СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по обучению чтению слабовидящих детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение чтению слабовидящих детей

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по обучению чтению слабовидящих детей»

Особенностями чтения слабовидящих детей является:

- замедленный (примерно в 2- 2,5 раза по сравнению со нормально видящими) темп;

-сложность одномоментного восприятия слова как целого (чтение по принципу «бегущей строки»);

-просмотровое и поисковое чтение занимает значительное время;

-нецелесообразность заданий типа «найди и выпиши из текста» (слова могут быть записаны под диктовку после знакомства с текстом);

-крайнее неудобство пользования таблицами, схемами;

-сложность эффективного использования словарей для работы с лексикой.

Организация традиционного обучения слабовидящих детей технике чтения на английском языке обычно включает в себя четыре этапа:

- вводный устный фонетический курс

- изучение пар графем и фонем

- изучение правил чтения

- закрепление навыков.

Первый этап способствует выработке и закреплению связки слух-речь при произнесении отдельных фонем и их графической записи. В зависимости от степени потери зрения обучение транскрипции может быть малоэффективно. Количество уроков данного этапа для детей с нормальным зрением составляет 8-10, для слабовидящих необходимо увеличение до отработки автоматизации.

На втором этапе изучают названия букв и их графические символы, получают первые навыки письма, начинают работать со словарем.

Третий этап начинается с изучения правил чтения на основе известных слов вводного курса. Одновременно идет закрепление навыков письма.

Четвертый этап, по моему мнению, наиболее важный в овладении навыком чтения у слабовидящих детей. Именно он позволяет выработать автоматизацию чтения и является опорой в повышении его скорости и осознанности.

Он включает в себя следующие упражнения:

- написание букв, буквосочетаний, слов по образцу и поиск их в тексте

- нахождение пар букв (заглавная-строчная)

- выписывание недостающих букв

- списывание, запись, чтение слов по определенному признаку (однокоренных, имеющих определенную форму, словообразовательный признак, с заглавной буквы, начинающихся с определенной буквы и т.д.)

- поиск слов в тексте с определенными признаками.

Необходимо добиться максимального набора слов, читаемых автоматически по их зрительному образу, так называемое глобальное чтение.

Этот этап может использоваться как самостоятельный метод в обучении чтению на английском языке слабовидящих детей. Обоснование и базовые принципы были заложены Гленом Доманом и применены в обучении английскому языку автором курса Enjoy English М.З. Биболетовой. Суть данного метода состоит в том, что детей учат распознавать слова как отдельные целые единицы, не расчленяя их на буквы. Вначале учащимся предоставляется целое слово с графическим выделением определенной буквы или буквосочетания. Затем оно озвучивается с анализом его правила чтения. Далее подбираются однотипные слова в соответствии с данным правилом. Учащимся для закрепления предлагается находить данные закономерности в тексте, обозначая их графически. Таким образом, ребенок бессознательно проходит путь от синтеза к анализу и наоборот. Сочетание наработанных навыков чтения знакомых слов с интуитивным воспроизведением незнакомых по изученным правилам значительно продвигает слабовидящих детей в их чтении в сравнении с традиционной четырехступенчатой формой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!