СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описываются рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности и опыт её проведения цикловой комиссией профессиональной подготовки по специальности "Компьютерные системы и комплексы"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Разработала:

Сытник Марина Викторовна – преподаватель специальных дисциплин специальности «Компьютерные системы и комплексы», председатель ПЦК







г. Луганск – 2018

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение студентами разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством преподавателя.


Формы проектно-исследовательской деятельности:

  • практико-ориентированный,

  • исследовательский,

  • информационный,

  • творческий,

  • ролевой.


Методы реализации проектно-исследовательской работы:

анализ, классификация, моделирование, дедукция, индукция, наблюдение, обобщение, описание, прогнозирование, синтез, эксперимент, опыт, опрос, интервью, анкетирование.


Проект – это пять «П»:

Критерии оценивания:


Список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу по ходу реализации проекта:

  • энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий студентов на достижение цели;

  • специалист, обладающий профессиональными компетенциями в нескольких (не обязательно во всех) областях;

  • консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т.ч. к другим специалистам;

  • руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

  • «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту) – организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т.п.);

  • координатор группового процесса;

  • эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.


Рекомендации руководителю проекта:

  1. Проанализируйте и подберите темы проектов (научно-исследовательский, творческий, информационный, проектно-ориентировочный, игровой и т.д.). Обоснуйте их актуальность.

  2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников).

  3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по дисциплине и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

  4. Продумайте теоретическую и практическую значимость проекта.

  5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

  6. Перечислите, какие методы будут использованы при выполнении проекта.

  7. Укажите, как данный проект вписывается в аудиторную и внеаудиторную деятельность.

  8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

  9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

  10. Предложите критерии оценки успешности проекта.

  11. Подумайте, как данный проект может влиять на мотивацию дальнейшей учебной деятельности студентов.

  12. Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЦК

математической и естественнонаучной подготовки, профессиональной подготовки по специальностям «Компьютерные системы и комплексы», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Все преподаватели комиссии привлекают к проектно-исследовательской деятельности студентов в рамках научно-исследовательского студенческого общества. На заседаниях обществ рассматриваются доклады, стенгазеты, научно-исследовательские работы, идёт подготовка к конкурсам и олимпиадам, создаются макеты и модели, презентации, электронные пособия, видео.

Ежегодно под руководством преподавателей студенты участвуют в выставке творчества. Зубкова Е.А., Дудка С.А., Митёлкина Г.А. готовят со студентами научно-исследовательские проекты, презентации. Под руководством Рогозина В.С., Сытник М.В., Григорьевой С.Н., Ливцова Ю.В., Соловьёва А.М. студенты выполняют действующие макеты и модели. Федоренко Е.В. привлекает студентов к разработке статических моделей и учебных пособий, Омельченко В.Ю. и Трифонова М.Н. руководят декоративно-прикладным творчеством студентов.

Каждый год преподавателями комиссии проводятся научно-практические конференции, посвящённые IT-технологиям. Студенты готовят научно-исследовательские работы, программные и технические проекты, результаты которых представляют на пленарном заседании. Кроме этого, студенты представляют свои проекты на научно-исследовательских форумах и конференциях разного уровня в других учебных заведениях.

Под руководством Григорьевой С.Н. и Ливцова Ю.В. студенты участвуют в олимпиаде по физике. Соловьёв А.М. и Григорьева С.Н. готовят студентов к олимпиаде по электротехнике. Под руководством Зубковой Е.А., Рогозина В.С., Сытник М.В., Федоренко Е.В., Фомина В.Г. проходят олимпиады по информатике и программированию. Дудка С.А. готовит студентов к олимпиаде по химии. Омельченко В.Ю., Трифонова М.Н., Сытник М.В. и Федоренко Е.В. привлекают студентов к участию в олимпиаде по математике.

В рамках дней предметно-цикловой комиссии проходят различные конкурсы и игры: конкурс стенгазет, конкурсы профессионального мастерства «Посвящение в студенты» и «Лучший по специальности», тематические конкурсы «Что? Где? Когда?», «В мире информатики», «Физико-математический футбол», викторины, интеллектуальный марафон, самый умный.

Преподаватели комиссии готовят студентов для проведения экскурсий в музей вычислительной техники, создают виртуальные музеи, 3Д-модели учебных корпусов.

Студенты специальности «Компьютерные системы и комплексы» под руководством Рогозина В.С. снимают и монтируют видеоролики о колледже, специальности, профессиональной направленности: к дню программиста, дню интернета, а также тематические: о вреде курения, за здоровый образ жизни, один день из жизни группы.

Под руководством преподавателей специальных дисциплин студенты выполняют курсовые и дипломные проекты. Результатом которых являются действующие модели, электронные пособия, сайты, обучающие программы.

Проектно-исследовательской работой можно заниматься и на занятиях. С помощью прикладного программного обеспечения студенты выполняют лабораторные и практические работы. Готовят опорные конспекты: схемы, сравнительные характеристики, тесты, кроссворды, интеллект-карты. Создают презентации по заданной теме.

АНКЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

  1. Что вы понимаете под проектной деятельностью?

____________________________________________________________________

2. Какие типы, виды проектов, реализуемые в колледже, вы знаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каковы основные цели проектной деятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие основные этапы проектной деятельности вы знаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как распределяются действия педагога и студентов в ходе реализации проекта? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. В какой форме могут быть представлены результаты проектной деятельности? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Какие положительные моменты использования проектной технологии в работе педагога можно выделить?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С какими проблемами могут столкнуться педагоги при организации проектной деятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой из перечисленных этапов проектной деятельности является для вас самым сложным: выбор темы проекта, формулировка гипотез и целей, обобщение и систематизация материала, оформление результатов работы?

____________________________________________________________________

  1. Какую методическую помощь по вопросам организации проектной деятельности вы хотели бы получить?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

. АНКЕТА «ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Умения проектирования

Умения

Шкала оценки уровня развития

Проблематизация

Могу выявлять проблемы

1

2

3

4

5

Умею выбирать из множества проблем главную

1

2

3

4

5

Умею решать проблемы самостоятельно

1

2

3

4

5

Выбираю проблемы путём согласования для совместного решения

1

2

3

4

5

Целеполагание

Могу ставить цели и добиваться их

1

2

3

4

5

Умею согласовывать цели с другими

1

2

3

4

5

Осуществляю поиск способов достижения цели

1

2

3

4

5

Планирование

Умею планировать свою деятельность

1

2

3

4

5

Могу организовать планирование в группе

1

2

3

4

5

Могу распределить обязанности и роли в группе

1

2

3

4

5

Поисковые, исследовательские

Умею проводить исследования

1

2

3

4

5

Умею отбирать нужную информацию

1

2

3

4

5

Умею работать самостоятельно

1

2

3

4

5

Могу достигать результатов в совместной деятельности

1

2

3

4

5

Коммуникативные

Умею общаться

1

2

3

4

5

Внимателен к людям, тактичен

1

2

3

4

5

Умею слушать и сопереживать

1

2

3

4

5

Помогаю людям в трудных ситуациях

1

2

3

4

5

Презентационные

Умею публично выступать

1

2

3

4

5

Могу составить план выступлений

1

2

3

4

5

Умею логически мыслить и выражать своё мнение

1

2

3

4

5

Могу сжато излагать свои мысли

1

2

3

4

5

Рефлексивные

Могу оценить вклад каждого участника проекта

1

2

3

4

5

Умею оценить результативность решения проблемы проекта

1

2

3

4

5

Могу проводить самоанализ деятельности

1

2

3

4

5

Могу оценить результативность совместной деятельности

1

2

3

4

5