© 2025 24 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данные методические рекомендации представляют собой практическое руководство для педагогов начальной школы, стремящихся внедрить и эффективно организовать проектно-исследовательскую деятельность (ПИД) в образовательный процесс. Они призваны помочь учителям в создании условий для развития у младших школьников исследовательских навыков, познавательной активности и творческого мышления.
Министерство образования Красноярского края краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе
Красноярск, 2025 г.
Аннотация
Данные методические рекомендации посвящены организации проектно-исследовательской работы в начальной школе в рамках ФГОС НОО. В них рассматриваются ключевые аспекты, такие как этапы исследования, роль учителя и родителей, а также значимость проектно-исследовательской деятельности для развития учащихся. Рекомендации будут полезны учителям начальных классов, педагогам-организаторам и родителям, заинтересованным в поддержке проектно- исследовательской активности детей.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего образования
Составители: Таянчина А.Е., студентка 25 группы отделения «Преподавание в начальных классах»,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. Горького», 2025.
Пояснительная записка: 4
РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6
1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 6
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах. 9
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 11
1.3.1 Анализ детских исследовательских проектов 13
1.3.2 Критерии оценки публичного выступления 16
1.4. Паспорт исследования №1 «В мире музыкальных жанров» 18
1.5. Паспорт исследования №2 «Чипсы - вред или польза?» 23
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 27
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 27
2.2. Проектная задача «В мире животных: выходной с пользой» для обучающихся 3 класса 31
2.3. Проектная задача «Крокодил Гена и Чебурашка в поисках пропавших из зоопарка зверюшек»» для обучающихся 2 класса. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Пояснительная записка:
В современном образовательном процессе исследовательская работа становится все более актуальной, особенно в начальной школе. В условиях быстроменяющегося общества, вызванного развитием информационных технологий и глобализацией, крайне важно развивать у детей навыки, которые помогут им успешно адаптироваться к новым условиям жизни. Исследовательская деятельность является одним из эффективных способов формирования критического мышления, креативности и самостоятельности у учащихся. Она не только углубляет знания, но и способствует развитию уверенности в своих силах, что особенно важно для детей младшего возраста.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) подчеркивают необходимость формирования у детей универсальных учебных действий. Эти действия включают в себя умения планировать, организовывать и контролировать свою деятельность. Исследовательская работа предоставляет детям возможность применять теоретические знания на практике и развивать навыки работы в команде, что является важным аспектом социальной адаптации. В процессе исследования учащиеся учатся ставить цели, формулировать гипотезы, собирать и анализировать информацию, что содействует развитию их познавательной активности.[1]
Также исследовательская деятельность позволяет детям осознать значимость своего вклада в общий процесс обучения. Учащиеся учатся не только искать ответы на поставленные вопросы, но и формулировать новые, что вдохновляет их на любознательность и стремление к самосовершенствованию. Следует отметить, что исследовательская работа охватывает не только учебные предметы, но и различные сферы жизни, включая экологические, социальные и культурные аспекты. Это расширяет горизонты детей и помогает им понять, как полученные знания могут быть использованы в реальной жизни.
Ключевую роль в организации исследовательской работы играют как учителя, так и родители. Учитель, выступая в роли проводника знаний, должен создать благоприятные условия для проведения исследования, предлагать детям различные темы и направления работы, а также поддерживать их на всех этапах. Родители могут стать надежными помощниками и консультантами для своих детей, участвуя в выборе темы, поиске информации и подготовке материалов. Совместные усилия учителей и родителей создают условия для успешного выполнения исследовательских проектов и укрепляют взаимодействие между семьей и школой.
Таким образом, исследовательская работа в начальной школе – это неотъемлемая часть образовательного процесса, способствующая всестороннему развитию учащихся. В данных методических рекомендациях будут рассмотрены ключевые аспекты организации исследовательской деятельности, этапы работы и примеры успешных проектов, что поможет учителям и родителям эффективно поддерживать исследовательскую активность детей и формировать у них необходимые навыки для будущей жизни.
РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
Исследование – это научный процесс поиска новых знаний, решений и проверки гипотез. Исследовательская деятельность - это более широкое понятие, охватывающее все виды работ, направленные на получение новых знаний и инновационных решений. Исследовательская деятельность учащихся - это активное участие школьников в поиске, анализе и понимании информации.[4]
ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) подчеркивают важность развития исследовательских навыков у детей уже в начальной школе. Важно научить их самостоятельно искать информацию, думать своей головой и анализировать ее. Проектная и исследовательская деятельность - ключевой инструмент для формирования этих навыков.[1]
Главная цель исследовательской деятельности в начальной школе – развитие у детей самостоятельности в поиске знаний, критического мышления и умения планировать и выполнять исследования. Важно также пробудить интерес к учебе и познанию окружающего мира.
Основные задачи исследовательской деятельности:
• Формировать умение задавать вопросы и находить на них ответы.
• Развивать навыки планирования и организации исследовательской работы.
• Обучать поиску и обработке информации.
• Воспитывать интерес к науке и исследованиям.
• Развивать навыки коммуникации через совместные проекты.
Виды исследований:
Существуют разные виды исследований [3]:
• Эмпирические: Это когда мы наблюдаем за чем-то в реальной жизни, проводим опыты или исследования в полевых условиях.
• Теоретические: Это когда мы изучаем книги, статьи и другую информацию, анализируем её, сравниваем и делаем выводы.
• Проектные: Это когда мы создаём что-то новое - придумываем новые подходы или решения.
• Урочные и внеурочные: Исследования могут проводиться на уроках или во внеурочное время.
Этапы исследовательской деятельности [8]:
Любое исследование проходит несколько этапов:
• Выбор темы: Выбираем то, что нам интересно.
• Постановка цели и задач: Определяем, чего хотим достичь и что нужно для этого сделать.
• Гипотеза: Выдвигаем предположения о том, что получится в итоге.
• Организация исследования: Собираем и анализируем информацию, проводим эксперименты и наблюдения.
• Подготовка к защите: Готовим презентацию и готовимся рассказывать о своей работе.
Темы исследований [6]:
Темы для исследований могут быть разными:
• Экологические проблемы: Например, "Состояние нашего двора".
• Исторические исследования: Например, "Как жили люди 100 лет назад?".
• Исследование окружающего мира: Например, "Как растут растения?".
• Личностные исследования: Например, "Что такое дружба?".
Исследовательские умения:
Для успешного исследования нам понадобятся такие умения:
• Умение формулировать гипотезы (предположения).
• Навыки поиска и обработки информации.
• Умение анализировать и систематизировать данные.
• Умение представлять и защищать результаты своей работы.[11]
Учитель играет ключевую роль в организации исследовательской деятельности, создавая мотивацию, направляя учащихся и консультируя их на всех этапах, помогая в сборе и анализе информации и стимулируя сотрудничество с родителями. Родители, в свою очередь, могут активно помогать детям, консультируя в выборе темы, помогая в поиске информации, участвуя в подготовке материалов и поддерживая ребенка во время защиты работы
Структура исследовательской работы включает титульный лист, введение с постановкой проблемы и целей, основную часть с теорией, методологией и результатами, заключение с выводами и рекомендациями, список литературы и приложения [7].
В заключение, исследовательская деятельность в начальной школе важна для развития у учащихся навыков анализа, критического мышления и самостоятельности. Эффективная реализация возможна при активном участии учителей и родителей, что создает поддерживающую образовательную среду.
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах.
При проведении детских исследовательских работ часто встречаются типичные ошибки, которые могут значительно повлиять на итоговые результаты и выводы [12].
Недостаток четкой формулировки исследования
Недостаточное планирование и организация
Неправильный выбор методов исследования
Предвзятость при сборе данных
Слабый анализ данных
Ошибки в оформлении работы
Игнорирование рекомендаций и требований
Необъективность в выводах
Примеры ошибок в детских исследовательских работах.
Ребенок может выбрать слишком широкий или размытый вопрос, например, «Почему люди счастливы?», вместо более конкретного, такого как «Как погода влияет на настроение людей?».
Исследователь может не составить четкий план работы, в результате чего в исследовании нет последовательности и структуры. Например, пропущены этапы сбора данных или анализа.
Использование простого опроса вместо более точных методов, таких как интервью или эксперименты, когда нужно глубже понять тему.
Если ребенок проводит опрос среди своих друзей, которые имеют схожие мнения, это может привести к искажению результатов. Например, опрос о популярности определенной книги среди людей, которые уже читают ее.
Ребенок может собрать данные, но не знать, как их правильно проанализировать и интерпретировать. Например, просто записать результаты опроса, не делая выводов на основе собранной информации.
Неверное оформление цитат, отсутствие списка литературы или неправильное структурирование текста (введение, главная часть, выводы).
Не соблюдение требований учителя или научного руководителя по объему, срокам выполнения работы или формату.
Делать выводы, основываясь на личных мнениях, а не на собранных данных. Например, утверждать, что определенное приложение «все любят», при этом, не имея достаточных данных для обоснования этого утверждения.
Для успешного завершения исследовательской работы детям важно внимательно относиться ко всем этапам процесса, от выбора темы до анализа результатов, а также учитывать рекомендации и советы взрослых.
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ
Оценку детских исследовательских работ следует оценивать по критериям, которые представлены в таблице 1.
Критерии разработаны студентами группы 22П-5 .
Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
1.Структура исследовательской работы | 0-Отсутствует стройность и последовательность 1- Основные требования выполнены не в полной мере 2-Титульный лист; содержание; введение с обоснованием проблемы и постановкой задач, предметом и объектом исследования, выдвижением идей, гипотезы исследования; основная часть; заключение; список литературы и других источников; приложения. |
2.Актуальность темы исследования | 0-тема не актуальна 1-тема актуальна для самого автора 2-тема актуальна для большинства людей
|
3.Оригинальность и новизна идеи | 0 - Нет оригинальности 1 - Идея имеет небольшую новизну 2 - Идея оригинальна и нова |
4.Четкость постановки проблемы | 0 - Проблема не сформулирована 1 - Проблема сформулирована нечетко 2 - Проблема четко и ясно сформулирована |
5.Задачи исследования | 0-задачи исследования отсутствуют 1-задачи исследования описаны неясно 2-задачи исследования четко описаны |
6.Постановкацели исследования | 0-цель не поставлена 1-цель поставлена неясно 2-цель поставлена четко |
7.Гипотеза исследования | 0 - Гипотеза отсутствует 1 - Гипотеза не содержит предположения, доказуема 2 - Гипотеза содержит предположения, доказуема |
8.Анализ литературных источников и их корректное использование | 0 – нет ссылок на авторов (плагиат), материалы источников сопоставляются без всякого серьёзного анализа; 1 – имеются редкие ссылки, не во всех необходимых случаях; сопоставления корректные; 2 – содержатся необходимые ссылки при корректном сопоставлении; 3 – умелое использование авторитетных источников для аргументации своей точки зрения. |
9.Методы исследования | 0-методы отсутствуют 1-методы описаны недостаточно 2- методы исследования четко описаны |
10.Сформулированы выводы исследования | 0-выводы исследования отсутствуют 1-выводы исследования сформулированы нечетко 2-выводы исследования четко и логично сформулированы |
11.Соответствие требованиям оформления письменной части | 0-оформление не соответствует требованиям 1-Имеются существенные отклонения от требований к оформлению 2- Общие требования, в основном, соблюдены, имеются незначительные замечания к оформлению текста, списка литературы и иных источников, приложений 3-Соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), списка литературы и иных источников, приложений. |
1.3.1 Анализ детских исследовательских проектов
Приводим вам анализ примеров оценивания исследовательских работ в таблице 2.
Таблица 2. Примеры оценивания исследовательских работ.
| «Какие заповедники есть в Красноярском крае?» | «Какая порода собаки подходит для нашей семьи?» | «Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?» | «Орхидея – символ совершенства. Уход за орхидеями в домашних условиях» |
1,Структура исследовательской работы | 2 | 2 | 2 | 2 |
2.Актуальность темы исследования | 1 | 1 | 2 | 2 |
3.Оригинальность и новизна идеи | 2 | 2 | 2 | 1 |
4.Четкость постановки проблемы | 1 | 1 | 2 | 1 |
5.Задачи исследования | 2 | 2 | 2 | 2 |
6.Постановка цели исследования | 2 | 1 | 2 | 2 |
7.Гипотеза исследования | 1
| 2 | 2 | 2 |
8.Анализ литературных источников и их корректное использование
| 2 | 1 | 1 | 3 |
9.Методы исследования | 2 | 2 | 2 | 2 |
10.Сформулированы выводы исследования | 2
| 2 | 2 | 2 |
11.Соответствие требованиям оформления письменной части | 3 | 3 | 3 | 3 |
Комментарии:
Тема: «Какие заповедники есть в Красноярском крае?»
2 критерий (Актуальность темы исследования) Тема отражает личный интерес автора, что, однако, недостаточно для обоснования ее широкой актуальности.
4 критерий (Четкость постановки проблемы): Требуется более четкое и ясное формулирование проблемы исследования.
7 критерий (Гипотеза исследования): Гипотеза нуждается в пересмотре для большей ясности и конкретности. Необходимо сформулировать четкие предположения, которые можно будет доказать или опровергнуть в ходе исследования. При этом, важно отметить, что гипотеза доказуема.
Тема: «Какая порода собаки подходит для нашей семьи?»
2 критерий (Актуальность темы исследования): Тема важна для автора, так как он хочет выбрать собаку для своей семьи.
4 критерий (Четкость постановки проблемы): Проблема в работе не совсем ясна. Непонятно, на какие вопросы автор хочет ответить.
7 критерий (Гипотеза исследования): В работе отсутствует четкая гипотеза, то есть конкретное предположение о том, какая порода лучше всего подходит для семьи.
8 критерий (Анализ литературных источников и их корректное использование). В работе имеется список литературы в виде ссылок на различные источники, однако в тексте работы также отсутствуют указания на то, из каких именно источников взята та или иная информация.
Тема: «Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?»
8 критерий (Анализ литературных источников и их корректное использование)
В работе представлен список использованных Интернет-ресурсов. Но следует обратить внимание на необходимость более детального анализа информации, полученной из источников, а также на указание в тексте работы, какие сведения были взяты из каждого источника.
Тема: «Орхидея – символ совершенства. Уход за орхидеями в домашних условиях»
3 критерий (Оригинальность и новизна идеи). Работа не содержит принципиально новых научных открытий, однако имеет практическую ценность, поскольку обобщает опыт по уходу за орхидеями в домашних условиях.
4 критерий (Четкость постановки проблемы). Проблема исследования сформулирована достаточно четко «Мы не всегда знаем, как правильно ухаживать за орхидеей, а это необходимо для ее успешного цветения», но не конкретно.
1.3.2 Критерии оценки публичного выступления
Таблица 3. Критерии оценки детских выступлений на конференциях.
1 | Соответствие темы, логичность и последовательность мысли | - 0 баллов: Нет соответствия теме, отсутствует основная мысль. - 1 балл: Основная мысль присутствует, но недостаточно развита. |
2 | Наличие четкого введения, основной части и заключения. | - 0 баллов: Нет четкой структуры, трудно следить за выступлением. - 1 балл: Структура присутствует, но логика изложения неочевидна. |
3 | Ясность и доступность(Понятность изложения, использование простых и понятных слов) | - 0 баллов: Текст труден для понимания, много непонятных терминов. - 1 балл: Понимание затруднено, но есть несколько ясных моментов. |
4 | Выразительность(Эмоциональная насыщенность, использование интонации и жестов) | -0 баллов: Выступление монотонное, отсутствие эмоций. - 1 балл: Небольшое количество эмоций, но в целом недостаточная выразительность. |
5 | Уверенность(Способность говорить уверенно, без излишней нервозности.) | - 0 баллов: Явная нервозность, проблемы с поддержанием контакта. - 1 балл: Нерешительность заметна, но есть моменты уверенности. |
6 | Взаимодействие с аудиторией (Умение устанавливать контакт, задавать вопросы и вовлекать слушателей) | - 0 баллов: Полное игнорирование аудитории, нет вопросов. - 1 балл: Небольшие попытки взаимодействия, но неэффективные. |
7 | Общая презентация(Внешний вид, уверенная поза и наличие зрительного контакта с аудиторией.) | - 0 баллов: Неприемлемый внешний вид, отсутствие зрительного контакта. - 1 балл: Внешний вид приемлемый, но зрительный контакт минимален. |
8 | Подготовленность (Наличие предварительной подготовки и использование вспомогательных материалов) | - 0 баллов: Явная неподготовленность, отсутствие материалов. - 1 балл: Подготовка присутствует, но материал не полностью использован. |
9 | Ответы на вопросы (Умение отвечать на вопросы слушателей, демонстрируя знание темы) | - 0 баллов: Неумение отвечать на вопросы, отсутствие знаний по теме. - 1 балл: Попытки ответить, но ответы неубедительны. |
10 | Время выступления(Соблюдение регламента по времени, умение укладываться в отведенные рамки) | - 0 баллов: Значительное превышение или недостаток времени. - 1 балл: Небольшие отклонения от установленного времени. |
1.4. Паспорт исследования №1 «В мире музыкальных жанров»
Паспорт разработала: Таянчина Анастасия Евгеньевна
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «В мире музыкальных жанров» |
2 | Актуальность исследования | "Мне кажется, современная школа должна учить нас не только читать и писать, но и чувствовать! Очень важно, чтобы мы любили музыку и понимали, какая она разная. Ведь музыка – это как волшебство! Она помогает нам понимать друг друга, даже если мы живем в разных странах и говорим на разных языках. Музыка – это как кусочек истории, она рассказывает нам о том, как жили люди давным-давно, что они чувствовали. Когда мы слушаем разную музыку – про птичек, про героев или просто веселую песенку – мы становимся умнее и добрее! Мне очень нравится узнавать про разные инструменты, про то, кто такую музыку сочиняет. Это как будто открываешь для себя новый мир! Я думаю, что если мы будем знать и любить музыку, то сможем сами придумывать что-то новое и интересное. А еще, я думаю, было бы здорово сделать свою музыкальную книжку, где рассказать про разные жанры! Это не только интересно, но и полезно, чтобы все знали, какая классная бывает музыка, и чтобы она не потерялась!" |
3 | Проблема исследования | К сожалению, проблема заключается в том, что некоторые ребята не слышали много разной музыки и не знают, как она звучит, и из чего она сделана. |
4 | Объект исследования | музыкальные жанры: классическая музыка, народная музыка, поп-музыка и их разнообразие |
5 | Цель исследования | Для учителя: организация деятельности обучающихся по формированию исследовательских умений через изучение истории и разнообразия музыкальных жанров. Для ученика: исследование музыкальных жанров и их значимости через различные источники информации. |
6 | Задачи исследования | Для ученика: 1.Ознакомиться с материалами о различных музыкальных жанрах и их истории. 2.Создать страницы музыкальной брошюры «В мире музыкальных звуков». 3.Презентовать свои страницы музыкальной брошюры. |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что возможно, существует много интересных музыкальных жанров, которые можно использовать на уроке. |
8 | Методы исследования | анализ, сравнение, обобщение, работа с текстом, обсуждение в группах. |
9 | Тип исследования | По продолжительности: краткосрочный По организационной форме: групповой По содержанию: монопредметный |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1. Подготовительный: на подготовительном этапе организуется образовательная встреча учащихся с музыкантом или музыкальным критиком. Специалист познакомит их с различными музыкальными жанрами и их культурным значением, расскажет об известных композиторах и их произведениях. Учащиеся смогут задать интересующие их вопросы. После встречи учащиеся делятся на группы. 2. Теоретический: Группы выбирают музыкальный жанр для изучения (например, одна группа - классическая музыка, другая - народная, третья - поп-музыка). Каждая группа изучает историю жанра, его характерные особенности, известных исполнителей, инструменты, и т.д., используя различные источники информации (книги, интернет, видеоматериалы). 3. Практический: Каждая группа выбирает несколько музыкальных произведений в выбранном жанре для прослушивания и анализа. Группы анализируют выбранные музыкальные произведения, отмечая характерные черты жанра, используемые инструменты, эмоциональное воздействие музыки. 4. Аналитический: Самоанализ: Каждая группа анализирует проделанную работу, выявляет сильные и слабые стороны, оценивает вклад каждого участника. Взаимооценка: Группы обмениваются мнениями и оценивают работу друг друга, давая конструктивную обратную связь. Оценивается глубина исследования, оригинальность подхода, качество презентации и выступления. 5. Презентационный: Каждая группа оформляет результаты своего исследования в виде страницы для музыкальной брошюры «В мире музыкальных жанров». Страница может содержать текст, иллюстрации, фотографии, аудио- и видеоматериалы. Группы представляют свои страницы музыкальной брошюры классу, рассказывая о выбранном жанре, его особенностях и наиболее интересных произведениях. 6. Рефлексивный: Группы совместно обсуждают свой опыт работы над проектом, анализируют свои ошибки и успехи, делают выводы о том, что можно было бы сделать лучше. |
11 | Практический этап (полное описание) | Цель исследования: создать страницы музыкальной брошюры «В мире музыкальных жанров», демонстрирующие изученные музыкальные жанры и анализ музыкальных произведений. Ход исследования: Выбор музыкальных произведений: каждая группа выбирает 2-3 музыкальных произведения в рамках своего жанра. Важно, чтобы произведения были достаточно разными, чтобы можно было показать разнообразие внутри жанра. Прослушивание и анализ произведений: Первичное прослушивание: Просто слушают музыку, чтобы получить общее впечатление. Анализ элементов музыки: Ритм: Какой ритм (быстрый, медленный, простой, сложный)? Гармония: Какая гармония (мажорная, минорная, диссонирующая, консонирующая)? Эмоциональное воздействие: Как музыка заставляет себя чувствовать? Какие образы возникают в воображении? Запись результатов анализа: Результаты анализа каждой группой фиксируются в форме таблицы, схемы или текста. Создание страницы брошюры: Каждая группа оформляет страницу брошюры. Название жанра: Четкое и привлекательное название. Краткое описание жанра: Определение жанра, его история, характерные черты. Примеры произведений: Описание выбранных музыкальных произведений и результатов их анализа (можно кратко). Иллюстрации: Фотографии исполнителей, музыкальных инструментов, обложки альбомов, и т.д. Интересные факты: Любопытные сведения о жанре, его представителях или отдельных произведениях. Подготовка к презентации: Каждая группа готовит краткое выступление, в котором рассказывает о своем жанре и представляет свою страницу брошюры. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Бумага, карандаши, фломастеры, краски для оформления брошюры, аудиозаписи, статьи, интернет-ресурсы о музыкальных жанрах. |
12 | Продукт исследования | Музыкальная брошюра «В мире музыкальных жанров». |
13 | Перспектива исследования | Проведение концертной программы на основе исследованных музыкальных жанров, возможно, с приглашением других классов или школ для совместного участия. |
14 | Используемые источники | Энциклопедии музыки, книги по истории музыки., Интернет-ресурсы (сайты о музыке, онлайн- энциклопедии, статьи). Аудио музыкальных произведений. |
1.5. Паспорт исследования №2 «Чипсы - вред или польза?»
Паспорт разработала: Брюхова Светлана Викторовна
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | Чипсы - вред или польза? |
2 | Актуальность исследования | На уроках окружающего мира мы говорили о здоровом образе жизни и правильном питании. Мы узнали, какие продукты полезны для человека, а какие приносят вред. Всем давно известно, что чипсы – вредный продукт питания, а почему? Может это миф? Я решила найти ответ на свой вопрос и провести исследование на тему «Чипсы. Вред или польза?» |
3 | Проблема исследования | Чипсы. Вред или польза? |
4 | Объект исследования | Чипсы различных марок |
5 | Цель исследования | Для учителя: организация деятельности обучающихся 4 класса, по формированию базовых исследовательских действий направленная на развитие познавательных умений, по теме «Чипсы - вред или польза?». Для ученика: провести исследование чипсов и показать их вредные свойства. |
6 | Задачи исследования | Для ученика: Подбор и анализ литературы; Изучить историю возникновения чипсов Провести анкетирование в своём классе; Провести исследование наиболее популярных марок чипсов; Проанализировать результаты эксперимента и сделать выводы. |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что, многие люди, которым нравятся чипсы, недостаточно осведомлены об их вреде. |
8 | Методы исследования | Теоретический (анализ литературных источников) Практический (анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение) |
9 | Тип исследования | По продолжительности: краткосрочный. По организационной форме: групповой/индивидуальный. По содержанию: внепредметный. |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Подготовительный: - Определение проблемы; - Выбор темы; - Определение цели и задач исследования; - Составление плана исследования; - Поиск литературы по теме исследования - Подбор и подготовка необходимого материала для проведения исследования; Теоретический: - Изучение литературы по теме исследования. Практический: - Анкетирование и оформление результатов. - Формулировка гипотезы и ее выдвижение; - Проведение эксперимента с чипсами; Аналитический: - Заполнение листа исследователя. - Проанализировать полученные данные в ходе проведения исследования. Презентационный: - Оформить полученные результаты; - Представить результаты исследования. Рефлексивный: - Проанализировать исследовательскую работу. |
11 | Практический этап (полное описание) | Цель исследования: провести исследование чипсов и показать их вредные свойства. Ход исследования: Эксперимент № 1. Мы положили большой чипс на лист бумаги и согнули его пополам, чипс внутри листа раздавили. Удалили кусочки чипса с бумаги и посмотрели ее на свет. Бумага покрылась жирными пятнами с желтым оттенком. Вывод: Чипсы содержат большое количество жиров. А желтый цвет обозначает присутствие в продукте красителей. Эксперимент № 2. При добавлении 3%-ного спиртового раствора йода на ломтик чипса, через несколько секунд появляется темно-синее пятно; что говорит о присутствии крахмала. Вывод: Крахмал, оставшийся во рту, в течение 2-3 часов преобразуется в глюкозу (проходит гидролиз крахмала). А это идеальная питательная среда для кариесных бактерий Эксперимент № 3. Раскрошили чипсы, понюхали и залили их водой. Через несколько минут попробовали воду, она была соленой. Вывод: В чипсах содержится большое количество соли и ароматизаторов (сильный запах). По результатам наших экспериментов можно сделать вывод, что чипсы – жирная высококалорийная жареная солёная пища с добавлением красителей и ароматизаторов. Такая пища не может приносить пользу детскому организму. Полученной информацией я поделилась с ребятами в классе, я знаю, что многие тоже любят чипсы и провела анкетирование по теме.
|
11 | Оборудование для проведения исследования | Чипсы, вода, одноразовая посуда, салфетки, йод. |
12 | Продукт исследования | Заполненный лист исследователя. |
13 | Перспектива исследования | Изучение других продуктов. |
14 | Используемые источники | Чипсы и их невероятная история / Livemaster.ru. — Текст: электронный. — URL: https://www.livemaster.ru/topic/3628354-blog-chipsy-i-ih-neveroyatnaya-istoriya (дата обращения: [дата]). Энциклопедия здорового питания: Большая книга о том, как сохранить здоровье: практ. руководство / М. Ф. Гогулан. — Москва: Эксмо, 2009. — 606 с. — ISBN 5-699-13866-5. |
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата, ориентированный на интерес, творческую самореализацию, развитие интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения интересующей учащегося проблемы (Г.К. Селевко)[2].
В современном начальном образовании проектная деятельность занимает важное место, направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей и достижение универсальных учебных действий. Однако, для её эффективного внедрения необходима предварительная подготовка школьников. Продуктивная проектно-учебная деятельность младших школьников требует особой готовности, заключающейся в определенной "зрелости", которая проявляется в следующих показателях[9]:
Мотивация и интерес: Проявление интереса к познанию нового, исследованию окружающего мира; желание самостоятельно решать проблемы и достигать поставленных целей; увлеченность темой проекта и личная заинтересованность в результате.
Базовые знания и умения: умение формулировать простые вопросы по теме; способность находить и отбирать информацию из доступных источников (книги, интернет, общение с экспертами); умение читать, писать, считать (в соответствии с возрастом); навыки работы с простыми инструментами и материалами (карандаши, бумага, клей, ножницы и т.п.); умение слушать и понимать инструкции учителя.
Умение планировать и организовывать свою деятельность: Способность разбивать большую задачу на более мелкие этапы; умение определять последовательность действий; навыки организации рабочего места; умение распределять время.
Коммуникативные навыки и умение работать в команде: Умение слушать и уважать мнение других; способность выражать свои мысли и идеи; умение договариваться и находить компромиссы; навыки сотрудничества и взаимопомощи; умение представлять результаты своей работы.
Рефлексия и оценка: Способность оценивать свою работу и работу других; умение анализировать причины успеха и неудач; готовность к самокоррекции; умение формулировать выводы и обобщения.
Проектная деятельность включает разнообразные виды, такие как воплощение в роль, деловые игры, демонстрация видеофильмов, диалоги персонажей, защиты на Ученом Совете, игры с залом, сопоставления фактов, инсценировки, научные конференции, отчеты экспедиций, пресс-конференции, путешествия, реклама, ролевые игры, соревнования, спектакли, спортивные игры, телепередачи, экскурсии.
Основное требование к проекту – наличие социально значимой задачи (проблемы), требующей решения через исследовательскую, информационную или практическую деятельность. Работа над проектом начинается с планирования, включая определение вида продукта и формы презентации, а также пооперационной разработки с указанием действий, выходов, сроков и ответственных. Важным этапом является исследовательская работа, направленная на поиск, обработку и осмысление информации [10].
Результатом проекта является продукт – средство для решения поставленной проблемы. Подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчику или общественности как наиболее приемлемое решение.
Таким образом, проект состоит из "пяти П": проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Шестое "П" – портфолио, содержащее все рабочие материалы проекта (черновики, планы, отчеты и др.).
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изучали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.
Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности:
Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в …; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.
Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности [5]:
1) дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);
2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);
3) частотный словарь английского молодежного сленга;
4) главы из учебника будущего «Биология и экология»;
5) Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть;
6) экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушное среды в микрорайоне (по заказу Управы района);
7) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;
8) коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.
Принципиальное отличие исследования от проектирования заключается в их направленности, смысле и содержании. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, познавательная деятельность, не предполагающая создание заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Это, по сути, бескорыстный поиск истины. Проектирование же, напротив, направлено на решение определенной, ясно осознаваемой задачи. В отличие от проектирования, исследование – это всегда творчество, вариант бескорыстного поиска истины, где решение практических проблем является, скорее, побочным эффектом. Исследовательская деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована внешними установками и не ограничена рамками смелых гипотез, что делает её значительно более гибкой.
2.2. Проектная задача «В мире животных: выходной с пользой» для обучающихся 3 класса
Проектную задачу разработала: Таянчина Анастасия Евгеньевна
Планируемые результаты:
Планируемые предметные результаты
1. использовать при решении задач и в практических ситуациях (определение времени) соотношение между величинами
2. создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения, по результатам наблюдений)
3. распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям
Планируемые метапредметные результаты
Познавательные
1. понимать и адекватно использовать математическую терминологию: использовать для решения практических задач;
2. анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;
3. на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами, сравнивать объекты окружающего мира,
Регулятивные
1. осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности
2. планировать действия по решению учебной задачи для получения результата
3. планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи
Коммуникативные
1. комментировать процесс вычисления
2. создавать устные и письменные тексты в соответствии с речевой ситуацией;
3. создавать устные и письменные тексты
Планируемые личностные результаты
1. применять математику для решения практических задач в повседневной жизни,
2.познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании
3. проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ
Проектная задача состоит из шести заданий, выполнение заданий можно выполнять в любой последовательности, кроме последнего задания. В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждой из которых независимо от других участвует в разработке Продукт: экскурсионного буклета- маршрута, который поможет девочкам, правильно распределить свой день и хорошо его провести. Выделяя все задания проектной задачи, учащиеся смогут выполнить и сделать экскурсионный буклет- маршрут.
Продукт: экскурсионный буклет- маршрут
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА «В мире животных: выходной с пользой»
В воскресенье подруги Аня и Катя договорились встретиться в 11:00 у библиотеки, чтобы вместе провести день, изучая животный мир. Давайте поможем Ане и Кате спланировать их день, чтобы он стал увлекательным и познавательным!
Задание 1. Успеть вовремя!
• Кате нужно 10 минут, чтобы дойти до библиотеки, а Ане– 15 минут. Во сколько каждой из подруг нужно выйти из дома, чтобы не опоздать? Посчитайте, во сколько нужно выйти каждой девочке, чтобы прийти к библиотеке в 11:00.
____________________________________________________________________
Задание 2. Куда отправиться, чтобы узнать больше о животных?
Подруги хотят посетить какое-нибудь интересное место, где можно узнать больше о животных. Изучите список мест и выберите два варианта, куда они могли бы пойти:
Зоопарк
| Музей естествознания
| Выставка кошек
|
Время работы 11.30-18.00 | Время работы 11.00-17.00 | Время работы 12.00-15.00 |
• Обоснуйте свой выбор.
_____________________________________________________
Обоснование: _____________________________________________________
_____________________________________________________
Обоснование: _____________________________________________________
Задание 3. Исследуем зоопарк!
• Представьте, что девочки выбрали зоопарк. В зоопарке разные животные живут в разных местах: в открытых вольерах, закрытых павильонах и аквариумах. Помогите Кате и Ане разобраться, какие классы животных можно увидеть в зоопарке. Вспомните все известные вам классы животных и запишите их.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Кто где живёт?
• Соедините стрелками класс животных и пример места их обитания в зоопарке:
Млекопитающие | Вольер с обезьянами |
Птицы | Террариум с пауками |
Рыбы | Клетка с попугаями |
Паукообразные | Аквариум с тропическими рыбами |
Задание 5. Подсчитаем время:
• Подсчитайте время, которое подруги провели в зоопарке, если они пришли туда в 11:30, а ушли в 15:00. Также вспомните, в какие еще места они планировали пойти (задание 2).
• Заполните таблицу, перечислив время, которое они провели в зоопарке, и время, которое они могли бы потратить на посещение, в других местах.
Место | Время начала посещения | Время окончания посещения | Общее время |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 6.
• Представьте, что девочки увидели афишу интересного научного шоу о невероятных фактах мира животных (приложение 1). Какую информацию узнали девочки из этой афиши? Какой важной информации в этой афише нет?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Приглашаем вас на самое захватывающее научное шоу "Невероятные факты мира животных"!
Вас ждут:
Как животные управляют водой и воздухом?
Узнайте, как животные приспособились к дыханию в разных средах.
Множество интересных фактов и открытий!
Место: Научный центр "Знайка"
Время: Каждый день в 16:00
Итоговое задание. Заполните таблицу. Итоговое задание. Заполните таблицу:
Вопрос | Ответ |
Во сколько должны выйти Аня и Катя, чтобы не опоздать к библиотеке? | Аня - ____ ч. ____ мин. Катя - ___ ч. ____ мин.
|
Какие места, связанные с животными, вы посоветовали посетить девочкам? Почему? |
|
Какие классы животных можно увидеть в зоопарке? |
|
Приведите примеры, где в зоопарке живут млекопитающие, птицы, рыбы и насекомые? |
|
Сколько времени девочки провели в зоопарке, и в других местах? |
|
Какую информацию необходимо указать на афише выставки "Наши питомцы", чтобы привлечь больше посетителей? |
|
Сформулируйте цель этой проектной задачи "В мире животных: выходной с пользой". |
|
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником):
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача "В мире животных: выходной с пользой".
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________
2.3. Проектная задача «Крокодил Гена и Чебурашка в поисках пропавших из зоопарка зверюшек»» для обучающихся 2 класса.
Проектную задачу разработала: Брюхова Светлана Викторовна
Здравствуйте, второклассники!
У нас случилась беда — из зоопарка пропали несколько животных! Мы, Крокодил Гена и Чебурашка, не можем оставить это без внимания. Наша задача — найти пропавших и вернуть их домой.
Для этого нам необходима ваша помощь. Мы знаем, что вы любите животных и с радостью примете участие в этом деле. Пожалуйста, соберите информацию о пропавших животных и оформите её в виде текста. А для наглядности нарисуйте их, чтобы мы могли показывать рисунки прохожим и не объяснять, кого мы ищем.
Мы верим, что вместе мы сможем вернуть животных в зоопарк и защитить их от неизвестной опасности. Помогите нам, второклассники!
Определите проблему: __________________________________________________________________
______________________________________________________________
Определите цель: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Задание 1
Крокодил Гена и Чебурашка обнаружили несколько записей в сопроводительных документах. Одна из них отличалась от остальных по своему оформлению. Чебурашка предположил, что здесь зашифрован список животных зоопарка, Гена ему не поверил. Помогите, пожалуйста, разобраться, что это за запись, по представленному отрывку документа.
Найдите название животных и выпишите их ниже.
К | Р | Е | Ч | Е | Р | Е | П | А | Е |
Н | О | К | О | Н | Ь | Л | К | Х | С |
О | С | О | Т | О | Б | Е | Г | А | Л |
С | Г | Р | О | Г | И | В | Е | П | О |
Ё | О | Р | Е | К | О | Т | М | Ш | Н |
Л | К | О | А | Л | А | К | О | Р | Л |
К | Н | И | Ь | Я | Ж | У | Т | К | А |
Л | Ь | Ф | М | З | А | Я | Ц | Р | А |
И | Л | И | Е | Д | В | Е | Д | Ё | С |
С | А | Д | Ю | К | О | Т | Ь | Ж | Ь |
Получившийся список: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Крокодил Гена и Чебурашка прочли следующий листок и ждут от вас помощи. Животных очень много, и они разные. Необходимо разделить их на группы.
Названия групп животных | ||||
У этих животных бывает по 6 ног | Тело покрыто чещуёй | Тело покрыто перьями | Тело покрыто шерстью | Могут жить в воде и на суше |
| | | | |
Названия животных для обозначенной каждой группы | ||||
| | | | |
Задание 3
Не дочитав документ, крокодил Гена и Чебурашка решили отправится на поиски пропавших животных. Но вдруг им по дороге встречается старушка Шапокляк и спрашивает, во сколько закрывается зоопарк и успеет ли она посмотреть на всех животных, если на просмотр одного вольера у неё занимает 10 минут. Помогите посчитать, сколько займет времени, чтобы обойти всех животных в зоопарке.
Зоопарк
| Террариум | Авиарий: мирптиц в полете
| Кафе
|
Время работы Пн-пт - с 10:00- 19:00 Сб-Вс – с 10:00- 20:00 | Время работы Пн-пт - с 10:00- 17:00 Сб-Вс – с 10:00- 18:00 | Время работы Пн-пт - с 10:00- 18:00 Сб-Вс – с 10:00- 19:00 | Время работы Пн-пт - с 10:00- 19:30 Сб-Вс – с 10:00- 18:00 |
Время, которое затратит Шапокляк: __________________
Задание 4
Шапокляк решила помочь крокодилу Гене и Чебурашке. Она сообщила им, что знает, какие животные пропали. Однако, вместо того чтобы рассказать всё, она оставила записку. Помогите Гене и Чебурашке разгадать, что там написано.
ʞинmих qɯɔǝ хин иɓǝdɔ
иwʁqdǝu оɯıqdʞоu ǝонɯоʚиж онɓо
иdǝʚε ǝıqdɯих и ǝıqнwʎ оɯє ‘oıqɯɔdǝm ıqɯıqdʞоu хин εи ǝоʚɓ
ǝоdɯ хıqнɯоʚиж
О чем хотела сказать шапокляк? ________________________________________________________________________________________________________________________________
Предположите о каких животных она говорила? ________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
После записки Шапокляк, крокодил Гена и Чебурашка решили пойти в сторону млекопитающих. Но по дороге они обнаружили какие-то очень странные следы, которые резко оборвались. Помоги Гене и Чебурашке определить к какому животному относятся данные следы.
Следы животных | Какое это животное? |
|
|
|
|
|
|
Задание 6
До закрытия зоопарка Чебурашке вместе с крокодилом Геной нужно отыскать животных. Сейчас 17:40, сколько осталось времени до закрытия зоопарка?
Ответ: __________________________
Соберите всю информацию, которую узнали о пропавших животных. Опишите пропавших животных в 2–3 предложениях. К этому тексту нарисуйте этих животных, чтобы Чебурашка и крокодил Гена могли быстрее найти их, показывая рисунки прохожим и не объясняя, кого мы ищем.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.
И
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
мя: _____________
Почти все сделали без меня.
И
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
мя: _____________
Почти все сделали без меня.
И
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
мя: _____________
Почти все сделали без меня.
И
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
мя: _____________
Почти все сделали без меня.
И
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
мя: _____________
Почти все сделали без меня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная пояснительная записка и разделы методических рекомендаций подчеркивают важность и актуальность организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе. В современном образовательном процессе эти формы работы становятся ключевым инструментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, развития критического мышления, креативности, самостоятельности и познавательной активности.
Акцент делается на том, что исследовательская деятельность не только расширяет кругозор детей и углубляет их знания, но и позволяет им применять полученные знания на практике, развивать навыки работы в команде, осознавать значимость своего вклада в учебный процесс и формировать уверенность в своих силах. Проектная деятельность же рассматривается как средство развития личности ребенка, его творческих способностей и достижения универсальных учебных действий, при этом подчеркивается необходимость предварительной подготовки школьников к такой деятельности.
Важным аспектом является роль учителя и родителей в организации исследовательской работы. Учитель выступает в роли проводника знаний, создающего благоприятные условия для исследования и поддерживающего детей на всех этапах работы. Родители, в свою очередь, являются надежными помощниками и консультантами, участвующими в выборе темы, поиске информации и подготовке материалов.
Предложенные методические рекомендации направлены на предоставление учителям и родителям практических инструментов и знаний для эффективной поддержки исследовательской активности детей. Они призваны помочь в организации исследовательской и проектной деятельности таким образом, чтобы максимально раскрыть потенциал каждого ученика и сформировать у него необходимые навыки для успешной адаптации к будущей жизни.
В заключение, организация исследовательской и проектной деятельности в начальной школе – это инвестиция в будущее поколение, способное критически мыслить, креативно решать проблемы и успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Реализация этих подходов требует совместных усилий учителей, родителей и администрации школы, а также четкого понимания целей и задач, стоящих перед образовательным процессом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. - М.: МГДД(Ю)Т, 2003.
Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2006.
Воронцов А.Б. «Проектная задача в начальной школе»
Копылова Г. А. Статья «Исследовательская работа в начальной школе».
Малиновская Е.А. «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся».
Пивнева Н. И. Статья «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе».
Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников: пособие для учителя».
Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся».
Ярмаченко Н.Д. «Организация исследовательской деятельности учащихся».
Зубова О.А.«Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы)».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Афиша научного шоу «Невероятные факты мира животных»