СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по применению мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по применению мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе»







Валиева Светлана Сергеевна


Методические рекомендации по

применению мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе






Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль «Музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании и искусстве»











Уфа-2019

Работа выполнена на кафедре музыкальных инструментов и

музыкально-компьютерных технологий ФГБОУ «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»














Научный руководитель: к.п.н., доцент Л.Н. Каримова







Рецензент: кандидат педагогических наук,

доцент Заббарова М.М.

























Содержание

Пояснительная записка 4

1. Особенности организации урока музыки с использованием мультимедийных технологий в общеобразовательной школе 6

2. Виды мультимедийных технологий 8

3. Содержание, формы и методы организации уроков музыки с применением мультимедийных технологий 13

4. Интернет - ресурсы в музыкальном образовании 22

5. Заключение 25

Список литературы 27


Пояснительная записка

В настоящее время музыкальное образование находится на важном этапе информатизации системы, внедрения в педагогику искусства инновационных методов, приемов и форм работы с обучающимися. В связи с этим музыкальное образование испытывает значительные преобразования, которые связаны с этим процессом, внедрением современного инструментария, а также с внедрением в педагогическую практику информационных компьютерных технологий. Цель методической разработки: раскрыть содержание, формы и методы применения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Анализ существующей практики по использованию мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе, изучение психолого-педагогической и научно - методической литературы позволили выявить следующие противоречия между необходимостью включения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе, обладающих огромным информационным и дидактическим потенциалом в содержание музыкального образования и отсутствие педагогов-музыкантов, владеющими мультимедийными технологиями и внедряющих их в образовательный процесс на уроках музыки в общеобразовательной школе; необходимостью включения информационных технологий в образовательный процесс по обучению, развитию и воспитанию обучающихся и слабой материально - технической базой общеобразовательной школы.

Данные противоречия актуализировали сложность исследования и направили наше внимание на определение теоретических основ и выявление практических возможностей использования мультимедийных технологий в образовательном процессе общеобразовательной школы на примере уроков музыки.

В нашем понимании задача уроков музыки заключается в том, чтобы сделать «своими» для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения. Музыкальное и общехудожественное развитие невозможно без воспитания у обучающихся чувства стиля, формирования их «интонационного словаря». Поэтому отбор и организация музыкального материала в пособии осуществлялись в опоре на понимание интонационности в широком смысле слова, закономерности искусства, ярко выраженные в стиле каждого композитора, что дает возможность детям с первого класса войти в мир его музыки, почувствовать своеобразие его творений, характерные особенности его музыкального высказывания – его музыкальной речи.

Данное методическое пособие рекомендовано учителям музыки школ, гимназий, лицеев и колледжей. В нем предложены различные формы применения мультимедийных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе, направленные на расширение кругозора у детей, формирование музыкального вкуса, что позволяет обучающимся приобщиться к миру искусства, погрузиться в атмосферу творчества.

Пособие дополнено мультимедийным приложением, в котором собран иллюстративный материал к урокам, видеофрагменты и большое количество музыкальных произведений.

В пособии представлены особенности организации урока музыки с применением мультимедийных технологий в общеобразовательной школе, разнообразные формы и методы организации уроков музыки.





  1. Особенности организации урока музыки с использованием мультимедийных технологий в общеобразовательной школе

 Общение с компьютером существенно расширяет кругозор обучающихся, информация, полученная из Интернета, является более наглядной и запоминающейся, чем книга или наглядные пособия в классе. Задача учителя - подготовить учеников к быстрому поиску, восприятию и обработке больших объемов информации, а также обучить их правильно и быстро применять современные средства поиска необходимой информации, научить технике работы на разных поисковых системах, поэтому можно твердо сказать, что изучение и применение компьютерных технологий имеет существенное значение в практической деятельности учителя.

Учебной программой отводится один час в неделю в каждом классе для преподавания музыки в обычной школе. Этот час позволяет школьникам знакомиться только с основными понятиями и основным содержанием музыкальных произведений, чего недостаточно для формирования разноплановой гармоничной личности. Чтобы решить проблему усвоения большего количества информации на уроке, одновременно с повышением интереса и эффективности обучения, современные информационные и коммуникационные технологии играют очень большую роль на уроках музыки.

Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Урок с применением мультимедийных технологий четко, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированным и индивидуальным образом, и позволяет ему быстро контролировать и оценивать результаты обучения.

Для урока учитель должен сделать много: пройти собеседование, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, исправить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Урок обычно проходит в напряженном ритме. Без электронного помощника не обойтись.

Применить компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, фиксации, на обобщающих уроках, с повторением.

Для учителя - музыканта в современной школе важно связать традиционные и автоматизированные формы обучения. Широкие возможности педагогического творчества в обучении представлены многими компьютерными программами. В педагогических ситуациях, когда дети работают на компьютере, он используется для пошагового усвоения учебной программы детьми, для упражнений соответствующего уровня сложности, для обеспечения обратной связи и для выдачи необходимой информации.

Существует мнение, что компьютер «программирует» ребенка, но если считать, что дети управляют компьютером, то в результате сам ребенок «программирует» компьютер. При обучении компьютера, как тому «думать», дети приобщаются к исследованию, как думают они сами.

Опыт такого рода исследований впечатляет: размышления о мышлении превращают ребенка в исследователя способов познания, и не каждый взрослый имеет такой опыт.

Л.П. Робустова раскрыла особенности активного внедрения музыкальных компьютерных программ в учебный процесс, определенно отметив, что результат их применения будет гораздо более эффективным, чем при традиционных формах и методах деятельности учеников. Практика показала, что ученики легко усваивают учебный материал; они работают эффективно и с интересом, что подтверждает не только целесообразность использования компьютерных программ для школьников, но и их необходимость.

В соответствии с целями и задачами обучающие компьютерные программы подразделяются на иллюстрирующие, консультационные, обучающие программы, программы управления обучением, операционные среды. Некоторые из них предназначены для закрепления знаний и навыков, другие ориентированы на усвоение новых концепций. Существуют образовательные программы, которые позволяют ученикам стать непосредственными участниками открытий, композиторов или художников. Игровые программы способствуют формированию учебной мотивации, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение действовать сообща, подчинять свои интересы общим целям.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для практического освоения языка для каждого ученика, выбрать такие методы обучения, которые позволят каждому ученику показать свою активность, свою креативность и активизировать познавательную деятельность. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения. Современные педагогические технологии, использование новых информационных технологий и интернет - ресурсов, помогают реализовать личностно - ориентированный подход к обучению, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения, способностей и т. д.

Отсюда и вытекает цель применения мультимедийных технологий:

- повысить учебную мотивацию;

- повысить эффективность учебного процесса;

- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

- совершенствовать методы ведения занятий;

- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

- планировать и систематизировать работу;

- использовать как средство самообразования;

- подготовить урок качественно и быстро.

Мультимедийные технологии в сочетании с передовыми образовательными технологиями (проблемными, программируемыми и основанными на проектах) могут дать очень хорошие результаты.


  1. Виды мультимедийных технологий



В настоящее время в учебном процессе существует множество информационных технологий, позволяющих использовать текстовую, аудио- графическую, видеоинформацию на уроках музыки, обогатить методические возможности урока, сделать обучение ярким, запоминающимся, интересным, придать ему современный уровень.

При проведении уроков музыки рекомендуется использовать ряд цифровых обучающих инструментов:

• видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, концерты классической и популярной музыки; фрагменты фильмов и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов.

• анимация: фрагменты анимации, которые в игровой форме объясняют студентам основные моменты образовательной темы.

• синтезированные визуальные серии: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии.

• повествование, комментирующее различные явления музыкальной культуры.

• саундтреки музыкальных произведений, песен («плюсы» и «минусы»).

• литературные серии: информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых музыкальных произведений для восприятия. Фрагменты стихов, прозы, созвучные музыке. Фрагменты писем, мемуаров, цитат и высказываний композиторов, исполнителей, слушателей.

• интерактивные творческие задания: тесты, диагностические тесты, проблемные вопросы, направленные на понимание учебного материала и выполнение контрольной функции.

В музыкальном образовании компьютер используется для более чистых CD и MDE-дисков, для расширения знаний об истории и теории музыки (различные энциклопедические программы), для ознакомления с биографическими и творческими подходами различных композиторов и представления с использованием анимации для музыкальных произведений.

Применение мультимедиа особенно эффективно в тех случаях, когда необходимо освоить концепцию, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко, где роль видимости велика - картины, иллюстрации и т. д.

Не менее эффективным является использование готовых мультимедийных продуктов на уроках музыки - программы, энциклопедии, справочники, содержащие статьи о жизни и творчестве композиторов и музыкантов, рассказы о разных стилях и жанрах музыки. Эти ссылки богато иллюстрированы, содержат видеоматериалы и фрагменты музыкальных произведений.

Компьютерные диски, такие как Энциклопедия Классической Музыки (Интерактивный Мир), предоставляют огромную помощь; Детская энциклопедия "Кирилл и Мефодий"; Мультимедийная энциклопедия "Музыкальные инструменты" ("КорАкс"); Музыкальные игры: «Алиса в стране чудес», «Волшебная флейта», «Щелкунчик», но никто, кроме учителя, заранее не знает специфики урока, индивидуального стиля учителя и уровня оснащенности музыкальным номером.

Наиболее известными среди них являются следующие мультимедийные продукты.

Мультимедийная энциклопедия "Соната".

Этот диск представляет собой сборник современных записей европейской и русской классики, джаза и популярной музыки, поэтических песен в исполнении ведущих мировых студий в исполнении лучших музыкантов планеты. Коллекция отобранных музыкальных произведений представляет материалы для работы на уроках музыки, а также интерактивную среду для учебной и проектной деятельности обучающихся.

Программа содержит информацию о более чем сотне композиторов, 300 музыкальных фрагментов, викторину, художественную галерею и рекомендации по оснащению художественного класса. Помимо оригинальных источников информации, программа содержит инструменты для выполнения творческих заданий на основе материалов, собранных в энциклопедии.

Таким образом, основным способом применения энциклопедии может быть не демонстрация ресурсов в классе, а отдельная работа учеников с материалом, дополняющим традиционные учебники и сборники.

В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы по различным музыкальным направлениям, охватывающие период от барокко до современной музыки. Кроме того, в программе есть биографические сведения о композиторах, рассказывается история создания знаменитых произведений. Работы сопровождаются комментариями, аудио и видео. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что значительно облегчает работу.

Энциклопедия классической музыки представляет биографии почти 300 композиторов. Он также содержит информацию об известных исполнителях XIX - XX веков, жанрах классической музыки и самых популярных произведениях, а также информацию о структуре музыкальных инструментов. Слайды и репродукции, видео и аудио фрагменты, экскурсии по истории музыкальной культуры разных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой результатов.

«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». Диск содержит информацию практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью этой энциклопедии вы можете узнать историю любой группы, о рождении, джазе, поп-музыке в разных странах, вы также можете прослушать записи или посмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии существует специальный раздел «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

Все материалы на компакт - дисках хорошо структурированы и доступны, что значительно экономит время при подготовке учителя к урокам, обогащает и украшает урок, а также делает его интересным для обучающихся.

Для мультимедийной презентации конкретного урока многие учителя музыки используют программу Power Point, включенную в пакет Microsoft Office, которая помогает создавать мультимедийные презентации - электронные киноленты, включая анимацию, аудио и видео, элементы интерактивности, т. е. в этой программе учитель делает презентации, которые позволяют создавать информационную поддержку во время занятий.

Использование инструментов презентации позволяет внести эффект наглядности в уроки и помочь обучающимся быстрее освоить материал, сосредоточиться на важных моментах представленной информации, создать визуально эффективные изображения в виде диаграмм, диаграмм, рисунков, графических изображений сочинение. Эта программа позволяет создавать в ней не только иллюстративные серии, но и интерактивные игры, тесты и даже мультфильмы.

С помощью презентации дети могут практически бродить по залам музеев (например, музей музыкальных инструментов), знакомиться с произведениями композиторов и даже изучать музыкальные записи. Под воздействием экрана дети активно развивают аудиовизуальное восприятие. В этом случае музыкальные и художественные образы воспринимаются глубже, полнее и ярче, потому что звуки музыки дополняются образами, движениями, развитием, а образы дополняются звуками.

Форма подготовки домашнего задания для учеников в форме презентации очень интересная. При подготовке презентации ученик должен провести большой объем исследовательской работы, применить большое количество источников информации, избегая шаблонов и превращая каждую работу в продукт индивидуального творчества. При создании каждого слайда ученик превращается в компьютерного исполнителя (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к поставленной задаче).

Помимо мультимедийных презентаций, на уроках используются флипчарты. Особенность использования этого ресурса заключается в том, что при его изменении по сравнению с презентацией его можно редактировать, изменять во время урока на ходу. Возможности «поднять блоки - части фраз» используются в соответствии с принципом «правильно - неправильно». Из случайного набора дат, имен, терминов, правильного суждения, правильного суждения или точного исторического факта. Возможности «магических клеток» также используются. Во флипчарте можно разместить различные учебные пособия (аппликативные, графические и т. д.). Из библиотеки ресурсов интерактивной доски. Это позволяет преподавателю максимально быстро и легко создавать красочные лекционные материалы, используя различные ресурсы, в том числе мультимедийные (вставка звуковых и видео файлов, веб -страниц).



  1. Содержание, формы и методы организации уроков музыки с применением мультимедийных технологий



Работая на уроках по авторской программе «Музыка» для 1 - 7 классов образовательных организаций (авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., издательство «Просвещение»), применяли мультимедийные технологии. Программа составлена ​​в соответствии с основными положениями Д.Б. Кабалевского и требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. Эта программа отражает изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности учителей - музыкантов в обновлении контента и новых технологий массового музыкального образования.

Отличительной особенностью этой программы является охват широкого культурного пространства, выход за рамки музыкального искусства и включение в учебники информации из истории, привлечение произведений литературы и изобразительного искусства. Визуальный ряд выполняет не только функцию эмоционального и эстетического фона, но и способствует развитию ассоциативно - образного мышления.

Необходимость применения ИКТ в образовательном процессе диктуется самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве как в школе, так и дома. Современный урок не может быть эффективным и интересным без применения ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следует современным педагогическим технологиям.

Традиционный урок комбинированного типа можно условно структурировать следующим образом:

  1. представление информации;

  2. практическое закрепление навыков;

  3. контроль образовательных достижений.

ЭОР НП состоит из трех модулей:

  •   информационный(изучение нового);

  • практическая (исследовательская деятельность);

  • модуль управления.

Некоторые модули имеют разные способы представления одной и той же темы, отличающиеся уровнем сложности, формой представления информации с контентом, что позволяет создать индивидуальный путь обучения.  

Тема: "Певческие голоса".

Урок: изучение нового с использованием OMС.

Учитель заранее пишет вопросы на доске. Самостоятельно прослушав лекцию, ученики должны ответить на вопросы. Ученики должны внимательно прислушиваться к информации, чтобы ответить на вопросы (активация внимания). Ответы детей могут быть организованы как соревнование. Класс делится на три группы. Каждой группе задается одинаковое количество вопросов, за каждый правильный ответ команда получает одно очко. В результате определяется победившая команда.

Примеры устных вопросов:

  • Назовите группы, на которые разделены поющие голоса?

  • Какие бывают мужские голоса?

  • Какие бывают женские голоса?

  • Какие известные исполнители с лирическим тенором?

  • Какие известные исполнители, которые имеют драматический тенор?

  • Какие известные исполнители с баритоном?

  • Какие известные исполнители с лирическим сопрано?

  • Какие известные исполнители с драматическим сопрано?

  • Какие известные исполнители с контральто?

Рядом с устными вопросами учителя можно добавить тестовую часть этого модуля.

Урок - это самостоятельное изучение темы обучающимися, использующими OMС.

1 вариант. Сначала ученики самостоятельно осваивают модуль, работая за персональным компьютером, затем соединяются в группы. Каждая группа по осваиваемой теме задает вопросы для других групп. Вопросы не должны повторяться. Далее ученики выполняют самостоятельную работу на ПК (практический модуль к теме).

2 вариант (многомерный модуль). Для изучения новой темы ученики выбирают дополнительный модуль. Команды создаются по количеству опций модуля. Команды обмениваются информацией, дополняя друг друга. Для закрепления знаний дана самостоятельная работа за персональным компьютером.

Урок - контроль знаний с использованием OMС. Работать в группах. Одна группа выбирает вариант модуля для практики, самостоятельно работает на компьютерах. В это время другая группа проходит тестирование в презентации. Затем группы меняются местами.
Мультимедийные уроки, художественные программы от компаний «Кирилл и Мефодий», «Просвещение - МЕДИА» оказывают огромную помощь в занятиях. Обучающиеся с интересом работают в Энциклопедии популярной музыки Кирилла и Мефодия. Это российская мультимедийная энциклопедия, в которой можно найти информацию практически о всей современной музыке, группах и исполнителях, композиторах. Энциклопедия позволяет слушать музыку или смотреть видеоклип.

Использование интерактивной доски в классе.

Говоря о применении современных ИКТ в организации учебного процесса, нельзя не упомянуть использование интерактивной доски, приложение которой позволяет по-новому использовать информацию (графическую, текстовую, аудио, видео). Информация обогатить методологические возможности образовательного процесса, условия самовыражения учащихся, сохранить интерес школьников к предмету, дать уроку современный уровень, помогает активировать творческий потенциал ребенка.

На доске можно печатать, редактировать, сохранять текст, показывать презентации, видео, выходить в интернет. Интерактивная доска позволяет использовать огромное количество наглядности.

Интерактивная доска позволяет контролировать процесс презентации, сохранять материалы урока для будущего использования, поскольку она сочетает в себе проекционные технологии с сенсорным устройством. На доске можно писать и делать заметки поверх всех документов, диаграмм и веб -страниц в презентациях Power Point и т. д. А также перемещать объекты, работать с цветом, использовать специальные эффекты (например, «Затвор») и т. д. Удобно повторять материал с доски, возвращаясь к ней в любой момент урока. Просто коснитесь поверхности доски, чтобы открыть файл, или запустить Интернет, или сделать необходимую запись.

На уроках музыки использую следующие виды работы с интерактивной доской:

  • как средство наглядности при изучении нового материала (видео, мультимедиа, компакт - диски);

  • презентации учителя на уроке;

  • закрепление покрытого материала;

  • проведение проверки, самостоятельная работа;

  • контроль и проверка знаний учеников (тесты, викторины, музыкальные записи); (Задание: перетащите фотографии, связанные с пребыванием С. В. Рахманинов Тамбове);

  • самостоятельный поиск информации обучающимися.

По ссылке на материал, который ученик могут обработать на уроке музыки или дома в Интернете http://eomi.ws/. По этому адресу можно найти информацию о музыкальных инструментах симфонического оркестра, об истории инструментов. Здесь можно увидеть структуру инструментов, послушать их звучание.

Урок интерактивной доски для музыки имеет ряд преимуществ для учеников:

  • создает условия для коллективной работы учеников, социальных навыков;

  • избавляет от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и распечатывать все, что появляется на доске;

  • сложный материал становится более доступным для обучающихся за счет более четкого, более эффективного и динамичного представления материала;

  • делает занятия интересными и интересными, развивает мотивацию;

  • способствует развитию творческого потенциала учеников, их уверенности в себе;

  • для работы с доской не нужна клавиатура, что упрощает работу с ней, что увеличивает вовлеченность обучающихся начальной школы или детей с ограниченными возможностями здоровья.

Систематическое применение информационных технологий на уроках способствует оживлению познавательной деятельности учащихся, развитию наблюдательности и эстетической чувствительности.

Проектная деятельность учеников с применением ИКТ.

Одним из социальных заказов современного общества является воспитание личности, способной к саморазвитию, самообразованию, которое может легко адаптироваться к новым социальным условиям. Наиболее эффективным для решения поставленной задачи является технология проектирования, интерес к которой в последние годы растет в педагогической практике. В ходе проектной деятельности формируется человек, который может действовать не только по образцу, но и самостоятельно получать необходимую информацию, умеет анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы и самостоятельно принимать решения.

Проекты различаются по продолжительности (от одного урока до нескольких месяцев). Делиться класс на несколько групп, но возможна и индивидуальная реализация. Выбирая из предложенного набора тем, группы определяют цель исследования, выдвигают гипотезу, продумывают пути реализации цели, составляют план исследования. На организационном и подготовительном этапе ученики распределяют обязанности между собой: одна группа работает с текстом, другая - с иллюстрациями, третья - с музыкой и т. д. На этапе поиска ребята изучают, анализируют и систематизируют собранную информацию. После завершения этой работы проект защищается, когда каждая группа представляет результаты своего исследования одноклассникам.

Защиту проекта можно превратить в увлекательный праздник (фестиваль искусств, командные соревнования, универсальное образование для родителей, музыкальный ринг, драма, презентации для младших школьников и т. д.). Компьютерная презентация дополнит дизайн проекта.

Большую помощь в создании совместных групповых проектов дает возможность размещать информацию (текст, видео, музыку, картинки и т. д.) на Google Диске. При совместном использовании файлов и папок другие пользователи могут открывать, скачивать файлы, редактировать их.

Это позволяет варьировать способы воздействия на обучающихся, повышает позитивную мотивацию учеников к обучению, изменять качество самоконтроля и контроля результатов обучения, своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.



Другим примером электронного учебного справочного материала является мультимедийная энциклопедия «Соната. «Мировая культура в зеркале музыкального искусства». Она представляет коллекцию записей музыки 15 - 16 веков с комментариями: приложение песен «Здравствуй, песня!», электронный иллюстрированный справочник «Выдающиеся исполнители», методические материалы «Музыка для всех», энциклопедический ресурс «Музыкальные инструменты». Имеет художественную галерею, материалы по эпохам искусства 15 и 20 веков, выдающиеся деятели культуры прошлого и настоящего, академическую культуру и современные жанры, преподавание и обучение, разработка увлекательных тестов и другого полезного материала для учеников, чтобы они могли самостоятельно работать дома и в классе.

Фонограммы, репродукции, фотографии в этой энциклопедии встроены в алфавитном порядке и по жанровому принципу снабжены гиперссылками. Преподаватель может по своему усмотрению выбирать различные формы ознакомления с информацией: от авторской презентации материала до творческой работы обучающихся.

Благодаря различным компьютерным дискам («Музей музыкальных инструментов», «Учимся понимать музыку» и т. д.) можно виртуально путешествовать во времени и пространстве, по эпохам, странам, знакомиться с лучшими музыкальными образцами, с лучшими исполнителями. В мире со стилями и направлениями в музыке можно быть гостем художника в студии, в Музее изобразительных искусств, в музее музыкальных инструментов. Например, знакомясь с темой «Симфонический оркестр», ученики могут не только услышать звучание музыкальных инструментов, но и увидеть вдохновенное выступление музыкантов, понаблюдать за процессом управления оркестром выдающихся дирижеров.

Электронная «Энциклопедия классической музыки» содержит видеоклипы, рассказы о произведениях, музыкальные туры по различным странам, глоссарий терминов, образовательные викторины, видеоклипы.

Электронный образовательный ресурс "Шедевры музыки" очень интересен. Этот ресурс предоставляет информацию в форме лекции о музыкальных эпохах и жанрах; биографии 40 композиторов; биографии музыкальных деятелей, дирижеров, исполнителей; музыкальная лексика; интерактивные статьи о шедеврах классической музыки; образцы инструментов симфонического оркестра; игра когнитивного теста; огромное количество уникальных иллюстраций; видеоклипы опер и балетов.

Мировая художественная культура: более 150 фрагментов музыкальных произведений от старинной музыки до сочинений современных авторов.

Как показывает практика, использование электронных образовательных ресурсов позволяет эффективно организовывать самостоятельную работу в классе, индивидуализировать учебный процесс, совершенствовать практические навыки обучающихся, создавать среду эмоционального восприятия учебного материала, повышать интерес к урокам музыки.

Следующие компьютерные программы использовались для выполнения задач в их работе: Internet Explorer для обеспечения доступа к Интернету, E -Publish для создания их веб - сайта, Power Point, Elite Panaboardbook для создания их презентаций, Word для обработки текстовых документов, Picture Manager для просмотра изображений, а также для редактирования изображений в форматах BMP, EMF, GIF, JPEG, PNG, TIFF и WMF; Excel для составления тестовых тестов, таблиц, графиков и диаграмм, а также Publisher, который позволяет создавать профессиональные публикации для печати, применяя к ним собственный дизайн или используя готовые шаблоны.

На занятиях широко используются электронные образовательные ресурсы для эффективного решения задач:

• обеспечение уроков информацией;

• демонстрация образовательной информации;

• поддержка различных активных форм обучения;

• закрепление знаний и навыков;

• оценка и контроль знаний.

В своей работе они активно использовали электронные образовательные ресурсы нового поколения; использовал их как в учебном процессе, так и для самостоятельного изучения учениками информации с целью формирования основных компетенций учащихся по предмету.

ЭОР НП по предмету «Музыка» был создан учителями из разных городов России, ведущие специалисты отечественных учреждений.

Учебные материалы ЭОР отвечают современным требованиям в предметной области «Музыка», разработанным с учетом современных возможностей информационных технологий, возрастных ограничений взаимодействия с компьютером ученика, а также особенностей восприятия информации с экрана.

Использование мультимедийных учебных пособий в среднем звене при изучении тем, связанных с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, экскурсий, получило живой отклик в детской аудитории.

Изучая тему «Музыкальные инструменты» в контексте симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк», дети находят в мультимедийной энциклопедии исторический фон о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видео аудиорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации.

Уроки на тему «Природа в музыке» (изобразительное искусство) впечатляют. При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения персонажей, взятые со сканированного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся информацией друг с другом. Так что результат - самопознание. Умение концентрироваться на задачах и в то же время распределять свои навыки в работе с другими детьми является важной частью организации этой деятельности. Ребенок делает открытие: он сам научился, он понял, он сам дал объяснение.

  1. Интернет - ресурсы в музыкальном образовании



Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе прежде всего музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет - семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.

В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов.

При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах. Так, готовя урок по теме «Мюзикл», большой пласт информации можно найти на сайте мюзикла «Кошки» (это не только текстовая информация, но и музыкальные фрагменты в формате МР-3, цифровые фотографии).

Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале.

Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет - фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике. Вот некоторые сайты, где можно найти интересный и нужный материал для уроков.

1.http://www.belcanto.ru/index.html

Вашему вниманию предлагаются:

- новости оперной жизни в России и за рубежом;

- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии - эссе);

- информация об оперных театрах, фестивалях;

- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;

- книги, статьи, освещающие различные аспекты оперного искусства;

- записи великих классических произведений в формате mp3;

- каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.

2. http://www.classic-music.ru/index.html

Вашему вниманию предлагаются:

- биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классической музыки;

- крупнейшая коллекция записей классической музыки в формате mp3.

- все фонограммы из собраний частных коллекционеров виниловых дисков Москвы, исполненные до 1971 года;

- словарь музыкальных терминов и инструментов;

- ссылки на сайты о классической музыке.

3. http://www.fedorov.ws/index.html

Вашему вниманию предлагаются:

- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);

- информация об оперных театрах, фестивалях;

- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;

- ссылки на страницы, содержащие записи в mp3;

-каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.

4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views

Фото известных композиторов, портеры композиторов.

5.http://www.maam.ru/

Вашему вниманию предлагаются:

- музыкальные ребусы для детей;

- материалы для педагогов начальных классов. Все для обучения детей школьного возраста.

6. http://www.ermolov.ru/

Официальный сайт композитора Александра Ермолова.

Вашему вниманию предлагаются: музыка; минусовки; тексты песен; ноты.

7. http://mults.info/mults/

Сайт мультфильмов.

Большой выбор различных русских мультфильмов и на разные темы.

8. http://pedsovet.su/load/244

Педсовет. ру

Сайт физкультминуток на разные темы и для разных уроков.

9. http://easyen.ru/load/muzyka/31

Современный учительский портал.

Все для начальной школы, а так же по урокам различным и музыка в частности, презентации к темам и конспекты.

10. http://galusikn.ucoz.net/load/video/prezentacii/38-3-2

Музыка звучит. Вашему вниманию предлагаются: презентации; конспекты уроков; видео к урокам; истории музыкальных шедевров; оперы, балеты, мюзиклы; фильмы о композиторах; классика в мультфильмах; история песен; музыкальные инструменты ит.д.

11. Сайт преподавание музыки.

Вашему вниманию предлагаются: преподавание урока музыки; различные разработки уроков и внеурочной деятельности в презентациях.

12. http://www.muz-urok.ru/velik_muz_velik_gorod.htm

Сайт Детям о музыке. Вашему вниманию предлагаются: видео - уроки музыки; видео - рассказы для уроков; музыка в мультфильмах; музыканты шутят; игры на уроках музыки; фильмы о композиторах; музыка на других уроках; интересные уроки.

13. http://svlkmuusika.blogspot.ca/

Сайт Мир музыки.

Песенки с видеоматериалом и плюс и минус, и слова.

Сайтов по музыке очень много, главное правильно их искать и уметь качать информацию из них.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа истоков и современных тенденций развития мультимедийных технологий в теории и практике выявлены основные подходы, сущность ключевых понятий, специфика мультимедийных технологий и условия их использования в процессе музыкального образования школьников. Установлено, что педагоги разных предметных областей эффективно развивают свои творческие идеи, методические подходы, ведут экспериментальную работу в общеобразовательных и музыкальных школах, в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах, используя технологии мультимедиа.

Мультимедийные технологии определяются как современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютере текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Внедрение мультимедийных образовательных средств остается актуальной задачей общей и музыкальной педагогики и практики, являются одним из наиболее перспективных направлений информатики.

Таким образом, использование мультимедийных технологий на уроках музыки позволяет: сделать деятельность учителя и обучающегося более эффективной; сделать урок наглядным, красочным; значительно повысить уровень обученности, так как ученики проявляют большой интерес к урокам музыки с использованием информационно - коммуникационных технологий. При наличии интереса к урокам развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.

Следовательно,  труд,  затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью мультимедийных технологий, оправдывает себя во всех отношениях:  

- он повышает качество знаний,  

- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания - учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе,

 - продвигает ребенка в общем развитии,

- помогает преодолевать трудности,

-  обеспечивает подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества,

- реализует социальный заказ, обусловленный процессами глобальной информатизации.

Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок музыки в общение с компьютером, не сделать урок музыки похожим на любой другой урок. Используя информационные технологии необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников. Применяя информационные технологии на уроке необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, т.к. при использовании видеоинформации идет большая зрительная нагрузка.

Также применение мультимедийных технологий на уроках музыки решает ряд важнейших задач, прежде всего, – это повышение интереса к музыке, усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся, воспитание активности и самостоятельности; формирование эстетического, эмоционально - целостного отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет направить  учебный процесс в  более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. И можно подтвердить эффективность использования мультимедийных технологий на уроках музыки. В результате всего выше сказанного, были сделаны выводы, что применение мультимедийных технологий на уроках музыки - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Список литературы
  1. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия «Модернизация общего образования». - СПб., 2004

  2. Ваграменко Я.А. Музыкальные компьютерные технологии. М.: «Астрель», 2008.-195 с.

  3. Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 4 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0404.htm.

  4. Заболотская И. В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании, дис. кан. пед. наук: 13.00.01, Санкт-Петербург, 2000. — 196 с.

  5. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария. М.: «Глобус», 2008.-260 с.

  6. Краснов В.М. Использование Интернет - технологий на уроках музыки. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.-148 с.

  7. Насонова Л.А. Мультимедийные технологии на уроках музыки. –Воронеж, 2014.-210 с.

  8. Панферова Е. М. Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 58-61.

  9. Петрушин В.И. Формы и методы обучения на уроках музыки. М.: «ВЛАДОС», 2009.-280 с.

  10. Программа «Музыка» Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.,-М. Академия,2010.- 140 с.

  11. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 - х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий. 2006. 258 с.

  12. Шиянов Е.А. Информатизация музыкальной педагогики. СПб.: «Весь», 2008.-295 с.