Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
При реализации коррекционно-педагогической работы по формированию готовности к овладению грамотой старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо учитывать следующие общепедагогические и дидактические принципы:
- принцип целенаправленности педагогического процесса (цель определяет характер и способ воздействия), единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип целостности, последовательности и системности воздействия (ряд взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью, формирование в единстве всех составляющих языковой системы, компонентов готовности к овладению грамотой);
- принцип гуманистической направленности педагогического процесса (ориентация педагогического процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности);
- принцип учета структуры речевого дефекта;
- принцип единства сознательности и активности личности, деятельностный подход;
- принцип доступности (объяснение материала доступным языком);
- принцип развивающего обучения (используется для активного развития детей, способствует развитию мышления, творчества, познания);
- принцип наглядности (использование при обучении объектов, воспринимаемых всеми органами чувств и анализаторами, что способствует более качественному развитию и полному усвоению информации);
- принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (необходимость организации в рамках коррекционного воздействия взаимодействия с педагогами и родителями).
Как правило, при совместном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя уровень готовности к овладению грамотой у дошкольников с общим недоразвитием речи повышается.
Основные задачи воспитателя в данном направлении:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие внимания, восприятия, памяти и мышления;
- расширение и активизация словарного запаса детей на основе углубления представлений об окружающем мире;
- развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки в различных ситуациях общения.
С учетом вышеперечисленных принципов, при организации процесса обучения следует учитывать следующие методические рекомендации:
1) во время занятий поощряются все усилия ребенка, его стремление учиться новому;
2) на занятии должен главенствовать дух открытия, не надо ничего сообщать детям в уже готовом виде;
3) обучать дошкольников нужно так, чтобы дети об этом не догадывались, т.е. используя игровые технологии, в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения проблемных задач; задания должны даваться детям в формате «Догадайтесь», «Подумайте», «Выберите», «Попробуйте», «Решите», в занятия включаются ситуации спора, дискуссии, обоснование своего мнения;
4) не следует принимать ответы детей без обоснования и не оставлять ответ без внимания, учить детей исправлять ошибки и устанавливать их причину;
Не стоит забывать также о работе с невербальным компонентом готовности к овладению грамотой старших дошкольников с ОНР. Упражнения на улучшение координации движений развивают независимость их от других анализаторов, развивают мышечную память, что в дальнейшем позволяет выполнять даже точные движения, не задумываясь. В методической литературе вопросы развития общей и мелкой моторики рекомендовано решать посредством снятия мышечного напряжения, неловкости, либо наоборот, преодоления двигательной расторможенности. Для этого рекомендуется применять различные приемы: игровые двигательные упражнения, пальчиковые игры, логоритмические упражнения, конструирование, ручной труд, работа в тетради и штриховки, лепка и рисование и множество других приемов.
Для организации занятий используются игровые двигательные упражнения, т.к. они позволяют не только развивать координацию, но и могут служить в качестве физминуток при смене видов деятельности, для повышения концентрации внимания, мотивации, для снятия напряжения.