Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по обучению чтению слабовидящих детей»
Особенностями чтения слабовидящих детей является:
- замедленный (примерно в 2- 2,5 раза по сравнению со нормально видящими) темп;
-сложность одномоментного восприятия слова как целого (чтение по принципу «бегущей строки»);
-просмотровое и поисковое чтение занимает значительное время;
-нецелесообразность заданий типа «найди и выпиши из текста» (слова могут быть записаны под диктовку после знакомства с текстом);
-крайнее неудобство пользования таблицами, схемами;
-сложность эффективного использования словарей для работы с лексикой.
Организация традиционного обучения слабовидящих детей технике чтения на английском языке обычно включает в себя четыре этапа:
- вводный устный фонетический курс
- изучение пар графем и фонем
- изучение правил чтения
- закрепление навыков.
Первый этап способствует выработке и закреплению связки слух-речь при произнесении отдельных фонем и их графической записи. В зависимости от степени потери зрения обучение транскрипции может быть малоэффективно. Количество уроков данного этапа для детей с нормальным зрением составляет 8-10, для слабовидящих необходимо увеличение до отработки автоматизации.
На втором этапе изучают названия букв и их графические символы, получают первые навыки письма, начинают работать со словарем.
Третий этап начинается с изучения правил чтения на основе известных слов вводного курса. Одновременно идет закрепление навыков письма.
Четвертый этап, по моему мнению, наиболее важный в овладении навыком чтения у слабовидящих детей. Именно он позволяет выработать автоматизацию чтения и является опорой в повышении его скорости и осознанности.
Он включает в себя следующие упражнения:
- написание букв, буквосочетаний, слов по образцу и поиск их в тексте
- нахождение пар букв (заглавная-строчная)
- выписывание недостающих букв
- списывание, запись, чтение слов по определенному признаку (однокоренных, имеющих определенную форму, словообразовательный признак, с заглавной буквы, начинающихся с определенной буквы и т.д.)
- поиск слов в тексте с определенными признаками.
Необходимо добиться максимального набора слов, читаемых автоматически по их зрительному образу, так называемое глобальное чтение.
Этот этап может использоваться как самостоятельный метод в обучении чтению на английском языке слабовидящих детей. Обоснование и базовые принципы были заложены Гленом Доманом и применены в обучении английскому языку автором курса Enjoy English М.З. Биболетовой. Суть данного метода состоит в том, что детей учат распознавать слова как отдельные целые единицы, не расчленяя их на буквы. Вначале учащимся предоставляется целое слово с графическим выделением определенной буквы или буквосочетания. Затем оно озвучивается с анализом его правила чтения. Далее подбираются однотипные слова в соответствии с данным правилом. Учащимся для закрепления предлагается находить данные закономерности в тексте, обозначая их графически. Таким образом, ребенок бессознательно проходит путь от синтеза к анализу и наоборот. Сочетание наработанных навыков чтения знакомых слов с интуитивным воспроизведением незнакомых по изученным правилам значительно продвигает слабовидящих детей в их чтении в сравнении с традиционной четырехступенчатой формой.