СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по адаптации учебного материала для студентов с овз при изучении учебного предмета «физика»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в образовательное учреждение СПО обучающегося с ограниченными возможностями здоровья сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, появлением ряда проблем, связанных с успеваемостью, самоорганизацией. Проблема адаптации, в педагогической теории и практике обучения и воспитания обучающихся среднего профессионального образования, остается до конца неизученной. В работах Федотовой Л.А, Юрьевой О.В., Шигапова Д.К., Парахонского А.П. и др., раскрываются отдельные аспекты становления профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по адаптации учебного материала для студентов с овз при изучении учебного предмета «физика»»

Министерство образования Курской области

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский автотехнический колледж»


















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»










автор: Авдулова Ирина Васильевна,

должность: преподаватель физики















Курск, 2020


Аннотация


Поступление в образовательное учреждение СПО обучающегося с ограниченными возможностями здоровья сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, появлением ряда проблем, связанных с успеваемостью, самоорганизацией. Проблема адаптации, в педагогической теории и практике обучения и воспитания обучающихся среднего профессионального образования, остается до конца неизученной. В работах Федотовой Л.А, Юрьевой О.В., Шигапова Д.К., Парахонского А.П. и др., раскрываются отдельные аспекты становления профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ.

Методические рекомендации по адаптации учебного материала для студентов с ОВЗ при изучении учебного предмета «Физика» предназначено для преподавателей физики учреждений СОО и ООО, работающих с инвалидами и лицами ОВЗ.

В данных рекомендациях представлены особенности инклюзивного образования в преподавании физики, а именно конкретные подходы которыми можно воспользоваться при преподавании физики: подбор условий организации обучения, индивидуализация формы выполнения заданий, выбор оптимальных способов и сроков предоставления результатов, качественный подход при оценивании результатов.

Также представлены алгоритмов учебной деятельности, так как работа с алгоритмами способствует формированию и регулятивных, и познавательных, и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Кроме того, продемонстрировано как оказать педагогическую поддержку студентам с ОВЗ при решении задач по физике, причем используя, опять-таки алгоритмы.

Источником опыта, положенного в основу данных методических рекомендаций является как свой опыт работы, так и опыт других педагогов, работающих со студентами с ОВЗ.

Данные методические рекомендации легко можно адаптировать преподавателям других предметов естественно-научного цикла для применения на своих занятиях.







Пояснительная записка


Данные рекомендации применимы, для подростков, требующих индивидуального подхода в процессе обучения. Она нужна, когда преподавателю приходится работать в одной группе с разноуровневыми обучающимися, а учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности каждого студента в отдельности. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о студентах с ограниченными возможностями здоровья. Эти обучающиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п.

Актуальность избранной темы определяется её недостаточной теоретической и практической разработанностью, а также необходимостью раскрытия особенностей социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении.

В условиях колледжа актуальным является биодоминантный подход, который используется для анализа процессов социальной адаптации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-психологическая адаптация обучающихся с ОВЗ к условиям техникума включает следующие виды:

1) адаптацию к учебному процессу, который во многом отличается от обучения в коррекционной школе. Между преподавателем и обучающимся зачастую возникает барьер из-за различия в методах обучения в коррекционной и профессиональной школах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретённые в коррекционной школе способы усвоения материала. Необходимым условием успешной деятельности обучающегося с ОВЗ является освоение новых для него особенностей учёбы в техникуме, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой.

2) адаптацию к новому коллективу. Обучающемуся важно определить «своё место в техникуме», завоевать авторитет и уважение однокурсников и одногрупников.

3) адаптацию к избранной профессии. Приобщение к её требованиям, работа по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.


4) адаптацию к новым условиям жизни: самостоятельной организации учёбы, быта, передвижения, свободного времени.

5) адаптацию к новым отношениям с родителями, опекунами т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.

Целью методических рекомендаций является адаптация учебных материалов для процесса инклюзивного образования. Обучение студентов должно превращаться в увлекательный процесс. Подростки должны почувствовать свою успешность и с удовольствием овладевать необходимыми навыками. Если грамотно подобрать учебный материал, то улучшится качество обучения.

Адаптационные учебные материалы должны учитывать такие аспекты как:

Уровень содержательной сложности – задачи не должны быть непосильными, но и не должны быть слишком простыми.

Вариативность учебных материалов - учебные материалы должны предполагать возможность вариативности заданий на одном и том же материале.

Зрительно-пространственное расположение - страница учебных материалов не должна быть заполнена однотипными заданиями, которые будет трудно зрительно дифференцировать, особенно обучающимся с проблемами организации внимания и ориентации в пространстве.

Зрительное представление программы действий - учебные материалы должны быть сформированы таким образом, чтобы они помогали студенту выстраивать правильную программу действий.

Использование понятных терминов и обозначений - в учебных материалах должны использоваться понятные студентам обозначения. Например, для обучающихся, не знающих двузначных или трехзначных чисел, не рекомендуется использовать учебники с многозначными номерами заданий и страниц.

Зачастую учебные проблемы возникают из-за того, что подростки не могут опознать иллюстрации в учебниках. Несмотря на важность этой проблемы, педагоги редко обращают внимание на критерий «распознаваемость зрительных образов», так как просто привыкли пользоваться этими учебными материалами и ЗНАЮТ, о чем в них идет речь.

Эмоциональная составляющая иллюстраций - иллюстративный материал должен привлекать студента, а не отталкивать его. Если критически пересмотреть учебные материалы по этому параметру, окажется, что некоторые из них производят тяжелое, неприятное впечатление. Процесс адаптации материалов для инклюзивного обучения должен проводиться в соответствии с выделенными критериями.

Разберем подборку материалов для конкретного учебного предмета – физики. Именно на занятиях по физике используется большое количество разных видов заданий. Это может быть и рисунки, чертежи, графики, таблицы, задачи с переводом единиц в систему СИ, различные формулы и т.п. Если студент испытывает затруднения в овладение нового материала, то на занятиях по физике просто необходим индивидуальный подход.







Содержание


1. Особенности инклюзивного образования в преподавании физики


1.1. Подбор условий организации обучения.


1.2. Индивидуализация формы выполнения заданий.


1.3. Выбор оптимальных способов и сроков предоставления результатов.


1.4. Качественный подход при оценивании результатов.


2. Использование алгоритмов учебной деятельности на занятиях по физике.


3. Оказание педагогической поддержки студентам с ОВЗ при решении задач по физике


Заключение


Список литературы







1. Особенности инклюзивного образования в преподавании физики.


Изменения, постоянно происходящие в современном мире, требуют модернизации педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Перед выпускником учебного заведения стоят следующие задачи: обладать способностью видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, уметь делать обобщения на основе наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их экспериментально. Но всего выше перечисленного недостаточно, чтобы быть успешным выпускник должен эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов.

В Федеральном образовательном стандарте определены группы требований к подготовке выпускников, одну из которых составляют компетенции.

В соответствие с ФГОС компетенции делятся на общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-прикладные.

В методической литературе существуют различные определения ОК.

Общие компетенции (ОК) – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности [3].

Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности [1].

Освоение содержания учебного предмета «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развитияв выбранной профессиональной деятельности;

умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии символики;

владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформированность умения решать физические задачи;

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой профессии ППКРС.

Физика как учебный предмет имеет следующие особенности: экспериментальная основа, опора на теоретическое мышление и особый терминологический аппарат. Таким образом, основные предметные умения формируются при:

1) выполнении экспериментальных и исследовательских работ;

2) решении физических задач с целью формирования следующих интеллектуальных операций- ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка;

3) умение владеть физическими терминами.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию. Она обеспечивает равное отношение ко всем обучающимся и создает особые условия для студентов, имеющих особые образовательные потребности. Для успешного освоения общеобразовательного учебного предмета «Физика» обучающимся с ОВЗ необходимо предоставить особые условия. В первую очередь, речь идет об индивидуализации подходов к обучению, в частности, о подборе условий организации обучения, об индивидуальной форме выполнения заданий, о качественном подходе при оценивании результатов.

Необходимо иметь в виду, что любое изменение подходов к обучению не должно отрицательно влиять на его уровень. Любая индивидуализация подходов происходит в рамках курса изучения предмета и не влияет на качество и количество получаемых знаний. Необходимые изменения могут быть включены в индивидуальный образовательный план студента.

Рассмотрим подробнее возможные варианты изменения подходов к обучению.

1.1. Подбор условий организации обучения.

При выборе рабочего места в кабинете принято обращать внимание на состояние слуха и зрения обучающегося, а также на его двигательные особенности. Однако важно учитывать и особенности развития внимания и восприятия. Так, например, часть студентов вследствие особенности сформировавшихся пространственных преставлений плохо воспринимают информацию, располагаясь сбоку от доски.

В ситуациях, требующих наибольшей концентрации внимания, например, при самостоятельном выполнении задания на карточке, необходимо дополнительное поддержание тишины. С этой целью рекомендовано использование наушников.

Подростков, страдающих трудностями переключения внимания, нужно заранее предупредить об окончании выполнения задания. При этом обучающемуся требуется разъяснить, в какое время он сможет закончить начатое. В качестве альтернативы можно разрешить закончить задание дома или после занятий.

Предоставление дополнительного времени зависит от цели выполнения задания. Если для получения полноценного результата требуется закончить задание, необходимо предоставить студенту данную возможность, переориентировав оставшихся студентов на новый вид деятельности. При использовании стандартных учебных пособий необходимо обязательно маркирование заданий для самостоятельной работы.

При преподнесении нового материала или сложного задания необходимо удостоверится, что каждый обучающийся правильно понял задание и готов к самостоятельному его выполнению. Студентам, которые имеют трудности в быстром письменном фиксировании устного материала, поможет использование диктофона для записи лекционного материала.

1.2. Индивидуализация формы выполнения заданий.

Для студентов с трудностями понимания прочитанного необходимо дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции.

Для повышения продуктивности деятельности некоторых обучающихся требуется дополнительное акцентирования внимания на цели задания. Студенту важно осознать, что он должен узнать из прочитанного текста, на что обратить внимание. При этом важно постепенно научить самостоятельно выделять главные факты в тексте.

Адаптация текстов для чтения, упрощение предложений поможет студентам с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на занятие. Предоставление краткого содержания параграфа поможет студентам с трудностями концентрации внимания и низкой скоростью чтения успешно усвоить учебный материал. Всю дополнительную информацию возможно предоставить в виде подготовки докладов, проектов и презентаций.

Очень часто для обеспечения успешности, обучающиеся нужно заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо ответить.

1.3. Выбор оптимальных способов и сроков предоставления результатов.

Предоставление возможности альтернативного ответа способствует успешности обучающихся с ОВЗ. Студентам с моторными трудностями письменной речи целесообразно предоставить возможность устного сообщения. В тех же случаях, когда подростку трудно отвечать перед всем классом рекомендованы письменные ответы.

Очень часто при выполнении тестовых заданий наибольшую сложность представляет не сам тест, а заполнение оценочных бланков. Рекомендуется на этом этапе оказать помощь. Встречаются ситуации, при которых для достижения оптимального результата необходимо предоставить возможность выполнения работы дома или индивидуально в специально отведенное время.

1.4. Качественный подход при оценивании результатов.

В первую очередь хочется отметить, что похвала как положительная оценка преподавателя может являться более мотивирующей, чем полученная отметка.

Для повышения самооценки и создания ситуации успеха необходимо использовать индивидуальную шкалу оценок, ориентированную не только на непосредственный результат, но и на уровень затраченных усилий, усердие и индивидуальный рост каждого студента в отдельности.

С целью выведения более объективной итоговой отметки нужно ежедневное оценивание работы обучающихся, для того чтобы единичная отметка за итоговый тест не стала решающей. В ситуациях, когда целью выполнения работы не является проверка грамотности, то необходимо оценивать правописание отдельно от содержания работы или исключить ее оценивание вообще.


Современный урок физики, наряду со всем вышесказанным, должен постоянно включать в себя что-то новое, так как однообразные действия вряд ли смогут удержать интерес учащихся любого возраста.

Типы современных образовательных технологий:

1. Коммуникативная предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности. Данные современные технологии на занятиях физики необходимы студентов для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах.

2. Дифференцированная технология познание предмета осуществляется с учетом их личных интересов, навыков и сильных сторон. В основе развития потенциала лежит поощрение, а также применение диагностических тестов.

3. Модульная технология - предусматривает, что современное занятие физики, а также его содержание (автономные модули, подразделы) интегрируются в один общий курс.

4. Информационно-коммуникативные технологии предусматривает повышение практической направленности занятия, а также увеличение познавательной активности путем повышения интенсивности самостоятельной работы студентов.

5. Интернет-технологии открывают различные возможности и доступы для нахождения информации, создания отдельных проектов и исследований.

6. Современные технологии в обучении физике на основе индивидуального обучения реализует личностно-ориентированный метод обучения, что учитывает интересы и особенности студентов.

7. Технология тестирования основывается на контроле усвоения материала обучающимися в пределах курса. Данные технологии обучения на занятиях по физике позволяет педагогу определить сильные и слабые стороны астудентов, а также выявить недостатки в своей программе.

9. Проектная технология характеризуется созданием модели социального взаимодействия между студентами. Данная методика способствует формированию межпредметных связей, которые улучшают общую успеваемость.

10. Технология, базирующаяся на сотрудничестве, эксплуатирует идею совместного обучения. При этом отдельная роль отводится как личной, так и коллективной ответственности за достижение обозначенных целей.

11. Игровая технология основывается на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления обучающихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач.

12. Технология развития критического мышления предназначена для развития в студенте разносторонней личности, которая может критически и с вниманием относиться к полученной информации. Данная технология становится крайне актуальной при усвоении, закреплении и обобщении нового материала.

Таким образом, преподаватель должен постоянно внедрять в процесс обучения новые моменты, которые с интересом будут восприниматься его подопечными.




2. Использование алгоритмов учебной деятельности на занятиях по физике.


Очевидно, что если у студентов есть определенные инструкции, где пошагово обозначено, в какой последовательности и как выполнять то или иное задание, то результат будет выше. При выполнении любого задания студент последовательно совершает различные мыслительные операции, благодаря которым складывается конечный результат его деятельности. И если хоть одна из операций пропущена или выполнена неверно, то результат работы будет содержать ошибку.

Основными свойствами алгоритма являются:

1. Определенность (простота и однозначность операций).

2.Массовость (приспособлено к целому классу задач).

3.Результативность (обязательное подведение к ответу).

4. Дискретность (членение на элементарные шаги).

Таким образом, алгоритмом обучения называют такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности студента при решении задач данного типа и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.

Алгоритмы можно использовать при обучении решению задач. При обучении физике, ещё до того, как подводить обучающихся к решению даже простых задач, необходимо обеспечить качественную подготовку: ознакомление с материалом и его тренировку. Использование пошаговых инструкций позволяет повысить эффективность отработки многих заданий. Чрезвычайно полезно привлекать студентов к составлению алгоритмов.

Таким образом, можно сказать, что работа с алгоритмами способствует формированию и регулятивных, и познавательных, и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Ход моего занятия зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у студентов с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему.

Если у всех обучающихся группы тема общая, то изучение материала веду фронтально, и студенты получают знания того уровня, который определяется их программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для студентов (дифференцированные индивидуальные карточки, упражнения из учебника, на слайдах презентации).

Например, первый вариант работы – студенты с ограниченными возможностями работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время я работаю с остальными, объясняя новую тему). Здесь можно предложить студентам с ОВЗ карточки с понятиями предыдущего занятия, и они должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Также использую задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение). Затем предлагаю карточки с практическими примерами, которые сопровождаются пошаговой инструкцией. Пока студенты с ОВЗ работают самостоятельно.

Второй вариант – пока обучающие работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, я провожу разъяснительную работу или другие виды работ со студентами с ОВЗ по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего занятия. Например, коротко проговариваю те понятия, которые усвоены обучающимися на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы). Далее я объясняю новый материал всем обучающимся. Затем даю дифференцированные задания. При этом в карточках студенты с ОВЗ использую: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой); присутствует постоянное речевое сопровождение с моей стороны, я проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать, как будем выполнять задание) – подросток проговаривает задание после меня; здесь моя речь не насыщенная, а краткая и четкая, т.к. речевая информация усваивается этими студентами в малом объеме. Само задание обучающийся выполняет пошагово по инструкции проверяем вместе; учитываю ошибки, которые он допустил и озвучиваю их. Например, при изучении темы «Введение в курс физики» на первом курсе на первых занятиях для понимания, запоминания физических явлений, используется наглядный материал (картинки с примерами физических явлений см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Примеры физических явлений.

При изучении темы «Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества» для развития кругозора и формирования умения использовать приборы в повседневной жизни можно провести по группам небольшая практическая работа по определению температуры: воды, тела, воздуха в классной комнате, воздуха в коридоре.

Однако, следует избегать сенсорной перегрузки: большого числа плакатов, стендов и т.д. При переходе от изучения одной темы к другой, рекомендуется менять оформление стендов в кабинете.

Развитие восприятия осуществляется через формирование умения наблюдать (опыты и эксперименты). Условиями успешного овладения методом наблюдения являются постановка цели, выработка и следование плану конкретного наблюдения (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Инструкционные карты к лабораторным занятиям.

Для обучающихся с ОВЗ характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый её объем и прочность. Работа по улучшению памяти студента, включает три момента: запоминание, сохранение и воспроизведение запомненного.

Для улучшения запоминания нужно акцентировать внимания обучающихся на материале, который необходимо запомнить; использовать «включение» различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение видеоуроков ,видеоэкспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной литературы), запись (в рабочих тетрадях либо в тетрадях на печатной основе), наблюдение (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Пример разработки занятия с применением рабочей тетради.

Так, для запоминания формул используются так называемые мнемонические треугольники. Для отработки новых физических величин, их названия, обозначения и единицы измерения можно воспользоваться карточками. При решении тренировочных задач можно разработать памятки. Они выдаются при выполнении самостоятельной работы тем обучающимся, которые без них испытывают затруднения.

Для сохранения, запомненного необходимо:

1) осознание учеником важности заучиваемого материала;

2) повторение.

При работе со студентами ОВЗ необходимо использовать все виды повторения:

А) вводное (в начале года после длительного повторения с целью восстановления знаний в памяти учащихся);

Б) текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти и подготовить детей к восприятия нового); Например, для повторения физических величин и формул можно составить таблицы с пропусками:

Название физической величины 

…  

…  

Обозначение физической величины

I

…  

Единица измерения физической величин

…  

Кл

Время задания _________________

В) периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса - это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса);

Г) заключительное (в конце учебного года).

Развитие мышления.

У обучающихся для обеспечения усвоения знаний необходимо сформировать хотя бы элементы теоретического мышления: понятий, суждений, умозаключений, установление причинно-следственных связей. Для этого при введении понятий необходимо опираться на имеющиеся у студентов виды мышления, использовать наглядность, как можно больше примеров, проявлений определяемого понятия, использовать деятельностный подход: изготовление моделей; проведение опытов самими обучающихся, самостоятельную работу подростков.

Повышение самооценки.

Для повышения самооценки студентам давать опережающие задания. Особенно когда материал легкий: прочитать параграф, составить план ответа, можно сделать рисунки и все это использовать в своем рассказе. Обычно подростки рисуют газету по материалу параграф: здесь и рисунок, и ключевые моменты. Выходя к доске, достаточно хорошо рассказывают подготовленный материал, что повышает самооценку.

Готовить индивидуальные карточки «сделай по образцу». Обучающий получает карточку, где одна задача полностью решена с объяснением, а самостоятельно нужно решить задачу подобного типа, только цифры другие. Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку студента. Для коррекции внимания предлагать студентам с ОВЗ карточки с определением физических величин, где одно из ключевых слов пропущено. Задание: вставить из предложенных слов нужное (см. рисунок 4.)

Рисунок 4. Задание с необходимостью заполнить пропуски.

Обязательно таких студентов вовлекать в групповую работу. В группе они должны получить посильное задание, с которым явно справятся.

Все задания предлагаемые студентам с ОВЗ должны быть направлены на то, чтобы он поверил в себя, повысил свою самооценку.
Нельзя забывать и про  здоровьесберегающие  технологии – физкультминутки, предупреждение усталости, смену форм работы и видов деятельности, корректирование программы, разгрузку для глаз. При изучении определенных тем можно использовать задачи, которые заставляют задуматься о вреде курения, об экологии (см. рисунок 5).Рисунок

Рисунок 5. Задача о вреде курения.

Использование ИКТ значительно повышает возможности коррекции и развития студентов с ОВЗ, так как  более 90% информации поступает через зрение и слух. Выручает и применение электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) по физике, видеоматериалы, работа с интерактивной доской. Всё это делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, приводит к активизации мыслительной деятельности обучающихся, уменьшает срок усвоения учебного материала и коррекции нарушений у подростка; повышает динамику и образность предлагаемого учебного материала и позволяет проверить объём и правильность знаний.

Наиболее распространенный тип занятия – комбинированный, общими элементами которого являются:

Организация начала занятия. Здесь целесообразно подбирать задания, которые активизируют или успокаивают студентов. Это могут быть ребусы, кроссворды и т.д (см. рисунок 6.)


Рисунок 6. Задания в форме ребусов, кросвордов.

Проверка усвоения ранее изученного. Это скорее процесс закрепления знаний, чем контроль усвоенного. Наряду с обычным опросом здесь рационально использовать программированные задания.  Цель таких заданий – контроль над качеством усвоения материала. К заданному вопросу прилагается несколько ответов. Задания могут быть в текстовой или графической форме, для индивидуальной или фронтальной работы. Могут быть использованы такие работы, как программированный диктант (даны предложения, в которых нужно вставить выбранное слово), различного рода тесты и т.п (см. Рисунок 7).

Рисунок 7. Пример тестов.

Сообщение целей и задач занятия.

Объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью. На этом этапе используются следующие методы:

  • Словесный

  • Наглядный

  • Практический

  • Игровой

Закрепление материалов.

Подведение итогов занятия.

Сообщение домашнего задания.

Новый материал необходимо "подавать малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закреплять, используя разные виды деятельности обучающихся: на каждом уроке они должны слушать, читать, писать, говорить. Для активизации мыслительной деятельности таких студентовможно частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения. Так для включения непроизвольного внимания можно использовать необычные наглядные средства, изменения темпа изложения и др. Для выработки произвольного внимания использовать практическую деятельность обучающихся: конспектирование, объяснения преподавателя, текста учебника при чтении, видеофрагмента.

Рассмотрим детальнее методы объяснения нового материала:

Словесный метод

Беседа
Воспроизведение нового материала.
Беседа может быть:

  • Информационная. (Цель – выявить объём информации, уточнить знания)

  • Проблемная. (Цель – стимулировать интерес к новой теме, для проверки осмысления воспринимаемой информации). Заставляет учащихся думать, отбирать информацию, проявляют логику, сопоставляют факты.

  • Объяснительная. (Цель – изложение новой информации) Имеет доказательный характер изложения. Применяется на этапе «систематизации знаний». Работает на логику, память, развитие мыслительной деятельности.


Рассказ
Основные требования к рассказу:

  • Понятность и доступность (при изучении нового материала);

  • Иллюстрации, наличие зрительного образа слова (словарная работа, таблицы, схемы);

  • Эмоциональность;

  • Логичность (чёткая структура)

Наглядные методы

Задания должны быть направлены на выявление качественного своеобразия изучаемого. Задача преподавателя – организовать целенаправленное восприятие предмета, учитывая специфические особенности познавательной деятельности.

Важно участие в восприятии максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный). При использовании таблиц включить элемент, делающий её «живой».

Изобразительная деятельность создавать словесный образ по рисунку, нужно уметь сопоставить словесный образ и рисунок, слово и предмет. 
Графические работы повышают степень сознания и усвоения материала, студент получает навыки создания и оформления таблиц, схем, рисунков и т.п. Схемы показывают принципы соподчинения.

Практические методы

К практическим методам относятся: самостоятельная работа, программированные задания, дидактические игры.

Самостоятельная работа – способ усвоения материала, навыков, умений.

При любом методе обучения обучающийся должен проявлять определенную степень самостоятельности (в мышлении, восприятии, суждении, умозаключении)

А) Самостоятельная работа должна быть рассчитана на достаточные знания, применяется как способ коррекции личности (см. Рисунок 8.)

Рисунок 8. Задания на проверку знаний.

На занятиях можно применить такой вид самостоятельной деятельности, как работа с учебником. Например, деление текста на смысловые части, поиск в тексте ответа на поставленный вопрос. Также применяют задания по сравнению объектов (по сходству, по различию), по выделению лишнего, работа по плану.

Для успешного обучения студентов с нарушением интеллекта преподавателю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности обучающихся в течение всего занятия. 
Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность обучающихся. После этого времени наступает снижение работоспособности, что отрицательно сказывается на их отношении к учебной деятельности 
При организации занятия учитывается индивидуальный темп работы студента, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п.

При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и лабораторных работ. При проведении лабораторной работы следует придумать задание посильного характера – ведь, работая в группе, студент с ОВЗ должен чувствовать себя комфортно. В каждой группе назначается консультант – обучающийся позитивный, доброжелательный, который в любой момент поможет члену своей группы. Для занятия – лабораторной работы требуется правильное оформление записи в тетради, которая включает в себя: тему, цель работы, приборы и таблицу. Для обучающихся с ОВЗ допускается запись результатов в строчку, без таблицы.

Интересными для подростков с ОВЗ бывают задания проблемно-исследовательского характера, где они наблюдают явления и делают свои выводы, умозаключения. Например, задание на молекулярное взаимодействие студент получает 2 кусочка пластилина и 2 кусочка парафина. Прижимая, друг к другу, кусочки пластилина наблюдает их соединение, а прижимая друг к другу кусочки парафина – наблюдает другую картину. Предлагаю нагреть края кусочков парафина над свечой и вновь соединить. После выполнения такого рода задания он обязательно высказывает свое умозаключение.

Для реализации коррекционно-развивающих и обучающих задач применяются дидактические и ролевые игры.





3. Оказание педагогической поддержки студентам с ОВЗ при решении задач по физике


Полученный алгоритм по решению задач состоит из четырех основных разделов:

Первый раздел «Чтение и анализ текста задачи»

Основной целью этого раздела является выявление основной сути условия: какое явление описывается в задаче и какими физическими величинами оно характеризуется. От результата анализа текста условия зависит правильность решения всей задачи.

Для студентов с ЗПР, у которых недостаточно развита функция анализа, работа по анализу текста вызывает наибольшее затруднения. Кроме того, они плохо усваивают абстрактные понятия, какими являются понятия физического явления, физической величины, единицы измерения. Даже зная определение такого понятия, они затрудняются привести пример. Поэтому пункт алгоритма, который гласит: «Определите какое физическое явление описано в условии задачи», не совсем понятен им и вызывает затруднения в выполнении. Конечно, при решении задачи, обучающиеся пропускают этот пункт и приступают сразу к числовым значениям.

Чтобы помочь студентов проанализировать текст на должном уровне, в разделе есть план как это можно сделать. Сначала предлагается определить физическое тело, о котором идет речь в задаче. Затем рассматривается ситуация, в которой оказалось тело согласно условию задачи. И только после этого студенты определяют, к какому явлению можно отнести эту ситуацию. Здесь же, в процессе анализа обучающимся предлагается выделить в тексте слова, которые обозначают физические величины.

Внимание обращается на то, что это именно слова, так как студенты путаются в понятиях и могут за физическую величину принять либо единицу измерения, либо числовое значение.

В заключении работы по данному разделу алгоритма обчающиеся выписывают в черновик формулы, которые они вспомнили, определяя явление, описанное в условии задачи.

Второй раздел «Краткая запись условия. Перевод единиц в систему СИ»

Целью данного раздела является правильное буквенное обозначение тех физических величин, которые были выделены при анализе текста, определение известных и искомых величин и работа с их единицами измерения.

Знание буквенного обозначения физических величин очень важно для правильного решения задачи, поэтому закреплению этого знания уделяется много внимания. Практически каждое занятие начинается с небольшого повторения изученных физических величин, их буквенных обозначений, единиц измерения в системе СИ.

Владение правилами перевода единиц измерения в систему СИ обеспечивает вероятность в вычислении искомой величины. Знание системных единиц отображается на уроках с помощью несложных игровых упражнений. А вот правила перевода единиц, обучающиеся часто забывают. Поэтому в данном разделе алгоритма присутствует небольшая памятка по переводу несистемных единиц в систему СИ.

Третий раздел «Решение задачи в общем виде»

Цель этого раздела – получение рабочей формулы, в которую можно будет подставить численные значения величин. По степени сложности задачи дифференцируются в зависимости от того, какую работу необходимо провести с формулами. С учетом особенностей развития, обучающимся выделяются следующие уровни сложности:

1уровень – задачи с применением одной формулы, не требующей преобразований, несложный перевод единиц в систему СИ;

2 уровень – задачи с применением одной формулы, но требующие выражения искомой величины с помощью математических преобразований;

3 уровень – задачи, для решения которых используются несколько формул без математических преобразований.

В процессе решения задачи вводится понятие «рабочая формула» как формула, состоящая только из величин, присутствующих в краткой записи условия. Именно в эту формулу при выполнении вычислений надо подставить числа. Когда в решении задач используются несколько формул, такой прием помогает студентам не перепутать формулу, в которую подставляются числа, с другими формулами.

Получив готовую формулу, можно переходить к заключительному разделу решения задачи, к вычислениям.

Четвертый раздел «Вычисления»

Этот раздел является заключительным в работе над решением задачи, его цель, вычислить искомую величину, подставив в рабочую формулу численные значения физических величин.

Знакомство с содержанием текста алгоритма происходит на первых уроках по решению задач в седьмом классе и на дополнительных коррекционных занятиях. Каждый обучающийся получает памятку с алгоритмом решения задачи, чтобы иметь возможность использовать его при подготовке домашних заданий.

При коллективном решении задачи на занятие студент, который решает задачу, вначале вслух проговаривает указание алгоритма, а потом объясняет, как будет действовать применительно к конкретному условию задачи. Это делается для того, чтобы при необходимости внести коррективы в ход решения задачи.

Вначале процесс решения задачи идет достаточно медленно. Но по мере усвоения содержания алгоритма, обучающиеся начинают работать быстрее, а впоследствии необходимость обращаться к тексту алгоритма у большинства студентов отпадает совсем.

Привожу пример алгоритмов решения количественных задач с использованием одной формулы и нескольких формул.





Заключение.


Таким образом, максимальное развитие психомоторных процессов и познавательной сферы обучающихся на всех этапах занятия – это перспективное направление педагогического воздействия, которое непременно приносит свои положительные результаты. Один из таких результатов - установление позитивной обстановки на занятие, повышение работоспособности обучающихся и создание общего положительного фона, что является немаловажным условием для успешного педагогического процесса.

При этом вся деятельность по сопровождению студента с ОВЗ не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы студентов, в которой находится он с особенностями развития.

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни подростка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Проблема социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья актуальна и в теоретическом и в практическом отношении. Интеграция «проблемных» обучающихся в общество— это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия


















Список литературы.


1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.

2. Закон РФ «О концепции интегративного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 16 апреля 2001г. № 29 (1524-6).

3. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 247.

4. Пермилова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколения// Народное образование. -2010. -№ 7. -С. 209-216.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

6. Хуторской А.В. Ключивые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. – 2003. - № 2. - С. 58-64.

7. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е, Могилёва И.А. Настольная книга педагога – Дефектолога. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2005.

8. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. - Москва: Медицина, 1979.

9. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности. - Челябинск: ИДПОПР, 2001.

10. Павлова М.В. Использование алгоритма при решении задач по физике/ Фестиваль «Открытый урок».

11. Разумовский В.Г., Корсак И.В. Научный метод познания и государственный стандарт образования// Физика в школе. – 2010. - № 1.

2. Беленок И.Л., Мишина Ю.Д. Развитие общих способностей личности. - Новосибирск: Издательство: НГУ, 2005.

13. Мишина Ю.Д. Педагогическая психология: Обучая-воспитываем, воспитывая-обучаем. - Новосибирск: Издательство: НГУ, 2004.

14. Раводин Е.М. Компьютерная лабораторная работа для учащихся с ограниченными физическими возможностями// Физика в школе. - 2003. - № 5.

15. Монахов В.В., Стафеева С.К., Евстигнеев Л.А., Кавтрев А.Ф., Фрадкин В.Е. Назначение и опыт проведения интернет-олимпиад по физике// Физическое образование в вузах. – 2007. – Т. 13. № 4. – С. 53-63.