СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по использованию методов и технологий формирования рефлексивных умений на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обновление содержания образования – одна из главных задач современного общего образования в России. Наряду с предметными знаниями ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся. Эти умения позволят нашим выпускникам быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы. Рефлексивные умения занимают здесь особое место. В процессе обучения весьма важно научится получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию методов и технологий формирования рефлексивных умений на уроках английского языка.»

Методические рекомендации по использованию методов и технологий формирования рефлексивных умений на уроках английского языка


Учитель английского языка МОУ Ишеевского многопрофильного лицея: Мастрюкова Н.И.


Обновление содержания образования – одна из главных задач современного общего образования в России. Наряду с предметными знаниями ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся. Эти умения позволят нашим выпускникам быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы.

И конечно, рефлексивные умения занимают здесь особое место. В процессе обучения весьма важно научится получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач. А для этого в учебной деятельности должно быть место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений. Сейчас главной задачей учащегося является усвоение нового предметного материала, нет задачи на саморазвитие.

Со своими навыками ребенок обращается стихийно, он один не видит своих ресурсов, а порой «приписывает» себе то, чего на самом деле нет. Рефлексия для ученика не является средством освоения содержания образования в настоящее время, потому что не дана ему, как инструмент.

Учащийся нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации, успешность наших действий во многом, (если не в основном), связана с нашим умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.

Таким образом, рефлексивные умения становятся для нас целью образования, одним из главных компонентов содержания образования.

Принципиально меняется и содержание нашей учительской деятельности на уроке. На своих уроках мы стараемся планировать с каждым учащимся его деятельность, организуем коммуникацию, являясь организатором ситуативной и плановой (регулярной) рефлексии.

Ученик может осваивать программу формирования рефлексивных умений, только активно действуя в конкретной ситуации, а затем осознавать свои действия. То есть рефлексия каждого учащегося становится необходимой составляющей процесса образования и особым средством освоения программы. Мы учителя организуем рефлексивную ситуацию, а учащиеся с нашей помощью анализируют действия, приемы, техники, которые они использовали в ситуации (успеха или неудачи). И совместно с учителем они находят возможные действия по выходу из сложившейся ситуации или пониманию, какие качества и действия позволили им быть успешными или нет.

Организация рефлексии обязательна на каждом уроке. Она способствует повышению мотивации учащихся. А учебная мотивация - залог повышения качества образования. Умение рефлексировать пригодится нашим учащимся не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни.

Организуя рефлексивную работу, мы способствуем развитию у детей умения размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом условий и результатов собственной деятельности. Рефлексия работает на формирование учебной мотивации.

Для того чтобы ученик попадал в рефлексивное пространство, мы учителя должны:

-планировать и организовывать мыслительные остановки учебной деятельности;

-определять и менять позиции ученика;

-давать возможность ученикам объективировать ситуацию и описать способы действий;

-совместно с учениками обобщать материал для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно оперировать полученными знаниями.

Всё это позволяет нашим учащимся оформить полученные знания во внешнее отношение к самому себе, к своему действию и к ситуации в целом.

Начало формы

Смысл данной методики заключается в том, чтобы учащийся смог “спроектировать”  полученные знания на свой внутренний мир, а задача учителя - воспитать мышление, личностное отношение к  знаниям,  критическое их осмысление. Поэтому на своих уроках мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.

Для успешной организации учебной деятельности нам учителям нужно обладать в первую очередь не только знаниями по своему предмету, а техниками организации понимания и выведения в рефлексивную позицию. Для того чтобы видеть ситуацию и организовать ситуативную рефлексию, учителю необходимы разные игротехнические средства, прежде всего, мы должны обладать рядом приёмов и технологий.

Изучив ряд методических материалов по данной теме, мы на кафедре учителей иностранного языка применяем следующие технологии формирования рефлексивных умений на своих уроках.

1. Работая над темой урока, мы предлагаем следующие варианты:

  • Начиная новую тему (а также продолжая или завершая ее), фиксируем ее формулировку на доске, а учащиеся выделяют главное, ключевое понятие и объясняют, почему именно это понятие является таковым.

  • Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения темы. В таком случае учащиеся сначала с нашей помощью, а потом и самостоятельно, выделяют ключевые слова, понятия, определяют порядок и направленность учебной работы над темой.

  • На уроках английского языка мы всегда начинаем урок с речевой зарядки (вопросы в интервью учителя тоже могут быть связаны с новой темой урока). Учащиеся, ответив на ряд вопросов, могут сформулировать тему урока самостоятельно. Этот приём очень помогает нашим учащимся при подготовке к сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ (ответы на вопросы электронного ассистента).

  • Формулирование учащимися темы в конце урока с последующим прогнозированием собственной и коллективной деятельности.

2. Главная задача учителя иностранного языка – научить говорить на языке. Мы учим анализировать монологические ответы учащегося (эта технология очень актуальна и важна на уроках английского языка, т.к. при выполнении задания устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, учащийся, чтобы правильно построить своё высказывание по заданной теме должен уметь анализировать свой ответ)

  • Дан ли ответ на поставленный вопрос? (полный или неполный, правильный или неправильный)

  • Выдержана ли структура ответа? (вступление, основная часть, заключение)

  • Наличие аргументов (факты, цитаты, источники, аналогии и т.д.)

  • Логика ответа

  • Грамотность речи

  • Что ты посоветуешь однокласснику?

3. При подведении итогов урока: рефлексия в конце урока может быть как традиционной, так и творческой. Нами задаются следующие вопросы: Над чем работали? Как думали? Что нового узнали? Что получилось? Что не получилось? Над чем нужно работать?

Работая уже несколько лет над данной темой, мы выделили следующие методические приёмы и основные виды рефлексии, которые мы используем на своих уроках:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального

контакта с группой и в конце деятельности.

- Самый простой вариант - карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

- Интересен также и прием с различными цветовыми изображениями (цветные карточки в соответствии с настроением в начале и в конце урока). - Чтобы разнообразить свой урок и закончить его на наиболее высоком эмоциональном уровне, мы используем еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию: учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа.

В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Для нас это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

В помощь учащимся для высказывания мы предлагаем опорные фразы-клише, которые также способствует повторению и расширению лексического и грамматического материала.

Рефлексию содержания учебного материала мы используем для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

В данном виде рефлексии используются следующие приемы:

1) прием «Выбор афоризма». Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Использование афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. И в данном приёме нельзя не учитывать воспитательный и нравственный аспект.

2) приём «Чтение с пометками» при работе с тематическими аутентичными текстами.

3) приём «Закончи предложение» при повторении и закреплении лексического материала.

4) приём «Ключевые слова». Данный приём помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом, с новыми словами.

5) приём «Кластер» - как одна из форм развития критического мышления учащихся. Мы часто используем данный приём на уроках, и подробнее на нём остановится моя коллега Е. В. Евстропова.

6) приём «Синквейн» используется с целью добиться более глубокого осмысления изученной темы. Учитель английского языка Н.Ю. Рожнова ознакомит нас с использованием данного приёма.

7) прием незаконченного предложения: Сегодня на уроке я узнал, обнаружил, выучил, запомнил… (Today on the lesson I have known …found out... learnt... remembered...) При изучении различных тем мы используем варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой каждого урока.

И последний вид Рефлексия деятельности

Особое внимание на своих уроках мы уделяем  методу проектов, поскольку проектные работы учащихся способствуют раскрытию их интеллектуальных и творческих возможностей, формируют умение размышлять, развивают потребность в самовыражении.

Рефлексия деятельности дает возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приемов.

При выборе того или иного приёма рефлексии мы стараемся учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности наших учащихся.

В заключение хочется сказать, что  процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебную деятельность, ориентируясь на личность каждого ученика.

И мы абсолютно уверены в том, что такая система работы позволяет создать условия, побуждающие наших учащихся  к деятельности через востребованность их знаний, способствует развитию критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки.
И в конце своего выступления я хочу предложить вам пролерефлексировать, составить кластер и ответить на вопрос: «Чему же способствует использование рефлексивных технологий и приёмов?»

Использование рефлексивных технологий и приёмов способствует формированию творческого самостоятельного мышления, развивают воображение и творческие способности, способствуют раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей наших учащихся.