СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации и выполнению практических работ по дисциплине Основы предпринимательской деятельности

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и выполнению практических работ по дисциплине Основы предпринимательской деятельности»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАБАРДИНО - БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»

КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ







УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР


_________________З.Х. Этуева

« » 2023 г.






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по организации и выполнению практических работ


по ОП.08 Основы предпринимательской деятельности



для студентов специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)





















Нальчик, 2023 г.


Методические рекомендации по организации и выполнению практических работ по дисциплине ОП.08 Основы предпринимательской деятельности для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).


Составитель: Кудаева А.А., преподаватель.


Рассмотрены и одобрены на заседании ЦК Учета, экономики и гостиничного дела


« 3 » июля 2023 г. Протокол № 10


Председатель ЦК ___________________ Текуева М.Т.




























СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ С УКАЗАНИЯМИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

ЛИТЕРАТУРА





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по дисциплине ОП.08 Основы предпринимательской деятельности составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочим учебным планом, рабочей программой учебной дисциплины по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Цель:

  • формирование практических умений, необходимых в последующей профессиональной и учебной деятельности.

Задачи:

  • обобщить, систематизировать, углубить, закрепить полученные теоретические знания по конкретным темам дисциплин общепрофессионального цикла;

  • формировать умения применять полученные знания на практике;

  • выработать при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практики.

В процессе выполнения практических заданий, обучающиеся должны овладеть следующими умениями и знаниями:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

  • распознавать задачу или проблему в профессиональном или социальном контексте;

  • анализировать задачу или проблему и выделять её составные части;

  • определять этапы решения задачи;

  • выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

  • составить план действия; определить необходимые ресурсы;

  • владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

  • реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

  • актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

  • основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

  • алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

  • методы работы в профессиональной и смежных сферах;

  • структуру плана для решения задач;

  • порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

ОК 02

  • определять задачи для поиска информации;

  • определять необходимые источники информации;

  • планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию;

  • выделять наиболее значимое в перечне информации;

  • оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска;

  • обрабатывать текстовую табличную информацию;

  • использовать деловую графику и мультимедиа информацию;

  • создавать презентации;

  • применять антивирусные средства защиты;

  • читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;

  • применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;

  • пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;

  • применять методы и средства защиты бухгалтерской информации.

  • основные методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • технологию поиска информации в сети Интернет;

  • номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации;

  • формат оформления результатов поиска информации;

  • назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники;

  • основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;

  • назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;

  • принципы защиты информации от несанкционированного доступа;

  • правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;

  • основные понятия автоматизированной обработки информации;

  • направления автоматизации бухгалтерской деятельности;

  • назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем;

  • основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.

ОК 03

  • определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

  • применять современную научную профессиональную терминологию;

  • определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;

  • выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

  • презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

  • оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;

  • определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею;

  • определять источники финансирования.

  • содержание актуальной нормативно-правовой документации;

  • современная научная и профессиональная терминология;

  • возможные траектории профессионального развития и самообразования;

  • основы предпринимательской деятельности;

  • основы финансовой грамотности;

  • правила разработки бизнес-планов;

  • порядок выстраивания презентации;

  • кредитные банковские продукты.

ОК 04

  • организовывать работу коллектива и команды;

  • взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

  • психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

  • основы проектной деятельности.

ОК 05

  • грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.

  • особенности социального и культурного контекста;

  • правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 09

  • понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

  • участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

  • строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;

  • кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);

  • писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы.

  • правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

  • основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

  • лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения;

  • правила чтения текстов профессиональной направленности.

ПК 1.1

принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;

принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;

проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;

проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;

проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;

проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;

организовывать документооборот;

разбираться в номенклатуре дел;

заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета;

передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;

передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;

исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах.

общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций;

понятие первичной бухгалтерской документации;

определение первичных бухгалтерских документов;

формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа;

порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки;

принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;

порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;

порядок составления регистров бухгалтерского учета;

правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации.


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

О проведении практической работы обучающимся сообщается заблаговременно: когда предстоит практическая работа, какие вопросы нужно повторить, чтобы ее выполнить. Просматриваются задания, оговаривается ее объем и время ее выполнения. Критерии оценки сообщаются перед выполнением каждой практической работы.

Перед выполнением практической работы повторяются правила техники безопасности. При выполнении практической работы обучающийся придерживается следующего алгоритма:

  1. Записать дату, тему и цель работы.

  2. Ознакомиться с правилами и условиями выполнения практического задания.

  3. Повторить теоретические задания, необходимые для рациональной работы и других практических действий.

  4. Выполнить работу по предложенному алгоритму действий.

  5. Обобщить результаты работы, сформулировать выводы по работе.

  6. Дать ответы на контрольные вопросы.

Каждый студент после выполнения задания должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.

Отчет о проделанной работе следует делать в тетради для практических работ или в отдельных формах. Содержание отчета указано в описание практической работе.

Таблицы следует выполнять с помощью линейки карандашом.

Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр.

Вспомогательные расчеты можно выполнить на отдельных листах, а при необходимости на листах отчета.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:

  • расчеты выполнены правильно и в полном объеме;

  • оформление работы соответствует требованиям;

  • сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;

  • студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

  • отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренной программой работ, после сдачи отчетов по работам при удовлетворительных оценках за опросы и контрольные вопросы во время практических занятий.

Количество часов освоения рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;

в том числе практических работ – 12 часов.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема

Практические занятия

Объем часов

Форма контроля

№№

Наименование

Тема 3.

Концепция и родовые признаки бизнеса

1

Формирование концепции бизнеса.

2

Проверка практических заданий

Тема 5.

Правовое обеспечение предпринимательской деятельности

2

Составление сравнительной таблицы «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России»

2

Проверка практических заданий

Тема 6.

Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности

3

Решение задач на определение эффективности предпринимательской деятельности

2

Проверка практических заданий

Тема 7.

Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой и кредитными организациям

4

Составление схемы «Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита»

2

Проверка практических заданий

Тема 8.

Риски предпринимательской деятельности

5

Анализ и определение рисков в предпринимательской деятельности

2

Проверка практических заданий

Тема 9.

Система налогообложения предпринимательской деятельности

6

Решение задач по расчету налогов

2

Проверка практических заданий

Всего:



12 ч.







КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Критериями оценки результатов работы студента являются:

  • уровень освоения учебного материала;

  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических работ;

  • четкость и структурированность изложения ответа при устной защите;

  • оформление материала в соответствии с требованиями при письменном опросе.

Система оценивания:

«5» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, самостоятельное применение теоретических знаний в практической деятельности;

«4» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, с допуском отдельных несущественных ошибок, исправляемых учащимися по указанию преподавателя;

«3» - ставится за не полностью выполненное задание, однако, это не препятствует усвоению дальнейшего материала, реализуемого ППССЗ, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя;

«2» - ставится за не выполненное задание, или присутствуют существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, наблюдается неумение применять знания в практической деятельности.














СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ С УКАЗАНИЯМИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ


Тема 3. Концепция и родовые признаки бизнеса

Практическое занятие № 1. Формирование концепции бизнеса


Цель: Усвоение теоретического материала по теме концепция и родовые признаки бизнеса


Теоретические основы:

Исторически сложились три основные концепции (систем взглядов): позитивная, критическая и прагматическая.

Позитивная концепция бизнеса предполагает абсолютно позитивное отношение к бизнесу. Сторонники этой концепции понимают бизнес как общественно полезную деятельность людей, осуществляемую по личной инициативе, целью которой является производство товаров и услуг во благо общества.

Критическая концепция бизнеса - это полная противоположность позитивной концепции в части отношения к предпринимательству. Она исходит из того, что бизнес - это деятельность людей, направленная на получение доходов или прибыли. Ради дохода бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Это означает навязывание своих интересов другим.

Прагматическая концепция бизнеса рассматривает бизнес как неизбежное и положительное явление. Она является усредненной позицией между позитивной и критической концепциями. Ее сторонники не абсолютизируют ни положительных, ни отрицательных сторон деловых отношений. Они принимают их как должное и необходимое. В разрезе данного подхода считается, что интересы предпринимателей и потребителей сбалансированы.

Многообразие направлений ведения бизнеса в современном обществе очень велико. Однако все деловые отношения обладают рядом общих черт, или родовых признаков, которые отличают их от других видов отношений между людьми. Рассмотрим эти свойства.

1. Обмен благами между субъектами экономики.

2. Стремление каждого участника сделки навязать другим свои интересы.

3. Стремление участников сделки реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других участников сделки.

4. Необходимость отстаивания интересов.

5. Инициативный характер деятельности участников сделки, выражающийся в способности принимать решения и идти на риск.

6. Готовность участников сделки идти на риск ради успешного ее завершения.

7. Способность, готовность и умение использовать различные приемы делового общения с целью достижения наибольшей выгоды.

8. Готовность предпринимать шаги в различных направлениях для выбора оптимальной альтернативы из имеющихся.

9. Способность отличать вероятные и действительные результаты сделок.

10. Способность определять приоритеты деятельности и подчинять им логику своих действий. 


Задание

1. Сформируйте свою концепцию бизнеса, опираясь на следующие критерии:

а) сущность бизнеса;

б) цель (направленность) бизнеса;

в) характерные особенности бизнеса;

г) социальная позиция бизнеса (место в обществе);

д) экономическое содержание бизнеса;

е) противоречивость/непротиворечивость бизнеса.

На базе созданной концепции составьте план развития предприятия, указав 2 основных момента:

1) политика организации (финансы, материальные ресурсы, кадры, информация);

2) ориентировочная направленность предприятия, согласно примеру (рисунок 1).

Рисунок 1. Направленность предприятия


По итогам распределения приоритетов организации в данном примере нетрудно заметить и проранжировать передовые направления организации:

а) развитие материально-технической базы;

б) финансовая устойчивость предприятия; 

в) повышение квалификации сотрудников;

г) материальное стимулирование сотрудников; 

д) уровень обслуживания населения;

е) имидж организации; 

ж) рациональный расход ресурсов;

з) усовершенствование информационных технологий.


2. Сопоставьте созданную концепцию с тремя базовыми (позитивной, критической, прагматической).

Выделите: достоинства и недостатки собственной концепции. Сравнить их по:

  • целям;

  • интересам субъектов.

Контрольные вопросы:

  1. Что представляет собой концепция бизнеса?

  2. Назовите основные концепции бизнеса.

  3. Перечислите основные положения концепций бизнеса.

  4. Каковы родовые признаки бизнеса?


Критерии оценки:

«5» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, самостоятельное применение теоретических знаний в практической деятельности;

«4» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, с допуском отдельных несущественных ошибок, исправляемых учащимися по указанию преподавателя;

«3» - ставится за не полностью выполненное задание, однако, это не препятствует усвоению дальнейшего материала, реализуемого ППССЗ, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя;

«2» - ставится за не выполненное задание, или присутствуют существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, наблюдается неумение применять знания в практической деятельности.


Тема 5. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности

Практическое занятие № 2. Составление сравнительной таблицы «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России»


Цель: Усвоение теоретического материала по теме правовое обеспечение предпринимательской деятельности


Теоретические основы:

Рыночная экономика предполагает значительное разнообразие организационно-правовых форм предприятий. Это объясняется тем, что одна часть национального хозяйства страны принадлежит и управляется частными гражданами либо индивидуально, либо коллективно, другая часть управляется учрежденными правительством или местными органами власти организациями. Кроме того, бизнес в любом государстве осуществляется в различных масштабах.

Объединение физических и юридических лиц для ведения совместной деятельности позволяет увеличить объем привлекаемых производственных ресурсов. Вместе с тем, на предприятиях, имеющих нескольких владельцев невысока оперативность принятия решений.

Преимуществами небольших предприятий можно считать хороший обзор бизнеса, недостатком – высокие издержки производства из-за ограниченности производственных и финансовых ресурсов.

Крупные предприятия имеют более низкие издержки за счет массового производства, но теряют оперативность управления, заинтересованность работников в конечных результатах деятельности.

Коммерческие предприятия согласно российскому законодательству могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, в форме унитарных предприятий и производственных кооперативов.


Задание

1. Для правильного решения при выборе формы осуществления предпринимательской деятельности сравните их в таблице.

Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Форма предпринимательства

Достоинства

Недостатки

Целесообразность применения

Предприниматель без образования юридического лица




Полное товарищество (товарищество на вере)




Общество с ограниченной ответственностью




Закрытое акционерное общество




Открытое акционерное общество




Производственный кооператив





2. Дайте сравнительную характеристику организационно-правовых форм предпринимательской деятельности по характеру и целям объединения в таблице.

Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности

Характер и цели объединения

Товарищества


Общества



3. Охарактеризуйте основные отличия в организации и функционировании товариществ и обществ в таблице.

Отличия в организации и функционировании товариществ и обществ

Признаки

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности

Товарищество

Общество

Ответственность



Учредительные документы



Учредители



Цели



Организационная структура



Передача прав собственности



Особенности правового регулирования




4. Укажите, для какой из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности присущи следующие характеристики.

Недостатки

Организационно-правовая форма

Полное товарищество

Коммандитное товарищество

ООО

ОДО

ОАО

ЗАО

Кооператив

Унитарное предприятие

Риск потери личного имущества









Личная ответственность за действия других учредителей









Расхождение интересов участников









Отказ в получении информации о коммерческой тайне









Проблемы выхода из числа учредителей









В соответствующих позициях таблицы поставьте знак «+» или «-».


6. На основе положений, регулирующих предпринимательскую деятельность (ГК РФ, часть), проведите сравнительный анализ деятельности индивидуального предпринимателя и юридического лица и заполните таблицу.

Форма предпринимательской деятельности

Права

Обязанности

Мера ответственности

Индивидуальный предприниматель




Юридическое лицо





Контрольные вопросы:

  1. Какие организационно-правовые формы предпринимательства закреплены в российском законодательстве?

  2. В чем отличие полного товарищества от коммандитного товарищества?

  3. В чем отличительная особенность производственного кооператива как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности?

  4. Какие виды ответственности выделяются и чем они различаются?


Критерии оценки:

«5» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, самостоятельное применение теоретических знаний в практической деятельности;

«4» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, с допуском отдельных несущественных ошибок, исправляемых учащимися по указанию преподавателя;

«3» - ставится за не полностью выполненное задание, однако, это не препятствует усвоению дальнейшего материала, реализуемого ППССЗ, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя;

«2» - ставится за не выполненное задание, или присутствуют существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, наблюдается неумение применять знания в практической деятельности.


Тема 6. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности

Практическая работа № 3. Решение задач на определение эффективности предпринимательской деятельности


Цель: Получение практических навыков определения эффективности предпринимательской деятельности


Теоретические основы:

Финансовое обеспечение предпринимательства - это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию.

Финансовое обеспечение предпринимательства основано на реализации принципов самоокупаемости и самофинансирования.

В России все источники финансирования предпринимательской деятельности делятся на четыре группы:

- собственные средства предприятий и организаций;

- заемные средства;

- привлеченные средства;

- средства государственного бюджета (бюджетные ассигнования).

Важнейшими элементами оценки итогов предпринимательской деятельности являются:

1) анализ платежеспособности и ликвидности предприятия;

2) изучение структуры источников денежных средств;

3) определение показателей финансовой устойчивости предприятия;

4) оценка доходности производственно-сбытовой деятельности.

Основные показатели финансового состояния, экономических результатов и рыночной устойчивости предприятия рассчитывают по данным сводного годового баланса активов и пассивов, а также отчета о финансовых показателях.


Задание

По материалам конкретной организации рассчитать и проанализировать:

- показатели, характеризующие эффективность управления организацией, ее прибыльность, деловую активность, рыночную устойчивость;

- эффект финансового рычага, обосновать предложения по улучшению использования заемных средств;

- показатели, используемые для оценки организации налоговыми органами, кредитующими банками, партнерами по договорным отношениям, инвесторами, обосновать предложения по улучшению финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации;

- показатели, характеризующие платежеспособность и структуру баланса организаций-банкротов (организаций, оказавшихся на грани банкротства).

Расчетный материал рекомендуется представить в следующих таблицах.

Динамика показателей прибыли

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отчетный в % к предыдущему году

Выручка от продажи товаров, продукции, услуг




Себестоимость проданных товаров, продукции, услуг




Валовая прибыль




Полная себестоимость реализованных товаров, продукции, услуг




Прибыль (убыток) от продаж




Полная себестоимость реализованных товаров, продукции, услуг




Прибыль (убыток) от продаж




Результат от финансовых и прочих операций, от прочих внереализационных доходов и расходов




Бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения)




Налог на прибыль




Прибыль от обычной деятельности




Чрезвычайные доходы




Чрезвычайные расходы




Чистая прибыль





Анализ изменений в составе источников средств и их размещении по сравнению с началом года

Статьи актива

Прирост

тыс. руб.

%

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения



Дебиторская задолженность



Запасы товарно-материальных ценностей



Основные средства и прочие внеоборотные активы



Баланс



Статьи пассива



Расчеты с кредиторами по нетоварным операциям (по оплате труда, по расчетам с органами соц. страхования, с бюджетом и др.)



Кредиторская задолженность



Краткосрочные заемные средства



Источники собственных средств



Баланс




Показатели платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса

Показатель

Назначение

На начало года

На конец года

Допустимое значение

Коэффициент абсолютной ликвидности

Показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса или другую дату




Уточненный коэффициент ликвидности

Показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет имеющихся денежных средств, но и ожидаемых поступлений




Общий коэффициент ликвидности

Позволяет установить, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства




Оборотный капитал

Свидетельствует о превышении текущих активов над краткосрочными обязательствами (об общей ликвидности предприятия)





Анализ финансовой устойчивости предприятия

Показатель

Назначение

На начало года

На конец года

Допустимое значение

Коэффициент независимости

Характеризуют долю собственных источников в общем объеме источников




Коэффициент финансирования

Показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств




Коэффициент маневренности

Показывает, какая часть собственных источников средств вложена в наиболее мобильные активы




Коэффициент финансовой устойчивости

Показывает удельный вес тех источников финансирования, которые могут быть использованы длительное время





Анализ рентабельности предприятия

Показатель

Прошедший год

Отчетный год

Отклонения (+,-)

1. Общая величина имущества (валюта баланса)




2.Источники собственных средств (III раздел пассива баланса)




3. Краткосрочные обязательства (V раздел пассива баланса)




4. Средняя величина активов




5. Средняя величина текущих активов




6. Выручка от реализации (без НДС)




7. Прибыль до уплаты налога




8. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия




9. Рентабельность активов, %

(стр. 8 / стр. 4) * 100




10. Рентабельность текущих активов, %

(стр. 8 / стр. 5) * 100




11. Рентабельность инвестиций, %

стр. 7 / (стр. 1 - стр. 3) * 100




12. Рентабельность собственного капитала, % (стр. 8 / стр. 2) * 100




13. Рентабельность продукции, %

(стр. 8 / стр. 6) * 100





Контрольные вопросы:

  1. Источники финансирования предпринимательской деятельности.

  2. Формы инвестирования бизнеса.

  3. Какие показатели используются при оценке результатов деятельности предприятия?

  4. Что собой представляет платежеспособность предприятия?

  5. Дайте характеристику ликвидности активов предприятия.

  6. Что позволяет выявить анализ структуры источников финансовой деятельности предприятия?


Критерии оценки:

«5» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, самостоятельное применение теоретических знаний в практической деятельности;

«4» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, с допуском отдельных несущественных ошибок, исправляемых учащимися по указанию преподавателя;

«3» - ставится за не полностью выполненное задание, однако, это не препятствует усвоению дальнейшего материала, реализуемого ППССЗ, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя;

«2» - ставится за не выполненное задание, или присутствуют существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, наблюдается неумение применять знания в практической деятельности.


Тема 7. Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой и кредитными организациям

Практическое занятие № 4. Составление схемы «Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита»


Цель: Формирование знаний о взаимоотношениях предпринимателей с финансовой системой и кредитными организациями


Теоретические основы:

Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих ссудный капитал.

В настоящее время структура кредитной системы РФ состоит из трех ярусов:

1) Центральный банк;

2) банковская система: коммерческие банки; сберегательные банки; ипотечные банки.

3) специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании; инвестиционные фонды; пенсионные фонды; финансово-строительные компании и прочее.

По форме кредит бывает: товарный; денежный; товарно-денежный.

В зависимости от того, кто является кредитором в сделке, выделяют следующие формы:

- коммерческий;

- банковский;

- гражданский;

- государственный;

- международный;

- потребительский.


Задание

1. Представьте в виде рисунка классификационные признаки и виды кредитов.

Классификация видов кредитов



По форме предоставления

товарный

денежный


По срокам использования

краткосрочный

среднесрочный

долгосрочный


и т.д.




Рисунок. Классификация видов кредита


2. Представьте современные виды банковского кредита и международного кредита на рисунке следующей формы.

Рисунок. Основные виды банковских кредитов, предоставляемых предприятию


3. Укажите участников кредитных отношений по формам кредитов, дайте характеристику.

Форма кредита

Участники кредитных отношений

Характеристика

Банковский



Коммерческий



Потребительский



Государственный



Международный



Гражданский




4. Постройте структуру кредитной системы Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

  1. Необходимость и сущность кредита, его функции.

  2. Что такое кредитная система?

  3. Охарактеризуйте уровни кредитной системы.

  4. По каким критериям можно выделить формы кредита?

  5. Особенности взаимоотношений предпринимателей с финансовой системой.


Критерии оценки:

«5» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, самостоятельное применение теоретических знаний в практической деятельности;

«4» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, с допуском отдельных несущественных ошибок, исправляемых учащимися по указанию преподавателя;

«3» - ставится за не полностью выполненное задание, однако, это не препятствует усвоению дальнейшего материала, реализуемого ППССЗ, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя;

«2» - ставится за не выполненное задание, или присутствуют существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, наблюдается неумение применять знания в практической деятельности.


Тема 8. Риски предпринимательской деятельности

Практическое занятие № 5. Анализ и определение рисков в предпринимательской деятельности


Цель: Научится анализировать и определять риски в предпринимательской деятельности


Теоретические основы:

Предпринимательский риск можно охарактеризовать как экономическую категорию, количественно выражающуюся в неопределенности исхода намеченной предпринимательской деятельности, отражающей степень неуспеха (или/и успеха) деятельности предпринимателя (фирмы) по сравнению с заранее планируемыми результатами.

В условиях рыночной экономики можно выделить два типа риска по масштабам: глобальный и локальный. 

По сфере возникновения предпринимательские риски следует подразделять на внешние и внутренние.

С точки зрения длительности, по времени предпринимательские риски могут быть разделены на временные и постоянные.

По ожидаемым результатам выделяют спекулятивный и обычный предпринимательские риски. 

Поскольку основная задача предпринимателя – рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой может произойти полный крах, следует выделять допустимый, критический и катастрофический типы риска.

Основные пути их нейтрализации – следующие.

1. Уклонение от риска.

2. Принятие риска на себя.

3. Передача (или трансферт) риска партнерам по определенным сделкам или хозяйственным операциям путем заключения контрактов.

4. Объединение риска.

5. Диверсификация: предпринимательской деятельности предприятия; портфеля ценных бумаг; программы реального инвестирования; кредитного портфеля; поставщиков сырья, материалов и комплектующих; покупателей продукции; валютной корзины предприятия.

6. Страхование риска. Представляет собой защиту имущественных интересов физических и юридических лиц, когда наступают страховые случаи.


Задание

1. Рассчитать коэффициент риска и выбрать наименее рисковый вариант вложения капитала, если известно, что по варианту А собственные средства инвестора составляют 5000 тыс. руб., возможная сумма убытка составляет 3500 тыс. руб.; по варианту Б - собственные средства 7500 тыс. руб., возможная сумма убытка 4000 тыс. руб.


2. Оцените финансовый риск предприятия с помощью коэффициентов абсолютной и текущей ликвидности, если известно, что денежные средства предприятия составляют 3000 руб., стоимость ценных бумаг – 6000 руб., дебиторская задолженность – 3500 руб., запасы на предприятии составляют 1800 руб., кредиторская задолженность – 3600 руб., краткосрочные займы предприятия – 6000 руб. Сделать выводы.


3. Рассчитайте риск банкротства предприятия при условии, что собственные средства предприятия составляют 20000 руб., сумма всех обязательств – 2 613 500 руб. Критерием оценки выступает коэффициент риска. Сделать выводы.


Контрольные вопросы:

1. Сущность предпринимательского риска.

2. Классификация предпринимательских рисков.

3. Управление рисками (риск-менеджмент).

4. Методы снижения рисков и их эффективность.

5. Способы снижения или нейтрализации риска.


Критерии оценки:

«5» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, самостоятельное применение теоретических знаний в практической деятельности;

«4» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, с допуском отдельных несущественных ошибок, исправляемых учащимися по указанию преподавателя;

«3» - ставится за не полностью выполненное задание, однако, это не препятствует усвоению дальнейшего материала, реализуемого ППССЗ, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя;

«2» - ставится за не выполненное задание, или присутствуют существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, наблюдается неумение применять знания в практической деятельности.


Тема 9. Система налогообложения предпринимательской деятельности

Практическое занятие № 6. Решение задач по расчету налогов


Цель: Получение практических навыков работы по расчету налогов


Теоретические основы:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Федеральные налоги вводят федеральные органы власти, к ним относятся: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; акцизы; водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; государственная пошлина; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относят: транспортный налог; налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор.

Организации могут выбрать одну из четырех систем налогообложения. Индивидуальные предприниматели – одну из пяти. В таблице – сравнение режимов налогообложения.

Налогообложение ООО можно организовать по различным системам. Перечислим существующие в нашем законодательстве системы налогообложения:

  • общая (ОСН);

  • упрощенная (УСН);

  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

  • единый сельхозналог (ЕСХН);

  • патентная (ПСН).

Из представленного перечня можно сразу убрать патентую систему — ее могут применять только ИП в отношении определенных видов деятельности, поэтому для ООО она не подойдет.


Задание

  1. Организация переведена на упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения признаны доходы. По итогам отчетного периода получены доходы в сумме 780 тыс. руб., расходы составили 550 тыс. руб. Кроме того, организации оказана финансовая помощь на развитие производства в размере 340 тыс. руб. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начислена в размере 30 тыс. руб., уплачена в размере 25 тыс. руб.

Исчислите сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

  1. Организация занимается реставрационными работами зданий, предназначенных для проживания населения. Исходя из следующих данных бухгалтерского учета исчислите сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет:

- объем выполненных и оплаченных услуг — 1720 тыс. руб. (в том числе НДС — 20%);

- перечислен аванс поставщику — 120 тыс. руб. (в том числе НДС - 20%);

- приобретены материалы для производственных нужд на сумму 770 тыс. руб. (в том числе НДС — 20%), из них оплачено поставщику 85%;

- зачислен на расчетный счет аванс покупателя — 40 тыс. руб. (в том числе НДС - 20%);

- расходы на текущий ремонт поликлиники, находящейся на балансе организации, осуществленный сторон ней организацией, — 42 тыс. руб. (в том числе НДС — 20%), оплата произведена полностью;

- израсходованы на непроизводственные нужды товарно-материальные ценности на сумму 25 тыс. руб. (в том числе НДС - 20%);

- расходы на капитальный ремонт производственного оборудования, выполненный подрядчиком, — 32 тыс. руб. (в том числе НДС — 20%). Оплачено — 20 тыс. руб.


Контрольные вопросы:

  1. Назовите понятие налога и виды налога.

  2. Перечислите системы налогообложения и условия их применения.

  3. Порядок начисления и уплаты налогов по УСН и ЕНВД

  4. Кто не имеет права применять упрощенную систему налогообложения?

Критерии оценки:

«5» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, самостоятельное применение теоретических знаний в практической деятельности;

«4» - ставится за полностью выполненное задание с комментариями по его выполнению в устной форме, с допуском отдельных несущественных ошибок, исправляемых учащимися по указанию преподавателя;

«3» - ставится за не полностью выполненное задание, однако, это не препятствует усвоению дальнейшего материала, реализуемого ППССЗ, допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя;

«2» - ставится за не выполненное задание, или присутствуют существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, наблюдается неумение применять знания в практической деятельности.



ЛИТЕРАТУРА


Основные источники:

  1. Левченко, Т. М. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие для СПО / Т. М. Левченко, Н. И. Нижальская, М. И. Черутова. — Новосибирск : Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), ЭБС АСВ, 2021. — 132 c. — ISBN 978-5-7795-0933-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/129329.html

  2. Чеберко, Е. Ф.  Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства : учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Чеберко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16924-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532025


Дополнительные источники:

  1. Деньги, кредит, банки. Финансовые рынки : учебник для вузов / С. Ю. Янова [и др.] ; под редакцией С. Ю. Яновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 591 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16459-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531103

  2. Кузьмина, Е. Е.  Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие для вузов / Е. Е. Кузьмина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 469 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16461-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531106

  3. Кузьмина, Е. Е.  Предпринимательская деятельность : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 417 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07575-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453022 

  4. Морозов, Г. Б.  Правовое регулирование предпринимательской деятельности : учебник и практикум для вузов / Г. Б. Морозов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 457 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13130-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514995

  5. Пансков, В. Г.  Налоги и налогообложение : учебник для вузов / В. Г. Пансков. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 474 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15298-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510576

  6. Федорянич, О.И. Правовое обеспечение профессиональной и предпринимательской деятельности: учебник для студ. учреждений среднего проф. образования / О.И. Федорянич. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 192 с.

  7. Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности : учебник и практикум для вузов / Г. Ф. Ручкина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Ручкиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 553 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14490-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520114

  8. Чеберко, Е. Ф.  Основы предпринимательской деятельности : учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Чеберко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16938-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532051


Нормативные источники:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (действующая редакция).

  2. Гражданский кодекс РФ в 4 частях от 30.11.1994 (действующая редакция).

  3. Налоговый кодекс РФ в 2 частях, 1 часть от 31.07.1998, 2 часть от 05.08.2000 (действующая редакция).

  4. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 года (действующая редакция).

  5. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 06.10.2008 года (действующая редакция).

  6. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 06.07.1999 года (действующая редакция).

  7. ПБУ 9/99 «Доходы организации» от 06.05.1999 года (действующая редакция).

  8. ПБУ 10/99 «Расходы организации» от 06.05.1999 года (действующая редакция).


Интернет-ресурсы:

  1. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  2. http://www.firo.ru/ Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО»

  3. https://www.minfin.ru/ru/ официальный сайт Министерство финансов РФ

  4. www.glavbukh.ru - журнал «Главбух»

  5. www.ipbr.org. Сайт «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов в России»

  6. www.buh.ru Бух. 1С. Интернет-ресурс для бухгалтеров

  7. http://www.consultant.ru/ – компьютерная справочная правовая система

  8. http://www.garant.ru/ – информационно-правовой портал

  9. https://normativ.kontur.ru/ – справочно-правовая система

  10. http://www.edu-all.ru/ Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!