СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по практическим работам по ОП.11 Основы предпринимательской деятельности.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ основной профессиональной образовательной программы по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по практическим работам по ОП.11 Основы предпринимательской деятельности.»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»




Согласовано

с методическим советом

Протокол № 1__

от « 30_» августа_ 2019 г.







Методические рекомендации

для обучающихся по выполнению

практических работ

по ОП.11 Основы предпринимательской деятельности

по специальности

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)






















г. Урень

2019 г.


Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум» по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.



Разработчик: Г.В. Кострова, преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»



Рассмотрено:

МО работников техникума

30 от августа 2019 г.

Руководитель МО

_________________
























СОДЕРЖАНИЕ



Стр.


Практическая работа № 1 «Разработка идеи нового продукта»


5

Практическая работа № 2 «Титульный лист бизнес-план»


7

Практическая работа № 3 «Заполнение формы написания резюме»


8

Практическая работа № 4 «Вводная часть бизнес-плана»


12

Практическая работа № 5 «Анализ положения дел»


14

Практическая работа № 6 «Сущность предлагаемого проекта»


19

Практическая работа № 7 «Производственный план»


22

Практическая работа № 8 «План маркетинга»


25

Практическая работа № 9 «Организационный план»


27

Практическая работа № 10 «Оценка рисков»


30

Практическая работа № 11 «Финансовый план»


32

Практическая работа № 12 «Разработка бизнес-плана и презентации»


38

Практическая работа № 13 «Построение бизнес-модели Александра Остервальда»

40






















УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!


Методические указания по ОП.11 Основы предпринимательской деятельности для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Наличие положительной оценки по практическим работам по ОП.11 Основы предпринимательской деятельности необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине

Критерии оценки практической работы

Критериями оценки результатов практической работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

оформление материала в соответствии с требованиями.








Практическая работа № 1

«Разработка идеи нового продукта»


Цель: разработать бизнес-идею организации по производству товаров или оказанию услуг.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 90 минут.

Краткая теория и методические указания:

Начинающий предприниматель должен обладать, прежде всего, идеей, которую можно охарактеризовать как предпринимательскую идею, т.е. идею, основанную на инновации, включающую в себя инновационные моменты деятельности.

Наличие идеи, реальной для начала предпринимательской деятельности, – основной фактор, условие производства.

В основе предпринимательской идеи лежит не только идеология предпринимателя, но и, пожалуй, самое главное – востребованность идеи рынком.

Чтобы начать что-то производить с выгодой для себя, предприниматель должен приложить усилия, чтобы найти и осмыслить именно те потребности, которые в настоящее время нуждаются в удовлетворении.

Таким образом, идея – это четкое представление о том, как и путем каких конкретных действий предпринимателя, потребность потенциального покупателя может быть удовлетворена.




Итак, предпринимательская идея – это выявленная предпринимателем новая форма экономической активности, в которой совмещаются потенциальные или реальные потребности рынка в определенных услугах (или товарах) с возможностями предпринимателя произвести эти услуги (товары) и получить дополнительный доход от нововведения (инновации).



Задание для студентов. В таблице представлены идеи для малого бизнеса.

1. Рассмотрите каждую из них с точки зрения эффективности организации данного бизнеса в городе Урень. Отметьте знаком «+», «-».

Таблица 1.

Идеи для малого бизнеса:

Вариант 1

Вариант 2

Фаст-фуд

Квест в реальности

Мебель: шик со свалки

Хозяйство по выращиванию ягод

Товары для животных

Деревенский туризм

Строительные и отделочные материалы

Витражная студия

Частный детский сад на дому

Сдача грузчиков и разнорабочих в аренду

Товары для туризма

Бутербродная

Частная художественная галерея

Фитнес-клуб

Изготовление ароматизированных свеч, мыла ручной работы

Хостел

Кофейня

Фермерское хозяйство по выращиванию рыб

Разработка и пошив одежды для учащихся школ и обучающихся ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»

Бизнес по подготовке школьников к ЕГЭ


Консультации по дизайну

Организация по уходу за растениями

Клининговая фирма

Организация по предоставлению услуг нянь

Служба знакомств

Парикмахерская для животных


2. Опишите плюсы и минусы реализации одной из бизнес-идей Таблицы 1.

Таблица 2.

Бизнес-идея:

Плюсы:

Минусы:








3. Выберите из предложенных вам идей для малого бизнеса наиболее интересный и выгодный по вашему мнению. Обоснуйте ответ.




Практическая работа № 2

«Титульный лист бизнес-план»


Цель: научиться оформлять титульный лист бизнес-плана.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 90 минут.

Краткая теория и методические указания:

Титульный лист бизнес-плана является его лицевой страницей, по содержанию и внешнему виду которой складывается впечатление о проекте. Документ необходим для предоставления партнерам и инвесторам с целью ознакомления и оценки деятельности.

Порядок подачи сведений титульного листа не регламентирован. Однако большинство инвесторов ожидают увидеть первую страницу презентации бизнеса потенциального партнера с отображенной на ней информацией:

  • название, адрес и контактная информация фирмы;

  • имена и адреса учредителей;

  • суть предлагаемого проекта;

  • стоимость проекта;

  • ссылка на секретность.


Суть предлагаемого проекта

В разделе «Суть предлагаемого проекта» необходимо отразить краткие, но информативные сведения. Подача информации должна быть уникальна и выгодно отличаться от сведений, отраженных в документах руководителями аналогичных проектов. В ней должна быть полностью отражена его сущность и преимущественные позиции, которые бы привлекли партнера своей неординарностью.

Ссылка на секретность

Чтобы избежать плагиата недобросовестными субъектами, следует зафиксировать секретность проекта. В нижней части листа следует упомянуть, что документ является собственностью разработчика и не может быть использован как образец для других проектов. При отсутствии заинтересованности потенциального партнера в сотрудничестве, в его обязанности входит возврат документа его владельцу.




Практическая работа № 3

«Заполнение формы написания резюме»


Цель: научиться заполнять форму написания резюме бизнес-плана.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 90 минут.

Краткая теория и методические указания:

Резюме (концепция бизнеса) – краткое изложение основных положений предполагаемого плана, т. е. информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.

Концепция составляется после написания всех разделов бизнес-плана, так как содержит самое основное из всех его разделов.

В резюме указываются возможности для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль и ее распределение, условия инвестирования. Резюме должно содержать главную цель предполагаемого бизнеса и назначение разрабатываемого бизнес-плана.

Помимо выделения главной цели (целей) бизнес-плана, указывается, для кого он предназначен: для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя (как средство самоорганизации), государственных или муниципальных органов власти (с целью получения поддержки).

Таким образом, резюме содержит следующие данные:

1) идеи, цели и суть проекта;

2) особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;

3) стратегию и тактику достижения поставленных целей;

4) квалификацию персонала и особенно ведущих менеджеров;

5) прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т. д.);

6) планируемую себестоимость продукции и потребность финансирования;

7) ожидаемую чистую прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;

8) основные факторы успеха (описание способов действий и мероприятий).


Пример оформления резюме

Форма написание резюме

Показатель

Характеристика показателя

Пояснение

Наименование предприятия

ООО «Мечта»

Форму собственности можно выбрать, исходя из целей предприятия, из Гражданского кодекса Российской Федерации. Название предприятия выбирают на совете директоров, акционеров или большинством голосов работников данного предприятия.

Юридический адрес

456200, Челябинская область, г. Златоуст, Проспект мира, д. 9

Юридический адрес можно узнать на основании учредительных документов организации. Для вновь создаваемых предприятий указывают предполагаемое место нахождения

Фактический адрес

456200, Челябинская область, г. Златоуст, Проспект мира, д. 9

Фактическое место нахождения предприятия

ИНН

7404032570

Указывают на основании учредительных документов

Расчётный счёт

№ 740751000000088 в Челябинском ОСБ № 35, г. Златоуст

Указывают на основании учредительных документов

Дата создания предприятия

10.10.2000

Указывают на основании учредительных документов

ФИО руководителя

Иванов Иван Иванович

Указывают на основании учредительных документов

ФИО главного бухгалтер

Семенова Лариса Валерьевна

Указывают на основании приказа руководителя организации (предприятия)

Цели развития (создание) фирмы

Получение максимальной прибыли

Цели предприятия формирует или меняет при его создании или реорганизации непосредственно руководящий состав

Характеристика продукции

Рамы для балконов жилых домов

Вид продукции выбирают при создании и реорганизации предприятия на основании маркетингового исследования спроса на товары и анализа конкурентов, действующих на рынке

Численность сотрудников предприятия

5 чел. – руководители;

25 чел. – служащие;

100 чел. – рабочие;

15 чел. – инженерно-технические работники

Указывают на основании фактических данных отдела кадров предприятия

Программа выпуска

12024 единиц товара в год

Рассчитывают на основании плана производства продукции и потребностей рынка

Трудоёмкость единицы продукции (изделия) в нормочасах

13 нормочасов

Рассчитывают на основании плана производства продукции и потребностей рынка

Ориентировочная себестоимость продукции (изделия)

9000 р. За 1 шт.

Рассчитывают на основании плана производства продукции и плана маркетинга

Дизайн продукции

Соответствует международным стандартам

Разрабатывают на основании передового опыта российских и международных предприятий

Гарантийный срок эксплуатации

3 года

Устанавливают на основании гарантийного срока эксплуатации исходных материалов и технологии производства продукции

Наличие субподрядчиков

Отсутствуют

Зависит от технологии изготовления продукции. Если производство возможно осуществлять своими силами, то субподрядчик не требуется. Если невозможно изготовить продукцию собственными силами, то указывают организацию, которую будут привлекать

Организация сервиса

Бесплатная доставка и установка балконных рам в черте г. Златоуста. За пределами города доставка осуществляется за счёт покупателя, установка бесплатна

На основании возможностей предприятия (наличие автотранспорта, работников и т.д.) и анализа сервисного обслуживания конкурирующих фирм

Покупатель продукции

Физические лица и строительные фирмы

Устанавливают на основании предварительного анализа рынка сбыта продукции

Место реализации

Города Златоуст, Сатка, Куса, Миасс, Чебаркуль

Устанавливают на основании предварительного анализа рынка сбыта продукции

Период интенсивной продажи на рынке

С мая по сентябрь

Зависит от сезонности продукции и потребностей рынка

Количество фирм-конкурентов

Три фирмы-конкурента:

  • ООО «Евробалкон»;

  • ЗАО «Современный балкон»;

  • ООО «Уют»;

Устанавливают на основании предварительного анализа рынка продукции

Крупнейший производитель продукции

Отсутсвует

Устанавливают на основании предварительного анализа рынка продукции

Объём продаж конкурирующих фирм

От 15 до 275 балконных рам за квартал

Определяют на основании опроса продавцов конкурирующих фирм, рекламы конкурентов

Уровень качества, дизайн продукции фирм-конкурентов

Средний

Определяют на основании покупки товаров у конкурентов, опроса населения

Стратегия финансирования

Первоначальный вклад учредителей в уставной капитал, кредит

Исходя из фактического состояния дел на предприятии, руководство определяет необходимость получения кредита, выкупа акций, облигаций или достаточность собственных средств

Метод ценообразования

Собственность и прибыль

Руководство фирмы самостоятельно определяет метод ценообразования, исходя из своих затрат и стратегии

Вид рекламы

Ежедневная бегущая строка на первом канале (пять раз в день по 1,5 мин). Реклама в газете «Городок» объёмом 300 печатных знаков. Ежедневная реклама по местному радио

Вид рекламы определяют, исходя из финансового состояния предприятия, опроса населения(какие газеты читают, какое радио слушают, какое телевидение смотрят)

Затраты на рекламу

45000 р. в месяц

Определяют с помощью плана маркетинга

Стимулирование продаж

Скидки до 15% на оптовые покупки, скидки по карточкам постоянного покупателя, продажа в кредит

Определяют, исходя из предварительного анализа потребностей и возможностей покупателей

Способ распространения продукции

Прямой маркетинг, сеть дистрибьюторов

Определяют с помощью плана маркетинга

Основные фонды предприятия

Здания, сооружения, машины, механизмы, передаточные устройства общей стоимостью 2000000 р.

Информацию получают из разделов бизнес-плана «Производство», «Фирма и отрасль, в которой она занята» и «Финансовый план»

Оборотные средства предприятия

Материалы, комплектующие, сборочные узлы и т.д.

Информацию получают из разделов бизнес-плана «Производство», «Фирма и отрасль, в которой она занята» и «Финансовый план»

Прибыль

150000 р. Ежемесячно

Информацию берут из раздела «Финансовый план»

Рентабельность

3-7%

Информацию берут из раздела «Финансовый план»

Сумма кредита

1500000 р.

Информацию берут из раздела «Потребность в финансировании»

Срок возврата кредита

24 мес

Информацию берут из раздела «Потребность в финансировании»

Проценты за кредиты в денежном эквиваленте

300000 р.

Информацию берут из раздела «Потребность в финансировании»

Практическая работа № 4

«Вводная часть бизнес-плана»


 Цель: научиться писать вводную часть бизнес-плана.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 180 минут.

Краткая теория и методические указания:

Вводная часть - предварительный и заключительный разделы бизнес-плана. Она разрабатывается постепенно с момента зарождения идеи создания новшества, постоянно корректируется по мере проработки всех разделов инновационного бизнес-плана и окончательно шлифуется на заключительной стадии. 

Целью данного раздела является предоставление сжатого, короткого обзора, позволяющего получить представление о предприятии и проекте, привлечь внимание инвесторов или кредиторов (в том числе его акционеров). 

Во введении к инновационному бизнес-плану раскрывается актуальность проблем предпринимательства применительно к данному предприятию; в приоритетном порядке отражаются основные направления деятельности последнего, целевые рынки по каждому направлению и его место на этих рынках; перспективные цели и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий; а также имидж, условия работы, организационная структура предприятия и др. 

По существу введение должно содержать такие сведения, которые пользователю бизнес-плана помогли бы определить целесообразность более детального изучения всех других материалов плана, то есть в определенной мере бизнес-план представляет своего рода резюме всех материалов данного документа. 

Поэтому в данном разделе следует простым языком, не вдаваясь в технические подробности, изложить следующие основные положения предлагаемого проекта: 

- сущность; 

- способы реализации; 

- отличительные особенности новшества; 

- мотивы покупателей для его приобретения и т.п. 

Наряду со словесным описанием в резюме следует привести основные технико-экономические показатели проекта (прогнозные объемы продаж на ближайший период, издержки производства, валовую прибыль, чистую текущую стоимость проекта, объемы инвестиций, рентабельность и предполагаемые сроки возврата вложенных финансовых ресурсов и цену продаж), а также источники и объемы требуемого финансирования и основные направления использования привлеченных средств.





































Практическая работа № 5

«Анализ положения дел»


Цель: научиться писать раздел «Анализ положения дел» бизнес-плана.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 180 минут.

Краткая теория и методические указания:

Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:

  1. Динамика продаж в отрасли за последнее время (месяц, 6 месяцев, год) и прогнозируемые темпы их роста.

  2. Тенденции ценообразования.

  3. Характеристика конкурентов.

  4. Характеристика потребителей.

  5. Перспективные рыночные возможности.



1. Динамика продаж в отрасли за последнее время (на примере рынка автомобилей)

Задание для студентов № 1.

1. Прочитайте статью «Статистика продаж автомобилей за октябрь 2016 года».

2. Подсчитайте динамику роста продаж автомобилей в России по маркам и итоговые показатели за октябрь 2016 г., внесите данные в таблицу.

3. Сделайте общий вывод.


Статистика продаж автомобилей за октябрь 2016 года 

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала результаты продаж автомобилей в РФ за октябрь 2016 года. В прошлом месяце в России было продано 148 597 легковых автомобилей, что на 17,3% больше, чем в октябре прошлого года. Вместе с этим, продажи автомобилей LADA показали рост в 23%. Самой популярной моделью оказалась Kia Rio. В ТОП 5 попало две модели LADA (Granta и Vesta).







Таблица 1. Статистика продаж автомобилей в России по маркам

МАРКА

ОКТЯБРЬ 2016 г.

2016

2015

Динамика,%

Lada

28 638

23 307


KIA

17 407

15 015


Hyundai

15 712

14 190


Renault*

13 036

11 012


VW

8 014

6 996


Toyota*

7 366

7 740


Nissan*

6 369

5 029


ГАЗ ком.авт.*

6 145

5 591


Skoda

5 720

4 620


Ford*

4 837

3 638


УАЗ*

4 298

5 316


Mercedes-Benz

3 214

3 010


Chevrolet

3 053

2 440


Mitsubishi

3 020

1 256


BMW

2 568

2 200


Mazda

2 417

1 949


Lexus

2 060

2 221


Lifan

1 820

1 801


Ravon

1 806

294


Datsun

1 792

1 196


Audi

1 452

1 491


Land Rover

772

808


Mercedes-Benz (ком.авт.)

629

423


Subaru

592

521


VW ком.авт.

555

650


Chery

508

302


Volvo

456

422


Porsche

452

361


Suzuki

430

251


Peugeot*

422

382


Honda

402

151


Citroёn*

390

360


Infiniti

380

364


FIAT*

212

111


Geely

179

225


Haval2

165

-


MINI

153

123


Jaguar

152

218


Cadillac

132

103


Changan

115

64


smart

110

65


DFM

102

79


Zotye

102

37


Genesis

90

11


Jeep

78

107


Итого



2. Тенденции ценообразования (на примере рынка автомобилей)

Задание для студентов № 2.

1. Прочитайте статью «Ценообразование на автомобили в 2016 году».

2. Напишите, на сколько подорожали автомобили (руб.).


Ценообразование на автомобили в 2016 году

В начале 2015 года цена на автомобили производства АВТОВАЗ поднялась на 10–45 тысяч рублей. Больше всего цена выросла на автомобиль Лада Ларгус – с 412 000 до 457 000. Лада Приора подорожала на 15 000 рублей. К 2017 году ожидается подорожание до 15%. Рост цен не обошел стороной и модели УАЗ. Например, цена на модельный ряд Hunter (619 000 руб.) повысилась на 8%, Patriot (680 000 руб.) на 7,6%, а Pickup (1 300 000 руб.) на 14%.

Однако по сравнению с тем, как подскочили цены на иномарки, подорожание отечественных автомобилей кажется не таким уж и значительным. В общей сложности автомобили импортного производства подорожали на 21%.


3. Потенциальные конкуренты

Информационный материал

Для того чтобы иметь успех на рынке необходимо хорошо знать особенности продуктов своих конкурентов и иметь конкурентное преимущество. Информация о конкурентах позволяет предвидеть реакцию на действия иных игроков рынка. Для начала определим основных игроков рынка, именно они и оказывают основное влияние на рынок (формируют цены, производят определенные товары и др.). Вашим товарам (услугам) придется конкурировать с их товарами (услугами) и поэтому следует внимательно изучить предложение конкурентов, ведь покупатель, прежде чем сделать выбор, сравнивает 3- 4 товара разных производителей.


Задание для студентов № 3 (на примере собственного бизнеса)

Выделите конкурентов, занимающихся аналогичной деятельностью в городе Урень, заполните таблицу.

Таблица 2. Потенциальные конкуренты

№ п/п

Наименование конкурента

Адрес

1.



2.



3.



.





4. Целевая аудитория

Информационный материал

Основная задача продавца найти своих покупателей и максимально удовлетворить их запросы. Следовательно, для реализации этой задачи следует выяснить следующие моменты:

1.Кто является моим клиентом?

2.Где найти моих потенциальных клиентов?

3.Каковы особенности у моих клиентов?

4.Какие требования предъявляют мои потенциальные клиенты?

Задание для студентов № 4.

1.Опишите ваших потенциальных покупателей, добавив свои критерии отбора.

  • Пол;

  • Возраст;

  • Уровень образования;

  • Должность;

  • Уровень дохода;

  • И др.

2. Сформируйте сегмент ваших потенциальных покупателей одним предложением.

Задание для студентов № 5. Заполните таблицу, вписав внешние факторы и степень их влияния по мере их уменьшения на ваш бизнес (в %).


Таблица 3. Оценка степени виляния внешних факторов на принятие решения о ценах

п/п

Внешний фактор

Степень влияния (%)

1.



2.





Итого:

100 %


Перечень внешних факторов:

  1. Состояние экономики.

  2. Политическая среда.

  3. Финансовая, налоговая и кредитно-денежная политика государства.

  4. Политика государственных регулирований цен.

  5. Внешнеэкономическая политика государства.

  6. Потребители.

  7. Рыночная среда.

  8. Процесс товародвижения.

  9. Демографический фактор района.

  10. Экологический фактор.

  11. Конкуренты.

  12. Социальный фактор.













































Практическая работа № 6

«Сущность предлагаемого проекта»

Цель: научиться писать раздел «Сущность предлагаемого проекта» бизнес-плана.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 180 минут.

Краткая теория и методические указания:

В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретный вид продукции (или услуги), степень готовности предприятия к ее производству и предпосылки для ее осуществления, а также необходимые для этого средства.

В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения:

1) основные цели предприятия;

2) подробное описание продукции, параметры, которым она должна соответствовать;

3) характеристика предприятия;

4) оборудование для офиса;

5) персонал (административно-управленческий, производственный и вспомогательный);

6) сведения о самом предпринимателе и его партнерах (Приложение 1).

1. Основные цели предприятия

З

Основные цели предприятия

адание для студентов № 1. Опишите основные цели вашего предприятия









2. Подробное описание продукции, параметры, которым она должна соответствовать

Задание для студентов № 2.

В данном подразделе необходимо описать основные характеристики вашей продукции, при этом сделать акцент на преимуществах, которые продукция несет потенциальным покупателям.

Важно подчеркнуть уникальность вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).

3. Характеристика предприятия

Задание для студентов № 3. С помощью таблицы 1 опишите свое предприятие.

Таблица 1. Характеристика предприятия

Признак предприятия

(офис/производство)

1

2

3

4

5

Организационно-правовая форма

Местонахождение

Площадь

Кол-во этажей

Кол-во работников

(Название предприятия)







4. Оборудование для офиса

Современный офис предприятия – это в первую очередь центр принятия решений и управления работой всех имеющихся подразделений. Задач у офисных сотрудников может быть множество: ведение документации, работа над проектами, координация действий подрядных организаций.

Существует вариант системы организации рабочего места сотрудника для его эффективной работы:

1. Под размещение каждого сотрудника необходимо отвести фрагмент помещения.

2. Офисный работник должен иметь минимальный набор мебели.

3. Сотруднику необходима оргтехника – офисный компьютер, средства связи т. д.

4. Офисный работник нуждается в доступе к информационным ресурсам (корпоративная база данных, справочная система правовой информации и т.д.).


Задание для студентов № 4. Заполните таблицу 2.

Таблица 2. Оборудование и мебель под офис

п/п

Наименование

Количество

Цена за ед.,руб.

Стоимость, руб.

1.





2.





3.





.





.





Итого:



5. Персонал

К административно-управленческому персоналу можно отнести руководителей предприятия и их заместителей, руководителей структурных подразделений, не занятых непосредственно на производстве, главных специалистов и их заместителей, инженеров и других специалистов, занятых в управленческом аппарате.

Пример: директор, заместители директора, начальники отделов, начальник отдела кадров, главный бухгалтер.

Производственный персонал занят непосредственно на производстве и участвует в осуществлении технологического процесса.

Вспомогательный персонал — работники предприятия, которые сами не участвуют в процессе производства, а только выполняют вспомогательные функции.

Младший обслуживающий персонал – лица, занимающие должности по уходу за служебными помещениями (дворники, уборщицы и др.), а также по обслуживанию рабочих и служащих (курьеры, рассыльные и др.).


Задание для студентов № 5. Заполните таблицу 3.

Таблица 3. Персонал предприятия

№ п/п

Должность

Количество человек

1.



2.



3.



.



.



.




6. Сведения о самом предпринимателе и его партнерах (Приложение 1)

Задание для студентов № 6.

В данном разделе необходимо оформить резюме на всех учредителей предприятия, которые необходимо вынести в Приложение 1.












Практическая работа № 7

«Производственный план»

Цель: научиться писать раздел «Производственный план» бизнес-плана.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 180 минут.

Краткая теория и методические указания:

Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты:

1. Описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам.

2. Субподрядчики.

3. Оборудование.

4. Сырье.

5. Себестоимость.

    1. Описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам.

Задание для студентов № 1. Опишите технологический процесс производства/выполнения вашей продукции/услуги в виде схемы.


    1. Субподрядчики

Задание для студентов № 2. Заполните таблицу 1 «Субподрядчики».

Таблица 1. Субподрядчики.


№ п/п

Субподрядчика

Адрес

Наименование выполняемых работ

1.




2.




3.




.




.




.









    1. Оборудование

Задание для студентов № 3. Заполните таблицу 2 «Оборудование и мебель».


Таблица 2. Оборудование и мебель

п/п

Наименование

Количество

Цена за ед.,руб.

Стоимость, руб.

1.





2.





3.





.





.





.





Итого:




    1. Сырье

Задание для студентов № 4. Заполните таблицу 3 «Сырье».


Таблица 3. Сырье

п/п

Наименование

Поставщик

Адрес поставщика

1.




2.




3.




.




.




.






5. Себестоимость

Себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие расходы предприятия, направленные на производство и реализацию товаров.

Себестоимость бывает:

  • Цеховая. Подразумевает общий объем всех расходов фирмы, понесенных всеми ее производственными структурами, имеющими непосредственно влияние на создание продукта.

  • Производственная. Учитываются расходы компании, произведенные всеми задействованными структурами фирмы, а также общие и целевые растраты.

  • Полная себестоимость подразумевает, что помимо расходов предприятия на организацию всего производственного процесса выпуска продукта либо услуги, в строку растрат вписываются деньги, предназначенные для конечной реализации выпущенной продукции. Другими словами, к производственной себестоимости растрат плюсуются расходы, необходимые для построения логистики, доставки товара к конечному потребителю.


Себестоимость состоит из таких пунктов:

1) Сырье, которое необходимо для производства.

2) Расчета энергоносителей (различные виды топлива).

3)Расходы на оборудование и технику необходимую для функционирования предприятия.

4) Заработная плата персонала, а также оплата всех платежей и налогов.

5) Общепроизводственные расходы (аренда офиса, реклама и так далее).

6) Расходы на проведение социальных мероприятий.

7) Расходы, связанные с амортизацией основных средств.

8) Административные расходы.

9) Плата деятельности сторонних организаций.

Формула расчета полной себестоимости

С = затраты на создание продукта + затраты непроизводственного характера.

Задание для студентов № 5. Рассчитайте полную себестоимость вашей продукции/услуги.


















Практическая работа № 8

«План маркетинга»

Цель: научиться писать раздел «План маркетинга» бизнес-плана.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 180 минут.

Краткая теория и методические указания:

Маркетинговый план — одна из важных частей плана предприятия. Процесс планирования маркетинга должен осуществляться как часть общего процесса планирования и составления бюджета организации.

Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются:

1) программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта;

2) направления совершенствования продукции;

3) требования к упаковке, ее параметрам и внешнему виду;

4) обоснование ценовой политики;

5) планирование рекламной кампании.


Задание для студентов № 1. Заполните таблицу «Маркетинговые цели предприятия».

Таблица 1. Маркетинговые цели предприятия


Наименование мероприятий

Сроки

Ответственный

Дополнительные затраты

Примечание

1. Статьи в печати





2. Реклама




План рекламной кампании


3. Обучение персонала





4.





5.





.






Комплекс рыночных исследований

Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. 

4. Методы и способы сбора социологической информации.

При сборе первичных данных используются четыре основных метода:

1. Опрос (анкетирование или интервьюирование);

2. Анализ документов (качественный и количественный);

3. Наблюдение (не включенное и включенное);

4. Эксперимент (научный и практический).

Опрос – социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них.

Выделяются две разновидности социологического опроса:

1. Анкетирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным или групповым. По форме анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и опрос через газету.

2. Интервьюирование. Предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта.

Эксперимент в социологии – способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов.


Обоснование ценовой политики.

Задание для студентов № 2. Заполните таблицу «Цены».

Таблица 2. Цены

№ п/п

Наименование продукта

Ед. изм.

Цена за ед. изм.

1.




2.




3.




.




.









Практическая работа № 9

«Организационный план»

Цель: научиться писать раздел «Организационный план» бизнес-плана.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 180 минут.

Краткая теория и методические указания:

Организационная структура представляет собой иерархию сотрудников в организации. Она покажет, кто, и за что несет ответственность, кто выполняет задачи, кто контролирует выполнение, кто регулирует коммуникацию между сотрудниками и т. п. Важно понимать, что это серьезный раздел, потому что вы планируете основу того, что должно отвечать требованиям в течение длительного времени. Вы не можете каждый месяц менять иерархию и структуру организации, что, допустим, позволительно с некоторыми другими разделами бизнес плана.

Организационная структура должна быть представлена ​​в виде организационной диаграммы или графика.

Есть бесплатное онлайн приложение для создания органограмма — Gliffy.


На рисунке показан пример схемы организационной структуры предприятия «Beautiful Clothes».

Иллюстрация содержит позиции и должности, ответственные за каждую позицию. Эти позиции могут быть функции, такие как продажи, маркетинг, финансы, производство.

Задание для студентов 1. Разработайте схему организационной структуры вашего предприятия.



 2. План персонала

План персонала является частью бизнес-плана, который будет включать все позиции в компании. Пример плана персонала представлен ниже в виде таблицы.

Специальность

Численность

Требуемый стаж

Заработная плата (ежемесячно)

Ген. директор

1

От 10 лет

80 тысяч руб.

Коммерческий директор

1

От 10 лет

65 тысяч руб.

Главный бухгалтер

1

От 10 лет

65 тысяч руб.

Главный дизайнер

1

От 10 лет

65 тысяч руб.

Дизайнеры

4

От 5 лет

45 тысяч руб.

Маркетологи

2

От 5 лет

45 тысяч руб.

Швеи

10

От 5 лет

30 тысяч руб.

Кассиры

3

От 3 лет

25 тысяч руб.

Уборщицы

2

-

15 тысяч руб.

Администратор магазина

1

От 5 лет

35 тысяч руб.

Продавцы-консультанты

3

От 2 лет

25 тысяч руб.


Задание для студентов № 2. Заполните таблицу «План персонала» в соответствии с потребностями вашей организации.


Специальность

Численность

Требуемый стаж

Заработная плата (ежемесячно)

Индивидуальные требования к сотруднику


















3. Возможные слабые стороны управленческой команды

Управленческая команда - группа людей, члены которой образуют верхушку управленческой пирамиды компании (группа топ-менеджеров во главе с генеральным директором или другим должностным лицом, выполняющим его функцию) и при этом образуют полноценную команду.



Задание для студентов № 3. Заполните схему «Сильные и слабые стороны управленческой команды».

Управленческая команда







Сильные стороны:

Слабые стороны:














































Практическая работа № 10

«Оценка рисков»

Цель: научиться писать раздел «Оценка рисков» бизнес-плана.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 180 минут.

Краткая теория и методические указания:

Оценка рисков в бизнес-плане – это главное, что должно содержаться в проекте.

Анализ рисков в бизнес-плане должен содержать в себе не только возможные риски, но и специальные методы и расчеты, которые помогут уменьшить или предотвратить их наступление, минимизировать последствия.

Прежде чем в бизнес-план включать риски, необходимо сделать следующее:

1. Составить полноценный перечень рисков, имеющих отношение к функционированию бизнеса. Необходимо учитывать каждую деталь, каждую мелочь, которая может повлиять на развитие бизнеса. Например, если планируется заняться сельским хозяйством, то необходимо обратить внимание на статистику, выяснить, с какой регулярностью в регионе случаются засухи или, наоборот, сильные дожди с градом, каким спросом пользуется продукт выращивания у местных жителей.

2. Определить возможные риски в процентных соотношениях. В данном случае необходимо использовать оценки и прогнозы специалистов. Из какой области будет эксперт, зависит от направленности бизнес-плана. Это может быть технолог, агроном, строитель и прочие.

3. Оценить возможные убытки, которые могут быть нанесены в результате возникших рисков. Оцениваются в денежном и натуральном выражении.

4. Риски лучше описать в той последовательности, в которой они могут наступить. К каждому риску указать потенциальный ущерб. Данные лучше расположить в таблице.

5. Риски, которые имеют наименьшую вероятность возникновения, лучше сразу исключить из списка.


Задание для студентов № 1. Заполните таблицу 1 «Качественный анализ рисков бизнес-плана»


Таблица 1. Качественный анализ рисков бизнес-плана по производству компьютерных столов

Характер риска

Причина

Последствия

1. Повышение требования инвестора к эффективности проекта, ухудшение условий финансирования проекта



2. Необходимость снизить цену на выпускаемую продукцию



3. Рост затрат на транспортные расходы



4. Удорожание цен на исходный материал



5. Необходимость повысить оплату труда работникам



6. Увеличение случаев пропажи готовой продукции




Задание для студентов № 2. Заполните таблицу 2 « Виды рисков и пути их минимизации».

Таблица 2. Виды рисков и пути их минимизации

п/п

Виды рисков, характерные для организации

Пути их минимизации

1



2



3



4



5



6
















Практическая работа № 11

«Финансовый план»

Цель: научиться писать раздел «Финансовый план» бизнес-плана.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 270 минут.

Краткая теория и методические указания:

Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов:

1) прогноз финансовых результатов;

2) проектировка движения денежных средств;

3) прогнозный баланс предприятия;

4) сводный баланс доходов и расходов.


Фонд оплаты труда

В России налог на зарплату представлен налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

На текущий момент (2016 год) НДФЛ составляет от 9% до 35% от суммы дохода:

  • По ставке 9% облагаются:

    1. Дивиденды, полученные до 2015 года,

    2. Проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.,

    3. Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием.

  • По ставке 13% облагаются все доходы граждан РФ - налоговых резидентов, которые не облагаются по другим ставкам.

  • По ставке 15% облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

  • По ставке 30% облагаются все доходы граждан РФ - не налоговых резидентов, которые не облагаются по другим ставкам.

  • По ставке 35% облагаются:

    1. Любые выигрыши и призы (лотереи, рекламные конкурсы и т.д.)

    2. Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения установленных размеров. Для рублевых вкладов - это ставка рефинансирования ЦБ РФ плюс 5 процентных пункта, для вкладов в валюте - 9%.

Для большинства граждан РФ основной ставкой НДФЛ является ставка 13%.


Задание для студентов № 1. Рассчитайте фонд оплаты труда и внесите данные в таблицу 1.


Таблица 1. Фонд оплаты труда

п/п

Должность сотрудника

Размер заработной платы, руб.

Сумма нала (15 %), руб.

Фонд оплаты труда, руб.

1





2





3





4





.





.





.





Итого за месяц





В итоге фонд оплаты труда … сотрудников за месяц составляет ……… руб.

За год: ……… х 12 (месяцев) = ……руб.


Задание для студентов № 2. Заполните таблицу 2 «План расходов и доходов по проекту».


Таблица 2. План расходов по проекту

п/п

РАСХОДЫ

FC

(постоянные)

Сумма, руб/мес.

VC

(переменные)

Сумма, руб/мес.

Статья

Статья

1.





2.





3.





.





Итого:




Из проведенных расчетов мы видим, что открыть …. стоит около …….рублей.

Расчет валовой прибыли

Валовая прибыль  (англ. Gross Profit) — разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги.

Валовая прибыль вычисляется:

  • Валовая прибыль = Чистый доход от продаж − Себестоимость реализованной продукции и услуги с учетом амортизации.

На основании данных о валовой прибыли можно рассчитать чистую прибыль:

  • Чистая прибыль = Валовая прибыль − Сумма налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам.

Рентабельность

Рентабельность реализованной продукции — отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции.


ROM = (прибыль от реализации продукции, работ, услуг/Себестоимость реализованной продукции) * 100 %



Задание для студентов № 3. Рассчитайте рентабельность продукции вашей организации.

















Задание для студентов № 4. Заполните таблицу 3 «План продаж»

Таблица 3. План продаж

План продаж

Наименование поз.

ед. изм.

Интервал планирования

Прогнозный год (месяц)

 

1 год с момента нач. проекта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Объем продаж (фактический)














Цена продажи (руб. за ед. измерения)














Объем продаж


























Таблица 4. Календарный план ежемесячных расходов по проекту

Пример

Наименование действия

Интервал планирования

Прогнозный год

1 год с момента начала проекта

2 год с момента начала проекта

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Получение лицензии

























Оформление документов/программ

























Закупка материалов для ремонта

























Ремонт помещения

























Подбор сотрудников

























Закупка оборудования

























Закупка мебели

























Реклама

























Создание сайта





























Задание для студентов № 5. Заполните таблицу 4, внеся данные своей организации

Таблица 4. Календарный план ежемесячных расходов по проекту

Наименование действия

Интервал планирования

Прогнозный год

1 год с момента начала проекта

2 год с момента начала проекта

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


































































































































































































































Практическая работа № 12

«Разработка бизнес-плана и презентации»

Цель: научиться писать раздел «Финансовый план» бизнес-плана.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 270 минут.

Краткая теория и методические указания:

1. Приняв решение об открытии собственного дела или бизнеса, и приступая к разработке бизнес-плана, будущий предприниматель должен ответить сам себе на целый ряд вопросов принципиального характера. Вот некоторые из них:

- какой цели я хочу добиться в бизнесе?

- в чем заключаются преимущества моего дела (бизнеса) перед другими?

- какие задачи мне по силам?

- какой величины организацию я хочу создать?

- какие потребности рынка я хочу удовлетворить?

- кто будет моими клиентами?

- кто мои конкуренты и чем мое дело (бизнес) будет отличаться от их дела?

- на каком рынке я буду действовать, где моя ниша сейчас, в ближайшее время и в перспективе?

- каковы мои слабые места и главнейшие опасности?

- как долго я хочу заниматься этим делом?

- как я буду выходить из бизнеса?

2. Бизнес-план призван обосновать курс, которого намерен придерживаться предприниматель в течение определенного времени, поэтому особенно тщательно нужно проработать первые 12 месяцев.

3. В бизнес-плане целесообразно четко сформулировать цели для коротких промежутков времени, а также определить пути достижения поставленных целей и провести анализ финансового состояния предприятия на каждом из этапов.

4. При разработке плана необходимо учитывать факторы неопределенности и риска. Чем больше таких факторов, тем выше необходимость разработки тщательно продуманных планов в целях для предотвращения краха.


Оформление презентации к бизнес-плану производится по следующему алгоритму:

1. Название, форма собственности и адрес фирмы.

2. Девиз (слоган), демонстрация рекламы своей фирмы.

3. Имена учредителей.

4. Суть предлагаемого проекта.

5. Стоимость проекта.

6. Охарактеризовать ситуацию в своей отрасли.

7. Какое помещение вам необходимо для деятельности предприятия, какие структурные подразделения в нем расположены, необходим ремонт или нет и т.д.?

8. Кто необходим для работы фирмы: административный персонал (перечислить по должностям и именам), торговый (производственный, рабочий, обслуживающий)?

9. Какое оборудование необходимо для рабочего процесса?

10. Потенциальные конкуренты (название, где расположены).

11. Потенциальные потребители.

12. Описать продукцию (услугу).

13. Кто является вашими поставщиками сырья, комплектующих и т.д.?

14. Какова себестоимость и стоимость вашего изделия (услуги)?

15. Каким образом потенциальные потребители узнают о вас?

16. Ваши целевые показатели.

17. Прогноз новой продукции.

18. Какие виды риска характерны для вашей фирмы, как вы предлагаете их минимизировать?

19. Финансовые характеристики вашего предприятия.

20. Что показал расчет точки самоокупаемости для вашей фирмы?

21. Ваши выводы.




























Практическая работа № 13

«Построение бизнес-модели Александра Остервальда»


Цель: научиться строить бизнес-модель Александра Остервальда.

Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся, комплект инструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства».

Время выполнения: 90 минут.

Краткая теория и методические указания:

Особенность бизнес модели по Остервальдеру в наглядности и модульности процесса разработки плана. Предшествующие теории представляли собой многостраничные и не всегда структурированные описания стратегии и тактики. Швейцарский исследователь использовал современные тенденции: шаблонность, инфографичность, краткость, стикеры, визуализацию.

Модель состоит из нескольких блоков: ключевые партнеры, ключевые виды деятельности, ценностные предложения, взаимоотношения с клиентами, потребительские сегменты, ключевые ресурсы, каналы сбыта, структура издержек, потоки поступления доходов.

Потребительские сегменты – одна или несколько групп клиентов, охватываемая бизнес-моделью.

Можно выделить следующие потребительские сегменты: массовый рынок, нишевый рынок, дробное сегментирование, многопрофильное предприятие, многосторонние платформы (например, предприятие, предлагающее бесплатную прессу, нуждается в большом числе читателей, чтобы привлечь рекламодателей, и заинтересовано в рекламодателях, чтобы финансировать производство и распространение).

Ценностное предложение – совокупность преимуществ, которые компания готова предложить потребителю. Например, новизна, производительность, изготовление на заказ, помочь делать ему свою работу (авиакомпании платят Rolls-Royce за каждый час работы их двигателей), дизайн, бренд/статус, цена, экономия на расходах, снижение риска, доступность, удобство/применимость.

Каналы сбыта выполняют ряд функций, в частности:

- повышают степень осведомленности потребителя о товарах и услугах компании;

- помогают оценить ценностные предложения компании;

- позволяют потребителю приобретать определенные товары и услуги;

- знакомят потребителя с ценностными предложениями;

- обеспечивают постпродажное обслуживание.

Взаимоотношения с клиентами. Например, персональная поддержка, самообслуживание, автоматизированное обслуживание, сообщества, совместное создание.

Потоки поступления доходов. Например, продажа активов (товаров), плата за использование, оплата подписки, аренда/лизин/рента, лицензии, брокерские проценты, реклама.

Ключевыми могут быть следующие ресурсы: материальные, интеллектуальные, людские, финансовые.

Ключевые виды деятельности. Например, Microsoft – разработка ПО, Dell – управление отношениями с поставщиками, McKinsey – разрешение проблемных ситуаций. Ключевые виды деятельности можно классифицировать следующим образом: производство, решение проблем, платформы/сети.

Ключевые партнеры. Можно выделить четыре типа партнерских отношений:

1. Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями.

2. Стратегическое партнерство между конкурентами.

3. Совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов.

4. Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих.

Можно выделить три основных мотива создания партнерских отношений: оптимизация и экономия в сфере производства, снижение риска и неопределенности, поставка ресурсов и совместная деятельность.

Структура издержек. По этому признаку бизнес-модели можно разделить на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности. По структуре издержки можно разделить на следующие категории: фиксированные издержки, переменные издержки, экономия на масштабе, эффект диверсификации.


Задание для студентов. Постройте бизнес-модель Александра Остервальда.


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!