СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации педагогам по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации педагогам по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей»

Методические рекомендации педагогам


по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей


Подготовила Виноградова Наталья Витальевна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа город Шарья Костромской области.



Актуальность



Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень важно, что именно школа дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.



Одной из составляющих деятельности образовательной организации является создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения обучающихся. Образовательная организация имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Она предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый ребенок может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.




Если ребенок сможет в дальнейшем самореализовать свои способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.


Для развития одаренности обучающемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом – разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.


Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.


Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ре-бенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.


Приходим к выводу, что использование индивидуальных образова-тельных маршрутов в системе образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессио-нального самоопределения обучающихся.


Новизна


Одним из ценностных приоритетов системы образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового

поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого обучающегося индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.


Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему – программу, или индивидуальный образовательный маршрут.




Методика построения индивидуального образовательного маршрута


Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.


Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута: Как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.


Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.
















Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.


Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, та-ким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Ре-шение этих задач в рамках программы, основные требования которых систе-матичность и последовательность, довольно затруднительно.


Другой способ решения – структурирование учебного материала по ти-пу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой програм-мы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть

относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.


Это принцип при разработке индивидуального образовательного мар-шрута возможен, но наиболее продуктивен – третий (Рис.3) – логарифмиче-ская спираль.


Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабаты-вается на занятиях периодически, многократно, причем содержание посте-пенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углуб-ленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской дея-тельности обучающихся, которая, как раз, направлена на развитие их ода-ренности.


Определив тип структуры образовательной программы можно присту-пить к разработке индивидуального образовательного маршрута.


Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли счи-тает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный мар-шрут должен действовать примерно по такой схеме:


  1. Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности);


  1. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.


  1. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;

  2. Предусмотреть участие родителей;

  3. Определить способы оценки успехов ребенка.


Используя данную методику, может быть разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в системе дополнительного образования:

  1. ДИАГНОСТИКА


уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей или одаренности





  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ,


которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута





  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ,


которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы





    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ,


ребенка в реализации маршрута





  1. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА (почасового)






  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ


учебно-тематического плана, формы занятий, приёмов и методов, формы определения итогов





    1. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ






  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

на каждом этапе освоения маршрута



Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.


Рассмотрим подробнее этап диагностики уровня развития способно-стей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Очень важен и при-мечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической дея-тельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют боль -

шое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у де-тей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных организаций теряют и всех остальных.


Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:


  • Методика использования личной карточки одаренного ребенка (широко используемая в практике дополнительного образования);


  • Методика, разработанная в США, применяемая в школах для одаренных детей («Карта одаренности»);


  • Характеристика ученика (США);


  • Анкета для родителей;


  • Пожелания обучающимся.


(См. в Приложении к рекомендациям).


Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с обучающимся и его родителями определяет цели и задачи маршрута.


Третий этап – «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим обучающимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.


Четвертый этап нашей схемы«Определение роли родителей ребенка в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой дея-тельности со своим ребенком.


На пятом этапе – «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с обучающимся и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели.


Перейдем к 6-му этапу – «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.





Качество личности

Характеристика

Методы и формы







качества личности





1. Любопытство –


Любопытство

Исследовательская


любознательность –

характерно для каждого

деятельность. (Например,


познавательная



ребенка и одаренного и

реферат

по

истории


потребность

обычного.

фотографии,

по

истории







Любознательность –

музыкальной

культуры,










признак одаренности.

исследование

народного










Ребенок испытывает


песенного

творчества










удовольствие от



родного края)











умственного
















напряжения.
















Одаренным детям в














большей степени, чем













их нормальным















сверстникам,
















свойственно стремление













к познанию,
















исследованию















окружающего мира.






2. Сверхчувствительность


Способность


видеть

Проблемные,



к проблеме


проблему

там,

где

ориентированные на










другие

не

видят

самостоятельную










никаких

сложностей,

творческую работу задания










где всё

представляется













как-будто ясным – одно













из важнейших

качеств,













отличающих

истинного













творца




от













посредственного














человека








3. Склонность к задачам







Творческие

задания,


дивергентного типа







которые


допускают















множество

правильных















ответов




4. Оригинальность



Способность

выдвигать

Работа

по

разработке


мышления


новые

неожиданные

новых

идей

или уже










идеи, отличающиеся от

существующих.










широко

известных,

а











также

способность













разрабатывать













существующие

идеи,
















































5. Высокая концентрация







Сложные

и сравнительно


внимания







долговременные задания












6. Отличная память


Синтез

памяти

и

Задание

по

ведению










способности




летописи,

собирание










классифицировать,


материала для музея










структурировать,














систематизировать

не













редко

выражается

в













склонности



к













коллекционированию





7. Способность к оценке


Производное

Задание

по

анализу





критического

собственной

или

чужой





мышления

деятельности

(Например,






педагог

вместе

с






обучающимся

посещает






выставку


известного






художника

и

анализирует






его творчество)




8. Широта интересом


Одаренные дети могут

Развивать и

поддерживать





если не всё, то многое

широту


интересов






(Например,


добавить






занятие

с

другими






специалистами)



Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.


Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны (см. в Приложении).


Форма подведения итогов используемых в индивидуально - образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны (см. в Приложении).


На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов.


Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и са-мооценки успехов обучающегося». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с обучающимся.


Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагно-стики.


Самооценку обучающийся может провести по схеме самоанализа (см. в Приложении).

Приложение


Схема самоанализа


обучающегося по индивидуальному

образовательному маршруту.


Возможные формы занятий для одаренных детей,


занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту



  1. Игра.


  1. Беседа.

  2. Экскурсия.


  1. Бенефис.


  1. Наблюдение.

  2. Практическое занятие.

  3. Размышление.

  4. Тренинг.

  5. Творческая мастерская.

10.Творческий отчет.

  1. Эксперимент.

12.Беда эвристическая.


13.Круиз.


14.Мозговой штурм.


15. «Фабрика».

16.Урок погружение.





Возможные формы подведения итогов.




  1. Концерт.

  2. Открытое занятие.

  3. Показ достижений.

  4. Зачетная работа.

  5. Экзамен.

  6. Тест.

  7. Рефлексия.

  8. Персональная выставка.


Рекомендации педагогам и родителям ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту для воспитания


исследовательских наклонностей и умений самостоятельно получать знания




Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать незави-симо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.


Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они мо-гут сделать самостоятельно.


Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.


Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!