СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по написанию курсовой работы

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по написанию курсовой работы»

Методические рекомендации по написанию курсовой работы


Выполнение курсовой работы по изучаемой дисциплине - важный этап подготовки студента. В ходе выполнения курсовой работы студенты получают навыки работы с учебной и научной литературой, законодательными и другими нормативными актами. Выполняя работу, студент должен уяснить пути, способы и средства применения полученных теоретических сведений в конкретных ситуациях. Это способствует повышению уровня правосознания личности и в целом культуры.

Курсовая работа считается формой самостоятельной научной работы, поэтому необходимо не только использование научной литературы, но и осуществление самостоятельного анализа автором исследуемой проблемы, формулирование собственных выводов.

Студент должен выполнить работу на одну из рекомендованных тем, либо может выбрать тему, не указанную в списке, после консультации с преподавателем.

При выполнении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. Работа может быть оформлена в компьютерном варианте без помарок и сокращений (кроме общепринятых).

2. Общий объем курсовой работы не должен превышать 30 страниц машинописного текста в 1,5 интервала шрифт 14 пт. Стандартный лист машинописного текста формата А4 (297 х 210 мм) должен содержать 57-60 знаков в строке, включая пробелы, 27-30 строк. Текст на листе должен быть ограничен установленными полями: левое – не менее 30 мм, правое – 10 мм, вернее и нижнее – 20 и 25 мм соответственно.

3. В тексте работы нужно рассмотреть рекомендованные вопросы плана и систематизировать изученный материал по этим вопросам. В качестве литературы должны использоваться учебники, учебные пособия, монографии, нормативные документы, статьи из финансовых и экономических журналов, газет и т.д. При цитировании материала его источник указывается в сноске.

Во всех случаях, когда приводятся цифровые данные, следует обязательно указывать их источник. В ссылках необходимо указать Ф.И.О. автора, название книги (статьи), издательство, год, номера страниц. Нумерация на страницах курсовой работы проставляется на всех страницах, кроме титульного листа. Титульный лист включается в общую нумерацию. Страницы глав и параграфов обязательно должны проставляться в содержании и соответствовать нумерации в тексте.

Главы нумеруются арабскими цифрами. После номера ставится точка. Например, глава 1. Параграфы внутри глав имеют двойную нумерацию: первая цифра указывает на принадлежность к главе, а вторая – на порядковый номер параграфа внутри главы. Например, 1.1 (первый параграф первой главы) или 2.2 (второй параграф второй главы).

Рисунки, таблицы, графики, схемы по аналогии с параграфами имеют двойную нумерацию: первая цифра указывает на принадлежность к главе, а вторая – на порядковый номер рисунка, таблицы, графика, схемы внутри главы. Каждая из этих иллюстраций имеет независимый от других видов порядковый номер внутри главы вне зависимости от порядкового номера параграфа. Например, глава 1 может одновременно содержать рис.1.1, рис. 1.2 и т.п.; табл. 1.1, табл.1.2 и т.п.; глава 2 – рис.2.1, рис. 2.2 и т.п.; табл. 2.1 и табл. 2.2 и т.п.

5. После номера любого вида иллюстративного материала должно обязательно следовать его название. Например, Рис.1.1. Структура органов Республиканского казначейства. Нумерация и название рисунка располагаются под изображением.

Номер таблицы проставляется после слова «Таблица» и помещается в верхнем правом углу над названием таблицы. Если таблица расположена на двух или более листах, то слово «Таблица», ее номер и заголовок указываются только на первой странице, на всех последующих указывается «Продолжение таблицы №».

Формулы нумеруются последовательно сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер проставляется справа от формулы на одном с ней уровне в круглых скобках.

6. В конце работы приводится список использованной литературы (автор, название, издательство, год издания, количество страниц) и нормативно-законодательных документов. Список литературы оформляется по алфавиту или с выделением раздела законодательных и нормативных документов согласно иерархической структуре законодательных органов, раздела учебников и учебных пособий, раздела авторских статей из периодической литературы (в алфавитном порядке по фамилиям авторов). В обоих случаях список иностранной литературы и электронные источники оформляются отдельным списком.

7. Объемные цифровые материалы, балансы, инструктивные документы и т.п., служащие базой для анализа, рекомендуется выносить из текста работы в приложения. В тексте работы необходимо приводить либо показатели, на основе которых делаются те или иные выводы, расчетный материал, данные сравнительного анализа и т.п.

8. Курсовую работу студент обязан предоставить преподавателю. Если к курсовой работе были сделаны замечания, студент обязан учесть их и внести необходимые исправления и дополнения.

Если в процессе изучения учебного материала при выполнении курсовой работы возникнут неясности, рекомендуется обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему данную дисциплину.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист

  2. Содержание

  3. Введение (не более 2-х страниц компьютерного текста)

  4. Глава 1 (не более 1/3 от общего объема работы)

  5. Глава 2 (не более 1/3 от общего объема работы)

  6. Заключение (2-3 страницы компьютерного текста)

  7. Список использованной литературы (15-20 источников)

  8. Приложения

Содержание

В разделе «Содержание» указываются наименования всех структурных частей работы, номера и наименования всех разделов и подразделов основной части работы с номером страницы, с которой они начинаются. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. Указание «стр.» должно отсутствовать.

Слово «Введение» печатается на отдельной строке с прописной буквы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы курсовой работы, степень ее проработанности, определяются цель и задачи, теоретические и методологические основы, предмет и объект исследования. Следует указать используемые методы анализа, назвать основные группы информационных источников (включая бухгалтерскую и статистическую отчетность). Помимо этого во введении должны быть обоснованы логика и структура курсовой работы, иными словами, дается общая ха­рактеристика курсовой работы. Здесь же отмечается практическая ценность работы, область ее настоящего (или возможного) использования. Объем введения 2-3 стр.

На предмет исследования направлено основное внимание, поскольку предмет определяет тему курсовой работы. Для его исследования формируются цели и задачи.

Введение

Во введении показывается степень освещения тех или иных вопро­сов в литературе, перечисляются наиболее значимые авторы, проводив­шие научные или научно-практические исследования по данной пробле­ме, формируется и обосновывается отношение обучающегося к научным точ­кам зрения (позициям).

Обоснование актуальности выбранной темы курсовой работы является одной из важнейших и сложных задач, стоящих перед обучающимся. Введение может быть доработано после выполнения основной части работы, поскольку в процессе работы уточняются отдельные положения, обо­сновываются собственные подходы к решению тех или иных проблем.

В заключительной части введения необходимо привести краткое содержание последующих глав курсовой работы.

Справочная информация:

    1. объект исследования − это область деятельности, а предмет − это изучаемый процесс в рамках объекта деятельности. Объект исследования отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет исследования во всех его взаимосвязях. Например, если объект исследования − банковская деятельность, то предметом исследования может быть кредитование физических или юридических лиц; объект исследования − финансы предприятия, предмет − снижение затрат, повышение финансовой устойчивости и т.п.; объект исследования − налогообложение, предмет − система налогообложения малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и т.п.

    2. цель исследования − это мысленное предвосхищение (прогнозирование), определение оптимальных путей решения задачи в условиях выбора методов и приемов исследовании в процессе подготовки курсовой работы;

    3. задачи исследования − это конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели, рекомендуется постановка трех-четырех задач в соответствии со структурой работы, например изучить теоретические вопросы по исследуемей тематики, проанализировать основные направления выбранной тематики, дать рекомендации по выбранной тематике

  1. методы исследования − это способ получения достоверных научных знаний, умений и практических навыков.

Основная часть работы должна строго соответствовать теме, а содержание ее глав их названиям. Деление глав работы на пункты (подпункты) осуществляется с учетом логической последовательности и взаимосвязанности излагаемого материала. При этом каждый пункт (подпункт) должен иметь самостоятельное значение, а его содержание соответствовать названию.

Пример 1:

Тема работы: Формирование и использование прибыли организации (на примере ТОО «Азимут»)

Цель: исследовать механизм формирования и использования прибыли предприятия и предложить направления его совершенствования в деятельности ТОО «Азимут».

Задачи:

  • раскрыть экономическое содержание прибыли как экономической категории;

  • обосновать порядок формирования и использования прибыли

  • выявить факторы, влияющие на прибыль организации

  • проанализировать прибыль ТОО «Азимут»;

  • разработать мероприятия, направленные на совершенствование формирования и использования прибыли ТОО «Азимут».

Объект исследования: механизм формирования и использования прибыли организации

Предмет исследования: система формирования и использования прибыли ТОО «Азимут».


Пример 2:

Тема работы: Эффективность деятельности организации и пути ее повышения (на примере ТОО «Румб»)

Цель: анализ эффективности деятельности организации и разработка направлений ее повышения

Задачи:

  • раскрыть сущность экономической эффективности и ее критерии, экономическую сущность прибыли как экономической категории;

  • обосновать методы оценки экономической эффективности;

  • проанализировать эффективность деятельности ТОО «Румб»;

  • разработать направления повышения эффективности функционирования организации

Объект исследования: эффективность деятельности организации

Предмет исследования: пути повышения эффективности деятельности ТОО «Румб»

Основная часть

В основной части приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.

Основная часть должна содержать:

- выбор направления исследования, включающий его обоснование, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения работы;

- процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, описание полученных результатов;

- обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

Основная часть работы состоит, как правило, из трех логически связанных и соподчиненных глав (разделов), каждая из которых подраз­деляется на несколько частей (подразделов, параграфов). При необходи­мости число глав может быть увеличено или уменьшено (до двух). Каждый раздел (глава) курсовой работы должен заканчиваться краткими выводами, в которых обобщенно излагаются наиболее значимые результаты исследования. Как правило, выводы либо предопределяют необходимость и содержание далее излагаемого материала, либо могут быть использованы для более глубокого его понимания.

При рассмотрении содержания курсовой работы следует учиты­вать, что возможны различные подходы к ее выполнению. Если тема об­ширна, то в работе могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных ее сторон, но они должны быть раскрыты полностью. Возможен и другой подход: изложение охватывает все аспекты, раскры­вающие тему, главное внимание уделяется при этом их взаимосвязи и сравнительному анализу.

Глава первая теоретическая часть, где обучающийся должен проде­монстрировать знания основ экономики по разрабатываемой проблеме. В ней осуществляется анализ современного состояния проблемы, дается обзор нормативных актов и литературных источник позиций исследователей, обосновывается точка зрения автора на исследуемую проблему.

В теоретической части могут быть рассмотрены:

  1. понятие и сущность изучаемого явления, процесса;

  2. краткий исторический обзор (эволюция) взглядов на проблему сравнительный анализ исследований в России и за рубежом;

  3. тенденции развития тех или иных процессов;

  4. зарубежный опыт по тематике исследования;

  5. экономические законы, которые определяют решение проблемы, социальные, организационные, политические предпосылки, которые влияют на решение.

Теоретическая часть может занимать примерно 30% объема работы.

Глава вторая - методологическая, включает методологические подходы и способы исчисления показателей, характеризующих изучаемое явление или процесс. Назначением главы является характеристика исследуемого процесса, явления, представленного в теоретической части, но уже с прикладной точки зрения. В ней могут быть также рассмотрены показатели развития и совершенствования методологии изучаемой проблемы. При необходимости используются экономико-методические методы и компьютерные технологии обработки данных, составляются аналитические таблицы, графики, схемы и т.д. Таким образом, обучающийся должен продемонстрировать умение использовать для решения поставленные работе задач методы изученных им наук (математики, информатики, статистики, эконометрики, экономики и т. п.).

Вторая часть курсовой работы может занимать 30-50% общего объема.

Глава вторая - аналитическая, в которой проводятся расчетно-аналитические действия для решения поставленных задач по изучаемой проблеме или процессу. В ней определяются задачи и требования к решению вопроса, формулируются предложения по перспективе развития объекта исследования. Раскрываются конкретные методы решения проблемы. Выполняются практические расчеты, дается оценка эффективности предлагаемых мероприятий (рекомендаций).

Логика основной части работы может быть иной. В главах могут быть представлены теоретико-методологическая и практическая части.

В конце каждого раздела формулируются краткие выводы по результатам проведенного анализа.

Заключение

Заключение является неотъемлемой частью курсовой работы. Заключение содержит итоговые выводы теоретического и практического характера, к которым автор пришел в ходе исследования. В заключении синтезируется суть работы, подводятся итоги решения поставленных в ней задач, обобщаются полученные результаты. Оценивается полнота решения поставленных задач. Обозначаются границы применения результатов, намечаются направления развития темы пути продолжения исследований (в том числе в будущей деятельности автора). Заключение должно содержать все новое и существенное, что составляет итог исследований и выносится на защиту. Заключение может занимать 3-5 страниц.

Список литературы

Список литературы представляет собой список использованных источников в виде нормативной, научной, учебной и учебно-методической информации и является составной частью курсовой работы, показывает степень изученности проблемы. В него включается только та литература, которая была действительно использована в процессе подготовки работы (законодательные и иные нормативные правовые акты, постановления Правительства РК, монографии), учебная и научная литература (учебники, учебные пособия, статьи в периодической печати и т.д.) и на которые имеются ссылки в основной части работы. Как правило, в список использованной литературы включается не менее 30 наименований.

Внимание, используемые источники литературы должны быть актуальными, перечень за последние пять лет.

Приложения

В приложение выносятся материалы, которые необходимы для раскрытия темы, проведения анализа, облегчения восприятия основной части, не перегружая ее. Они могут быть вспомогательным материалом к основной части работы, подтверждать отдельные положения, выводы и предложения. В приложениях могут быть помещены копии собранных документов (бухгалтерских отчетов организации, налоговых деклараций), вспомогательные таблицы, формулы, рас­четы отдельных показателей и т.п. Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объема основной части курсовой работы, его страницы не входят в общий объем работы. Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок. Конкретный состав приложений, их объем, включая иллюстрации, определяется по согласованию с научным руководителем курсовой работы.

Курсовая работа не должна представлять собой перепечатку разделов учебников или рефератов из Интернета и быть самостоятельным оригинальным исследованием по изучаемой дисциплине.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!