СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению выпускных квалификационных работ в ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации помогут обучающимся при подготовке, выполнении и оформлении выпускных квалификационных работ в ГАПОУ ЧАО "ЧМК"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению выпускных квалификационных работ в ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»


УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ


СТО СМК 4.2.01 - 2022

Лист 2/59


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чукотского автономного округа

«Чукотский многопрофильный колледж»

(ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)



УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

______________ /Николаенко Т.М.

от «03» октября 2022г.










Методические рекомендации

по подготовке, выполнению и оформлению

выпускных квалификационных работ

в ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»





СОСТАВИТЕЛИ

Заместитель директора по НМР, к.вет.н, доц. ___________/Николаенко Т.М.


















Анадырь

2022

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения

3

2.

Методологический аппарат

4

3.

Виды и тематика

10

4.

Выполнение ВКР

11

5.

Структура ВКР

13

6.

Подбор литературы по теме ВКР

17

7.

Стиль изложения материалов

18

8.

Оформление ВКР

20


8.1.

Общие положения по оформлению

20


8.2.

Оформление таблиц

23


8.3.

Общие правила представления формул

25


8.4.

Представление отдельных видов иллюстративного материала

26


8.5.

Оформление литературных источников

28


8.6.

Оформление приложений

31

9.

Рецензирование ВКР

32

10.

Нормоконтроль

32

11.

Предварительная защита

34

12.

Защита ВКР

34

Приложение 1. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы

37

Приложение 2. Образец оформления содержания выпускной квалификационной работы

38

Приложение 3. Образец оформления введения выпускной квалификационной работы

39

Приложение 4. Образец оформления глав и параграфов основной части выпускной квалификационной работы

42

Приложение 5А. Образец задания на ВКР

43

Приложение 5Б. Образец календарного плана

45
















1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования.

Выпускная квалификационная работа (проект) - это итоговая аттестационная самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная к защите перед государственной экзаменационной комиссией. Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений.

Защита выпускной квалификационной работы (проекта) проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.

ВКР выполняется в виде дипломной работы (проекта).

Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям (заказам) предприятий, организаций или образовательных учреждений.

ВКР выполняется под руководством высококвалифицированного специалиста, как правило, преподавателя ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж» и должна иметь единоличное авторство.

Она содержит самостоятельно выполненные студентом элементы научного исследования по выбранной теме. При полном отсутствии таких элементов работа не может быть допущена к защите.

Продолжительность работы выпускника по выбранной тематике ВКР – не менее одного года.

По утвержденной теме выпускник получает от руководителя задания, оформленные в виде рабочего плана. Он имеет произвольную форму: в виде перечня рубрик, связанных внутренней логикой исследования, или реферата с изложением вопросов, по которым будет систематизироваться собранный материал.

План составляется на первых порах работы и отражает этапы последовательного решения задач исследования. Будучи первоначально ориентировочным, он уточняется по ходу исследования.

К рукописи ВКР прилагается письменный отзыв научного руководителя и рецензия специалиста. Подпись рецензента, не работающего в ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж», заверяется.

После получения отзыва и рецензии студент представляет оригиналы этих документов и текст ВКР к процедуре прохождения нормоконтроля в научно-методический отдел. После получения положительного заключения о прохождении нормоконтроля студент получает допуск к защите у заместителя директора по научно-методической работе – для этого он представляет в распечатанном и переплетенном виде текст ВКР и оригиналы отзыва, рецензии и листа прохождения нормоконтроля.

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Выпускная квалификационная работа – это самостоятельное научное исследование студента, опирающееся на понятия и методы действующей науки. Ниже приводятся понятия и методы исследования, необходимые для выполнения ВКР.

Научный факт – отраженный сознанием факт действительности, проверенный, осмысленный и зафиксированный в виде эмпирического суждения.

Методы исследования и действия, выполняемые над фактами: анализ, аналогия, сравнение, рассмотрение под новым углом зрения, с новых теоретических позиций, обобщение, объективное оценивание с учетом требований (научность, точность, объективность, достоверность), систематизация, интерпретация и т.д. Каждый вывод исследования обосновывается посредством фактов, имевших место. Отсутствие факта подтверждается или аргументируется одним контрпримером.

Понятие – элемент выражения научного знания, форма мышления человека, в которой находят отражение многообразные предметы, процессы, явления в их наиболее общих, существенных признаках и взаимосвязях.

Термин – наименование понятия, относящегося к определенной отрасли знаний.

Метод – способ объективного познания мира, совокупность различных приемов, правил познавательной и преобразующей, теоретической и практической деятельности людей, исходя из закономерностей изучаемых объектов.

По сферам применения методы делят на группы:

1) всеобщие, философские, общелогические методы, сфера применения которых наиболее широкая (индукция и дедукция, анализ и синтез);

2) общенаучные методы, находящие применение практически во всех науках на определенных этапах процесса познания;

3) частные или специально-научные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности (методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела);

4) методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы.

Методика – совокупность разработанных методов и средств конкретного исследования.

Системный подход в образовании предполагает использование знаний из различных областей для целостного познания объекта как сложной системы во всех ее взаимосвязях.

Комплексный подход – междисциплинарный подход, проявляющийся в раскрытии различных аспектов темы в их единстве, рассмотрении взаимосвязей объекта; синоним или составная часть системного подхода.

Деятельностный подход в обучении направлен на формирование способов деятельности учащегося, результатом которых должно стать осознанное самостоятельное усвоение учебного материала.

Компетентностый подход – новое направление в образовании, конструирование содержания от определения конечного результата, подбор под эту модель содержания, способствующего развитию ключевых компетенций (знаний, умений, навыков, способностей, стереотипов и т.д.), в научной, преподавательской, исследовательской области.

Наблюдение – метод исследования, целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.

Требования к научному наблюдению:

1) целенаправленность;

2) планомерность;

3) систематичность в применении методов наблюдения;

4) активность со стороны исследователя;

5) объективность;

6) возможность контроля путем повторного наблюдения или с помощью эксперимента.

Сравнение – метод исследования, установление сходства и различия объектов, явлений по существенным признакам, часто сопровождает ход эксперимента.

Измерение – метод исследования, отыскание количественных сведений об окружающей действительности, определение отношения измеряемой величины к принятой за эталон. Характеристикой измерения является точность, для ее описания рассматривают абсолютную и относительную погрешности.

Исторический прием предполагает описание развития объекта с учетом мельчайших деталей.

Логический прием позволяет воспроизвести в мышлении сложный развивающийся объект в форме исторической теории – теоретическую историю объекта по главному понятию без учета роли личности и мелочей. Историческое и логическое применяются в единстве.

Гипотетико-дедуктивный метод применяется в основном в естествознании, его основу составляют гипотезы, из которых выводится все остальное знание.

Анализ – аспространенный метод исследования, применяемый для обработки и систематизации знаний эмпирического уровня, процесс мысленного, иногда реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства или отношения) с целью изучения фактов в отдельности.

Синтез – метод исследования, обратный анализу, соединение выделенных в ходе анализа отдельных фактов, сторон предмета в единое целое, например, фрагментов истории объекта в целостную картину.

В наивысшей форме взаимодействие анализа и синтеза проявляется при систематизации и классификации фактов.

Систематизация – метод исследования, заключающийся в объединении понятий в определенном порядке или логической взаимосвязи.

Классификация – метод исследования, заключающийся в объединении понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между ними. Это распространенный прием деления объектов (исходного понятия, затем полученных членов и т.д.) на подклассы по некоторому определенному основанию. Применяется при планировании исследования, обзоре и систематизации материала, например, таблица Менделеева, классификации животных и т.д. Классификация – прием правильного деления понятий.

Требования к классификации:

1) единственность основания, например форма геометрических фигур, рост людей, возраст школьников, успеваемость;

2) попарная несовместимость полученных понятий, например, успевающие и неуспевающие учащиеся (несовместимые противоречащие); высокие и низкие (несовместимые противоположные), начальное, среднее и старшее звенья (несовместимые соподчиненные) и т.д.;

3) равенство объединения членов объему делимого понятия;

4) непустота классов; непрерывности, т.е. все члены деления по выбранному основанию являются ближайшими видами объема понятия.

Абстрагирование – общенаучный метод, который состоит в мысленном отбрасывании сторон или свойств предмета, мешающих рассмотрению его в чистом виде с целью углубленного исследования определенной его стороны, свойства.

Аналогия – метод исследования, основанный на умозаключениях о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений, например, между задачами, задачей и моделью, моделью и оригиналом.

Эксперимент (от лат. «проба, опыт») – распространенный метод исследования, основу которого составляет научно поставленная проверка явления в точно учитываемых условиях. При выполнении эксперимента особое значение имеет подбор методики, включающей вопросы создания условий, выбора средства измерения, определение его пределов, обоснование выбора шага, числа опытов, указание точности и способов систематизации цифровых данных.

Тестирование – частный вид экспериментирования, применяемый в дидактических исследованиях. Тест представляет специальное задание или их систему для изучения умственных способностей обучающихся, уровня усвоения знаний и т.д. Результаты решений теста допускают количественное выражение и открывают возможности их математической обработки.

К тестированию предъявляются требования: репрезентативность выборки, исключающая влияние случайных и неконтролируемых факторов на его результаты, надежность и валидность методики (теста), объективность результатов.

Анкетирование – частный вид экспериментирования, разновидность исследовательского опроса, позволяющего на основе письменных ответов выявить тенденции группы испытуемых. Для обработки результатов наблюдения или эксперимента применяется статистический метод, который изучает количественные характеристики массовых совокупностей однородных объектов. Для него характерна группировка данных, в том числе качественных показателей, с последующим анализом и интерпретацией.

Предполагаемый эксперимент или опытно-экспериментальную проверку гипотезы можно запланировать на время педагогической практики студента в форме тестирования или анкетирования.

Индукция – распространенный метод рассуждения и исследования. Она применяется при обобщении данных наблюдения и эксперимента. При индукции мысль исследователя движется от частного к общему. Это вид обобщений. Различают популярную и научную, полную и неполную индукции, а также математическую, которая применяется для доказательства некоторых теорем.

Дедукция – метод, противоположный индукции: движение мысли от общего к частному. Он позволяет получать достоверные выводы в области математики, физики, биологии, социологии и др.

Моделирование – метод исследования, предполагающий построение модели объекта и применяющий аналогию. Распространен в тех случаях, когда объект исследования труднодоступен или прямое изучение невозможно, экономически невыгодно и т.д.

Научное объяснение – освещение связей между предметами, явлениями, фактами реального мира: причин, породивших явления, единичных частных случаев общей закономерности, законов.

Научная идея – форма мысли, представляющая научное объяснение явления или его преобразования.

Замысел – идея, для которой найдены средства ее осуществления. Выдвижение идеи и претворение ее в замысел образуют творческий процесс, способный привести к гипотезе.

Научная гипотеза – научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер. Цель ее состоит в предварительном объяснении явлений, не укладывающихся в рамки старых теоретических представлений.

Научная проблема – противоречие между тем, что имеется, и тем, что должно быть. Решение любой проблемы включает выдвижение некоторых догадок, предположений, гипотез, с помощью которых исследователь пытается объяснить новые факты.

Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент времени в конкретной стадии развития выбранной отрасли знаний, необходимости решения проблемы. Она может быть связана с неизученностью (недостаточной изученностью) темы или возможностью решения определенной задачи практики, носить глобальный или локальный характер. В первом случае охватываются запросы науки, практики, общества, во втором – отдельной отрасли науки, региона, части общества.

Объект исследования – это определенная совокупность предметов, их свойств, отношений, процессов, связей, существующих независимо от познающего и представляющих конкретное поле поиска. Объектами исследований в области математики служат математические структуры (числа, отношения, функции, точки, линии и т.д.), информатики - информация, физики - физические понятия, их свойства и связи (движение материи), методики преподавания – учебный процесс.

Предмет исследования – элементы объекта исследования, те его стороны связи и отношения, которые наиболее существенны для данного исследования и подлежащие изучению. Это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования условны и соотносятся между собой как общее и частное.

Задачи исследования – шаги, эффективно ведущие к намеченной цели, предполагаемые результаты исследования. Содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач, называется логикой исследования.

Исследовательские (познавательные) задачи направлены на изучение объекта, его свойств, связей, причин и следствий. В эмпирических исследовательских задачах внимание сосредоточивается на изучении фактов об объекте, разработке методов и средств измерения его характеристик, проверке полученных величин при помощи различных и независимых методов и т.д.

Для теоретических задач характерны анализ и поиск причин, следствий и других видов зависимостей, выявление принципов, лежащих в основе изучаемых явлений, формулирование качественных и количественных законов, формирование теории или гипотезы.

Исследовательские задачи могут быть связаны с изучением общенаучных вопросов, истории и современного состояния проблемы; раскрывать структуру и сущность, условия и методы ее решения; быть направленными на применение методов и средств к ее решению, разработку практических приложений и рекомендаций.

Логика исследования – содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач.

Новизна исследования – степень самостоятельного вклада в настоящую отрасль знаний, характеризующая содержательную сторону результатов исследований.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования - характеристика ценностной стороны, степень их влияния на существующие научные представления, вклад в науку.

Практическая значимость (ценность) – характеристика ценностной стороны результатов, оценивающая реальную ценность (пользу) их использования, вклад в практику.

Результат исследования – то, что получено в итоге исследования. Это могут быть: методика, рекомендация, разработка, алгоритм решения задачи в выбранной предметной области. Результат должен быть раскрыт с содержательной и ценностной сторон: что получено, как получено и какие действия для этого совершались. Их характеризуют посредством понятий новизны, теоретической и практической значимости.

Плагиат – умышленное присвоение авторства чужого произведения, в частности мысли, возникающее при списывании и отсутствии ссылок.

Компиляция – сочинение, составленное по материалам, заимствованным у других авторов, без самостоятельной их обработки и собственных исследований.

3. ВИДЫ И ТЕМАТИКА

Правильный выбор темы ВКР имеет огромное значение для каждого выпускника.

Обязательное требование ФГОС СПО - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Следует учитывать свои предпочтения и склонности к теоретической, научно-методической или экспериментальной деятельности, уровень собственной научной подготовки в выбранном направлении, наличие проведенных ранее исследований и т.п. Исследование может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи. Оно отражает актуальные проблемы развития образования и науки на современном этапе.

По содержанию работы могут быть экспериментальными, практическими или реферативными. Виды ВКР зависят от предмета исследования и применяемых методов.

Экспериментальное исследование подразумевает использование апробированных методов и методик для выяснения частных вопросов темы; разработку средств для выполнения поставленных задач; проверку нового метода или методики; анализ и обобщение материалов; выводы. Основой накопления фактов служит эксперимент, который выполняется на основе апробированной методики.

Практическое (прикладное) исследование направлено на применение апробированных методов к решению практических задач.

Основу реферативных работ составляют описательные исследования, связанные с абстрактными объектами. К ним относятся академические (теоретические, фундаментальные) исследования. Как правило, академическое, фундаментальное исследование направлено на проверку основных положений какой-либо теории.

Обязательным требованием к ВКР любого вида является соответствие темы и содержания. Желательно, чтобы материалы апробировались в той или иной форме.

Темы выпускных квалификационных работ определяются программой государственной итоговой аттестации по специальности среднего профессионального образования.

Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.

Список предлагаемых тем должен быть доступен студентам для ознакомления не менее чем за год до предполагаемой защиты. Темы снабжаются краткой аннотацией и указаниями научных руководителей.

Студент имеет право: выбрать тему из предлагаемого списка, согласовав ее с предполагаемым руководителем до установленных сроков; предложить свою тему, если она обоснована, актуальна и имеет возможную сферу применения. Допускается продолжать курсовые исследования, основываясь на их обобщении, подготавливая их к защите в завершающий период теоретического обучения.

4. ВЫПОЛНЕНИЕ ВКР

После выбора темы ВКР разрабатывается и утверждается задание на её выполнение (см. Приложение 5А), порядок выполнения работы регламентируется календарным планом (см. Приложение 5Б) с указанием очередности выполнения отдельных этапов исследования. Он составляется совместно с научным руководителем в двух экземплярах (один остается у студента, другой - передается руководителю).

В рабочем плане указываются основные этапы работы, сроки их выполнения, сообщения на научно-практических конференциях и семинарах, написания тезисов и рефератов по теме исследования, а также форма и сроки защиты. План является примерным; все изменения, которые возникают в ходе выполнения квалификационной работы, вносятся в каждый его экземпляр.

ВКР выполняется в определенном порядке:

– выбор темы;

– разработка и утверждение задания на ВКР;

– определение структуры и содержания;

– знакомство с литературой по выбранной тематике;

– сравнительный анализ библиографических источников и подготовка аналитического обзора по ним;

– наблюдение, эксперимент и выдвижение гипотезы;

– выполнение практической части работы;

– обработка и апробация полученных результатов;

– оформление рукописи;

– представление работы руководителю;

– осуществление руководителем проверки полного текста работы на наличие плагиата;

– получение отзыва;

– получение рецензии;

– подготовка ответов на указанные в рецензии недостатки;

– прохождение нормоконтроля в научно-методическом отделе;

– получение допуска к защите у заместителя директора по научно-методической работе;

– прохождение предзащиты ВКР;

– публичная защита научной работы.

Этапы плана должны быть конкретизированы и детализированы для каждого конкретного исследования. Важно систематическое выполнение работы в соответствии с намеченным планом без длительных перерывов и откладывания на более поздние сроки.

Руководство ВКР студента начинается сразу же после определения темы исследования и осуществляется на протяжении всего процесса ее подготовки. Научный руководитель выполняет при этом следующие функции:

– помогает студенту при выборе темы;

– разрабатывает задание на выполнение ВКР;

– помогает студенту при постановке проблемы, цели и задач квалификационного исследования;

– помогает составить рабочий план;

– рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические, архивные материалы и другие источники по теме исследования;

– просматривает законспектированную литературу;

– проводит систематические консультации; – контролирует ход исследования;

– оценивает содержание выполненной работы по частям и в целом;

– корректирует при необходимости тему и рабочий план с учетом особенностей исследования или индивидуальных качеств личности студента;

– редактирует совместно с выпускником текст научной работы, а также тезисы сообщений на научные конференции;

– осуществляет проверку полного текста ВКР на плагиат;

– готовит официальный отзыв на ВКР;

– направляет ВКР с рецензией и отзывом на нормоконтроль в научно-методический отдел;

– дает согласие на представление ВКР к защите.

Несмотря на то, что работа выполняется под научным руководством преподавателя, основной является самостоятельная научно-исследовательская деятельность студента.

5. Структура ВКР

Содержание ВКР должно полностью соответствовать её теме и плану.

Структура ВКР работы включает:

– титульный лист,

– содержание,

– введение,

– основную часть (главы с параграфами),

– заключение,

– список использованной литературы и источников,

– приложения (если имеются).

Все разделы ВКР должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Объем ВКР не менее 30 и не более 50 страниц печатного текста. Превышение объема работы является нарушением данных методических рекомендаций.

Текст ВКР должен быть оформлен в соответствии с установленными требованиями (см. раздел 8 данных методических рекомендаций).

Образец титульного листа ВКР представлен в Приложении 1. Содержание должно помещаться на одной странице и соответствовать тексту работы (см. Приложение 2).

Введение объемом 2-3 страницы включает в себя:

1) актуальность и значимость темы исследования;

2) краткий обзор литературы, краткую историческую справку и характеристику современного состояния исследуемого вопроса;

3) цель исследования;

4) поставленные для ее достижения задачи;

5) объект и предмет исследования;

6) структуру работы;

7) краткую характеристику структурных частей;

8) другие возможные характеристики.

Актуальность темы – обязательное требование к любой работе. В нем показывают главные факторы необходимости выполнения данного исследования или последовательно описывают важность объекта исследования с переходом к важности предмета исследования.

Краткий обзор литературы составляется в рамках выбранного аспекта проблемы исследования для того, чтобы сообщить читателю научной работы о состоянии разработки выбранной темы и подвести его к выводу о том, что выбранная тема нуждается в дальнейших исследованиях. Подробный же анализ литературы включается в основную часть работы.

Цель исследования – конечный результат научного поиска:

– решение конкретной проблемы;

– проверка гипотезы или отдельных фактов;

– открытие новых научных фактов, связей между ними;

– создание новых теорий для решения актуальных задач, поставленных обществом перед наукой.

Цель формулируется посредством глагола или существительного, от него образованного, например:

– исследование свойств какого-либо объекта или его приложений;

– проведение дидактического эксперимента;

– изучение возможностей формирования …;

– разработка методики обучения по теме …;

– построение системы упражнений по теме …;

– разработка системы задач, направленных на формирование … и т.д.

Задачи исследования – конкретные шаги, которые предстоит выполнить для получения промежуточных результатов исследования и достижения цели.

Задачи формулируют посредством глагола или существительного, от него образованного, и записывают в форме перечисления. Типичные задачи:

– анализ литературы, соответствующей теме работы (математической, исторической, методологической, педагогической, учебной и т.п.);

– выявление особенностей исследуемого объекта, явления или процесса (исторические, методические, психологические и т.д.);

– систематизация или классификация фактов;

– разработка методики изучения темы;

– экспериментальная проверка и т.п.

Описание решения задач составляет содержание разделов и подразделов научной работы, им соответствуют и заголовки.

Объект исследования - это явление, на которое направлена исследовательская деятельность студента, он отвечает на вопрос: что изучено в данной работе. Предмет исследования - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается исходя из характера выбранного объекта, когда детализируется, что же конкретно будет исследоваться. Например, в ВКР на тему «Категория падежа имени существительного в чукотском языке» объектом изучения является чукотский язык, а предметом – категория падежа имени существительного. Предметом исследования определяется тема и цель ВКР.

Методы исследования служат средством получения эмпирического материала, его теоретического осмысления, интерпретации результатов исследования и дальнейшего прогнозирования.

В этой части введения описывают и другие элементы исследования:

– материал и база выполнения практической части работы;

– основные источники получения информации;

– степень самостоятельного вклада;

– ценность результатов исследования;

– оценка достоверности выводов и результатов;

– перечень тезисов и статей, отражающих достигнутые результаты исследования, полученные патенты и т.д.

Структура ВКР приводится в конце вводной части. Ее описание включает:

– перечень структурных элементов (введение, главы, заключение, список литературы;

– краткое описание их содержания;

– указание числа приведенных библиографических источников;

– сведения об объеме рукописи, количестве имеющихся в ней иллюстраций, таблиц, приложений.

Основная часть может включать 2-3 главы, разбитые на параграфы. Названия глав и параграфов должны быть сформулированы кратко и отражать их содержание. Не допускается повторение в названии глав темы ВКР, в названии параграфа – название главы, поскольку это свидетельствует о неполном обобщении изложенного материала.

В основной части студент должен раскрыть суть проблемы, обосновать свою точку зрения на спорные вопросы, дать критический разбор первоисточников.

Основная часть работы подразделяется на главы, главы – на параграфы. Название рубрики должно формулироваться кратко и точно отражать ее содержание. Самой мелкой единицей рубрикации текста является абзац, который состоит из одного или нескольких предложений, связанных по смыслу, и выделяется пробелом в начале первой строки - абзацным отступом.

Критерий составления абзаца – одна законченная мысль. Избежать повторов мыслей в тексте позволяет систематизация. Для этого каждому абзацу надо поставить в соответствие его характеристику – мысль, идею, понятие, записывая это на полях рукописи. Такой прием позволит:

– установить порядок изложения согласно плану и логике работы;

– избежать повторов;

– обобщить факты;

– четко сформулировать выводы глав.

Каждая глава ВКР заканчивается развернутыми выводами.

Количество параграфов в главе не ограничено, однако параграф не должен быть менее 3-5 страниц. Если в главе один параграф, то он не выделяется.

Первая глава имеет теоретический характер. Здесь демонстрируется умение студента систематизировать существующие теоретические аспекты, методологию и методические разработки проблем обозначенной темы, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы, аргументировать собственные позиции. Поскольку объем ВКР строго ограничен, обзор изученных публикаций следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом, но разработки, имеющие непосредственное отношение к теме ВКР, должны быть названы и оценены.

При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов, в том числе в форме цитаты. Обязательным при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, однако в любом случае нужно выдвигать соответствующие аргументы. Объем первой главы - 10-15 страниц.

Вторая и третья главы являются практической частью работы, при этом, как правило, вторая глава имеет аналитический характер, а третья – проектно-расчетный.

Во второй главе работы, как правило, приводятся конкретные расчеты. Здесь дается анализ изучаемой проблемы на практическом примере. Объем второй главы - примерно 10-15 страниц.

В третьей главе разрабатываются конкретные рекомендации, направленные, к примеру, на устранение выявленных проблем, обосновывают свои предложения. Результаты рекомендуется отражать в форме аналитических таблиц с целью их обобщения и составления итогового вывода. Объем третьей главы - примерно 8-14 страниц.

В заключении ВКР суммируются выводы и предложения по всем имеющимся в работе главам. Оно должно быть кратким, вытекающим из содержания основной части. Здесь подтверждают актуальность проблемы и ее перспективность, приводят полученные результаты, подводят итоги работы, формулируют выводы, приводят возможные перспективы дальнейших исследований или приложений.

Результаты и выводы, приведенные в заключении, должны соответствовать поставленным во введении задачам. Не следует просто констатировать выполнение задачи, необходимо показать, как, на основании каких фактов или методов, с какими количественными характеристиками были получены результаты. Материал введения ВКР в заключение не помещают. Объем заключения, как правило, составляет 2-3 страницы.

Список использованной литературы приводят в конце ВКР после заключения. Он должен содержать не менее 30 источников, изученных автором, и быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25 ноября 2003 г. № 332-ст) (см. раздел 8.5. данных методических рекомендаций).

В приложения к работе выносят расчетные материалы; методический материал; статистические данные; иллюстрации вспомогательного характера; а также материалы, использование которых в тексте работы нарушает логическую стройность изложения. Их цель - избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не несут основной смысловой нагрузки.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и иметь заголовок. Приложения помещают после списка использованной литературы и в общем объеме работы не учитывают.

6. ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ВКР

Написанию ВКР предшествует глубокое изучение литературных источников по теме исследования. Для этого рационально использовать справочно-поисковый аппарат библиотеки (каталоги и картотеки). Каталог – это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны сведения об одной книге: автор, заглавие, издание, год издания, количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке. Если уже известны названия нужных книг и их авторы, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом. Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, следует обратиться к систематическому каталогу библиотеки. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, все карточки в нем располагаются в системе отраслей знания. Все разделы связаны между собой логической последовательностью и более дробное их деление направлено от общих вопросов к частным, более узким, конкретным. В некоторых библиотеках ведется предметный каталог. Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане - за основы наименования раздела берется не отрасль знания, а названия предметов. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

Следует отметить, что для написания ВКР необходим также материал, напечатанный в журналах, газетах и различного рода сборниках. Для этого в библиотеках организуются библиографические картотеки, где помещаются описания журнальных и газетных статей, материалов из сборников, отражающих важнейшие проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности:

  • руководящие документы (вначале законы, затем другие нормативные акты),

  • научные издания (первоначально книги, затем периодические издания),

  • статистические данные.

При этом вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – более ранние.

Статистический и аналитический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить через Интернет. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертации на соискание ученых степеней, отчеты по научно-исследовательской работе и т.д.).

Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучение списка литературы позволит получить информацию о степени изученности проблем темы ВКР.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Описание всех типов документов унифицировано и приведено в разделе 4 данных рекомендаций.

7. СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

ВКР должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями. Для данного стиля характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. Предполагается использовать:

  • неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»);

  • формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»);

  • предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»).

В научном тексте не следует использовать разговорную лексику, нужно использовать терминологические названия.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:

  • последовательность изложения мыслей – вначале; прежде всего; затем; во-первых, во-вторых;

  • переход от одной мысли к другой - прежде чем перейти к …, обратимся к …; рассмотрим; остановимся на …; рассмотрев…, перейдем к …; необходимо остановиться на …; необходимо рассмотреть …;

  • противоречивые отношения – однако; между тем …; в то время как ..; тем не менее;

  • причинно-следственные отношения – следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; вследствие этого; отсюда следует, что…;

  • отношение – конечно; разумеется; действительно; видимо; надо полагать; возможно; вероятно; по сообщению; по сведениям …; по мнению…; по данным …;

  • итог, вывод - итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим.

Для выражения логической последовательности используют:

  • сложные союзы - благодаря тому что …; между тем как …; так как; вместо того чтобы …; ввиду того что …; оттого что..; вследствие того что …; после того как ..; в то время как …;

  • производные предлоги - в течение; в соответствии с…; в результате; в отличие от …; наряду с…; в связи с …; в следствие;

  • устойчивые сочетания - приведем результаты; как показал анализ …; на основании полученных данных…

В качестве средств связи используют местоимения, прилагательные и причастия - данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше.

В научной речи очень распространены указательные местоимения этот, тот, такой, и напротив, такие местоимения, как что-то, кое-что, что-нибудь в тексте научной работы не используют.

Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используют слова наиболее, наименее. Не употребляют сравнительную степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).

Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, - Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование учетной политики предприятия).

Главы основной части работы должны иметь логическую взаимосвязь. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности.

В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1-2 абзаца). Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы - рассмотрено, проанализировано, изучено и т.д.

8. ОФОРМЛЕНИЕ ВКР

8.1. Общие положения по оформлению

ВКР печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, примерное количество знаков на странице - 2000. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см). Выравнивание основного текста по ширине.

При оформлении нумерованного/маркированного списка:

  1. Выставить требуемые параметры оформления основного текста.

2. Выставить требуемые параметры изменения отступов в списке:

Пример оформления нумерованного списка:

  1. Контроль результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта деятельности обучающегося.

  2. Дублирование учебного материала аудиторной работы в рамках внеаудиторой самостоятельной работы недопустимо.

  3. Все виды исследовательских, научных, научно-исследовательских, творческих, проектных работ, созданных обучающимися в процессе самостоятельной работы, подлежат обязательному предоставлению методистам научно-методического отдела с целью проведения мониторинга эффективности использования применяемых форм самостоятельной работы и проведения корректирующих действий по актуализации форм и методов самостоятельной работы.

Пример оформления маркированного списка:

  • контроль результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта деятельности обучающегося;

  • дублирование учебного материала аудиторной работы в рамках внеаудиторой самостоятельной работы недопустимо.

Все структурные части работы – введение, содержание, каждая глава, заключение, список использованной литературы, каждое приложение - начинают с новой страницы. Новый параграф начинают на той же странице, на которой закончился предыдущий, если на этой странице, кроме заголовка, поместится не менее 4-5 строк текста нового параграфа.

Названия всех структурных частей и параграфов в тексте ВКР должны иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в содержании.

Название каждой структурной части (заголовки) пишут прописными буквами, выделяют жирным шрифтом и располагают по центру.

Названия параграфов начинают с прописной буквы, остальные буквы должны быть строчными. Названия параграфов также выделяют жирным шрифтом, располагают по левому краю с абзацным отступом от начала строки.

Не допускается перенос слов в заголовках. Точку в конце заголовка не ставят. Название не подчеркивают.

Страницы ВКР, рисунки, таблицы, приложения должны иметь сквозную нумерацию по главам. Номера страниц проставляют снизу от центра (на титульном листе и содержании номер страницы не ставится, хотя эти 2 листа входят в общую нумерацию страниц, поэтому нумерация основного текста работы начинается с 3 страницы).

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения. Наиболее часто употребляемыми сокращениями являются следующие: др. - другие, пр. - прочие, т.д. - так далее, т.п. - тому подобное, т.е.- то есть, см. – смотри, ср. – сравни, г. - год или город, гг. - годы, города, в. – век, вв. – века, рис. – рисунок, кг - килограмм, руб. – рублей, км. – километр, тыс. – тысяча, млн. – миллион, млрд. – миллиард. Слова и другие, и тому подобное, и прочие внутри предложения не сокращают. Не допускают сокращения слов так называемый, так как, например, около, формула.

Общепринятые буквенные аббревиатуры (США, НАТО и т.д.), достаточно распространенные в науке, не требуют расшифровки в тексте. Если специальные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, то при первом упоминании в тексте пишется полное название, после него в скобках приводится аббревиатура и далее используется только аббревиатурная форма. Например: образовательное учреждение (ОУ), информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ) и т.д.

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишут словами (например: пять фирм, а не 5 фирм). Многоразрядные количественные числительные пишут цифрами, за исключением числительных, которыми начинают предложение. Такие числительные пишут словами.

Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишут цифрами (например: 95 кг, 5 л и т. д.). После сокращения л, кг и им подобных точку не ставят.

При перечислении однородных чисел сокращенное обозначение единицы измерения ставят только после последней цифры (например: 3, 15, 45 и 67%).

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными (например: на 20 страницах). Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания (например: в 30-х гг.) При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставят только один раз (например: в 30 и 50-х гг.). При записи римскими цифрами порядковые числительные для обозначения номеров столетий, кварталов падежные окончания не приводят (например: XX в.).

Важным моментом при написании ВКР является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:

  1. Текст цитаты заключают в кавычки и приводят в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

  2. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

  3. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключают в кавычки.

Если ссылка на источник необходима, то следует в тексте указать в квадратных скобках номер цитированной книги по списку источников и литературы с единой, сквозной нумерацией и, если нужно, номер страницы, например, [7, с. 59-60], но не раскрывать источник непосредственно в тексте.

8.2. Оформление таблиц

Цифровой и фактический материал, как правило, оформляют в виде таблиц, где данные группируют в колонки и строки. Таблицы в тексте ВКР помещают по ходу изложения материала после ссылки на них.

По содержанию таблицы бывают аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа числовых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами:

  • анализ таблицы позволяет сделать вывод, что...;

  • из таблицы видно, что...;

  • анализ таблицы позволяет заключить, что... и т. п.

Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

В неаналитических таблицах помещают, как правило, статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

При построении таблиц необходимо руководствоваться общими правилами:

  1. Таблицу выполняют через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без отступа, шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12.

  2. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после названия.

  3. Слово «Таблица» помещают вверху над таблицей справа; ниже по центру размещают название таблицы.

  4. Название таблицы выполняют через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, интервал перед названием таблицы – 6 пт, после – 6 пт, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 14.

  5. Заголовки граф содержат названия показателей в именительном падеже, единственном числе (без сокращения слов). Единицы измерения можно указать как в заголовке соответствующей графы, так и в заголовке таблицы, если все ее показатели выражены в одних и тех же единицах измерения.

  6. Заголовки строк в таблице выполняют через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12.

  7. Итоговая строка завершает таблицу и располагается в конце таблицы, но иногда бывает первой.

  8. Числовые данные записывают с одинаковой степенью точности в пределах каждой графы на уровне последней строки показателя; при этом следует разряды обязательно располагать под разрядами; целую часть числа отделяют от дробной запятой, а не точкой. В таблице не должно быть ни одной пустой клетки: если данные равны 0 – «0», если данные существуют, но не внесены в сборник – «...», если данные не существуют – «–». Если значение не равно нулю, но первая значащая цифра появится после принятой степени точности, то делается запись 0,0 (при степени точности 0,1).

  9. Если таблица заимствована из литературных источников, то обязательно делают ссылку на источник данных. Ссылка помещают сразу после таблицы; в тексте данные ссылки имеют нумерацию, общую со ссылками на рисунки.

  10. Сноски внутри таблицы обозначают только «*».

  11. Нумерация таблиц является сквозной по главам; в номере таблицы содержится номер главы. Например, если таблица расположена в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация таблицы будет следующей: «Таблица 2.5».

  12. При переносе таблицы на другую страницу названия ее граф следует повторить или повторить их порядковую нумерацию и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 2.5.».

Пример оформления таблицы и переноса таблицы на другую страницу:

Таблица 1.1

Изменение величины и структуры денежных расходов в 2005-2007 гг. *

Расходы в семейных бюджетах

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1

2

3

4

Всего, млн. руб.

97804,9

126322,3

157336,3

темп роста в % к предшествующему году

140,2

129,2

124,6

Покупка товаров и оплата услуг, млн. руб.

70113,2

89362,1

109443,8

*Сост. по данным комитета статистики.

Продолжение таблицы 1.1.

1

2

3

4

удельный вес в денежных доходах, %

63,1

63,8

64,1

темп роста в % к предшествующему году

135,5

172,7

122,5

в т.ч.




покупка товаров, млн. руб.

56664,4

71652,5

87287,8

удельный вес в денежных доходах, %

50,9

51,2

51,1

темп роста в % к предшествующему году

134,8

126,5

121,8

оплата услуг, млн. руб.

13448,8

17709,6

22156,0

удельный вес в денежных доходах, %

12,09

12,7

12,9

темп роста в % к предшествующему году

138,5

131,7

125,1

Обязательные платежи и разные взносы, млн. руб.

7048,8

9089,9

10166,9

удельный вес в денежных доходах, %

6,3

6,5

5,9

темп роста, в % к предшествующему году

134,1

129,0

111,8

Прирост вкладов, облигаций и др. ценных бумаг, млн. руб.

17072,3

23924,1

32124,6

удельный вес в денежных доходах, %

17,5

18,9

18,8

темп роста в % к предшествующему году

182,8

140,1

134,3

Приобретение валюты, млн. руб.

3570,6

3946,2

5601,1

удельный вес в денежных доходах, %

3,21

2,82

4,0

темп роста в % к предшествующему году

105,0

110,5

141,9

Прирост денег на руках у населения, млн. руб.

13396,4

13704,5

13539,1

удельный вес в денежных доходах, %

12,0

9,8

7,9

темп роста в % к предшествующему году

103,7

102,3

98,8

8.3. Общие правила представления формул

Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные.

Наиболее важные, а также длинные или громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках.

Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать в одной строке. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

Порядковые номера формул включают номер главы. Они обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.

Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссыл­ки в последующем тексте. Небольшие формулы, составляющие единую группу, объединяются одним номером. Если представлена система формул, она объеди­няется фигурной скобкой слева.

Промежуточные формулы, не имеющие самостоятельного значения и при­водимые лишь для вывода основных формул, обычно не нумеруются (исключе­нием являются случаи, когда в дальнейшем тексте на данные формулы есть ссылки).

Следует применять сквозную нумерацию формул по главам, например: глава 1 формула 4 - (1.4), глава 2 формула 4 - (2.4).

При ссылках на какую-либо формулу в тексте ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т. е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: «в формуле (1.7) ...»; «из уравнения (2.1) вытекает ...».

Формулу включают в предложение как равноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда оно необхо­димо по правилам пунктуации:

  • в тексте перед формулой содержится обобщающее слово;

  • этого требует построение текста, предшествующего формуле.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой или точкой с запятой. Эти знаки препинания помещают непосредственно за формулой.

Пример оформления формулы:

PVB = 60 IiB - IiA, (1.1)

где: PVB дисконтированная оценка суммарных доходов;

IiB- доход «образованного» человека в i-том году;

IiA- доход «необразованного» человека в i-том году.

8.4. Представление отдельных видов иллюстративного материала

В ВКР используют иллюстративный материал в виде графических изображений. Графические изображения представляют собой условные изображения числовых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков, схем. Графический способ облегчает рассмотрение данных, делает их наглядными и выразительными. На графическом изображении сразу видны пределы изменения показателя, сравнительная скорость изменения разных показателей, частота их изменения.

Кроме геометрического образа, графическое изображение содержит ряд вспомогательных элементов: общий заголовок изображения, словесные пояснения условных знаков, оси координат и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателя.

Рассмотрим некоторые виды графических изображений.

Диаграмма - один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. Диаграммы бывают разных видов: линейные, радиальные, точечные, плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграммы зависит от вида представляемых данных и задачи ее построения.

Среди диаграмм по частоте использования выделяются столбиковые диаграммы, представляющие показатели в виде столбика, высота которого соответствует значению показателя.

Пример оформления диаграммы:

Рис. 1.1 Диаграмма изменения направлений объекта


Часто на столбиковой диаграмме при сравнении показателей по группам, совокупностям показывают относительные величины, одно из значений которых принимается за 100%.

График это изображение, передающее (обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба) основную идею явления или процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчивают сплошными линиями. В некоторых случаях графики снабжают координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат.

На осях координат должны быть указаны условные обозначения отложенной величины и ее размерность в принятых сокращениях. На графике следует использовать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, помещают на график только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в легенде графика. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то числовые деления на осях координат следует начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.

Пример оформления графика:


При построении графических изображений следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Все иллюстрации в ВКР должны быть пронумерованы и снабжены названиями.

  2. Слово «Рис.» пишут сокращенно и помещают непосредственно перед названием иллюстрации.

  3. Название помещают по центру под рисунком.

  4. Ссылки на иллюстрации не следует оформлять как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется их название. Если речь идет о вопросе, связанном с иллюстрацией, в тексте помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения, например (рис. 1.3), либо в виде специального оборота, например: как показано на рис. 1.3.

  5. Нумерация рисунков является сквозной по главам. В номере рисунка содержится номер главы и порядковый номер рисунка. Например, если рисунок расположен в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация рисунка будет следующей: «Рис. 2.5».

  6. Если рисунок заимствован из какого-либо источника, то необходимо сделать ссылку на этот источник. Данная ссылка помещается сразу после названия рисунка и имеет общую со ссылками на таблицы нумерацию.

Объемные иллюстративные материалы могут быть вынесены в приложения.

8.5. Оформление литературных источников

Использованная в работе литература является органической частью ВКР:

  • позволяет документально подтвердить достоверность и точность приводимых заимствований (таблиц, иллюстраций, фактов, текстов документов);

  • характеризует степень изученности студентом конкретной проблемы;

  • представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для других исследователей; является простейшим библиографическим пособием.

Каждая библиографическая запись в списке имеет порядковый номер и пишется с красной строки.

В список литературы не включают те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы в процессе работы.

В списке указывают фамилию автора, его инициалы, название работы, место издания (для Москвы – сокращенно М., для Санкт-Петербурга – СПб.; для всех остальных городов – полное наименование), год, количество страниц. При наличии нескольких авторов указываются фамилии и инициалы всех.

Для журнальной статьи (или статьи в сборнике) указывают фамилию автора, его инициалы, название статьи, название журнала (или сборника), год издания, номер журнала или номер выпуска сборника, страницы, на которых расположена статья.

Группировку литературных источников осуществляют по систематическому принципу: всю литература первоначально разбивают на разделы. Внутри разделов источники располагают в алфавитном порядке. Нумерация литературных источников является сквозной.

В ВКР список использованных источников и литературы следует составлять в следующем порядке:

  • Официальные государственные документы

Официальные акты, документы общественных организаций, политических партий, постановления (в обратно-хронологическом порядке: вначале новые, затем принятые ранее).

  • Нормативно-инструктивные документы

Законодательные документы, инструкции, нормы, нормативы и т.д.

  • Монографическая литература

Книги одного, двух, трех и более авторов; сборники статей, докладов; материалы конференций, съездов, симпозиумов; отдельные тома многотомного издания; отдельные тома (выпуска) продолжающегося сборника; статьи (произведение) из многотомного издания; статьи из сборника; статьи из журнала; статьи из газеты. Литература приводится в алфавитном порядке. Не следует отделять книги от статей.

  • Справочная литература

Словари, справочники, энциклопедии, статьи из энциклопедии.

  • Библиографические указатели.

Ре­цензия с заглавием; рецензия (без заглавия); реферат (без заглавия); описание стандарта; описание патентного документа; описание депонированной рукописи; описание диссертации; описание автореферата диссертации.

  • Описание электронных ресурсов.

Электронная статья; электронный журнал; электронные данные; базы данных.

  • Иностранная литература.

В одном списке разные алфавиты не смешиваются; иностранные источни­ки обычно размещают в конце перечня всех материалов.

Рекомендуется располагать источники по принципу «слово за словом», т.е.:

  • при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т.д.,

  • при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий,

  • при авторах-однофамильцах - по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын - от старших к младшим),

  • при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими - по алфавиту фамилий соавторов.

Пример оформления списка литературы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

  1. Приказ Минобразования РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc _LAW_159671/(дата обращения: 04.08.2022).

  2. ГОСТ 7.0.96-2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования. - М.: Стандартинформ, 2016. - 16 с.

Книги, монографии

  1. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: учебник для вузов. – М.: Либерея, 2003. - 351 с.

  2. Костюк К.Н. Книга в новой медицинской среде. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 430 с.

Статьи в периодических изданиях и сборниках статей

  1. Антопольский А.Б. Система метаданных в электронных библиотеках//Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: Тр. 8-й Междунар. конф. «Крым-2001»/г. Судак, (июнь 2001 г.). - Т. 1. - М., 2001. - С. 287 - 298.

  2. Гуреев В.Н., Мазов Н.А. Использование библиометрии для оценки значимости журналов в научных библиотеках (обзор)//Научно-техническая информация. Сер. 1. - 2015. - № 2. - С. 8 - 19.

  3. Колкова Н.И., Скипор И.Л. Терминосистема предметной области «электронные информационные ресурсы»: взгляд с позиций теории и практики//Научн. и техн. б-ки. - 2016. - № 7. - С. 24 - 41.

  4. Леготин Е.Ю. Организация метаданных в хранилище данных//Научный поиск. Технические науки: Материалы 3-й науч. конф. аспирантов и докторантов/отв. за вып. С.Д. Ваулин; Юж.-Урал. гос. ун-т. Т. 2. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. - С. 128 - 132.

  5. Парфенова С.Л., Гришакина Е.Г., Золотарев Д.В. 4-я Международная научно-практическая конференция «Научное издание международного уровня - 2015: современные тенденции в мировой практике редактирования, издания и оценки научных публикаций»//Наука. Инновации. Образование. - 2015. - № 17. - С. 241 - 252.

Электронные ресурсы

  1. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. - URL: http://government.ru/media/files /41d4b737638891da2184/pdf (дата обращения 15.11.2022).

  2. Статистические показатели российского книгоиздания в 2006 г.: цифры и рейтинги [Электронный ресурс]. - 2006. - URL: http://bookhamber.ru/stat_2006.htm (дата обращения 12.03.2022).

8.6. Оформление приложений

Приложения являются заключительной частью работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, схемы, диаграммы и т.п.

Приложения оформляют как продолжение ВКР на ее последних страницах. Каждое приложение необходимо начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и определять тематическим заголовком. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать.

Нумерация страниц приложений, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста ВКР с приложениями осуществляют через ссылки, которые употребляют со словом «см.» - смотри. Его обычно сокращают и заключают вместе с номером приложения в круглые скобки. Отражение приложения в содержании работы делают в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

9. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВКР

Рецензирование каждой выпускной квалификационной работы проводится для предварительной оценки её качества и практической значимости. В число рецензентов включаются высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт в решении соответствующего круга проблем.

Рецензент после ознакомления с выпускной работой составляет письменное заключение, представляющее собой краткую (не более двух страниц), исчерпывающую оценку уровня и качества рецензируемой ВКР.

В рецензии обязательно отражаются актуальность выбранной темы исследования, степень и глубина проработки различных аспектов исследуемой темы, знание существующих подходов к решению поставленных задач, уровень творческой, исследовательской самостоятельности, степень аргументированности выводов и обоснованности разработанных проектных предложений, оценивается уровень сформированности компетенций выпускника.

Рецензент также указывает основные недостатки представленной ВКР и степень их влияния на общий уровень работы.

В заключении рецензент делает выводы о соответствии дипломного проекта предъявляемым требованиям, о возможности допуска работы к защите и присуждения студенту искомой квалификации.

10. нормоконтроль

Одним из действенных средств контроля знаний студентов в области стандартизации и внедрения требований стандартов в учебный процесс является нормоконтроль учебной документации, к которой относится ВКР.

Для контроля качества оформления и уровня самостоятельности выполнения ВКР назначаются нормоконтролеры из числа методистов научно-методического отдела.

Нормоконтроль должен обеспечить:

  • соблюдение в ВКР норм и требований, установленных государственными, отраслевыми стандартами, стандартами колледжа и другими нормативно-техническими документами;

  • проверку комплектности документации ВКР;

  • проверку качества оформления ВКР.

В процессе нормоконтроля устанавливается:

  • комплектность документации (соответствие представленных документов установленному перечню: наличие отзыва руководителя, рецензии, технического задания на ВКР, выполненной графической части и т.п.);

  • соблюдение последовательности комплектования документов;

  • правильность структурирования, формирования и оформления ВКР;

  • наличие и правильность оформления ссылок в тексте на литературные источники;

  • правильность оформления и нумерации иллюстративного материала (графиков, диаграмм, рисунков, таблиц);

  • правильность выбранного стиля изложения;

  • процент оригинальности текста ВКР.

Нормоконтроль является одним из этапов подготовки ВКР к защите.

Нормоконтролер не несет ответственности за содержание и последовательность изложения материалов ВКР, глубину проработки проблемы, принятые решения и выработанные рекомендации.

Выявленные при нормоконтроле ошибки и отступления от действующих нормативов и требований в проверяемой работе помечаются вынесением примечаний на поля текста ВКР, чтобы их можно было исправить, не нарушая качества документа.

Проверенные ВКР, в которых обнаружены ошибки и отступления от требований, с примечаниями нормоконтролера передаются студенту для последующего исправления. Студент вносит исправления согласно замечаниям нормоконтролера.

Исправленные работы повторно направляются нормоконтролеру.

После получения положительного заключения о прохождении нормоконтроля запрещается вносить изменения и дополнения в проверенную нормоконтролером ВКР.

Каждый факт обмена документами фиксируется нормоконтролером в журнале.

Нормоконтролер сканирует оригиналы отзыва, рецензии и листа о прохождении нормоконтроля. Подписи на отзыве и рецензии заверяются.

Нормоконтролер формирует электронный пакет документов для его дальнейшего размещения в электронной базе курсовых и выпускных квалификационных работ ГАПОУ ЧАО «ЧМК», в который включается допущенный к защите текст ВКР, отсканированные варианты оригиналов отзыва, рецензии и листа о прохождении нормоконтроля, электронная версия отчёта о проверке ВКР на плагиат. При наличии графической части предоставляется наиболее удобный вариант её размещения в электронной базе.

Нормоконтролер обязан:

  • руководствоваться настоящим Положением и другими действующими на момент проверки нормативными документами;

  • тщательно и всесторонне проверять соответствие оформления ВКР установленным требованиям;

  • давать четкие и обоснованные замечания и предложения по исправлению проверяемых ВКР с обязательной ссылкой на конкретные требования нормативных документов.

Нормоконтролер имеет право:

  • возвращать документацию студенту без рассмотрения в случае небрежного выполнения ВКР, отсутствия обязательных подписей, нарушения установленной комплектности;

  • возвращать студенту на доработку ВКР, не рассматривая весь комплект документов, если на первых страницах выявлено большое количество отступлений от установленных требований;

  • не рассматривать повторно ВКР, если ошибки и отступления устранены частично или небрежно.

11. предварительная защита

Предварительная защита ВКР проводится предметно-цикловой комиссией после процедуры прохождения нормоконтроля.

Целью предварительной защиты является проверка готовности студента и ВКР к защите в ГЭК.

К предварительной защите допускается ВКР, подписанная заместителем директора по научно-методической работе.

Для предварительной защиты ВКР формируется комиссия, состоящая из 2-3 преподавателей. На предварительной защите могут присутствовать руководители ВКР.

Предварительная защита включает в себя доклад по ВКР (не более 10-15 минут), в котором излагаются цели, задачи и основные результаты ВКР, представление иллюстративного (раздаточного) материала и ответы на вопросы.

На предварительной защите принимается решение о допуске студента к защите.

12. ЗАЩИТА ВКР

К защите допускаются студенты, работы которых прошли проверку на наличие плагиата. Доля цитируемого материала должна составлять не более 40 %. Доля оригинального текста должна составлять не менее 60%.

Процедура защиты ВКР является публичной, то есть предусматривает участие комиссии и присутствие других студентов.

Защищающий ВКР должен выступить с речью-презентацией, в которой должны быть указаны актуальность темы, цель, задачи и краткое содержание работы, выводы и обобщения, полученные в результате проделанной работы. Речь не должна содержать расширенную характеристику объекта исследования, а также всех видов проделанной работы. Время презентации ограничено – 10-15 минут.

Рекомендуется сопровождение речи компьютерной слайдовой презентацией, которая может содержать 5-8 основных слайдов, включая титульный лист с названием, сведениями о научном руководителе и исполнителе. На остальных слайдах могут быть представлены цель и задачи исследования; его ход или основные защищаемые положения; результаты и выводы, источники. Возможно использование примеров, фотографий, рисунков, графиков и других иллюстративных средств (не перегружая содержание слайда спецэффектами и пестротой красок).

Необходимо осветить собственный вклад в решение проблемы, доступно изложить содержание тех основных положений работы, которые выносятся на защиту. На выступлении слушатели обращают внимание на следующие характеристики доклада выступающего:

– сформулировал ли он тему, цель и задачи исследования;

– раскрыл ли содержание проблемы, всей работы;

– читал ли по листку;

– повторял ли известные теоретические сведения;

– сформулировал ли выводы исследования;

– имеет ли самостоятельно полученные результаты;

– выполнил ли апробацию результатов;

– дал ли какие-либо рекомендации по их применению;

– использовал ли наглядный материал;

– владел ли грамотной речью.

После выступления докладчик должен ответить на вопросы членов комиссии, а также присутствующих на защите преподавателей и студентов.

При оценивании ВКР учитываются критерии:

– актуальность содержания раскрытой темы;

– знакомство с основной и дополнительной литературой по теме;

– информационная насыщенность, глубина и полнота анализа фактов, относящихся к теме;

– владение понятийным и терминологическим аппаратом;

– умение выделить проблему, определить методы ее решения, поставить и решить исследовательские задачи;

– умение формулировать основные понятия исследования;

– умение последовательно изложить суть рассматриваемых вопросов;

– оригинальность изложения;

– структура изложения, логичность; аргументированность;

– умение представить основные результаты, обосновать выводы;

– возможная новизна содержания и выводов;

– практическая значимость полученных результатов;

– самостоятельный вклад в решение проблемы.

В конце защиты студент должен полно и грамотно ответить на вопросы и замечания по работе, возникшие у научного руководителя ВКР и у членов комиссии.

ВКР оценивается членами ГЭК по 5-балльной шкале.

Таким образом, выпускная квалификационная работа – важная составляющая часть аттестации студента и подготовки его к профессиональной и исследовательской деятельности.

Приложение 1

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чукотского автономного округа

«Чукотский многопрофильный колледж»

(ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)


отделение педагогики и культуры





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Разработка фрагмента учебно-методического комплекса

ПМ.01 Организация учебно-производственного процесса



Выполнила студентка 5 курса, группы 018-05

Иванова Любовь Сергеевна


Научный руководитель: Кирина И.С.



«Допущена к защите в ГЭК»

Зам. директора по НМР:

«____» _______ 20__ г. ______________

(дата) (подпись)

Работа защищена с оценкой ___________

«____» _______________________20__ г.




Анадырь

2022


Приложение 2

Образец оформления содержания выпускной квалификационной работы


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

Глава 1. Наименование главы

4


1.1. Наименование первого параграфа

4


1.2. Наименование второго параграфа


Глава 2. Наименование второй главы



2.1. Наименование первого параграфа



2.2. Наименование второго параграфа


Глава 3. Наименование третьей главы



3.1. Наименование первого параграфа



3.2. Наименование второго параграфа


Заключение


Список использованной литературы


Приложение 1. Наименование приложения

51

Приложение 2. Наименование приложения



























ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец оформления введения ВКР


введение

На современном этапе развития транспортных предприятий в России стоит вопрос об особенностях ведения бухгалтерского и налогового учета и в целом о нормативном регулировании транспортных фирм.

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью финансовых результатов как отдельного объекта учета, который определяет конечный результат и эффективность деятельности коммерческой организации, поскольку он является основным критерием успешного управления бизнесом.

Финансовые результаты характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, коммерческой, закупочной, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. Однако у разных пользователей бухгалтерской отчетности интерес к финансовым результатам различен. Так, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли, ее структура и факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые органы заинтересованы в получении достоверной информации о налогооблагаемой базе по налогу на прибыль. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т. е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестирования.

В рыночной экономике признание доходов и расходов не зависит от факта получения или платы денежных средств. Денежные потоки обособляются от движения и оценки активов.

Прибыль служит критерием и показателем эффективности деятельности предприятия, стимулирует экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

Объектом исследования является автотранспортное предприятие ООО «Сиб-ТрансАвто», основным видом деятельности которого является предоставление услуг по транспортным перевозкам пассажирского и грузового транспорта.

Предметом исследования являются экономические отношение, возникающие в процессе учета, анализа финансовых результатов предприятия.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение и обобщение теоретических и практических вопросов учета и анализа финансовых результатов предприятия автотранспортной отрасли.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

2. Рассмотреть порядок ведения бухгалтерского учета финансовых результатов в автотранспортной организации.

3. Провести анализ финансовых результатов и разработать рекомендации по совершенствованию порядка учета и повышению прибыли и рентабельности финансовых результатов.

Теоретической основой исследования служат научные труды отечественных ученых-экономистов, посвященные проблемам ведения бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов (Беспалов М.Ю., Бобылева А.З., Клилова Н.В., Ковалев В.В., Колчина Н.В., Кондраков Н.П., Крылов С.И., Савицкая Г.В., Тумасян Р.З.).

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию порядка учета повышения эффективности финансовых результатов автотранспортного предприятия.

Нормативной базой исследования являются Налоговый кодекс РФ, федеральные законы, положения по бухгалтерскому учету.

Информационной базой является бухгалтерская отчетность ООО «Сиб-ТрансАвто» за 2008-2010гг. и первичная учетная документация, бухгалтерские регистры.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

В первой главе раскрываются теоретические основы бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия, определяются понятие и основные аспекты бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности предприятия, освящаются цели и методика анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Во второй главе исследуются особенности бухгалтерского учета финансовых результатов ООО «Сиб-ТрансАвто», дается краткая технико-экономическая характеристика ООО «Сиб-ТрансАвто», раскрываются вопросы учета финансовых результатов, характеризуется порядок формирования и учета конечного финансового результата.

В третьей главе проведен анализ динамики, структуры и состава финансовых результатов, рассчитана рентабельность в разрезе различных факторов и даны рекомендации по совершенствованию порядка бухгалтерского учета финансовых результатов на предприятии и направлений повышения эффективности работы организации.

Приложение 4

Образец оформления глав и параграфов основной части

Глава I. категория падежа в чукотском языке

1.1. Специфические характеристики категории падежа имени существительного в чукотском языке

«Категория падежа – эта категория, которая основывается на противопоставлении падежных форм и обозначает отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям или признакам. В чукотском языке девять падежей: именительный, творительный, местный, отправительный, дательно-направительный, определительный, совместный, назначительный, сопроводительный» [1, c. 55-56].

Категория падежа представляет собой совокупность грамматических отношений имен существительного к другим словам в предложении (в том числе и к существительным), выраженная в системе его синтаксических норм.

Существительные чукотского языка имеют три типа склонения, различающиеся между собой по количеству и оформлению падежей, а в отдельных случаях и по их значению. Наличие у существительных трех склонений связано с подразделением их на лексико-семантические группы по признаку «человек» и «не человек» [5, c. 5].

Существительные, обозначающие человека, отвечают на вопрос «мэн'ин?» (кто?): Эрмэн – собственное имя мужчины, ыммэмы – мама; Ынпыначгын – старик, чавчыв – кочевник .

Существительные, обозначающие все остальные предметы, кроме человека, независимо от того, неодушевленные они или одушевленные, отвечают на вопрос «ръэнут?» (кто-что?): Ятъел-лиса, къэли-шапка, ңотқэн-этот, қол- другой.

Приложение 5А

Образец оформления задания на ВКР


"СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДАЮ"

Представитель Зам. руководителя

работодателя по направлению деятельности

_______________________ _______________________

"__" __________ 20__ г. "__" __________ 20__ г.


ПРИМЕРНОЕ ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу


Студенту(ке) _______________ курса __________ группы, специальности ___

___________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Тема выпускной квалификационной работы ________________________________

Исходные данные _______________________________________________________

Перечень технических решений, подлежащих разработке (выбор нового

оборудования, выбор новой заготовки, разработка технологии, схемы, оснастки

специального задания и т.д.) по заказу предприятия или образовательной

организации _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Изделие, входящее в ВКР и подлежащее изготовлению выпускником _________

___________________________________________________________________________

Законченная ВКР должна состоять из пояснительной записки; графической

части (чертежей, диаграмм, схем и т.д.).

Графическая часть проекта выполняется в зависимости от специальности и

темы. Все чертежи выполняются в системе AUTO CAD и записываются на диск. По

формату, условным обозначениям, цифрам, масштабам чертежи должны

соответствовать требованиям ГОСТ.

Содержание графических работ:

Лист 1. _______________________________________________________________

Лист 2. _______________________________________________________________

Лист 3. _______________________________________________________________

Лист 4. _______________________________________________________________

Пояснительная записка должна быть набрана на компьютере на одной

стороне листа.

Введение ______________________________________________________________

Глава 1. ______________________________________________________________

Глава 2. ______________________________________________________________

Заключение ____________________________________________________________

Список источников _____________________________________________________

Примерный баланс времени при выполнении выпускником ВКР (указать

распределение времени по этапам выполнения в днях):

Введение

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

Заключение

3. ____________________________________________________________________

Наименование предприятия, на котором выпускник проходит преддипломную

практику __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Фамилия и должность руководителя ВКР __________________________________

___________________________________________________________________________

Дата выдачи ВКР "__" ____________ 20__ г.

Срок окончания ВКР "__" ____________ 20__ г.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии ____________________________

___________________________________________________________________________

(наименование)

"__" ____________ 20__ г. Протокол N ______________________________________

Руководитель ВКР ______________________________________________________

(подпись, дата)

Председатель цикловой комиссии ________________________________________

(подпись, дата)

Приложение 5Б

Образец оформления календарного плана



(фамилия, имя, отчество студента)

отделения _________, группы ____________________


Тема ВКР __________________________________________________________


Научный руководитель ______________________________________________


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН И ЕГО ВЫПОЛНЕНИЕ


Наименование этапов

Сроки задания

Сроки

выполнения

Выбор темы



Определение структуры и содержания



Знакомство с литературой по выбранной тематике



Сравнительный анализ библиографических источников и подготовка аналитического обзора по ним



Написание теоретической части работы



Наблюдение, эксперимент и выдвижение гипотезы



Выполнение практической части работы



Обработка и апробация полученных результатов



Оформление рукописи и представление работы руководителю



Осуществление руководителем проверки полного текста работы на наличие плагиата



Получение отзыва



Получение рецензии



Прохождение нормоконтроля



Защита ВКР




Задание принял к исполнению

студент ____________________________________

(подпись студента)