Методические рекомендации по преемственности обучения
Терновская Наталья Витальевна
ГБУ КО «Школа-интернат №7»
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
АДАПТАЦИЯ
Адаптация – приспособление к окружающим условиям .
«Из начальной школы в основную»
- сменой социальной обстановки;
- изменением роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми .
Сложности организационного и учебного характера
Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. От одного уютного кабинета, от одного лица дорогого учителя, к которому ребёнок привык, он попадает в новое образовательное пространство. Новые учителя, новые предметы, новый классный руководитель. Большое количество учителей порождает вариативность поведения. Каждый учитель имеет свою специфику ведения урока, систему оценки знаний и поощрений. Пятиклассник
обладает большей свободой и самостоя-
тельностью. Ребёнок испытывает
напряжение, психологический дискомфорт.
Сложности организационного и учебного характера
- Переход в пятый класс – это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткий срок узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит увидеть, насколько хорошо он подготовил школьников к обучению в старшем звене и воору-
жил их необходимыми знаниями,
умениями, навыками как предмет-
ными, так и личностными.
Снизить риски помогает преемственность
- Это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии личностных качеств школьника, опора на его предыдущий школьный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы обучения. Для реализации процесса преемственности необходимо 1.Иметь представления об уровне БУД, которыми ученик владеет на выходе из начальной школы и развивает
в последующих классах;
2.Выработать единые педагоги-
ческие требования в процессе
учебной деятельности ребёнка.
Основные направления реализации преемственности в учебно-воспитательной работе.
- Изучение учителями, задействованными в процессе преемственности, содержания обучения в 5 классе по АООП (учебный план, содержание, планируемые результаты). Чтобы правильно расставить приоритеты, учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе, и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений, учитель-предметник
среднего звена может только
после изучения программы
начальной школы.
Учебный план АООП 1 вариант 5 класса.
Основные направления реализации преемственности в учебно-воспитательной работе.
- В 4 четверти посещение учителями-предметниками уроков четвероклассников по своему предмету. Ведение тетради взаимопосещения уроков. Посещение потенциальным классным руководителем родительских собраний и внеклассных мероприятий четвероклассников с целью изучения микроклимата в семьях и знакомства с классным коллективом обучающихся.
- Проведение открытых уроков учителем 4 класса с приглашением педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и родителей с целью диагностики сформированности общеучебных и социальных умений и навыков обучающихся.
- Проведение психолого-педагогического консилиума по итогам окончания учебного года по вопросу готовности четвероклассников к адаптации в новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе.
Соблюдение единых педагогических требований к обучению и поведению учащихся.
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника: готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
3.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
4.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило:
домашняя работа должна приносить
чувство удовлетворения ученику,
стимулировать успех.
Не перегружайте детей заданиями,
дифференцируйте их.
Соблюдение единых педагогических требований к обучению и поведению учащихся.
5.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.
6.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
7.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. 8.Задача учителя - знать индивидуальные особенности обучающихся в усвоении нового материала и своевременно прийти ему на помощь.
Общие требования к ведению тетрадей:
- писать аккуратно, разборчивым почерком;
- единообразно выполнять надписи на обложке тетради;
- соблюдать поля с внешней стороны;
- указывать дату выполнения работы;
- писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ;
- обозначать номер упражнения (задания), указывать вид выполнения работы; указывать, где выполняется работа (домашняя или классная);
- соблюдать красную строку;
- выполнять аккуратно подчеркивания, использовать линейку, карандаш;
- при необходимости использовать принятые условные обозначения;
- исправлять ошибки.
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Учителям, задействованным в процессе преемственности, строго соблюдать единые требования работы с обучающимися.
- Учителю выпускников начального звена продолжить работу по активизации познавательной деятельности, формированию ключевых компетенций в соответствии с планируемыми предметными результатами освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью.
- Классному руководителю 4-а класса довести до сведения родителей результаты промежуточной аттестации обучающихся по итогам 2017-2018 учебного года. Максимально использовать потенциал социальной и психологической поддержки образовательной организации при работе с детьми и их родителями.
- Классному руководителю и педагогу-психологу акцентировать внимание на обучающихся с девиантным поведением (Кирбуц М. и Петрайтите В.) и на работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (Морозов Д., Кононова А.).
Спасибо за внимание!