СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации коллективной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации

коллективной деятельности учащихся

 

Вопрос чему и как учить детей начал волновать человечество довольно поздно. Сна чала это не было проблемой: детей учили читать, писать, считать, и этих навыков оказывалось достаточно, чтобы войти в сообщество грамотных людей.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации коллективной деятельности учащихся»

Методические рекомендации по организации

коллективной деятельности учащихся


Вопрос чему и как учить детей начал волновать человечество довольно поздно. Сна чала это не было проблемой: детей учили читать, писать, считать, и этих навыков оказывалось достаточно, чтобы войти в сообщество грамотных людей. Начальное образование составляет проблемы и теперь: существуют различные программы, связанные в России с именами В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, Виноградовой и др., они различаются методически по способу подачи материала, - но содержание начального образования составляют чтение письмо и счет.

После того как приобретена основная грамотность, можно задуматься и над вопросом чему и как учить детей. Ученики в качестве наиболее важных целей образования единодушно называли развитие уверенности и инициативы, формирование независимости, воспитания личности. Они не считают важным содержание того, что называется академическим образованием. Учащиеся нуждаются в средствах выявления и развития своих индивидуальных способностей, в поиске их применения, наконец, в том, чтобы их просто оценили по достоинству.

Школа должна помочь человеку не обрести призвание, а найти область деятельности, в которой он смог бы себя проявить. И помочь в этом может, по мнению многих ученых, организация коллективной, групповой и парной деятельности, направленной на формирование умения самостоятельно добывать знания, т. е. мы должны научить детей учиться, формируют общеучебные умения и навыки

Деятельность учащихся активизируется в процессе совместной познавательной, ис­следовательской, поисковой, учебной, творческой деятельности, которую можно организо­вать на принципах субъект — субъектного взаимодействия, диалогического общения, инте­рактивного сотрудничества, партнерства. Коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем самоана­лиза и самооценки. Включение учащихся в такую деятельность начинается с анализа-высказывания (внешняя деятельность) о соответствии своей деятельности (её целей, содер­жания, способов осуществления, результатов) предъявляемым требованиям. Внешняя дея­тельность постепенно переходит во внутреннюю деятельность (внутренняя речь-самоанализ). Разнообразие форм коллективной деятельности позволяет варьировать методы и формы деятельности учащихся, направленной на формирование умения самостоятельно добывать знания.

Коллективная деятельность — процесс организации коллективной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, дос­тигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие учащихся, тре­бующее индивидуальной ответственности каждого. В ходе коллективной деятельности осу­ществляется развитие навыков личностного общения учащихся, побуждающего к рефлек­сивной деятельности.

Какую деятельность считать коллективной? Единого мнения среди тех, кто определя­ет нашу науку, нет. Одни относят к ней и деятельность классного коллектива в целом, и ра­боту в группах и в парах. В какой-то степени они правы, т. к. все названные структуры - коллективы. Мне кажется, что все-таки ближе к истине те, кто разграничивает деятельность класса-коллектива и работу в группах и парах. Нет необходимости объяснять, в чем различие между этими детскими формированиями. Просто вдумайтесь в значение слов коллектив-группа - пара.

Но как бы ни было, именно эта деятельность дает возможность детям наблюдать за деятельностью других детей, общаться, обмениваться мнениями, при этом возникает по­требность оценивать результат и процесс совместной деятельности и участие каждого, адек­ватно воспринимать оценки товарищей. Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка — взаимооценка — самооценка.

Первый этап — овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном.

Второй этап — овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.

Третий этап — овладение умением оценки своего взаимодействия с другими детьми в разных формах коллективной деятельности (работа в парах, работа в группах) через распре­деление функций, их усложнение.

Характерными для коллективной деятельности и работы в группах и парах являются следующие признаки:

  1. Положительная взаимосвязь участников.

  1. Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе.

  1. Одновременное взаимодействие учащихся.

  1. Равноправное участие каждого в работе группы.

  1. Отчетность групп.

6. Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ). Организация работы в группах и в парах в целостном педагогическом процессе основывается на следующих принципах:

  1. Личностно-рефлексивный подход, который реализуется через выбор заданий, способствующих оптимальному развитию каждого участника и стимулирующих их рефлексию.

  1. Субъектный подход, который реализуется через создание ситуаций, в которых каждый участник оказывается в субъектной позиции (ему необходимо самостоятельно ставить цели, осуществлять самостоятельный выбор способов и ресурсов осуществления деятельности, анализировать и оценивать деятельность и её результаты).

  1. Интерактивный подход, при котором педагог и учащиеся являются равноправными партнерами в проектировании, подготовке, осуществлении и оценке коллективной деятельности.

  1. Принцип свободы выбора.

  1. Принцип импровизации, который реализуется через включение в деятельность этапов «свободного поиска вариантов».


Технологическая цепочка разработки формы работы учащихся в парах и группах

  1. Определить диагностично цели и задачи урока. Диагностично поставить цель занятия — это значит определить:

  • Какие знания учащиеся должны усвоить;

  • Какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;

  • Какие качества будут проявлять;

  • Какие чувства будут выражать;

  • Как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные
    моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.

  1. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.

  1. Определить задания для групп (пар) учащихся в соответствии с целями урока.

  1. Продумать методы создания групп (пар) учащихся.

  1. Выбрать помощников (учащиеся старших классов или данного класса).

  1. Определить этапы работы групп (пар) и время групповой (парной) работы.

  1. Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и ее результатов.

  1. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (пары): отчет, статья, творческие задания, график, таблица, схема, выполненные вместе (они подписываются всеми членами группы (пары), и каждый должен знать и понимать то, что сделано группой (парой)). Это может быть устный ответ, представленный одним из учеников группы (пары), его может выбрать группа (пара), но может и учитель, можно вызвать по жребию либо, если у каждого члена группы (пары) есть номер, на данном уроке могут выступать лишь опреде­ленные номера.

  1. Продумать систему оценки работы группы (пары) и каждого члена группы (пары). Существует несколько приемов оценки:

  • Все члены группы (пары) получают одинаковые оценки, соответствующие оценке за устный ответ или письменную работу (отчет, творческое задание, схема, таблица и т.д.), за защиту проекта, выполненные группой;

  • Все члены группы (пары) получают одинаковые оценки, однако тот, кто защищал проект группы (пары) , получает дополнительную оценку (баллы);

  • Все участники группы (пары) пишут письменный ответ или выполняют контрольное задание и получает оценку, соответствующую их уровню знаний на данном этапе работы;

  • Индивидуальная оценка каждого может быть повышена на балл, если коллективный проект оценен высоко;

  • Можно выставлять каждому ученику оценку за индивидуально выполненное задание в группе (паре) и оценку, которую получила группа (пара) за коллективный ответ.

Оценка и приемы оценивания будут зависеть от характера групповой работы и места групповой работы в системе занятий по проблеме.

  1. Необходимо подготовить «Карточки оценки, взаимооценки и самооценки» для стимулирования работы каждого в группе (паре) , а также с целью развития умений анализа и самоанализа оценки и самооценки по следующему образцу:


Список учащихся

Взаимооценка работы в группе (из 3 баллов)

Самооценка

(из 3 баллов)

Оценка

(из 3 баллов)






Технология организация работы в парах

(субъект-субъектное взаимодействие «ученик № 1 - ученик №2)

Работа в парах — начальный этап обучения учащихся коллективной деятельности, начальный этап развития умений взаимоанализа и взаимооценки, самоанализа и самооценки своей деятельности и её результатов. Для развития этих умений учащимся можно давать следующие виды заданий.

I. Задание ученику № 1:

  1. Обдумай заданный вопрос.

  1. Поразмышляй и найди вариант решения.

  1. Обсуди это решение с партнером (верный ли ответ, найди вместе доказательства
    или аргументы, подтверждающие правила твоего решения).

4. Расскажи ответ всему классу.

П. Задание ученику № 2:

  1. Обдумай заданный вопрос.

  1. Поразмышляй и найди вариант решения.

  1. Обсуди это решение с партнером.

  1. Расскажи это своей группе из 4 учащихся.

  1. Обсудите это решение в группе.

  1. Найдите лучшее решение заданного вопроса.

III. Задание ученикам в паре:

  1. Сформулируйте один вопрос по теме.

  1. Задайте вопрос партнеру.

  1. Выслушайте ответ.

  1. Проанализируйте ответ (если правильно, то почему; если неправильно, то почему).

  1. Проанализируйте свой вопрос и вопрос товарища, определите, какой вопрос был интереснее и почему.

IV. Задание парам:

  1. Выслушайте объяснение учителя.

  1. Отработайте вместе выполнение данного задания.

  1. Выполните задание каждый в своей тетради.

  1. Проверьте выполнение своего задания, сделайте исправления, если необходимо.

  1. Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания партнером.

  1. Проанализируйте работу партнера, сделайте рекомендации о том, как выполнить задание лучше.

  1. Если были найдены ошибки, и вы поняли, как их исправить, выполнить задание еще раз правильно.

V. Задание парам:

1 .Один ученик высказывает идею.

  1. Партнер должен правильно повторить мысль товарища и высказать свою идею.

  1. Первый ученик пересказывает правильно мысль товарища.

VI. Проверка парами:

  1. Учащиеся выполняют задание индивидуально.

  1. Учитель делит учащихся на пары и назначает одного в паре «инструктором». 3.«Инструктор» проверяет работу партнера.

4.«Инструктор» одобряет хорошую часть работы.

5.Учащиеся выполняют новое упражнение индивидуально.

  1. Учитель назначает в каждой паре «инструктором» другого ученика.

  1. «Инструктор» проверяет работу, одобряет хорошую часть работы.

  1. Учащиеся в классе выступают по очереди и отмечают тех, кто выполнил работу хорошо.

VII. Работа парами по кругу:

1. Учащиеся становятся в два круга (концентрические) лицом друг к другу.

2.Обмениваются информацией по изучаемой теме.

  1. Через ЗО секунд переходят к другому участнику (переход по кругу).

  1. Обмениваются информацией и т.д.

5. После того как все учащиеся пройдут кругу, одного учащегося спрашивают о полученной им новой информации по проблеме.

6. Ученик отмечает, кто, по его мнению, дал самую интересную информацию.

VШ.Круглый стол (работа в группе из 4-6 человек):

  1. Учащиеся сидят за круглым столом.

  1. Высказывается первый учащийся по проблеме.

  1. Высказывается второй...

  1. Высказывается третий...

  1. Вместе обсуждают полученную информацию.

  1. Вызванный ученик от группы сообщает всю информацию по проблеме.

  1. Анализируют по очереди результаты обсуждения проблемы (что новое узнали по проблеме).

IX. Трехэтапное интервью (работа в парах):

1 .Ученик интервьюирует (задает ряд вопросов) партнера.

  1. Ученики меняются ролями.

  1. Каждый рассказывает, что он узнал от товарища.


Рекомендации по созданию групп

1. Определение размера групп зависит от ряда условий. Группы создаются численностью от 2 до 7 человек. Размер группы определяется в зависимости от целей коллективной деятельности и опыта, уровня обученности и обучаемости детей, уровня их воспитанности.

Работа в парах — начальный этап групповой работы. Работа в парах выбирается так­же при малом опыте детей в коллективной деятельности. Размер группы можно увеличить при наличии учащихся, способных координировать работу одноклассников в группе, рас­пределять функции, при владении ими умениями слушать друг друга.

Размер группы зависит также от наличия учебных материалов и специфики задания. Чем меньше имеется времени для работы, тем меньше должна быть группа. Оптимальное количество учащихся — 6 человек в группе. В этом случае каждый ученик имеет возмож­ность высказываться, выполнить свой раздел задания.

2. Состав группы и распределение учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности. При дифференцируемом подходе возможно объединение детей на основе учета их уровня актуального развития или способностей. Однако чаще рекомендуется создавать группы из учащихся, обладающих разными способностями и знаниями. В этом случае возникает более тесная взаимосвязь учащихся.

В одной группе должны быть учащиеся, ориентированные на предмет и с отсутствием направленности на него. Возможно привлечение учащихся с разными функциями: «лидер», «генератор идей», «исполнитель», «скептик»; в этом случае произойдет естественное распределение ролей при осуществлении познавательной, поисковой деятельности в группе.

Не рекомендуется часто создавать группы только по желанию учащихся, поскольку возникают объединения детей с однородными способностями, и они не достигают высоких результатов в коллективной деятельности, так как не происходит взаимообогащения.

Возможно создание групп по методу взаимного выбора. Каждому учащемуся предла­гают составить список из 3-5 одноклассников, с кем бы он хотел работать в группе. При соз­дании групп пожелания учитываются частично: в группы направляется учащийся и один из выбранных им товарищей. Можно создавать группы на основе расчета учащихся на первый, второй, третий в зависимости от количества учащихся в группе. В этом случае в первой группе будут учащиеся с первым номером, во второй — со вторым номером и т.д.

  1. Продолжительность работы учащихся в группе определяется образовательными целями. Группы могут быть созданы для постоянной работы в течение всего учебного года. Группы можно создавать каждый раз новые. Однако долее эффективной бывает работа в постоянных группах, даже слабо работающие учащиеся постепенно находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в работе.

  1. Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Для каждой группы должны быть приготовлены стол и стулья, расставленные так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и спокойно обсуждать проблемы. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении. Желательно, чтобы всем учащимся была видна классная доска, экран дисплея или телевизора.

  1. При подготовке материала следует помнить, что учащиеся в группе должны работать сообща, а не индивидуально. Для этого необходимо специально подготовить материалы. Есть несколько вариантов:

а) Взаимосвязь отношений в группе обеспечивается через взаимозависимость учебных материалов; раздача только одной копии учебных материалов группе вынуждает учащихся работать сообща, чтобы добиться хорошего результата; когда ученики научатся координировать свою работу, можно раздавать копии материалов каждому (через несколько занятий);

б) Информационная зависимость членов группы может быть обеспечена предоставлением им разных источников информации; в этом случае ученики будут вынуждены сравнивать разную информацию и отбирать необходимую, что вызовет потребность в совместной коллективной работе. В группе материал может быть и из одного источника, но каждый ученик получит лишь отдельный фрагмент материала, в совместной работе ученики составят единую картину по изучаемому вопросу;

в) взаимозависимость — соревнование между группами обеспечивается условиями работы по проблеме, когда определяется победитель, нашедший первым ответ на поставленный вопрос. В этом случае возникает соревнование внутри каждый группы, так как цель каждого участника группы — найти как можно быстрее и больше информации, с тем, чтобы группа могла победить в соревновании с другими группами;

г) взаимосвязь — сотрудничество между группами обеспечивается логикой построения задания для каждой группы, когда каждая группа решает лишь один аспект проблемы, а все вместе приходят к главному решению;

д) распределение ролей в группе: при отборе материала для групп можно предварительно определить, какие роли будут выполнять ученики в каждой группе; можно дать одинаковый материал на группу, однако каждый в работе будет выполнять свою роль («ответственный» или «координатор», отвечает за то, чтобы все ученики поняли суть работы и выполнили ее ответственно, «поставщик» отвечает за обеспечение работы всем необходимым; «секретарь» ведет записи обсуждений в группе, оформляет отчет группы, «Карточку оценки взаимооценок»; «наблюдатель» старается, чтобы все участвовали в обсуждении и никого не забыли послушать). Назначение на такие роли является эффективным приемом организации взаимодействия учащихся в группе.


Технология организации коллективной деятельности в группах

  1. Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные столы (ка­бинет должен быть специально подготовлен для коллективной работы).

  1. Учитель дает четкий инструктаж учащимся:

  1. называет тему или проблему изучения, исследования;

  2. называет цель работы в группе;

  3. объясняет, какую работу выполнить;

  4. сообщает график коллективной деятельности (время работы в группе, время коллективного обсуждения и защиты ответов, коллективного анализа и оценки); рекомендует, как оформить результат коллективной познавательной или исследовательской деятельности;

  5. объясняет, по каким критериям этот результат будет оцениваться;

  6. называет критерии оценки работы каждого члена группы;

  7. если необходимо, распределяет роли в группе или специальные задания;

  8. учитель или его помощники раздают задания и материалы для работы (или учащиеся получают их сами у лаборанта);

  9. раздает «карточки взаимооценки и самооценки».

С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задание и инструкции, проверяет, понято ли задание всеми учащимися. По ходу занятия ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся, делает записи в листе наблюдений (кто активен, кто кому помогает, какими умениями обладают учащиеся). Учитель использует подобные записи при анализе коллективной работы с учащимися, их родителями. Записи помогают ему отметить при анализе положительное в деятельности каждого ученика. Учитель помогает работе групп (распределять задания, найти решение) только в крайнем случае, так как он должен поддерживать стремление детей к самостоятельности и активности.

  1. Необходимо выдерживать график работы групп.

  1. В конце занятия необходимо провести анализ работы сначала в каждой группе самими учащимися. Им дается минут. Что удалось сделать? Почему? Как усовершенствовать работу группы в следующий раз? Учащиеся в группе заполняют также «карточку взаимооценки и самооценки».

Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в анализ своих умений сотрудничать друг с другом, умений общаться друг с другом, помогать и принимать помощь. С этой целью учитель предлагает учащимся отметить инициативу, активность, вклад каждого в успешную работу группы, проанализировать причины неудачи, продумать пути исправления недостатков в дальнейшей работе. Можно проанализировать характер общения в группе, характер совместной деятельности, отметить роль учащихся, поддержавших диалогическое общение, сотрудничество. В любом случае групповая работа должна приносить удовлетворение, от­ношения должны быть дружественными и приятными. Если это не достигнуто, значит, в ор­ганизации работы педагогом были допущены ошибки.

  1. Затем проводится отчет-анализ каждой группы о проделанной работе.

  1. После выступлений учащихся с анализом результаты работы групп анализируются учителем. Учитель не только оценивает результат работы группы, но и анализирует характер взаимодействия детей, их взаимопомощь и поддержку, отмечает положительные примеры.

Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания для групп, рассчитанные на длительный период — неделю, месяц, четверть. Тогда на занятии проводится защита проектов либо проверка выполненных заданий, организуется рефлексивная деятельность.

С овладением учащимися умениями коллективной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему. Источники, материалы учащиеся будут искать сами. В этом случае оцениваться будет количество найденных источников по пробле­ме, их содержание. Распределение функций между участниками группы также может осуществляться детьми самостоятельно. В сформировавшемся детском коллективе можно давать задания лишь 4-5 ученикам, которые будут самостоятельно подбирать себе творческую ко­манду. На этом этапе подготовки следует проконтролировать создание групп, так как коли­чество участников и время образования групп должно быть ограничено.


Правила для учащихся, работающих в группах:


  1. Критикуй идеи, но не человека.

  1. Поощряй участие каждого в обсуждении.

  1. Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.

  1. Стремись понять точку зрения других в дискуссии.

  1. Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.

  1. Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.

  1. Ищи рациональное в высказываниях других.


9



Скачать

© 2023, 270 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!