СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Особенности применения игровых технологий на занятиях по профориентации»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Особенности применения игровых технологий на занятиях по профориентации»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Особенности применения игровых технологий на занятиях по профориентации»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в г.Димитровграде»


воспитатель реабилитационного центра

Кудряшова Эльвира Геннадьевна


Методические рекомендации «Особенности применения игровых технологий на занятиях по профориентации»


Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно. Основной задачей школы является помощь в усвоении социального опыта и овладении им. Наиболее эффективным средством социализации является игра. Она позволяет реализовать задатки и способности – лидерский и интеллектуальный потенциал, организаторские умения, развивать находчивость, внимательность, мышление, фантазию. Профориентационные игры способствуют расширению представлений о мире профессий и развивают эрудицию. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. В начальной школе (1-4 классы) у детей должно формироваться понимание роли труда в жизни человека и общества, добросовестное отношение к труду. Для учащихся 5-7 классов характерно формирование у подростков профессиональной направленности, осознание своих интересов, способностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. На ориентирующем этапе (8-9 классы) у подростков должны быть сформированы умения, необходимые для профессионального выбора, они должны определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории. И, наконец, в 10-11 классах учащиеся корректируют и реализуют свои образовательно - профессиональные планы через более углубленное изучение профильных дисциплин. Таким образом, к концу старшей школы должен быть завершен выбор дальнейшего образовательного маршрута. Современная система образования находится в состоянии модернизации, что влечет изменение приоритетов – теперь важно сформировать у обучающихся ключевые компетенции, развитию которых способствует игровое взаимодействие. В игре заложен огромный потенциал – она стимулирует познавательную активность учащихся, дает возможность получить знания в 4 доступной форме, на практике приобрести навыки принятия решения, способствует формированию умения работать в команде. Так же игровая деятельность, сочетаясь с трудом и учением, способствует формированию характера и развитию воли и интеллекта (А.И. Горькой). Специфика игры заключается в том, что ее можно использовать как элемент работы, включая в урок, как самостоятельную единицу, организуя внеклассные мероприятия профориентационной направленности, а также игра может являться компонентом программ по внеурочной деятельности в школе. При этом разнообразие профориентационных игр так велико, что они могут использоваться как в начальной школе (на этапе знакомства с миром профессий), так и в работе со старшими школьниками (при формировании осознанного выбора дальнейшей стратегии образования).

Недостаток современных эффективных и доступных технологий профессионального самоопределения затрудняет решение проблемы выбора профессии и траектории развития, с которой сталкивается каждый подросток в старших классах общеобразовательной школы.

Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте осложнено тем, что принятие первого ответственного решения по выбору профессиональной деятельности происходит в условиях еще не завершенных процессов формирования идентичности и развития самосознания. В связи с этим особое значение приобретает активизация профессионального самоопределения подростков, то есть формирование готовности их личности к осознанному и ответственному выбору профессии, планированию, корректировке и реализации перспектив своего профессионального и карьерного развития на основе целенаправленного стимулирования самосознания и включения подростков в процесс моделирования профессиональных и карьерных перспектив.

Большим потенциалом в активизации профессионального самоопределения подростков обладают игровые технологии, так как позволяют моделировать сопоставимые с жизнью ситуации, побуждают учащихся к непроизвольной активности, конструктивному общению, рефлексии, создают пространство для самовыражения и развивают самосознание.

Настольная игра «ПрофХ» - это игровая педагогическая технология, направленная на активизацию профессионального самоопределения, которая позволяет пробудить у подростков интерес к осознанному выбору профессии и способствует выработке индивидуальной стратегии достижения профессионального успеха, а также стимулирует формирование необходимых компетенций (знаний, умений и навыков) для дальнейшей трудовой деятельности.

Настольная игра «ПрофХ» разработана специалистами АНО «Центра развития образовательных технологий» (г. Ижевск) А.Ю. Ефимовой, Н.И. Запольских и О.А. Бабушкиной в 2017 году. 

В основу настольной игры «ПрофХ» как технологии положены идеи Е.А. Климова о личном профессиональном плане, методы активизации профессионального самоопределения Н.С. Пряжникова, принципы гуманистической теории А. Маслоу и К. Роджерса, концепция жизненного плана С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона. Также для разработки технологии использовались научные труды Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н.С. Чистяковой, П.Г. Щедровицкого, посвященные профессиональному самоопределению, и анализ игровых технологий, представленный в работах Г.К. Селевко, М.В Кларина, А.П. Панфиловой.

Настольная игра «ПрофХ» рассчитана по времени в среднем на 1,5–2 часа (2–3 школьных урока по 45 минут). Продолжительность игры зависит от некоторых позиций:

-   от количества игроков (3 – 8 человек);

-   от хода игры, складывающегося из индивидуальных стратегий всех игроков;

-   от глубины рефлексии.

Игра рекомендуется детям с 12 лет. В нее также могут играть взрослые без ограничений по возрасту. Кроме того, игра подходит для смешанных возрастных групп.

Игра состоит из следующих элементов:

1)        наборное игровое поле, включающее

-      центральный круг в виде часов – символ времени как ключевой ограниченный ресурс;

-      5 карт образовательных организаций: центр дополнительного образования, колледж и 3 вуза;

-    15 карт профессий, на фронтальной части каждой из которых обозначены качества, необходимые для успешного трудоустройства на ту или иную работу, а сзади – краткая информация о существующих специализациях в той или иной профессии и интересный факт.

2)    карты ресурсов: карты качеств, карты знаний, карты дипломов, денежные купюры игровой валюты профи.

3)   фишки, которыми игроки обозначают свой текущий ход, игральная кость и жетоны, соответствующие цвету фишки, необходимой для обозначения приобретенного игроками опыта работы

Игра «ПрофХ» моделирует процесс индивидуального профессионального развития, включая этапы окончания школы, получения дипломов о среднем профессиональном и высшем образовании, трудоустройства и получения заработной платы.

Целью каждого игрока является выработка наиболее эффективной стратегии достижения профессионального успеха, которая приведет к победе – максимальному количеству заработанной игровой валюты.

В основе игры лежит метод самостоятельного выбора игрока. Каждый игрок выбирает стратегию игры с учетом личных качеств, имеющихся знаний и приобретаемого социального опыта для получения итоговых результатов.

В начале игры каждый получает четыре карты-качества, две карты-знания, и с помощью игральной кости определяется начальный финансовый капитал.

Ход получает каждый игрок поочередно. За один ход игрок может делать одно из четырех действий:

1)        трудоустроиться при наличии определенных качеств и условий, (условие, позволяющее зарабатывать игровую валюту и приобретать опыт);

2)        получить образование (условие, обеспечивающее развитие и выбор профессии);

3)        получить базовые предметные знания (условие для получения образования);

4)        получить или обменять качества, характеризующие профессию (условие для получения профессии и расширения выбора).

В игре возникают ситуации, при которых игроки вынуждены конкурировать за трудоустройство на работу по той или иной профессии, договариваться, привлекать на свою сторону других игроков, приводить доводы о взаимной выгоде в текущей ситуации.

Играя в ПрофХ, подростки «играют в жизнь» и прорабатывают ключевые для трудовой деятельности коммуникативные навыки, навыки целеполагания, системного мышления, аналитические и творческие способности.

К методам реализации настольной игры «ПрофХ» как интерактивной педагогической технологии относятся работа в группах (мозговой штурм, дебаты, дискуссии, ролевые игры) и обучающие игровые упражнения.

Помимо непосредственного проведения игры, согласно правилам, игровые элементы «ПрофХ» и ее дополнения могут использоваться также для углубленной профориентационной работы с подростками как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Настольная игра «ПрофХ» способствует решению педагогических задач:

-    знакомить подростков с широким кругом профессий и специальностей, учебными заведениями и их спецификой, механизмами получения дополнительного, среднего профессионального и высшего образования;

-   объяснять важность учета личных качеств, способностей и знаний при выборе профессии;

-   определять наиболее подходящие профессии и специализации для подростков с учетом индивидуального набора личных качеств;

-   выявлять ценностные ориентации и критерии самореализации подростков;

-   прорабатывать индивидуальные траектории развития подростков в соответствии с предпочитаемыми ими профессиями;

-    развивать умения конкурировать и договариваться, необходимые для дальнейшего трудоустройства и трудовой деятельности;

-    проводить игротерапию, то есть использовать развивающий эффект игры для преодоления различных трудностей, возникающих у подростка в общении, поведении, учении;

-        помогать подросткам   в   формировании   самооценки,   самосознания   и   в   профессионального самоопределения;

-       стимулировать интерес к образовательной и трудовой деятельности как сферы личностной самореализации.

В марте – июне 2018 года настольная игра «ПрофХ» прошла апробацию на базе 110 образовательных учреждений Удмуртской Республики. Согласно обобщенным данным, которые собраны и обработаны на текущий момент, 90% специалистов заявили, что в будущем намерены активно применять игру в профориентации учащихся. Более 60% педагогов и психологов отметили, что основная польза игры заключается в том, что она готовит подростков к профессиональной деятельности, моделируя сопоставимые с жизнью ситуации. В среднем 50-75% школьников, сыгравших в «ПрофХ» выразили желание сыграть в игру еще раз, 10-25% продемонстрировали свой интерес к продолжению профориентации в углубленном формате.

Предварительные результаты, полученные в ходе апробации настольной игры «ПрофХ», свидетельствуют о том, что она обладает существенным потенциалом в качестве инструмента повышения эффективности активизации профессионального самоопределения подростков, и обосновывают целесообразность дальнейшего развития этой игровой технологии.

 

Список литературы

 

1.        Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2010 г. 672 с.

2.        Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2011 г. 336 с.

3.        Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

4.        Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Воронеж, 2010 г. 356 с.

5.        Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение М.: Просвещение, 2008 г. 384 с.

6.        Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.