СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Министерство образования и науки хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

открытого урока «Ценообразование в маркетинге»

по дисциплине «Маркетинг»

для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества

 

потребительских товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

 2024

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Маркетинг» для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров составлена в соответствии с требованиями Положением о   написании   методических   разработок и учебно-методических   пособий в КГБ ПОУ ХТЭТ.

Выбранная мной тема «Ценообразование в маркетинге» для проведения данной практической работы является актуальной, так как на сегодняшний день ценообразование является важнейшим компонентом в современной экономике. Цены тесно связаны со всеми составляющими маркетинга. От правильно установленных цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а ошибочная или верная ценовая политика может оказывать долговременное воздействие на соответствующее положение предприятия на рынке.

Являясь элементом классического комплекса маркетинга, цена выступает в роли традиционного элемента конкурентной политики, оказывающего очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия. 

         Методическая разработка содержит методические рекомендации для преподавателей по подготовке и проведению открытого урока; технологическую карту урока, в которой указана его тема, формируемые компетенции, цели и задачи учебного занятия, методические приемы и форма проведения, материально-техническое и дидактическое оснащение. Технологическая карта содержит информацию о ходе учебного занятия, его структуре и хронометраже.

Открытый урок носит профессиональную направленность и способствует формированию у студентов общих и профессиональных компетенций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации для преподавателей

Проведение учебного занятия начинается с организационного момента, проверки отсутствующих студентов, мотивации учебной деятельности.

Преподаватель сообщает тему учебного занятия и привлекает студентов к формулированию целей урока. Привлечение обучающихся к процессу целеполагания способствует осознанию студентами целей своего обучения, пониманию их значимости, обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность.

Для формулирования цели учебного занятия преподаватель применяет прием «проблемной ситуации». Суть этого приема состоит в моделировании проблемной ситуации и вовлечении студентов в активное ее обсуждение и формулирование цели занятия, как средства решения проблемы. В результате студенты самостоятельно формируют цель практического занятия. Затем преподаватель знакомит студентов со планом урока и критериями оценивания (Приложение 1) его результатов.

После целевого и мотивационного этапа наступает этап проверки домашнего задания. Домашнее задание выдано на предыдущем учебном занятии, после которого студенты были направлены на шестидневную производственную практику в магазины и супермаркеты. Задание заключается в проведении исследований применяемых на предприятиях ценовых стратегий. Задание выполняется в мини-группах. Студенты по результатам исследования должны представить небольшой доклад, сопровождаемый иллюстрирующей его презентацией, охарактеризовать применяемую ценовую стратегию, дать оценку ее эффективности, ответить на вопросы по проведенному исследованию.

Основная часть урока разделена на 2 этапа. В начале первого этапа преподаватель с помощью мультимедийной презентации проводит краткий экскурс по целям ценообразования, структуре розничной цены. Преподаватель указывает на взаимосвязь между ценой и, с одной стороны, целями организации, а с другой стороны, рыночной ситуацией. Также на первом этапе студентам выдается раздаточный материал с первым заданием (Приложение2). Задание представлено тремя задачами на расчет цен методом «издержки+»; расчет объема продаж фирмы при снижении цены для сохранения планового объема прибыли; установление цены на товар, исходя из максимальной прибыли с учетом потребительского спроса. Задания выполняются каждым студентом индивидуально. Особенность данных задач заключается в том, что студентам при их выполнении необходимо учитывать внутренние и внешние факторы, влияющие на ценообразование предприятия. То есть, задания моделируют профессиональную деятельность, а это является эффективным средством формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. Выполнив задание, студенты осуществляют самопроверку и самооценку своего результата на основании эталонов ответов, представленных преподавателем на слайде презентации к уроку и критериев оценивания. 

По завершении первого этапа основной части урока предусмотрена физкультминутка. Физкультминутка на уроке — это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, которое может привести к переутомлению учащихся. Физкультминутка состоит из 3-4 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса. Упражнения сопровождаются забавным, поднимающим настроение видео-руководством по их выполнению.

На втором этапе основной части урока студенты переходят к групповой работе. Они выполняют задание, поставленное перед ними методом «проблемной ситуации» (Приложение 3) в подгруппах (три подгруппы по 7-8 человек в каждой). В ходе работы студенты используют метод мозгового штурма, который они изучали в рамках темы «Управленческие решения» ПМ 03. Организация работ в подразделении организации, а также такие методы, как дискуссия, элементы моделирования профессиональной деятельности.

Задания для второго этапа представляет собой ситуационную задачу для каждой из групп обучающихся. В каждой ситуации описывается проблема, возникшая перед предприятием в результате ошибок, допущенных при ценообразовании. Студентам предлагается ответить, на каком этапе ценообразования допущены ошибки, в чем они заключаются, обосновать свой ответ. Такой подход способствует осознанию студентами актуальности и профессиональной направленности изучаемой информации, вызывает живейший интерес к учебному материалу и понимание того, в каких конкретных сферах профессиональной деятельности эта информация пригодится в будущем.

Стоит отметить, что перед проведением открытого урока для более эффективной работы подгрупп студентам было предложено заранее распределить некоторые роли и выбрать модератора, который будет следить за порядком, обобщать результаты, руководить процессом обсуждения; «хранителя времени», который будет следить за хронометражем; спикера или спикеров, которые будут представлять результат работы подгруппы.

По окончании данного этапа подгруппы представляют аргументированный ответ на поставленный заданием вопрос, обсуждают решения.

Подведение итогов учебного занятия проводится в завершении урока путем подсчета баллов, набранных за урок, определения итоговой оценки.

Завершающим элементом учебного занятия является рефлексия. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность даёт возможность осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение. Именно рефлексия помогает обучающемуся формировать желание и умение учиться. Рефлексия в ходе подведения итогов учебного занятия и в его завершении может проводиться с помощью упражнения «Продолжи фразу», упражнение проводится в устной форме, студенты сравнивают и обсуждают свои впечатления, ощущения и мысли о проведенной во время урока работе.

Таким образом, на учебном занятии преподаватель вовлекает студентов в активный процесс обучения, процесс постановки целей урока и оценки ее достижения. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.

 

 

 

Технологическая карта

открытого урока

по учебной дисциплине «Маркетинг»

Группа Э-31

Тема учебного занятия: Ценообразование в маркетинге

Вид учебного занятия: практическая работа (решение задач по ценообразованию)

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1. Способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию.

ПК  2. Способность анализировать поведение потребителей и формировать спрос.

Педагогические задачи:

Обучающая: формирование практических умений и навыков по расчету цен на товары и анализу структуры цены

Развивающая: развитие познавательной активности, самостоятельности, организационно-технологических умений при проведении расчета цен и анализа системы ценообразования в маркетинге

Воспитательная: формирование устойчивого интереса к своей будущей профессии, ее социальной значимости, потребности в приобретении комплексных профессиональных знаний, привитие ответственности за самостоятельный выбор решения.

Тип учебного занятия: урок по формированию практических умений и навыков

Вид учебного занятия: практическая работа

Обеспечение: мультимедийная установка, электронная презентация, раздаточный материал.

Внутридисциплинарные связи: Тема 2.1 «Потребительские рынки и покупательское поведение», Раздел 4. «Комплекс маркетинга»

Междисциплинарные связи: ПМ 03. Организация работ в подразделении организации, темы «Ценообразование в торговом предприятии», «Управленческие решения».

Методические приемы: Словесные, наглядно-демонстрационные, вопросно-ответные, практические.

 

 

 

Время

 

Этапы проведения занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

5

Целевой и мотивационный этап

Организационный момент

Информация дежурного об отсутствующих. Слушают информацию для дальнейшей работы, на основе заявленной темы учебного занятия формулируют его цель.

Объявляет тему учебного занятия, определяет его ход.  Определяет значение междисциплинарных связей

Выступает в роли модератора при проведении студентами презентаций по проведенному исследованию стратегий ценообразования

2

20

Проверка домашнего задания

Инструктаж о проведении занятия: определяет порядок работы, выдает задания. Осуществляет общий контроль за ходом выполнения задания.

Наблюдает за работой обучающихся, направляет их действия, помогает увидеть и исправить ошибки.

Проводят презентации результатов исследования и анализу применения различных стратегий ценообразования

 

3

50

Практическая часть

 

Инструктаж о проведении занятия: определяет порядок работы,

выдает задания. Осуществляет общий контроль за ходом выполнения задания.

Наблюдает за работой обучающихся, направляет их действия, помогает увидеть и исправить ошибки.

Консультирует по методам выполнения расчетов.

Получают задание, знакомятся с порядком работы.

Решают расчетные задачи

1 этап.

Решение задач по ценообразованию

Физкультминутка

Выполняют физические упражнения

2 этап.

Обоснование управленческих решений в области ценообразования

Консультирует по методам выполнения заданий.

 

Групповая работа, выбирают спикеров. Решают ситуационные задачи, совместно формулируют выводы

4

15

Подведение итогов

Оценочно-результативный этап: обобщает результаты учебного занятия. Подводит итоги, сообщает оценки.

 

Слушают информацию. Принимают участие в подведении итогов.

Рефлексия: раздает листочки с заданием «продолжи фразу», объясняет суть задания

Выполняют задание на рефлексию

 

 

 

 

Заключение

Методическая разработка открытого урока на тему «Ценообразование в маркетинге» по дисциплине «Маркетинг» подготовлена для обучающихся по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Урок направлен на формирование практических умений и навыков в области ценообразования с учетом внутренних и внешних рыночных факторов, целей организации.

В ходе урока используются такие формы активации учебной деятельности, как проблемная дискуссия, решение расчетных задач, мозговой штурм, моделирование профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность учебного занятия помогает обучающимся осознать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, формирует чувство уважения к труду.

Мотивация учебной деятельности студентов достигается благодаря тому, что преподаватель предлагает студентам примеры и проблемы из реальной жизни предпринимательского сообщества, что делает учебную информацию живой, актуальной и интересной.

Учебное занятие способствует развитию личностных качеств студентов, познавательных способностей, стимулирует интерес к своей профессии. Задания, выполняемые в ходе урока, дают возможность студентам раскрыть свои творческие способности, проявить изобретательность и оригинальность мышления. Домашнее занятие предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся, благодаря чему формируется умение добывать новые предметные знания, самостоятельно организовывать поиск, достигать поставленных целей обучения.

Групповая работа во время урока способствует развитию навыков социального взаимодействия, рациональному распределению ролей и функций внутри группы, учит общаться корректно и уважительно, прислушиваться к чужому мнению, анализировать и оценивать себя, как члена команды, способного приносить пользу, делать свой вклад в результат коллективной работы. Этому также способствует рефлексия в заключении урока, цель которой - выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. Рефлексия помогает обучающемуся формировать желание и умение учиться.

Здоровьесберегающая технология реализуется путем чередования различных видов деятельности обучающихся и физкультминутке.

Методическая разработка учебного занятия может служить для распространения опыта работы, реализации методических идей.

 

 

Список использованной литературы

1.      Габудина, А. А. Ценообразование : учебное пособие / А. А. Габудина, А. А. Шкилева. — Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2019. — 90 c.

2.      Егорова, М. М. Маркетинг : учебное пособие / М. М. Егорова, Е. Ю. Логинова, И. Г. Швайко. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c.

3.      Кондратьева, М. Н. Маркетинговые исследования эффективности рекламы / М. Н. Кондратьева, Д. В. Емельянова, М. В. Юсова // Горизонты экономики. – 2020. – № 2(55). – С. 64-71.

4.      Ларионова, О. А. Ценообразование. Методы ценообразования : учебное пособие / О. А. Ларионова. — Рязань : Рязанский государственный радиотехнический университет, 2022. — 49 c.

5. Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент. Теория и практика. Т.1 : монография / Д. И. Валигурский, М. Н. Авдокушина, В. А. Алексунин [и др.] ; под редакцией Д. И. Валигурского. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2019. — 410 c.

 

Интернет-ресурсы:

  1.  www.marketologi.ru
  2. www.marketer.ru
  3. https://texterra.ru/blog/reklama/

 

Приложение 1

 

 

Критерии оценки практической работы

 

 

Каждое выполненное домашнее задание оценивается в 1 балл.

 

Задание 1 – 1 балл за правильный ответ

Задание 2 – 3 балла за правильный ответ

Задание 3 - 4 балла за правильный ответ

Задание 4

За каждый правильный ответ – 1 балл, можно исправить чей-либо неправильный ответ или дополнить ответ (только 2 раза), за каждую правильную поправку – 0,5 балла. Максимальная сумма - 2 балла

 

 

Оценка результатов урока:

Так как выполнение каждого задания оценивается в баллах

На оценку «Отлично» – 9-10 баллов

На оценку «Хорошо» – 6-8 баллов

На оценку «Удовлетворительно» - менее 6 баллов

Приложение 2

 

 

 

Задание 1

Определите цену за единицу товара методом «средние издержки + прибыль», если:

  1. Закупочная стоимость единицы продукции 228 руб. (в т.ч., НДС 20%)
  2. Переменные издержки на единицу товарной продукции 64 руб.
  3. Постоянные издержки в месяц 368 500 руб.
  4. Объем реализации по плану 8700 единиц
  5. Рентабельность 38%
  6. НДС 20%

 

 

Задание 2

Торговая фирма закупает товар по цене 120 руб. за единицу, средние совокупные издержка на единицу товара составляют 50 руб. Фирма продает этот товар в количестве 220 шт. еженедельно по цене 240 руб. Маркетинговый отдел по результатам исследования рекомендует понизить на одну неделю цену на 12%. Рассчитать, сколько единиц товара нужно реализовать фирме по сниженной цене, чтобы сохранить свою прибыль на прежнем уровне.

             

 

Задание 3

Торговый потенциал предприятия = 104 тыс. ед. Себестоимость товара составила 10 руб./ед. Предельный уровень рентабельности = 25%. Обследование 100 тыс. потребителей показало, что 20% из них ориентируются на качество товара и купят по 10 единиц товара по максимальной цене, для 50% потребителей предел цены = 12 руб. при покупке 5 ед. и 30% потребителей купят 2 ед. при цене не выше 11 руб. Установите цену на товар, исходя из максимальной прибыли от продаж.

Приложение 3

 

1 вариант

В магазине руководством было принято решение о смене ряда поставщиков с целью поставок более качественного товара (мясные и плодоовощные товары). В результате цены повысились, а спрос на данные товары, несмотря на высокое качество, оказался низким, так как товары этих же групп можно приобрести в других магазинах. Какой этап процесса ценообразования был проведен недостаточно тщательно?

 

 

 

 

2 вариант

Долгое время в одном из довольно крупных «спальных» районов города местное население обслуживал универсальный магазин, предлагавший достаточно широкий ассортимент товаров повседневного спроса (и продовольственных и непродовольственных). Данным магазином реализовывалась стратегия удержания среднерыночных цен, скидки практически не использовались. У магазина появился конкурент, который предложил покупателем аналогичный ассортимент товара, но цены на ВСЁ были ниже на 10-15%. Тогда руководство первого магазина ответило на это снижением цен от 25 до 30% на товары-маяки. В результате через некоторое время, не выдержав конкурентной борьбы второй магазин закрылся. Какой этап процесса ценообразования был проведен вторым магазином недостаточно тщательно?

 

 

 

Вариант 3

Крупная французская парфюмерная компания долгое время работала над позиционированием своего продукта, как элитного, высокотехнологичного, уникального и, соответственно, реализовывала товар по высокой цене. Однажды руководство фирмы приняло решение о выводе на рынок новинки по цене существенно ниже традиционно сложившегося уровня для данного бренда. В результате через некоторое время фирма была вынуждена отозвать новинку из торговых сетей, так как у покупателей данный товар не пользовался спросом. Тогда руководством компании было принято решение о выпуске этого же продукта под другим названием, в другом дизайне и по традиционно высокой цене. Продукт стали покупать, но фирма, конечно же, понесла финансовые потери. Какой этап процесса ценообразования был проведен недостаточно тщательно?

Приложение 4

 

Упражнение на рефлексию

 

 

Продолжите фразу

 

Сегодня на уроке:

Я понял…

Мне понравилось…

Было сложно…

Я сумел…

Я захотел…

 

 

 

 

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Министерство образования и науки хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»














Методическая разработка

открытого урока «Ценообразование в маркетинге»

по дисциплине «Маркетинг»

для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества


потребительских товаров















Хабаровск

2024









Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Маркетинг» для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров составлена в соответствии с требованиями Положением о написании методических разработок и учебно-методических пособий в КГБ ПОУ ХТЭТ.

Выбранная мной тема «Ценообразование в маркетинге» для проведения данной практической работы является актуальной, так как на сегодняшний день ценообразование является важнейшим компонентом в современной экономике. Цены тесно связаны со всеми составляющими маркетинга. От правильно установленных цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а ошибочная или верная ценовая политика может оказывать долговременное воздействие на соответствующее положение предприятия на рынке.

Являясь элементом классического комплекса маркетинга, цена выступает в роли традиционного элемента конкурентной политики, оказывающего очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Методическая разработка содержит методические рекомендации для преподавателей по подготовке и проведению открытого урока; технологическую карту урока, в которой указана его тема, формируемые компетенции, цели и задачи учебного занятия, методические приемы и форма проведения, материально-техническое и дидактическое оснащение. Технологическая карта содержит информацию о ходе учебного занятия, его структуре и хронометраже.

Открытый урок носит профессиональную направленность и способствует формированию у студентов общих и профессиональных компетенций.






















Методические рекомендации для преподавателей

Проведение учебного занятия начинается с организационного момента, проверки отсутствующих студентов, мотивации учебной деятельности.

Преподаватель сообщает тему учебного занятия и привлекает студентов к формулированию целей урока. Привлечение обучающихся к процессу целеполагания способствует осознанию студентами целей своего обучения, пониманию их значимости, обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность.

Для формулирования цели учебного занятия преподаватель применяет прием «проблемной ситуации». Суть этого приема состоит в моделировании проблемной ситуации и вовлечении студентов в активное ее обсуждение и формулирование цели занятия, как средства решения проблемы. В результате студенты самостоятельно формируют цель практического занятия. Затем преподаватель знакомит студентов со планом урока и критериями оценивания (Приложение 1) его результатов.

После целевого и мотивационного этапа наступает этап проверки домашнего задания. Домашнее задание выдано на предыдущем учебном занятии, после которого студенты были направлены на шестидневную производственную практику в магазины и супермаркеты. Задание заключается в проведении исследований применяемых на предприятиях ценовых стратегий. Задание выполняется в мини-группах. Студенты по результатам исследования должны представить небольшой доклад, сопровождаемый иллюстрирующей его презентацией, охарактеризовать применяемую ценовую стратегию, дать оценку ее эффективности, ответить на вопросы по проведенному исследованию.

Основная часть урока разделена на 2 этапа. В начале первого этапа преподаватель с помощью мультимедийной презентации проводит краткий экскурс по целям ценообразования, структуре розничной цены. Преподаватель указывает на взаимосвязь между ценой и, с одной стороны, целями организации, а с другой стороны, рыночной ситуацией. Также на первом этапе студентам выдается раздаточный материал с первым заданием (Приложение2). Задание представлено тремя задачами на расчет цен методом «издержки+»; расчет объема продаж фирмы при снижении цены для сохранения планового объема прибыли; установление цены на товар, исходя из максимальной прибыли с учетом потребительского спроса. Задания выполняются каждым студентом индивидуально. Особенность данных задач заключается в том, что студентам при их выполнении необходимо учитывать внутренние и внешние факторы, влияющие на ценообразование предприятия. То есть, задания моделируют профессиональную деятельность, а это является эффективным средством формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. Выполнив задание, студенты осуществляют самопроверку и самооценку своего результата на основании эталонов ответов, представленных преподавателем на слайде презентации к уроку и критериев оценивания.

По завершении первого этапа основной части урока предусмотрена физкультминутка. Физкультминутка на уроке — это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, которое может привести к переутомлению учащихся. Физкультминутка состоит из 3-4 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса. Упражнения сопровождаются забавным, поднимающим настроение видео-руководством по их выполнению.

На втором этапе основной части урока студенты переходят к групповой работе. Они выполняют задание, поставленное перед ними методом «проблемной ситуации» (Приложение 3) в подгруппах (три подгруппы по 7-8 человек в каждой). В ходе работы студенты используют метод мозгового штурма, который они изучали в рамках темы «Управленческие решения» ПМ 03. Организация работ в подразделении организации, а также такие методы, как дискуссия, элементы моделирования профессиональной деятельности.

Задания для второго этапа представляет собой ситуационную задачу для каждой из групп обучающихся. В каждой ситуации описывается проблема, возникшая перед предприятием в результате ошибок, допущенных при ценообразовании. Студентам предлагается ответить, на каком этапе ценообразования допущены ошибки, в чем они заключаются, обосновать свой ответ. Такой подход способствует осознанию студентами актуальности и профессиональной направленности изучаемой информации, вызывает живейший интерес к учебному материалу и понимание того, в каких конкретных сферах профессиональной деятельности эта информация пригодится в будущем.

Стоит отметить, что перед проведением открытого урока для более эффективной работы подгрупп студентам было предложено заранее распределить некоторые роли и выбрать модератора, который будет следить за порядком, обобщать результаты, руководить процессом обсуждения; «хранителя времени», который будет следить за хронометражем; спикера или спикеров, которые будут представлять результат работы подгруппы.

По окончании данного этапа подгруппы представляют аргументированный ответ на поставленный заданием вопрос, обсуждают решения.

Подведение итогов учебного занятия проводится в завершении урока путем подсчета баллов, набранных за урок, определения итоговой оценки.

Завершающим элементом учебного занятия является рефлексия. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность даёт возможность осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение. Именно рефлексия помогает обучающемуся формировать желание и умение учиться. Рефлексия в ходе подведения итогов учебного занятия и в его завершении может проводиться с помощью упражнения «Продолжи фразу», упражнение проводится в устной форме, студенты сравнивают и обсуждают свои впечатления, ощущения и мысли о проведенной во время урока работе.

Таким образом, на учебном занятии преподаватель вовлекает студентов в активный процесс обучения, процесс постановки целей урока и оценки ее достижения. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.




Технологическая карта

открытого урока

по учебной дисциплине «Маркетинг»

Группа Э-31

Тема учебного занятия: Ценообразование в маркетинге

Вид учебного занятия: практическая работа (решение задач по ценообразованию)

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1. Способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию.

ПК 2. Способность анализировать поведение потребителей и формировать спрос.

Педагогические задачи:

Обучающая: формирование практических умений и навыков по расчету цен на товары и анализу структуры цены

Развивающая: развитие познавательной активности, самостоятельности, организационно-технологических умений при проведении расчета цен и анализа системы ценообразования в маркетинге

Воспитательная: формирование устойчивого интереса к своей будущей профессии, ее социальной значимости, потребности в приобретении комплексных профессиональных знаний, привитие ответственности за самостоятельный выбор решения.

Тип учебного занятия: урок по формированию практических умений и навыков

Вид учебного занятия: практическая работа

Обеспечение: мультимедийная установка, электронная презентация, раздаточный материал.

Внутридисциплинарные связи: Тема 2.1 «Потребительские рынки и покупательское поведение», Раздел 4. «Комплекс маркетинга»

Междисциплинарные связи: ПМ 03. Организация работ в подразделении организации, темы «Ценообразование в торговом предприятии», «Управленческие решения».

Методические приемы: Словесные, наглядно-демонстрационные, вопросно-ответные, практические.


Время


Этапы проведения занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

5

Целевой и мотивационный этап

Организационный момент

Информация дежурного об отсутствующих. Слушают информацию для дальнейшей работы, на основе заявленной темы учебного занятия формулируют его цель.

Объявляет тему учебного занятия, определяет его ход. Определяет значение междисциплинарных связей

Выступает в роли модератора при проведении студентами презентаций по проведенному исследованию стратегий ценообразования

2

20

Проверка домашнего задания

Инструктаж о проведении занятия: определяет порядок работы, выдает задания. Осуществляет общий контроль за ходом выполнения задания.

Наблюдает за работой обучающихся, направляет их действия, помогает увидеть и исправить ошибки.

Проводят презентации результатов исследования и анализу применения различных стратегий ценообразования


3

50

Практическая часть


Инструктаж о проведении занятия: определяет порядок работы,

выдает задания. Осуществляет общий контроль за ходом выполнения задания.

Наблюдает за работой обучающихся, направляет их действия, помогает увидеть и исправить ошибки.

Консультирует по методам выполнения расчетов.

Получают задание, знакомятся с порядком работы.

Решают расчетные задачи

1 этап.

Решение задач по ценообразованию

Физкультминутка

Выполняют физические упражнения

2 этап.

Обоснование управленческих решений в области ценообразования

Консультирует по методам выполнения заданий.


Групповая работа, выбирают спикеров. Решают ситуационные задачи, совместно формулируют выводы

4

15

Подведение итогов

Оценочно-результативный этап: обобщает результаты учебного занятия. Подводит итоги, сообщает оценки.


Слушают информацию. Принимают участие в подведении итогов.

Рефлексия: раздает листочки с заданием «продолжи фразу», объясняет суть задания

Выполняют задание на рефлексию




Заключение

Методическая разработка открытого урока на тему «Ценообразование в маркетинге» по дисциплине «Маркетинг» подготовлена для обучающихся по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Урок направлен на формирование практических умений и навыков в области ценообразования с учетом внутренних и внешних рыночных факторов, целей организации.

В ходе урока используются такие формы активации учебной деятельности, как проблемная дискуссия, решение расчетных задач, мозговой штурм, моделирование профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность учебного занятия помогает обучающимся осознать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, формирует чувство уважения к труду.

Мотивация учебной деятельности студентов достигается благодаря тому, что преподаватель предлагает студентам примеры и проблемы из реальной жизни предпринимательского сообщества, что делает учебную информацию живой, актуальной и интересной.

Учебное занятие способствует развитию личностных качеств студентов, познавательных способностей, стимулирует интерес к своей профессии. Задания, выполняемые в ходе урока, дают возможность студентам раскрыть свои творческие способности, проявить изобретательность и оригинальность мышления. Домашнее занятие предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся, благодаря чему формируется умение добывать новые предметные знания, самостоятельно организовывать поиск, достигать поставленных целей обучения.

Групповая работа во время урока способствует развитию навыков социального взаимодействия, рациональному распределению ролей и функций внутри группы, учит общаться корректно и уважительно, прислушиваться к чужому мнению, анализировать и оценивать себя, как члена команды, способного приносить пользу, делать свой вклад в результат коллективной работы. Этому также способствует рефлексия в заключении урока, цель которой - выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. Рефлексия помогает обучающемуся формировать желание и умение учиться.

Здоровьесберегающая технология реализуется путем чередования различных видов деятельности обучающихся и физкультминутке.

Методическая разработка учебного занятия может служить для распространения опыта работы, реализации методических идей.


Список использованной литературы

1. Габудина, А. А. Ценообразование : учебное пособие / А. А. Габудина, А. А. Шкилева. — Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2019. — 90 c.

2. Егорова, М. М. Маркетинг : учебное пособие / М. М. Егорова, Е. Ю. Логинова, И. Г. Швайко. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c.

3. Кондратьева, М. Н. Маркетинговые исследования эффективности рекламы / М. Н. Кондратьева, Д. В. Емельянова, М. В. Юсова // Горизонты экономики. – 2020. – № 2(55). – С. 64-71.

4. Ларионова, О. А. Ценообразование. Методы ценообразования : учебное пособие / О. А. Ларионова. — Рязань : Рязанский государственный радиотехнический университет, 2022. — 49 c.

5. Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент. Теория и практика. Т.1 : монография / Д. И. Валигурский, М. Н. Авдокушина, В. А. Алексунин [и др.] ; под редакцией Д. И. Валигурского. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2019. — 410 c.


Интернет-ресурсы:

  1. www.marketologi.ru

  2. www.marketer.ru

  3. https://texterra.ru/blog/reklama/





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!