Методические рекомендации
по преодолению ошибок на письме
В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями при обучении в начальной школе. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, зрительное восприятие, чувство ритма, мелкой моторики. Несформированность какой – либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
Дисграфия как нарушение письма представляет собой распространенную форму речевой патологии у младших школьников сельской общеобразовательной школы. Это объясняется отсутствием диагностики и логопедической помощи в самом начале обучения за неимением специалиста, поэтому учителям начальных классов приходится самостоятельно изучать и разрабатывать пути преодоления специфических ошибок на письме.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, которое является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а в дальнейшем в усвоении грамматики родного языка. Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые самостоятельно не преодолеваются и требуют системной коррекционно-развивающей работы. Выявить ошибки на письме и устранить их необходимо на начальном этапе обучения, так как при целенаправленном логопедическом воздействии симптоматика дисграфии постепенно сглаживается, что препятствует проявлению еще одного нарушения письма - дизорфографии.
Учитывая возраст детей, этап обучения принято выделять четыре группы нарушений письма. На начальных этапах обучения у учащихся первого класса о наличии дисграфии мы говорить не можем, т.к. они испытывают трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, печатной графемы – в письменную. При дальнейшем обучении (конец 1-го года начало 2-го года) диагностируют нарушение формирования процесса письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв в слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов. Со 2-го полугодия 2 класса диагностируют дисграфию, которая характеризуется определенными специфическими ошибками.
Выделяют пять видов дисграфии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Представляет собой отражение на письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как говорит.
Например: рыба-лыба, шапка-сапка или фапка.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания или акустическаядисграфия.
При этой форме дисграфии, в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме.
Проявления – замены букв, соответствующих фонетически близким звукам:
-свистящих и шипящих: споры-шпоры, басня-башня, сумел-шумел;
-звонких и глухих: гусь-кусь, зуб-суб, жук-зук;
-аффрикаты и их компоненты, входящие в состав: печка-петька, цветок-светок, щётка-счетка;
-неправильное обозначение мягкости согласных на письме из-за недифференцированности твердых и мягких согласных звуков: письмо-писмо, мяч-мач, весла-восла;
-замены гласных в ударном положении: лес-лис, бант – бонт, туча-точа, дома-тума.
Дисграфия на почве различных форм нарушения языкового анализа и синтеза.
В основе данного вида лежит несформированность умений осуществлять различные виды языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Проявления – искажения структуры слов и предложений на письме. Наиболее распространены искажения звукобуквенной структуры слов:
-пропуски согласных при их стечении в слове: диктант – дикат;
-пропуски гласных: собака-сбака;
-перестановки букв: тропа-прота, окно-кано;
-добавления букв: таскали-тасакали;
-пропуски, добавления, перестановки слогов: комната-кота, стакан-ката.
Трудности деления предложений на слова проявляются слитным написанием слов, особенно предлогов с другими словами: идет дождь-идедошь, в доме-вдоме;
-слитным написанием слов: Белая берёза растет у окна – Белабезаратет ока;
-раздельным написанием приставки и корня слова: наступила – на ступила, пришла – при шла.
Аграмматическаядисграфия.
Обусловлена недоразвитием грамматического строя устной речи: морфологических, синтаксических обобщений.
Проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компанентом лексико-грамматического недоразвития.
Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.
Аграмматизмы на письме проявляются:
-в искажении морфологической структуры слова, заменой префиксов, суффиксов: захлестнула – нахлестнула, козлята –козлёнки, котята – котенки;
-в изменениях падежных окончаний: много стульев – много стулов, много деревьев – много деревов;
-в нарушении предложно-падежных конструкций: на столе – на столом, в кухне – в кухня;
-в изменении падежа местоимений: около него – около ним;
-в нарушении согласования: пять деревьев – пять деревы, белый дом – бела дом;
-в нарушении синтаксического оформления: трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушения порядка слов в предложении.
Оптическая дисграфия.
Связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется заменами и искажениями букв на письме:
-смешения букв, состоящих из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов: в-д, н-п, т-г, ш-т;
-букв, включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами: ш-щ, п-т, х-ж, б-д;
-зеркальным написанием букв: с-е, э-е,З-Е.
Зеркальное письмо проявляется у левшей, а также при органических поражениях мозга.
Практическая работа (образцы работ детей, таблицы) Нахождение ошибок и определение вида дисграфии.
Ошибки не свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки. При оценивании письменных работ учащихся вы должны быть очень внимательны и осторожны. Дело в том, что эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. При оценивании работы учащегося старайтесь не засчитывать ошибки логопатического характера. Своевременное выявление дисграфии на начальных этапах обучения и правильно организованная коррекционная помощь учащимся в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе.
В середине 3 года обучения в школе у ряда учащихся дисграфия может перейти в дизорфографию – эта речевая патология вследствие речевого недоразвития и характеризуется большим количеством орфографических ошибок на письме. Дизорфографию отмечают, как стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.
Основными трудностями являются обнаружение орфограмм и решение орфографических задач. Орфографические ошибки связаны с несоблюдением морфологического принципа письма. При дизорфографии отмечается стойкая неспособность в овладении синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией, её следует называть синтаксической. Такие ошибки на письме у учащихся требуют специальной логопедической работы, с учетом основного механизма нарушения.
Проблема коррекции дисграфии не только представляет профессиональный интерес для учителя-логопеда, но и волнует учителей начальных классов и русского языка.
Коррекцию ошибок вы можете проводить сами через специальные задания. Вами регулярно предлагаются учащимся в начале каждого урока русского языка орфографические минутки, которые включают в себя упражнения на коррекцию дисграфических и дизорфографических ошибок. Например, отработка правописания безударной гласной; отработка правописания звонких и глухих согласных; упражнения для определения и нахождения родственных слов; словообразование существительных с уменьшительно-ласкательных суффиксов (-оньк, -еньк-, -ышк-); образование существительных с суффиксами (-ниц-, -инк-, -енк-, -ин-); работа с деформированными предложениями; словообразование прилагательных от существительных; согласование прилагательных с существительными в роде и числе; употребление существительных в косвенных падежах.
Для полноценной коррекционной работы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя и родителей. Родители имеют не маловажное значение в коррекционной работе, и они могут способствовать ее успешности. Вы должны провести родительское собрание на тему «Специфические ошибки на письме у учащихся младших классов», за тем разработать карточки для закрепления и отработки умений и навыков дома с родителями, которые включают в себя задания на: отработку правописания безударной гласной; отработку правописания звонких и глухих согласных; упражнения для определения и нахождения родственных слов и т.д.
И только целенаправленная и систематическая работа в этом направлении, безусловно, положительно скажется на улучшении письма учащихся.