СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по приемственности обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход учащихся из начального в соеднее звено школы-одна из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в 5-м классе-один из труднейших периодов школьного (в том числе коррекционного) обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по приемственности обучения»

Методические рекомендации по преемственности обучения Терновская Наталья Витальевна ГБУ КО «Школа-интернат №7»

Методические рекомендации по преемственности обучения

Терновская Наталья Витальевна

ГБУ КО «Школа-интернат №7»

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

АДАПТАЦИЯ Адаптация – приспособление к окружающим условиям .

АДАПТАЦИЯ

Адаптация – приспособление к окружающим условиям .

   «Из начальной школы в основную»   сменой социальной обстановки;  изменением роли учащегося;  увеличением учебной нагрузки;  изменением режима дня;  разностью систем и форм обучения; нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей-предметников;  изменением стиля общения учителей с детьми .

  «Из начальной школы в основную»

  • сменой социальной обстановки;
  • изменением роли учащегося;
  • увеличением учебной нагрузки;
  • изменением режима дня;
  • разностью систем и форм обучения;
  • нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей-предметников;
  • изменением стиля общения учителей с детьми .
    Сложности организационного и учебного характера     Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. От одного уютного кабинета, от одного лица дорогого учителя, к которому ребёнок привык, он попадает в новое образовательное пространство. Новые учителя, новые предметы, новый классный руководитель. Большое количество учителей порождает вариативность поведения. Каждый учитель имеет свою специфику ведения урока, систему оценки знаний и поощрений. Пятиклассник   обладает большей свободой и самостоя-  тельностью. Ребёнок испытывает  напряжение, психологический дискомфорт.

Сложности организационного и учебного характера

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. От одного уютного кабинета, от одного лица дорогого учителя, к которому ребёнок привык, он попадает в новое образовательное пространство. Новые учителя, новые предметы, новый классный руководитель. Большое количество учителей порождает вариативность поведения. Каждый учитель имеет свою специфику ведения урока, систему оценки знаний и поощрений. Пятиклассник

обладает большей свободой и самостоя-

тельностью. Ребёнок испытывает

напряжение, психологический дискомфорт.

Сложности организационного и учебного характера   Переход в пятый класс – это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткий срок узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит увидеть, насколько хорошо он подготовил школьников к обучению в старшем звене и воору-  жил их необходимыми знаниями,  умениями, навыками как предмет-  ными, так и личностными.

Сложности организационного и учебного характера

  • Переход в пятый класс – это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткий срок узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит увидеть, насколько хорошо он подготовил школьников к обучению в старшем звене и воору-

жил их необходимыми знаниями,

умениями, навыками как предмет-

ными, так и личностными.

Снизить риски помогает преемственность Это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии личностных качеств школьника, опора на его предыдущий школьный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы обучения. Для реализации процесса преемственности необходимо 1.Иметь представления об уровне БУД, которыми ученик владеет на выходе из начальной школы и развивает  в последующих классах;  2.Выработать единые педагоги-  ческие требования в процессе  учебной деятельности ребёнка.

Снизить риски помогает преемственность

  • Это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии личностных качеств школьника, опора на его предыдущий школьный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы обучения. Для реализации процесса преемственности необходимо 1.Иметь представления об уровне БУД, которыми ученик владеет на выходе из начальной школы и развивает

в последующих классах;

2.Выработать единые педагоги-

ческие требования в процессе

учебной деятельности ребёнка.

Основные направления реализации преемственности  в учебно-воспитательной работе.  Изучение учителями, задействованными в процессе преемственности, содержания обучения в 5 классе по АООП (учебный план, содержание, планируемые результаты). Чтобы правильно расставить приоритеты, учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе, и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений, учитель-предметник  среднего звена может только  после изучения программы  начальной школы.

Основные направления реализации преемственности в учебно-воспитательной работе.

  • Изучение учителями, задействованными в процессе преемственности, содержания обучения в 5 классе по АООП (учебный план, содержание, планируемые результаты). Чтобы правильно расставить приоритеты, учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе, и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений, учитель-предметник

среднего звена может только

после изучения программы

начальной школы.

Учебный план АООП 1 вариант 5 класса.

Учебный план АООП 1 вариант 5 класса.

Основные направления реализации преемственности  в учебно-воспитательной работе.  В 4 четверти посещение учителями-предметниками уроков четвероклассников по своему предмету. Ведение тетради взаимопосещения уроков. Посещение потенциальным классным руководителем родительских собраний и внеклассных мероприятий четвероклассников с целью изучения микроклимата в семьях и знакомства с классным коллективом обучающихся. Проведение открытых уроков учителем 4 класса с приглашением педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и родителей с целью диагностики сформированности общеучебных и социальных умений и навыков обучающихся. Проведение психолого-педагогического консилиума по итогам окончания учебного года по вопросу готовности четвероклассников к адаптации в новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе.

Основные направления реализации преемственности в учебно-воспитательной работе.

  • В 4 четверти посещение учителями-предметниками уроков четвероклассников по своему предмету. Ведение тетради взаимопосещения уроков. Посещение потенциальным классным руководителем родительских собраний и внеклассных мероприятий четвероклассников с целью изучения микроклимата в семьях и знакомства с классным коллективом обучающихся.
  • Проведение открытых уроков учителем 4 класса с приглашением педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и родителей с целью диагностики сформированности общеучебных и социальных умений и навыков обучающихся.
  • Проведение психолого-педагогического консилиума по итогам окончания учебного года по вопросу готовности четвероклассников к адаптации в новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе.

Соблюдение единых педагогических требований к обучению и поведению учащихся.     1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.  2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника: готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника. 3.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей. 4.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило:  домашняя работа должна приносить  чувство удовлетворения ученику,   стимулировать успех.  Не перегружайте детей заданиями,  дифференцируйте их.

Соблюдение единых педагогических требований к обучению и поведению учащихся.

  1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника: готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

3.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

4.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило:

домашняя работа должна приносить

чувство удовлетворения ученику,

стимулировать успех.

Не перегружайте детей заданиями,

дифференцируйте их.

Соблюдение единых педагогических требований к обучению и поведению учащихся. 5.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м  классе должен быть с частой сменой видов  деятельности, включая физминутку. 6.Новые виды учебной деятельности должны  сопровождаться  четкими инструкциями. 7.Учащиеся должны знать свои права и обязанности,  правила поведения в кабинетах, правила по технике  безопасности, правила дежурных.  8.Задача учителя - знать индивидуальные особенности  обучающихся в усвоении нового материала и   своевременно прийти ему на помощь.

Соблюдение единых педагогических требований к обучению и поведению учащихся.

5.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.

6.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.

7.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. 8.Задача учителя - знать индивидуальные особенности обучающихся в усвоении нового материала и своевременно прийти ему на помощь.

Общие требования к ведению тетрадей:   писать аккуратно, разборчивым почерком; единообразно выполнять надписи на обложке тетради; соблюдать поля с внешней стороны; указывать дату выполнения работы; писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ; обозначать номер упражнения (задания), указывать вид выполнения работы; указывать, где выполняется работа (домашняя или классная); соблюдать красную строку; выполнять аккуратно подчеркивания, использовать линейку, карандаш; при необходимости использовать принятые условные обозначения; исправлять ошибки.

Общие требования к ведению тетрадей:

  • писать аккуратно, разборчивым почерком;
  • единообразно выполнять надписи на обложке тетради;
  • соблюдать поля с внешней стороны;
  • указывать дату выполнения работы;
  • писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ;
  • обозначать номер упражнения (задания), указывать вид выполнения работы; указывать, где выполняется работа (домашняя или классная);
  • соблюдать красную строку;
  • выполнять аккуратно подчеркивания, использовать линейку, карандаш;
  • при необходимости использовать принятые условные обозначения;
  • исправлять ошибки.
РЕКОМЕНДАЦИИ Учителям, задействованным в процессе преемственности, строго соблюдать единые требования работы с обучающимися. Учителю выпускников начального звена продолжить работу по активизации познавательной деятельности, формированию ключевых компетенций в соответствии с планируемыми предметными результатами освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью. Классному руководителю 4-а класса довести до сведения родителей результаты промежуточной аттестации обучающихся по итогам 2017-2018 учебного года. Максимально использовать потенциал социальной и психологической поддержки образовательной организации при работе с детьми и их родителями. Классному руководителю и педагогу-психологу акцентировать внимание на обучающихся с девиантным поведением (Кирбуц М. и Петрайтите В.) и на работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (Морозов Д., Кононова А.).

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Учителям, задействованным в процессе преемственности, строго соблюдать единые требования работы с обучающимися.
  • Учителю выпускников начального звена продолжить работу по активизации познавательной деятельности, формированию ключевых компетенций в соответствии с планируемыми предметными результатами освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью.
  • Классному руководителю 4-а класса довести до сведения родителей результаты промежуточной аттестации обучающихся по итогам 2017-2018 учебного года. Максимально использовать потенциал социальной и психологической поддержки образовательной организации при работе с детьми и их родителями.
  • Классному руководителю и педагогу-психологу акцентировать внимание на обучающихся с девиантным поведением (Кирбуц М. и Петрайтите В.) и на работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (Морозов Д., Кононова А.).
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!