Методические рекомендации по применению
«Системно - деятельностного подхода на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС».
учитель физической культуры МАОУ «СОШ № 4»
Салахова Гульнара Асгатовна
г.Губкинский, ЯНАО.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства. В педагогическом плане - это ориентация образования на усвоение обучающимся не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новая образовательная парадигма ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, функциональной грамотности и наиболее полной самореализации.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Методологической основой новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, основной смысл которого заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях, развитие личности в учебной деятельности.
В соответствии с системно-деятельностным подходом планируемые результаты образования сформулированы как обобщенные способы действий с учебным материалом. Именно они являются системообразующим и инновационным компонентом ФГОС.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, регулятивные - организацию обучающимися своей учебной деятельности, познавательные включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем, коммуникативные обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Программа предмета «Физическая культура» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обязательно должна содержать личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»[7].
В связи с этим возникает необходимость разработки урока физической культуры, как основной формы учебного процесса в основной школе, направленного на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, не потеряв при этом двигательный компонент урока, представить технологию организации урока физической культуры с позиций системно-деятельностного подхода, способствующего достижению планируемых результатов у обучающихся основной школы.
Деятельность учителя физической культуры по организации урока, должна быть направлена на:
построение своей деятельности с учетом позиций системно-деятельностного подхода;
применение современных педагогических технологий;
выполнение требований к организации современного урока;
Результатами обучения по предмету должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Формирование представлений, понятий, методов и приемов в области физической культуры и спорта.
Обновление содержания образования в сфере физической культуры, в первую очередь, меняет взгляд на технологии основной формы обучения - урока физической культуры. Урок физической культуры в своей основе имеет двигательную направленность, и характеризуется высокой моторной плотностью.
Как же построить современный урок физической культуры? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
В современном уроке мы выделяем несколько этапов организации учебной деятельности обучающихся, которые раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
«Самоопределение в деятельности» или мотивация организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Мотивация может быть внутренней или внешней, но всегда остается характеристикой личности как субъекта этой деятельности, т.е. она предполагает, что ученик имеет мотивацию, желание, вызывающее его активность. Т.е. мотив - потребность, внутренний смысл, осознаваемая причина, лежащая в стремлении человека к осуществлению деятельности, побуждающая его на действия. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
Если мотив побуждает к деятельности, то цель направляет и определяет способ и ее характер. Цели, представляют собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока и должны формулироваться в понятной для обучающегося форме, способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
Осуществляя целеполагание, учащиеся в коммуникативной форме обдумывают, каким способом можно выполнить учебное задание, т.е. определяют цель и ставят задачи, проектируют будущие учебные действия: согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Неотъемлемой составляющей целеполагания является визуализация целей с ощущениями, настроениями, действиями, раскрашенная цветом. Для этого педагогу рекомендуется использовать схемы, таблицы, надписи на доске, плакате, интерактивной доске и т.д. Педагогу важно помнить, что необходимо постоянно держать цель в фокусе внимания на протяжении всего урока.
Пройдя этап мотивации и целеполагания обучающиеся переходят на второй этап, который предполагает выполнение учебных задач. Учебно-познавательная деятельность организует освоение содержания учебной темы. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
На 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, элементов техники двигательного действия.
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне соединения элементов техники и выполнения двигательного действия в облегчённых условиях;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной задачи на уровне «умения» в усложнённых условиях;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач.
В «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление выполнения двигательного действия. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
Сделать вывод об эффективности выбранных методов и приемов обучения, организации последовательного выполнения учебных заданий педагог и обучающиеся могут на основе рефлексии. Рефлексия - чувственно переживаемый процесс осознания себя и своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решений, полученные результаты и т. д. Рефлексия как понимание и знание самого себя и выяснение того, как другие знают и понимают, - важное личностное качество человека, развивающееся на протяжении жизни в процессе деятельности.
При введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс приходится сталкиваться с проблемой - обучающиеся не испытывают потребности осознать свое развитие, затрудняются сказать, что происходит в их учебной деятельности. Привыкнув к учительским объяснениям и необходимости воспроизводить услышанное, многие дети считают: «Если учитель не объясняет материал, то нет и учебы». В результате такой остановки учение происходит неосознанно, а значит и неэффективно. Поэтому неотъемлемой частью обучения является побуждение обучающихся к рефлексии. Во время рефлексии обучающимися педагогу необходимо установить, совпадает ли их оценка своей подготовленности с результатами работы.
Работа по развитию рефлексивных способностей и навыков в учебной деятельности может осуществляться с использованием анкет, рисунков, схем, анализа обучающимися собственной деятельности, ответов на вопросы, оценки ощущений в процессе работы, с использованием самооценки. Например, анкета как рефлексия несет функцию обратной связи и состоит из вопросов, содержание которых зависит оттого, что именно нужно выяснить учителю и над чем он хочет заставить задуматься обучающихся. Этот метод помогает обучающимся осознавать себя субъектом учебной деятельности. При повторном анкетировании можно проследить динамику происходящих изменений и иногда даже выявить причины положительных и отрицательных результатов.
В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная структура урока не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся основной школы.
В соответствии с программным содержанием предмета уроки физической культуры в основной школе подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно - обучающей и образовательно - тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала.
Уроки с образовательно - обучающей направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных и спортивных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно - тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки.
Одним из ключевых направлений учебного процесса является освоение педагогами технологий проектирования и реализации урока в соответствии с требованиями ФГОС
Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры в условиях внедрения ФГОС направлен на:
определение цели урока;
определение задач каждого этапа урока;
отбора содержания учебного материала;
подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
выбора средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов;
конструирование заданий для оценки метапредметных и предметных планируемых результатов обучающихся;
планирование контрольно-оценочной деятельности;
организация рефлексивно-оценочного этапа урока.
Учитель должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика на каждом этапе урока. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.
В настоящее время подход к определению целей урока физической культуры несколько изменился. Если в традиционном уроке физической культуры цель формулировалась как описание деятельности педагога (дать понятие «физическая культура человека». Обобщить знания обучающихся по теме «Олимпийское движение». Познакомить с техникой выполнения низкого старта и т. п.), то в современном уроке цель описывает деятельность обучающегося (описывать и демонстрировать технику выполнения броска баскетбольного мяча способом «от груди двумя руками». Выполнять подъём на лыжах способом «лесенка».)
Цель урока должна включать формирование тех или иных предметных умений, которые определяются разделом программы, тематическим планированием.
При этом необходимо учитывать, формирование каких видов универсальных учебных действий (УУД) предусматривает освоение данной темы урока. В целях урока умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.
Для осуществления процедуры целеполагания урока физической культуры можно пользоваться следующим алгоритмом действий:
1. Определить тему урока в избранном классе в соответствии с программой обучения и тематическим планированием, ознакомиться с материалом учебника и методических пособий.
Определить, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулировать метапредметные и предметные цели урока.
Определить, какие предметные действия следует включить в содержание урока, для того чтобы способствовать формированию общего умения, сформулированного в «планируемых результатах» и обозначить их в качестве предметных «планируемых результатов».
Выделить из программы универсальные учебные действия (УУД), формируемые на данном этапе обучения и обозначить их в качестве метапредметных «планируемых результатов».
Зафиксировать выделенные цели и планируемые результаты в проекте урока.
Что касается системы оценки, то она выполняет функцию обратной связи, которая призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов учебной программы по физической культуре.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию предмета «Физическая культура», в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Типы учебно-познавательных и учебно-практических задач
1. УПЗ, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний
УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний
УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций
УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества
УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации,
УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок
учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Особое внимание необходимо уделить контрольно — оценочной деятельности, как наиболее слабому звену в деятельности учителя физической культуры.
Пример разработки УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества
Цель: формирование и оценка навыка сотрудничества. Форма выполнения задания: парная
Описание задания: учащимся предлагается каждому составить два упражнения для мышц верхнего плечевого пояса. Записать их на листе бумаги. Обменяться листами с партнёром. Выполнить упражнения.
Инструкция
Учитель предлагает выполнить задание, обсудить с партнёром придуманные упражнения и качество их выполнения. Внести коррективы в качество выполнения упражнения, если есть в этом необходимость, выполнить упражнения ещё раз с учётом внесённых корректив.
Критерии оценки:
Основной критерий - характер отношений между взаимодействующими субъектами умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать в своей позиции
Проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю физической культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов.
Освоение технологии подготовки к уроку, организацию урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.
Характеристика изменений в деятельности педагога,
работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего но ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | - | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, биологии, ОБЖ), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета через Дневник.ру |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
| Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио (детские рисунки, презентации, грамоты, сертификаты и т.д.) |
| Основная оценка - оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
| Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения:
Педагог
имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребёнку
организует обучение в деятельности, инициируя действия обучающихся
вводит нововведения в целеполагание, задачи, содержание урока
системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений
проектирует цели курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов
создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников
организует поисковую, проблемную, проектную и исследовательскую деятельность детей
организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения
организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями
владеет способами организации рефлексии, формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с применением системно-деятельностного подхода.
Наш методический и практический опыт показывает, что применив данный метод на содержание урока физической культуры можно провести инновационный урок физической культуры развивающей направленности. Вот этапы урока и их краткое содержание в модифицированном виде.
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Задача: осознание учащимися смысла и значимости предстоящей
учебной деятельности, возникновение положи тельной эмоциональной направленности.
2. Актуализация знаний и умений. Задача: повторение изученного материала, необходимого для освоения нового знания и умения, выявление имеющихся затруднений, проблем.
3. Постановка учебной задачи. Задача: обсуждение имеющихся затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса или практической задачи, на которые предстоит найти ответ в виде темы урока.
4. «Открытие» нового знания и умения (предложения как выйти из затруднительной ситуации). Задача: решение учебной задачи,
обсуждение путей её решения в групповом (парном) диалоге.
5. Первичное закрепление. Задача: проговаривание нового знания и практическое выполнение продуктивных вариантов решения
учебной проблемы, их комментирование.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Задача: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет через само контроль и самооценку.
7. Включение нового знания и умения в систему знаний и умений, их повторение. Задача: закрепление и использование нового материала вместе с изученным ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Задача: осознание учащимися своей выполненной деятельности, оценка результатов деятельности своей и одноклассников.
Вопросы:
– Какую цель мы ставили?
– Удалось ли её решить?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Где можно применить новое знание и умение? и др.
В заключение необходимо отметить, что для построения урока физической культуры деятельностная модель является действительно инновационной и требует серьёзного осмысления и процедуры модифицирования со стороны педагогов, в соответствии с типом и направленностью урока, поставленными целями и задачами.
Использованная литература
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика № 4, 2009. - С. 18-22;
Виленский М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьёв / http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N3/P2-7.htm
Дмитриев С. В. О духовно-ценностной природе двигательных действий человека: Гуманитаризация образования и гуманизация знания: поиск взаимодействия / Межвузовский сборник научных трудов. Н - Новгород: НГПУ, 1998. - 147 с. - С. 53-60.
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.;
КопотеваГ. Л. Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС/ Управление начальной школы № II2012.- С.4;
М. Д. Кудрявцев, Н. В. Пашкова. Обучение двигательным действиям в баскетболе на основе теории учебной деятельности. Учебно-методическое пособие - М.: АПК и ППРО, 2005. - 113 с.
Кудрявцев М. Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям в баскетболе и формирования у них двигательных навыков в учебном процессе [Текст] / М. Д. Кудрявцев, Н. В. Пашкова // Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал. - 2004. - № 4. - С. 8-12
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Российской академии образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? Журнал «Начальная школа» № 1/01.- С. 6;
Стандарт общего образования: на пути к общественному договору- М.: Просвещение, 2006. - 39 с;
Лях В. И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2012
А.П.Матвеев, Программы общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 5-11 классы, 2012
Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся [Электронный ресурс] // Режим доступа // khutorskoy.ru/be/2012/0329/index.htm, свободный.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г.Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г.Асмолова — М.: Просвещение, 2010.
Эльконин Д. Б. О структуре учебной деятельности / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
«Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры», учебно-методическое пособие /Е.Л. Михайлова,- Тюмень,2014г.
Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)
Ф. И. О. педагога: Салахова Гульнара Асгатовна
Предмет: физическая культура
Класс: 5 г
Тип урока: обучающий
Раздел: волейбол.
Цель урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить учащихся с рациональным питанием школьников; формировать у учащихся координационные и кондиционные способности.
2. Воспитательная: комплексно развивать координацию, силу, скорость, выносливость; содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями, развивать интеллект.
3. Оздоровительная: содействовать достижению гармоничности в физическом развитии.
Этап образовательного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Личностная | Регулятивная | Познавательная | Коммуникативная |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подготовительный(10 минут) 1.Сообщение УЗ на урок Знакомство с темой и планом урока. Познакомить с рациональным питанием школьников. -Как вы думаете, зачем человеку пища? - Какие продукты есть детям вредно? Итог. - Что значит здоровое питание? - О каких вредных продуктах вы узнали? - От чего зависит наше здоровье? 2.Разминка: ОРУ на месте: -исходное положение (и.п.) – руки на поясе; наклоны головы 1-вправо, 2-влево, 3-вперед, 4-назад -и.п. – о.с., руки в замок, круговые вращения кистями, произвольно (20 сек.); -и.п. – о.с., руки в замок, волнообразные движения кистями влево (на первые 4 счета), то же влево (на следующие 4 счета); - и.п. – о.с., руки в замок; 1 – руки ладонями к груди; 2 – выкрут вперед; 3 – и.п.; 4 – выкрут вверх; - и.п. – о.с., правая рука вверху, левая внизу, рывки руками на каждый счет (6 -8 раз), постепенно увеличивать частоту движений до максимальной; - и.п. – о.с., руки к плечам, круговые движения руками вперед, то же – назад (по 4 раза); - и.п. – о.с., круговые движения прямыми руками вперед, то же назад, (по 4 раза), следить за амплитудой движений; - и.п. – о.с., руки на пояс, круговые движения туловищем вправо, то же – влево (по 4 раза), следить за амплитудой движений, ноги прямые, пятки не отрывать от пола; - и.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс; пружинящие наклоны туловища к правой ноге, в середину, к левой ноге, и.п. (по 4 раза), ноги в коленях не сгибать, руками достать пола; - и.п. – о.с., руки на пояс, прыжок ноги вместе (15 сек.), прыжки на месте, прыгать на носках, туловище и ноги прямые; | Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок Рассказ о продуктах питания, которые помогают человеку, расти, придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями. Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока Упражнения выполняются в шеренгу по два Все упражнения разминки выполнять по 6 повтора. Размять кисти рук для дальнейших упражнений Упражнения выполнять на максимальной амплитуде При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером Наклон делать глубже, ноги в коленях не сгибать При выполнении прыжков на месте – сохранять дистанцию | формирование интереса Установить роль разминки при подготовке работы с волейбольными мячами Умение выполнять физические упражнения для развития мышц Правильное выполнение задания Безопасное поведение во время выполнения задания | Активное участие в диалоге с учителем. Самостоятельно выстраивают питание школьника с помощью памятки и инструкций учителя. Сознательное выполнение определенных упражнений. Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя | Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя Совместно с учителем делают вывод: что же такое «Рациональное питание школьников»? Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи. Произвольно строим речевое проговаривание упражнений за учителем при проведении разминки | Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками. Строят высказывания по теме «Рациональное питание школьников» Обсудить ход предстоящей разминки Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем |
Основной (25 минут) Сегодня мы с вами закрепим перемещения в стойке игрока, а так же будем учиться передаче мяча 2-мя руками сверху, А сейчас я попрошу вас построиться и мы начинаем работу. 1 часть (18минут) Кисти рук в «замок». Кистевое вращение в сочетании с ходьбой перекатом с пятки на носок Стойки и перемещения игрока. Перемещение от лицевой линии до средней линии – лицом вперед, обратно – спиной вперед 1 место занятий Работа в парах вдоль зала 1. Передача мяча сверху двумя руками от головы. 2. Верхняя передача мяча после одного отскока от пола. 3.Один учащийся набрасывает мяч другому, тот выполняет верхний приём над собой. 2место занятий у сетки – работа в тройках 1. Первые номера встают лицом перед своими игроками, держа в руке мяч в стойке волейболиста один занимающийся набрасывает мяч партнеру, второй верхней передачей возвращает ему мяч обратно. 2.Ученик подбрасывает мяч и выполняет передачу мяча 2-мя руками сверху партнеру. Партнер ловит и делает тоже задание. 3. Верхняя передача над собой и передача партнеру. 2 часть (10 минут) Класс делится на три команды Эстафета с элементами волейбола 1. Капитан держит мяч в руках перед лицом (кисти в «ковшик»). Сгибая ноги и, выпрямляя их, бросает мяч партнеру через сетку игрок тоже стоит в позе волейболиста, ловит и бросает мяч обратно. После этого становится в конец строя 2. «Одна верхняя передача». Капитан накидывает волейбольный мяч через сетку, игрок выполняет передачу сверху и становится в конец строя. Игра завершается, когда все побывают в роли капитана, команда, закончившая игру раньше выигрывает. 3. Добежать до сетки, подкинуть мяч, пройти под сеткой, поймать мяч с обратной стороны. Оббежать стойку, вернуться обратно в строй команды, передав мяч следующему. | Деление класса на два отделения. (по половому признаку или по степени физической готовности) Рассказ и показ техники верхней передачи. Перемещениями называют способы передвижения игрока на площадке для выполнения технических приёмов и тактических действий. Обратить внимание на постановку стопы, ноги слегка согнуты. Руки согнуты в локтевых суставах, кисти на уровне пояса. Проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости). Рассказ учителя: приём начинается с разгибания ног, затем начинают движения руки. В момент соприкосновения рук с мячом ноги разгибаются быстро, заключительным движением кистей рук мячу придаётся необходимое направление. При верхней передачи основная нагрузка приходится на указательные и частично средние пальцы, большие пальцы смягчают воздействие мяча на руки, а безымянные и мизинцы поддерживают мяч. После каждых 10 передач меняться ролями. Руки с ногами выравниваем, плавно выпрямляемся и мяч подбрасываем своему игроку. Обратить внимание учащихся на стойку и расположение рук и пальцев на мяче. Набрасывать мяч партнеру точно на подготовленные руки. Обратить внимание на стойку и готовность рук к передаче. При передаче руки и ноги выпрямляются, руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью выпрямляются. Помогает и поправляет - У вас все получилось, вы молодцы! Но нам есть, к чему стремится, чтобы быть сильными, здоровыми, ловкими. | Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление дисциплинированности. Повторяют за педагогом и запоминают. Владеть известными современному волейболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях Развитие чувства ритма Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Активное включение в выполнение двигательного действия; взаимодействие со сверстниками; развитие внимания | умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма. Принимать инструкцию учителя, четко ей следовать. Осуществлять контроль. Оценивать выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам. Сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль Самоконтроль правильности выполнения упражнений Умение собраться, настроиться на деятельность Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона. | Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое Определить эффективную модель Умение анализировать, выделять и формулировать задачу Владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом Владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом Умение выделять необходимую информацию Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте. Анализ полученной информации Умение сосредоточиться для достижения цели | Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий Развиваем умение выразить свою мысль по поводу освоения технических приёмов и тактических действий одноклассниками Уметь договариваться в совместной деятельности, взаимодействовать со сверстниками. Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. Формирование умения работать в группе; договариваться; контролировать действия партнера Умение заметить достоинства и недостатки своего исполнения движений Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам Взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников |
Заключительный- рефлексия (5минут) 1. Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание Учитель задает вопросы: - что нового узнали на уроке? - как вы понимаете, что такое рациональное питание школьников? Напомнить фразу «В здоровом теле - здоровый дух». Помочь сделать вывод, что здоровье тела зависит и от питания, а здоровье духа - от здоровья тела (человек - есть то, что он ест). - какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке? - оцените свою работу на уроке. Составьте памятку для детей и родителей «Меню моей семьи». | Восстанавливаем пульс, дыхание. Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ Для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье, необходимо знать, как работает организм. Важно соблюдать правила питания, тогда пищеварительная система будет хорошо работать! Ставим УЗ на дом | Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Осознать нужность домашнего задания | Условия, необходимые для достижения поставленной цели Определить смысл поставленной на уроке УЗ Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя Вычленять новые знания. Объяснять понятие «Рациональное питание школьников». | Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ Обсуждают работу на уроке. Повторяют новые полученные знания на уроке. Оценивают свою деятельность. | Обеспечиваем социальную компетентность и учет позиции других людей Отвечают на вопросы учителя, формулируют понятие «Рациональном питании школьников» Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9