Методические рекомендации по планированию работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися по иностранному языку.
учитель английского языка: Мастерова Светлана Анатольевна
Аннотация: статья посвящена проблеме организации обучения иностранным языкам учащихся с высоким умственным потенциалом, а именно рассматриваются методические приемы, позволяющие преподавателю в значительной степени усилить мотивацию одаренных детей к развитию языковых компетенций и повысить эффективность учебного процесса. Автор статьи обосновывает целесообразность использования в учебном процессе ролевых игр, видеоматериалов, участия в дебатах, дискуссиях, самостоятельного чтения художественной литературы, написания сочинений, реферирования и работы над проектами. Раскрываются особенности использования ряда приемов, подчеркивается их творческая направленность, что способствует формированию у учащихся интереса к изучению иностранного языка и снятию психологического барьера.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется успешностью выявления одаренных детей и работы с ними. Проблема работы с одаренными детьми – одна из современных задач модернизации образования.
Уровень сформированности речевой, языковой и социокультурной компетенции лингвистически одаренных учащихся зависит от качества, системности и последовательности применения эффективных педагогических технологий, методов и приемов. Рассмотрим основные методические приемы при обучении одаренных детей иностранному языку.
Прием – это конкретное содержание действий с учебным материалом, определяющееся лежащими в основе обучения методическими принципами [4].
Специалисты отмечают, что задания для одаренных и способных учащихся должны носить творческий характер, выполняя которые ученик мог бы проявить себя и использовать свой потенциал на полную мощность. Использовать и развивать творческие способности таких учащихся помогают следующие виды деятельности: ролевые игры, использование видеоматериалов, работа над проектами, участие в дебатах и дискуссиях, самостоятельное чтение художественной литературы, реферирование и написание сочинений.
Ролевые игры на уроках иностранного языка.
Ролевая игра – это форма обучения, которая позволяет подготовить учащихся к ситуациям, возникающим в реальной жизни, обучить детей к принятию решений в творческой обстановке. В ролевой игре предпочтение отдается ситуациям, которые требуют от участников активного участия в беседе, ставят перед необходимостью изменить модель поведения.
Такие задания способствуют раскрытию творческого потенциала учащихся и восприятию ими языкового материала, обеспечивают живой обмен мнениями, позволяют организовать дискуссию.
Ролевая игра проводится в три этапа:
1. Подготовка к игре. Этап включает в себя разработку содержания, сюжета, целей, ролей и игрового замещения предметов. Происходит работа по отбору упражнений, направленных на изучение темы.
2. Проведение игры. Основными методами организации ролевой игры являются методы полилога и диалога.
3. Обсуждение игры (рефлексивный этап) [2].
Ролевая игра делает обучение более интенсивным и способствует его приближению к реальной деятельности. Она формирует коммуникативную компетентность и снимает психологические и лингво-культурные барьеры.
Проектно-исследовательская работа.
Учитель, привлекающий одаренных учащихся к работе над проектами, придает учебному процессу динамичность, делает его более интересным и привлекательным.
Необходимость использования различных информационных ресурсов способствует повышению интереса к изучаемому языку и расширению познания за пределы темы.
Мини-конференции и дискуссии на уроках иностранного языка.
Учащиеся, участвующие в дебатах и мини-конференциях, приобретают:
- коммуникативные навыки;
- умение предвидеть последствия своих высказываний;
- умения работать в команде и аргументировать свою точку зрения.
Как следствие, такие ученики не боятся экспромтов и умеют логически мыслить.
Проведение дискуссий и дебатов на уроках иностранного языка способствует налаживанию сотрудничества учителя и учащихся.
Аутентичные видеоматериалы.
Видеоматериалы предоставляют учащимся большие возможности на уроках иностранного языка, поскольку сочетают в себе аудирование и зрительное восприятие. Школьники слышат речь носителей языка, знакомятся с культурой страны и расширяют свой кругозор.
Видеоматериалы способствуют интенсификации учебного процесса, развитию речевой деятельности, развивают память и внимание [3]. Понимание содержания фильма возможно в том случае, если учащийся приложит определенные усилия. Таким образом, непроизвольное внимание может перейти в произвольное. Способность понять происходящее на экране создает также необходимые условия для развития коммуникативной компетенции.
Выделяют три этапа работы с видеоматериалом:
1. Дотекстовый. На этом этапе учитель призван снять языковые трудности, настроить учащихся на просмотр видео. Типы заданий: догадаться о содержании текста, исходя из выполненных ранее упражнений, заголовка, новых слов, выписанных учителем на доске.
2. Текстовый. Целью этапа является обеспечение дальнейшего развития языковой, речевой и социокультурной компетенции школьников. Типы заданий: найти, вычленить, зафиксировать, изменить лексический и грамматический материал.
3. Послетекстовый. Целью этого этапа является использование услышанного материала. Учитель может предложить учащимся работу над проектом. Широко используется на этом этапе «круглый стол». Упражнения по большей части направлены на обсуждение фильма, они выводят учеников на монологическое высказывание или диалогическое общение [4].
Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка – эффективное средство для активизации речемыслительной деятельности. Оно стимулирует у одаренных и способных учащихся иноязычное общение, способствует развитию навыков монологической и диалогической речи, и помогает учителю контролировать уровень усвоения учениками лексического и грамматического материала.
Самостоятельное чтение художественной литературы.
Современные учебники представляют художественный текст в виде небольших фрагментов, поэтому у учащихся может сложиться ограниченное представление о том, как функционируют языковые единицы в речи. Кроме того, напечатанные в учебнике тексты обычно не являются аутентичными.
Художественный текст позволяет расширить кругозор учащихся, пополнить словарный запас, однако количество учебных часов не позволяет широко изучать художественную литературу в рамках урока. В сложившейся ситуации некоторые учителя при работе с одаренными и способными учащимися практикуют индивидуальное художественное чтение: в начале учебного года ученики получают список иноязычной литературы, которую они должны прочесть (как правило, это 50–100 страниц), и выполнить задания (кратко передать содержание, описать характеры главных героев, выписать из текста определенные грамматические структуры и т. д.). Учащимся позволяется самостоятельно определяться с выбором произведения, будет оно адаптивным либо оригинальным. Контроль осуществляется в конце каждой четверти в виде небольшого собеседования.
Обучение реферированию.
Реферирование – это краткое изложение предложенного учителем материала. Предполагается, что учащийся передаст основную мысль текста и освободит общение от второстепенной, иллюстративной и поясняющей содержание информации.
С помощью работы над рефератом одаренный учащийся учится выделять то, что заслуживает внимания, а не просто сокращать или механически излагать реферируемый материал. В ходе выполнения задания делается попытка предельно точно представлять материал и правильно употреблять термины.
Работая с рефератом, ученик выполняет два основных действия:
- выделяет главное;
- кратко формулирует главное.
Обучение написанию сочинений.
Письменная творческая речь должна присутствовать на всех этапах обучения, одаренных и способных учащихся. Сначала ученики пробуют писать сочинения-повествования, далее идет работа над сочинениями-описаниями и на завершающем этапе обучения они пишут сочинения-рассуждения.
Последний тип сочинений является наиболее привлекательным для одаренных учащихся, несмотря на его сложность. Эти дети в своих работах пытаются отстоять заявленную позицию, поскольку таким учащимся свойственно подмечать особенности проблемы и обдумывать ее. Главное требование: сочинения-рассуждения должны быть эксплицитными: учащемуся необходимо выражать свои мысли максимально четко. Эту задачу помогает решить традиционная трехчастная структура, предполагающая наличие вступления, основной части и заключения [1].
Таким образом, задача обучения иностранному языку одаренных детей требует применения особого педагогического подхода и методических приемов, в основе которых лежит использование творческого потенциала учащихся, широких возможностей для самореализации, а также способствующих формированию познавательных мотивов и, как результат, интереса к учебному материалу.
Список литературы
1. Грязева В.Г. Одаренные дети: экология творчества / В.Г. Грязева, В.А. Петровский. – М.–Челябинск: ИЛИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
2. Кузнецова Л.А. Использование ролевых игр на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512262/
3. Шахмаев Н.М. Технические средства обучения. – М.: Просвещение, 2001. – 82 c.
4. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. – 1996. – С. 34–43