Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Приморско-Ахтарский техникум индустрии и сервиса»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по Профессии
29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий
учебной дисциплины
«спецрисунок»
Курс обучения 1
Семестр 1-2
2024
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании УМО _______________ Протокол №__ от «__»________20__г Председатель УМО _______ ___________ | | |
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной учебной работы обучающихся по общепрофессиональной дисциплине «Спецрисунок» предназначены для обучающихся ГБПОУ КК «Потморско-Ахтарский техникум индустрии и сервиса» по профессии 29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий для подготовки и закрепления теоретических знаний и освоения практических умений и навыков.
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной учебой работы обучающихся составлены в соответствии с рабочей программой по общепрофессиональной дисциплине «Спецрисунок»
Разработчик: Логунова Е.А. преподаватель
ГБПОУ КК ПАТИС
_______________________________
Введение
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной учебной работы обучающихся составлены в соответствии с содержанием рабочей программы «Спецрисунок» по профессии 29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий
Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.03. Спецрисунок составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины – 2 часа.
Методические рекомендации призваны помочь обучающимся правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием учебной дисциплины.
Самостоятельная работа направлена на освоение обучающимися следующих результатов обучения согласно ФГОС СПО профессии 29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий и требованиям рабочей программы учебной дисциплины:
уметь:
выполнять рисунок человека;
выполнять рисунок человека в костюме;
выполнять рисунки моделей костюма из различных тканей
знать:
технику рисунка и основы композиции;
геометрические композиции в рисунке;
основы пластической анатомии человека;
Вышеперечисленные умения, знания и практический опыт направлены на формирование у обучающихся следующих навыков:
выполнения зарисовок /технический рисунок/ моделей
работы с эскизами; распознавания составных частей деталей изделий одежды и их конструкций
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной учебной работы могут быть использованы преподавателями на учебных занятиях и для самостоятельного освоения обучающимися учебной дисциплины ОП.03 Спецрисунок.
Виды и формы самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.05 Специальный рисунок
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе.
Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет- ресурсов).
Выполнение самостоятельных учебных заданий.
Работа со справочной литературой.
Оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите.
Подготовка к контрольным работам, дифференцированному зачету.
Общие методические рекомендации руководства самостоятельной учебной работой обучающихся
Четко ставить задачу предстоящей самостоятельной работы.
Добиваться, чтобы обучающиеся выполняли самостоятельную работу осознанно, т.е. ясно представляли теоретические основы выполняемых действий.
Вовремя предупреждать обучающихся о типичных ошибках и возможных способах их недопущения.
Оказывать обучающимся помощь, не вмешиваясь в их работу без необходимости.
При допущении обучающимися ошибок подводить их к осознанию и пониманию сути и причин ошибок, с тем чтобы обучающиеся самостоятельно нашли способ их предупреждения и устранения.
Практиковать промежуточный контроль хода и результатов самостоятельной работы обучающихся.
Рационально распределять задания самостоятельной работы по сложности с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающихся.
Стимулировать и поощрять проявления творческого подхода обучающихся к выполнению заданий.
Умело сочетать индивидуальную и коллективную работу обучающихся.
При оценке хода и итогов самостоятельной работы обучающихся исходить из положительных моментов в их работе.
Постоянно практиковать в ходе самостоятельной работы обращение обучающихся к разным источникам информации.
Методические рекомендации для обучающихся по конкретным видам самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
Подготовка к контрольным работам, дифференцированному зачету
Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает обучающимся воспринимать материал на теоретических и лабораторно-практических занятиях на должном уровне.
Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.
Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами»
Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.
Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий, упражнений; решению задач, расчетов самостоятельной работы, составлению классификаций и т.д.
Показатели оценки результатов самостоятельной работы:
качество уровня освоения учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;
обоснованность и четкость изложения ответа.
Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной литературе.
При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, специальную литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.
Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.
Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами и понятиями.
Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.
В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.
Показатели оценки результатов самостоятельной работы:
качество уровня освоения учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;
обоснованность и четкость изложения ответа
Написание и защита доклада, подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме
Выберете тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала. Предложенная тема должна содержать проблему, быть связанной с современным состоянием развития швейной промышленности или отражать потребности работодателей.
При подготовке доклада, сообщения используйте техническую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.
Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме. (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения или доклада, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.
Напишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
Перескажите текст сообщения или доклада, корректируя последовательность изложения материала.
Подготовленный доклад должен сопровождаться презентацией, иллюстрирующей его основные положения.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
качество уровня освоения учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;
обоснованность и четкость изложения ответа.
Работа со справочной литературой
Внимательно прочитайте теоретический материал - конспект, составленный на учебном занятии. Выпишите формулы из конспекта по изучаемой теме.
Обратите внимание, как использовались данные формулы при решении задач на занятии.
Выпишите ваш вариант задания, предложенного в данных методических указаниях, в соответствии с порядковым номером в учебном журнале.
Решите предложенную задачу, используя выписанные формулы.
В случае необходимости воспользуйтесь справочными данными.
Проанализируйте полученный результат (проверьте размерности величин, правильность подстановки в формулы численных значений, правильность расчетов, правильность вывода неизвестной величины из формулы).
Решение задач должно сопровождаться необходимыми пояснениями. Расчётные формулы приводите на отдельной строке, выделяя из текста, с указанием размерности величин. Формулы записывайте сначала в общем виде (буквенное выражение), затем подставляйте числовые значения без указания размерностей, после чего приведите конечный результат расчётной величины.
Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:
грамотная запись условия задачи и ее решения;
грамотное использование формул;
грамотное использование справочной литературы;
точность и правильность расчетов;
обоснование решения задачи.
Оформление отчетов по практическим работам и подготовка их к защите
Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии.
Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению практических работ.
Показатели оценки результатов самостоятельной работы:
оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
качественное выполнение всех этапов работы;
необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
правильное оформление выводов работы;
обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной учебной работы обучающихся составлены в соответствии с содержанием рабочей программы «Спецрисунок» по профессии
29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий
Темы самостоятельной учебной работы:
Прорисовка схем стилизованной фигуры
Прорисовка схем пропорциональной фигуры
Прорисовка схем стилизованной фигуры — это самостоятельная работа, которая входит в рабочую программу дисциплины «Спецрисунок».
Для её выполнения рекомендуется следовать таким шагам:
Тонкими карандашными линиями наметить расположение фигуры в одежде так, чтобы она свободно поместилась в пределах картинной плоскости, но не была при этом слишком мала.
Определить пропорции фигуры с помощью условно-пропорциональной схемы, в которой модулем является голова человека.
Уточнить расположение и пропорции отдельных частей фигуры.
Прорисовать одежду и аксессуары.
Один из вариантов практической работы по прорисовке стилизованной фигуры — разработка композиции в технике «акватушь»:
Нарисовать стилизованную фигуру в одежде карандашом на листе формата А4 (черновик).
Перенести разработанную фигуру на плотный лист бумаги и выполнить графическую проработку эскиза с помощью гуаши: использовать выразительные возможности материала, работать широкими мазками, лаконично использовать цветовое решение.
Перекрыть чёрной тушью лист поверх рисунка гуаши, полностью высушить лист.
Поместить лист в воду и с помощью широкой кисти (куска мягкой ткани) смыть гуашь, следя за структурой листа, чтобы не повредить его поверхность.
При выполнении эскиза важно следить за правильной компоновкой листа, соблюдением пропорционального и анатомического строения фигуры человека.
Прорисовка схем пропорциональной фигуры
Построение пропорциональной фигуры заключается в соблюдении пропорций — соотношения размеров элементов объекта между друг другом или соотношения элементов к целому.
Приступая к работе над рисунком, необходимо расположить общие формы на листе бумаги таким образом, чтобы они смотрелись гармонично относительно самого листа и относительно объёмов друг друга. Только потом стоит приступать к построению.
Для построения условно-пропорциональной фигуры можно использовать следующие правила:
За модуль принимается размер головы от темени до подбородка.
Рост равен 8 модулям.
Ширина талии равна 1 модулю.
Ширина плеч и ширина бёдер равна 1,5 модулям.
Линия талии делит фигуру в соотношении 3/5.
Основание туловища находится ровно посередине фигуры.
Уточнить расположение и пропорции отдельных частей фигуры.
Прорисовать одежду и аксессуары
Чтобы правильно определять соотношения частей предмета, рисующий должен обладать чувством пропорции и хорошим глазомером.
Перечень рекомендуемой литературы
(в том числе Интернет-ресурсы)
Основные источники:
Учебник Спецрисунок и художественная графика, Беляева С.Е., Розанов Е.А. 12-е изд., испр. издание 2024г – Москва: Образовательно издательский цент «Академия»
Основные
электронные
издания
http://artprojekt.ru/Menu.html - энциклопедия искусства
https://gallerix.ru/ - онлайн музей
Дополнительные
источники
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / С. Е. Беляева. — 7-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2020. — 208 с.
Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2021. – 482с.
4