Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 имени Г.Ф.Полнова города Димитровграда Ульяновской области»
Ромашкина Маргарита Геннадьевна,
педагог-психолог
Методические рекомендации по организации и проведению классных часов по формированию здорового образа жизни «Курение или здоровье – выбирайте сами!» для учеников 4-5 классов МБОУ СШ №9 г. Димитровграда
Классный час:
«КУРЕНИЕ ИЛИ ЗДОРОВЬЕ – ВЫБИРАЙТЕ САМИ!!!»
Пояснительная записка
Курение – эпидемия легкомыслия.
Школа - важнейший этап в жизни человека, когда можно и нужно прививать ему привычки здорового образа жизни, в частности, в отношении отказа от курения.
О проблеме курения и его вреде сказано немало. Однако беспокойство ученых, педагогов и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.
Актуальность темы: профилактика курения - тема достаточно актуальная, не только в школе, но и во всем мире. Основы пропаганды здорового образа жизни должны закладываться с раннего возраста, а именно в стенах школы.
По данным опросов школьников, курение - серьёзная проблема: подавляющее большинство школьников курили хотя бы один раз в жизни, к старшим классам становитсязначим процент курящих ежедневно.
Курение в младшем школьном возрасте встречается в единичных случаях. При этом необходимо различать два вида раннего курения -"игру", основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном нерегулярном экспериментировании, и раннее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков. Таким образом, если первый вид курения является прямым объектом профилактической работы, то второй помимо этого должен дополняться психологической и педагогической коррекцией поведения ребенка.
Нередко в беседе о курении дети спрашивают, почему взрослые курят, если это вредно, и почему продают сигареты, если все знают об их вредном воздействии. В этом случае нужно сообщить детям, что курение входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться. Курящие, взрослые знают о вреде курения и чаще всего хотели бы бросить курить, но уже не могут сделать этого без специальной помощи. Иными словами, сигарета вызывает привыкание и лучше вовсе не начинать курить.
Важно подчеркнуть, что именно факт привыкания к табаку очень мало осознается юными курильщиками. У них существует иллюзия, будто от курения можно отказаться в любой момент, что человек курит потому, что ему это нравится, а не потому, что уже не может обойтись без сигареты.
Всё это обуславливает определённые требования к профилактике курения. Другой задачей ранней профилактики является правильная расстановка акцента при подаче материала. Основным направлением профилактической работы должно быть обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и как важно избегать вредных привычек, и в частности курения. Такая постановка вопроса создаёт основу для формирования здорового образа жизни в целом.
Специфика школьного мероприятия (беседы) состоит в том, что деятельность преподавателя здесь неотделима от деятельности учащихся: проводя беседу, необходимо одновременно руководить работой слушателей.
Ведущему мероприятия самому должны быть присущи высокая убеждённость, достаточно глубокие познания в раскрытии предлагаемой темы, ораторское мастерство, строгая логичность и ясность суждения.
Именно эти особенности обеспечивают активность слушателей, поддерживают интерес к содержанию, вызывают эмоционально - ответную реакцию, способствуют формированию убеждений.
Мероприятие должно сопровождаться показом иллюстрированных материалов, плакатов, слайдов, кинофрагментов, если таковые имеются.
Данное мероприятие является первым из цикла профилактических классных часов по проблеме употребления ПАВ для учащихся 4-го класса начальной школы.
Планируемым результатом будет являться отказ от «первой пробы» сигареты, неприятие курения как такового и выбор здорового образа жизни учащимися школы.
Классный час преследует цель: предупреждение формирования у детей вредной привычки – курения через создание условий для формирования представления о пагубном влиянии курения на растущий организм не возбуждая нездорового интереса к сигарете. Воспитание негативного отношения к курению, желания вести здоровый образ жизни.
И следующие задачи:
Сформировать у учащихся представление о курении как о вредной привычке и опасности «первой пробы».
В доступной форме дать учащимся сведения о вредном влиянии табака на растущий организм и формировании зависимости.
Показать положительные моменты здорового образа жизни и предоставить альтернативу в его выборе.
Закрепить полученные знания.
Оборудование: проектор, колонки (магнитофон), ватман, памятки и картинки со знаком, запрещающим курение (по количеству учащихся).
Замечания (от автора) по ходу занятия:
Материал по данной теме необходимо изучить досконально, т.к. учащиеся задают очень много вопросов.
Классную комнату перед занятием необходимо проветрить.
Учащихся необходимо рассадить в виде полукруга перед доской.
По ходу занятия необходимо не допускать моментов привлекательности курения (электронные сигареты вызывают огромный интерес у учащихся).
Перед рефлексией занятия крайне необходимо оставить время для вопросов учащихся.
Ход занятия
Вступительное слово психолога (введение в тему):
(звучит музыка А. Вивальди «Зима» из цикла Времена года)
(Слайд 1)
«Страшный секрет черных братьев»
С давних пор они пытаются завоевать мир.
На первый взгляд, эти чародеи совершенно разные. Однако раскидывают свои сети, запутывая в них жертву, они совершенно одинаково. Вот послушайте, как это происходит.
Вывернув свой волшебный плащ наизнанку, приходит колдун к человеку.
«Познакомься со мной, - предлагает он. - Я смогу дать тебе то, что никто не даст. Со мной ты забудешь про горе, неудачи, а если у тебя радость, то она станет еще больше. Говорят, что я опасен? Ерунда! Посмотри на меня, что во мне опасного? И я не заставляю тебя дружить со мной вечно. Попробуешь один раз, ну, может, два, и хватит. Увидишь, ничего страшного не произойдет. Ну, смелее!»
Порой человек не может устоять против такого соблазна. «Действительно, - думают иные, - почему бы не попробовать разок?» Коварные братья лишь этого и ждут. Им нужно любой ценой попасть в организм для того, чтобы разрушить его.
Человек, попавший в сети к дурману, теряет не только здоровье, но и волю. Он полностью подчиняется злым чародеям. Его не будут радовать первый зимний снежок во дворе и новая книжка. Он забудет своих друзей, а слезинки на щеках мамы перестанут огорчать его.
Человек, познакомившийся с черными братьями, причиняет вред не только себе, но и близким, самым дорогим для него людям. Действительно, встречаясь с дурманом, человек постепенно теряет здоровье и силы. А значит, он уже не сможет быть надежной опорой для своих постаревших мамы и папы, не сможет защитить своих детей. Наоборот, такой человек постоянно нуждается в чьей-нибудь помощи.
Даже самый маленький глоток алкогольного напитка и даже одна сигарета стоят денег. А это значит, что на дружбу с дурманом человек тратит деньги, на которые он мог бы купить подарок близким, украсить свою квартиру, приобрести нужную книгу.
Человек, подружившийся с черными братьями, может стать опасным для окружающих. С ним неприятно и трудно общаться. Ведь черные братья способны заставить совершить обман, причинить боль даже близкому человеку.
Если вы хотите сохранить свое здоровье и счастье, никогда не впускайте черных братьев в свою жизнь.
Обсуждение:
Как зовут черных братьев? (никотин, алкоголь и наркотик)
Какой секрет скрывают черные братья?
Психолог:- Сегодня с вами мы поговорим о курении. Для начала поиграем в такую игру, которая поможет нам представить, как действуют черные братья.
Игра «Трясина» (звучит музыка Vanessa Mae «Storm»): один доброволец встает в середину круга образованного учащимися. Необходимое условие: учащиеся могут перемещаться по кругу, по площади образованного круга, нельзя отбегать в сторону. Находящийся в центре должен поймать кого-нибудь, поймав, они уже ловят вдвоем. Поймав третьего, начинают ловить четвертого и так далее, пока все не окажутся в центре круга.
«Почему так говорят?»
Психолог: - Ребята, все вы знаете, что народная мудрость передается из поколения в поколение с помощью устного народного творчества. Вы можете привести примеры? Я предлагаю вам обсудить некоторые пословицы и поговорки, повествующие о вреде курения.
Задание учащимся: объясните смысл пословиц и поговорок
(Слайд 2)
Вино пить, табак курить — дурнем быть
Кто курит, тот сам себя губит
Заядлого курильщика муха крылом перешибет
Труд деньги собирает, а курение их по ветру пускает
Дым табака угару под стать
Анализ ситуации:
У бабули юбилей:
Полон дом у нас гостей.
Гости много говорили,
Ели, пили и курили.
Тяжело мне потому,
Задыхаюсь я в дыму.
Дым вокруг от сигарет,
Мне в дыму том места нет!
Обсуждение:
Почему вредно находиться там, где курят? (далее рассказать о пассивном курении: пассивным курением называют вдыхание некурящим сигаретного дыма);
И
нформация к размышлению: (звучит музыка Zacchabar Gladiator Soundtrack)
(Слайд 3)
Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Он относится к нервным ядам. Никотин опасен для людей, животных, птиц.Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые.Вот только некоторые из них: никотин, угарный газ, анилин, пиридин, формальдегид, цианид, мышьяк, сажа, акролеин, канцерогенные углеводороды, эфирные масла, синильная, уксусная и муравьиная кислоты. Плюс радиоактивные вещества: полоний, свинец, радон и висмут.
Попадая в рот, дым раздражает рецепторы. Со временем это отзовется воспалением и рыхлостью слизистой рта, зубы желтеют, выпадают, не говоря уже о запахе изо рта.
(Слайд 4)
Обсуждение:
Как вы думаете, какие органы больше всего страдают от сигаретного дыма?
Табачные смолы проходят через легкие, осаждаясь там в количестве до 1 килограмма в год. Они окрашивают легкие и мокроту в грязно-коричневый цвет. При вскрытии на стенках трахей и бронхов курильщика обнаруживается грязная коричневая слизь.
А аммиак из табачного дыма растворяется во влажных слизистых оболочках верхних дыхательных путей, превращаясь в нашатырный спирт, раздражающий слизистую, что приводит к постоянному воспалению.
Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм.Кашель травмирует легкие, в которых накаливается слизь, дыхание становится слабым. Спортивные и учебные показатели значительно снижаются.
(Слайды 5-6)
Курение отрицательно влияет и на работу сердца – оно быстро изнашивается. Никотин попадает в кровяное русло и через несколько секунд оказывает влияние на центральную нервную систему. Он активизирует работу желез внутренней секреции. При этом в кровь выбрасывается избыточное количество гормонов, которые сужают артерии, снабжающие кровью внутренние органы. На сердце курильщика обрушивается дополнительная нагрузка: к порции гормона адреналина добавляется новая порция этого же гормона под действием никотина.
Немногим известен факт, что курящие люди страдают из-за сосудов ног. Их стенки смыкаются, и кровообращение затрудняется. Болезнь называется перемежающейся хромотой - во время ходьбы внезапно возникает резкая боль в ногах, потом она проходит, но вскоре опять возобновляется.
Недостаток кровоснабжения сказывается на состоянии ног – из-за недостатка кислорода развивается омертвление тканей. Огромное количество людей "потеряли" ноги из-за курения.
(Слайд 7)
Со временем курение превращается в привычку.
Привычка – действие, которое со временем становится автоматическим, неосознанным. Формирование многих привычек начинается в раннем детстве.
К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. К ним относится и курение. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10 – 14 лет, а некоторые и раньше.
Обсуждение:
(ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми, из-за влияния рекламы)
«Альтернатива»
Доска (ватман) делится на две части. Слева перечислены причины, из-за которых начинают курить, а справа то, что может заменить эту вредную привычку.
Из любопытства От скуки Для поднятия авторитета среди друзей За компанию Чтобы почувствовать себя взрослым | Заняться любым интересным и посильным делом: спортом, танцами, рукодельем, чтением, ….- в котором вы сможете самореализоваться, подышать свежим воздухом, помочь родителям по дому и т.д. |
Действительно, многие взрослые курят. Сначала они испытывают от первой выкуренной сигареты тошноту, головокружение, слабость. Но потом все проходит, и курение становится вредной привычкой, от которой человек не в состоянии избавиться годами.
(Слайд 8)
В вашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют легкие, становится трудно дышать после физических упражнений (нагрузок). Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщиков хриплый, неприятный. Ухудшается работа сердца, оно начинает учащенно биться. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет лица у них становится немного желтоватый, т.к. частички дыма проникают в кожу и там задерживаются.
Ученые уже давно отмечали у курильщиков снижение способности к обучению и запоминанию. В возрасте 12 -18 лет как раз происходит накопление тех базовых знаний, которые будут востребованы в течение всей жизни. А курение сильно мешает этому. Ведь никотин препятствует обновлению нейронов в головном мозге. Все это мешает творчеству, а также восприятию нового, сложного.
Со временем привычка курить становится серьезным медицинским заболеванием – зависимостью.
Вы должны понимать, что курение - это не безобидное занятие, которое можно легко бросить. Это настоящая зависимость, сродни наркомании, особенно опасная потому, что многие не принимают ее всерьез.
Следующее стихотворение, показывает вред курения:
В школе медвежьей тревогу забили,
В тайне от всех медвежата курили.
Сразу к урокам пропал интерес,
Слушают плохо – скорее бы в лес.
Память ослабла – не помнят, о чём
В школе сегодня вели разговор.
Да табак плохой им друг – кашель слышится вокруг,
Он мешает им читать и науки постигать.
Папиросы и табак для всего живого – враг!
Для людей и для зверей – нет коварней и вредней.
«Цветок распускается» (звучит музыка И.С. Бах «Воздух»): исходное положение - руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон): медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – выдох (цветок раскрывается). Возвращаемся в и.п. – выдох. Медленно 4 – 6 раз.
Психолог: «То, в чем мы больше всего нуждаемся для тела, оказывает и наибольшее влияние на здоровье: это главным образом вода и воздух»
(Аристотель)
Работа со словарем.
Давайте найдем в толковом словаре С. Ожегова слово «зависимость».
(Слайд 9)
Зависимость- подчиненность другим при отсутствии самостоятельности, свободы.
Обсуждение:
От чего может зависеть человек? (От настроения своего и окружающих, телевизора, компьютера, интересной игры, человека, погоды, конфет, нехороших химических веществ и так далее.)
В чем опасность зависимости?
Например, надо делать уроки, а вы не можете пропустить фильм по телевизору, врач запретил есть шоколад, а вы не можете с собой справиться и съедаете конфету в тайне от всех и т.д.
С перечисленными проблемами человек может справиться сам, воспитав свою волю.
У человека, который начал курить, появляется более серьезная зависимость от сигарет, точнее от веществ, содержащихся в табаке, он теряет власть над собой и своими поступками. Желание закурить отвлекает от других дел, не позволяет сосредоточиться, резко изменяет образ жизни.Зависимость по сути является хронической неизлечимой болезнью.
Анализ ситуации
(Э. Мошковская «Странные вещи со мною случаются...»)
Происходит, что не знаю,
Непонятно почему,
Я бездумно подражаю
Взрослым, детям и всему.
Все смеются,
Я смеюсь.
Все дерутся,
Я дерусь.
Все не делают уроки,
И я к этому стремлюсь.
За друзьями следуя,
Ни о чем не ведая,
По кружкам по всем промчался,
Ни в одном не задержался.
Мне все это надоело –
Подражать - пустое дело.
Чужие успехи, поступки большие,
Как я ни старался, не стали моими.
Обсуждение:
Часто ли вы поддаетесь общему настроению, или настроению своих друзей, родителей или кого-то другого? Расскажите об этом.
Викторина:
Психолог: - Ребята! А сейчас вы поучаствуете в антитабачной викторине. Внимательной послушайте вопросы викторины. На каждый вопрос предлагается три ответа. Из трех ответов надо выбрать только один правильный ответ.
(Слайды 10-18)
1.Существуют ли сигареты, которые не приносят вред?
а.) сигареты с фильтром;
б) сигареты с низким содержанием никотина;
в) нет;
2. Что вреднее?
а) дым от сигареты;
б) дым от газовой горелки;
в) выхлопные газы;
3. Что такое пассивное курение?
а) нахождение в помещении, где курят;
б) когда куришь за компанию;
4. Что происходит со здоровьем человека, который курит?
а) оно улучшается;
б) оно ухудшается;
в) не изменяется;
5. Как курение влияет на работу сердца?
а) замедляет его работу;
б) заставляет учащенно биться;
в) не влияет на работу сердца;
6. Как курение влияет на вес человека?
а) снижает вес;
б) повышает вес;
в) не изменяет;
7. К чему приводит курение?
а) к веселой жизни;
б) к богатству;
в) ранней смерти;
8. Если рядом курят, то нужно:
а) отойти в сторону;
б)попросить не курить;
в) подойти к курящим как можно ближе.
9) Что нужно помнить, когда предлагают сигарету:
а) курение загрязняет лёгкие;
б) курение затрудняет проникновение воздуха в организм;
в) курение затрудняет нормальную работу сердца.
«Альтернатива»
Доска (ватман) делится на две части. Слева перечисляются отрицательные последствия курения, а справа положительные.
Я решаю курить (желтые зубы, запах изо рта, замедление роста и развития, болезни, ссоры с родителями и т.д.).
Я решаю не курить (не надо обманывать родителей, брать без разрешения сигареты или деньги, у меня будут красивые белые зубы и т.д.).
Все последствия решений называют дети. После обсуждения все дети хором произносят: «Мы говорим КУРЕНИЮ - НЕТ!».
(Слайд 19)
А сейчас послушайте стихотворение (звучит музыка Queen «Forever»):
Страшный призрак среди нас живет,
Страшный призрак нас стережет
Никотин в сети зазывает взрослых и ребят,
Каждый из нас может себя уберечь
От совсем ненужных с «призраком» встреч,
Чтобы «призраки» нам не мешали жить,
С ними нам не надо никогда дружить,
Гнать их отовсюду, не пускать их в дверь,
И не станет серым розовый апрель,
И не будет горя мамам и отцам,
Это может, каждый говорю я вам!
Вопросы учащихся.
Рефлексия занятия:
О какой вредной привычке мы с вами беседовали?
Почему курение опасно для здоровья?
Какие органы страдают от курения?
Как поступить, если в твоем присутствии курят?
Будете ли вы курить, став взрослыми?
Итог занятия: Я верю, что вы относитесь к жизни серьёзно. Может кто-то уже думает о будущей специальности. И, конечно, как любой современный человек, вы уделяете внимание спорту, стараетесь хорошо выглядеть - аккуратно и модно.
Вы сейчас находитесь на очень важном жизненном рубеже. Недалёк тот день, когда вы вступите во взрослую жизнь. И встретить её должно во всеоружии, хорошо подготовленными и физически и морально.
Так не позволяйте курению портить вам жизнь. Позаботьтесь и о себе и о других.
Откладывать на потом никак нельзя. Ведь вред несёт каждая выкуренная сигарета, вдумайтесь, каждая.
Давайте уже сейчас задумаемся, ведь жить здоровым, бодрым и весёлым гораздо лучше, чем больным и трясущимся, с сигаретой.
Выбирайте здоровый образ жизни!
Будьте счастливы не только в молодости!
(Слайд 20)
На ваших столах лежат памятки. Предупреждающие о вреде курения. Вы их прочтете, затем расскажете своим близким и друзьям о вреде курения.
Литература:
Соловов А.В. «Работающие программы» выпуск 2 «Навыки жизни». Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. - М.:, 2000.
Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. Пособие для учителей начальной школы. /Под ред. М.М. Безруких. - СПб.издательство “Образование-Культура”, 1999.
Касаткин В. «Принципы создания программы профилактики курения в школе» Вестник образования России - 2001 №13, с.57 -71.
Александров А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» - М. Интерполиграф, 1996.
«Школа без наркотиков». Книга для педагогов и родителей. / Под научной редакцией Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. - СПб., 1999.