| Министерство образования и науки Хабаровского края краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж» |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА | Методические рекомендации по использованию таблиц, схем, опорных конспектов, конспектов в процессе изучения дисциплин «История» «Обществознание» Автор: Павлова Татьяна Николаевна, преподаватель | КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж» | | | | г. Комсомольск-на-Амуре 2023 г. |
Пояснительная записка
Задача современного педагога заключается в умении не только наглядно и образно показать яркие страницы истории, личности великих людей, их деятельность. Но и побудить обучающихся стать активным участником учебного процесса. Для этого современный педагог должен иметь в своем багаже самые разнообразные формы работы. Преподаватель должен создать условия для восхождения каждого обучающегося к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, интеграции в образовательное пространство.
Приемы критического мышления, применяемые на занятиях при изучении дисциплин: «История» и «Обществознание», позволяют обучающимся активно включаться в учебный процесс. Особого внимания заслуживает работа обучающихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Нацеливая студентов на составление этих таблиц, педагог ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь им понять тему. Традиционно для работы с группой использовались таблицы хронологические (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение материала). Это не потеряло своей актуальности и с введением ФГОС. Но формы и приемы работы с таблицами стали более разнообразными и содержательными. Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всей учебной группы не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы.
В последнее время быстрый рост объема информации приводит к сжатию учебного материала, повышение емкости знаний, представленный минимальным уровнем содержания. С целью оптимальности процесса обучения, преподаватели все чаще стараются изложить только суть учебной программы, а остальную её часть обучающиеся должны изучать самостоятельно. Лишь не многие преподаватели применяют инновационные средства обучения, позволяющие сократить время конспектирования и отразить при этом все необходимое, что должен узнать и усвоить обучающийся, сюда относятся опорные схемы и пиктограммы, которые нацелены не только на краткое изложение сути учебного материала, но и способствующие облегчению запоминания и воспроизведения необходимой информации.
Установлено, что с помощью органов зрения человек лучше перерабатывает, усваивает и запоминает информацию, в 100 раз больше, чем с помощью органов слуха. Поэтому использование опорных схем и пиктограмм позволяет, максимально используя зрительную память облегчить процесс усвоения нового материала и развить дополнительный интерес к истории.
Опорные схемы – графическое изображение понятий, образов, теоретического материала с минимальным употреблением слов и зашифрованной информации, представленный разнообразным цветом, шрифтом и изложением в логической цепочке.
Можно сказать, что опорные схемы представляют собой чертеж, отражающий существенные признаки исторических явлений, их связи и отношения, устройство различных материальных объектов, взаимодействие их деталей, размещение предметов и людей на местности.
Таким образом, представляя собой особую графическую наглядность, они способствуют зрительному закреплению получаемой информации, обличая процесс усвоения материала, перерабатывая его и запечатлевая в долговременную память.
Виды и формы работы по составлению таблиц.
При составлении схем и таблиц студент совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить. Дидактических упражнений, построенных на табличном методе, очень много (заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста; описание логики построения таблицы; построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.).
Упражнение «Двойной дневник» дает возможность обучающимся тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда обучающиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома.
Инструкция по оформлению «Двойного дневника». Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли? Можно данный прием использовать и следующим образом. Преподаватель дает задание: выписать из параграфа учебника 7 наиболее важных дат, встречающихся в тексте и записать их в первый столбик, а во втором записать комментарии, почему выбраны именно эти даты и какова роль этих событий в изучаемый период. Таким образом, даты не даются преподавателем в приказном порядке, а осознанно отбираются обучающимися самостоятельно. Аналогичной по оформлению является таблица «Бортовые журналы и дневники». Обучающимся предлагается тема и таблица, состоящая из двух столбцов: «Что известно по теме» и «Что нового узнал». Этот вариант таблицы можно использовать во время повторительно- обобщающего занятия, когда знания обучающихся по теме систематизируются, дополняются и обобщаются.
Еще одним интересным табличным приемом является таблица, которая получила название «Знаю, хочу узнать, узнал». До знакомства с текстом (модулем в целом) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать». По ходу знакомства с текстом, новым материалом заполняется графа «Узнал». Далее подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить еще две графы для заполнения - Источники информации и Что осталось нераскрытым. Прием можно использовать при изучении темы «Окончание Смутного времени». В первый столбик обучающиеся записывают, что им уже известно по теме (причины Смуты…), во втором ставят вопросы (Когда и каким событием закончилось Смутное время; Кто встал во главе русского государства…), а третий заполняют в ходе групповой работы, знакомясь с информацией предложенной преподавателем.
Еще один методический прием назван Таск - анализ. ТАСК – (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача помочь студентам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста им предстоит размышлять. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в специально сконструированную таблицу (Какая тема обсуждается? Каково основное утверждение по теме? Сформулируйте контр утверждение: что скорее всего выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения? Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках. Содержит ли этот текст непонятные, сложные или «перегруженные» слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их. Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора. Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения. Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что … (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), … (основное утверждение), поскольку … (главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).Является ли полный тезис спорным, но в тоже время приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия? В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК.
Прием «ПМИ» (плюс – минус – интересно).
Данный прием очень хорошо зарекомендовал себя на стадии вызова. Его создателем является Эдвард де Боно. Тема «Отмена крепостного права». При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: положительные стороны явления – «+»; отрицательные стороны явления – «–»; а также информацию, которая просто заинтересовала – «?». При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
«Концептуальная таблица» используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. В зависимости от цели, поставленной на занятии, таблица может заполняться обучающимися на занятии или при выполнении домашнего задания, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводиться обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.
В дальнейшем обучающиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения. (Задание: Сравнить управление централизованным государством и государство времен феодальной раздробленности. Основания для сравнения: Какие права имел король; Источники доходов короля; Наличие постоянной армии; Кто издавал законы и вершил суд; Кто осуществлял управление на местах).
«Сводная таблица» (описана Дж. Беллансом) помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым предлагается, сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить. Данные сравнительные таблицы помогают увидеть обучающимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.
Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на занятии. При использовании приема «Сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Обучающиеся обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:
-
выделять ключевые слова;
-
систематизировать необходимую информацию;
-
анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
-
развитие монологической речи.
Использовать Сводную таблицу по теме «Русско-турецкие войны». Линии сравнения: причины, основные военные операции, условия мирного договора. Данная форма таблицы удобна при подготовке к экзамену. А так же, у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на занятии. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.
Стратегия «Таблица-синтез». Этот интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.
Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает обучающегося к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.
При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья – при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить студентам читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом.
Со временем обучающиеся привыкнут не только читать, но читать критически, вести диалог с текстом, анализировать свое отношение к содержанию.
Таким образом, сопоставление таблиц привлекает внимание группы не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы.
Организация работы с опорными схемами, пиктограммами.
Основоположником опорных схем в обучении, является В. Ф. Шаталов, который путем применения их на практике в виде нескольких единиц информации в небольшом количестве, продемонстрировал способ облегчения и понимания материала при его запоминании и воспроизведении, что приводит к повышению успеваемости обучающихся.
Весь материл строиться с возможностью неоднократного его использования при работе на занятиях, что способствует более глубокому раскрытию, сохранению целостность информации, оперированию не только всем материалом, но и его отдельными частями.
Отсюда можно выделить следующие правила составления опорных схем:
1. единство направления от исходных звеньев к заключительным;
2. четкое отражение информации и суждений;
3. каждое звено схемы, должно быть логически законченным, переход от одного звена к другому должен показать взаимосвязь и вытекающие из него положения. В случае если происходит раскрытие общего положения, то звенья должны быть охвачены общей рамкой.
Таким образом, при составлении опорных схем необходимо учитывать ряд требований, сюда относятся целостность, системность, емкость и краткость содержания, обеспечивая легкость в восприятии и воспроизведении. Во время составления делается акцент на визуальный ряд с краткими текстовыми комментариями, уделяется внимание этапам обучения, степени подготовленности обучающихся к работе со схемами.
Выделяют несколько основных типов опорных схем.
Первый тип – технические схемы, обеспечивающие знакомство обучающихся с устройством и действиями материальных объектов.
Второй тип – локальные, предназначенные для демонстрации, посредством условных обозначений, расположения и передвижения войск на полях сражений. По своему характеру они схожи с локально схематическим планом, показывающие, статичное расположение материальных объектов и широко используемое в учебниках истории.
Третий тип - логические, способствующие анализу и обобщению необходимой информаций, используемые при изучении причинно – следственных исторических связей и закономерностей. Позволяющие сформировать навыки логического аргументированного ответа.
По функциональности схемы подразделяются
-
поисковые – графическое изображение в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно познавательные вопросы, ответы на которые позволят обучающимся логически мыслить рассуждать, более осознанно усваивать полученные знания;
-
сущностные - отражающие основную информацию темы, раздела или блока;
-
образные - конкретизирующие понимание трудных мест в учебном материале;
-
разъясняющие - обеспечивающие закрепление и систематизацию учебного материала.
Разнообразие указанных выше типов опорных схем позволяет преподавателю выбирать наиболее приемлемые, с учетом особенной группы, учебного материала.
Таким образом, опорные схемы призваны выявлять основные признаки, связи, взаимоотношения и т. п. Например, при помощи схем можно показать ход событий, этапы развития, реформы, проводимые исторической личностью в определенный период времени и т. п.
Опорные схемы направлены на эффективное решение образовательно – воспитательных задач, способствуют вариативности темпа изучения материала и его структуры, развитию творческой деятельности обучающихся, сочетая в себе новые подходы к обучению.
Работа со схемами содержит в себе наличие определенных этапов
1. Анализ текста и объединение его в блоки, для удобства изучения;
2. Оформление листа с опорными сигналами;
3. Подготовка раздаточного материала.
Работы с опорными схемами могут быть разнообразные, от создания информативных символов до плавного перехода к созданию блок – схем с ключевыми понятиями по конкретному занятию, а затем к составлению смысловой части схемы. Каждая часть схемы обозначается сквозными символами и информационными, отражающие главные факты явления, процессы. Раскрывающие взаимосвязь исторических явлений и процессов с помощью стрелок и соподчиненного порядка. В схему возможно включение заданий и вопросов, при ответе на которые обучающие используют схемы.
Для эффективности работы, возможно привлечение к составлению опорных схем обучающихся, разделенные на небольшие группы, с целью привлечения их внимания, объединяя методику создания с разнообразными видами деятельности: дискуссия, игра и т. п. Это способствует запоминанию, усвоению и закреплению сигналов – символов. При составлении, студентам предоставляется полная свобода фантазий, что способствует развитию творческого мышления, умения высказывать свои мысли и мнения.
Для лучшего запоминания обучающиеся получают аналогичное задание в виде домашней работы. Основная работа обучающихся со схемами предполагает запоминание, воспроизведение и дешифровку информации, самостоятельную формулировку вопросов по схеме. Умение дешифровки символов в схеме служит показателем усвоения учебного материала, как одной темы, так и раздела. Для лучшего запоминания предлагается отдельные части схемы раскрасить отдельными цветами.
В начале занятия обучающиеся повторяют опорную схему, воспроизводя ее по памяти, с целью наилучшего закрепления материала. Опорные схемы, составленные частями, дают возможность отвечать нескольким ученикам по очереди. Возможно воспроизведение данной схемы у доски одним обучающимся, направленное на индивидуальное оценивание знаний, во время проверки домашнего задания у других обучающихся иным способом.
Использование опорных схем на занятии позволяет применять их от вводного до повторительно – обобщающего занятия по каждой теме. Для урока обобщение – повторение предусмотрена схема, направленная на акцентирование внимания обучающихся на главных понятиях или определениях раздела, с уже ранее используемыми символами, однако стоит учитывать, что схема предполагает сжатое изучение истории, ориентированное на два – три параграфа, то частое применение опорных схем не целесообразно.
Несмотря на вышесказанное, применение схем на занятиях способствует глубокому облегченному пониманию и постепенному изучению темы, с помощью которых даже студенты, имеющие затруднения в обучении, могут пользоваться опорой самостоятельно. Возможно, создание специальных папок с опорными схемами, с указанием необходимого материала и которыми могут воспользоваться ученики в случае затруднения.
Однако стоит отметить, что данную условно – графическую наглядность целесообразно применять, когда студенты обладают умением установления причинно – следственных связей сложных исторических процессов.
Основные идеи схемы могут быть представлены отдельными блоками, некоторые обучающие могут формировать самостоятельно при работе с предыдущими схемами. Например, изучая историю какой – либо страны, мы непосредственно затрагиваем вопросы ее природных условий, хозяйство, особенности населения. Для ответа на которые, ученикам необходимо обращение к предыдущим схемам и знаниям. В заключительной части занятия обучающиеся переносят символы блок – схемы в тетрадь, записывая основные идеи занятия. Показателем усвоения знаний служит дешифровка символов не только данного урока, но и раздела, темы.
Опорные схемы позволяют достаточно полно и целостно показать учебный материал, наглядное их использование, обеспечивает последовательное изложение необходимой информации по данной теме, служит опорой при выполнении творческих письменных работ, закрепляя в памяти материал по теме, активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Помимо всего вышесказанного работа с опорными конспектами способствует развитию умения выделять главное в теме, правильно определять и обозначать причинно - следственные связи, воспроизводить материал по составленным схемам.
Пиктограммы представляют собой простейшие рисунки, отражающие важнейшую необходимую для усвоения информацию и благодаря не закрепленности за ними конкретной единицы языка, обладают возможностью интерпретации на любом языке, отражая словосочетания и предложения.
Знаки должны быть понятными, простыми, доступными и обозначать как конкретные, так и обобщающие понятия.
Можно сказать, что пиктограммы представляют собой простейшие рисунки, отражающие важнейшую необходимую для усвоения информацию и благодаря не закрепленности за ними конкретной единицы языка, обладают возможностью интерпретации на любом языке, отражая словосочетания и предложения.
Данная наглядность передает смысловую картинку, что облегчает запоминанию обучающимися, чем просто текст, воспринятый на слух, знакомит со словом, его значением, развивает речевую память, способствует быстрому обучению связной речи. Пиктограммы – символы, состоящие из элементов доступных студенту, обеспечивают легкость в изображении.
Применение пиктограмм наблюдается на всем протяжении истории, начиная с первобытных времен, когда древние люди с целью передачи информации изображали на стенах пещер рисунки. После появления алфавита, пиктограммы употреблялись главным образом для шифровки какой – либо информации. В современное время, чаще рисуночное письмо используется в образовательном процессе для сокращения время конспектирования и активизации работы и интереса обучающизся.
Пиктограммы, отражают определенные события, представляя собой рисунок, передающий смысл одного предложения, но в совокупности своей, отражающий материал параграфа, где основной задачей является наглядная передача комплекса знаний, сохраняя и отображая целостность материала.
Использование пиктограмм демонстрирует уровень запаса знаний и представлений обучающихся, умение владения материалом и способом его изложения. Например, еще К. Д. Ушинский утверждал «Дайте ребенку наглядность, и он заговорит», Е.И. Тихеева отмечала, что использование рисунчатого письма способствует активизации внимания детей. Это обусловлено взаимодействием нескольких зрительных образов, способствующие улучшению фиксирования и запоминания информации.
Указанный выше факт обеспечивается путем соединения зрительных образов, что способствует фиксированию учебной информации. При необходимости, обучающиеся могут легко вспомнить один рисунок и постепенно воспроизвести в памяти свои знания, что объясняется развитием зрительной памяти, так например, у детей она составляет 75 %, по сравнению со слуховой 14%.
Применение пиктограмм или рисуночного письма, как и любое средство обучения, имеет достоинства и недостатки. Основным достоинством является минимизация речи педагога, легкая воспроизводимось, активизация группы на занятиях, повышение интереса. Использование пиктограмм способствует экономии времени, доходчивому объяснению материала и исторического явления.
Недостатком данного наглядного средства будет являться то, что не все обучающиеся способны запомнить иконическое письмо и воспроизвести на занятии.
Работа с пиктограммами весьма разнообразна, так применение пиктограмм можно начинать с объяснения материала, обосновывая по ходу рассказа иконических моделей на доске, далее происходит воспроизведение обучающимися в тетради и повторное объяснение рисунков преподавателем, выполнение домашних заданий.
При работе с пиктограммами внимание обучающихся фиксируется на необходимом материале, осуществляя анализ и синтез информации, а зрительное восприятие способствует облегчению логическому мышлению. Особенно при синтезе: все вычлененные элементы находятся перед глазами и обучающимся легко их запомнить и воспроизвести.
Таким образом, можно выделить следующие основные этапы работы с пиктограммами
1. подробное объяснение материала и изображение его в виде картинок на доске;
2. воспроизведение обучающимися в тетради;
3. повторение материала на этапе закрепления нового материала;
4. работа с пиктограммами при подготовке домашнего задания;
5. ответы студентов с помощью конспекта у доски на следующем занятии.
Для лучшего усвоения и создания «эффекта неожиданности» целесообразно изображать пиктограммы последовательно с логическим их объяснением, что способствует активизации внимания обучающихся за развитием событий, изображением пиктограмм и воспроизводимость в тетрадь.
Таким образом, происходит работа слуховой, зрительной, моторной памяти и мышления, осмысления материала.
Зрительное восприятие способствует прочному запоминанию материала, исключая, таким образом, заучивание его обучающимися, путем зарисовки в свою тетрадь и воспроизведении при устном ответе, что способствует формированию навыков ассоциативности, образного мышления.
Можно сказать, что иконические рисунки служат хорошим средством для изучения предмета и являются прекрасной опорой для ответа обучающегося, помогая грамотно сформулировать свой ответ, сделать его более четким, полным и последовательным.
Однако стоит отметить, что применение иконических моделей не может заменить такие средства наглядности, как цветные картинки, портрет, карты и т. п., но данная наглядность выполняет свою определенную функцию, путем отражения исторических процессов, явлений, разъясняя сложные процессы, этапы путем графических изображений.
Таким образом, использование рисунчатого письма обеспечивает восприятие, понимание и довольно быстрое запоминание смысла текста, увлекает и активизирует обучающихся, способствует развитию творческих способностей, логическому мышлению, формированию дружеских доверительных отношений между обучающимися и преподавателем, в результате беседы и обсуждении пиктограмм.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сказать, что таблицы, опорные схемы и пиктограммы играют существенную роль в образовательном процессе. Применение данных дидактических средств, способствует разнообразию учебной деятельности и облегчению в усвоении материала.