МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ |
(Минобразования Новосибирской области) |
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ |
«НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПЕРЕРАБОТКИ» |
(ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж пищевой |
промышленности и переработки») |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации самостоятельных внеаудиторных работ обучающихся
для специальности СПО: 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)
по предмету ОУП.09 «Информатика»
МУ СР
Новосибирск 2022
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по предмету ОУП.09 «Информатика» разработаны на основе рабочей программы обучающихся по специальностям среднего профессионального образования (базовой подготовки) 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции и стандарта СПО, а так же в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» с изменениями на 28 августа 2020 года;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014; 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 11 декабря 2020 г;
ФГОС СПО 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства).
Организация разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки»
Составитель программы:
Евтющенко Ю.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Ломанова А.Е., преподаватель высшей квалификационной категории
Согласовано:
Методист_____________________/Г.В. Векшина/
Рассмотрено и утверждено:
На заседании ПЦК Общеобразовательных, математических и общих естественнонаучных дисциплин
протокол от 31.08.2022 № 1
Председатель комиссии________________/О.М. Серова/
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 5
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ 6
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНСПЕКТА 10
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ 12
5 СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА 13
6 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 16
7 ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ 17
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ – ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА 20
ВВЕДЕНИЕ
Внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, но направляемая им.
Внеаудиторная самостоятельная работа занимает особое место в современном образовательном пространстве и включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, все виды деятельности, которые должны сформировать активного гражданина и компетентного профессионала. Значение внеаудиторной работы возрастает в условиях информационного общества, быстрого устаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональному самообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли.
Настоящие методические указания предназначены для организации самостоятельной работы обучающихся по предмету ОУП.09 «Информатика и ИКТ» по специальности 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции.
Самостоятельные работы по предмету предусмотрены Государственным образовательным стандартом профессионального образования, учебным планом, рабочей программой и календарным планом.
Темы самостоятельных работ предусматриваются рабочей программой учебного предмета и призваны расширить знания обучающихся по вопросам, которые необходимы им в будущей практической деятельности.
Методические указания содержат перечень тем для самостоятельных работ, цели изучения, указания на то, что должны знать и уметь обучающиеся после проведения самостоятельной работы, список литературы, которая понадобится обучающимся в поиске ответов по теме, вопросы для контроля, а также формы контроля
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
В помощь студенту представлены характеристики всех типов заданий, алгоритм работы студента, критерии оценки.
Задания исследовательского вида самостоятельной работы сдаются преподавателю в электронном виде.
Алгоритм работы студента:
Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности;
Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно;
Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели;
Выберите наилучший вариант, взвесив все условия;
Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа;
Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь с преподавателем;
По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ
Реферат (от лат. КеГегге - докладывать, сообщать) - самостоятельно выполненная письменная работа научно-исследовательского характера по одной из актуальных теоретических или практических проблем. Реферат -своеобразная минидиссертация, это серьезный шаг в науку.
Этапы работы над рефератом
Выбор проблемы реферата. Проблема - это теоретический или практический вопрос, требующий решения. Умение увидеть острую педагогическую проблему - важный признак научного склада ума учителя. Проблему не придумывают, а обнаруживают путем глубокого анализа действительности. Проблема - это противоречие реальной жизни, это то, что действительно беспокоит учителя, что вызывает у него переживания, раздумья.
2. Формулирование темы реферата и ее осмысление. Название темы
вытекает из проблемы, оно конкретизирует и детализирует ее. Между тем
название - это тот маяк, на который нужно постоянно ориентироваться при
написании реферата. Материал, не работающий на название реферата, из его
содержания должен быть исключен.
3. Составление плана реферата. Обычно план реферата в себя включает:
введение, два-три вопроса (раздела, главы, параграфа), заключение, список
использованной литературы и приложения.
Во введении (1-1,5 стр.) обычно отражаются:
а) актуальность проблемы и темы реферата;
б) степень ее разработанности в имеющейся литературе;
в) цель написания реферата.
Первый вопрос реферата должен носить теоретический характер, второй и последующие - прикладной, то есть отражать опыт исследуемой проблемы. Вопросы логически и содержательно должны быть связаны друг с другом и предполагать друг друга. Каждый вопрос (раздел, параграф, глава) должен завершаться серьезными обобщениями и выводами, вытекающими из их содержания.
В заключении (1 - 1,5 стр.) излагаются главные итоги выполненного исследования; ранее сделанные выводы по вопросам и параграфам как бы поднимаются на новую теоретическую высоту.
В приложении помещаются материалы исследовательского (рабочего, справочного, вспомогательного) характера, на которые автор ссылается по тексту: например, «См. приложение №3».
Список литературы составляется с учетом требований государственного стандарта.
Поиск и изучение необходимой литературы. Готовя реферат по избранной проблеме, обучающийся должен познакомиться с имеющейся литературой, где эта проблема уже получила то или иное решение. Знать основную литературу по теме реферата - первая обязанность исследователя. Изучение литературы включает в себя чтение, осмысление и конспектирование имеющихся источников. Выписки должны сопровождаться обязательными ссылками на источники (автор, название источника, страницы), а также собственными суждениями и комментариями рефератчика.
Систематизация собственных исследовательских материалов. В содержании реферата непременно должен быть представлен собственный опыт в решении поставленной проблемы. Следовательно, нужно самому разобраться в этом опыте: собрать и привести в порядок свои записи, графики, таблицы, схемы и т.п., которые могут быть полезны для аргументации положений, отражаемых в реферате.
В отдельных случаях может возникнуть необходимость в проведении эксперимента, рассчитанного на определенный срок, на решение конкретной исследовательской задачи. Проведение экспериментов требует особой дополнительной подготовки.
6. Уточнение первоначального плана реферата. Необходимость в этом
этапе работы возникает почти всегда, поскольку изучение литературы и
обобщение результатов эксперимента постоянно расширяет и
конкретизирует видение автором избранной проблемы, различных ее граней
и нюансов. В итоге появляется необходимость уточнить или даже изменить
название темы, или название глав, глав, разделов, параграфов, поменять их
местами и т.д.
7. Написание текста реферата. Это самый ответственный и
одновременно очень радостный этап работы над рефератом, поскольку носит
ярко выраженный творческий характер. Автор в это время обобщает всю
собранную информацию, систематизирует ее, сводит в логически связанные
блоки, формулирует и прописывает собственные идеи, обобщения и выводы,
шлифует стиль изложения материала - письменную речь.
Важно при этом отличать собственные от мыслей авторов, заимствованных из различных литературных источников. Все ключевые цитаты должны иметь соответствующие сноски с соблюдением требований Госстандарта. Средний объем реферата - до 30 страниц печатного текста через два интервала, не считая приложений.
8. Апробация полученных результатов. Она включает в себя выступления на конференциях и иных мероприятиях с изложением основных положений своего реферата, а также опубликование полученных результатов в печати.
9.Оформление реферата. Листы реферата должны быть пронумерованы и сброшюрованы.
На титульном листе реферата указываются: полное название учебного заведения, тема реферата, фамилия автора и год написания (см. Приложение 1). На следующем листе печатается план(содержание) реферата: введение, 1-й вопрос (название), 2-й вопрос (название), заключение, список использованной литературы, приложения. В случае большого объема реферата против каждого пункта реферата указываются и страницы.
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНСПЕКТА
Конспект — это краткое письменное изложение чего-либо (лекции, речи, работы и т.п.). Конспект может включать в себя и план, и выписки, и цитаты, и тезисы. Конспект должен быть кратким, но в то же время полно отражать основное содержание.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
Выделите главное, составьте план;
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Оформление конспекта. Приступая к конспектированию, следует подумать и о его оформлении. Для этого требуется указать:
имя автора,
полное название работы,
место и год издания,
страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в тексте нужное место.
Конспект, обычно ведется в тетрадях или на отдельных листках. Записи в тетрадях:
легче оформить,
они занимают меньше места,
их удобно брать и носить с собой на занятия.
Рекомендуется оставлять в тетрадях поля для последующей работы над конспектом, для дополнительных записей, замечаний, пунктов плана. Тетрадный конспект вести намного легче, чем конспектировать на листках. Однако конспект в тетради имеет и недостатки: в нем мало место для пополнения новыми сведениями, материалами, выводами, обобщениями. Конспект на отдельных листках:
из него удобно извлечь отдельную, понадобившуюся запись;
его можно быстро пополнить листками с новыми сведениями и материалами, выводами и обобщениями;
при подготовке выступлений лекций, докладов легко подобрать листики из различных конспектов, свести их вместе;
в результате конспект может стать тематическим. Недостатки конспекта на отдельных листках:
необходимы папки для их хранения, которые можно перепутать, рассыпать;
возникает также необходимость писать на них порядковый номер или какой-нибудь индекс, название конспектируемого произведения. Однако такая затрата времени окупается мобильными и удобными преимуществами.
Чтобы упростить и ускорить запись старайтесь максимально использовать всякого рода условные обозначения, включая и математические символы.
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на занятии (см. Приложение 2).
Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам изучаемой темы. Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Алгоритм работы студента:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
5 СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА
Методические указания
Мультимедийный продукт – интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т. д.
Мультимедийные продукты можно подразделить на:
энциклопедии;
обучающие программы;
развивающие программы;
программы для детей;
игры.
Этапы разработки
I этап. Выбор темы и постановка проблемы
Определившись с темой, вы должны четко написать задание для создания мультимедийного продукта, где должны быть указаны его назначение и цель.
II этап. Анализ объекта
На этом этапе рассматривается, из каких объектов может состоять проект, а также какими параметрами характеризуются эти объекты. Если вы создаете мультимедийную энциклопедию по биологии, то в качестве объектов можно рассматривать отдельные программы продукты для каждого вида животных. При создании мультимедийного урока необходимо предусмотреть такие его составляющие, как пояснительная часть, работа с материалом, контролирующая часть.
После разделения мультимедийного проекта необходимо рассмотреть свойства каждого отдельного объекта. Все эти сведения можно расположить в виде отдельных записей и таблиц.
III этап. Разработка сценария и синтез модели
При разработке сценария необходимо предусмотреть последовательность работы с продуктом, возможность изменения хода работы и выход из него (завершение работы). Важно просчитать потенциальные аварийные ситуации с целью их предотвращения, а также проверить степень инвариантности работы, т.е. возможность достижения одного и того же результата разными путями.
В сценарий должно быть заложено звуковое оформление процесса работы, например музыкальное или любое другое звуковое сопровождение текста, появляющегося на экране. При этом следует учитывать, что ни то ни другое не должно утомлять и мешать работе. Можно предусмотреть возможность отключения звука, если программный инструмент позволяет это сделать.
Используя результаты анализа на втором этапе, необходимо выбрать определенную модель будущего проекта. Это может быть, например, иерархическая модель, обеспечивающая вызов отдельных программных продуктов или элементов проекта. После выбора модели необходимо нарисовать её схему с указанием связей между приложениями или узлами.
IV этап. Форма представления информации и выбор программных продуктов
После разработки сценария и создания модели необходимо определить программные продукты для реализации проекта. На этом этапе необходимо обеспечить себя двумя видами программных продуктов:
для подготовки и обработки материалов, составляющих проект: графических объектов, аудио- и видеозаписей, текста;
для создания мультимедийного продукта, т.е. непосредственный инструментарий работы.
После выбора программных средств необходимо выбрать форму представления информации и инструменты для её реализации. Если в ваш проект входят базы данных, разработанные в приложении Access, то информацию можно представить в виде таблиц или форм. В качестве инструментария могут служить Панели инструментов или Мастера по созданию форм и кнопок. В PowerPoint информация будет представлена в виде отдельных слайдов или объектов (текстовых или графических). В качестве инструментария PowerPoint выступают панели анимации, рисования или форматирования.
V этап. Синтез компьютерной модели объекта
После рассмотрения возможностей, которыми располагают выбранные вами программные продукты, можно приступить к реализации вашего проекта на компьютере. В процессе создания компьютерной модели вам предстоит пройти две стадии.
VI этап. Работа с мультимедийным продуктом
Теперь вы можете работать с созданным вами мультимедийным продуктом: осуществлять просмотр, поиск, отбор информации и т. д.
6 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка «5» ставится, если содержание подготовленного материала соответствует теме, раскрыты и обоснованы все основные положения изучаемой проблемы, иллюстрированы примерами, фактами, отражено собственное отношение к раскрываемой проблеме.
Оценка «4» ставится, если содержание подготовленного материала соответствует теме, раскрыты и обоснованы не все основные положения изучаемой проблемы, нет иллюстраций, не полностью отражено собственное отношение к раскрываемой проблеме.
Оценка «3» ставится, если содержание подготовленного материала соответствует теме, частично раскрыты основные положения изучаемой проблемы, нет иллюстраций, не отражено собственное отношение к раскрываемой проблеме.
Оценка «2» ставится, если не раскрыта тема изучаемой проблемы.
7 ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Самостоятельная работа №1
Составление презентации на тему: «Техника безопасности при работе на компьютере». – 6 часов
Самостоятельная работа №2
Выполнение «Схемы», на тему “История развития информационного общества”. – 20 часов
Самостоятельная работа №3
Дать сравнительную характеристику различным носителям информации (составить таблицу). Подготовить реферат по теме «Автоматические и автоматизированные системы управления специалиста». – 20 часов
Самостоятельная работа №4
Подготовка реферата на тему «Примеры компьютерных моделей различных процессов». – 2 часа
Самостоятельная работа №5
Индивидуальный проект (1 часть - теоретическая) – 30 часов
Самостоятельная работа №6
Индивидуальный проект (2 часть - практическая) – 32 часа
Самостоятельная работа №7
Консультант Плюс, организация поиска нормативных документов, поиск документов, работа со списком и текстом найденных документов – 14 часов
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М., 2018
И.Г. Лесничая. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие. 2-е изд.- М. Изд-во Эксимо, 2018.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл.-М.,2018.
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2018.
Дополнительная
Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2018.
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2018.
Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 20108
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2018.
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2018.
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2018.
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2018.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2018.
ПРИЛОЖЕНИЕ – ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Министерство образования Новосибирской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПЕРЕРАБОТКИ»
РЕФЕРАТ/СООБЩЕНИЕ/ДОКЛАД
на тему «_________________________________________________________»
по предмету: ______________________________________________________
Специальности: _______________________________________________
Выполнил:
Студент группы
________________
________________
Проверил:
Преподаватель
ГАПОУ НСО «НКППиП»
Евтющенко Ю.А.
Ломанова А.Е.
Оценка:
________________
Дата:____________
Новосибирск, 202_ г.
5