«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
Как известно, урок не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности, который нужен нашим детям, чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне. Одной из действенных форм повышения уровня двигательной активности и продолжения учебно-воспитательной работы с учащимися должны стать домашние задания по физической культуре.
Основная задача домашних заданий по физической культуре – создать условия для подготовки учащихся к выполнению требований государственной программы по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя домашние задания, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки учащихся, обучение изготовлению несложного спортивного инвентаря, формирование навыков личной гигиены и т.п. Следовательно, содержание домашних занятий зависит от того, какие задачи ставит учитель физической культуры перед учащимися.
Применять домашние задания, а значит увеличивать двигательную активность школьника, жизненно необходимо. Однако, работа по использованию домашних заданий – дело не простое и требует от учителя определённых умений. Нужно эту работу правильно организовать, начиная с первого класса, и, тогда многие трудности отойдут на второй план. Первым и очень важным шагом в деле привлечения учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями, является активная разъяснительная работа с родителями. На первом родительском собрании необходимо сообщить результаты выполнения контрольных нормативов и оценку уровня физической подготовленности каждого ученика. Это, как правило, вызывает острую заинтересованность родителей в улучшении физической подготовки своих детей. Объяснить родителям, что одним из эффективных средств повышения уровня физической подготовленности, укрепления здоровья, улучшения работоспособности школьников являются домашние задания по физической культуре, которые учитель составляет с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Рассказывая о содержании домашних заданий, правилах их выполнения и контроля, необходимо отметить, что для пользы дела обязательна активная помощь родителей.
Разучивание упражнений домашних заданий осуществляется на уроке.
Сложный вопрос методики проведения домашних заданий – определение и регулирование индивидуальной нагрузки. Указывается минимальное и максимальное число повторений для детей разной физической подготовленности. О том, как правильно выбрать индивидуальную дозировку, необходимо разъяснить учащимся на уроке и родителям на встречах. Рекомендовать детям, ориентироваться на самочувствие, выполнять такое число повторений, которое им посильно, с условием постоянного приближения к максимальной величине.
Заданные упражнения необходимо включать в комплексы утренней гимнастики, выполнять во время отдыха, в течение дня.
Контроль выполнения домашних заданий абсолютно необходимое условие, влияющее на эффективность применения этой формы занятий.
Важным средством физического воспитания учащихся являются домашние задания. Выполнение их – одна из форм самостоятельной работы школьников, характерной особенностью которой является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны учителя.
Первый шаг на этом пути – интерес ребят. Пусть домашние задания, а значит и достижения посредством их выполнения определенных целей вызывают у школьников особую заинтересованность.
Что же конкретно следует сделать, чтобы поднять заинтересованность детей? Для этого надо давать упражнения, содействующие развитию двигательных качеств, в том числе и качеств, которые у данного ученика находятся на высоком, по сравнению с другими качествами, уровне, то в этом случае интерес ученика к физической культуре повышается, активизируется его самостоятельная деятельность. И это понятно, ведь обычно люди охотнее занимаются тем, что у них лучше получается. Таким образом, развитие ведущих двигательных качеств, способствует повышению уровня и отстающих.
Внедрять домашние задания лучше всего с 1 класса, с самого начала обучения учащихся в школе. Основным доводом в их пользу должна стать повышенная восприимчивость детей этого возраста к воздействию физических упражнений. У детей легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует естественное тяготение к движениям.
Система домашних заданий должна способствовать решению следующих задач:
повысить двигательную активность;
укрепить основные мышечные группы;
формировать правильную осанку;
содействовать комплексному развитию двигательных качеств;
освоению правильных движений в легкой атлетике, гимнастике и спортивных играх.
Если ученик на данном уроке не справился с упражнением или его не устраивает оценка, то он имеет возможность выполнить задание позднее, во время работы спортивной секции. При наличии третьего урока физической культуры эту работу можно проводить и прямо на уроке.
В конце учебного года при выполнении контрольных упражнений по учебной программе и тестированию учащиеся показывают положительные результаты.
Выводы
При проверке выявляются не только результаты самостоятельной работы ученика при выполнении домашних заданий, но и плоды его труда на уроках. Так и должно быть, поскольку только в тесной взаимосвязи этих двух видов деятельности школьника можно достичь успеха в обучении. При подведении результатов самое главное, чтобы был заметен положительный сдвиг в развитии двигательных качеств.
Результаты проверок домашних заданий показывают, что в конце учебного года уровень двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается.
Надо ли давать домашние задания по физической культуре всем учащимся в классе?
Многие учителя жалуются на то, что учащиеся не делают домашних заданий или выполняют их без особого интереса. Это происходит потому, что они не всегда понимают смысл заданий или считают их неинтересными. Получается это тогда, когда учитель всему классу дает одно и то же задание. Следовательно, домашние задания должны быть не очень трудными, и в то же время необходимо, чтобы при их выполнении учащиеся прикладывали определенные усилия.
Но в классе бывают ученики, имеющие высокую двигательную подготовленность и выполняющие все требования учителя с первой попытки. Нужно ли им давать задание, как и всем? Наверное, не всегда. Во-первых, они, в силу своей подготовленности, все равно не будут его выполнять, так как хорошо справляются со всеми нормативами. Во-вторых, эти школьники, как правило, отрицательно влияют на других учащихся, отговаривают их от выполнения домашних заданий. Однако домашние задания могут быть предложены всему классу. Здесь необходимо учитывать типы заданий, которые получают учащиеся, и поставленные перед ними задачи. Индивидуализация заданий предусматривает учет возможностей каждого учащегося. Один отстает в развитии выносливости, другой – в силе, третий – в быстроте и т.д. Поэтому целесообразно строить домашние задания таким образом, чтобы они помогали учащимся развивать те качества, которые им необходимы.
Все домашние задания, которые учитель предлагает учащемуся, должны отвечать следующим требованиям:
задания должны быть в меру трудными, чтобы учащиеся прилагали определенные усилия при их выполнении, но не превышать возможности детей данного возраста;
подбирать упражнения и задания следует с учетом выполнения их в домашних условиях;
комплексы упражнений должны быть строго индивидуальны и учитывать уровень подготовленности учащегося;
задания и комплексы упражнений должны быть хорошо освоены учащимися на уроках физической культуры для того, чтобы школьники могли правильно выполнять их дома;
все задания должны систематически проверяться, оцениваться и пропагандироваться среди учащихся;
в задания по развитию двигательных качеств в течение года необходимо включать упражнения, направленные на их комплексное развитие, с учетом недостаточно развитых качеств;
периодически комплексы упражнений должны меняться, корректироваться с целью более качественного воздействия на развитие определенных двигательных качеств.
Коротко остановимся на методике домашних заданий, которая заключается в следующем:
1. Побудить учащихся к тому, чтобы они внимательно выслушивали задания, и после этого показать им упражнение, предназначенное для отработки дома, с тем чтобы они могли зрительно запомнить его смысл и исполнение, и в процессе самостоятельного разучивания использовать его в качестве образца.
2. Потребовать, чтобы учащиеся все вместе (вслух или мысленно про себя) «проговорили» это задание, пользуясь специальной терминологией, а в необходимых случаях проанализировали его и здесь же, на уроке, попытались выполнить предлагаемое упражнение самостоятельно.
3. Убедить учащихся в практической пользе для них предлагаемого задания с тем, чтобы заинтересовать их, сформировать у них более внимательное отношение к нему, вызвать желание выполнять задания как можно лучше и с большой пользой для себя.
4. Выделить главное, над чем ученику следует поработать дома и чего он должен добиться в процессе самостоятельного разучивания упражнения, а также указать, какая работа будет считаться хорошо выполненной и как надо выполнять задание, чтобы получить требуемый результат (выделение цели и создание определенных перспектив).
5. Основательно изучить материал на самом уроке, что не исключает возможности заданий для самостоятельного изучения его дома без предварительного ознакомления на уроке. Предварительное домашнее задание имеет своей целью подготовку детей к лучшему и более глубокому восприятию нового учебного материала на уроке, и мы отводили ему значительное место.
6. Дать инструкцию по организации самостоятельных занятий и выполнению домашних заданий, а также напомнить, чтобы, придя в класс, учащиеся записали его по памяти в свою специальную рабочую тетрадь (дневник и т.д.). Лучше всего, если инструкция заранее будет вывешена на доске заданий и поручений, – тогда учащиеся будут иметь возможность в любой момент обратиться к ней.
Такая проверка может быть организована фронтально (упражнение выполняет весь класс, а учитель оценивает только тех учащихся, кому он дал задание) или по группам. В этом случае учитель не специально тратит время на проверку, а проводит учебную работу на уроке, обучая и развивая определенные двигательные качества у всего класса, и в то же время следит за теми, кому было дано задание освоить это упражнение. Точно так же можно организовать проверку домашних заданий и в основной части урока, выполняя любые двигательные действия.
На уроках гимнастики для проверки домашних заданий целесообразно использовать круговую тренировку. Например, учителю необходимо проверить задание по подтягиванию у мальчиков и сгибанию и разгибанию рук в упоре на гимнастической скамейке у девочек. В основной части урока одной из «станций» круговой тренировки будут перекладина и гимнастическая скамейка, на которых учащиеся выполняют упражнения. Учитель проверяет задания на этой «станции», выставляя оценки за выполнение, и в течение урока перед ним проходит весь класс. Следовательно, все учащиеся (и мальчики, и девочки) выполняют упражнения, заданные на дом.
Если учитель дает задание индивидуально, исходя из подготовленности каждого учащегося, то он должен оценивать задание по приросту показателей в том или ином упражнении. Можно оценить выполнение упражнений и заданий таким образом: прирост в 30–40% соответствует оценке «5», в 15–20% – «4» и в 8–12% – «3».
Правила организации самостоятельных занятий по физической культуре:
1. Упражнения должны быть несложными по координации и доступными для учеников.
2. Подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.
3. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные.
4. Задания задаются индивидуально и по группам.
5. Задания со временем усложняются.
6. Задание соответствуют индивидуальным особенностям.
Формирование у школьников навыков и привычек самостоятельно заниматься физическими упражнениями стало неотъемлемой задачей действующей комплексной программы по физической культуре. В процессе развития самостоятельности успешно формируются необходимые школьнику качества: внимание, ответственность, организованность, аккуратность, дисциплинированность.
В учебном процессе, на уроках физической культуры можно применять ряд методических приемов, направленных на развитие самостоятельности и аккуратности у учащихся:
Побуждение к осмыслению упражнения или игры с помощью поставленного вопроса.
Использование логических загадок.
Привлечение школьников к участию в объяснении учебных материалов.
Взаимоанализ действий товарища.
Применение сравнений, сопоставлений.
Выявление главного, существенного в выполняемых движениях.
Стимуляция учащихся к составлению новых упражнений, игр.
Организация самостоятельной деятельности учащихся.
Ученик должен ответить на такие вопросы: «Какие будут замечания по выполненным упражнениям?», «Какие требования нарушены при исполнении?», «Перечислите допущенные ошибки», «Какие имеются дополнения?»
Домашние задания для учащихся младшего школьного возраста направлены на решение следующих задач:
Укрепление здоровья детей.
Повышение двигательной активности детей и приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Укрепление основных мышечных групп.
Развитие физических качеств учеников.
Формирование правильной осанки.
Подготовка и освоение учебного материала программы к выполнению учебных нормативов.
Формирование здорового образа жизни у детей.
Воспитание у учеников целеустремленности, силы воли, работоспособности преодолевать трудности.
Выработка у учащихся простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.
Они должны быть не сложными по координации и не требовать особого оборудования в домашних условиях.
- Давая задание, учитель обязательно объясняет назначение всех упражнений. Это способствует повышению специальных знаний учащихся, а также формированию навыков самостоятельных занятий. Общеразвивающие упражнения, физкультминутки, упражнения на осанку задаются на дом чаще всего сразу же после их выполнения во вводной части урока.
- Упражнения в беге, метаниях и прыжках задаются на дом после их разучивания и закрепления в основной части урока. Иногда необходимо напомнить о заданиях и в заключительной части урока, обращая внимание на правильность выполнения упражнения. Это способствует сосредоточению внимания, постепенному снижению нагрузки и более прочному запоминанию заданий.
- В зависимости от поставленных задач задания могут даваться на различный промежуток времени (на 30 дней, на 2 недели, на серию уроков), в течение которого происходит обучение каким-либо двигательным действиям. Рекомендуется использовать карточки домашних заданий с указанием дозировки упражнений. Первым упражнением в таких карточках указывается то, которое для данного учащегося является главным и на которое следует особо обратить внимание. Чтобы ученики могли свободно владеть карточками, необходимо их обучить основным терминам.
Для определения дозировки упражнений домашних заданий учитель руководствуется нормативными требованиями, которые предъявляет к учащимся данного возраста учебная программа. При этом обязательно учитывается состояние здоровья, показатели физического развития и двигательной подготовленности каждого конкретного учащегося.
Для успешного выполнения и применения домашних заданий необходимо соблюдать ряд условий:
Добиться, чтобы учащиеся знали требования учебной программы и уровни развития основных двигательных качеств, которых они должны достичь в своем возрасте.
Убедить учащихся в практической пользе домашних заданий как необходимого дополнения к урокам физической культуры.
Умело выделять главное, над чем и в какой период работать тому или иному ученику.
Основательно изучить с учащимися на уроке материал домашних заданий.
Уметь определить степень воздействия применяемых упражнений на организм школьников, знать способы правильного регулирования этого воздействия.
Обращать внимание учащихся на организацию и методику проведения заданных на дом упражнений.
Обучать учащихся правильной терминологии, научить их пользоваться ею при записи домашних заданий.
Обязательно сообщать учащимся сроки проверки домашних заданий.
Фиксировать домашние задания в годовых планах прохождения учебного материала.
Не рекомендуется давать задания по выполнению сложных упражнений, требующих условий и страховки.
В процессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:
1. Упражнения должны быть несложными по координации и не требующие страховки.
2. Необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений детьми, доходчиво объясняя цель каждого.
3. Задания по физкультуре учащиеся получают после ознакомления с учебным материалом на уроке.
4. Каждое задания должно подробно объясняться с тем, чтобы учащиеся ясно представляли содержание и технику выполнения упражнения.
5. Для самостоятельного выполнения подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.
6. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные. Задаются индивидуально и по группам. По данным опроса учителей индивидуальные задания по физкультуре более эффективны, чем групповые по данным опроса учителей.
7. Контроль за их выполнением осуществляется на уроках преподавателем физической культуры, в домашних условиях взрослыми.
8. Проверка проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост количественных показателей. Поэтому важно на начальном этапе точно определить максимальные возможности учащихся в выполнении упражнения, предлагаемого для самостоятельного выполнения, чтобы быть уверенным, что увеличение результата есть результат самостоятельной деятельности. При старательном, систематическом выполнении заданий практически каждый учащийся может улучшить свой результат независимо от уровня двигательной подготовки. С учётом уровня физической подготовленности, задания со временем усложняются.
9. Для формирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходима постоянная, положительная мотивация к физической культуре, т. к. отношение учащихся к урокам физкультуры, интерес к самостоятельному выполнению упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной учебной деятельности.
10. Параллельно с формированием мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитывается интерес к физической культуре.
11. Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультуры играет занимаемая позиция семьи учащегося в этом вопросе. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родители привлекают детей к занятиям физической культуры с младшего школьного возраста.
12. Каждый ребёнок нуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении за достижения, ставшие результатом его собственного труда.
Домашние задания по физической культуре, особенно в начальной школе, повышают интерес к предмету «физическая культура», способствуют повышению физической подготовленности и воспитанию самостоятельности, чувства ответственности.