СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию непрерывной образовательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию непрерывной образовательной деятельности»









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по планированию непрерывной образовательной деятельности

(конструктор НОД)

Пояснительная записка


На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий, которые конечной своей целью ставят не формирова ние у детей знаний, умений, навыков, а помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития качеств ребенка (личностных, интеллектуальных, физических) формирования предпосылок учебной деятельности.

В содержании ФГОС ДО указывается, что виды совместной образовательной деятельности с детьми, методики, формы, технологии определяют и этапы, задачи, оптимальные средства реализации задач совместной образовательной деятельности с детьми. В предложенных Методических рекомендациях для студентов и педагогов раскрывается содержание компонентов

совместной образовательной деятельности педагога с детьми: постановка цели, формулирование задач, этапы НОД, деятельность и действия педагога и детей, планируемый результат.

В основе содержания Конструкта организации непрерывной образовательной деятельности лежит технологическая карта, предложенная О.В.Толстиковой, доцентом кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Умение проектировать конструкт, технологическую карту очевидна, т.к. педагогу дошкольного образования приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию - все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.

КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)



Тема (проект, событие): Возрастная группа: Форма НОД: Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Программно-методический комплект:



Средства:

наглядные мультимедийные литературные музыкальные Словарная работа


ЦЕЛЬ

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

ЗАДАЧИ

Этапы (последовательность) деятельности,

приемы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат





















Разъяснения по проектированию конструкта НОД
  1. Тема (проект, событие): Путешествие в страну слов, Путешествие в музей игрушки и т.д.;

  2. Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста, дети 7-го года; дети 4-5 лет;

  3. Форма НОД: путешествие, беседа, рассматривание, создание коллекций, викторина, дидактическая игра, инсценирование, экспериментирование, сочинение сказок, наблюдение и т.д.;

  4. Форма организации, фронтальная, индивидуальная, парная, подгрупповая;

  5. Программно-методический комплект: УМК, используемые в ДОО, их название. Образовательные программы являются частью УМК;

  6. Методы: перечисляются методы и приёмы из группы указанных методов, например, наглядные: рассматривание, показ образца, наблюдение;

  7. Средства (оборудование): игрушки, кузовок, бумага тонированная, ножницы, семена, строительный материал, музыкальная шкатулка.

  8. Словарная работа: активизация словаря, обогащение словаря.

  9. Цель и задачи НОД:
  1. Цель – это идеальное предвидение результата (В.С.Безрукова).

  2. Цель всегда одна.

  3. Цель достигается в основной части НОД.

  4. Формулировка цели начинается с существительного, образованного от глагола, (отглагольное существительное), например, формирование, развитие, создание, обогащение впечатлений;

  5. Формулировка цели будет зависеть от вида НОД: по познавательному развитию: (по речевому развитию, по математическому развитию, по рисованию, по конструированию, по экологическому образованию) конструкт организации совместной познавательно - исследовательской деятельности;

Тема

Цель

Задачи

Воздух вокруг нас

Формирование представлений детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.

Образовательные

  • Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах.

  • Обобщить знания детей о роли воздуха в природе и жизни человека.

- Уточнить знания детей о природном явлении «ветер», его силе и последствиях.

Развивающие:



Развивать интерес к исследовательской деятельности, обобщать результаты экспериментов.

Формировать интерес к природным явлениям. Активизировать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения в природе.

  • Воспитывать желание помогать взрослым.

«Волшебница вода»

Обобщение знаний о воде и ее свойствах.

Задачи:

  • уточнить знания детей о воде;

-Дополнить представления об использовании воды, о том, что воду надо беречь, можно пить только чистую и кипячёную;

  • Развивать наблюдательность, мышление, в процессе экспериментирования;

  • Воспитывать у детей желание беречь воду;.

  • экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу

Тема: Где встречаем 7?

Ознакомление с числом и цифрой 7.

Задачи:

- закрепить образование числа 7;

  • совершенствовать умение составлять 7 из единиц,

  • познакомить с цифрой 7,

Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой,

  • познакомить развивать мыслительные операции: классификация, обобщение,

  • воспитывать культуру работы с раздаточным материалом


Задачи НОД
  1. Задача – это порция, часть цели, конкретный шаг педагога по достижению цели занятия.

  2. При формулировке задачи необходимо:
  • подобрать целевое действие, выраженное в глаголе неопределённой формы (познакомить, учить, закреплять, помочь, формировать, воспитывать, развивать);

  • - выделить целевой объект - это то, что будет развиваться, воспитываться, формироваться (знание, представление, навык, качество, ценность, умения, чувства);


  • - выделить целевой предмет – в каких конкретно условиях будет происходить то, что будет формироваться, развиваться, воспитываться.

  • Пример задачи: Развивать умение работать в паре в процессе совместной деятельности.

  • Развивать - целевое действие

  • умение работать в паре - целевой объект

  • в процессе совместной деятельности - целевой предмет


Виды задач

Вид задачи

Пример ее формулировки

Обучающие задачи

- На формирование знаний, представлений, умений.



- На закрепление знаний, умений, навыков.

Формировать умение анализировать простое изображение, мысленно расчленяя его на составные части (геометрические фигуры);


Закрепить умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах);

Развивающие задачи

  • Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками; Развивать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.

Воспитательные задачи

- Задачи, формируемые ценностное отношение.

Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, требующим умственного напряжения.

- Воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

- заполняется, если есть дети с ОВЗ, дети с особыми образовательными потребностями

Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

    1. Этапы, последовательность действий, приемы

Выделяются следующие этапы и последовательность действий:

1часть - Мотивация на совместную деятельность, актуализация знаний, игровая ситуация, побуждающая детей к новому знанию, включение детей в целеполагание,

  1. часть - проблемный вопрос, включение детей в обследовательскую деятельность, деятельность по образцу, самостоятельная деятельность детей в парах,

  2. часть – рефлексия в разных формах, в зависимости от возраста и мотивации: подарим шарики мишке, подарим маме, папе, бабушке, конструирование «Дом» - экскурсия или прогулка по улицам города, ориентация на самостоятельную деятельность в центрах активности и в семье.

В зависимости от используемой технологии, рекомендуется использовать алгоритм и этапы, рекомендуемые для данной технологии, например см. таблицу:

Алгоритм структуры занятия «Путешествия по карте»

/Н.А.Короткова/

Этапы

Последовательность деятельности

1

Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.

2

Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.

3

Предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.

4

Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями.

    1. Действия, деятельность педагога: приветствует детей, ставит цели, вовлекает в деятельность, напоминает, задаёт вопросы и т.д., см. рекомендации О.В.Толстиковой в приложении;

    2. Действия, деятельность детей: делают выбор, классифицируют, слушают, выражают сочувствие герою, отвечают на вопросы и т.д., см. рекомендации О.В.Толстиковой в приложении;

    3. Планируемые результаты, в соответствии с требованиями ФГОС ДО - это социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе младенческого и раннего возраста, этапе завершения дошкольного возраста, см.4 раздел ФГОС ДО – Требования к результатам освоения ООП ДО, пример, наблюдает, задаёт вопросы, самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы, контролирует свои движения, следует нормам и правилам поведения и т.д.

Планируемые результаты должны быть достижимыми, реальными, конкретными и выполнимыми в процессе НОД.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Действия детей в совместной деятельности с педагогом:

ДЕЛАЮТ ВЫБОР; АКТИВНО ИГРАЮТ; ОСУЩЕСТВЛЯЮТ КОНТРОЛЬ, ВЗАИМОКОНТРОЛЬ; ИСПОЛЬЗУЮТ МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ ДЛЯ…;

НАБЛЮДАЮТ ЗА ДЕЙСТВИЕМ ВОСПИТАТЕЛЯ, ДРУГИХ ДЕТЕЙ; РАБОТАЮТ ВСЕ ВМЕСТЕ;

ПРОЯВЛЯЮТ ЗАБОТУ ДРУГ О ДРУГЕ;

ПРАКТИКУЮТСЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЫБОРА;

ПРОЯВЛЯЮТ СПОСОБНОСТЬ К КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ, ДЕЛАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР СОРТИРУЮТ ПО РАЗМЕРУ, ФОРМЕ, ЦВЕТУ;

ОСУЩЕСТВЛЯЮТ УСЛОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СИТУАЦИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ; ПРОЯВЛЯЮТ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ;

ИЩУТ, НАХОДЯТ РЕШЕНИЕ;

ИЗМЕРЯЮТ; ВЗВЕШИВАЮТ; СТРОЯТ; СОПОСТАВЛЯЮТ; НАБЛЮДАЮТ ЗА ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ;

ВЫЯВЛЯЮТ ТОЖДЕСТВА; ВЫСТРАИВАЮТ ПОРЯДОК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ; СОРТИРУЮТ; КЛАССИФИЦИРУЮТ; СЛУШАЮТ;

ВЫРАЖАЮТ СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ; ВЫРЕЗАЮТ ИЗ БУМАГИ;

СКЛАДЫВАЮТ ПО ОБРАЗЦУ; ФИКСИРУЮТ; ВЫРАЖАЮТ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА; КОНТРОЛИРУЮТ ПОРЫВ;

САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ, ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ; УПОРЯДОЧИВАЮТ; ВЫРАЖАЮТ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ; ВЫПОЛНЯЮТ ПОД ДИКТОВКУ; РАССКАЗЫВАЮТ; ОБЪЯСНЯЮТ; КОНСТРУИРУЮТ;

РАЗРЕШАЮТ КОНФЛИКТ; ОРГАНИЗУЮТ;

ВЫСТАВЛЯЮТ НА ВСЕОБЩЕЕ ОБОЗРЕНИЕ СВОИ РАБОТЫ; ПРОЯВЛЯЮТ СОПЕРЕЖИВАНИЕ;

РАССКАЗЫВАЮТ О СВОИХ ЧУВСТВАХ, ЧУВСТВАХДРУГИХ ДЕТЕЙ, ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ; СОСРЕДОТАЧИВАЮТ ВНИМАНИЕ;

ОБОБЩАЮТ;

ПЕРЕНОСЯТ ПОЛУЧЕННЫЙ ОПЫТ ВО ВРЕМЯ ОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДРУГУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ДЕМОНСТРУРУЮТ ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ;

СОБЛЮДАЮТ ОЧЕРЕДНОСТЬ;

ВЫСТРАИВАЮТ ПОЛНЫЙ ОТВЕТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ; ИСПОЛЬЗУЮТ СЛОЖНЫЕ ГРАМАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ;

БЕРУТ НА СЕБЯ РОЛЬ, РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО; УСТАНАВЛИВАЮТ ПРАВИЛА

ПОДБИРАЮТ…;

ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ; ИГРАЮТ СЛОВАМИ;

САМОСТОЯТЕЛЬНО ИСПРАВЛЯЮТ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ; ВЫПОЛНЯЮТ ПО ОБРАЗЦУ, ПО ИНСТРУКЦИИ ВЗРОСЛОГО; РАССКАЗЫВАЮТ; ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ; ЗАУЧИВАЮТ; ОПРОБУЮТ СВОИ ИДЕИ;

ОСВАИВАЮТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ; ДЕМОНСТРИРУЮТ;

ПОКАЗЫВАЮТ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАЗЫВАЕМЫХ ПЕДАГОГОМ ПРЕДМЕТОВ; ОТГАДЫВАЮТ ПРЕДМЕТ ПО ОПИСАНИЮ ЕГО НАЗНАЧЕНИЯ; ОТГАДЫВАЮТ ЗАГАДКУ;

ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТИНКАХ ИЗОБРАЖЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПИСАНИЮ; РАСПОЛАГАЮТ ПРЕДМЕТЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ;

ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТИНКАХ, ПИКТОГРАММАХ, СХЕМАХ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЕЙСТВИЯ (ЭМОЦИИ); РАССКАЗЫВАЮТ НА ПАМЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ, ЗАГАДКУ, ПОСЛОВИЦУ, ПОГОВОРКУ, ПОТЕШКУ, СЮЖЕТ; УЧАСТВУЮТ В ГРУППОВЫХ ДЕЙСТВИЯХ;

ВЫРАЖАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ЭМОЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЙСТВИЙ, СЛОВ, МИМИКИ;

ДЕМОНСТРИРУЮТ РАЗНООБРАЗНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКА, ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ, ФАНТАЗИРОВАНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ МНЕНИЯ;

ВЫРАЖАЮТ СВОЕ МНЕНИЕ ПО ВОПРОСУ…; РАЗЫГРЫВАЮТ СЦЕНКУ, СКАЗКУ, ДИАЛОГ; РАССКАЗЫВАЮТ О СОБЫТИЯХ;

ДЕЛЯТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ;

ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ СЮЖЕТ, ИТОРИЮ;

ДЕЙСТВУЮТ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ (ПО СХЕМЕ, ПО ИНСТРУКЦИИ, ПО ОБРАЗЦУ, ПО ОПИСАНИЮ).

Действия педагога в совместной деятельности с детьми:

ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ;

СПОСОБСТВУЕТ ТОМУ, ЧТОБЫ ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗРЕШАЛИ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ; ПРЕДЛАГАЕТ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ПУТЕМ ГОЛОСОВАНИЯ;

НАБЛЮДАЕТ ЗА ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ; ВЫРАЖАЕТ ИСКРЕННЕЕ ВОСХИЩЕНИЕ;

СТАВИТ ЦЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНО ИЛИ ГРУППЕ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ ИХ ИНТЕРЕСАМ И ПОТРЕБНОСТЯМ; ПРЕДЛАГАЕТ МЕСТО, ГДЕ ДЕТИ МОГЛИ БЫ ВЫСТАВИТЬ НА ВСЕОБЩЕЕ ОБОЗРЕНИЕ СВОИ РАБОТЫ;

КОММЕНТИРУЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ;

ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ, ОЗНАКОМЛЕНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ; УСТАНАВЛИВАЕТ ОГРАНИЧЕНИЯ;

СТИМУЛИРУЕТ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕРЕС;

ПООЩРЯЕТ ДЕТЕЙ К ВЫСКАЗЫВАНИЮ; ИНИЦИИРУЕТ ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ;

ЭМОЦИОНАЛЬНО ВКЛЮЧАЕТ В ДЕЙСТВИЕ, ВОВЛЕКАЕТ В СЛУШАНИЕ; ВВОДИТ ЭЛЕМЕНТ НОВИЗНЫ; ПРОЯВЛЯЕТ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФАКТУ;

ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ; ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ;

ИНИЦИИРУЕТ ПОИСК ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ САМИХ ДЕТЕЙ; ВОВЛЕКАЕТ В СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

ОСУЩЕСТВЛЯЕТ, ВОВЛЕКАЕТ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ; СПОСОБСТВУЕТ ГРУППОВОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ; НАПОМИНАЕТ; ПРОЯВЛЯЕТ УВАЖЕНИЕ К ДЕТСКИМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ;

ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕТЯМ ОБСУДИТЬ, НАЙТИ КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ; РАССКАЗЫВАЕТ, ОБСУЖДАЕТ С ДЕТЬМИ; ОБЪЯСНЯЕТ;

ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ; ПОКАЗЫВАЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ;

СОГЛАСОВЫВАЕТ С ДЕТЬМИ ДЕЙСТВИЯ, ИХ ПОЛСЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ; ВЫРАЖАЕТ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ;

ИСПОЛЬЗУЕТ НАГЛЯДНЫЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА; ОРГАНИЗУЕТ; ПОДДЕРЖИВАЕТ; СОВЕТУЕТ;

АКТИВИЗИРУЕТ ОБСУЖДЕНИЕ; ЗАПИСЫВАЕТ, ФИКСИРУЕТ;

ПООЩРЯЕТ ДЕТЕЙ ЗА ТО, ЧТО ОНИ УБИРАЮТ А СОБОЙ МЕСТО ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ; ПОКАЗЫВАЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ;

КОНСТРУКТИВНО КОМЕНТИРУЕТ РАБОТУ ДЕТЕЙ («Я ВИЖУ, ВЫ ВЫКЛАДЫВАЕТЕ КУБИКИ ОДИН НА ДРУГОЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ ВЫСОКАЯ БАШЕНКА»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!