СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине История

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Методических рекомендациях изложена организация научно - исследовательской и проектной работы студентов, представлена тематика студенческих исследований и проектов, составленная в соответствии с рабочей программой дисциплины и государственным стандартом. Рекомендована литература для написания научно - исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине История»

40


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»





Утверждаю

Директор ГАПОУ СО «ВМК

им. З.И. Маресевой»

_____________ Н.Ю. Матвеева

"_____"_________2019 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

по учебной дисциплине История






Составитель:

Климентьева Ольга Анатольевна,

преподаватель истории








Рассмотрена:

на заседании ЦМК

общеобразовательной дисциплины

Пр. № ___ от _______2019 г.

Председатель ________ Антонова Е.В.

В Методических рекомендациях (далее Рекомендации) изложена организация научно – исследовательской и проектной работы студентов, представлена тематика студенческих рефератов, составленная в соответствии с рабочей программой дисциплины и государственным стандартом. Рекомендована литература, необходимая для написания научно исследовательской работы. В список литературы включены документы, источники, монографии, учебные пособия, статьи из периодической печати. К каждой теме даются методические указания, которые помогут студентам в научном освещении вопросов темы.

Рекомендации предназначены для студентов ГАПОУ СО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой» осваивающих образовательную программу среднего общего образования по учебной дисциплине «История», а также для студентов пропустивших занятия по уважительной причине



Разработчик: ГАПОУ СО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Климентьева О.А., преподаватель общеобразовательных дисциплин высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»


Рецензент:

Денисенкова И.В., заместитель директора по учебно – производственной работе, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»











СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

1.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

5

2.

  1. ЭТАПЫ ВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

6

3.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


3.1

Выбор темы исследования

7

3.2

Изучение литературы по выбранной теме

7

3.3

Рекомендации по написанию введения

7

3.4

Основная часть работы

11

3.5

Заключение, обобщение результатов, формулировка выводов

11

4.

Состав и внешний вид исследовательских работ

12

4.1

Оформление титульного листа

12

4.2

Оформление содержания

13

4.3

Оформление текстовой части

13

4.4

Оформление заголовков и подзаголовков

14

4.5

Нумерация страниц

15

4.6

Оформление иллюстраций

15

4.7

Оформление таблиц

16

4.8

Оформление списка использованной литературы

17

4.9

Оформление ссылок

18

5.

ТЕМАТИКА СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ

19


ПРИЛОЖЕНИЕ (образец написания титульного листа)

48









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно – методические рекомендации (далее Рекомендации) разработаны на основе основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) и рабочих программ учебной дисциплины «История» 1-х и 2-х курсов.

Научная работа студентов – неотъемлемая часть учебного процесса, в ней должен участвовать каждый студент колледжа. Организация её важна особенно на первом курсе, так как на этом уровне формируется стереотип деятельности студента, который будет характерен для него в течение всего процесса обучения, а возможно, и в практической деятельности.

Важно заложить у студентов не только профессионально - предметную подготовленность по специальности, но и  основу всех направлений профессиональной компетентности в будущем, что в полной мере может быть реализовано при занятии со студентами научно-исследовательской и проектной деятельностью.

Основные задачи научно - исследовательской работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, развитие познавательной активности;

б) расширение научного кругозора;

в) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно- исследовательской работы;

г) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

д) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в практической деятельности.

Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется она в различных формах по двум направлениям:

  • учебно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс,

  • научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во

внеаудиторное время.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне рамок учебного процесса, осуществляется в виде работы в студенческом научном обществе, которая  организована в разных формах:

  • научные предметные кружки;

  • работа на студенческих научных семинарах;

  • участие  в научно-практических конференциях;

  • подготовка научных статей и тезисов докладов;

  • участие в выставках творческих, научных и учебно-методических работ; участие в конкурсах мультимедийных работ.

Процесс научной работы должен быть организован и управляем. Её эффективность требует творческих усилий.


      1. Организация научно - исследовательской работы студентов


Научная работа студентов – это сложная творческая, многогранная и критическая деятельность студентов по осмыслению и углублению изучаемого материала, выработке на этой основе новых знаний, умений, навыков.

Организуя научную работу студентов, преподаватели побуждают первокурсника к первому научному поиску, делая упор на развитие ранее полученных знаний, направляют их внимание в нужное русло, помогают студенту организовать самого себя.

Научная работа должна учитывать интерес студента к науке, к теории, обеспечивая самостоятельность мышления. Студенты учатся объективно оценивать, анализировать сложные исторические процессы. Предпочтение отдаётся наиболее актуальным темам, темам научно-исследовательского и краеведческого характера.

Историографические обзоры тем рефератов, авторский анализ исторической литературы, научных статей помогают формированию навыков работы с документами, монографиями, статьями. Такая работа способствует развитию творческого подхода и самообразованию.

Рефераты заслушиваются на семинарах или на студенческих научных конференциях. Качественно выполненные рефераты рекомендуются ЦМК общеобразовательных дисциплин для участия в конкурсах студенческих научных и проектных работ на всех уровнях.


    1. Этапы ведения исследовательской работы

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Необходимо "разбить" ход выполнения работы на определенные части и временные интервалы.

  1. Выбор темы исследования.

  2. Постановка проблемы.

  3. Изучение литературы по выбранной теме.

  4. Формулирование гипотезы, цели и задач исследования.

  5. Составление плана выполнения исследовательской работы.

  6. Подбор методики и выполнение практической или экспериментальной части работы.

  7. Сбор собственного материала

  8. Обобщение и анализ собранного материала,

  9. Обсуждение результатов исследования, формулировка выводов.

  10. Оформление работы.

Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.


4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

4.1 Выбор темы исследования

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. При выборе темы важно придерживаться принципа проблемности. Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину. Название темы работы должно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным. При выборе темы исследования необходимо учитывать, что тема должна быть: интересна; выполнима; по возможности оригинальна; актуальна; подкреплена необходимыми средствами и материалами – исследовательской базой; такой, чтобы работа по ней могла быть выполнена относительно быстро; тема должна соответствовать возрастным особенностям студентов.


4.2 Изучение литературы по выбранной теме

Необходимо найти и изучить основные научные исследования по выбранной теме; составить представление о степени ее изученности; выявить малоизученные или спорные моменты.

Литературный обзор дается для того, чтобы показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем. В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы. Важно литературу по данному вопросу использовать при обсуждении результатов.


4.3 Рекомендации по написанию введения

Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается методы исследования, сообщается, в чем заключается ценность полученных результатов, краткий литературный обзор и степень изученности данной проблемы, характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Небольшое вступление (это может быть погружение в проблему, цитата, стихотворный эпиграф, авторское размышление)

Постановка проблемы – Например «Исследование посвящено проблеме …».

Тема должна отражать проблему в ее характерных чертах. Удач­ная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конк­ретизирует основной замысел, создавая тем самым предпо­сылки успеха работы в целом

Актуальность выбранной темы обосновывает необходи­мость проведения исследования.

Например: «Процесс образования первого восточнославянского государства – Киевская Русь – проблема намного шире, чем историческая достоверность легенды о признании варягов. ……. Достаточно часто это предание трактовалось в духе культуртрегерства, который отказывал восточным славянам в способности создать государство самостоятельно…»

Сказанное выше доказывает актуальность выбранной темы данной работы».

Экспериментальные исследования требуют формулирова­ния гипотезы, которая в результате исследования может быть опровергнута или подтверждена.

Гипотеза исследования — это развернутое предположение, подробно излагающее модель, методику, си­стему мер, т.е. технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько — какие-то из них подтвердятся, ка­кие-то — нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения («Если ... , то ... » или «Чем ..., тем ... »). В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

Цель исследования – это то, что в самом общем виде необходимо достичь по завершению исследования. Если понятна и выделена проблема, то решение её и является целью исследовательской работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысло­вом отношении выражая то основное, что намеревается сде­лать исследователь. Как правило, цель начинается с глаго­лов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести», «изучить», «проследить», «выяснить» и т.д.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследо­вания.

Задачи работы, или основные этапы работы позволят добиться поставленной цели (задачи – шаги по достижению цели). Их не должно быть слишком много, как правило, не более 5.

Задачи формулируются в виде перечисления: Изучить…, Описать…, Уточнить и дополнить понимание…, Выявить…, Систематизировать…, Разработать….. и т.д.

Затем следует выделить объект и предмет исследования.

Объект исследования – это то, на что направлено наше внимание, то к чему применяется исследование.

Например: «Процесс образования первого восточнославянского государства»

Предмет исследования – это сторона объекта; то, что изучается в ходе исследования. Предмет исследования более конкретен и включает толь­ко те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он определяет границы, в пределах которых изучается объект.

Затем определяются основные методы, которые необходимо использовать при проведении исследования.

Методы исследования: способы, помогающие достигать поставленных задач и целей в исследовательской работе.

Различают практические и теоретические методы.

К теоретическим методам исследования относят: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент.

К практическим: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анкетирование, моделирование

Пример: «Исследование проводилось с использованием следующих методов: опроса , анкетирования, беседы, изучения документов».

Или «Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

    • наблюдение;

    • эксперимент».

Формулировка результатов и практическая ценность работы (данного исследования).

Пример формулировки результатов работы: «По итогам комплексного анализа результатов исследования мы можем сделать вывод, что …

Или «Наши результаты показали, что ….

Если вы затрудняетесь в определении практической значимости исследовательской работы, то можете задать вопрос: «Для чего создавалась исследовательская работа? С какой целью?» Ответ и станет формулировкой практической значимости вашей работы.

Если и это не помогает, то приведём определение практической значимости работы, прочитав которое, вы сможете грамотно написать о значимости. Практическая ценность проекта заключается в раскрытии (описании) практического применения (значения) проведённой научно-исследовательской работы. Практическая значимость – это та польза, которую создание исследовательского проекта принесло учреждению, предприятию, организации или компании, послужившей базой исследования.

Например:

«Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, пополнят фонд музея….».

Или «Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, позволят активизировать процесс вовлечение детей и молодежи в творческую исследовательскую работу, повысят интерес к изучению истории родного края, города и их героев.


4.4 Основная часть работы

В основной части работы подробно приводится методика и техника исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части работы должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, характеристику методов решения проблемы, сравнение старых и предполагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость).


4.5 Заключение. Обобщение результатов, формулировка выводов

Заключение содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа собранного материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и практическое значение результатов). В заключение в лаконичной форме указывается направление дальнейших исследований, даются конкретные предложения по возможному практическому использованию результатов исследования.

В содержании необходимо сопоставить полученные результаты с рабочей гипотезой и определить, соответствуют ли они изначально высказанному предположению, как ваши данные соотносятся с результатами, полученными другими исследователями, к каким выводам подводит это сопоставление;

Если в работе получены результаты, не подтверждающие гипотезу или не совпадающие с результатами других исследователей, их также необходимо изложить и попытаться объяснить причину несоответствия.

Формулировка выводов:

  • Выводы должны соответствовать цели работы, отвечать на поставленные задачи.

  • Выводов должно быть не меньше, чем задач.

  • Выводы должны подтверждать или опровергать гипотезу.



5. СОСТАВ И ВНЕШНИЙ ВИД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Структурные элементы исследовательской работы должны располагаться в следующем порядке:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основной текст;

- заключение;

- список использованной литературы и источников;

- приложение.


5.1 Оформление титульного листа

Титульный лист (приложение 1,2) содержит следующую информацию:

  • полное название учебного заведения (конференции, конкурса);

  • тему работы;

  • фамилию, имя и отчество  студента, курс, группу, специальность (без сокращений);

  • фамилию, имя и отчество научного руководителя;

  • город и год написания работы.

Расположение этой информации на титульном листе определяется следующими  правилами:

1.  Названия учебного заведения, занимают первые три  верхние строчки, которые отделяются друг от друга через один интервала (шрифт Times New Roman, 14, выравнивание по центру, отступ – 0 см);

2.  Тема работы помещается в центре листа и состоит из одной или нескольких строк (шрифт Times New Roman , 18 , полужирный, все прописные, выравнивание по центру, отступ - 0 см; переносы в словах и сокращения не допускаются). Слово «Тема» не пишется.

3.  Данные  студента  (пять строк) и руководителя  (три строчки) располагаются ниже  через два интервала после названия темы со сдвигом вправо (шрифт Times New Roman , 14 , выравнивание по левому краю, отступ вправо на 8,5 см; Ф. И. О. студента  и руководителя набираются полужирным шрифтом).

4.  Название города и год написания работы располагаются внизу титульного листа (две последние строчки) по центру (шрифт Times New Roman, 14, выравнивание по центру, отступ – 0 см).


5.2 Оформление содержания

Содержание является важнейшим элементом работы, дающим общую характеристику о его структуре. Термин «содержание» включает в себя систему значимых разделов (вопросов)  работы с указанием страниц, где они помещены.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» пишется прописными буквами по середине страницы.


5.3 Оформление текстовой части

Работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105 – 95 «Общие требования к текстовым документам».

Текст набирается с соблюдением следующих правил:

1.  Работа выполняется на белой бумаге формата А4. Текст работы излагается на одной стороне листа.

2. Текст должен быть набран через 1,5 интервала.

3.  Шрифт «Times New Roman», размер шрифта № 14.

4.  Параметры страницы: левое поле – 3,0 см, правое поле – 1,0 см, верхнее поле– 2,0 см, нижнее поле – 2,0 см..

5.  Текст должен быть расположен по ширине страницы с учетом полей.

6.  Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту – 1,25.

7.  Слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом.  

8.  Перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания - один пробел.

9.  Между инициалами, между инициалами и фамилией, перед сокращениями и между ними ставится неразрывный пробел (С trl + Shift +пробел) Например: 1998 год, т.д., А.С. Пушкин.

10.  Набор текста осуществляется без переносов.

11.  Кавычки («»), скобки ([],()), маркеры и другие знаки должны быть сохранены аналогичными на протяжении всего материала.

12.  Сокращение русских слов и словосочетаний применяют в соответствии с  ГОСТ 6.30 - 97. Если в тексте принята особая система сокращений слов и наименований, то должен быть приведен перечень принятых сокращений.

13.  В тексте работы при упоминании, какого - либо автора указываются сначала его инициалы, затем фамилия (например, по мнению А. П. Гайдара; как подчеркивает К. П. Сидоров, и т. д.).


5.4 Оформление заголовков и подзаголовков

Заголовки разделов вопросов следует располагать в середине строк и без точки в конце и печататься с прописной буквы полужирным шрифтом № 14 , не подчеркивая. Если заголовок включает в себя несколько предложений, их разделяют точками. Точка в конце второго предложения не ставится.  Переносы слов в заголовках не допускаются.

Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа.  Текст работы делится на разделы и подразделы, которые должны иметь порядковые номера. Заголовки (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части текста и обозначаться арабскими цифрами, например: 1.; 2.; 3. и т.д.  Под заголовки (параграфы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого заголовка и обозначаться арабскими цифрами без точки в конце, например: 1.1 . , 2.2 . , 3.3 . и т.д.  Если раздел (подраздел) состоит из одного пункта, он также нумеруется.


5.5 Нумерация страниц

Нумерация должна быть сквозной. Первым является титульный лист. Он включается в сквозную нумерацию документа, но номер страницы на нем не ставится. Вторым является содержание, номер страницы также не ставится. На последующих страницах номер проставляют внизу и посредине поля листа арабскими цифрами без знаков препинания.


5.6 Оформление иллюстраций

1.   Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует  располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или близко к нему.

2.   На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. При ссылках на иллюстрации следует в тексте писать «…в соответствии с рисунком 1», «Связь между ними показана на рисунке 3».

3.  Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Обычно используется сквозная нумерация.

4.  Каждая иллюстрация снабжается подрисуночной подписью (шрифт  «Times New Roman», размер шрифта № 14) , которая располагается под иллюстрацией по центру.

Основные элементы подрисуночной подписи:   Наименование графического сюжета обозначается словом «Рисунок  21».  Порядковый номер иллюстрации, который указывается без значка № арабской цифрой без точки в конце.  Тематический заголовок иллюстрации (после тире с большой буквы без точки в конце).

Например: Рисунок 2 - Схема государственного управления


5.7 Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.

1. На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте. При ссылках на таблицы следует писать в тексте «…в соответствии с таблицей 2».

2.  Ширина таблицы не должна быть больше полосы набора текста.

3.  Одна таблица в тексте не нумеруется и слово «таблица» не пишется.

4.  Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

5.  Нумерация таблицы и тематический заголовок располагаются перед таблицей на одной строке:

- порядковый номер арабскими цифрами с абзацного отступа без точки в конце (например, Таблица 4);

- наименование таблицы записывают в виде заголовка (шрифт « Times New Roman», размер шрифта № 14, полужирный) без абзацного отступа строчными  буквами (кроме первой прописной) без подчеркивания и точки в конце.

- таблицы следует делать в режиме таблиц (добавить таблицу), а не рисовать от руки. Шрифт № 12.

7.   Графа «Номер по порядку» в таблицу не включается.

8.  Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы.

При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

9.  При необходимости разрыва таблицы и перенесения ее части на другую страницу туда же переносится строка с нумерацией вертикальных граф, а также заголовок «Продолжение таблицы 1». При этом заголовок вертикальных граф не повторяется.

10.  Если таблица продолжается на трех и более страницах, на последней странице пишут «Окончание таблицы 1».


5.8 Оформление списка используемой литературы

Библиографический список содержит перечень публикаций, изданий, источников, использованных авторов. В список литературы в алфавитном порядке заносятся источники, используемые в работе. Все источники нумеруются в сквозном порядке. При этом в самом тексте должны быть ссылки на них.

Существуют определенные библиографические правила для описания различных источников.

1. Однотомные издания:

№. Фамилия, инициалы. Название. — Место издания: Издательство, год.

Места издания обозначаются следующим образом: Моск­ва — М., Ленинград — Л., Санкт-Петербург — СПб., осталь­ные города — полным названием.

2. Многотомные издания.

№. Фамилия, инициалы. Название: в... т. — Место изда­ния: Издательство, год. Том.

3. Статьи из сборников.

№. Фамилия, инициалы. Название статьи // Название сбор­ника. — Место издания: Издательство, год. — Страницы (от ... — до ...).

4. Статьи из журналов.

№. Фамилия, инициалы. Название статьи // Название жур­нала. — Год. — Том (выпуск, номер). — Страницы (от... — до ...).


5.9. Оформление ссылок

Ссылки оформляются по-разному — в зависимости от ис­точника и условий конкурса (издательства). Допустимы не­сколько подходов к оформлению ссылок.

  1. Постраничные ссылки оформляются в нижней части стра­ницы, их нумерация начинается с «1» на каждой странице1.

  2. Концевые ссылки оформляются после каждой структур­ной единицы текста, например, после каждой главы или раз­дела (нумерация начинается с «1» после каждой новой гла­вы); после всего текста.

  3. В тексте могут быть указаны номера позиций в списке литературы, на которые ссылается автор, при этом их заклю­чают в квадратные скобки. Например: [5]. Рядом с номером источника можно указать номер страницы, если в тексте при­водится цитата. Например: [5, с. 34].

  4. Могут быть указаны фамилии авторов и год издания ци­тируемого источника.


В приложении помещаются дополнительные материалы, которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов.








6. ТЕМАТИКА СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ


Тема 1. Происхождение древнерусского государства: дискуссии продолжаются?

Методические указания

Начать работу рекомендуется с характеристики причин возникновения споров вокруг вопросов: образования русского государства, кто такой Рюрик и его «варяги».

Раскройте основные положения норманнской и антинорманнской теорий. Осветите, как происходили дискуссии норманнистов и антинорманнистов на протяжении XVIII –XXвв.

В заключении покажите, как проблема происхождения Древнерусского государства рассматривается в современной исторической литературе. Продолжается ли сейчас полемика по данному вопросу или ученые пришли к единому мнению?

Литература:

1.Анохин, Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси

/Г.И. Анохин // Вопросы истории. – 2000. – № 3. – С. 51–61.

2.Горский, А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине Х века / А.А. Горский // Вопросы истории. – 1999.

– № 8. – С. 43–52.

3.Горский, А.А. К спорам по "варяжскому вопросу" / А.А. Горский

// Российская история. – 2009. – № 4. – С. 171–174.

4.Гринберг, Ф. Рюриковичи, или Семисотлетие «вечных» вопросов

/Ф. Гринберг. – М.: Московский лицей, 1997. – 308 с.

5.Грог, Л.П. Гносеологические корни норманизма / Л.П. Грог //

Вопросы истории. – 2008. – № 8. – С. 111–118.

6.Грот, В.П. Варяги и варяжская Русь: к итогам дискуссии по варяжскому вопросу / В.П. Грот // Вопросы истории. – 2006. – № 10.

– С. 169–173.

7.Мурашева, В.В. «Путь из ободрит в греки..» (археологический комментарий по «варяжскому вопросу») / В.В. Мурашева //

Российская история. – 2009. – № 4. – С. 174–180.

8.Петрухин, В.Я. Легенда о призвании варягов и балтийский регион / В.Я. Петрухин // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2008. – № 2. – С. 41–47.

9.Фомин, В.В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян / В.В. Фомин // Отечественная история. – 2008. –№2. – С.170–190.

10. Семин, В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов / В.П. Семин. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – С. 5–44.

Тема 2. Новгородская и Псковская феодальные республики. Методические указания

Начать работу рекомендуется с обзора географического положения земель, природно-климатических условий и основных занятий населения.

Дайте характеристику княжеской власти в Новгороде в IX –XIвв. Проанализируйте, как происходило ограничение власти князя в XII в. Выделите причины формирования феодальной республики в Новгородской земле. Охарактеризуйте общественно–политическую организацию Новгородской и Псковской земель в XII–XIIIвв. и характер ее изменения вXIV–XVвв.

Уделите внимание борьбе Новгорода и Пскова с иноземными завоевателями.

Покажите, как проходил процесс присоединения Новгорода и Пскова к единому государству.

В заключении сделайте вывод о том, почему произошло падение феодальных республик?

Литература:

1. Артемьев, А.Р. Ледовое побоище и битвы ХIV – начала ХV в. наСеверо-ЗападеРуси / А.Р. Артемьев // Вопросы истории. – 1999. –

№ 2. – С. 148–152.

2. Горский, А.А. Русские земли в XIII–XIVвв.: пути политического развития

/ А.А. Горский. – М.: Издательский центр Института российской истории РАН, 1996. – 128 с. [Электронный ресурс] –

Режим доступа: http://medievalrus.csu.ru/bible/Gorsky_1996.shtml.

3.Петров, А. Прорубь Чудского озера / А. Петров // Родина. – 2002.

– № 3. – С. 40–41.

4.Подъяпольский, А. Ловушка для рыцарской «свиньи» / А. Подъяпольский // Родина. – 2002. – № 3. – С. 36–37.

5.Янин, В. Как устроен «вечевой строй»: становление новгородской государственности / В. Янин // Родина. – 2002. – № 11 –12.– С.70–79.

6.Янин, В. Расцвет и падение русской Венеции: Великий Новгород в XIII –XVв. / В. Янин // Родина. – 2003. – № 12. – С.9–14.

7.Янин, В. Великий Новгород. История независимости / В. Янин //

Наука и жизнь. – 2009. – № 9. – С. 10–21.

Тема 3. Центры объединения Руси: проблема лидерства (ХIV –XVвв.).

Методические указания

Работу рекомендуется начать с общего обзора положения русских земель в XIII – начале XIV вв. и выделения возможных центров объединения Руси.

Дайте характеристику главным претендентам на объединение земель в XIVв.: Тверскому, Суздальско-Нижегородскомуи Московскому княжествам. Выясните, как проходила борьба между этими центрами. Выделите причины победы московских князей в этой борьбе.

Уделите внимание образованию Великого княжества Литовского и его влиянию на восточнославянские земли. Покажите соперничество между Москвой и Литвой за объединение русских земель (вторая половина XIV–XVвв.). Вследствие чего планы объединения восточнославянских земель под властью Литвы потерпели неудачу?

Рассмотрите процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Каким образом проходил процесс объединения, и какие территории вошли в состав нового государства?

Литература:

1.Горский, А.А. К вопросу о причинах «возвышения» Москвы / А.А. Горский // Отечественная история. – 1997. – № 1. – С. 3–12.

2.Горский, А.А. Русские земли в XIII –XIVвв.: пути политического развития / А.А. Горский. – М.: Издательский центр Института российской истории РАН, 1996. – 128 с. [Электронный ресурс] –

Режим доступа: http://medievalrus.csu.ru/bible/Gorsky_1996.shtml.

3.Мельников, С.А. Наследование престола на Руси и институт соправительства как факторы централизации / С.А. Мельников //

Вопросы истории. – 2001. – № 11–12.– С.102–108.

4.Петров, А. Мечты о золотом столе: Киевское наследство в политической жизни средневековой Восточной Европы / А. Петров

// Родина. – 2006. – № 4. – С. 25–30.

5.Коган, В.М. Князь Рюрик и его потомки. Историкогенеалогический свод / В.М. Коган. – СПб.: «Паритет», 2004. – 688 с.

6.Горский, А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношение с Ордой / А.А. Горский // Отечественная история. – 1996. – № 3. – С. 74–92.

7.Алексеев, Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси / Ю.Г. Алексеев. – М.: Мысль, 1992. – 270 с.

Тема 4. Русские земли и Золотая Орда (XIII-XVвв.).

Методические указания

Начать работу рекомендуется с характеристики русских земель накануне монголо–татарского нашествия.

Рассмотрите основные этапы образования Монгольской империи и нашествие монголов на Русь (1237 –1240гг.). Выявите причины поражения русских войск и последствия монголо– татарского нашествия на Русь. Рассмотрите процесс образования Золотой Орды и влияние золотоордынской власти на культуру и быт Руси XIII–XV вв. Особо остановитесь на анализе таких явлений как баскачество, ордынский выход, ярлык на великое княжение.

Приведите различные точки зрения на татаро–монгольское иго. Проследите эволюцию русско–ордынских взаимоотношений.

Рассмотрите значение Куликовской битвы и укажите основные причины падения ордынского ига в 1480 г.

Литература:

1.Бурлаков, Н. Куликовская битва на Вожже / Н. Бурлаков //

Родина. – 1999. – № 10. – С. 38–40.

2.Горский, А. «Здесь конец нашему рабству»: Когда Москва освободилась от власти Орды? / А. Горский // Родина. – 2003. – № 11. – С. 98–101.

3.Горский, А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80–х годов XIV века: причины, особенности, результаты / А.А. Горский

//Отечественная история. – 1998. – № 4. – С. 15–24.

4.Греков, И.Б., Шахмагонов, Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII–XV веках / И.Б. Греков, Ф.Ф. Шахмагонов. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 334 с.

5.Гумилев, Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев. – М.: Экопрос, 1994. – 335 с.

6.Крамаровский, М. Великая Орда Золотая / М. Крамаровский //

Родина. – 2003 – № 11. – С. 66–75.

7. Кузьмин, А. «Со всякой деревни по полтине…» (О размерах дани

в Орду) / А. Кузьмин // Родина. – 2003. – № 11. – С. 83–89.

8. Нефедов, С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2006. – № 2. – С. 113–124.

9.Пресняков, А. На пути к единодержавию: Политический и

общественный строй Великороссии в период татарского владычества / А. Пресняков // Родина. – 2003. – № 11. – С. 12–17.

Тема 5. Становление идеологии самодержавной власти в эпоху Ивана IV (1530-1584гг.).

Методические указания

Рекомендуется начать работу с рассмотрения обоснования содержания царской власти и ее границах в литературе XVI в. («Послания» старца Филофея, «Сказание о князьях Владимирских», И. Пересветов «Сказание о Магомете Салтане», Письма А. Курбского Ивану Грозному).

Охарактеризуйте взгляд Ивана Грозного на происхождение, сущность и форму государственной власти, методы и способы ее реализации («Послания» Ивана Грозного А. Курбскому, английской королеве Елизавете, Сигизмунду III).

Дайте краткую характеристику преобразованиям Ивана IV. Проанализируйте, насколько они воплощали его взгляды на самодержавную власть.

Литература:

1. Лихачев, Д.С., Лурье, Я.С. Послания Ивана Грозного / Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье. –М.–Л.: Академии Наук СССР, 1951. – 712 с.

12

[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000112.

2.Лялин, В.М. А.М. Курбский о форме правления (XVI В.) / В.М. Лялин // Актуальные проблемы российского права. – 2008. – № 3. – С.24–30.[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://elibrary.ru/item.asp?id=12799202.

3.Нефедов, С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2002 – № 11. – С. 30–53.

4.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / РАН. – М.:

Наука, 1993. – 430 с.

5.Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 572 с.

6.Русские цари. 1547 –1917 /под ред.Х.–И.Торке. – Ростов н/Д;

М.: Феникс, 1997. – 573 с.

7.Семин, В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы: учебное пособие для вузов / В.П. Семин. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2007. – С. 68–87.

8.Скрынников, Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. / Р.Г. Скрынников. – Смоленск: Русич, 1996. –2т.

9.Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: учебное пособие для вузов / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева [и др.]; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2000. – 589 с.

10.Тузов, М.Л. Тоталитарные акценты в политической философии Ивана Грозного / М.Л. Тузов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 1. – С. 77–

87. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=9484080.

Тема 7. Петр I и Карл XII.

Методические указания

Рекомендуется начать работу с личных характеристик Петра I и Карла XII. Рассмотрите обстоятельства прихода их к власти. Проанализируйте их государственную деятельность – внутреннюю политику и реформы.

Анализируя внешнюю политику Петра I, охарактеризуйте отношения России и Швеции, выделите причины Северной войны. Обратите особое внимание на битву под Нарвой и Полтавскую битву. Рассмотрите итоги Северной войны для России и Швеции. Оцените полководческий талант Петра I и Карла XII.

В заключении следует сделать вывод о влиянии Петра I на судьбу России и роли Карла XII в судьбе Швеции. Приведите оценки Петра I и Карла XII историками разных эпох.

Литература:

1.Андреев, И. Петр I и Карл XII два портрета в интерьере истории /

И. Андреев // Наука и жизнь. – 2005. – № 7. – С. 104–114.

2.Баггер, Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований: пер. с дат. / Х. Баггер; под ред. В.И. Буганова. – М.: Прогресс, 1985. – 199 с.

3. Брикнер, А.Г. История Петра Великого / А.Г. Брикнер. – М.:

АСТ, 2004. – 668 с.

4.Буганов, В.И. Петр Великий и его время / В.И. Буганов; под ред. А.П. Новосельцев; АН СССР. – М.: Наука, 1989. – 189 с.

5.Валишевский, К. Петр Великий: исторический очерк. Ч. 1. Воспитание. Ч. 2 . Личность. Ч. 3. Дело / К. Валишевский. – М.:

Квадрат, 1993. – 447 c.

6.Павленко, Н. Разумная расчетливость: Петр и Карл в Полтавской битве / Н. Павленко // Родина. – 2009. – № 7. – С. 34–35.

7.Павленко, Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. – М.: Мысль, 1990. – 592 с.

8.Петр Великий: Воспоминания. Дневниковые записи. Анекдоты / сост., вступ. статья и примеч. Е.В. Анисимова. – М.: Пушкинский фонд, 1993. – 446 с.

9.Царь Петр и король Карл. Два правителя и их народы: Сб. статей / перевод со шв. д.и.н. В. Возгрина. – М.: Текст, 1999. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/polk –16/index.htm.

10.Цветков, С. Карл XII. Последний викинг. 1682 –1718 /С. Цветков. – М.: Центрполиграф, 2005. – 79 с. [Электронный ресурс]

– Режим доступа: http://territa.ru/load/1 –1 –0 –1721.


Тема 8. Внутренняя политика Екатерины II (1762-1796 гг.). Методические указания

Начать работу рекомендуется с характеристики понятий «просвещенный абсолютизм» и «просвещенный деспотизм», «золотой век» русского дворянства. Обратите внимание на возможные пути развития России при Екатерине II.

Рассмотрите реформы Екатерины II в 1762-1773гг.: основные идеи реформ, «Наказ комиссии о сочинении нового Уложения», Уложенная комиссия и ее решения, проекты реформ органов власти, проект конституции Н.И. Панина, реформа Сената, экономические реформы, секуляризация земель, Генеральное межевание.

Покажите, как изменился характер реформ в 1775-1796гг.: проекты реформ органов власти, проект первой русской конституции, губернская реформа, Жалованная грамота городам и Жалованная грамота дворянству, Устав о праве собственности на недра, «Устав благочиния».

В заключении дайте оценку итогов правления Екатерины II. Насколько и в чем внутренняя политика Екатерины II соответствовала идеологии «просвещенного абсолютизма»?

Литература:

1.Борзаковский, П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая / П.К. Борзаковский. – М.: Панорама, 1991. – 44 с.

2.Брикнер, А.Г. История Екатерины Второй / А.Г. Брикнер. – М.:

АСТ, 2004. – 847 с.

3.Заичкин, И.А. Русская история от Екатерины Великой до Александра II / И.А. Заичкин, И.Н. Почкаев. – М.: Мысль, 1994. – 766 с.

4.Зотов, В.Д. Императрица Екатерина II и ее "Наказ" / В.Д. Зотов //Социально-гуманитарныезнания. – 2003. – № 5. – С.187–193.

5.Каус, Г. Екатерина Великая: биография: пер. с нем. – М.: Захаров, 2004. – 319 с.

6.Моряков, В.И. Екатерина II – просветитель или консерватор? / В.И. Моряков // Вестник Московского университета. Серия 8.

История. – 2010. – № 3. – С. 9–27.

7.Новикова, И.А. Экономическая деятельность Екатерины II / И.А. Новикова, М.А. Рогачевская // Эко. – 2010. – № 8. – С. 158–175.

16

8.Русские императоры, немецкие принцессы: династические связи, человеческие судьбы / ред.-сост.А. Данилова. – М.: Изографус, 2002.

– 318 с.

9.Русские цари. 1547-1917 /под ред.Х.-И.Торке. – Ростов н/Д; М.:

Феникс: Зевс, 1997. – 573 с.

10.Семенов, А.К. Городская гражданская реформа Екатнрины II и выборы в городах Центрального Черноземья / А.К. Семенов //

Вопросы истории. – 2006. – № 5. – С. 97–104.

Тема 9. Декабристское восстание.

Методические указания

Начать работу рекомендуется с анализа событий, которые привели к восстанию декабристов. Раскройте основные идеи декабристов, обстоятельства их ссылки.

Выделите основные места ссылки и каторжных работ декабристов. Охарактеризуйте условия их проживания и быта. Рассмотрите основные занятия декабристов в ссылке.

В заключении оцените влияние, которое оказали декабристы на развитие науки в Сибири. Отдельно, в качестве дополнительного материала осветите роль жен декабристов, их деятельность. Поразмышляйте о том, было ли это подвигом или призванием.

Литература:

1. Волкова, И.В. Мятеж декабристов (В сравнении с дворцовыми переворотами в России и военными революциями в странах Западной Европы) / И.В. Волкова // Общественные науки и современность. – 2006. – № 4. – С. 100–112.

2. Восстание декабристов: Документы / М.В.Нечкина. – М.: Наука, 1986. –399 с.

3. Гросул, В.Я. Декабристы в эмиграции / В.Я. Гросул // Отечественная история. – 2006. – № 6. – С. 3–19.

4. История России с древнейших времен до 1861 г. / Н.И. Павленко.

– М.: Высшая школа, 1996. – 599 с.

5. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX в. / А.А.Корнилов. – М.: Высшая школа, 1993. – 446 с.

6. Ссыльные декабристы в Сибири / СО АН СССР. Институт истории, филологии и философии; под ред. Л.М. Горюшкина. – Новосибирск: Наука, 1985. – 384 с.

Тема 10. Западники и славянофилы: дискуссия о настоящем и будущем России.

Методические указания

Рекомендуется начать работу с анализа общественного движения в России второй четверти XIX в. Оценить преобразования Александра I и угрозу революционных потрясений после восстания декабристов.

Выделите и охарактеризуйте идеи западников. Каким образом они хотели переустроить Россию? В чем суть их концепции? Оправдана ли их идея единения России и Европы?

Дайте анализ идеям славянофилов. Согласны ли вы с их выводом об особом пути развития России.

Как западники и славянофилы оценивали реформы Петра I?

В заключении приведите свою точку зрения на то, какая из концепции была более прогрессивной, можно ли их использовать при анализе современной ситуации.

Литература:

1.Володин, А. Проблема «западничества»: как она видится нам сегодня / А.Володина // Свободная мысль. – 1994. – № 7. – С. 19–31.

2.Володин, А.И. Проблема национального самосознания в спорах западников и славянофилов / А.И.Володин // Alma mater. – 1992. –

№ 11. – С.22–30.

3.Галузина, Е.В. Подлинные и "мнимые" культурные ценности в представлении славянофилов / Е.В. Галузина // Культурология.

Дайджест. – 2010. – № 2. – С. 59–67.

4.Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М.:

Юрайт, 1991. – 574 с.

5.Дмитриев, С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм / С.С. Дмитриев // Вопросы истории. – 1993. – № 5. – С. 24–40.

6.Дудзинская, Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. / Е.А. Дудзинская. – М.: Мысль, 1983. – 271 с.

7.Карпи, Г. Были ли славянофилы либералами? / Г.Карпи //

Вопросы истории. – 2002. – № 9. – С. 112–120.

8.Олейников, Д. Кто такие западники и славянофилы / Д.

Олейников // Родина. – 1992. – №3. – С. 77–78.

9.Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в.: Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий: Учебное пособие / Сост. В.А. Федоров. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 203–225.

10.Сараева, Е.Л. Цивилизационные особенности России в оценках западников 1840–хгг. / Е.Л. Сараева // Вопросы истории. –2007. –

№9. – С. 50–62.

11.Славянофилы и западники. Можно ли думать о России вне этих рамок? // Философские науки. – 2002. – № 1. – С. 24–36.

12.Чаадаев, П. Сочинения / П.Чаадаев. – М.: Правда, 1989. – 546с.

Тема 11. Земства и их роль в становлении гражданского общества.

Методические указания

Начать работу рекомендуется с причин появления земских учреждений в России. Выясните, почему не во всех губерниях избирались земские учреждения?

Проанализируйте структуру и состав губернских и уездных земских учреждений, их компетенции и положение в системе местного самоуправления. Рассмотрите, как проходили выборы в земские органы управления.

Осветите социально-экономическую и культурно просветительскую деятельность земских учреждений.

Охарактеризуйте социальное положение, условия труда и быта земских служащих. Подумайте, что заставляло человека идти на

земскую службу: сознательный выбор общественного служения или нужда?

В заключении сделайте вывод о роли земств в становлении гражданского общества.

Литература:

1.Абрамов, В. Земство, народное образование и просвещение / В. Абрамов // Вопросы истории. –1998.– № 8. – С.44–60.

2.Галкин, В.Я. Московское губернское земство: опыт самоуправления / В.Я. Галкин, Н.С. Иванов // Социально– гуманитарные знания. – 1999. – № 4. – С. 223–257.

3.Захарова, Л.Г. Великие реформы 1860–1870-хгодов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова // Отечественная история. – 2005. – № 4. – С.151–167.

4.Салов, О.А. Земство – первый реальный институт местного самоуправления в России / О.А. Салов. – М.: Экономика, 2004. – 94 с.

5.Хрестоматия по истории СССР, 1861 –1917: учебное пособие для вузов / под ред. В.Г. Тюкавкина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 80– 82.

6.Чернышева, Е. Хроническое остолбенение: земский служащий в зеркале русской литературы / Е. Чернышева // Родина. –2010.–№9.

– С. 124–126.

7.Чернышева, Е.В. Феномен земской интеллигенции в отечественной историографии / Е.В. Чернышева // Известия алтайского государственного университета. – 2008. – № 4–5. – С.222–228.[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://elibrary.ru/item.asp?id=12883583.


Тема 13. Попытки индустриальной модернизации России в конце

XIX – начале XX в.

Методические указания

Начать работу рекомендуется с характеристики понятий «модернизация», «догоняющие развитие». Проанализируйте состояние России на рубеже XIX – XX вв., выделите причины необходимости преобразований в стране.

Рассмотрите экономические программы Н.Х. Бунге, И.А. Вышеградского. Есть ли преемственность в их программах, что удалось претворить в жизнь?

Изложите основные положения программы модернизации России С.Ю. Витте. Раскройте, какими методами они были осуществлены.

Рассмотрите подход к модернизации России П.А. Столыпина. В чем он являлся продолжением идей С.Ю. Витте, в чем имел свои особенности?

В заключении приведите данные об итогах преобразований и объясните, почему не были полностью выполнены замыслы реформаторов. Какие слои российского общества и политические силы выступали против реформ?

Литература:

1.Абалкин, Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте / Л. Абалкин // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 4–43.

2.Антонов, М. Золотая удавка (чем обернулся переход России на золотую валюту при министре финансов С.Ю. Витте) / М. Антонов // Родина. – 2006. – № 3. – С. 27–34.

3.Братченко, Т.М., Сенявский, А.С. Раннеиндустриальная стадия модернизации дореволюционной России: истоки, тенденции, результаты / Т.М. Братченко // Вестник РУДН. Серия история России. – 2010. – № 2. – С. 90–105.

4.Витте, С.Ю. Избранные воспоминания. 1849 –1911гг. / С.Ю.

Витте. – М.: Мысль, 1991. – 719 с.

5.Емельянов, А. Российские аграрные реформы: от Столыпина до наших дней / А. Емельянов // Вопросы экономики. – 2001. – № 11. – С. 140–143.

6.Зеньковский, А.В. Правда о Столыпине / А.В. Зеньковский. – М.: Аграф, 2002. – 256 с.

7.Зырянов, П.Н. Петр Столыпин: политический портрет / П.Н. Зырянов. – М.: Высшая школа, 1992. – 159 с.

8.Казанина, Л. Часть вины. Столыпинская программа в оценке российских либералов / Л. Казанина // Родина. – 2010. – № 7. – С.83–84.

9.Куликов, С.В. Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы / С.В. Куликов // Российская история. – 2009.

– № 4. – С. 45–56.

10.Лапкин, В., Пантин, В. Драма российской индустриализации / В. Лапкин, В. Пантин // Знание–сила.– 1993. – № 5. – С.8–17.

11.Семин, В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов / В.П. Семин. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – С.234–269,295–317.

12.Смирнов, В.С. Экономика предреволюционной России в цифрах и фактах / В.С. Смирнов // Отечественная история. – 1999. – № 2. –

С. 3–12.

13.Степанов, В.Л. Предпосылки денежной реформы С.Ю. Витте: политика министра финансов И.А. Вышеградского (1887 –1892) /В.Л. Степанов // Отечественная история. – 2004. – № 5. – С.49–70.

14.Пожигайло П. Столыпинская программа модернизации / П.

Пожигайло // Родина. – 2006. – № 12. – С.4–9.

Тема 14. Россия от Февраля к Октябрю: почему не реализовалась демократическая альтернатива?

Методические указания

Рекомендуется начать работу с особенностей и итогов Февральской революции. Выявите причины двоевластия.

Покажите борьбу классов и партий в 1917 г. Какие альтернативные пути развития российского общества они предлагали? Как их деятельность влияла на работу Временного правительства?

Расскажите о кризисах Временного правительства, и об изменениях его социально-политического состава. Объясните рост влияние радикальных социалистических партий, особенно после попытки государственного переворота (Корниловский мятеж). Покажите усиление роли РСДРП(б) в Советах и рост численности партии, подготовку ее к захвату власти в стране.

Объясните причины привлекательности большевиков в массах, популярности социалистических идей, и причины слабости либерально-демократических сил. Охарактеризуйте роль В.И. Ленина в революционных событиях.

Литература:

1.Алексеев, А. «Вперед, заре навстречу!» / А. Алексеев // Наука и жизнь. – 2009. – № 4. – С. 2–12.

2.Алексеев, А. Март–апрель1917 г.: Россия на грани нервного срыва / А. Алексеев // Наука и жизнь. – 2009. – № 3. – С.2–11.

3.Гаврилов, А.Ю. От февраля к октябрю 1917 г.: роль меньшевиков

вполитической жизни России / А.Ю. Гаврилов // Вестник РУДН.

Серия история. – 2009. – № 3. – С. 35–63.

4.Глебова, И.И. Революции 1917 года: Отрицание прошлого и разрыв социокультурной преемственности / И.И. Глебова // Россия и современный мир. – 2008. – № 1. – С. 97–116.

5.Зотов, В.Д. Под каким идейным знаменем победили большевики

вОктябре 1917 года? / В.Д. Зотов //Социально–гуманитарныезнания. – 2007. – № 5. – С.315–331.

6.Марченя, П.П. Психология масс и партий в русской революции: от Февраля к Октябрю 1917 г. / П.П. Марченя // Вестник РУДН. Серия История России. – 2009. – № 3. – С. 23–35.

7.Медушевский, А.Н. Причины крушения демократической республики в России 1917 г. / А.Н. Медушевский // Отечественная история. – 2007. – № 6. – С. 3–28.

8.Селезнев, Ф.А. Конституционные демократы и предприниматели

в1917 г. / Ф.А. Селезнев // Отечественная история. – 2007. – № 6. –

С. 118–131.

9.Селезнев, Ф.А. Министры–кадетыи экономическая политика временного правительства (март–июль1917 г.) / Ф.А. Селезнев //

Вопросы истории. – 2007. –№8. – С.111–120.

10.Шубин, А. Как обойтись без Ленина и Троцкого: Левая альтернатива большевистской диктатуре в 1917 г. / А.Шубин //

Родина. – 2007. – № 10. – С. 23–29.

Тема 15. Гражданская война в России.

Методические указания

Рекомендуется начать работу с выяснения термина «Гражданская война» и сроках ее начала. Была ли неизбежной гражданская война? Каковы ее причины? Кто ее развязал?

Проанализируйте деятельность большевиков, кадетов, эсеров и меньшевиков после победы Октябрьской революции, их отношение к Советской власти, их связь с массами. Какая партия стремилась к гражданскому миру?

Охарактеризуйте белое и красное движение. Рассмотрите, какую роль в войне играла третья сила – крестьянство.

Дайте краткую характеристику основным этапам гражданской войны. Раскройте причины перехода большевиков к политике «военного коммунизма», ее основные мероприятия и значение.

В заключении сделайте вывод о значении гражданской войны для страны, роли различных партий и движений на пути к миру. Рассмотрите причины победы большевиков.

Литература:

1.Гражданская война в России. Круглый стол. Ольшевский В.Финансово-экономическаяполитика Советской власти в 1917–1918гг.: тенденции и противоречия / В.Ольшевский // Вопросы истории –

1999. – № 3. – С. 28–45.

2.Гришанин, П.И. Белое движение и гражданская война: историческая феноменология и историческая память / П.И. Гришанин

// Вопросы истории. – 2008. – № 2. – С. 167–173.

3.Дроков, С.В.Некоторые проблемы истории гражданской войны в Сибири / С.В. Дроков // Вопросы истории. – 1999. – № 6. – С. 46–63.

4.Здоров, А. Гражданская война: потери населения. Опыт сравнительного анализа / А.Здоров // Свободная мысль. – 1999. – №

10.– С. 115–122.

5.Зубачевский, В.А. Геополитическая страница истории Гражданской войны. 1918–1919годы / В.А. Зубачевский, П.Ю. Савельев // Отечественная история.–2005.–№5. – С.118–131.

6.Искендеров, А.А. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия / А.А. Искендеров // Вопросы истории. –2003.

–№ 10. – С. 96–117.

7.Коновалов, В. Гражданская война в России (1917–1922)мифы и реальность / В.Коновалов // Диалог. – 1998. – №9. – С.72–76.

8.Мишина, А.В. Большевики и крестьянское повстанческое движение Н.И. Махно (1918 –1921гг.) /А.В. Мишина // Отечественная история. – 2006. – № 1. – С.65–73.

9.Поляков, Ю. Бич истории. Гражданская война в контексте истории междоусобиц / Ю.Поляков // Вопросы истории. – 2001. – № 1.– С. 73–87.

10.Скрыпников, А.В. О политических настроениях российского крестьянства в условиях перехода от гражданской войны к миру / А.В. Скрыпников // Социально–гуманитарныезнания. – 2009. – № 3. –С. 166–180.

11.Сушко, А.В. Гражданская война в Сибири. Национально– политический аспект / А.В. Сушко // Вопросы истории. – 2008. – № 5. –С. 98–105.

12.Устинкин, С.В. Власть и общество в условиях гражданской войны / С.В.Устинкин // Отечественная история. – 1998. – №3. – С. 83–102.

13.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 –2004.В 2 ч. Ч. 1: 1917–1945 /под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С.54–112.

Тема 19. Массовые репрессии в советском обществе.

Методические указания

Рекомендуется начать работу с анализа социальнополитического состояния советского общества в 30-егоды: роли и состояния Советов, профсоюзов, ВКП(б).

Выясните, какое значение для политической жизни страны имела однопартийная система, отсутствие гласности.

Выявите причины репрессий. Какие слои населения стали жертвой сталинских «чисток»? Проследите динамику развития репрессий в 30-егг. Какие цели преследовал «большой террор»? Насколько они были реализованы? Как относилось большинство советского общества к репрессиям?

Дайте характеристику репрессиям в Кузбассе. Рассмотрите наиболее громкие политические процессы, проходившие на данной территории.

В заключении сделайте вывод о размахе репрессий 20–30-егг., выявите последствия репрессий для советского общества.

Литература:

1.Авторханов, А. Технология власти / А. Авторханов // Вопросы истории. – 1992. – №1. – С. 65–80.

2.Бабий, А.А., Кириллов, В.М., Кузовкин, Г.В., Хвостенко, В.И "Возвращенные имена"/ А.А. Кириллов, В.М. Кузовкин, Г.В. Хвостенко, В.И. Бабий // Вопросы истории. – 2005. –№1.– С.24–41.

3.ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 /под. ред. А.Н.

Яковлева. – М.: ММФ, 2002. – С. 14–447,448–888.

4.Жуков, Ю.Н. Репрессии и конституция СССР 1936 года / Ю.Н. Жуков // Вопросы истории. – 2002. – №1. – С. 3–27.

5.Историческая энциклопедия Кузбасса: в 3 т. Т.1. А-К.–

Кемерово, 1996. – С. 165–173.

6.История Кузбасса / под ред. Н.П. Шуранова. – Кемерово:

Кузбасс, 2006. – С. 172–177.

7.Короленков, А.В. Еще раз о репрессиях в РККА в предвоенные годы / А.В. Короленков // Отечественная история. – 2005. – № 2. – С.154–162.

8. Кулешова, Н.Ю. Военно-доктринальные установки сталинского руководства и репрессии в Красной Армии конца1930-хгодов / Н.Ю. Кулешова // Отечественная история. – 2001. – № 2. – С.61–72.

9.Леонтьев, Я.В. Механизм фабрикации следственных дел "Всесоюзного центра" в 1937 г. / Я.В. Леонтьев // Вопросы истории. – 2008. – С. 65–83.

10.Павлова, И.В. Власть и общество в СССР в 1930 г. / И.В. Павлова

// Вопросы истории. – 2001. – № 10. – С. 46–57.

11.Тимофеева, Т.Ю Террор: сталинские партийные чистки (1936– 1953) / Т.Ю. Тимофеева // Вопросы истории. – 2001.– №3. – С. 166–

12.Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество / О.В. Хлевнюк. М.: Знание, 1992. – 64 с.

13.Чирков Ю.И. А было все так…: О репрессиях 30-х–40-хгг. / Ю.А.

Чирков. – М.: Знание, 1991. – 387 с.

14.Чернявский Г.И. Новые фальсификации "большого террора" / Г.И. Чернявский // Вопросы истории. – 2009. – № 12. – С. 155–164.

Тема 21. Коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны.

Методические указания

Работу рекомендуется начать с определения термина «коллаборационизм». Выделите районы оккупации территории СССР к лету 1942 г. Дайте характеристику оккупационному режиму. Выясните причины и мотивы коллаборационизма советских граждан. Проанализируйте социальный, половой и возрастной состав населения, сотрудничавшего с фашисткой властью. Выделите формы и типы коллаборационизма. Определите его масштабы. Охарактеризуйте его особенности по сравнению с другими оккупированными странами Европы.

Укажите причины краха коллаборационистской политики гитлеровцев и их оккупационного режима.

В заключении выясните, какие меры применяли советские органы власти, против пособников фашизма.

Литература:

1.Басюк, И.А. Положение советских мирных жителей в тылу немецких войск зимой 1941–1942гг. / И.А. Басюк // Вопросы истории. – 2009. – № 11. – С.88–98.

2.Веригин, С.Г. Национальная политика финской администрации на территории оккупированной Карелии в 1941–1944гг. / С.Г.

32

Веригин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. – 2009. – № 4. – С. 5–20.

3.Дюков, А Милость к падшим: советские репрессии против нацистских пособников / А. Дюков // Великая оболганная война–2.Нам не за что каяться!: Сборник / А. Дюков, Д. Макеев, И. Пыхалов, О. Россов, И. Петров, К. Асмолов, Н. Мендкович; ред. – сост. А. Дюков.— М.: Яуза, Эксмо, 2008. [Электронный ресурс] –

Режим доступа: http://militera.lib.ru/research/pyhalov_dukov/03.html.

4.Журавлев, Е.И. Военно-политическийколлаборационизм на юге России в годынемецко-фашистскойоккупации (1941–1943гг.) / Е.И. Журавлев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. – 2009. – № 4. – С.20–35.

5.Журавлев, Е.И. Гражданский коллаборационизм на Юге России в годы Великой Отечественной войны / Е.И. Журавлев // Российская история. – 2009. – № 6. – С. 70–75.

6. Ковалев, Б.Н. Коллаборационизм в России в 1941–1945гг.: типы и формы

/ Б.Н. Ковалев. – Великий Новгород: Нов ГУ имени Ярослава Мудрого, 2009. –372 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://militera.lib.ru/research/kovalev_bn01/index.html.

7.Мендкович, Н. Нацизм как система преступлений / Н. Мендкович // Великая оболганная война –2.Нам не за что каяться!: Сборник / А. Дюков, Д. Макеев, И. Пыхалов, О. Россов, И. Петров, К. Асмолов, Н. Мендкович; ред. – сост. А. Дюков. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://militera.lib.ru/research/pyhalov_dukov/08.html.

Тема 22. Образ врага в период Великой Отечественной войны.

Методические указания

Рекомендуется начать работу с определения понятия «образ врага». Дайте характеристику таким терминам как «стереотип» и «этнический стереотип».

Выделите механизмы формирования «образа врага», и от каких факторов зависит восприятие «свой – чужой».

Проанализируйте восприятие образа внешнего врага советскими гражданами в довоенный период. Как изменялось это представление с началом Великой Отечественной войны? Выясните, каким представлялся образ врага в сознании современников и участников войны.

В заключении рассмотрите, как трансформировалось отношение

К бывшим противникам после окончания Великой Отечественной войны.

Литература:

1. Багдасарян, В.Э. Образ врага в исторических фильмах1930–1940-хгг. / В.Э. Багдасарян // Отечественная история. – 2003. – № 6. – С.31–46.

2. Вашик, К. Метаморфозы зла: образ врага в немецком и советском плакате

/ К. Вашик // Родина. – 2002. – № 10. – С. 14–17.

3.Горяева Т. Убить немца: образ противника в советской пропаганде / Т. Горяева // Родина. – 2002. – № 10. – С. 41–44.

4.Кринко, Е.Ф. Образы противника в массовом сознании советского общества в 1941–1945гг. / Е.Ф. Кринко // Российская история. –2010.– № 5. – С.74–88.

5.Сенявская, Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. – 383 с. [Электронный ресурс] – Режим

доступа:http://militera.lib.ru/research/senyavskaya1/14.html.

6. Сенявская, Е.С. Союзники Германии в мировых войнах в сознании российской армии и общества / Е.С. Сенявская // Вопросы истории.–2006.– № 11. – С.92–104.

7. Невежин, В. А. «Если завтра в поход...»: Подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х–40-хгодах / В.А. Невежин. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 320 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://militera.lib.ru/research/nevezhin_va/index.html.

Тема 23. Инакомыслие в СССР (1953-1985гг.).

Методические указания

Начать работу рекомендуется с определения понятия «инакомыслие».

Рассмотрите различные формы антиправительственной деятельности. Выявите причины появления, сущность и содержание феномена диссидентского движения в СССР в указанный период. Раскройте особенности различных независимых общественных движений.

Рассмотрите основные этапы движения за права человека. Проанализируйте деятельность наиболее ярких представителей диссидентства. Покажите борьбу советского руководства с инакомыслием.

В заключении сделайте вывод об итогах и значении антиправительственной деятельности в СССР.

Литература:

1.Аксютин, Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953–1964гг. / Ю.В. Аксютин. – М.:

РОССПЭН, 2004. – 488 с.

2.Алексеева, Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период / Л.М. Алексеева. – Вильнюс – М.: «Весть», 1992. – 348 с.

3.Козлов, В.А. Крамола: инакомыслие в СССР во времена Хрущева и Брежнева / В.А. Козлов // Общественные науки и современность. – 2002. – № 3. – С. 75–89;№ 4. – С.68–80.

4.Козлов, В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953—1982годы. По рассекреченным документам Верховного суда и Прокуратуры СССР / В.А. Козлов // Отечественная история. – 2003. – № 4. – С.93–111.

5.Кыдыралина, Ж.У. Общественно-политические выступления казахской интеллигенции и молодежи как оппозиция советскому тоталитарному режиму(1960–1970-егг.) / Ж.У. Кыдыралина // Отечественная история. – 2007. – № 6. – С.155–161.

6.Пыжиков, А. Истоки диссидентства. Молодежь после ХХ съезда КПСС / А. Пыжиков // Свободная мысль. – 2003. – № 12. – С. 77–102.

7.Савельева, А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950-х–1970-хгодов / А.В. Савельева // Вопросы истории. – 1998. – № 4. – С.109–119.

Тема 24. Августовский путч 1991 г. и его последствия.

Методические указания

Начать работу необходимо с рассмотрения термина «путч». Проанализируйте экономические и политические предпосылки путча. Рассмотрите образование ГКЧП, его состав цели и задачи. Дайте краткую характеристику события. Сделайте вывод о том, на чью поддержку рассчитывали путчисты? Обратите внимание на причины поражения ГКЧП, победы Б.Н. Ельцина и его окружения.

Приведите оценки непосредственных участников и свидетелей событий августа 1991 г. и сравните с мнениями исследователей, высказанными спустя 10, 20 лет.

Литература:

1.Бакатин, В. Избавление от КГБ / В. Бакатин. – М.: Новости, 1992. – 421с.

2.Горбачев, М.С. Августовский путч. Причины и следствия / М.С. Горбачев. – М.: Новости, 1991. – 94 с.

3.Ельцин–Хасбулатов: единство, компромисс, борьба / Л.Н. Доброхотов – М.: Тера, 1994. – 613с.

4.История России. XX век / А.Н. Боканов, М.М. Горинов и др. –

М.: АСТ, 1997. – С. 599–605.

5.Медведев, В. Август 1991 / В.Медведев // Свободная мысль –

1993. – № 12. – С. 67–77.

6.Медведев, Н.П. «Новые» на Старой площади: кремлевско – провинциальные истории / Н.П. Медведев. – М.: Республика, 1997. – 239с.

7.Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985 – 1991 гг. / Б.И. Коваль. – М.: Международные отношения, 1991. – 512 с.

8.Согрин, В.В. Политическая история современной России. 19852001: от Горбачева до Путина / В.В. Согрин. – М.: ИНФРА-М,2001. – 262с.

9.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917–2004.В 2 ч. Ч. 2:1945–2004 /под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С.397–401.

10.Шейнис, В. Август-91: проигранная победа / В. Шейнис //

Свободная мысль. – 2006. – № 4. – С. 19–35.


Тема 26. Внутриполитический курс президента Б.Н. Ельцина: удачи и провалы.

Методические указания

Работу рекомендуется начать с краткой характеристики социально-экономических и политических итогов перестройки и задач, стоявших перед Б.Н. Ельциным и его командой.

Рассмотрите процесс формирования российской государственности: декларацию о государственном суверенитете, Федеративный договор 1992 г., события 3–4октября 1993 г. и их итоги, конституцию РФ. Рассмотрите вопрос о выборах в Совет Федераций и Государственную думу.

Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России1993-1999гг. В чем на ваш взгляд состояла противоречивость экономических реформ1992–1993гг.? Как реализовывались важнейшие задачи в реформировании экономики в1994-1996гг. Расскажите о причинах и последствиях августовского финансово-экономического кризиса в 1998 г. Как повлияли экономические реформы на социальную сферу?

В заключении подведите итоги и дайте оценки президентства Б.Н. Ельцина.

Литература:

1.Батурин, Ю.М. Эпоха Ельцина: очерки политической истории / Ю.М. Батурин. – М.: Вагриус, 2001. – 816 с.

2.Воронцов, В.А. В коридорах безвластия. Премьеры Ельцина / В.А. Воронцов. – М.: Академический Проект, 2006 – 1082 с.

3.Вяземский, Е.Е. СССР – Россия. От М.С. Горбачева до В.В. Путина. 1985–2002: учебное пособие / Е.Е. Вяземский. – М.: Ступени, 2003 – 214 с.

4.Ельцин, Б.Н. Россия, за которую мы в ответе: о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации / Российская Федерация. – М., 1996. – 64 с.

5.Коржаков, А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. – М.:

Интербук, 1997. – 479 с.

6.Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. – М.: Захаров, 2005. – 381 с.

7.Мамут, Л.С. Конституционные основы современной Российской государственности / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. – 2008. – № 4. – С. 46–58.

8.Пихоя, Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 г.: Хроника событий и комментарии историка / Р.Г. Пихоя //

Отечественная история. – 2002. – № 4. – С. 64–78;№ 5. – С.113–132.

9.Разуваева, Н.Н. Российская власть в 90-егоды (проблемы развития внутривластных отношений) / Н.Н. Разуваева, Е.В. Олесеюк //Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 3. – С.263–277.

10.Ри Дон Хи История чековой приватизации России (1991-1994гг.)

/Ри Дон Хи // Вестник Московского университета. Серия 8. История.

– 2007. – № 3. – С. 71–85.

11.Согрин, В.В. 1985-2005: три превращения России / В.В. Согрин, А.А. Печенкин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С.3–25.

12.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 –2004.В 2 ч. Ч. 2:1945–2004 /под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С.440–480.

13.Шейнис, В.Л. Конституция 1993 г. и российская политическая система / В.Л. Шейнис // Отечественная история. – 2008. – № 6. – С.3–28.

Тема 27. Президент В.В. Путин и новации в социально-политической сфере России (2000-2008гг.).

Методические указания

Работу рекомендуется начать с краткой характеристики социально-экономическихи политических итогов президентства Б.Н. Ельцина и задач, стоявших перед В.В. Путиным.

Рассмотрите эволюцию общественно-политическойсистемы в период президентства Путина: укрепление вертикали власти, партийное строительство.

Проанализируйте экономическую политику Путина. Какой ценой был достигнут экономический рост?

Рассмотрите социальные реформы: пенсионную, здравоохранения, монетаризации льгот. Обратите внимание на национальные проекты, направленные на улучшение образования и медицинского обслуживания, жилищных условий, демографической ситуации. Изменился ли уровень жизни различных слоев населения?

В заключении подведите итоги и дайте оценки президентства В.В. Путина.

Литература:

1.Блоцкий, О.М. Владимир Путин / О.М. Блоцкий. – М.: Осмос Пресс, 2003. – 335 с.

2.Вяземский, Е.Е. СССР–Россия.От М.С. Горбачева до В.В. Путина.1985–2002: учебное пособие / Е.Е. Вяземский. – М.: Ступени, 2003 – 214 с.

3.Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. – М.: Захаров, 2005. – 381 с.

4.Медведев, Р.А. Владимир Путин: четыре года в Кремле / Р.А. Медведев. – М.: Время, 2004. – 655 с.

5.Осадчая, Г.И. Приоритетные национальные проекты в контексте социальной политики Российской Федерации / Г.И. Осадчая // Социальная политика и социология. – 2007. – № 2. – С. 8–22.

6.Согрин, В.В. 1985–2005: три превращения России / В.В. Согрин, А.А. Печенкин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С.3–25.

7.Согрин, В.В. Противоречивые итоги президентства В. Путина / В.В. Согрин // Общественные науки и современность. – 2009. – № 1. – С. 69–88.

8.Травин, Д.Я. Путинская Россия: от рассвета до отката / Д.Я.

Травин. – СПб.: Дело, 2009. – 476 с.

10.Ханин Г. Три периода постсоветской экономики: разрушение, восстановление, созидание / Г. Ханин // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 10. – С. 83–90.

11.Чадаев, А. Путин. Его идеология / А. Чадаев – М.: Европа, 2006. – 231с.





















Приложение 1.

Титульный лист

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Саратовской области

«Вольский медицинский колледж им.З.И. Маресевой»






РЕФЕРАТ

название темы







Выполнил ФИО

Специальность

Группа

Преподаватель













город и год написания работы



Приложение 2.

Титульный лист

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Саратовской области

«Вольский медицинский колледж им.З.И. Маресевой»







НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



название темы




Выполнил ФИО

Специальность

Группа

Руководитель






город и год написания работы