Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького» |
Казакова Софья Денисовна
Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы
Красноярск, 2023
Аннотация
Данные методические рекомендации показывают типичные ошибки, которые совершают учителя при организации детского исследования. Также в данных методических рекомендациях описаны приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание собственной деятельности. Здесь будут продемонстрированы примеры конкретных заданий для учащихся начальной школы. В методических рекомендациях представлены материалы, разработанные педагогами со стажем преподавания и деятелей педагогических наук.
Сборник составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Авторы – составители: С. Д. Казакова, студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».
Сборник методических рекомендаций по реализации детских исследовательских работ в современном начальном образовании. Направленная на всестороннее развитие личности обучающегося.
Оглавление
1
Пояснительная записка 3
Глава I ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 5
1.1 Выбор цели исследования 5
1.2 Как определить цели и задачи исследования 7
1.3 Какие возникают трудности при выборе методов исследования 9
1.4 Примеры оформления паспорта проекта 12
1.4.1 Паспорт исследования №1 12
1.4.2. Паспорт исследования №2 15
ГЛАВА II ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 17
2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 17
2.1.1 Проектная задача №1 19
2.1.2 Проектная задача №2 24
Заключение 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Приложение 1 30
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.
Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.
Участие младших школьников в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе и развивает лидерские качества. Поэтому данный вид работы широко применяется в начальной школе.
Глава I ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Выбор цели исследования
Проведение исследование в период обучения в школе является важным составляющим образовательного процесса. Исследования помогают школьникам смотреть на повседневные для нас проблемы под другим углом и, порой, предлагают необычные решения, которые вряд ли пришли бы в голову взрослого человека. Но как правильно выбрать тему для детского исследования, чтобы не оттолкнуть от этого вида деятельности, а наоборот, развить в этом интерес?
Как подтолкнуть школьника на выбор темы?
Чтобы подтолкнуть школьника к выбору темы необходимо найти область:
- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов
- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:
- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).
Проблема исследования
Проблема исследования должна быть интересна для школьника. Именно интерес ребенка натолкнет на ее тему.
Как выявить проблему?
Порой найти саму проблему сложнее, чем найти ее решение. Для того, чтобы выявить проблему, необходимо посмотреть на исследуемый объект с различных сторон.
Какие вопросы задать в помощь при выборе темы?
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Темы исследования можно условно разделить на 3 группы:
Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Правила выбора темы:
тема должна быть интересна ребенку, увлекать его;
тема исследования должна раскрывать способности ребенка;
добровольная основа;
тема должна быть актуальной и оригинальной;
исследование должно быть проведено относительно быстро;
Тема исследования должна строиться из интересов школьника. Не стоит навязывать свои интересы ребенку.
Как определить цели и задачи исследования
Одними из важных составляющих исследования является определения целей и задач, ведь порой выбранная нами тема не соответствует цели и поставленным задачам. Мы уже выяснили, как не допустить ошибки при выборе темы, но как же поступать в этой ситуации?
Какой должна быть цель?
Часто при написании цели исследования допускают типичные ошибки, такие как: завышенная цель, цель может не соответствовать теме исследования, обширная цель и неясность формулировок.
Чтобы избежать данных проблем при выделении цели, необходимо придерживаться следующим рекомендациям:
Рекомендации по постановке целей:
1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.
2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.
3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.
4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.
Для чего цель делят на задачи?
Способствует более простым и доступным для выполнения операций;
Создается последовательность действий. Учитывая их взаимосвязь, сложность, затрачиваемое время;
Для деления объема работ и создания более качественного продукта деятельности.
С чем должны быть связаны задачи?
1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…
2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…
3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.
4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…
5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…, комплекс заданий…
Как сформулировать гипотезу исследования?
Часто при формулировке гипотезы совершают такие ошибки, как: слишком обширная или выбирают ошибочный стиль формулировки и начинают с вопроса.
Требования к гипотезе:
Она должна:
- содержать предположение
- быть проверяема, подтверждена
- быть логически непротиворечивой
- быть реально опровергаемая или доказуемая.
Придерживаясь данных рекомендаций, вы сможете избежать ошибок, которые совершают большинство учителей. Также не забывайте, что это детское исследование, будьте помощником, а не исполнителем работы.
Какие возникают трудности при выборе методов исследования
Прежде чем приступить к самому исследованию мало выбрать тему, подобрать цель, задачи и выдвинуть гипотезу. Также необходимо определить методы, с помощью которых мы будем проверять нашу гипотезу.
Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира.
Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. (Энцикл. словарь)
1. Наблюдение – восприятие и запоминание личностью окружающего мира. (Википедия)
2. Наблюдение – метод исследования, основанный на работе органов чувств.
3. Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие реальных объектов.
Выделяют следующие виды наблюдений:
- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)
- Структурированное (наблюдение по плану)
- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)
- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)
- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)
- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)
- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)
- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).
- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).
Выделяются следующие этапы планирования наблюдения:
Определение задачи и цели (для чего? с какой целью?)
Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)
Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?)
Выбор способов регистрации наблюдения (как вести записи?)
Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)
Когда все обстоятельства продуманы, составляется план наблюдения.
Таблица 2. Создание плана наблюдения.
№ п/п | Объект наблюдения | Цель наблюдения | Время наблюдения | Продолжи- тельность наблюдения | Предполагаемый результат |
1 | Листья деревьев (тополь) у дороги | Определить количество пыли на листовых пластинах | 12 ч дня | Июль-август | Определить разницу содержания пыли в г/м² в точках с антропогенной нагрузкой и природных ландшафтах для заполнения экопаспорта |
2 | Листья деревьев (тополь) в 125 м от дороги | 12 ч дня | Июль-август |
Выделяют два вида экспериментов:
1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:
- оперативность: исследователь не ждёт проявления необходимых фактов, а сам создаёт ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый процесс;
- повторяемость;
- высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры.
Получаемые в результате лабораторные данные должны проверяться в естественных условиях.
2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.
В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние обычно подразделяются на:
- исследовательские
- проверочные
План эксперимента может быть зафиксирован в виде рабочей таблицы:
Таблица 3. Фиксация плана эксперимента.
Наблюдаемые объекты | Цель и время эксперимента | Изменение условий для наблюдаемого объекта | Результат эксперимента |
| | | |
Этапы проведения эксперимента:
1. Подготовка эксперимента. Перед началом исследования необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента. С учётом специфики творческого процесса такой план должен предусмотреть:
базу, на которой будет производиться исследование
2. Собственно проведение (технологический этап). Делается качественный и количественный анализ результатов исследования.
3. Аналитический, рефлексивный этап. Анализ полученных результатов (насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу или опровергнуть). Важным элементом анализа результатов эксперимента является умение исследователя разрабатывать научно-практические рекомендации.
4. Оформление результатов эксперимента.
1.4 Примеры оформления паспорта проекта 1.4.1 Паспорт исследования №1
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «Энергетические напитки в жизни студента» |
2 | Актуальность исследования | Энергетик, как и любой стимулятор, истощает нервную систему и может вызвать привыкание. |
3 | Проблема исследования | Чаще всего с энергетическими напитками можно увидеть студентов и подростков. Поэтому в нашем исследовании, мы хотим выявить, каким образом энергетические напитки влияют на организм молодого человека. |
4 | Объект исследования | Артериальное давление |
5 | Цель исследования | Выяснить влияния кофеина и таурина на организм человека, через проведение наблюдений. |
6 | Задачи исследования | изучить научную литературу; провести наблюдение на практическом опыте; подвести итоги исследования. |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что энергетические напитки наносят пагубное влияние на организм, если не ограничивать себя в их употреблении. |
8 | Методы исследования | - изучение научной литературы и материалов в сети Интернет; - постановка опытов; - наблюдение, выводы. |
9 | Тип исследования (по продолжительности) | Краткосрочное. |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Основная часть. Мы провели собственное исследование о влиянии энергетических напитков на организм, используя опыты в модельных ситуациях. Нам понадобились: энергетический напиток, студент и тонометр. Исследование №1. Для проведения исследования мы замерили артериальное давление у тудента. За час до употребления напитка давление составило 115 на 68, что является нормой. Выпив энергетический напиток, студент не испытал никакого притока энергии в ближайшие 30 минут. Спустя час после употребления напитка, студент описал свое состояние, как: прилив энергии такой, будто я выспалась. Проведя замеры артериального давления, мы выявили, что оно значительно поднялось, стало 134 на 80. Что является высоким от нормы. Через 2 часа, студент сказал, что активность снизилась и он не чувствует себя таким бодрым. Вывод: Энергетические напитки повышают артериальное давление, что способствует ухудшению состояния организма. Исследование № 2. Для данного исследования, нам понадобилось изучить различные интернет-ресурсы. В качестве главных нарушений здоровья, связанных с употреблением энергетических напитков, отмечаются: -увеличение частоты сердечных сокращений, сердцебиение, -повышенное кровяное давление, -нарушения сна и бессонница -учащение позывов к мочеиспусканию, -гипергликемия (вследствие высокого содержания сахара в энергетических напитках), которая может быть опасна в первую очередь для страдающих диабетом и другими нарушениями обмена веществ. По утверждению американских ученых, энергетические напитки содержат достаточные количества стимулирующих веществ, чтобы вызвать тревожность, бессонницу, обезвоживание, раздражение органов пищеварения, раздражительность, нервозность, покраснение кожных покровов, повышенное мочеотделение, сердцебиение. Употребление энергетических напитков связывают также с приступами судорог, маниакальными припадками и кровоизлияниями. Содержание в популярных энергетических напитках гуараны, таурина и женьшеня слишком мало, чтобы оно могло иметь какой-то терапевтический эффект или наоборот – приводить к каким-либо негативным явлениям. А вот содержащиеся в энергетических напитках количества кофеина и сахара могут оказаться на организм вредное воздействие. Вывод: таким образом, мы видим, что интернет-источники, тоже говорят о вреде энергетических напитков для организма человека. Заключение В ходе экспресс-исследования мы пришли к следующим выводам: - энергетические напитки пагубно влияют на организм; - повышают артериальное давление; - не сохраняют заряд бодрости. Наша гипотеза о том, что энергетические напитки вредны, подтвердилась. Мы, проведя, исследование это подтвердили опытом и выдержками из статей врачей. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Энергетический напиток, тонометр, студент. |
12 | Продукт исследования | Заменяющие энергетики продукты: -холодная вода; - мята; -черный шоколад; - цитрусовые; -орехи; - зеленый чай. |
13 | Перспектива исследования | Увеличение списка заменяющих продуктов |
14 | Используемые источники | https://toitumine.ee/ru/kak-pravilno-pitatsya/rekomendatsii-v-oblasti-pitaniya-i-piramida-pitaniya/sladkie-i-solenye-zakuski/energeticheskie-napitki/vliyanie-energeticheskih-napitkov-na-zdorove https://www.tnimc.ru/novosti/tyumenskiy-kardiologicheskiy-nauchnyy-tsentr/komu-i-pochemu-vredny-energeticheskie-napitki https://www.askona.ru/blog/encyclopedia/producty-zaryad-bodrosti/ |
Паспорт исследования №2
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | Почва и ее характеристики |
2 | Актуальность исследования | Земля — ценнейшее природное достояние народа, место обитания человека. Почвенный покров является объектом труда и средством производства. Он используется для выращивания растений, получения биологической массы разного рода продукции, размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, дорог, аэродромов, мест отдыха. Таким образом, почва - одно из важнейших богатств, которым располагает человечество, так как именно почва обеспечивает необходимыми продуктами питания. Все мы, в конечном счете, зависим от ее плодородия |
3 | Проблема исследования | Мы заменили в магазинах грунт для рассады, и нам стало интересно сравнить его с природным и понять подходит ли он для проращивания семян, как о нем говорят. |
4 | Объект исследования | Состав почвы |
5 | Цель исследования | Сравнение, природной и покупной, почв для выявления более плодородной. |
6 | Задачи исследования | - изучение различных источников информации; - рассмотреть почву под микроскопом; - провести сравнение почв; - подвести итоги. |
7 | Гипотеза исследования | Бытует мнение, что покупной грунт обладает лучшими характеристиками для проращивания семян, нежели природный грунт. |
8 | Методы исследования | - анализ литературы, - наблюдение, - сравнение. |
9 | Тип исследования (по продолжительности) | Долгосрочный |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Описание опыта с микроскопом. Краткое: На специально стеклышко помещается грунт с магазина и с грядки. Дети наблюдают за грунтом, двигают его зубочисткой и делают пометки в тетради, для дальнейшей работы . Подробное: 1 шаг: Взять образец с грядки и положить его на микроскоп. 2 шаг: Рассмотреть из чего состоит грунт (наличие камней, веток и т.д.) 3 шаг: Убрать грунт с микроскопа и положить на его место грунт из магазина. 4 шаг: Повторить 2 шаг и зафиксировать кратко в тетрадь. 5 шаг: Убрать грунт с микроскопа, протереть микроскоп от грунта. 6 шаг. Убрать рабочее место. Сравнение Учащимся раздаются таблицы наблюдений. После того, как ученики проведут исследование под микроскопом – заполняется таблица. Подробное: После того, как обучающиеся исследовали грунт различного происхождения под микроскопом, они приступают к заполнению таблиц. В таблице им нужно соотнести полученные данные. 1 шаг: Соотнести полученные данные, из исследования грунта под микроскопом, в таблице. 2 шаг: Представить полученные данные классу для сравнения работ. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Микроскоп; природная почва; магазинная почва; таблицы сравнения; зубочистки. |
12 | Продукт исследования | Сравнительная таблица состава почвы |
13 | Перспектива исследования | Высадка в этих 2-х грунтах семян для подтверждения или опровержения гипотезы. |
14 | Используемые источники | 1. Большая детская энциклопедия М.: Махаон – с. 336, 2010 г 2. Детская энциклопедия Потому.ру// Что такое углекислый газ? 3. Светлана Лаврова: Занимательная химия – с. 128, 2016 г. |
ГЛАВА II ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
Проявлять свои творческие способности ученики могут не только на уроках изобразительного искусства и технологии, но и при работе с информацией. Каждый ученик по-своему видит и оформляет полученный материал. Тем самым, показывая возможности своей фантазии. Сложно подобрать такой вид деятельности, который бы работал на формирование всех УУД. Но проектная деятельность как раз позволяет выявить творческие способности учащихся, а также работает на формирование множества УУД.
У обучающихся накапливается какой-то опыт и важно, чтобы они могли этим опытом поделиться, выступить в качестве эксперта. Для этого как раз отлично подходит проектная деятельность. Для её успешной реализации необходимо соблюдать пять основных шагов.
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Работа над проектом — это разрешение данной проблемы.
Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом - продукт.
В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект — это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта — это его портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Также рекомендуется придерживаться данной структуры.
Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.
1. Выбор темы.
2. Формулировка темы проекта.
3.Определение цели проекта.
4.Постановка задач проекта.
5.Высказать одну или несколько гипотез.
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …» .Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную – на второе и т.д.
При презентации проекта необходимо выбрать самое важное, чтобы за короткое время аудитория могла понять ваш проект, погрузиться в него и оценить продукт, которым подводятся итоги.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а также умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.
2.1.1 Проектная задача №1
Проектная задача «На волнах музыки»
Задание 1
Маша и Алина ученицы 4 класса. Девочкам очень нравится писать фэнтезийные истории, но и рассказы о реальных событиях у них получается писать не хуже. Классный руководить предложил написать им небольшой информативный рассказ об одной из профессий, в рамках недели русского языка, и придумать к этому тексту задания.
Чтобы дать эти задания одноклассникам девочек и ребятам из параллельных классов.
Маша и Алина написали рассказ о профессии дирижера и предоставили задания классу.
Прочитайте текст и выполните задания
Профессия «дирижер» Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило самого опытного скрипача. Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы. Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов. Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.
1. Кто такой «дирижѐр»? Выбери один правильный вариант ответа:
1) Дирижѐр - это, тот кто поѐт, занимается пением.
2) Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.
3) Дирижѐр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними.
4) Дирижѐр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте
5) Дирижѐр - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.
2. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ
1) Название профессии «дирижѐр» произошло от французского слова, что означает - управлять
А) ДА
Б) НЕТ
2) Во время концерта дирижѐр играет на фортепиано
А) ДА
Б) НЕТ
3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям
А) ДА
Б) НЕТ
4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач
А) ДА
Б) НЕТ
5) Многие дирижѐры сами пишут музыку
А) ДА
Б) НЕТ
3. Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения с помощью движения рук. Кто ещѐ кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.
Специалист в определенном виде спорта, руководящий тренировкой спортсменов. | Шеф - повар |
Занимается обучением и воспитанием детей | Экскурсовод |
Человек, занимающийся дрессировкой животных. Он найдет подход к любому " мохнатому" члену коллектива: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого. | Тренер |
Специалист по проведению экскурсий с людьми. | Дрессировщик |
Выбери иллюстрацию, которая отражает работу дирижера. Запиши три варианта ответов
5. Выберите три высказывания о дирижѐре.
А. ...но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.
Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.
В. Во время исполнения, он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаѐт темп, убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.
Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов
Д. У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки. Его пульт – его руки, его глаза, его движения.
Ответ: _______
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «На волнах музыки».
0 (было совсем не интересно) | 1 (1 задание показалось интересным) | 2 (3 задания показались скучными) | 3 (2 задания показались скучными) | 4 (1 задание показалось скучным) | 5 (все было интересно) |
Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0 (все задания были легкие) | 1 (некоторые моменты в заданиях показались сложными) | 2 (1 задание показалось сложным) | 3 (2 задания показались сложными) | 4 (3 задания показались сложными) | 5 (все задания были сложными) |
Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
0 (я не работал с группой) | 1 (я помог решить 1 задание) | 2 (я помог решить 2 задания) | 3 (я помог решить 3 задания) | 4 (я помог решить 4 задания) | 5 (я участвовал в решении всех заданий) |
Что надо сделать, чтобы был показатель близился к максимальному? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 (мы не смогли договориться в группе, поэтому не выполнили задания) | 1 (мы часто ссорились, поэтому большинство заданий не выполнили) | 2 (мы часто ссорились, но все равно выполнили задания) | 3 (иногда не учитывали мою точку зрения или т.з. моего напарника) | 4 (мы работали дружно, но иногда были разногласия) | 5 (мы работали дружно и слаженно) |
Что надо сделать, чтобы был показатель близился к максимальному? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________
2.1.2 Проектная задача №2
Семья Ивановых давно мечтала купить дачу. И вот их мечта сбылась. Ваша задача – помочь им составить смету. Смета – это документ, в котором вычисляется сумма затрат, расписанная по статьям расходов. Какие могут быть у них расходы? (поездка, покупка семян, саженцев, удобрений, …)
Задание № 1.
Семья Ивановых, давно мечтала купить дачу. И вот их мечта сбылась. Они купили дачу в 25 км от города. Рассчитайте, каким транспортом дешевле добираться до дачи, если известно, что их в семье четверо: папа, мама, сын и дочь (дочери купят детский билет).
Расход горючего для их семейного автомобиля составляет 6 л на 100 км. Литр бензина стоит 34р.
На автобус взрослый билет до дачи стоит стоит 28 рублей 70 копеек, а детский билет – в 2 раза дешевле.
На поезд взрослый билет стоит 19 рублей 40 копеек, что в 2 раза дороже, чем детский билет.
Данные занесите в таблицу.
Вид транспорта | Расход |
□ автомобиль | |
□ автобус | |
□ поезд | |
Задание № 2.
Необходимо выполнить закупку удобрений. 100 г удобрений стоит 27 рублей. На каждый 10000 см2 необходимо 10 г удобрений.
Посадочная культура | Длина поля, см | Ширина поля, м | Площадь, м2 |
Картофель | 40 | 12 | |
Морковь | 12 | 4 | |
Лук | 12 | 2 | |
Цветы | 8 | 1 | |
Общая площадь, м2 | |
Количество удобрений, кг | |
Расход на закупку удобрений, р | |
Задание № 3.
Надо купить посадочный материал:
Картофель – 80 кг
Лук – 3 кг
Семена моркови – 15 г
Семена свеклы – 15 г
Необходимо выполнить закупку семян по самой выгодной цене.
Три магазина предлагают семена. Выберете тот, который предлагает наиболее выгодные условия.
Магазин | Семена свеклы (за 5 г) | Семена моркови (за 5 г) | лук (за 1 кг) | картофель (за 1 кг) |
«Тюльпан» | 18 р. | 15 р. | 350 р. | 17 р. |
«Садовод» | 16 р. | 19 р. | 320 р. | 19 р. |
«Веселый фермер» | 19 р. | 15 р. | 340 р. | 18 р. |
Данные занесите в таблицу.
Название магазина | Расход на закупку семян |
□ «Тюльпан» | |
□ «Садовод» | |
□ «Веселый фермер» | |
Задание 4.
Надо покрасить забор. Площадь участка 6 а, ширина 20 м. Участок обнесен забором высотой 1 м. Используя данные таблицы, узнай, что выгоднее купить: лак или краску?
Во сколько это обойдется?
| Расход на 1 слой | Число слоев | Цена (1 л) |
краска | 120 г на 1 м2 | 2 | 135 р. |
лак | 100 г на 1 м2 | 3 | 80 р. |
Данные занесите в таблицу.
Вид лакокрасочных изделий | Расход на закупку |
□ краска | |
□ лак | |
Оценивание работ каждого участника группы. Заполнение листа самооценки:
1. Поставь отметки на оценочных шкалах:
1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).
4)Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи.)
Да Нет
Почему?_____________________________________________
Оценивание работ группы с помощью луча достижений.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Заключение
Проектно-исследовательская деятельность является эффективным средством в образовательной деятельности. Положительные эмоции способствуют желанию учиться, нестандартные приемы и задания рвазвивают творческий потенциал учащихся.
Организуя проектную деятельность младших школьников, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель А. В. Вахрушева.
Кулик Е. Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе». – 2014.
Широкова В.А. “Выбор темы. Актуальность. Постановка целей задач. Методы исследования” [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://shirokayavaleriya.wixsite.com/tsigh/post
Приложение 1
Сравнительная таблица почв
| Природный грунт | Грунт KEVA |
Что увидели под микроскопом? | | |
Внешние особенности | | |
Что говориться в источниках литературы? | | |