СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов ВОШ по немецкому языку в 2021-2022 уч.году

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выдержка из сборника приказов МО РФ по ВсОШ по немецкому языку в 2021-2022 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов ВОШ по немецкому языку в 2021-2022 уч.году»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению школьного и муниципального этапов

всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку

в 2021/2022 учебном году

























































Содержание

Введение .............................................................................................................................................. 568

1. Порядок организации и проведения школьного и муниципального этапов олимпиады ........ 569

2. Общие рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов олимпиады ......................................................................................... 572

3. Необходимое материально-техническое обеспечение для выполнения заданий школьного этапа олимпиады ............................................................................................................................ 573

4. Необходимое материально-техническое обеспечение для выполнения заданий муниципального этапа олимпиады ............................................................................................... 575

5. Принципы формирования комплектов заданий и методические подходы к составлению заданий школьного этапа олимпиады .......................................................................................... 576

6. Принципы формирования комплектов заданий и методические подходы к составлению заданий муниципального этапа олимпиады ................................................................................ 584

7. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады ........................................... 592

8. Критерии и методика оценивания выполненных олимпиадных заданий ................................. 592

9. Использование учебной литературы и интернет-ресурсов при подготовке школьников к олимпиаде .................................................................................................................................... 593

































568

Введение

Настоящие рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников (далее – олимпиада) по немецкому языку составлены в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. № 678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» и предназначены для использования муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями, а также организаторами школьного и муниципального этапов олимпиады.

Олимпиада по немецкому языку проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний.

Сроки окончания этапов олимпиады: школьного этапа – не позднее 01 ноября; муниципального этапа – не позднее 25 декабря.

Форма проведения олимпиады – очная. При проведении олимпиады допускается использование информационно-коммуникационных технологий в части организации выполнения олимпиадных заданий, анализа и показа олимпиадных заданий, процедуры апелляции при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Решение о проведении школьного и муниципального этапов олимпиады с использованием информационно-коммуникационных технологий принимается организатором школьного и муниципального этапов олимпиады по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

Школьный этап олимпиады проводится по заданиям, разработанным для 5–11 классов, муниципальный – для 7–11 классов. Участник каждого этапа олимпиады выполняет олимпиадные задания, разработанные для класса, программу которого он осваивает, или для более старших классов. В случае прохождения участников, выполнивших задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, программы которых они осваивают, на следующий этап олимпиады, указанные участники и на следующих этапах олимпиады выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, который они выбрали на предыдущем этапе олимпиады, или более старших классов.

Методические рекомендации включают:

 порядок организации и проведения школьного и муниципального этапов олимпиады, общие рекомендации по разработке требований к их проведению;

569

 методические подходы к составлению олимпиадных заданий и принципы формирования комплектов олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов олимпиады;

 необходимое материально-техническое обеспечение для выполнения олимпиадных заданий;

 перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады;

 критерии и методику оценивания выполненных олимпиадных заданий;

 перечень рекомендуемых источников для подготовки школьников к олимпиаде.

Дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу [email protected] в центральную предметно-методическую комиссию всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку.

1. Порядок организации и проведения школьного и муниципального этапов олимпиады

1.1. Школьный этап олимпиады состоит из устного и письменного туров состязаний участников. Письменный тур включает выполнение 4 тестовых заданий и творческого задания «письмо». Межкультурная специфика устного тура требует включения и учета не только индивидуального аспекта, но и группового. Мы настоятельно рекомендуем проведение устного тура на школьном этапе олимпиады, позволяющего оценить уровень сформированности межкультурной коммуникативной компетенции у участника олимпиады, а также разработать «дорожную карту» для преодоления индивидуальных недоработок участника в области межкультурной коммуникации. 1.1.1. Письменный тур

Длительность письменного тура составляет:

5 класс – 2 академических часа (90 минут);

6 класс – 2 академических часа (90 минут);

7 класс – 3 академических часа (135 минут);

8 класс – 3 академических часа (135 минут);

9 класс – 4 академических часа (180 минут);

10 класс – 4 академических часа (180 минут);

11 класс – 4 академических часа (180 минут).

570

1.1.2. Школьный этап всероссийской олимпиады по немецкому языку проводится с использованием единого комплекта заданий для каждой группы участников. При этом с учётом разницы в подготовке, языковой и речевой компетенциях обучающихся участников олимпиады целесообразно разделить на три возрастные группы (5-6, 7-8 и 9-11 классы). Для каждой из указанных групп рекомендуется подготовить отдельный комплект заданий с возрастающей степенью сложности от группы к группе, однако в каждый комплект рекомендуется включать все виды заданий всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку. 1.1.3. Для проведения письменного тура необходимы аудитории, в которых каждому участнику олимпиады должно быть предоставлено отдельное рабочее место. Все рабочие места участников олимпиады должны обеспечивать им равные условия, соответствовать действующим на момент проведения олимпиады санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. 1.1.4. Расчет числа аудиторий определяется числом участников и посадочных мест в аудиториях. Рекомендуемое количество участников в одной аудитории – не более 24 человек, однако допустимо и иное количество участников. Проведению письменного тура предшествует краткий инструктаж участников о правилах участия в олимпиаде. 1.1.5. Устный тур.

Длительность подготовки к устному индивидуально-групповому туру составляет:

5 класс – 30 минут;

6 класс – 30 минут;

7 класс – 1 академический час (45 минут);

8 класс – 1 академический час (45 минут);

9 класс – 1 астрономический час (60 минут);

10 класс – 1 астрономический час (60 минут);

11 класс – 1 астрономический час (60 минут). Длительность групповой презентации (до 5 человек) составляет:

5 класс – 5 минут;

6 класс – 5 минут;

7 класс – 7–9 минут;

8 класс – 7–9 минут;

9 класс – 10–12 минут;

10 класс – 10–12 минут;

11 класс – 10–12 минут.

571

1.1.6. Для проведения конкурса устной речи следует подготовить одну большую аудиторию или несколько больших аудиторий для ожидания в зависимости от числа участников. Одну-две и более аудитории для подготовки, где конкурсанты выбирают задание и готовят своё устное высказывание. Количество посадочных мест – 20 из расчёта один стол до 5 участников + один стол для представителя оргкомитета или технического дежурного. Пять небольших аудиторий для работы жюри с конкурсантами + 5 аналоговых либо цифровых устройств, обеспечивающих качественную запись и воспроизведение речи конкурсантов, пронумерованные накопители информации (из расчёта один флеш-накопитель на 5 групп участников) в случае использования магнитофонов.

Все рабочие места участников олимпиады должны обеспечивать им равные условия, соответствовать действующим на момент проведения олимпиады санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам

1.2. Муниципальный этап олимпиады состоит из двух туров индивидуальных состязаний участников и индивидуально-группового (письменного и устного). 1.2.1. Письменный тур.

Длительность письменного тура составляет:

7 класс – 3 академических часа (135 минут);

8 класс – 3 академических часа (135 минут);

9 класс – 4 академических часа (180 минут);

10 класс – 4 академических часа (180 минут);

11 класс – 4 академических часа (180 минут). 1.2.2. Муниципальный этап всероссийской олимпиады по немецкому языку проводится с использованием единого комплекта заданий для каждой группы участников. При этом с учётом разницы в подготовке, языковой и речевой компетенциях обучающихся участников олимпиады целесообразно разделить на две возрастные группы (7–8 и 9–11 классы). Для каждой из указанных групп рекомендуется подготовить отдельный комплект заданий с возрастающей степенью сложности от группы к группе, однако в каждый комплект рекомендуется включать все виды заданий всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку. 1.2.3. Для проведения письменного тура необходимы аудитории, в которых каждому участнику олимпиады должно быть предоставлено отдельное рабочее место. Все рабочие места участников олимпиады должны обеспечивать им равные условия, соответствовать действующим на момент проведения олимпиады санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

572

1.2.4. Расчет числа аудиторий определяется числом участников и посадочных мест в аудиториях. Рекомендуемое количество участников в одной аудитории – не более 24 человек, однако допустимо и иное количество участников. Проведению письменного тура предшествует краткий инструктаж участников о правилах участия в олимпиаде. 1.2.5. Устный тур.

Длительность подготовки к устному индивидуально-групповому туру составляет:

7 класс – 1 академический час (45 минут);

8 класс – 1 академический час (45 минут);

9 класс – 1 астрономический час (60 минут);

10 класс – 1 астрономический час (60 минут);

11 класс – 1 астрономический час (60 минут). Длительность групповой презентации (до 5 человек) составляет:

7 класс – 7–9 минут;

8 класс – 7–9 минут;

9 класс – 10–12 минут;

10 класс – 10–12 минут;

11 класс – 10–12 минут. 1.2.6. Для проведения конкурса устной речи следует подготовить одну большую аудиторию или несколько больших аудиторий для ожидания в зависимости от числа участников. Одну-две и более аудитории для подготовки, где конкурсанты выбирают задание и готовят своё устное высказывание. Количество посадочных мест – 20 из расчёта один стол до 5 участников + один стол для представителя оргкомитета или технического дежурного.

Пять небольших аудиторий для работы жюри с конкурсантами + 5 магнитофонов либо цифровых носителей, обеспечивающих качественную запись и воспроизведение речи конкурсантов, пронумерованные аудиокассеты (из расчёта одна 90-минутная кассета на 5 групп участников) в случае использования магнитофонов.

Все рабочие места участников олимпиады должны обеспечивать им равные условия, соответствовать действующим на момент проведения олимпиады санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

2. Общие рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов олимпиады

2.1. Требования к проведению школьного и муниципального этапов олимпиады разрабатываются соответственно муниципальными и региональными предметно-

573

методическими комиссиями с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии и утверждаются организаторами соответствующих этапов олимпиады.

2.2. В требования, помимо общей информации, характеризующей соответствующий этап олимпиады (дата проведения, порядок регистрации участников, время начала этапа, процедуры кодирования и декодирования работ, порядок проверки и оценивания работ, процедуры анализа заданий олимпиады и их решений, процедуры показа проверенных работ участников олимпиады, процедуры проведения апелляций и подведения итогов соответствующего этапа, единой для всех предметов этапа) рекомендуется включить следующую информацию, касающуюся соответствующего этапа олимпиады:

 материально-техническое обеспечение;

 перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных или запрещенных (см. п. 7) к использованию во время проведения олимпиады.

3. Необходимое материально-техническое обеспечение для выполнения заданий школьного этапа олимпиады 3.1. Для проведения всех мероприятий олимпиады необходима соответствующая материальная база, которая включает в себя элементы для проведения двух туров: письменного и устного. 3.2. Письменный тур. Каждому участнику при необходимости должны быть предоставлены предусмотренные для выполнения заданий средства обучения и воспитания, используемые при проведении по соответствующему предмету. Желательно обеспечить участников ручками с чернилами одного, установленного организатором цвета.

Предлагаемое ниже описание предназначено для оптимального материально-технического обеспечения проведения письменных и устного туров школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2021/22 учебном году. Оно предполагает выполнение ряда требований, апробированных оргкомитетами и жюри олимпиад по другим иностранным языкам в различных городах России. В частности, предлагается выполнение следующих требований:

 во всех рабочих аудиториях должны быть часы, поскольку выполнение заданий требует контроля над временем;

 для проведения теста по аудированию требуются CD-проигрыватели или иные цифровые устройства, предполагающие использование флеш-накопителей, а также динамики

574

в каждой аудитории. В аудитории должна быть обеспечена хорошая акустика. В каждой аудитории, где проводится конкурс, должен быть свой диск с записью задания. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий и запасные листы ответов. Центральная предметно-методическая комиссия рекомендует размножать материалы заданий в формате А4 и не уменьшать формат, поскольку это существенно затрудняет выполнение заданий письменного тура и требует от участников значительных дополнительных усилий;

 для проведения всех прочих конкурсов письменного тура не требуется специальных технических средств. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий, запасные листы ответов и бумага для черновиков. Как и в случае с заданием по аудированию, целесообразно размножать материалы заданий в формате А4. 3.3. Устный тур. Для проведения устного тура, центральная предметно-методическая комиссия рекомендует предусмотреть следующее оборудование: для школьного этапа олимпиады для проведения конкурса устной речи следует подготовить:

а) большую аудиторию для ожидания; одну-две аудитории для подготовки, где конкурсанты выбирают задание и готовят свою устную презентацию в группах. Если в испытании принимает участие один участник, то организаторам необходимо предусмотреть процедуру его прикрепления к площадке с большим количеством участников, а также возможность его прикрепления к площадке в виде исключения с применением информационно-коммуникационных технологий при соблюдении всех процедур и персональной ответственностью организаторов за их соблюдение. Количество посадочных мест определяется из расчёта один стол на одну группу из 4-5 человек + 1 стол для представителя оргкомитета и выкладки используемых материалов;

б) небольшие аудитории для работы жюри с конкурсантами, исходя из количества участников, соответствующее количество магнитофонов, обеспечивающих качественную аудиозапись и воспроизведение речи конкурсантов, пронумерованные аудиокассеты. Возможна (и предпочтительна) компьютерная запись ответов участников. В этом случае каждая аудитория должна быть оснащена соответствующим оборудованием для записи и воспроизведения ответов участников. В каждой аудитории у членов жюри должен быть необходимый комплект материалов: задание устного тура (для членов жюри); таблички с номерами 1–5 (для участников); протоколы устного ответа (для жюри); критерии оценивания конкурса устной речи (для жюри).

575

4. Необходимое материально-техническое обеспечение для выполнения заданий муниципального этапа олимпиады 4.1. Для проведения всех мероприятий олимпиады необходима соответствующая материальная база, которая включает в себя элементы для проведения двух туров: письменного и устного. 4.2. Письменный тур. Каждому участнику, при необходимости, должны быть предоставлены предусмотренные для выполнения заданий средства обучения и воспитания, используемые при проведении по соответствующему предмету. Желательно обеспечить участников ручками с чернилами одного, установленного организатором цвета.

Предлагаемое ниже описание предназначено для оптимального материально-технического обеспечения проведения письменных и устного туров школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2021/22 учебном году. Оно предполагает выполнение ряда требований, апробированных оргкомитетами и жюри олимпиад по другим иностранным языкам в различных городах России. В частности, предлагается выполнение следующих требований:

 во всех рабочих аудиториях должны быть часы, поскольку выполнение тестов требует контроля над временем;

 для проведения теста по аудированию требуются CD-проигрыватели или иные цифровые устройства, предполагающие использование флеш-накопителей, а также динамики в каждой аудитории. В аудитории должна быть обеспечена хорошая акустика. В каждой аудитории, где проводится конкурс, должен быть свой диск с записью задания. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий и запасные листы ответов. Центральная предметно-методическая комиссия рекомендует размножать материалы заданий в формате А4 и не уменьшать формат, поскольку это существенно затрудняет выполнение заданий письменного тура и требует от участников значительных дополнительных усилий;

 для проведения всех прочих конкурсов письменного тура не требуется специальных технических средств. Помимо необходимого количества комплектов заданий и листов ответов, в аудитории должны быть запасные ручки, запасные комплекты заданий, запасные листы ответов и бумага для черновиков. Как и в случае с заданием по аудированию, целесообразно размножать материалы заданий в формате А 4. 4.3. Устный тур. Для проведения устного тура, центральная предметно-методическая комиссия рекомендует предусмотреть следующее оборудование:

576

для муниципального этапа олимпиады для проведения конкурса устной речи следует подготовить:

а) большую аудиторию для ожидания; одну-две аудитории для подготовки, где конкурсанты выбирают задание и готовят свою устную презентацию в группах. Количество посадочных мест определяется из расчёта один стол на одну группу из 4–5 человек + 1 стол для представителя оргкомитета и выкладки используемых материалов; б) небольшие аудитории для работы жюри с конкурсантами, исходя из количества участников, соответствующее количество магнитофонов, обеспечивающих качественную аудиозапись и воспроизведение речи конкурсантов, и пронумерованные аудиокассеты. Возможна (и предпочтительна) компьютерная запись ответов участников. В этом случае каждая аудитория должна быть оснащена соответствующим оборудованием для записи и воспроизведения ответов участников. В каждой аудитории у членов жюри должен быть необходимый комплект материалов: задание устного тура (для членов жюри); таблички с номерами 1–5 (для участников); протоколы устного ответа (для жюри); критерии оценивания конкурса устной речи (для жюри).

5. Принципы формирования комплектов заданий и методические подходы к составлению заданий школьного этапа олимпиады

5.1. Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий письменного тура.

Содержание задания по конкурсу «Чтение/Leseverstehen» предполагает проверку того, в какой степени участники олимпиады владеют рецептивными умениями и навыками содержательного анализа немецких письменных текстов различных типов, тематика которых связана с повседневной, общественной и личной жизнью школьников. В рамках этого задания проверяются умения выделить из текста основные компоненты его содержания, установить идентичность или различия в смысле двух письменных высказываний, имеющих разную структуру и лексический состав, а также восстановить содержательную логику текста и исключить предложенные в задании избыточные или ошибочные варианты. Поиск материалов для этого задания, как и для других заданий, рекомендуем вести на сайте www.paperball.de, с которого можно бесплатно скачать статьи наиболее актуальных немецкоязычных газет на определённое ключевое слово (например, Schule, Reisen, Sport, Freizeit). Для младших классов тексты целесообразно упрощать, не допуская при этом искажения смысла либо русификации языка.

577

Задание по чтению включает две части. В первой части рекомендуется предложить оригинальный текст о проблемах школьников в немецкоязычных странах и 10–12 вопросов, предполагающих поиск соответствия или несоответствия какого-либо высказывания фразе в тексте, а также установление того, упоминается ли в тексте данная информация вообще. Основная трудность в выполнении этого задания обычно связана с наличием в задании варианта ответа steht nicht im Text. Поэтому для обучающихся в 5–6 классах рекомендуется включать облегчённые вопросы, несколько усложнить задание можно для учащихся 7–8 классов; в полной мере сложности это задание должны сделать только учащиеся старших классов.

Вторая часть предполагает поиск подходящего продолжения для 8-10 предложений, составляющих в совокупности связный текст, как правило, посвящённый жизни школьников в странах немецкого языка. Первое предложение должно быть уже снабжено правильным ответом (оно нумеруется как нулевое). Кроме того, возможно включение большего количества вариантов выбора, однако для школьного этапа это вряд ли целесообразно. Мы предложили бы ограничиться 8 вариантами по количеству предложений, не имеющих продолжения. В качестве подсказок при выборе правильного варианта – особенно для учащихся 5–6 классов – могут служить союзы, пунктуация, формы глагола, приставки и пр. В целом за это задание участники школьного этапа могут набрать 20 баллов. Желательно не уменьшать количество вопросов в заданиях, а варьировать лишь сложность текстов в зависимости от группы участников. Это позволит всем участникам олимпиады, независимо от их возрастной группы, познакомиться с обычным форматом олимпиадных заданий и не испытывать дискомфорта при переходе в следующую возрастную группу школьного этапа олимпиады.

Пример формулировки задания по чтению:

Чтение TEIL 1 Lesen Sie zuerst den Text und lösen Sie dann die darauffolgende Aufgabe

Одним из наиболее сложных конкурсов на олимпиаде является «Аудирование/ Hörverstehen» что связано с тем, что аудитивные навыки вырабатываются у школьников достаточно долго и формируются с опозданием относительно других языковых и речевых компетенций. Поэтому при составлении этого задания необходимо ориентироваться на то, что участники олимпиады должны в основном понимать на слух выдержанное в естественном темпе аутентичное сообщение повседневного, общественно-политического или бытового характера, связанное с жизнью сверстников в немецкоязычных странах.

578

При этом участники олимпиады должны уметь выделять главную и второстепенную информацию в предъявленной им аудиозаписи.

Поиск аутентичных материалов для этого задания рекомендуем вести на сайтах немецкоязычных радиостанций (например, Deutschlandfunk), где обычно размещены для бесплатного скачивания различные аудиофайлы с небольшими (до 2–3 минут) радиопередачами, интервью, репортажами. Не следует при этом увлекаться длительными сюжетами. Для учащихся 5–6 классов достаточно небольшого аудиофрагмента до 1–1,5 минут, для учащихся 7–8 классов – до 2–2,5 минут. Учащиеся 9–11 классов могут прослушать аудиотекст длительностью до 3 минут. Кроме того, на школьном этапе нецелесообразно излишне усложнять задания, стараясь избегать неактивных лексем и выражений.

Задание по аудированию обычно включает две части. В первой части участникам олимпиады предлагаются 7 высказываний относительно содержания аудиотекста. Задача учащихся – выбрать верный ответ из предлагаемых трёх вариантов: верно, неверно, не упоминается в тексте. Во второй части предлагаются, как правило, 8 вопросов с тремя/ четырьмя вариантами ответа к ним по содержанию аудиотекста. Задача испытуемых – выбрать один верный вариант, отражающий содержание исходного аудиотекста. Для младших классов можно ограничить количество вариантов двумя или тремя. Необходимо дать время участникам познакомиться со всем заданием целиком, всеми вопросами и вариантами ответов на них до его прослушивания (в течение 2–3 минут), предоставить им возможность обдумать варианты после первого прослушивания (также в течение 2–3 минут), а затем предъявить аудиотекст повторно. После окончания прослушивания участникам школьного этапа предоставляется возможность перенести ответы в бланки (2 минуты). Это задание может быть оценено максимально в 15 баллов.

Перед прослушиванием первого отрывка член жюри включает аудиозапись и даёт возможность участникам прослушать самое начало аудиотекста – первые 10 секунд. Затем запись выключается, и член жюри обращается к аудитории с вопросом, хорошо ли всем слышно. Если в аудитории кто-то из участников плохо слышит запись, регулируется громкость звучания, устраняются все технические неполадки, влияющие на качество восприятия текста. После устранения неполадок аудиозапись возвращается на самое начало и ещё раз прослушивается вводная часть с инструкциями. После инструкций аудиозапись не останавливается и прослушивается до самого конца.

Всю процедуру аудирования рекомендуется записать на кассету, диск, иной носитель информации. Иными словами, все задание, включая предусмотренные паузы, звучащий текст

579

(дважды) необходимо оформить одним звучащим файлом. Транскрипция звучащих отрывков находится у члена жюри в аудитории, где проводится аудирование. Транскрипция не входит в комплект раздаточных материалов для участников и не может быть выдана участникам во время проведения конкурса. Член жюри включает запись и выключает её, услышав последнюю фразу транскрипции. Во время аудирования участники не могут задавать вопросы членам жюри или выходить из аудитории, так как шум может нарушить процедуру проведения конкурса. Время проведения конкурса ограничено временем звучания аудиозаписи.

В случае технической невозможности провести этот конкурс с использованием аудиозаписи члену жюри, проводящему данный конкурс, должен быть передан полный сценарий конкурса с заданиями, паузами и текстом для аудирования. Член жюри должен зачитать сценарий с учётом всех пауз с хорошей дикцией. Очень важно проводить этот конкурс синхронно во всех аудиториях конкретной возрастной группы во время школьного этапа олимпиады.

Пример формулировки задания по аудированию:

Аудирование

Hören Sie einen Bericht über die Musik und ihren Einfluss auf das menschliche Gehirn. Sie hören den Text zweimal. Lesen Sie zuerst die Aufgaben 1-20. Dafür haben Sie zwei Minuten Zeit.

Kreuzen Sie bei den Aufgaben 1-10 an:

Richtig – A, Falsch – B, in der Sendung nicht vorgekommen – C

Содержание задания для конкурса «Лексико-грамматический тест/Lexisch-grammatische Aufgabe» в первую очередь имеет целью проверку лексических и грамматических умений и навыков участников олимпиады, их способности узнавать и понимать основные лексико-грамматические единицы немецкого языка в письменном тексте, а также умения выбирать, распознавать и использовать нужные лексико-грамматические единицы, адекватные коммуникативной задаче (или ситуации общения). Эти компетенции проверяются непременно на целостных текстах, в которые при составлении задания вносятся пропуски. При этом следует обратить особое внимание на возможные варианты ответов, проверить их с привлечением носителей языка. Кроме того, мы рекомендовали бы привлекать носителей языка к проверке этого задания, поскольку, по опыту, участники олимпиады иногда предлагают неожиданные варианты, не предусмотренные ключами, но вполне допустимые с точки зрения норм немецкого языка. С 2015/16 учебного года формат этого задания изменился и предполагает два этапа работы с текстом задания: на первом этапе участникам предлагается выбрать из списка

580

вариантов одну лексему для каждого пропуска, обозначенного цифрами 1–8 (в списке задаётся избыточное количество вариантов, рекомендуем на школьном этапе ограничиться 2–6 вариантами в зависимости от возрастной группы участников); на втором этапе нужно вставить по смыслу грамматический элемент (союз, глагол в правильной форме, предлог, артикль и т. п.) в пробелы, обозначенные буквами от A до максимум L, однако варианты для данного этапа уже не предлагаются, а должны быть найдены участниками самостоятельно. Соотношение между двумя частями задания предметно-методические комиссии устанавливают самостоятельно, к примеру, 10/10. В целом предлагается заполнить 20 пропусков в оригинальном тексте. Это задание может быть оценено максимально в 20 баллов.

Пример формулировки задания:

Лексико-грамматический тест

Aufgabe 1. Lesen Sie den Text zum ersten Mal. Setzen Sie in den Lücken 1-12 die Wörter, die nach dem Text kommen, in richtiger Form ein. Gebrauchen Sie jedes Wort nur einmal. Passen Sie auf: 10 Wörter bleiben übrig.

Конкурс «Письмо / Schreiben» предполагает творческое задание, ориентированное на проверку письменной речи участников олимпиады, уровня их речевой культуры, умения уйти от шаблонности и штампов, способности спонтанно и креативно решить поставленную перед ними задачу. Одновременно проверяется умение участников анализировать прочитанное и аргументировать свою точку зрения по предложенной тематике. Традиционно это задание выглядит как необычная, оригинальная история, в которой опущена середина. Минимальный объём сочинения на школьном этапе – 200 слов. Это задание может быть оценено максимально в 20 баллов.

Составление этого задания осложняется именно тем обстоятельством, что обычная, незатейливая или известная участникам история (сказка, анекдот и пр.) приведёт к шаблонности вписываемого участником текста, использованию тривиальных речевых средств, в то время как это задание нацелено на проявление фантазии, оригинальности мышления, умения принимать быстрые решения в нестандартной ситуации. Опыт проведения олимпиад показал, что учащиеся часто склонны переносить известные им проблемы нашей жизни на ситуации, связанные с бытом в немецкоязычных странах (к примеру, описывать очереди на остановках общественного транспорта или недостаточно широкий ассортимент товаров в магазинах). Это обстоятельство не должно быть определяющим при оценке задания, поскольку основная масса наших обучающихся, к сожалению, не имеет возможности побывать в странах немецкого языка и наблюдать их жителей в естественной обстановке.

581

Пример творческого задания для 9-11 классов:

Письмо

Lesen Sie den Anfang und das Ende der Geschichte. Wie könnte der Handlungsablauf der Geschichte aussehen? Erfinden Sie den Mittelteil (mindestens 200 Wörter). Verlassen Sie sich dabei auf Ihre eigenen Kenntnisse und Erfahrungen, versuchen Sie sich in die Personen hineinzuversetzen. Schreiben Sie zur ganzen Geschichte noch den passenden Titel dazu. Sie haben 45 Minuten Zeit.

Markus sah auf das aktuelle Kalenderblatt. Es war der erste April. Schon seit einem ganzen Jahr freute er sich auf diesen Tag. Er hatte sich zum Ziel gesetzt, so viele Freunde und Verwandte wie möglich hereinzulegen. Für dieses Jahr hatte er sich ein paar ganz besondere Sachen ausgedacht. Es begann schon am frühen Morgen.

... Mittelteil ...

Als er später Mama davon erzählte, musste sie lachen. „So ist das, wenn man ständig jeden hereinlegt. Irgendwann glauben dir die Menschen nicht mehr.“

Noch an diesem Tag entschloss sich Markus, nie wieder einen Scherz am ersten April zu machen.

Конкурс «Лингвострановедческая викторина/Landeskunde» предусматривает выбор одного из нескольких вариантов ответов на 20 вопросов. Это задание может быть оценено максимально в 20 баллов. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что с 2014 г. ежегодно заранее объявляется тема лингвострановедческого задания. В 2021/22 учебном году конкурс по лингвострановедению будет включать две части. Первая часть викторины посвящена биографии и творчеству выдающегося писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822). Вторая часть викторины посвящена творческой биографии Федора Михайловича Достоевского (1821–1881), связанной с его пребыванием в Германии, прежде всего, в г. Висбадене.

Подобный тематический подход призван как сфокусировать подготовку участников на определённом круге вопросов, обусловленном историей развития российско-германских отношений и отношений с другими немецкоязычными странами, так и мотивировать школьников к исследовательской и поисковой работе, связанной с конкретными фактами и событиями истории, литературы, культуры, науки, спорта и политики немецкоязычных стран.

Пример формулировки задания по страноведению:

582

Страноведение

Lesen Sie die Aufgaben 1 – 20. Kreuzen Sie die richtige Lösung (A, B oder C) an. Tragen Sie Ihre Antworten ins Antwortblatt ein.

1. Zum ersten Mal trat Ludwig van Beethoven öffentlich als Pianist im Alter ... auf.

A. von 7 Jahren

B. von 4 Jahren

C. von 10 Jahren 5.2. Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий устного тура.

Устный тур предполагает групповую работу участников школьного этапа с последующим представлением её результата в виде ток-шоу, дискуссии и т. п. Для подготовки этого задания группам даётся от 30 до 60 минут в зависимости от контингента участников (5–6 классы – 30 минут, 7–8 классы – 45 минут, 9–11 классы – 60 минут), после чего их приглашают в специальные кабинеты для прослушивания.

Пример формулировки задания для 9–11 классов:

Устная часть

Задание 1

1. Sie sollen in einer 3er –oder 4er Gruppe eine Talkshow vorbereiten. Die Präsentation der Talkshow soll ca. 10 – 12 Min. dauern. Für die Vorbereitung haben Sie 45 Min.

2. Das Thema der Talkshow ist: „ Mein Alltag ohne Handy und Internet. Ist das möglich?“

Folgende Aspekte können dabei besprochen werden:

 Wozu und wie oft;

 Vor- und Nachteile;

 Notwendigkeit oder Spaß;

 Schule und Handy;

 Gesundheit;

 Freunde;

В комплект олимпиадных заданий по каждой возрастной группе (классу) входит:

 бланк заданий (см. пример оформления в Приложении 1);

 бланк ответов (см. пример оформления в Приложении 2);

 критерии и методика оценивания выполненных олимпиадных заданий предназначены для работы членов жюри (см. пример оформления в Приложении 3).

583

К олимпиадным заданиям предъявляются следующие общие требования:

 соответствие уровня сложности заданий заявленной возрастной группе;

 тематическое разнообразие заданий;

 корректность формулировок заданий;

 указание максимального балла за каждое задание и за тур в целом;

 соответствие заданий критериям и методике оценивания;

 наличие заданий, выявляющих склонность к научной деятельности и высокий уровень интеллектуального развития участников;

 наличие заданий, выявляющих склонность к получению специальности, для поступления на которую(-ые) могут быть потенциально востребованы результаты олимпиады;

 недопустимо наличие заданий, противоречащих правовым, этическим, эстетическим, религиозным нормам, демонстрирующих аморальные, противоправные модели поведения и т.п.;

 недопустимо наличие заданий, представленных в неизменном виде, дублирующих задания прошлых лет, в том числе для другого уровня образования.

Бланки ответов не должны содержать сведений, которые могут раскрыть содержание заданий.

При разработке бланков ответов необходимо учитывать следующее:

 первый лист бланка ответов – титульный. На титульном листе должна содержаться следующая информация: указание этапа олимпиады (школьный, муниципальный); текущий учебный год; поле, отведенное под код/шифр участника; строки для заполнения данных участником (Ф.И.О., класс, полное наименование образовательной организации) (пример титульного листа Приложение 2);

 второй и последующие листы содержат поле, отведенное под код/шифр участника; указание номера задания; поле для выполнения задания участником (разлинованный лист, таблица, схема, рисунок, и т.д.); максимальный балл, который может получить участник за его выполнение; поле для выставления фактически набранных баллов; поле для подписи членов жюри.

При разработке критериев и методики выполненных олимпиадных заданий важно руководствоваться следующими требованиями:

 полнота (достаточная детализация) описания критериев и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий и начисления баллов;

 понятность, полноценность и однозначность приведенных критериев оценивания.

584

При составлении заданий, бланков ответов, критериев и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий необходимо соблюдать единый стиль оформления. Рекомендуемые технические параметры оформления материалов:

 размер бумаги (формат листа) – А4;

 размер полей страниц: правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 мм, левое – 3 см;

 размер колонтитулов – 1,25 см;

 отступ первой строки абзаца – 1,25 см;

 размер межстрочного интервала – 1,5;

 размер шрифта – кегль не менее 12;

 тип шрифта – Times New Roman;

 выравнивание – по ширине;

 нумерация страниц: страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки с соблюдением сквозной нумерации ко всему документу;

 титульный лист должен быть включен в общую нумерацию страниц бланка ответов, номер страницы на титульном листе не ставится;

 рисунки и изображения должны быть хорошего черно-белого разрешения (качества) для выполнения заданий;

 таблицы и схемы должны быть четко обозначены и рационально размещены относительно параметров страницы.

6. Принципы формирования комплектов заданий и методические подходы к составлению заданий муниципального этапа олимпиады

6.1. Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий письменного тура.

Содержание задания по конкурсу «Чтение/Leseverstehen» предполагает проверку того, в какой степени участники олимпиады владеют рецептивными умениями и навыками содержательного анализа немецких письменных текстов различных типов, тематика которых связана с повседневной, общественной и личной жизнью школьников. В рамках этого задания проверяются умения выделить из текста основные компоненты его содержания, установить идентичность или различия в смысле двух письменных высказываний, имеющих разную структуру и лексический состав, а также восстановить содержательную логику текста и исключить предложенные в задании избыточные или ошибочные варианты. Поиск материалов для этого задания, как и для других заданий, рекомендуем вести на сайте www.paperball.de,

585

с которого можно бесплатно скачать статьи наиболее актуальных немецкоязычных газет на определённое ключевое слово (например, Schule, Reisen, Sport, Freizeit).

Задание по чтению включает две части. В первой части рекомендуется предложить оригинальный текст о проблемах школьников в немецкоязычных странах и 10–12 вопросов, предполагающих поиск соответствия или несоответствия какого-либо высказывания фразе в тексте, а также установление того, упоминается ли в тексте данная информация вообще. Основная трудность в выполнении этого задания обычно связана с наличием в задании варианта ответа steht nicht im Text. Для обучающихся в 5-6 классах рекомендуется включать облегчённые вопросы; несколько усложнить задание можно для учащихся 7–8 классов; в полной мере сложности это задание должны сделать только учащиеся старших классов.

Вторая часть предполагает поиск подходящего продолжения для 8–10 предложений, составляющих в совокупности связный текст, как правило, посвящённый жизни школьников в странах немецкого языка. Первое предложение должно быть уже снабжено правильным ответом (оно нумеруется как нулевое). Кроме того, возможно включение большего количества вариантов выбора, однако для школьного этапа это вряд ли целесообразно. Мы предложили бы ограничиться 8 вариантами по количеству предложений, не имеющих продолжения. В качестве подсказок при выборе правильного варианта – особенно для учащихся 5–6 классов – могут служить союзы, пунктуация, формы глагола, приставки и пр. В целом за это задание участники школьного этапа могут набрать 20 баллов. Желательно не уменьшать количество вопросов в заданиях, а варьировать лишь сложность текстов в зависимости от группы участников. Это позволит всем участникам олимпиады, независимо от их возрастной группы, познакомиться с обычным форматом олимпиадных заданий и не испытывать дискомфорта при переходе в следующую возрастную группу школьного этапа олимпиады.

Пример формулировки задания по чтению:

Чтение TEIL 1 Lesen Sie zuerst den Text und lösen Sie dann die darauffolgende Aufgabe

Одним из наиболее сложных конкурсов на олимпиаде является «Аудирование/ Hörverstehen», что связано с тем, что аудитивные навыки вырабатываются у школьников достаточно долго и формируются с опозданием относительно других языковых и речевых компетенций. Поэтому при составлении этого задания необходимо ориентироваться на то, что участники олимпиады должны в основном понимать на слух выдержанное в естественном темпе аутентичное сообщение повседневного, общественно-политического

586

или бытового характера, связанное с жизнью сверстников в немецкоязычных странах. При этом участники олимпиады должны уметь выделять главную и второстепенную информацию в предъявленной им аудиозаписи.

Поиск аутентичных материалов для этого задания рекомендуем вести на сайтах немецкоязычных радиостанций (например, Deutschlandfunk), где обычно размещены для бесплатного скачивания различные аудиофайлы с небольшими (до 2–3 минут) радиопередачами, интервью, репортажами. Не следует при этом увлекаться длительными сюжетами. Для учащихся 7–8 классов достаточно аудиофрагмента до 2–2,5 минут. Учащиеся 9–11 классов могут прослушать аудиотекст длительностью до 3 минут. Кроме того, на муниципальном этапе нецелесообразно излишне усложнять задания, стараясь избегать неактивных лексем и выражений.

Задание по аудированию обычно включает две части. В первой части участникам олимпиады предлагаются 7 высказываний относительно содержания аудиотекста. Задача учащихся – выбрать верный ответ из предлагаемых трёх вариантов: верно, неверно, не упоминается в тексте. Во второй части предлагаются, как правило, 8 вопросов с тремя/ четырьмя вариантами ответа к ним по содержанию аудиотекста. Задача испытуемых – выбрать один верный вариант, отражающий содержание исходного аудиотекста. Необходимо дать время участникам познакомиться со всем заданием целиком, всеми вопросами и вариантами ответов на них до его прослушивания (в течение 2–3 минут), предоставить им возможность обдумать варианты после первого прослушивания (также в течение 2–3 минут), а затем предъявить аудиотекст повторно. После окончания прослушивания участникам школьного этапа предоставляется возможность перенести ответы в бланки (2 минуты). Это задание может быть оценено максимально в 15 баллов.

Перед прослушиванием первого отрывка член жюри включает аудиозапись и даёт возможность участникам прослушать самое начало аудиотекста – первые 10 секунд. Затем запись выключается, и член жюри обращается к аудитории с вопросом, хорошо ли всем слышно. Если в аудитории кто-то из участников плохо слышит запись, регулируется громкость звучания, устраняются все технические неполадки, влияющие на качество восприятия текста. После устранения неполадок аудиозапись возвращается на самое начало и ещё раз прослушивается вводная часть с инструкциями. После инструкций аудиозапись не останавливается и прослушивается до самого конца.

Всю процедуру аудирования рекомендуется записать на кассету или диск: задания, предусмотренные паузы, звучащий текст (дважды). Транскрипция звучащих отрывков находится у члена жюри в аудитории, где проводится аудирование. Транскрипция не входит

587

в комплект раздаточных материалов для участников и не может быть выдана участникам во время проведения конкурса. Член жюри включает запись и выключает её, услышав последнюю фразу транскрипции. Во время аудирования участники не могут задавать вопросы членам жюри или выходить из аудитории, так как шум может нарушить процедуру проведения конкурса. Время проведения конкурса ограничено временем звучания аудиозаписи.

В случае технической невозможности провести этот конкурс с использованием аудиозаписи члену жюри, проводящему данный конкурс, должен быть передан полный сценарий конкурса с заданиями, паузами и текстом для аудирования. Член жюри должен зачитать сценарий с учётом всех пауз. Важно привлечь для такой работы учителя немецкого языка с хорошим произношением или носителя языка. Очень важно проводить этот конкурс синхронно во всех аудиториях конкретной возрастной группы во время муниципального этапа олимпиады.

Пример формулировки задания по аудированию:

Аудирование

Hören Sie einen Bericht über die Musik und ihren Einfluss auf das menschliche Gehirn. Sie hören den Text zweimal. Lesen Sie zuerst die Aufgaben 1-20. Dafür haben Sie zwei Minuten Zeit.

Kreuzen Sie bei den Aufgaben 1-10 an:

Richtig – A, Falsch – B, in der Sendung nicht vorgekommen – C

Содержание задания для конкурса «Лексико-грамматический тест/Lexisch-grammatische Aufgabe» в первую очередь имеет целью проверку лексических и грамматических умений и навыков участников олимпиады, их способности узнавать и понимать основные лексико-грамматические единицы немецкого языка в письменном тексте, а также умения выбирать, распознавать и использовать нужные лексико-грамматические единицы, адекватные коммуникативной задаче (или ситуации общения). Эти компетенции проверяются непременно на целостных текстах, в которые при составлении задания вносятся пропуски. При этом следует обратить особое внимание на возможные варианты ответов, проверить их с привлечением носителей языка. Кроме того, мы рекомендовали бы привлекать носителей языка к проверке этого задания, поскольку, по опыту, участники олимпиады иногда предлагают неожиданные варианты, не предусмотренные ключами, но вполне допустимые с точки зрения норм немецкого языка. С 2015/16 учебного года формат этого задания изменился и предполагает два этапа работы с текстом задания: на первом этапе участникам предлагается выбрать из списка вариантов одну лексему для каждого пропуска, обозначенного цифрами 1–8 (в списке задаётся избыточное количество вариантов, рекомендуем

588

на муниципальном этапе ограничиться 6–8 вариантами в зависимости от возрастной группы участников); на втором этапе нужно вставить по смыслу грамматический элемент (союз, глагол в правильной форме, предлог, артикль и т. п.) в пробелы, обозначенные буквами от A до максимум L, однако варианты для данного этапа уже не предлагаются, а должны быть найдены участниками самостоятельно. Соотношение между двумя частями задания предметно-методические комиссии устанавливают самостоятельно, к примеру, 10/10. В целом предлагается заполнить 20 пропусков в оригинальном тексте. Это задание может быть оценено максимально в 20 баллов.

Пример формулировки задания:

Лексико-грамматический тест

Aufgabe 1. Lesen Sie den Text zum ersten Mal. Setzen Sie in den Lücken 1-12 die Wörter, die nach dem Text kommen, in richtiger Form ein. Gebrauchen Sie jedes Wort nur einmal. Passen Sie auf: 10 Wörter bleiben übrig.

Конкурс «Письмо / Schreiben» предполагает творческое задание, ориентированное на проверку письменной речи участников олимпиады, уровня их речевой культуры, умения уйти от шаблонности и штампов, способности спонтанно и креативно решить поставленную перед ними задачу. Одновременно проверяется умение участников анализировать прочитанное и аргументировать свою точку зрения по предложенной тематике. Традиционно это задание выглядит как необычная, оригинальная история, в которой опущена середина. Минимальный объём сочинения на школьном этапе – 200 слов. Это задание может быть оценено максимально в 20 баллов

Составление этого задания осложняется именно тем обстоятельством, что обычная, незатейливая или известная участникам история (сказка, анекдот и пр.) приведёт к шаблонности вписываемого участником текста, использованию тривиальных речевых средств, в то время как это задание нацелено на проявление фантазии, оригинальности мышления, умения принимать быстрые решения в нестандартной ситуации. Опыт проведения олимпиад показал, что учащиеся часто склонны переносить известные им проблемы нашей жизни на ситуации, связанные с бытом в немецкоязычных странах (к примеру, описывать очереди на остановках общественного транспорта или недостаточно широкий ассортимент товаров в магазинах). Это обстоятельство не должно быть определяющим при оценке задания, поскольку основная масса наших обучающихся, к сожалению, не имеет возможности побывать в странах немецкого языка и наблюдать их жителей в естественной обстановке.

589

Пример творческого задания для 9–11 классов:

Письмо

Lesen Sie den Anfang und das Ende der Geschichte. Wie könnte der Handlungsablauf der Geschichte aussehen? Erfinden Sie den Mittelteil (mindestens 200 Wörter). Verlassen Sie sich dabei auf Ihre eigenen Kenntnisse und Erfahrungen, versuchen Sie sich in die Personen hineinzuversetzen. Schreiben Sie zur ganzen Geschichte noch den passenden Titel dazu. Sie haben 45 Minuten Zeit.

Markus sah auf das aktuelle Kalenderblatt. Es war der erste April. Schon seit einem ganzen Jahr freute er sich auf diesen Tag. Er hatte sich zum Ziel gesetzt, so viele Freunde und Verwandte wie möglich hereinzulegen. Für dieses Jahr hatte er sich ein paar ganz besondere Sachen ausgedacht. Es begann schon am frühen Morgen.

... Mittelteil ...

Als er später Mama davon erzählte, musste sie lachen. „So ist das, wenn man ständig jeden hereinlegt. Irgendwann glauben dir die Menschen nicht mehr.“

Noch an diesem Tag entschloss sich Markus, nie wieder einen Scherz am ersten April zu machen.

Конкурс «Лингвострановедческая викторина/Landeskunde» предусматривает выбор одного из нескольких вариантов ответов на 20 вопросов. Это задание может быть оценено максимально в 20 баллов. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что с 2014 г. ежегодно заранее объявляется тема лингвострановедческого задания. В 2021/22 учебном году конкурс по лингвострановедению будет включать две части. Первая часть викторины посвящена биографии и творчеству выдающегося писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822). Вторая часть викторины посвящена творческой биографии Федора Михайловича Достоевского (1821–1881), связанной с его пребыванием в Германии, прежде всего, в г. Висбадене.

Подобный тематический подход призван как сфокусировать подготовку участников на определённом круге вопросов, обусловленном историей развития российско-германских отношений и отношений с другими немецкоязычными странами, так и мотивировать школьников к исследовательской и поисковой работе, связанной с конкретными фактами и событиями истории, литературы, культуры, науки, спорта и политики немецкоязычных стран.

Пример формулировки задания по страноведению:

590

Страноведение

Lesen Sie die Aufgaben 1 – 20. Kreuzen Sie die richtige Lösung (A, B oder C) an. Tragen Sie Ihre Antworten ins Antwortblatt ein.

1. Zum ersten Mal trat Ludwig van Beethoven öffentlich als Pianist im Alter ... auf.

A. von 7 Jahren

B. von 4 Jahren

C. von 10 Jahren 6.2. Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий устного тура.

Устный тур предполагает групповую работу участников школьного этапа с последующим представлением её результата в виде ток-шоу, дискуссии и т. п. Для подготовки этого задания группам даётся от 30 до 60 минут в зависимости от контингента участников (5–6 классы 30 минут, 7–8 классы 45 минут, 9–11 классы – 60 минут), после чего их приглашают в специальные кабинеты для прослушивания.

Пример формулировки задания для 9-11 классов:

Устная часть

Задание I

3. Sie sollen in einer 3er –oder 4er Gruppe eine Talkshow vorbereiten. Die Präsentation der Talkshow soll ca. 10 – 12 Min. dauern. Für die Vorbereitung haben Sie 45 Min.

4. Das Thema der Talkshow ist: „ Mein Alltag ohne Handy und Internet. Ist das möglich?“

Folgende Aspekte können dabei besprochen werden:

- Wozu und wie oft;

- Vor- und Nachteile;

- Notwendigkeit oder Spaß;

- Schule und Handy;

- Gesundheit;

- Freunde;

В комплект олимпиадных заданий по каждой возрастной группе (классу) входит:

 бланк заданий (см. пример оформления в Приложении 1);

 бланк ответов (см. пример оформления в Приложении 2);

 критерии и методика оценивания выполненных олимпиадных заданий предназначены для работы членов жюри (см. пример оформления в Приложении 3).

591

К олимпиадным заданиям предъявляются следующие общие требования:

 соответствие уровня сложности заданий заявленной возрастной группе;

 тематическое разнообразие заданий;

 корректность формулировок заданий;

 указание максимального балла за каждое задание и за тур в целом;

 соответствие заданий критериям и методике оценивания;

 наличие заданий, выявляющих склонность к научной деятельности и высокий уровень интеллектуального развития участников;

 наличие заданий, выявляющих склонность к получению специальности, для поступления на которую(-ые) могут быть потенциально востребованы результаты олимпиады;

 недопустимо наличие заданий, противоречащих правовым, этическим, эстетическим, религиозным нормам, демонстрирующих аморальные, противоправные модели поведения и т.п.;

 недопустимо наличие заданий, представленных в неизменном виде, дублирующих задания прошлых лет, в том числе для другого уровня образования.

Бланки ответов не должны содержать сведений, которые могут раскрыть содержание заданий.

При разработке бланков ответов необходимо учитывать следующее:

 первый лист бланка ответов – титульный. На титульном листе должна содержаться следующая информация: указание этапа олимпиады (школьный, муниципальный); текущий учебный год; поле, отведенное под код/шифр участника; строки для заполнения данных участником (Ф.И.О., класс, полное наименование образовательной организации) (пример титульного листа Приложение 2);

 второй и последующие листы содержат поле, отведенное под код/шифр участника; указание номера задания; поле для выполнения задания участником (разлинованный лист, таблица, схема, рисунок, и т.д.); максимальный балл, который может получить участник за его выполнение; поле для выставления фактически набранных баллов; поле для подписи членов жюри.

При разработке критериев и методики выполненных олимпиадных заданий важно руководствоваться следующими требованиями:

 полнота (достаточная детализация) описания критериев и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий и начисления баллов;

 понятность, полноценность и однозначность приведенных индикаторов оценивания.

592

При составлении заданий, бланков ответов, критериев и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий необходимо соблюдать единый стиль оформления. Рекомендуемые технические параметры оформления материалов:

 размер бумаги (формат листа) – А4;

 размер полей страниц: правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 мм, левое – 3 см;

 размер колонтитулов – 1,25 см;

 отступ первой строки абзаца – 1,25 см;

 размер межстрочного интервала – 1,5;

 размер шрифта – кегль не менее 12;

 тип шрифта – Times New Roman;

 выравнивание – по ширине;

 нумерация страниц: страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки с соблюдением сквозной нумерации ко всему документу;

 титульный лист должен быть включен в общую нумерацию страниц бланка ответов, номер страницы на титульном листе не ставится;

 рисунки и изображения должны быть хорошего черно-белого разрешения (качества) для выполнения заданий;

 таблицы и схемы должны быть четко обозначены и рационально размещены относительно параметров страницы.

7. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады

Во время конкурсов участникам запрещается пользоваться любой справочной литературой, собственной бумагой, электронными вычислительными средствами и любыми средствами связи, включая электронные часы с возможностью подключения к Интернету или использования Wi-Fi.

8. Критерии и методика оценивания выполненных олимпиадных заданий

Формулируется в соответствии со спецификой предмета, при этом приводится система начисления баллов за выполненные олимпиадные задания и определения итоговой оценки.

Оценка выполнения участником любого задания не может быть отрицательной, минимальная оценка, выставляемая за выполнение отдельно взятого задания 0 баллов.

593

Итоговая оценка за выполнение заданий определяется путём сложения суммы баллов, набранных участником за выполнение заданий письменного и устного туров с последующим приведением к 100-балльной системе (максимальная оценка по итогам выполнения заданий 100 баллов). Методика оценивания тестовых заданий соответствует главному принципу принятой системы оценивания олимпиадных тестовых заданий: за каждый правильный ответ – один балл. Таким образом, максимальное число баллов: чтение – 20 баллов, аудирование – 15 баллов, лексико-грамматический тест – 20 баллов, лингвострановедческая викторина – 20 баллов, креативное письмо – 20 баллов, конкурс устной речи – 25 баллов. Итого – 120 баллов. Пересчет баллов с учетом коэффициента: 0,834.

Пример идеального расчета: (20 баллов + 15 баллов + 20 баллов + 20 баллов + 20 баллов + 25 баллов) х 0, 834 = 100 баллов;

Пример из практического опыта: (10 баллов + 8 баллов + 13 баллов + 14 баллов + 15 баллов + 22 балла) х 0,834 = 68 баллов.

Округление десятых балла осуществляется в соответствии с общепринятыми правилами математики.

9. Использование учебной литературы и интернет-ресурсов при подготовке школьников к олимпиаде

При подготовке участников к школьному и муниципальному этапам олимпиады, помимо имеющейся учебной литературы, изданной в издательстве «Просвещение» (https://catalog.prosv.ru/category), целесообразно использовать следующие нижеприведенные источники:

1. От слова к тексту 1: Учеб. нем.яз. для студ. лингв. вузов и фак-тов / Гончарова Н. А., Любимова Н. В., Казанцева Ю. М. – М.: Изд-во Март, 2002. – 260 с.: ил.

2. От слова к тексту 2: Учеб. нем.яз. для студ. лингв. вузов и фак-тов / Гончарова Н. А., Любимова Н. В., Казанцева Ю. М. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА: АСТ-ПРЕСС МАРТ, 2006. – 320 с.: ил.

3. Время немецкому. Часть 4: учебник с аудиоприложением (2 CD) / Вальтер Ш., Волина С.А. – СПб.: Златоуст, 2004.- 136 с.: ил.

4. Семестр с книгой. Избранные художественные тексты для углубленного изучения немецкого языка = Lesesemester. Literarische Texte zum Anhören und Lesen : комплект / В. В. Гаврилова, И. Бюнтинг, К-Д Бюнтинг. – М: КНОРУС, 2007. – 184 с.

5. Großes Übungsbuch. Wortschatz / Lilli Marlen Brill, Marion Techmer – 2015. Hueber Verlag, 85737 Ismaning, Deutschland.

594

6. Sag es besser! Teil 1: Grammatik. Ein Arbeitsbuch für Fortgeschrittene / Hans Földeak – 2014. Hueber Verlag, 85737 Ismaning, Deutschland.

7. Adjektive / Susanne Geiger -2015. Hueber Verlag, 85737 Ismaning, Deutschland.

8. Wörter und Sätze. Satzgerüste für Fortgeschrittene / Hans Földeak – 2013. Hueber Verlag, 85737 Ismaning, Deutschland.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Форма бланка заданий

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

ПИСЬМЕННЫЙ ТУР

возрастная группа (5–6 классы)

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить задания письменного тура: 1) лексико-грамматический тест, тест по страноведению, тест по аудированию, тест по чтению, 2) творческое задание «письмо».

Время выполнения заданий письменного тура – 2 академических часа (90 минут).

Выполнение заданий письменного тура целесообразно организовать следующим образом:

 внимательно прослушайте инструктаж члена жюри;

 ознакомьтесь с бланком ответа;

 не спеша, внимательно прочитайте задание и определите наиболее верный и полный ответ;

 отвечая на вопрос теста, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;

 впишите правильный ответ в бланк ответа, указав букву / цифру или слово в правильной форме;

 если Вы допустили ошибку, то ее можно исправить простым зачеркиванием «/», указав рядом правильный ответ;

 особое внимание обратите на творческое задание, в выполнении которого требуется выразить Ваше мнение. Внимательно и вдумчиво прочитайте заданный текст, обратите внимание на его композиционное, логическое и тематическое построение;

 после выполнения каждого теста и творческого задания удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов; исправьте обнаруженные при Вашей самостоятельной проверке тестов и творческого задания ошибки.

Предупреждаем Вас, что:

596

 при оценке тестовых заданий, где необходимо определить один правильный ответ, 0 баллов выставляется за неверный ответ и в случае, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы;

 при оценке тестовых заданий, где необходимо определить все правильные ответы, 0 баллов выставляется, если участником отмечены неверные ответы, большее количество ответов, чем предусмотрено в задании (в том числе правильные ответы) или все ответы.

Максимальная оценка баллов за тестовые задания – 75 баллов.

Задание письменного тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.

Максимальная оценка – 20 баллов.

Максимальная оценка всех заданий письменного тура – 95 баллов.

597

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

(ШКОЛЬНЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

ПИСЬМЕННЫЙ ТУР

возрастная группа (7–8 классы)

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить задания письменного тура: 1) лексико-грамматический тест, тест по страноведению, тест по аудированию, тест по чтению, 2) творческое задание «письмо».

Время выполнения заданий письменного тура – 3 академических часа (135 минут).

Выполнение заданий письменного тура целесообразно организовать следующим образом:

 внимательно прослушайте инструктаж члена жюри;

 ознакомьтесь с бланком ответа;

 не спеша, внимательно прочитайте задание и определите наиболее верный и полный ответ;

 отвечая на вопрос теста, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;

 впишите правильный ответ в бланк ответа, указав букву / цифру или слово в правильной форме;

 если Вы допустили ошибку, то ее можно исправить простым зачеркиванием «/», указав рядом правильный ответ;

 особое внимание обратите на творческое задание, в выполнении которого требуется выразить Ваше мнение. Внимательно и вдумчиво прочитайте заданный текст, обратите внимание на его композиционное, логическое и тематическое построение;

 после выполнения каждого теста и творческого задания удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов; исправьте обнаруженные при Вашей самостоятельной проверке тестов и творческого задания ошибки.

Предупреждаем Вас, что:

 при оценке тестовых заданий, где необходимо определить один правильный ответ, 0 баллов выставляется за неверный ответ и в случае, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы;

 при оценке тестовых заданий, где необходимо определить все правильные ответы, 0 баллов выставляется, если участником отмечены неверные ответы, большее количество ответов, чем предусмотрено в задании (в том числе правильные ответы) или все ответы.

598

Максимальная оценка баллов за тестовые задания – 75 баллов.

Задание письменного тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.

Максимальная оценка – 20 баллов.

Максимальная оценка всех заданий письменного тура – 95 баллов.

599

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

(ШКОЛЬНЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

ПИСЬМЕННЫЙ ТУР

возрастная группа (9–11 классы)

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить задания письменного тура: 1) лексико-грамматический тест, тест по страноведению, тест по аудированию, тест по чтению, 2) творческое задание «письмо».

Время выполнения заданий письменного тура – 4 академических часа (180 минут).

Выполнение заданий письменного тура целесообразно организовать следующим образом:

 внимательно прослушайте инструктаж члена жюри;

 ознакомьтесь с бланком ответа;

 не спеша, внимательно прочитайте задание и определите наиболее верный и полный ответ;

 отвечая на вопрос теста, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;

 впишите правильный ответ в бланк ответа, указав букву / цифру или слово в правильной форме;

 если Вы допустили ошибку, то ее можно исправить простым зачеркиванием «/», указав рядом правильный ответ;

 особое внимание обратите на творческое задание, в выполнении которого требуется выразить Ваше мнение. Внимательно и вдумчиво прочитайте заданный текст, обратите внимание на его композиционное, логическое и тематическое построение;

 после выполнения каждого теста и творческого задания удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов; исправьте обнаруженные при Вашей самостоятельной проверке тестов и творческого задания ошибки.

Предупреждаем Вас, что:

 при оценке тестовых заданий, где необходимо определить один правильный ответ, 0 баллов выставляется за неверный ответ и в случае, если участником отмечены несколько ответов (в том числе правильный), или все ответы;

600

 при оценке тестовых заданий, где необходимо определить все правильные ответы, 0 баллов выставляется, если участником отмечены неверные ответы, большее количество ответов, чем предусмотрено в задании (в том числе правильные ответы) или все ответы.

Максимальная оценка баллов за тестовые задания – 75 баллов.

Задание письменного тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.

Максимальная оценка – 20 баллов.

Максимальная оценка всех заданий письменного тура – 95 баллов.

601

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

УСТНЫЙ ТУР

возрастная группа (5–6 классы)

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить задания устного тура:

Время подготовки задания устного тура – 0,5 астрономического часа (30 минут).

Краткое описание устного тура: устный тур предполагает групповую работу участников школьного этапа с последующим представлением ее результата в виде ток-шоу, дискуссии и т.п. по предложенной теме. Процедура проведения устного тура выглядит следующим образом: участники разбиваются на группы по три или четыре, но не более пяти человек. Группы формируются организаторами олимпиады. Для подготовки этого задания группам дается не более 30 минут, после чего их приглашают в специальные кабинеты для прослушивания. Презентация ток-шоу длится не более 5 минут. Члены группы выступают в предлагаемых в задании ролях, но они могут также подобрать для себя и другие роли, при этом роль ведущего заменить на другую нельзя. Все члены группы должны высказаться приблизительно в равном объеме, при этом оценивается как индивидуальный, так и индивидуально-групповой результат, что обусловлено спецификой межкультурной коммуникации, реализуемой в немецкоязычном социуме.

Выполнение задания устного тура целесообразно организовать следующим образом:

 внимательно прослушайте инструктаж члена жюри;

 ознакомьтесь с текстом задания;

 распределите роли между участниками группы;

 обратите внимание, что каждый участник должен говорить в соответствии с заданной ролью в совокупности не менее 1 минуты;

 обратите внимание на композиционное, логическое и тематическое построение групповой презентации / ток-шоу.

Задание устного тура считается выполненным, если Ваша презентация длится 5 минут и все участники справились с заданной ролью.

Максимальная оценка – 25 баллов.

602

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

(ШКОЛЬНЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

УСТНЫЙ ТУР

возрастная группа (7–8 классы)

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить задания устного тура:

Время подготовки задания устного тура – 1 астрономический час (60 минут).

Краткое описание устного тура: устный тур предполагает групповую работу участников школьного этапа с последующим представлением ее результата в виде ток-шоу, дискуссии и т.п. по предложенной теме. Процедура проведения устного тура выглядит следующим образом: участники разбиваются на группы по три или четыре, но не более пяти человек. Группы формируются организаторами олимпиады. Для подготовки этого задания группам дается не более 45 минут, после чего их приглашают в специальные кабинеты для прослушивания. Презентация ток-шоу длится не более 9 минут. Члены группы выступают в предлагаемых в задании ролях, но они могут также подобрать для себя и другие роли, при этом роль ведущего заменить на другую нельзя. Все члены группы должны высказаться приблизительно в равном объеме, при этом оценивается как индивидуальный, так и индивидуально-групповой результат, что обусловлено спецификой межкультурной коммуникации, реализуемой в немецкоязычном социуме.

Выполнение задания устного тура целесообразно организовать следующим образом:

 внимательно прослушайте инструктаж члена жюри;

 ознакомьтесь с текстом задания;

 распределите роли между участниками группы;

 обратите внимание, что каждый участник должен говорить в соответствии с заданной ролью в совокупности не менее 1–1,5 минут;

 обратите внимание на композиционное, логическое и тематическое построение групповой презентации / ток-шоу.

Задание устного тура считается выполненным, если Ваша презентация длится не менее 7 минут и все участники справились с заданной ролью.

Максимальная оценка – 25 баллов.

603

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

(ШКОЛЬНЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

УСТНЫЙ ТУР

возрастная группа (9–11 классы)

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить задания устного тура:

Время подготовки задания устного тура 1 астрономический час (60 минут).

Краткое описание устного тура: устный тур предполагает групповую работу участников школьного этапа с последующим представлением ее результата в виде ток-шоу, дискуссии и т.п. по предложенной теме. Процедура проведения устного тура выглядит следующим образом: участники разбиваются на группы по три или четыре, но не более пяти человек. Группы формируются организаторами олимпиады. Для подготовки этого задания группам дается не более 60 минут, после чего их приглашают в специальные кабинеты для прослушивания. Презентация ток-шоу длится не более 12 минут. Члены группы выступают в предлагаемых в задании ролях, но они могут также подобрать для себя и другие роли, при этом роль ведущего заменить на другую нельзя. Все члены группы должны высказаться приблизительно в равном объеме, при этом оценивается как индивидуальный, так и индивидуально-групповой результат, что обусловлено спецификой межкультурной коммуникации, реализуемой в немецкоязычном социуме.

Выполнение задания устного тура целесообразно организовать следующим образом:

 внимательно прослушайте инструктаж члена жюри;

 ознакомьтесь с текстом задания;

 распределите роли между участниками группы;

 обратите внимание, что каждый участник должен говорить в соответствии с заданной ролью в совокупности не менее 2 минут;

 обратите внимание на композиционное, логическое и тематическое построение групповой презентации / ток-шоу.

Задание устного тура считается выполненным, если Ваша презентация длится не менее 10 минут и все участники справились с заданной ролью.

Максимальная оценка – 25 баллов.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!