СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации педагогам ОУ, работающих с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) Доклад на заседании Ресурсного центра «Коррекционные игры и упражнения на уроках математики»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету.Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации педагогам ОУ, работающих с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) Доклад на заседании Ресурсного центра «Коррекционные игры и упражнения на уроках математики»»


Министерство образования Пензенской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Головинщинская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»



Методические рекомендации педагогам ОУ, работающих с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)


Доклад

на заседании Ресурсного центра

«Коррекционные игры и упражнения на уроках математики»







Подготовила

Мандрыгина С.Н.










2023 г.


В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников. Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету.

Практически всем учителям начальных классов коррекционной школы приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья? Дети чрезмерно подвижны, не могут высидеть на уроке и пяти - десяти минут. Внимание неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной. Так как же заставить ребёнка слушать? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно, ли надолго удержать в ребёнке чувство радости перед школой? Полагаем, что да! Но для этого школа должна превратиться из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества. Дети подвижны - значит надо дать выход их энергии. Они эмоциональны, у них слабая нервная система - значит не злоупотреблять разного вида соревнованиями: они ещё не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться причиной горьких слёз. У ребят повышенная утомляемость - значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У них неустойчивое внимание – надо подобрать более интересный материал, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. Мы пришли к выводу, что одним из способов решения этой проблемы является дидактическая игра.

После поступления в школу дети продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью у них остаётся игра, положительного дела к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивостью, завышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Поэтому, при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья нужно исключить влияние каких бы то ни было посторонних раздражителей, так как у них наблюдается сравнимо маленький уровень развития восприятия. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с таковыми детьми, учителя обязаны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения необходимо не один раз повторять. Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на понижение случайной памяти у учащихся как одну из основных обстоятельств их проблем в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного

Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с огромным трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений, путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают наименования неких цифр. Им тяжело переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых. Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал. Проявление математической памяти в ее развитых формах не наблюдается. Дети запоминают числа, операции с трудом, математическая память находится на низком уровне. Способность к пространственным представлениям у детей так же не развита, как и перечисленные выше составляющие математических способностей. Поэтому уроки математики обязаны быть увлекательными, занимательными. Необходимо учесть личные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.

Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. Эта своеобразная форма учебной деятельности - учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. Нельзя недооценивать значение игры для детей младшего школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебе. Решающую роль в этом имеют дидактические игры. Любую дидактическую игру можно назвать коррекционной, так как она направлена на развитие и памяти, и логического мышления, речи, моторики и др.

Дидактические игры - это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Запорожец А.В. подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний, умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». Дидактическая игра - это ещё и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальном этапе обучения, это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения.

Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным. Основные функции дидактических игр:

 формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

 формирование психических новообразований;

 формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

 формирование навыков самоконтроля и самооценки;

 формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

Основные условия проведения дидактической игры:

 наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;

 выразительность проведения игры;

необходимость включения педагога в игру, он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло;

 оптимальное сочетание занимательность и обучения.

  • проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость;

  • средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

 между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;

 используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.


Важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактического материала и пособий для игры. Помимо этого, требуется чётко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возникновения незапланированных ситуаций при проведении дидактической игры. Важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце - игра может носить поисковый характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. В процессе игры на уроках математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Я предлагаю примерные дидактические игры, которые апробированы мною на учашихся с интеллектуальными нарушениями.

Все мы прекрасно знаем, как важно, чтобы урок с самого начала пошёл в нужном русле. Для математики начало урока — это устный счёт. Могу сказать, что если хорошо, интересно проведён устный счёт, то и дальше урок пойдёт успешнее, дети будут активны, заинтересованы. А чтобы заинтересовать детей, нужно подбирать разнообразные задания, рассчитанные как насовсем слабых детей, так и на наиболее сильных.


1.Составим букет.

Цель этой игры - закрепление таблицы умножения. Нужно заранее приготовить из бумаги изображения цветов и листиков. На обратной стороне каждой фигурки приклеивается кармашек, куда можно вставить карточку с записанным примером. Все фигурки цветов и листьев раскладываются на полочки возле доски. К фланелеграфу учитель прикладывает вырезанные из цветной бумаги изображение вазы для цветов и двух трех веточек.

Ученик подходит к полочке, берет понравившийся ему цветок и решает пример, записанный на обратной стороне рисунка. Если пример будет решен, верно, ученик прикрепляет свой цветок к фланелеграфу. Если ученику не удалось найти правильный ответ, ему помогает другой ученик, который и приклеивает свой цветок к фланелеграфу. Так собирается большой букет из цветов и листьев. В конце игры подсчитывается, ученики, какого ряда собрали больше цветов для букета.

2.Задачи в стихах

Занимательные задачи в стихах по математике. Они тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение! Позагадывайте их своим деткам, увидите с какой охотой, они будут разгадывать их.

*Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою-лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,

Он считать ведь не умел.

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей. (7)


*Бабушка Надя в деревне живет,

Животных имеет, а счет не ведет.

Я буду, ребята, их называть,

А вы постарайтесь быстрей сосчитать.

Корова, теленок, 2 сереньких гуся,

Овца, поросенок и кошка Катуся.

Сколько всего животных у бабушки Нади? (7)


*Мы ходили на базар.

Выбирали там товар:

3 морковки, 2 петрушки,

Тыква, свекла, сельдерей.

Сколько будет овощей?

(3+2+1+1+1=8)


*В зоопарке я бывал,

Обезьянок там считал:

2 играли на песке,

3 уселись на доске,

А 4 спинки грели.

Сколько всего обезьян

Я в зоопарке насчитал?

(2+3+4=9)


3.«Посчитай птичек»

Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. Учитель добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6? Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.

 

4. «Стук-стук»

Дидактическая цель: закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.

Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:

Десятки

Единицы

 

 

Содержание игры: учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.






Игры, применяемые на этапах повторения

обобщения и систематизации знаний.

1.Незадачливый математик

Цель. обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.

Оснащение. Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

43 =  + 3

 = 20 + 9

57 = 50 + 

35 = 30  5

1 = 10 + 5

4 = 40 + 

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер - и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.


2.«Мастерская форм»

Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

Материал. У каждого ребенка палочки, окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.

Содержание. Учитель: «Дети, сегодня мы  поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.


3. «Покорми Нюшу»

Мы знаем, что умение работать руками – мелкая моторика пальцев рук, напрямую влияет на успехи ребенка. Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Я хочу поделиться игрой "Покорми Нюшу": дети перебирают различные крупы, семена.


4.Путешествие в Городок «Геометрик»


С помощью данной игры решаю следующие задачи по познавательному развитию:
- формирование у детей восприятие формы;
- ориентировка среди геометрических фигур;
- закрепление названия геометрических форм;
- развитие мелкой моторики рук детей;

-Учитель: «Вот мы с вами отправимся сейчас в путешествие в необычный город «Геометрик». Вы, наверное, догадались почему он имеет такое название. (Ответы учащихся). У вас на партах лежат необычные домики. Возьмите их поближе к себе, сядьте так как вам удобно. Я расскажу вам сказку про геометрические фигуры… (каждый раз можно придумывать другой рассказ, а возможно и сами дети присоединятся к этому)



5.Игра «Заметь-ка всё»

Цель: развивать память, речь, внимание.

Содержание: дети должны либо отвернуться от доски или закрыть глазки. Взять 7 или 8 картинок, повесить их на доске. Учащиеся смотрят на них 10 секунд и запоминают их расположение. Затем учитель может поменять местами несколько предметов, может убрать совсем что-то, а может и не менять и дети должны сказать, какие произошли изменения, что переставили местами и описать убранную картинку.


6. Графические диктанты. Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом: Например: Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.

В процессе освоения детьми математических знаний вносятся новые игры, усложняются хорошо усвоенные. Наблюдения и анализ игр позволяют сделать вывод, что включение в процесс воспитания и обучения дидактических игр приносит заметные результаты. У детей появляются сосредоточенность, внимание, развивается мышление. Дети становятся более организованнее. 

















Используемая литература


  1. Брезе, Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах/ Б. Брезе. - М.: «Просвещение», 1981.

  2. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ В.В. Воронкова. – М., 1994.

  3. Граборов, А.П. Игра и её значение в развитии дитя/ А.П. Граборов. - М., 1916.

  4. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. - М., 1994.

  5. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у ненормальных детей/ Н.Г. Морозова. - М.: «Просвещение», 1969.

  6. Перова, М.П. Дидактические игры и упражнения по математике/ М.П. Перова. – М.: «Просвещение», 1996.

  7. Перова, М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе/ М.П. Перова. - М.: «Просвещение», 1978.

  8. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника/ С.Я. Рубинштейн. - М., 1986.

  9. Соловьев, И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы/ И.М. Соловьев. - М., 1953.

  10. Хилько, А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников/ А.А. Хилько. – Ленинград, 1964.

  11. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. - М., 1982

  12. А.Л. Сиротюк. Коррекция обучения и развития школьников. Творческий центр «Сфера», 2002.

  13. К.Краплак. Путеводитель по арт-терапии. 2005.

  14. Т.К.Жикалкина. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. М., Новая школа, 1995.