СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации предназначены учителям образовательных учреждений, студентам, обучающимся по специальности «Преподавание в начальных классах» и всем, кто желает овладеть проектной и исследовательской технологиями.
Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы
Автор: Котельникова Дарья Сергеевна
студент (ка) 3 курса 20П-4 группы
специальность: 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Красноярск, 2023
АННОТАЦИЯ
Педагогическая деятельность всегда предполагает воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития индивидуальности. Методические рекомендации созданы для организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы проектно-исследовательского обучения младших школьников.
Методические рекомендации предназначены учителям образовательных учреждений, студентам, обучающимся по специальности «Преподавание в начальных классах» и всем, кто желает овладеть проектной и исследовательской технологиями.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составитель: Котельникова Д.С– студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».
Организация проектно-исследовательской работы обучающихся в начальной школе/ Котельникова Д.С. КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького». – Красноярск, 2023 г. –
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 7
1.1.Выбор темы исследования 8
1.2.Цель, задачи, гипотеза исследовательской работы 10
1.3.Культура защиты исследования 10
1.4.Что такое паспорт исследования? 12
Глава 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 14
2.1. Презентация проектов. 16
2.2. Отличие проекта от проектной задачи 18
2.3. Разработка собственной проектной задачи 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Приложение 1 24
Приложение 2 30
В Федеральном государственном стандарте второго поколения по программам предметов естественно-математического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия, в которые включены действия выпускника по освоению элементов исследовательской деятельности:
- умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;
- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию [1, с. 50].
Целью данных методических рекомендаций является: использование эффективных вариантов и образцов действий, которые применимы к организации проектно-исследовательской деятельности.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.
Проектно-исследовательская деятельность способствует реализации данного акцента. Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
• постановку проблемы;
• изучение теории, посвященной данной проблематике;
• подбор методик исследования и практическое овладение ими;
• сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
• научный комментарий;
• собственные выводы.
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [2, c. 167].
Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:
– углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;
– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;
– расширению представлений о межпредметных связях;
– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
– созданию предпосылок для развития научного образа мышления; – овладению методами научных исследований;
– формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;
– обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);
– профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;
– формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности [3, c. 98].
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. В этом и состоит главное отличие данной деятельности от простого практикума, в котором всё известно и необходимо лишь пройти по изученному.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся подразумевает наличие этапов, которые характерны для типичного научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретического материла, выбор метода, практика, процесс сбора полученных результатов, анализ и обобщение данных, выведение конкретных результатов и собственные выводы.
Используя данные методические рекомендации, Вы поймете, как организовывать исследование, узнаете отличия проекта от проектной задачи, а также поймете, как сделать собственную проектную задачу.
В процессе реализации исследовательской деятельности у обучающихся формируются некоторые исследовательские умения: возможность осознать свою значимость, развитие познавательного интереса, любознательности, умение работать с информационными источниками, общение со сверстниками и единомышленниками, возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.
Роль учителя не мала. Ему нужно помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Учитель не дает информацию в готовом виде, он создает такие условия, чтобы обучающиеся могли самостоятельно поработать с исследованием.
С учеником сначала проводятся организационные мероприятия. Действия первого типа — это собственно исследовательские действия, в результате выполнения которых выдвигаются гипотезы, осуществляется сбор, обработка и анализ информации, делаются выводы.
Далее ученик выполняет конкретные действия, соответствующие цели исследования: определяет задачи, планирует их достижение, подбирает методы и, наконец, производит контроль и оценку совершенных действий.
Исследовательская деятельность учащегося — это деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения нового знания и развития личностных характеристик ученика, способствующих продолжению его образования.
По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.
Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований;
развитие творческой исследовательской активности;
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс [4, c. 107].
Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие умения:
Исследовательские умения:
умение видеть проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение задавать вопросы;
умение давать определения понятиям;
умение классифицировать;
умение экспериментировать.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Определяем роль учителя: систематическая направляющая, стимулирующая и корректирующая роли.
1.1.Выбор темы исследованияУвидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка. [5, с. 92]
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Тема должна быть интересна обучающемуся, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.
Натолкнуть обучающегося на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.
Примерами интересных тем, которые не касаются личных аспектов жизни, являются «Как влияют разные марки мыла на кожу человека» , данная тема является актуальной, ведь все мы ежедневно пользуемся этим средством гигиены, поэтому нам необходимо иметь о нем хотя бы минимальный набор знаний, ведь очень важно знать подходит ли вашей коже мыло, которым мы пользуемся. Также, тема «Какая порода собаки подходит для нашей семьи?», является достаточно интересной, ведь каждой семье важно узнать, какая порода собаки подойдет. «Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?», тема является интересной и необычной, потому что в ней происходит исследование, как в Красноярске можно вырастить арбуз из другого региона.
Среди спорных и неправильных формулировок допускаются типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования.
1. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося
2. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.
Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной обучающемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.
3. Некорректная формулировка темы исследования.
4. Не оригинальность темы исследования.
5. Название темы не соответствует проблеме исследования
Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.
1.2.Цель, задачи, гипотеза исследовательской работыЦель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования. Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п. [3, стр 37]
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. [2, стр 13]
К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.
Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы.
Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. [4, стр 22]
1.3.Культура защиты исследованияЗавершающим этапом исследования является доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Очень важно грамотно и правильно, аргументировано и эффективно подготовиться к защите работы на конференции или любом другом мероприятии, на котором конкурсанты представляют результат своего научного творчества. [4, стр 50]
Подготовка доклада начинается с определения его структуры, далее разрабатывается план доклада, по которому пишется текст защиты материала. Рекомендуется провести несколько репетиций своего выступления на защите исследовательской работы, чтобы запомнить ключевые моменты в тексте и ориентироваться в установленном для выступления регламенте. Время, выделяемое на доклад, составляет не более 5-7 минут.
Построение доклада происходит таким образом, что сначала раскрывается справочная информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования, итоги которого приводятся в заключении исследовательской работы. Текст выступления на защиту желательно оформить письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы. Во время выступления не рекомендуется пользоваться текстом доклада, потому что публика лучше воспринимает информацию, предоставляемую от себя, понятным разговорным языком. Для простоты выступления следует вынести все ключевые вопросы в презентацию, это поможет правильно ориентироваться в последовательности излагаемого материала. В презентацию может быть вынесен план проведенного исследования, развернутые определения ключевых понятий в тексте, картинки, графики, теоретические выкладками и практические результаты исследовательской работы. То есть задача презентации — максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего исследования.
Нами были выделены критерии оценивания исследовательских работ учащихся в таблице 1 (максимальное количество баллов – 15 баллов) [7, стр 35]
Таблица 1.
Критерии оценки детских исследовательских работ | Количество баллов |
Проблема сформулирована верно | 1 - просматривается 0 – не просматривается
|
Тема соответствует выбранному содержанию |
|
Актуальность исследования обоснована |
|
Гипотеза сформулирована так, что ее можно доказать |
|
Цель исследования соответствует содержанию |
|
Этапы отражают логику исследования |
|
Использовано не менее 2х методов |
|
Результаты соответствуют исследованию |
|
Соответствие типа исследованию содержанию |
|
Формулирует вывод исследования |
|
Представлен продукт |
|
Представление соответствует тексту |
|
Практическая значимость |
|
Ответы на вопросы |
|
Соответствие возрастным особенностям |
|
Самостоятельность и правильность речи |
|
При проведении исследовательской работы в начальной школе составляется паспорт исследования.
Паспорт исследовательской работы должен строиться по следующему алгоритму:
1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;
2. обоснование актуальности;
3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип исследования;
4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;
5. определение оборудования для проведения исследования;
6. определение предполагаемого продукта исследования;
7. определение перспективы исследования;
8. оформление используемых источников.
Исходя из данного алгоритма был составлен паспорт собственной исследовательской работы по теме «Что такое радуга?» (см. табл. 2)
Таблица 2. Паспорт исследования
Компоненты паспорта | Описание исследования |
Тема исследования | Что такое радуга? |
Актуальность исследования | Наверное, нет человека, который не любовался бы радугой. Это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Её считали доброй предвестницей, приписывали ей магические свойства. Все знают, что волшебными свойствами радуга может обладать лишь в сказках, а в действительности радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя. |
Проблема исследования | Однако не все знают, как именно образуется радуга. Когда и как её можно увидеть? Можно ли экспериментально исследовать радугу? Как получить искусственную радугу? |
Объект исследования | Радуга |
Предмет исследования | Причины появления радуги |
Цель исследования | Выявить физические свойства радуги и экспериментально апробировать способы её получения. |
Задачи исследования | Узнать, что такое радуга; Выяснить условия появления радуги в природе; Рассмотреть разные виды радуг; Попробовать сделать радугу в домашних условиях Сделать выводы. |
Гипотеза исследования | предположим, что радугу можно получить в домашних условиях. |
Методы исследования | Теоретический (изучение необходимой литературы и других дополнительных источников информации) Практический ( наблюдение, описание, опыт) |
Тип исследования (по продолжительности) | Краткосрочный тип исследовательской работы. 1 занятие (40 минут) |
Этапы реализации исследования, краткое их описание | Три этапа: Мотивационный (3 мин): на данном этапе формируется положительный настрой обучающихся на учебную деятельность и их заинтересованность. Основной (25 мин): изучение, через литературу, каков состав и особенности почвы, проведение и описание опытов. Заключительный (7 минут): представление результатов исследовательской работы.
|
Оборудование для проведения исследования | колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – фонарик, CD диск. |
Продукт исследования | Схема-памятка |
Перспектива исследования | Данные эксперименты можно провести самостоятельно и рассказать о радуге другим. |
Используемые источники | Хочу все знать. Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта, Москва 2008г. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. – М.:Педагогика – Пресс, 1993.
|
Необходимые материалы для проведения Вы можете найти в Приложении 1.
Глава 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структураАктуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности. [1, с. 22]
Слово ―проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности.
Проект может рассматриваться как реалистический замысел о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.
Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:
- по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;
- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта):
- по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);
- по количеству участников проекта;
- по продолжительности выполнения проекта.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этого затруднения при рассмотрении в определенной ситуации.
Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:
• Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
• Специалист, который компетентен в нескольких областях.
• Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
• Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
• «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
• Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
• Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов [2, c. 189].
Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.
2.1. Презентация проектов.Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игр; демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом Совете; игра с залом; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; инсценировка реального или вымышленного исторического события; научная конференция; отчет исследовательской экспедиции; пресс-конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; демонстрировать найденное решение; анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.
Мы проанализировали схожие и отличительные черты исследовательской деятельности и проектной деятельности, которые можно посмотреть в таблице 3. [7, стр 42]
Таблица 3.
Схожесть | Отличия | |
Наличие проблемы | Основывается на любознательности и не предполагает определенного результата | Проект всегда направлен на решение практических задач, проект осуществляется не просто, а решают конкретную проблему |
Наличие продукта | Процесс выработки новых знаний, главное процесс | Создать то чего еще нет, главное результат |
Наличие продолжительности | Гипотеза обязательна | В проекте не всегда может быть гипотеза |
На основании статей, которые нам предлагалось проанализировать в методических рекомендациях, нами была выполнена сравнительная таблица. (см. Таблица 4)
Таблица 4.
Основание для сравнения | Проект | Проектная задача |
Педагогическая цель | формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. | формирование разных способов учебного сотрудничества. |
Цель детская | решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата | решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата |
Продолжительность | от урочных до годичных | 1-2 урока |
Форма организации | индивидуальные или групповые | Только работа в группе, в паре |
Структура | 1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование) 3.Поиск информации 4.Продукт 5.Презентация. | 1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование) 3.Поиск информации 4.Продукт 5.Презентация. |
Деятельность учащихся | Разрабатывают замысел, ищут пути реализации, | Замысел дает учитель, пути решения указаны |
воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт |
| |
Результат | Должно происходить качественное изменение учащегося | Должно происходить качественное изменение учащегося |
не предсказуем | - | |
реальный продукт, который можно представить другим | реальный продукт, который можно представить другим | |
Формируемые универсальные умения | 1. Рефлексивные 2. Поисковые (исследовательские) 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве 5. Менеджерские умения и навыки 6. Коммуникативные 7. Презентационные умения и навыки | -рефлексировать; -целеполагать; -планировать; -моделировать; -проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; -вступать в коммуникацию;
|
Средства | Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств | большой объём разнородного материала предоставляет учитель |
Возраст участников | Старшеклассники (подростковая школа) | Начальные классы |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что особых отличительных характеристик нет, но Вы должны понимать, что в начальных классах Вы сможете сделать с обучающимися проектную задачу.
2.3. Разработка собственной проектной задачиПроектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными, выполняться как в одновозрастной, так и разновозрастных группах. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Такие задачи предлагаются для решения учащимся именно в группах, не индивидуально.
Инструкция для разработки проектных задач:
Подберите сюжетную линию, идею, в рамках которой будут ученики решать проектную задачу. Идея должна быть ориентирована на возраст учащихся и их интересы, а также быть социально-значимой.
Подберите 5-6 таких заданий, которые предполагают выполнение учащимися разных видов деятельности: интеллектуальной, продуктивной, творческой.
Содержание заданий подберите так, чтобы учитывались возможности участия каждого ребенка в группе;
Объем заданий заведомо представьте большим, невыполнимым за малое количество времени одним учеником. Тогда это потребует распределение обязанностей среди группы учеников для успешного выполнения заданий.
Подберите задания так, чтобы они соответствовали разному предметному содержанию (математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению), но «в чистом виде» это в тексте задачи не должно быть указано.
Ответьте себе на следующие вопросы:
- Что такого нового в своей жизни сделают, создадут Ваши ученики?
- Какие способы деятельности учащиеся «перенесут» из содержания уроков?
- Какие УУД будут формироваться и оцениваться Вами?
Пример собственной разработанной проектной задачи. (см. Таблица 5)
Таблица 5.
Название проектной задачи | «Чудо-коты» |
Предмет | Математика, окружающий мир |
Класс, время | 3-4, третья четверть (март) |
Вид задачи | Межпредметная, обучающая, разновозрастная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | Совершенствование совместной деятельности учащихся для подбора и образования готовой информации. Решение предметных задач. Корректировка своих действий на основе внешней проверки. Распределять виды деятельности, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение работать по алгоритму, сравнивать, анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения); Создание итогового продукта (видео-сюжет на 1-2 минуты). |
Знания, умения и способы действия, на которые опираются задача | Предметные результаты: - решают примеры в несколько действий; - выполняют вычислительные операции. Метапредметные результаты: - анализируют информацию в тексте; - читают модели, схемы; - приходят к коллективному решению; |
Планируемый педагогический результат | Освоение учащимися 3-4 класса коммуникативных навыков при совместной работе. Овладение способами прогностической оценки при планировании совместной работы. Умение представлять результаты своей работы в различных формах. |
Способ и формат оценивания результатов работы | 1. Оценка решения заданий, выполненных группой. 2. Оценка коммуникативных умений младших школьников. 3. Оценка промежуточного и итогового продуктов учителем и другими учащимися. |
Необходимые материалы для проведения Вы можете найти в Приложении 2.
По желанию Вы можете провести данную проектную задачу в классе, используя необходимые материалы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 31 мая 2021 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 55 с.
Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с
Залуговская, В.М. Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы. – 2017г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.
Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.
Зачёсова, Е. В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е. В. Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.
Мастрюков, А. В. Как выбрать тему исследования- 2017г.-110 с.
Методические рекомендации для практических и самостоятельных работ МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах – 2023г. – 54с.
История исследования учеными
Это красивое явление стали изучать уже в глубокой древности. Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги. Первым понял причину радуги немецкий монах Теодорик, в 1304 г. Воссоздавший ее на сферической колбе с водой. Однако открытие Теодорика было забыто. Общая физическая картина радуги была уже четко описана архиепископом Марком Антонием де Доминисом в 1611 году. Он объяснил, что радуга появляется в результате отражения света от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления – при входе в каплю и выходе из неё. Первая попытка закончилась плачевно. Автор рукописи был заточен в тюрьму, где и умер, дожидаясь смертной казни. Инквизиция приговорила любознательного священника к смерти за то, что его теория о возникновении радуги противоречила библейскому толкованию. Антонио Доминис умер в тюрьме, не дождавшись казни, но его тело и рукописи были сожжены.
Но спустя 26 лет французский философ, физиолог, математик и физик Рене Декарт, связал возникновение радуги с законами преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя.
А в 1672 сэр Исаак Ньютон провел исторический опыт. Он направил пучок света на грань стеклянной призмы, и на экране, установленном за ней, получился спектр из непрерывных переходящих одна в другую полос. Ученные выделили семь основных цветов, которые мы наблюдаем в радуге.
«Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света». На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.
Значение слова «РАДУГА»
Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце
освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне
неба. Объясняется преломлением, отражением света в каплях дождя.
(Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова)
Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде,
образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
(Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.)
Радуга – оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое при дожде, когда лучи солнца преломляются через пелену дождевых капель; на небосклоне появляется окрашенная в цвета спектра дуга, причем наружная сторона - в красный, а внутренняя – в фиолетовый цвет.
(По данным Малого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)
Радуга — претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья дуга.
(По словарю В. Даля)
Как появляется радуга?
Через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?
Это луч солнца и дождевые капли. Ведь радуга — это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной, разноцветной дуги. Вот почему можно сказать, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
Нередко радугу можно увидеть в брызгах водопада, фонтана или даже поливальной машины. Иногда можно наблюдать побочную радугу, которая расположена над первой и имеет обратное чередование цветов. Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.
Радуга появляется, только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу.
Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя. Находиться надо строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед тобой). Иначе радугу не увидеть!
Солнце, наши глаза и центр радуги должны находиться на одной линии! Если солнце высоко в небе, то такую прямую линию провести невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Радуга появляется при условии, что угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.
Оказывается, такое чудо тоже бывает. Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой.
Виды радуги
Мы чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги, потому что её центр находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы.
Двойная радуга
Иногда на небе появляются сразу две радуги, одна, которая имеет четкое очертание, другая же похожа на размытое отражение первой. Неяркая радуга образуется по такому же принципу, как и четкая, однако в этом случае свет отражается от поверхности внутри капли не один раз, а дважды. В результате такого двойного отражения, свет выходит из капли под другим углом, поэтому вторая радуга кажется немного меньше. Если хорошенечко приглядеться, можно заметить, что цвета во второй радуге отражаются в обратном порядке по сравнению с первой радугой.
Рис. 1. Двойная радуга.
Ещё реже можно увидеть три разноцветные дуги.
Рис. 2. Тройная радуга.
Лунная радуга
В яркую лунную ночь можно увидеть радугу от Луны. Радуга возникает в свете полной луны, когда идет дождь. Поскольку человеческое зрение устроено так, что при слабом освещении наиболее чувствительные рецепторы глаза – «палочки» – не воспринимает цвета, лунная радуга выглядит белесой; чем ярче свет, тем «цветнее» радуга.
Рис. 3. Лунная радуга.
Чаще всего наблюдается простая радуга-дуга, но известен широкий спектр различных оптических феноменов, связанных с возникновением радуги, например огненные радуги, возникающие на перистых облаках, двойная, перевёрнутая, кольцевая радуга, в определённых местах можно увидеть лунную радугу. Радуга может быть зимой, но это очень редкое явление.
Перевернутая радуга
Перевёрнутая радуга-явление довольно редкое. Она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевёрнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу - красный.
Рис. 4. Перевернутая радуга.
Огненная радуга
Огненная радуга - это редкое оптическое атмосферное явление. Огненная радуга появляется, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака под углом 58 градусов над горизонтом. Ещё одним необходимым условием для появления огненной радуги являются шестиугольные кристаллы льда, имеющие форму листа и их грани должны быть параллельными земле. Солнечные лучи, проходя сквозь вертикальные грани ледяного кристалла, преломляются и зажигают огненную радугу или округло - горизонтальную дугу, так в науке называется огненная радуга.
Рис. 6. Огненная радуга.
Зимняя радуга
Зимняя радуга - это очень удивительное явление. Такую радугу можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза, когда холодное Солнце сияет на бледно-голубом небе, а воздух наполнен маленькими кристалликами льда. Солнечные лучи преломляются, проходя сквозь эти кристаллики, как сквозь призму и отражаются в холодном небе разноцветной дугой.
Рис. 6. Зимняя радуга.
Проектная задача «Чудо-коты»
Здравствуйте, дорогие ребята!
Надеюсь моё письмо дошло к Вам в целости и сохранности. Я начинающий режиссёр фильмов. Меня зовут Дарья Сергеевна.
Совсем скоро праздник, и в преддверии него, я решила снять фильм. Конечно, мне не обойтись без Вашей помощи.
Правда случилась беда, в моей киностудии случился потоп и часть информации о празднике утеряна, но на мой взгляд, у вас получится ее восстановить.
После прочтения письма посмотрите документы, которые я Вам прислала, благодаря им Вы сможете понять о каком празднике речь и найти нужную информацию. Когда Вы выполните, отправьте мне по почте снятый кусочек фильма, именно с той информацией, которая попала к Вам.
Удачи, я в Вас верю!
Задание 1.
В данном кусочке информации Вы узнаете о каком празднике пойдет речь. Но, чтобы другие режиссеры не украли мою идею, название зашифровано. Отгадайте шифр и впишите его в поле для ответа.
Ответ:______________________________________
Задание 2.
В данной информации совсем немого утерялось информации. Вам необходимо восстановить ее.
Первобытные люди постепенно приручали диких животных - лошадь, корову, собаку... Одной из последних согласно легенде, описанной Р.Д. Киплингом, стала кошка. Своенравное и самостоятельное животное долго не соглашалось расстаться со свободой, но все же пришло к человеку в пещеру. Этот представитель семейства кошачьих на протяжении тысячелетий скрашивает жизнь человека своим существованием. Грациозные и умные звери проявляют любовь и верность к хозяевам, взамен требуя уважения своей тяги к независимости. С
С 1992 г. 17 февраля
отмечается Европейский день кота - праздник, учрежденный с целью оказания помощи бродячим животным.
Потерялась информация о том, когда празднуется данный день?
Решите данные примеры и впишите дату в кусочек, где не достает информации.
105 : 3 + 6 : (2 + 1) – 20 =____________________________________
236:4*3-52:2-149=________________________________________
236*5+65:1+500-300+500+47=_______________________________
Задание 3.
Коты рекордсмены.
Самые длинные усы
Рекорд по длине усов (вибриссов) составляет ........., его побила Мисси, мейн-кун, который живет вместе со своим владельцем – Кайей Киллонен. Рекорд был зафиксирован в Иисвеси (Финляндия) 22 декабря 2005 года. Полное имя Мисси – «Мисс Американский пирог Фуллмуна». Она родилась 30 декабря 2001 года.
Для сравнения, усы средней домашней кошки не превышают 5-8 см, а средняя длина для породы мейн-кунов – 11-14 см. Усы Мисси почти в .......... раза длиннее, чем у других котов!
Часть информации также утерялась, восстановите ее и впишите в пропуски.
У кота Васьки усы 6см., предположим, что они вырастут в 4 раза, но так ему будет не удобно, и мы ему их подправим и уберем 5см. Какой длины станут его усы?
Ответ:
Самая длинная кошка
Самым длинным домашним котом в истории был и остается Мимейнс Стюарт Гиллиган (он же Стьюи). Длина мейн-куна от кончика носа до кончика хвоста составляла ...... см. Кот принадлежал Робин Хендриксон и Эрику Брандснесу (США), а рекорд зафиксирован представителями КРГ 28 августа 2010 года. Стьюи также обладал самым длинным хвостом – около 42 см, но позже этот рекорд был побит.
Часть информации также утерялась, восстановите ее и впишите в пропуск.
Кошка Маруся в длину составляет 57 см., а кот, который живет у соседей его половина длины составляет 33 см. Какая общая длина у кошки с котом?
Ответ:
Не забудьте добавить эту информацию в видеофильм, она очень важна!
Задание 4.
Соберите всю восстановленною информацию воедино. Придумайте рассказ (10-12 предложений) про кота, дайте ему кличку и добавьте информацию в видеофильм. Откройте на своих смартфонах «Красная Книга России» семейство кошачьих, используя интернет-источник, выберите одного кота про которого и будет половина вашего фильма.
Надеюсь, что у Вас получилось восстановить всю недостающую информацию и после Вы снимите прекрасный видеофильм к празднику. Не забудьте, что данный фильм будет показываться в кинотеатрах, поэтому необходимо выбрать подходящую и красивую локацию, рассказывать эмоционально и чётко.
Желаю удачи!