СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физической культуры"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физической культуры"»

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физической культуры.

ФГОС нового поколения впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников. Созданная в лицее модель здоровьесберегающего обучения («тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда) способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. «Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы санитарно-гигиенические, психологического комфорта, эмоциональной активности, эмоционального эффекта, двигательной активности и другие критерии, которые влияют на успешность в обучении. «Тренирующая среда лицея» связана с развитием интеллектуальных и физических способностей ребенка, развитием физических качеств. Она основывается на активной педагогике, в основе которой системно-деятельностный подход, активные формы и методы обучения. Владея элементами здоровьесберегающих образовательных технологий, учителя физической культуры лицея используют те из них, которые обеспечивают в конкретной ситуации достижение цели — формирование здоровой, спортивно-ориентированной, адаптированной к жизни в социуме личности, владеющей информацией и физкультурно-спортивными способами деятельности, которые бы позволяли ученику успешно познавать и преобразовывать самого себя. Для достижения указанной цели в практической деятельности применяют следующие технологии: здоровьесберегающую, игровую, информационно–коммуникационную технологии, интегрированного и разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, с направленным развитием двигательных способностей, систему инновационной оценки «Портфолио», компетентностный подход, метод проектов. Метод проектов является одним из новых направлений в совершенствовании физического воспитания школьников. Проектная деятельность позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго поколения, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений.

Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией обучения, реализует ряд педагогических принципов — развитие потенциала личности, самодеятельность, сотрудничество, индивидуализация, дифференциация, успешность, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, творчество, что является критериями здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения. Но!! Использование проектной технологии в образовательном процессе требует не только психологической готовности детей к новому способу обучения, необходимы кардинальные изменения в отношениях учитель — ученик, изменения в стиле поведения педагога — таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учения, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует. Новые образовательные стандарты нацеливают учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. А использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы, учащиеся приобретают опыт организации самостоятельных занятий физической культурой. Тематика и типы проектов, созданных учащимися под руководством учителей физической культуры лицея на уроках и во внеурочное время за последние три года, разнообразны: Прикладные проекты: их отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников. Их ценность заключается в реальном использовании продукта на практике и его направленности на решение заданной социальной проблемы, задачи.Учебно-исследовательские проекты чаще всего являются межпредметными, поэтому решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений. Информационные проекты используем как форму домашнего задания исследовательского характера.

Игровые и ролевые проекты:   спортивные конкурсы, подвижные ролевые игры, мини-соревнования на уроках физической культуры и организуемые учащимися во внеурочное время. Их ценность заключается в том, что ученики приобретают опыт социальных практик, соответствующих их возрасту. С лучшими проектами учащиеся выступают на конкурсе творческих учебно-исследовательских работ«Малая академия», итоговом мероприятии научного общества учащихся «Эврика» (среднее и старшее звено) в гимназии. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний и умений применения разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Таким образом, они становятся компетентными в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Наиболее значимыми и интересными являются мини-проекты, которые укладываются во временные рамки одного урока. Предлагаю вам более детально рассмотреть фрагмент урока во 2-м классе с применением проектного метода. Урок проводился как заключительный по теме «Оздоровительные комплексы физических упражнений». Цель урока: контроль знаний и умений учащихся по пройденной теме в рамках группового проекта “Утренняя гимнастика”. Планируемые предметные результаты:   

Понимание утренней гимнастики как средства организации здорового образа жизни;                 

   Умение разрабатывать содержание комплекса утренней гимнастики;                    

Применять полученные знания и умения в работе над проектом. Планируемые метапредметные результаты:                    

Формирование навыков проектной деятельности;                    

Проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности. Планируемые личностные результаты:                    

Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений;                    

Способность активно включаться в совместные проекты, принимать участие в их реализации. Применение проектного метода подразумевает деление урока на следующие этапы: 1 этап — Организационный момент — мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. 2 этап — Самоопределение к деятельности — постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели. Перед учащимися была поставлена проблема: почему некоторые взрослые и дети не делают зарядку? Первых два этапа во фрагменте не представлены 4 этап — Создание проекта: формирование состава проектных групп (группа девочек и мальчиков); распределение обязанностей в группах (выбор капитана, который направляет работу группы и распределяет обязанности между участниками, оформителя проекта); выполнение практической части проекта (составление комплекса упражнений). Каждая группа получила «Набор исследователя»: заготовка проекта, карточки физических упражнений, образцы комплексов физических упражнений, клей. Учащиеся использовали технологическую карту, которая представляет собой план последовательных действий. 5 этап — Представление продукта проекта — демонстрация и защита проектов, самооценка и взаимооценка групп. Оценивается вся группа в целом, но также учитывается участие каждого ученика в работе над проектом. 6 этап — Рефлексия — самооценка и самоанализ. Учащиеся продолжают фразы за учителем типа — «теперь я могу…», «у меня получилось…». Таким образом создается ситуация, связанная с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. Педагогическое наблюдение показало, что использование метода проектов в физическом воспитании школьников превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами. Но нельзя забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись. А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения». Поэтому традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.