СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации учебного процесса внеурочной деятельности с использованием электронных сетевых ресурсов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-поисковая работа в сети Интернет - прекрасное поле творчества для юных патриотов 21 века. Данная разработка содержит методическое обоснование, методические рекомендации и модель фрагмента учебного занятия, построенного на основе технологии проектно-поисковой работы с использованием электронных сетевых ресурсов о Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации учебного процесса внеурочной деятельности с использованием электронных сетевых ресурсов»


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Г. СУРСКА

(МБОУ СОШ г. Сурска)

ул. Школьная площадь, 4, г. Сурск,

Городищенский район, Пензенская область, 442300

телефон (8-965) 633-55-97 E-mail: [email protected]

ОКПО 50561560, ОГРН 1025800744177

ИНН/КПП 5812004167/581201001




Областной конкурс учебных и методических материалов

в помощь педагогам и организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы



Номинация

Методические рекомендации по организации учебного процесса внеурочной деятельности



Технология проектно-поисковой работы

с использованием интернет-сайтов ОБД «Мемориал» и «Подвиг Народа»



Е.В. Корчашкина, педагог дополнительного образования, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ г. Сурска Городищенского района Пензенской области













2022



Аннотация

К 80-летнему юбилею со дня Великой Победы в образовательных учреждениях Городищенского района Пензенской области проводится важная работа, направленная на поиск неизвестных ранее фактов и эпизодов Великой Отечественной войны, продолжается установление имён погибших героев и их увековечивание.

С каждым годом реже слышится звон боевых наград: уходят из жизни герои Великой войны. Скоро некому будет рассказать нам о сражениях и о подвигах. Но воссоздать драматические события Великой Отечественной войны помогает информация из наградных листов героев, опубликованных на сайтах ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа». Благодаря этим сведениям, можно нарисовать правдивую картину боёв и оценить подлинный героизм наших предков. Благодаря опубликованным на сайтах материалам, юный исследователь не ожидает недели и месяцы ответа на свой запрос из Центрального архива Министерства обороны РФ (г. Подольск), а мгновенно получает нужную информацию и даже видит интересующий его документ, который содержит важную дополнительную информацию.

Постижение прошлого через призму таких проектов позволяет обучающимся научиться планировать и строить свое будущее. В итоге учащиеся овладевают специ­альными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: учатся видеть учебные проблемы, самостоятельно ее решать, структурировать материал, готовить тексты собственных презентаций и выступлений, делать выводы, наблюдать, ставить вопросы, защищать собственные идеи; и навыками, которые можно использовать в жизни.

Таким образом, участие в поисковом краеведческом проекте, осознанный выбор темы поиска способны помочь ученику в формировании личностного восприятия, а также эмоционального, оценочного отношения к миру истории и культуры в их единстве; готовит поколение нравственно зрелых, активных граждан, патриотов своего Отечества.



Оглавление



  1. Пояснительная записка

  2. Методическое обоснование применяемой технологии

  3. Методические рекомендации

  4. Модель фрагмента учебного внеурочного занятия

  5. Список источников и литературы

  6. Приложение 1

  7. Приложение 2



































Пояснительная записка

В педагогике, психологии, в образовательной практике одной из актуальных проблем остается проблема активности личности в обучении. Лучший педагогический опыт убеждает и доказывает, что наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в процессе обучения обеспечивает проектно-исследовательская деятельность, помогающая реализовать себя в последующей взрослой жизни. Познание родного края, осознание неповторимости Отечества, гордость за сопричастность к деяниям предков формирует гражданско-патриотическое сознание. Работа учеников на уроке и после уроков предполагает знакомство с историей своей Малой Родины, что создает основу для преемственности культурного опыта поколений.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность по краеведению.

Включение метода проекта в образовательный процесс было сопряжено с рядом трудностей. Некоторые педагоги и сейчас с осторожностью относятся к новшеству. Ведь стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, не каждому учителю по плечу. Здесь нужна и высокая квалификация педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам.

Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

Поисковая проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Что же представляет собой краеведческая проектная деятельность? Проектная краеведческая деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности – сохранение исторической памяти своей Малой Родины. Непременным условием такой проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов его деятельности. Тема проекта должна вызывать живой интерес в 6-11 классах. Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения внеурочных проектных заданий. 

Совершенствовать умения учащихся анализировать и обобщать материал на основе работы с историческими документами, сопоставлять, делать выводы, вырабатывать свою точку зрения, аргументированно отстаивая свои взгляды, воспитывать чувство гордости и патриотизма по отношению к своей Родине на примерах героических подвигов российского народа и своих земляков позволяют интегрированные краеведческие поисковые проекты. Большинство таких проектов направлены на поиск неизвестных ранее фактов и эпизодов Великой Отечественной войны, установление имён погибших героев и их увековечивание.

С каждым годом реже слышится звон боевых наград: уходят из жизни герои Великой войны. Скоро некому будет рассказать нам о сражениях и о подвигах. Но воссоздать драматические события Великой Отечественной войны помогает информация из наградных листов героев, опубликованных на сайтах ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа». Благодаря этим сведениям, можно нарисовать правдивую картину боёв и оценить подлинный героизм наших предков, более точно выяснить их родословную историю.


Методическое обоснование

Работа с данными Интернет-ресурсами позволит всем заинтересованным лицам (учителям, заведующим музеями, учащимся и студентам, родственникам участников войны, родственникам погибших воинов) самостоятельно найти и восстановить историю участия защитников Родины в Великой Отечественной войне, узнать за какие подвиги им вручались награды. В ходе таких занятий учащиеся овладевают специ­альными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, самостоятельно ее решать, структурировать материал, готовить тексты собственных презентаций и выступлений, делать выводы, наблюдать, ставить вопросы, защищать собственные идеи; и навыками, которые можно использовать в жизни: практика составления истории, создание фотофильма, обсуждения выполненной работы. В ходе сотрудничества и взаимодействия участников проекта: родителей, выпускников, педагогов, учащихся – проведено интервьюирование, изучение дополнительной литературы, совместная работа со старшими учащимися-консультантами, использование инструментов для поиска информации через поисковые системы; инструментов для подготовки и визуализации цифрового повествования: Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Word, Microsoft Office Picture Manager и др.; инструментов для подготовительной работы со звуком, видео и фотографиями: компьютер, ноутбук, фото- и видеокамера, сканер. Все это с успехом применяется в представлении исследовательской работы – ее написании и защите на НПК.

Такое проектно-поисковое обучение приносит и немалую общую интеллектуальную пользу, ибо оттачивает умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему. Привычка самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит юному краеведу от умений формулировать личное суждение-ответ перейти к умению выбрать альтернативу на основе имеющейся информации и логически освоить практику принятия рациональных решений.

Изучив различные мнения ученых по вопросу об эффективности проектно-исследовательской деятельности учащихся, а также применив ее на практике, считаю, что проектно-поисковая работа в сети Интернет - прекрасное поле творчества для юных патриотов XXI вв., где решаются многие учебные задачи:

1)    решение проблемных и общественно-значимых задач в краеведении;

2)    самореализация и воспитание личности через историческую память;

3)    гуманность и толерантность по отношению к окружающему миру;

4)    знание проблем своего края;

5)    сотрудничество, воспитание чувства ответственности за дело в команде;

6)    умение прогнозировать выход из сложившейся ситуации.

История защиты нашей Родины в годы Великой Отечественной войны имеет также значительное количество малоизвестных страниц. Задача краеведа заключается в том, чтобы сделать их достоянием своих земляков. В поисковом деле не бывает лёгких путей, но её результаты, несомненно, вознаградят исследователя новыми открытиями. Изложенный опыт использования документов, опубликованных на сайтах «Мемориал» и «Подвиг Народа», поможет тем, кто начинает эту благодарную работу.

Модель фрагмента учебного занятия на тему:

«Технология поисковой работы с использованием электронной базы данных сайтов ОБД «Мемориал» и «Подвиг Народа»

Продолжительность фрагмента учебного занятия: _30_ мин.

Тип учебного занятия: обучение основам поисковой работы в области краеведения на основе современных ИКТ

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):

Образовательная:

знакомство с базовыми понятиями и категориями специализированных интернет-сайтов о Великой Отечественной войне - ОБД «Мемориал», «Подвиг Народа», дающими возможность вести результативный поиск от уникальных архивов до мультимедийных карт военных действий;

Развивающая (развитие важнейших компетенции у ребенка):

совершенствовать умения учащихся анализировать и обобщать материал на основе работы с историческими документами, сопоставлять, делать выводы, вырабатывать свою точку зрения, аргументированно отстаивая свои взгляды, картографические умения;

Воспитательная:

воспитывать чувство гордости и патриотизма по отношению к своей Родине на примерах героических подвигов российского народа и своих земляков.

Задачи учебного занятия:

  1. содействие развитию творческой и исследовательской активности школьников на основе технологии поисковой и исследовательской деятельности;


  1. стимулирование интереса школьников к освоению и использованию компьютерных программ, Интернет-сервисов, работы с аудио- и видео-ресурсами;


  1. организовать высокую поисковую мотивацию учащихся в процессе обучения, так как у школьников появляется естественная потребность в самостоятельном поиске необходимой для продуктивного участия в тренинге и использования полезной информации;


  1. продемонстрировать пошаговую технологию поиска в Интернете материалов, посвященных увековечению памяти живых и погибших ветеранов при защите Родины во время Великой Отечественной войны.


Оборудование: компьютерный класс с возможностью выхода в интернет и демонстрацией видеоматериалов. Мультимедийное оборудование с выходом в Интернет. Бланки с заданиями, карандаши или ручки.

Ход фрагмента учебного занятия

1. Организационный момент. (2 мин.)

- приветствие всех участников занятия;

- проверка готовности к занятию, настройка аппаратуры.

2. Ознакомительно – мотивационный этап. (8 мин.)

- выступление учителя и показ приемов технологии:

Педагог: День Победы – один из самых важных российских праздников. 9 мая мы забываем обо всех разногласиях и вспоминаем, что мы единый народ. Этот праздник касается каждого жителя страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного. К сожалению, с каждым годом ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше. В то же время, с развитием интернета появилось больше возможностей воссоздать и сохранить историю этого всенародного подвига.

К 80-летнему юбилею со дня Великой Победы в образовательных учреждениях Пензенской области углубляется краеведческая работа, направленная на поиск неизвестных ранее фактов и эпизодов Великой Отечественной войны, установление имён погибших героев и их увековечивание. Немалую помощь исследователю могут оказать сведения, почерпнутые на интернет-сайтах о Великой Отечественной войне, где имеется информация о крупных операциях, о формировании и структуре Красной армии, о военной технике, о подвигах личного состава и т.д.

Значительно облегчают поисковую работу документы военных лет, опубликованные на интернет-сайтах:

1. «Обобщенный банк данных «Мемориал» содержит информацию о воинах, погибших, пропавших без вести, умерших в плену, в госпитале, а также о местах их захоронений;

2. «Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» представляет все имеющиеся в архивах Министерства обороны Российской Федерации документы о ходе главных боевых операций и их итогах, о подвигах героев и наградах.

Благодаря опубликованным на сайтах материалам исследователь не ожидает недели и месяцы ответа на свой запрос из Центрального архива Министерства обороны РФ (г. Подольск), а мгновенно получает нужную информацию и даже видит интересующий его документ, который содержит важную дополнительную информацию.

Несмотря на кажущуюся простоту использования интернет-сайтов «Мемориал» и «Подвиг Народа», при работе с ними требуются определённые знания и опыт. Довольно часто приходится сталкиваться с отдельными особенностями и нестыковками, которые затрудняют исследования или приводят к ошибочным выводам. Рассмотрим решение некоторых из таких проблем на примерах и научимся наиболее полно использовать сведения из интернет-сайтов «Мемориал» и «Подвиг Народа».

С каждым годом реже слышится звон боевых наград: уходят из жизни герои Великой войны. Скоро некому будет рассказать нам о сражениях и о подвигах. Но воссоздать драматические события Великой Отечественной войны помогает информация из наградных листов героев, опубликованных на сайте «Подвиг народа». Благодаря этим сведениям, можно нарисовать правдивую картину боёв и оценить подлинный героизм наших предков.

Следуя этому алгоритму, можно восстановить ход того или иного сражения. Эпизод за эпизодом сложатся в общую картину боевых действий. Сухие строки военных документов не оставляют места эмоциональной составляющей, но наша цель – установление точных фактов, являющихся правдой войны, которые сами по себе вызывают глубокие переживания.

Категория: пропавшие без вести

В начальный период Великой Отечественной войны большое количество солдат, сержантов и офицеров пропадали без вести. Это объясняется тяжёлыми боями с гитлеровцами, вынужденным отступлением, временным рассогласованием в соединениях нашей армии.

Если боец пропал без вести на основании одного из документов, опубликованных на сайте «Мемориал», то не всегда его можно считать погибшим. Он мог попасть в плен, в бессознательном состоянии быть отправленным в госпиталь не своей частью или соединением, принятым в штат другого соединения и т.д. И тогда более полные сведения можно будет почерпнуть на сайте «Подвиг Народа». Но не всегда пропавший без вести солдат бывал погибшим.

Например, сведения о бывшем узнике 3 немецких концлагерей В.Г. Сторожеве.

3. Аналитический этап (17 мин.)

- Используя материалы сайтов ОБД «Мемориал» и «Подвиг Народа», обучающиеся осуществляют пошаговый простейший поиск по заданным фамилиям,

- готовят результаты поисковой работы. Благодаря этому уникальному ресурсу каждый может найти информацию о боевых действиях, географии боевых операций, награждениях военного времени, а также увидеть собственными глазами исторические документы. Здесь же можно получить информацию о месте хранения бумажных оригиналов архивных документов по каждому воину.



4. Итоговый, рефлексивный этап. (5 мин.)

- Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);

- обобщающее выступление учителя –  анализ работы по новой технологии;

оценивание учителем учащихся:

- История защиты нашей Родины в годы Великой Отечественной войны имеет также значительное количество малоизвестных страниц. Задача краеведа заключается в том, чтобы сделать их достоянием своих земляков. В поисковом деле не бывает лёгких путей, но её результаты, несомненно, вознаградят исследователя новыми открытиями. Изложенный опыт использования документов, опубликованных на сайтах «Мемориал» и «Подвиг Народа», поможет тем, кто начинает эту благодарную работу. Сохранение памяти о героизме и самопожертвовании наших воинов – наш священный долг перед ними. Это нужно не мертвым, это нужно живым!!



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/Под общей редакцией к. п. н. А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

    2. Савенков, А. И. Методические рекомендации участникам конкурса «Я – исследователь». - М.: Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2007.

    3. http://www.podvignaroda.ru/

    4. http://www.obd-memorial.ru/

    5. Савенков, А.И. Принципы исследовательского обучения//Директор школы.-2008.-№9.

    6. Слободчиков В. И. Антропологический смысл содержания дополнительного (восполняющего) образования. Исследователь, научно-методический журнал. 2010. № 1-2 (5-6)

    7. Корчашкина Е.В. Перспективы развития проектно-исследовательской деятельности в современном образовательном пространстве. Я – исследователь. Сборник методических материалов. Ч.2. 2015.







Приложение 1

На сегодняшний день в Рунете существует множество ресурсов о Великой Отечественной войне: от уникальных архивов до мультимедийных карт военных действий, от сборников видеоинтервью ветеранов до фотоальбомов из семейных архивов.

Сайт «Подвиг народа»

Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (podvignaroda.ru), созданный при поддержке Министерства обороны РФ, содержит достоверную информацию о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов ВОВ.

Источниками информации являются фонды Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦАМО), в том числе Архив наградных дел с документами о 30 миллионах награждений военного времени и Архив документов по оперативному управлению боевыми действиями. Среди заявленных целей проекта podvignaroda.ru – увековечение памяти всех героев, независимо от звания, масштабов подвига и статуса награды, а также создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории ВОВ. Благодаря этому уникальному ресурсу каждый может найти информацию о боевых действиях, географии боевых операций, награждениях военного времени, а также увидеть собственными глазами исторические документы. Здесь же можно получить информацию о месте хранения бумажных оригиналов архивных документов по каждому воину.

ОБД «Мемориал»

Обобщенный банк данных ОБД Мемориал (obd-memorial.ru), созданный Министерством обороны РФ, содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

До сих пор, даже по прошествие нескольких десятков лет, судьбы тысяч людей так и остались невыясненными. Все еще продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов. Главная цель проекта obd-memorial.ru – помочь людям узнать судьбу своих погибших или пропавших без вести родных и близких, найти информацию о местах захоронения.

В рамках проекта в электронном виде сохранены более 13,7 млн листов архивных документов, свыше 42 тысяч паспортов воинских захоронений и более 1000 томов Книги Памяти. Основной массив документов - это донесения боевых частей о безвозвратных потерях и другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д.). Работы по пополнению банка данных продолжаются.

На сайте можно найти информацию о звании погибшего, части, в которой он служил, дате и причине смерти (убит, умер от ран, пропал без вести) и месте захоронения. Здесь выложены отсканированные копии всех обработанных документов-первоисточников. Эти документы позволяют с большой точностью идентифицировать погибших воинов, поскольку в них часто содержится дополнительная информация, в частности, имена и адреса родственников, которым отсылались похоронки.

Приложение 2

Пошаговый поиск Солдата, погибшего в боевой машине

При поиске сведений о ст. лейтенанте Трофимове Иване Евдокимовиче, погибшем 14.07.1942, на сайте «Мемориал» находим несколько документов.

1. Книга памяти Орловской области сообщает дополнительные сведения о нём: родился в 1914 г. в д. Лебедиха Троснянского района Орловской области, воевал в 455 авиапДД[9].

(http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=401561786)

2. Из донесения о безвозвратных потерях 455 авиаполка дальнего действия 36 авиадивизии дальнего действия узнаём, что штурман звена ст. лейтенант Трофимов Иван Евдокимович не вернулся с боевого задания (пропал без вести) 14.07.1942 г.

(http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51517261)

Авиацию дальнего действия составляли самолёты ДБ-3А и ДБ-3Ф (Ил-4) с экипажем 3-4 человека.

В тот же день пропали без вести ещё трое лётчиков из этого полка (других погибших и пропавших без вести в этот день не было). В списке они указаны рядом с ст. лейтенантом И.Е. Трофимовым:

• командир звена ст. лейтенант Малышев Виктор Петрович,

• воздушный стрелок-радист ефрейтор Трушкин Михаил Петрович,

• воздушный стрелок сержант Матрохин Павел Корнеевич.

Донесение о безвозвратных потерях подтверждает дату и причину выбытия из списков части[10]. У нас имеются все основания полагать, что они составляли экипаж одного самолёта.

3. Однако ст. лейтенант И.Е. Трофимов захоронен в Семилуках в братской могиле № 287.

(http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=260403079).

Никаких документов о других Трофимовых Иванах Евдокимовичах, погибших или пропавших без вести 14.07.1942 г., в «Мемориале» нет. Несмотря на то, что в приказе об исключении из списков от 18.08.1942 однозначно записано, что он пропал без вести[11]

(http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9174084).

Возможно, самолёт подбили в районе г. Семилуки и из экипажа удалось установить одного ст. лейтенанта И.Е. Трофимова.

Такое предположение требует дополнительных исследований из других источников, результат которых должен

1. подтвердить или опровергнуть, в первую очередь, нахождение самолёта в небе над Семилуками 14 июля 1942 г.;

2. установить факт идентификации лётчика и его погребения, а также лиц, которые этим занимались на десятый день оккупации Семилук немцами.

На сайте «Подвиг народа» поинтересуемся наградами Ивана Евдокимовича Трофимова, 1914 г.р. Имеются наградные документы на стрелка-бомбардира 53 дальнего бомбардировочного полка лейтенанта Трофимова Ивана Евдокимовича. В 1941 г. за подвиг он был награждён Орденом Ленина: «Лейтенант Трофимов Иван Евдокимович отличный штурман, смелый, решительный и инициативный командир. Совершил 10 боевых вылетов по разгрому мотомехвойск противника. Неоднократно летал в сложных метеорологических условиях и всегда успешно выполнял боевые задания командования. Во время последнего боевого полёта проявил исключительное мужество и отвагу. Самолёт был атакован двумя истребителями противника. Вместе со стрелками-радистами тов. Трофимов вступил в бой с ними. Самолёт загорелся в воздухе, командир экипажа был тяжело ранен и потерял зрение. Тяжело ранены были оба стрелка-радиста. Сам тов. Трофимов был ранен в правый глаз, лицо и руку. Зная о тяжёлом положении лётчика, потерявшего зрение, тов. Трофимов взял управление самолётом в свои руки. Превозмогая боль от ран, он спас после приземления экипаж из горящего самолёта».[12]

(http://www.podvignaroda.ru/?n=47004029).

Из описания подвига становится понятно, что экипаж состоял из 4 человек: 2 стрелка-радиста, командир экипажа и штурман. Вероятно, герой сражался на Ил-4 (экипаж 4 чел.), модификации бомбардировщика ДБ-3.

Несомненно, пропавший без вести и награждённый – один и тот же человек. Нас не должно смущать то обстоятельство, что указан номер другого соединения: в 1941 г. 53 дальний бомбардировочный полк принимал участие в отражении немецкого наступления на Москву и понёс большие потери. В феврале 1942 г. остатки полка вошли в состав 455 дальнебомбардировочного авиационного полка, который с 21.03.42 г. вошёл в состав 36 АД ДД[13].



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!