СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации работы старших вожатых в общеобразовательных школах

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации работы старших вожатых в общеобразовательных школах»

Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, а также внеклассной, внешкольной деятельности с учащимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от старшего вожатого. Воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия старшего вожатого заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыраже­ния воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими функциями старшего вожатого яв­ляются:

воспитательная,

защитная,

организационно-управленческая,

методическая,

профилактическая.


Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и моло­дежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к ду­ховным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирова­ние самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.

Организационно-управленческая функция предоставляет старшему вожатому возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.

Методическая функция предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам учениче­ского самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией старший вожатый должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.

Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализа­ции внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспе­чивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

  • организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;

  • со­действует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, пре­дусмотренных их уставами;

  • строит работу на принципах со­трудничества, гуманности, демократизма, учитывая интере­сы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;

  • создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержатель­но проводить свободное время;

  • формирует общую культуру учащихся;

  • изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, органи­зует общественно-полезную и досуговую деятельность совме­стно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;

  • создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, лю­бительских объединений;

  • содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

  • проводит индивидуальную рабо­ту с педагогически запущенными детьми и подростками;

  • за­ботится о здоровье и безопасности детей и подростков;

  • кури­рует деятельность воспитателей групп продленного дня, ру­ководителей детских и молодежных общественных объединений и органов уче­нического самоуправления;

  • совершенствует свой профессио­нальный и методический уровень.


Важнейшим фактором деятельности любой детской и молодежной организации является ее кадровое обеспечение. Следует отметить, что в функциональных обязанностях старшего вожатого не оговаривается его руководство каким-либо детским или юношеским объединением. Старший вожатый вправе самоопределяться: взаимодействовать с какой-либо уже существующей организацией, или взять на себя ответственность за руководство каким-либо объединением.

В функции старшего вожатого, прежде всего, входит информирование детей и подростков об имеющихся в социальном окружении детских и молодежных формированиях, содержании их деятельности, целях, задачах этих организаций. Задачи деятельности старшей вожатой - оказать помощь в самоорганизации социально активных детей и подростков, способствовать формированию творческой активности, реализации социально значимых проектов. От подготовленности взрослого к сотрудничеству, способности стать равноправным членом объединений в первую очередь зависит, сумеет ли старший вожатый заразить детей и подростков личным примером социальной активности.

Старший вожатый совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы определяет модель взаимодействия с общественными структурами, созданными с участием детей. При этом педагогическая позиция педагога-организатора в детском объединении предполагает:

— добровольность его участия в деятельности объединения;

— педагогическое целеполагание при организации планирования работы объединения;

— согласованное с детьми выявление проблем, принятие решений и организация их выполнения;

— уважение прав детей-членов организации и административное невмешательство в деятельность организации, учет приоритета детской самодеятельности в управлении делами организации;

— эмоциональная и ресурсная поддержка деятельности организации.

Направления деятельности старшего вожатого по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями могут быть следующие:

1. Оказание необходимой помощи организациям, объединениям в подготовке и про­ведении выборов их органов самоуп­равления.

2. Ознакомление членов детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправ­ления с планом (программой развития) учебно-воспитательной работы школы, старшей вожатой (на год, полуго­дие, четверть, каникулы) с целью оп­ределения участия их в осуществлении указанных планов, а также обсуждения поступивших предложений, при этом формы проведения такой работы могут быть раз­ными — КТД, деловая игра, большой сбор ак­тива, экспресс-интервью, групповые со­беседования и т.д.

. Организация работы с активом дружины, отрядов детской организации:

• использование игровых, других со­временных педагогических техно­логий обучения актива (с учетом выполняемых поручений) знаниям, умениям, навыкам осуществления Устава, Программы детской организации, планов работы советов дружины, отрядов, изготовления наглядных материа­лов об их деятельности (план учебы актива детской организации прила­гается к перспективному плану, в нем определяются темы занятий, формы, методы, сроки их прове­дения, участники и организаторы);

• организация участия членов детской организации в районных, республикан­ских смотрах, акциях, конкурсах и т.п.;

• организация участия отрядов детской организации в общешкольных мероприятиях.

• определение форм, сроков подве­дения итогов работы, их анализ (в каких делах участвовали, чему научились и т.д.).

Организация работы с активом школьных кружков, клубов, объедине­ний по интересам:

• проведение выборов (или перевы­боров актива, если они действова­ли ранее) органов детского само­управления в кружках, клубах, с учетом профиля, направлений их деятельности (указать сроки, фор­мы проведения выборов);

• организация учебы актива круж­ков, клубов с учетом выполняемых поручений (информаторы, игротехники, юнкоры, художники-оформители, юные режиссеры, мастера и т.д.).

С целью подведения итогов ра­боты кружков, клубов планируется проведение соответствующих мероприятий (указываются формы, сроки проведения, участники).

В том случае, если за организацию деятельности кружков, клубов отвеча­ет заместитель директора по воспитательной работе или завуч, то педагогу-органи­затору следует всю указанную работу проводить совместно с ними, быть ини­циатором создания в кружках, клубах органов детского самоуправления.

Совместно с завучем, заместите­лем директора школы по воспитатель­ной работе определение форм, методов обучения избранного актива детских коллективов классов с учетом их воз­раста и выполняемых поручений.

Организация работы пресс-цент­ра, «рекламбюро», использование дру­гих видов пропаганды деятельности детских коллективов.

Организация участия детских коллективов (отрядов, кружков, клубов) в создании и обновлении оформления школьной комнаты (кабинета педагога-организатора) для деятельности детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправления (определить поручения, задания, организовать их выполнение).

Организация свободного времени учащихся.

Важнейшим направлением деятельности старшего вожатого является организация свободного времени учащихся. В современных условиях любое учреждение образования уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никаким образом не распространяет в данной сфере свое влияние на учеников, то все попытки успешно воспитывать подрастающее поколение не будут результативными. Поэтому одной из актуальных задач работы старшего вожатого является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности.

В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона и, в первую очередь, это касается сельского социума. Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие программы.

Деятельность старшего вожатого по формированию здорового образа жизни.

В настоящее время особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни, при этом в решении данной задачи основная роль отводится обучению, воспитанию и просвещению детей и молодежи. В целях активизации работы педагога-организатора по формированию у учащихся здорового образа жизни рекомендуется:

осуществлять работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни с учетом принципа здоровьесбережения;

организовывать и проводить мероприятия по формированию устойчивого интереса, потребностей и навыков здорового образа жизни (тренинги, конкурсы, выставки, молодежные акции, видеотеки, тематические декады и др.);

совершенствовать деятельность спортивных секций, клубов, кружков и др.;

разрабатывать и реализовывать программы по формированию у учащихся здорового образа жизни и стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

особое внимание уделять проведению информационно-просветительских, пропагандистских и культурно-спортивных мероприятий, акций по формированию мотивации к здоровому образу жизни, профилактике зависимостей и ВИЧ/СПИДа среди учащихся с участием представителей заинтересованных служб.


Работа старшей вожатой по профилактике противоправного поведения учащихся.

В общеобразовательных учреждениях педагогу-организатору совместно с другими специалистами необходимо проводить последовательную и целенаправленную работу по предупреждению противоправного поведения учащихся, закреплять имеющийся позитивный опыт по снижению уровня правонарушений несовершеннолетних. При планировании и организации правового воспитания учащихся необходимо решать следующие задачи:

обогащение учащихся знаниями о морали и праве как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством;

развитие у подростков и юношества нравственных чувств и формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам, способности к осознанной оценке себя и своих поступков;

привитие навыков законопослушного поведения; создание условий для приобретения опыта разрешения жизненных ситуаций, требующих от личности осознанного выбора поведения с учетом требований морали и права.

Эффективными формами работы по формированию законопослушного поведения являются игры и тренинги. В младшем школьном возрасте применяются игры, способствующие развитию чувства защищенности, терпимости, уверенности в себе, а также представлений о правилах поведения. В процессе нравственно-правового воспитания старших учащихся можно применять деловые, ролевые игры; «деловой театр» (разыгрывание ситуаций выбора поведения человека в обстановке, где действуют нравственно-правовые нормы) и др.

Одной из устоявшихся форм нравственно-правового воспитания являются выступления работников правоохранительных органов. Способствует правовому воспитанию учащихся также их участие в работе органов ученического самоуправления, периодическое издание школьной газеты, уголка права, создание специальных клубов (дискуссионных, защиты прав и интересов детей, природоохранительных, политических и т.д.) или отдельной секции знатоков права в действующем в школе клубе по интересам.


Педагогическая поддержка ученического самоуправления.

Старший вожатый является координатором внеурочной воспитательной работы, поэтому эта особенность служит отличительной характеристикой его деятельности. Все воспитательные воздействия старшего вожатого должны быть на­правлены, прежде всего, на активизацию позиции самого ребенка как субъекта воспитательного процесса, т.е. на актуализацию его самовоспитания, саморазвития, самообразования, самоопределе­ния, самосовершенствования, самоуправления и саморефлексии. Следовательно, содержание работы старшего вожатого зави­сит от запросов, потребностей, мотивов, жизненных установок и активности конкретных детей, а индивидуальность и своеобразие каждого учащегося служит для него главным ориентиром в определении перспектив своего труда. Исходя из этого важнейшим средством гражданско-патриотического воспитания учащихся, формирования коллективных отноше­ний в ученическом коллек­тиве, является ученическое самоуправление.

Ученическое самоуправление — форма организации жизне­деятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей .

При организации самоуправления важно развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каж­дый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почув­ствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реали­зации лидерских функций.

Современный подход к пониманию сущности развития самоуправ­ления предполагает создание условий для социального станов­ления учащихся, что обеспечивается включением их в реше­ние сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьни­ки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоле­ния сложностей социальной жизни. От отношения детей к це­лям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Необходимо отметить, что типичной ошибкой старших вожатых ученического самоуправления – является такое взаимодействие с учащимися, когда, педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организа­тором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возмож­ного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути ре­шения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового дей­ствия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подве­сти учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоя­тельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно зна­чимым делом, а затем создать соответствующий орган самоу­правления для его организации. Таким образом, появляется но­вый участок работы — образуется новый орган самоуправле­ния.

Формы органов ученического самоуправления и названия их мо­гут быть самыми разнообразными: парламент, министерство, совет, собрание, комитет, совет клуба, учком и т.д.

Для создания органов самоуправления необходимо:

1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности;

2. Сделать их эмоционально насыщенными и интересными;

3. Предоставить педагогическую поддержку и помощь. Педагоги должны поделиться реальной школьной властью с ученика­ми, т.е. делегировать полномочия.

Детям можно отдавать следующие области школьной жизни:

1. Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творче­ские дела и т.д..

2. Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими замечательными людьми.

3. Деятельность школьной прессы: газеты, радио, реклама.

4. Спорт и спортивные мероприятия.

5. Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ре­монт помещений, мебели, работа на пришкольной террито­рии и т.д.;

6. Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

9. Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслужи­вание в столовой.

10. Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родитель­ских комитетов и т.д.

11. Деятельность ученических органов правопорядка.

Приведем краткие рекомендации по организации и проведению одной из основных форм ученического самоуправления – собрания учащихся. Необходимо отметить, что собрание может проходить в различных формах, и необяза­тельно при этом соблюдать привычный ритуал (выборы прези­диума, заслушивание и обсуждение доклада). Наиболее инте­ресной и эффективной формой проявления активности явля­ются собрания-диспуты, на которых обсуждаются наболевшие проблемы жизни коллектива, вносятся конкретные предложе­ния. В этом случае достаточно выбрать только председателя собрания — ведущего данного обсуждения.

Цель собрания: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способ­ность решать эти проблемы самостоятельно.

Задачи собрания: вызывать детей на откровенный разговор друг с другом, фор­мировать дисциплину среди школьников.

На собрании:

• не позволяйте детям осуждать или обвинять других;

• не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению право­нарушителей;

• не наказывайте весь коллектив за поведение отдельных ребят;

• создавайте атмосферу сотрудничества.

Правила организации и проведения собрания:

1) попытаться самим решить проблему;

2) не оказывать друг на друга никакого давления;

3) слушать друг друга не перебивая.

Структура собрания:

• представление обсуждаемой проблемы (педагогом-организатором или учащимися);

• изложение информации по проблеме;

• начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...», «Результат получился таким, потому что...»;

• предложение решения проблемы;

• выбор решения;

• обсуждение предполагаемого результата решения;

• закрытие собрания.

Процедура собрания:

школьники сидят по кругу;

продолжительность собрания для школьников начальной школы -30 мин., для старших школьников - 45 мин.

Как часто организовывать собрания, решает коллектив.

Вопросы, решаемые на собрании:

выборы, перевыборы органов самоуправления;

групповые игры по моделированию социальных ситуаций;

создание групповых правил для достижения желаемого этического поведения;

разрешение конфликтов и налаживание дружеских взаимоотноше­ний между учащимися.

Учить самоуправлению - значит создавать коллективную перспек­тиву и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать резуль­таты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение. Для решения этих задач может быть использована ролевая иг­ра: День дублера, День самоуправления в школе и др.

Для старшего вожатого важно постоянно отслеживать, как развивает­ся самоуправление в классах и школе. Для этого можно провес­ти опрос учащихся по предлагаемой в Приложении 3 методике. Предло­женные в данной методике вопросы соответствуют функциям детского самоуправ­ления и критериям развития его в ученических коллективах.

В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны существо дела, позиция учителя, ре­альные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней собы­тия, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление - значит по­ставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руково­дства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними - главная задача управления школой.

Важной особенно­стью деятельности старшего вожатого является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных ви­дах деятельности, которые соответствуют их интересам и склон­ностям, а также предоставление им социальных и моральных га­рантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе пе­дагога-организатора является защита личной ценности и достоин­ства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, униже­ний и оскорблений. Он создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.

Интеграция воспитательных сил в социуме — еще одна особенность в деятельности старшего вожатого. Он укрепляет единство усилий семьи, образова­тельных учреждений, общественных организаций и других соци­альных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств для достижения поставлен­ных воспитательных целей.

Таким образом, поле деятельности старшего вожатого широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы, а распространяется на место жительства школьников, сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, на­ходит единомышленников и добровольных помощников, включа­ет в воспитательную работу представителей социального окруже­ния.

Роль планирования в деятельности старшего вожатого.

Старший вожатый в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.

Анализ документации старших вожатых показал, что многие из них, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность, испытывают затруднения в планировании своей работы. Нередки факты, когда простой перечень массовых мероприятий без указаний целей, форм проведения, возраста их участников, выдается за план работы педагога-организатора.

Осуществляя планирование, старший вожатый должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам: научную обоснованность; целесообразность; социальную направленность; актуальность; реальность выполнения; гласность, старшему вожатому необходимо плани­ровать и осуществлять воспитатель­ную работу совместно с детским кол­лективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания, с учетом со­циальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно растущих по­требностей, изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.

Результат работы старшего вожатого проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффек­тивности воспитательного процесса. Результаты выражаются:

— в наличии личностно-ориентированной воспитательной системы в образовательном учреждении;

— в сформированных у школьников потребностях в самовос­питании, самообразовании, самоуправлении;

— в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оцени­вать и контролировать свои действия;

— в осмыслении учащимися своего личностного достоинства, самоценности, осознании жизни как высшей ценности, оптими­стическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, со­поставлять ее с духовно-нравственными идеалами;

— в усвоении воспитанниками этических образцов поведения, элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии правонарушений;

— в адекватном эмоциональном отклике детей на воспита­тельные воздействия

Педагогу-организатору необходимо на­учить детей и подростков самостоятельному выбору видов об­щественно полезной деятельности, качествен­ному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результа­ты своего участия в конкретных делах. Чем больше будет у педагога-органи­затора помощников, единомышленников сре­ди учащихся, педагогов, родителей, предста­вителей общественных объединений, тем лучше будут результаты воспитательной работы.

Данные советы, рекомендации, как и любые методические материалы, предполагают творческий подход к их использованию, учет местных условий, особенностей и возможностей учреждений образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!