможность для жизненного самоопределения и эффективного процесса социальной адаптации. На занятиях учащиеся проявляют творческий нестандартный подход к изготовлению изделий, т.е. они самостоятельно или с незначительной помощью подбирают модель изделия, цветовую гамму, материал, фурнитуру. Через освоение декоративно-прикладного творчества у детей с ОВЗ формируется устойчивая потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, общении со сверстниками, тяга к декоративно-прикладному искусству, традициям и моде.
Результаты психологического обследования воспитанников детского объединения «Золушка» позволяют отметить снижение уровня тревожности детей к концу учебного года.
Таким образом, на занятии декоративно-прикладным творчеством созданы условия, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья работать не только на репродуктивном уровне, выполняя за педагогом работу по образцу, но и развивать у них эстетический вкус, ощущение собственной индивидуальности, уважения к своему и чужому труду. Перечисленные качества благоприятно скажутся в период интеграции выпускников в социум, увеличат шансы не только трудоустроиться, но и закрепиться на рабочем месте, а значит самореализоваться профессионально.