СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по применению игрового набора «разноцветные пуговицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по применению игрового набора «разноцветные пуговицы»»

14



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИ САД № 10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

(ДЕТСКИЙ САД № 10)




















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВОГО НАБОРА

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПУГОВИЦЫ»






РАЗРАБОТАЛИ:

Я. С. Лобова, старший воспитатель

А. В. Васильева, воспитатель

Т. А. Васильева, воспитатель

высшей квалификационной категории















КАМЕНСК – УРАЛЬСКИЙ

2024 год

Содержание


Общие положения …………………………………………………………………………

3

Варианты игр и упражнений с использованием игрового набора «Веселые стаканчики» ………………………………………………………………………………..

4


2.1. Модуль «Задания с пуговицами» ……………………………………………

4


2.2. Модуль «Задания с пуговицами и дополнительными материалами» ……..

7


2.3. Модуль «Задания с карточками» …………………………………………….

8












































  1. Общие положения


Игровой набор «Разноцветные пуговицы» и методические рекомендации по его применению разработаны коллективом педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 комбинированного вида» (далее – детский сад) с целью создания условий для интеллектуального развития детей раннего и дошкольного возраста.

Достижение поставленной цели осуществляется педагогами в процессе решения следующих задач:

  • продолжать формировать сенсорные эталоны у детей раннего и дошкольного возраста;

  • формировать и развивать элементарные математические представления; навыки конструктивно – модельной деятельности;

  • развивать высшие психические функции, память, сообразительность у детей раннего и дошкольного возраста; межполушарное взаимодействие;

  • развивать крупную и мелкую моторику рук, быстроту реакции;

  • учить анализировать, классифицировать, группировать, объединять предметы по определенным признакам;

  • формировать и развивать умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве;

  • учить решать головоломки, логические задачи;

  • учить ребенка действовать по словесной инструкции взрослого; читать и составлять собственные алгоритмы и действовать в соответствии с ними;

  • учить ребенка аргументировать (объяснять) свой выбор и ответ;

  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

  • развивать у детей инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности, творчество;

  • формировать и развивать у ребенка умение контролировать собственные действия и действия других, сопоставлять свои действия и/или полученный результат с эталоном, образцом; исправлять допущенные ошибки;

  • воспитывать у дошкольников отношение к знанию как ценности, понимание значения образования для человека.

Игровой набор включает в себя следующее оборудование:

  • набор пластмассовых пуговиц красного, желтого, зеленого и синего цвета разного размера с различным количеством отверстий (от 1 до 5);

  • цветные шнурки;

  • набор цветных емкостей для сортировки;

  • набор цветных пинцетов;

  • набор цветных ложек;

  • карточки с заданиями;

  • настольные игровые поля размером 3х3 и 4х4;

  • игровое поле для выполнения детьми арифметических действий;

  • карточки с цветными кляксами (желтый, синий, красный, зеленый);

  • набор карточек со схематичным изображением – цветная клякса, пинцет, ложка, чашечка, пуговица с отверстиями от 1 до 5 для создания алгоритмов;

  • набор цветных карточек (красный, желтый, зеленый, синий) на атласной ленте;

  • набор числовых карточек от 1 до 10;

  • набор знаков, обозначающие арифметические действия (+, -, =);

  • песочные часы;

  • 4 игральных кубика размером не менее 30 мм;

  • набор маркеров для белой доски, губка;

  • звонок настольный;

  • листы бумаги А5, А4; цветные карандаши или фломастеры для создания карточек с заданиями.

Оборудование оформлено в контейнер для хранения. К игровому набору прилагаются настоящие методические рекомендации по его применению в образовательной деятельности с детьми.

ВАЖНО! Наполнение игрового набора не является постоянным, набор может дополняться материалами и оборудованием в зависимости от решаемых педагогами образовательных задач, интересов воспитанников.

Игровой набор предназначен для организации образовательной деятельности с детьми раннего (до 3 –х лет) и дошкольного возраста (от 3 до 8 лет).

Игровой набор предназначен как для организации индивидуальной работы, так и групповой (не более 3 человек в группе), может применяться педагогами в рамках организации совместной образовательной деятельности, в т. ч. занятий.

Игровой набор может применяться в т. ч. специалистами (педагогом – психологом, учителем – логопедом) для организации коррекционно – развивающей работы с детьми, в т. ч. с детьми с особыми образовательными потребностями.

Описанные педагогами в настоящих методических рекомендациях игры и упражнения разработаны с учетом возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возраста и объединены в модули:

  1. «Задания с пуговицами»;

  2. «Задания с пуговицами и дополнительными материалами»;

  3. «Задания с карточками».

При выборе игр и упражнений для организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми педагог учитывает не только возрастные, но индивидуальные особенности ребенка, имеющиеся у него дефициты и образовательные потребности.

Выбранные педагогом игры и упражнения могут применяться педагогом в форме тренинга, или обособлено для формирования определенного умения и навыка.

В старшем дошкольном возрасте (с 5 лет) игры и упражнения могут быть придуманы с непосредственным участием детей. Игры могут быть организованы в самостоятельной деятельности, в парах с осуществление взаимного контроля. Например, в паре сначала один ребенок придумывает задание и проверяет правильность его выполнения другим ребенком, после – дети меняются местами. При этом педагог выполняет организующую и контролирующую функцию.

ВАЖНО! При организации игр и упражнений педагог обращает внимание на то, чтобы при выполнении упражнений ребенок использовал обе руки (если это возможно).


  1. Варианты игр и упражнений с использованием игрового набора «Веселые стаканчики»


    1. Модуль «Задания с пуговицами»


Игровое упражнение «Сортировка». Педагог располагает на столе перед ребенком контейнер с набором пуговиц и предлагает ребенку объединить их по группам:

  • по цвету;

  • по величине;

  • по количеству отверстий;

  • по цвету и величине;

  • по цвету и количеству отверстий;

  • по величине и количеству отверстий.

Можно предложить ребенку разместить группы слева – справа от себя, перед собой. После выполнения задания педагог задает ребенку уточняющие вопросы.

Упражнение № 1. Педагог раскладывает на столе перед ребенком разноцветные пуговицы разной величины или размещает на столе контейнер с набором пуговиц. Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть пуговицы и назвать их цвет. Далее педагог предлагает ребенку разместить перед собой:

  • пуговицу (ы) только красного (желтого, синего, зеленого) цвета;

  • пуговицу (ы) с одним (2, 3, 4, 5) отверстием;

  • только маленькие/большие пуговицы;

  • пуговицу (ы) не желтые (красные, зеленые, синие) и не красные (желтые, зеленые, синие); не с одним и не тремя отверстиями и т. п.

При выполнении последнего задания, педагог просит ребенка аргументировать свой ответ.

В рамках данного упражнения педагог может объединять условия и предлагать ребенку для поиска цвет, величину и количество отверстий в разных комбинациях.

Упражнение № 2. Педагог раскладывает на столе перед ребенком разноцветные пуговицы разной величины или размещает на столе контейнер с набором пуговиц. Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть пуговицы. Далее педагог предлагает ребенку разместить перед собой на столе зеленую пуговицу, используя для их перемещения только левую руку. Далее педагог просит ребенка правой рукой разместить перед собой красные пуговицы и т. п.

При выполнении данного упражнения педагог может предложить ребенку выполнить упражнение одновременно правой и левой рукой, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Упражнение № 3. Педагог раскладывает на столе перед ребенком разноцветные пуговицы разной величины или размещает на столе контейнер с набором пуговиц. Размещает перед ребенком на столе одну пуговицу из набора и предлагает ребенку найти такую же.

Педагог может уточнить условия выполнения задания: найди такую же по цвету и/или величине, найди пуговицу с таким же количеством отверстий, учесть все три условия (цвет, величину, количество отверстий).

Упражнение № 4. Педагог раскладывает на столе перед ребенком разноцветные пуговицы разной величины. Предлагает ребенку выложить перед собой в ряд пуговицы от самой маленькой до самой большой или наоборот.

Упражнение № 5. Педагог выкладывает на столе перед ребенком ряд из разноцветных пуговиц (до 10 штук). Предлагает ребенку внимательно их рассмотреть и ответить на вопрос:

  • сколько пуговиц на столе;

  • сколько красных/больших/маленьких пуговиц;

  • каких пуговиц больше/меньше, почему;

  • какая по счету зеленая пуговица и т. д.

Упражнение № 6. Педагог выкладывает на столе перед ребенком ряд из разноцветных пуговиц (до 10 штук, могут быть разными по величине). Предлагает ребенку внимательно рассмотреть пуговицы и поменять местами:

  • вторую с четвертой;

  • большую красную с маленькой зеленой;

  • пуговицу с двумя отверстиями с пуговицей с одним отверстием и т. д.

Дополнительным условием выполнения упражнения может стать уточнение педагога, какой рукой нужно выполнить задание.

Игра «Чего не стало? Что изменилось?» Педагог выкладывает на столе перед ребенком до 10 разноцветных пуговиц разных по величине. Предлагает ребенку в течение 10 – 30 секунд (в зависимости от возрастных особенностей и сложности выполнения задания) рассмотреть и запомнить цвет и размер пуговиц.

Далее педагог предлагает ребенку закрыть глаза. Пока ребенок не видит педагог убирает со стола одну (до 3 – х штук) пуговицу и/или меняет ее на другу из набора. Предлагает ребенку открыть глаза и ответить на вопросы: какой пуговицы не стало или что изменилось на столе?

Игровое упражнение «Поезд из пуговиц». Педагог раскладывает на столе перед ребенком разноцветные пуговицы разной величины или размещает на столе контейнер с набором пуговиц. Педагог предлагает ребенку выбрать самые большие пуговицы и выложить их в ряд - это поезд, где каждая пуговица - вагончик. Далее педагог предлагает ребенку выложить также самые маленькие пуговицы. После выполнения задания педагог задает ребенку уточняющие вопросы, например, у этого поезда вагончики большие, а этого поезда ….

Педагог может предложить ребенку выложить перед собой в ряд пуговицы:

  • одинаковые по цвету и/или величине;

  • соблюдая определенную последовательность по цвету и/или по величине, заданную педагогом посредством словесной инструкции.

После выполнения упражнения педагог задает ребенку уточняющие вопросы.

Для поддержки игрового сюжета можно предложить ребенку в большие пуговицы - вагоны посадить маленькие пуговицы, которые будут пассажирами.

Для того, чтобы поезд поехал можно предложить ребенку следующую игру - последнюю пуговицу поставить вперед, и так все последующие. Получился эффект движения поезда.

Игровое упражнение «Продолжи закономерность». Педагог располагает на столе перед ребенком контейнер с набором пуговиц. Далее посредством словесной инструкции предлагает ребенку выложить перед собой в ряд пуговицы в определенной последовательности.

Один из вариантов игры – педагог предлагает ребенку выложить по словесной инструкции 4 – 5 пуговиц и далее продолжить последовательность самостоятельно, ориентируясь на созданную закономерность.

Игровое упражнение «Сложи узор». Педагог располагает перед ребенком контейнер с набором пуговиц и предлагает ребенку выложить из них узор и/или предмет.

Ребенок может выкладывать узор и/или предмет самостоятельно или по словесной инструкции педагога.

При составлении инструкции педагог, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, может использовать предлоги «слева – справа», «над», «под», «около», «за» и т. п. или словосочетание и слова «такая же, как предыдущая», «одинаковая».

Игра «Пирамидки и башенки из пуговиц». Если конфигурация пуговиц позволяет, педагог предлагает ребенку составить из пуговиц башенки (пуговицы одинаковой величины кладутся друг на друга) и пирамидки (пуговицы размещаются вертикально от самой большой до самой маленькой).

Для постройки башенки и пирамидки педагог может задавать определенную цветовую последовательность и способ постройки. Заданную последовательность педагог может озвучить в словесной инструкции.

Педагог может построить башенку или пирамидку и предложить ребенку построить такую же, соблюдая заданные педагогом условия. Данный вариант педагог может усложнить, предложив возвести башенку или пирамидку по памяти: ребенок в течение 10 - 30 сек. (в зависимости от возрастных особенностей и сложности выполнения задания) рассматривает образец, предложенный педагогом. Далее педагог накрывает тканью образец и предлагает ребенку возвести башенку или пирамидку по памяти.

В каждом варианте педагог может предложить ребенку построить башню только левой/правой рукой; с чередованием рук; собирать зеленые (красные, желтые, синие) пуговицы только левой рукой, желтые (зеленые, красные, синие) – только правой и т.п.

Собирать башенки и пирамидки из пуговиц можно предложить в парах: первый ребенок кладет пуговицу, затем на нее кладет пуговицу второй ребенок и т. д.

Упражнение на возведение башенок и пирамидок педагог может использовать в эстафетах или соревнованиях. При этом возведение башенок и пирамидок может быть организовано самостоятельным соревнованием: можно предложить детям сравнить башенки и пирамидки по высоте, чья башенка, пирамидка устойчивее (простоит дольше), кто быстрее возведет башенку, пирамидку и т. п.

    1. Модуль «Задания с пуговицами и дополнительными материалами»


Упражнение № 1. Педагог располагает на столе перед ребенком набор с разноцветными пуговицами, цветные ложки, пинцеты и чашечки.

Педагог выбирает из набора одну любую пуговицу и кладет ее перед ребенком. Предлагает ребенку назвать, каким цветом пуговица, найти и показать ложку и/или пинцет, чашечку такого же цвета.

Количество пуговиц, одновременно демонстрируемых ребенку определяет педагог, учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка.

Игровое упражнение «Сортировка». Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц или до 10 штук разноцветных пуговиц и разноцветные чашечки. Предлагает ребенку рассмотреть чашечки и назвать, каким они цветом. Далее педагог предлагает ребенку разложить пуговицы по соответствующим чашечкам.

После выполнения задания, педагог задает ребенку уточняющие вопросы.

Педагог может усложнить задание и предложить ребенку сортировать пуговицы с помощью ложки и/пинцета. Например, в одно руке у ребенка ложка, в другой – пинцет, или только ложкой, или только пинцетом.

Во время словесной инструкции педагог может обозначить руку, которой нужно выполнить задание. Например, только правой, или только левой, или одновременно правой и левой (без указания цвета или с его указанием: правой – зеленые и желтые, левой – синие и красные).

По окончанию выполнения задания педагог может предложить ребенку посчитать количество пуговиц в каждой чашечке.

Упражнение № 2. Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц или до 10 штук разноцветных пуговиц, разноцветные чашечки, пинцеты и/или ложки. Предлагает ребенку рассмотреть чашечки, пинцеты и/или ложки и назвать, каким они цветом.

Педагог озвучивает ребенку словесную инструкцию. Например, возьми синим пинцетом синею пуговицу с тремя отверстиями, и положи ее в синею чашечку или возьми зеленой ложкой желтую пуговицу с двумя отверстиями и положи ее в красную чашечку.

После выполнения ребенком задания педагог контролирует точность выполнения и задание ребенку уточняющие вопросы: чем ты брал пуговицу, каким цветом был пинцет, в какую чашечку ты положил пуговицу, сколько пуговиц т положил в красную чашечку и т. п.

Педагог ожжет усложнить задание – сначала озвучить инструкцию полностью, а затем предложить ребенку выполнить задание по памяти.

В старшем дошкольном возрасте можно предложить детям выполнить задание в парах, при этом условия для выполнения задания придумывают дети самостоятельно. Можно предложить выполнить задание на время, или у кого больше пуговиц в чашечке и т. п.

Игровое упражнение «Шнуровка». Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц и цветные шнурки.

Вариант 1. Для данного варианта педагогу потребуются пуговицы с четырьмя и пятью отверстиями.

Педагог предлагает ребенку назвать, каким цветом каждый шнурок, и выбрать один наиболее понравившийся. Затем предлагает ребенку к данному шнурку подобрать соответствующую по цвету пуговицу.

Далее педагог демонстрирует ребенку способ шнуровки и просит ребенка повторить его.

В старшем дошкольном возрасте можно предложить детям выполнить задание в парах, при этом условия для выполнения задания придумывают дети самостоятельно. Можно предложить выполнить задание на время или кто быстрее

Вариант 2. Педагог предлагает ребенку назвать, каким цветом каждый шнурок, и выбрать один наиболее понравившийся. Затем предлагает ребенку к данному шнурку подобрать соответствующие по цвету пуговицы. Далее предлагает ребенку нанизывать пуговицы на шнурок любым или заданным педагогом (например, так чтобы шнурок проходил через два (все) отверстия пуговицы) способом.

После выполнения задания ребенком педагог задает уточняющие вопросы: каким цветом шнурок, пуговицы, при этом обращая внимание на использование в речи ребенком словосочетаний «такой же по цвету», «одинаковый», сколько пуговиц ты разместил на шнурке, какая по счету пуговица с двумя отверстиями и т. п.

Вариант 3. Педагог предлагает ребенку выбрать один наиболее понравившийся по цвету шнурок и подобрать к нему соответствующие по цвету пуговицы с двумя (тремя, четырьмя, пятью) отверстиями.

Далее педагог просит ребенка нанизывать пуговицы на шнурок так, чтобы шнурок проходил через все отверстия.

После выполнения задания ребенком педагог задает уточняющие вопросы (см. Вариант 1).

Вариант 4. Педагог предлагает ребенку выбрать один наиболее понравившийся по цвету шнурок и предлагает ребенку нанизывать на шнурок пуговицы в заданной педагогом последовательности любым или заданным педагогом способом: первая пуговица – желтая с двумя отверстиями, так чтобы шнурок проходил через все отверстия, вторая - зеленая с тремя отверстиями, та чтобы шнурок проходил через два отверстия и т. п.

В старшем дошкольном возрасте можно предложить детям выполнить задание в парах, при этом условия для выполнения задания придумывают дети самостоятельно. Можно предложить выполнить задание на время или кто быстрее (необходимо определить количество пуговиц).

Игровое упражнение «Счет». Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц или до 10 штук разноцветных пуговиц, разноцветные чашечки, пинцеты и/или ложки. Предлагает ребенку рассмотреть чашечки, пинцеты и/или ложки и назвать, каким они цветом.

Вариант 1. Педагог предлагает ребенку слева от себя расположить 5 пуговиц, а справа - 3 пинцета. Педагог может задать цвет пуговиц и пинцетов, количество отверстий у пуговиц.

Далее педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:

  • сколько пуговиц, пинцетов;

  • чего больше/меньше;

  • как сделать так, чтобы пуговиц и пинцетов стало одинаково.

Вариант 2. Педагог предлагает ребенку расположит перед собой 6 пуговиц разных по цвету, величине и количеству отверстий.

Далее педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:

  • сколько пуговиц перед тобой;

  • какая по счету желтая пуговица, пуговица с тремя отверстиями, маленькая красная пуговица и т. п.

Вариант 3. Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц, игральный кубик и емкость (можно контейнер) для пуговиц.

Педагог предлагает ребенку бросить кубик и посчитать количество выпавших точек. Далее педагог предлагает ребенку взять столько пуговиц, сколько выпало точек на кубике, и положить их в емкость. Далее педагог задает ребенку уточняющие вопросы и предлагает повторить упражнение до тех, пор пока емкость не будет заполнена пуговицами.

Данное упражнение дети могут выполнять в парах, на время или «кто быстрее?». Педагог может предложить детям соревноваться парами.


    1. Модуль «Задания с карточками»


Упражнение № 1. Педагог раскладывает на столе перед ребенком разноцветные пуговицы разной величины или размещает на столе контейнер с набором пуговиц. Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть пуговицы и назвать их цвет.

Далее педагог размещает перед ребенком карточку – задание № , на которой изображена цветная клякса. Педагог предлагает ребенку найти среди пуговиц такие же цветом, как клякса на карточке – задании.

На карточке – задании может быть изображено два условия для поиска – цвет (цветная клякса) и количество отверстий (контур пуговицы с 1 – 5 точками) или отрицание того или иного условия (не зеленая, не красная, не большая, не маленькая и т. п.).

После выполнения задания педагог предлагает ребенку аргументировать свой ответ.

В старшем дошкольном возрасте детям можно предложить листы бумаги и цветные карандаши/фломастеры для создания собственных карточек – заданий.

Упражнение № 2. Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц и набор числовых карточек от 1 до 10.

Педагог размещает на столе перед ребенком любую числовую карточку и предлагает ребенку расположить перед собой пуговицы, число которых равно числу, указанному на карточке.

Далее педагог задает ребенку уточняющие вопросы. Например, какое число изображено на карточке, сколько пуговиц ты разместил перед собой, какая по счету … и т. п.

Педагог во время выполнения упражнения может задать цвет пуговицы, используя для этого карточки с цветными кляксами.

Упражнение № 3 «Божьи коровки». Педагог располагает на столе перед ребенком набор цветных пуговиц, набор числовых карточек и карточки – задания № , на которых изображены божьи коровки без пятнышек.

Педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть божью коровку и ответить на вопрос: «Чего не хватает?». Педагог предлагает ребенку помочь божьей коровке и вернуть ее пятнышки, а их количество определить с помощью числовой карточки.

Педагог размещает перед ребенком любую числовую карточку. Задача ребенка – разместить на спине коровки такое же количество пуговиц, таким образом возвращая ей пятнышки.

После выполнения упражнения педагог вместе с ребенком контролируют точность выполнения задания, если необходимо – ребенок исправляет допущенные ошибки.

Упражнение № 4 «Решение задач с помощью пуговиц». Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц, набор карточек, обозначающих арифметические действия и игровое поле с тремя окошками.

Педагог предлагает ребенку разместить в первом окошке, например, 3 синих пуговицы, во втором – 2 красных пуговицы. Между первым и вторым окошком поместить карточку со знаком «+», а между вторым и третьим окошечками – знак «=». Педагог предлагает ребенку посчитать и разместить в третьем окошечке столько пуговиц, сколько получилось.

Далее педагог задает ребенку уточняющие вопросы, обращая внимание на использование в речи ребенком описания арифметических действий: было три синих пуговицы, к ним добавили 2 красных пуговицы, в результате получили 5 пуговиц.

Аналогично можно предложить ребенку сравнивать группы пуговиц, используя знаки «» и «».

Упражнение № 5 «Выложи дорожку из пуговиц». Педагог располагает перед ребенком набор разноцветных пуговиц и карточку – задание № .

Для выполнения упражнения целесообразнее использовать пуговицы с 1 – 3 отверстиями.

Педагог предлагает ребенку выложить дорожку из пуговиц, не выходя за контуры на карточке – задании и располагая пуговицы как можно ближе друг к другу.

Игра «Пирамидки и башенки из пуговиц». Если конфигурация пуговиц позволяет, педагог предлагает ребенку составить из пуговиц башенки (пуговицы одинаковой величины кладутся друг на друга) и пирамидки (пуговицы размещаются вертикально от самой большой до самой маленькой).

Педагог располагает на столе перед ребенком набор цветных пуговиц и карточки – задания №. Педагог предлагает ребенку рассмотреть карточку – задание и возвести такую же башенку или пирамидку, как на карточке – задании.

Педагог может предложить построить башенку или пирамидку по памяти: в течение 10 - 30 сек. (в зависимости от возрастных особенностей и сложности выполнения задания) педагог демонстрирует ребенку карточку - задание № 14. Далее педагог убирает карточку и просит ребенка возвести башенку или пирамидку, используя те пуговицы, которые были на карточке – задании.

Педагог может усложнить задание, добавив на карточке – задании дополнительное условие – символы левой и правой руки.

В старшем дошкольном возрасте карточки – задания могут придумывать сами детьми, используя листы бумаги и цветные карандаши или фломастеры.

Игровое упражнение «Снежинка из пуговиц». Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц, игровое поле, карточки – задания №.

Задача ребенка – разместить пуговицы на игровом поле также как на карточке – задании.

По окончанию выполнения задания педагог задает ребенку уточняющие вопросы.

Можно предложить детям выполнить игровое упражнение в парах на время или «кто быстрее?».

Ссылка на источник - https://ru.pinterest.com/pin/4714774602008532/.

Игровое упражнение «Елочка». Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц, карточку – задание № , на которой изображена елочка.

Педагог предлагает ребенку украсить елочку к новому году так, что на верхних ветках располагались только маленькие пуговицы, на средних – пуговицы с 2 – 3 отверстиями, а на нижних – большие пуговицы с 4 – 5 отверстиями.

После выполнения упражнения педагог контролирует точность выполнения задания ребенком и задает ему уточняющие вопросы.

Игровое упражнение «Повтори узор». Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц, карточки – задания № , на которых могут быть изображены снеговик, клоун, жонглирующий шарами, бусы на нитке и т. п., и набор карточек, на которых задана определенная последовательность пуговиц.

Педагог располагает перед ребенком карточку – задание и карточки из набора. Задача ребенка - повторить заданную последовательность из пуговиц.

После выполнения задания педагог контролирует точность выполнения задания ребенком.

Игра «Судоку. Пуговицы». Педагог располагает на столе перед ребенком игровое поле 3х3 или 4х4, набор разноцветных пуговиц.

Вариант 1. Педагог предлагает ребенку заполнить клетки поля так, что пуговицы не повторялись по цвету в столбцах и строках.

По окончанию выполнения задания педагог контролирует точность выполнения задания ребенком.

Вариант 2. Педагог заранее располагает на поле пуговицы, оставляя пропущенные свободные клетки. Предлагает ребенку рассмотреть поле и заполнить свободные клетки пуговицами, соблюдая условие – цвет пуговиц не должен повторяться в столбцах и строках.

Педагог может предложить детям сыграть в данную игру в парах или на время.

Игровое упражнение «Логические таблицы». Педагог располагает на столе перед ребенком набор цветных пуговиц и карточку – задание №, на которой в верхней строке расположены клетки с точками от 1 до 5, обозначающие количество отверстий у пуговицы, а в левом первом столбце – цветные кляксы, обозначающие цвет пуговиц.

Педагог предлагает ребенку рассмотреть игровое поле (при необходимости педагог дает ребенку уточняющие объяснения) и заполнить игровое поле соответствующими заданным условиям пуговицами.

Во время выполнения задания педагог контролирует точность выполнения задания ребенком, при необходимости задает уточняющие вопросы. По окончанию выполнения задания предлагает ребенку аргументировать свой выбор.

Данное упражнение можно предложить детям выполнить в парах.

В старшем дошкольном возрасте, можно предложить детям с помощью пустого игрового поля и цветных карандашей/фломастеров, задать условия самостоятельно.

Игровое упражнение «Пуговицы в ряд».

Вариант 1. Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц и игровое поле № , на котором изображены 3 домика с цветными крышами, обозначающими цвет пуговиц, в три этажа. На игровом поле педагог заранее размещает 8 пуговиц: 3 одинаковых по цвету, 3 одинаковых по цвету и 2 одинаковых по цвету.

Задача ребенка – передвигая пуговицы по игровому полю, выстроить их так, чтобы цвет крыши домика и цвет пуговиц в домике на всех этажах был одинаковым.

Ссылка на источник - https://vk.com/video-208522226_456239564.

Вариант 2. Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц и игровое поле №. На игровом поле педагог заранее располагает 6 пуговиц: 3 одинаковых по цвету и 3 одинаковых по цвету.

В игру играют двое детей. Каждый из них выбирает для себя наиболее понравившийся цвет пуговиц. Задача для ребенка – выстроить 3 пуговицы в ряд быстрее своего соперника по игре.

Ссылка на источник - https://ru.pinterest.com/pin/4714774602008532/.

Игровое упражнение «Алгоритмы». Педагог располагает на столе набор цветных пуговиц, карточки для создания алгоритмов, цветные ложки, пинцеты и чашечки.

Педагог с помощью карточек выкладывает алгоритм для ребенка и просит ребенка выполнить его. Во время выполнения педагог контролирует точность выполнения задания ребенком.

По окончании выполнения задания педагог предлагает ребенку проговорить алгоритм и результат, который у него получился.

Данное игровое упражнение можно предложить детям выполнить в парах, где каждый участник придумывает свой алгоритм для другого.

Педагог может усложнить задание и попросить ребенка выполнить алгоритм по памяти: педагог выкладывает алгоритм с помощь карточек и демонстрирует его ребенку в течение 10 – 30 сек. (в зависимости от возрастных особенностей и сложности выполнения задания). Затем педагог накрывает алгоритм листом бумаги и предлагает ребенку воспроизвести его по памяти.

По окончанию выполнения задания педагог открывает алгоритм и вместе с ребенком контролируют точность его выполнения.

Можно предложить ребенку выполнить заданный алгоритм наоборот.

Игра «Повтори!». Для организации игры потребуется группа детей до 10 человек. Среди них выбирается один ребенок, который будет выполнять задание.

Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц.

Остальные дети выстраиваются в одну линию спиной к столу. Каждому ребенку педагог одевает цветную карточку, обозначающую цвет пуговицы.

Ребенку – игроку предлагается в течение 10 – 30 сек. (в зависимости от возрастных особенностей и сложности выполнения задания) рассмотреть предложенную цветовую последовательность. Затем дети поворачиваются к ребенку лицом. Задача ребенка – игрока – повторить на столе последовательность из пуговиц по памяти.

После выполнения задания дети снова поворачиваются спиной к ребенку – игроку, он проверяет точность выполнения задания.

Ссылка на источник - https://ru.pinterest.com/pin/5981411999737665/.

Игровое упражнение «Пришей пуговицу». Для данного игрового упражнения целесообразнее использовать пуговицы с 2 – 5 отверстиям.

Педагог располагает перед ребенком цветные пуговицы, цветные шнурки, карточки – задания №.

Задача ребенка – «пришить» пуговицу с помощь шнурка способом, указанным на карточке – задании.

Игровое упражнение «Будь внимателен!». Педагог располагает на столе перед ребенком карточку – задание №, на которой изображены числа от 1 до 5.

Педагог размещает на карточке любые две пуговицы. Задача ребенка – обвести маркером на карточке все числа, обозначающие количество отверстий на пуговицах.

ВАЖНО! Упражнение выполняется двумя руками.

Ссылка на источник - https://vk.com/video-211338974_456239742.

Игровое упражнение «Графический диктант». Педагог располагает на столе перед ребенком набор разноцветных пуговиц и лист бумаги А4, на котором размещены два игровых поля 3х3.

Для упражнения целесообразнее использовать пуговицы с 1-3 отверстиями.

Педагог располагает на левом поле пуговицы в определенном порядке и предлагает ребенку повторить расположение пуговиц на правом поле.

Можно предложить ребенку расположить пуговицы на одном из игровых полей в соответствии со словесной инструкцией педагога. Например, размести красную пуговицу в нижнем левом углу игрового поля, расположи зеленую пуговицу справа от красной, желтую пуговицу над зеленой и т. д.

После выполнения упражнения педагог контролирует точность выполнения задания, если необходимо – просит ребенка исправить допущенные ошибки. Далее с помощью уточняющих вопросов определяет местоположение разных пуговиц на поле. При этом активизирует в речи ребенка предлоги.

Игра «Находилки». Педагог располагает на столе игровое поле размером А4 или А3 с изображением предметных картинок, набор предметных картинок, набор разноцветных пуговиц, настольный звонок.

Дети выбирают ведущего. Педагог вместе с ведущим определяют количество предметных картинок, которые они будут демонстрировать игрокам.

Минимальное количество игроков – 2. Перед началом игры игроки выбираю наиболее понравившийся им цвет пуговиц

Ведущий выбирает из набора предметных картинок одну любую и демонстрирует ее игрокам. Задача игроков – как можно быстрее найти картинку на игровом поле и нажать на звонок. Тому игроку, который первым нашел предметную картинку на игровом поле и нажал на звонок, ведущий вручает пуговицу того цвета, который он выбрал в начале игры.

Выигрывает тот игрок, который наберет наибольшее количество пуговиц.

По окончании игры педагог или ведущий могут предложить детям сосчитать количество цветных пуговиц, сравнить их количество – у кого больше и насколько.

Игровое упражнение «Рисуем пуговицами». Педагог располагает перед ребенком набор разноцветных пуговиц, карточки -–задания №.

Вариант 1. Задача ребенка – выложить из пуговиц какой – либо предмет или объект, заданный педагогом в словесной инструкции или с помощью карточки – задания. Например, предложить ребенку выложить гусеницу из пуговиц и т. п. Или предложить ребенку из пуговиц выложить цифры и буквы.

Вариант 2. Задача ребенка – дополнить недостающие фрагменты на карточке – задании пуговицами. Например, на карточке – задании изображен цветок без лепестков. Задача ребенка – выложить пуговицы на месте лепестков, чтобы получился законченный рисунок.