СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проекту

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь в написании проекта или исследовательской деятельности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проекту»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Балабаново»














Методические рекомендации

по выполнению исследовательских и проектных работ




Разработчик:

Михайлова О.И.,

Зам.директора по ВР











Балабаново, 2020

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального итогового проекта предназначены для обучающихся 9, 10 классов МОУ «СОШ №3 г.Балабаново».

Рекомендации составлены в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и включенной в специальный государственный реестр примерных основных образовательных программ, Федерального государственного образовательного стандарта основного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897),Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413).

При составлении рекомендаций использованы материалы методического пособия «Как оформить научное исследование», составленного Алексеевым С.К., Сионовой М.Н., членами Калужского общества изучения природы; методическими рекомендациями по выполнению и защите индивидуального итогового проекта.


  1. Информация об организации

проектной и исследовательской деятельности


    1. Организация проектно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО


Индивидуальный итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно- творческую, иную). Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Качество выполненного проекта/исследовательской работы и соблюдение требований к описанию и оформлению результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в период школьного обучения.

Учащиеся выбирают тему и тип проектной/исследовательской деятельности и руководителя. На основе выбора учащихся формируются группы для организации проектно- исследовательской деятельности.

Темы проектов/исследовательских работ утверждаются научно-методическим советом гимназии.

Занятия по обучению основам проектно-исследовательской деятельности организуются в рамках учебного плана, по расписанию в форме учебных занятий или уроков-консультаций. Объём курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» в 10 классе – 68 часов.

В 4-7 классах допускается выполнение проекта в составе группы учащихся (по желанию).

В 9 и 10 классах проект/исследовательская работа выполняются индивидуально (обязательно).

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.

Защита проекта осуществляется на заседании специально организованной комиссии гимназии.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта, оформленного текста проекта или исследования, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Лучшие проекты могут быть рекомендованы для представления на ежегодной гимназической научно-практической конференции, участия в открытых научно- практических конференциях различного уровня; могут быть изданы отдельным сборником или опубликованы в сборниках научно-практических конференций различного уровня.


    1. Выбор темы и типа проекта


Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес учащегося к учебной дисциплине или конкретной теме, над которой он уже работали раньше. Основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора учащегося – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

Первая ступень в процессе выполнения проекта – поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему проекта. Тематика индивидуального проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта.

Тема проекта определяет его тип и конечный продукт.

Итоговый индивидуальный проект учащихся может быть следующих типов:

Практико-ориентированный, прикладной, направлен на решение практических задач.

Исследовательский проект, ориентирован на доказательство и опровержение какой-либо гипотезы.

Информационный проект, его целью является сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

Творческий проект ставит своей задачей привлечь интерес публики к проблеме проекта.

Игровой или ролевой проект представляет опыт участия в решении проблемы проекта.


  1. Этапы работы над проектом

Процедуру работы над информационно-поисковым и практико-ориентированным проектом можно разбить на 5 этапов.

  1. Подготовительный этап
  • выбор темы и руководителя проекта

  1. Планирование
  • уточнение темы проекта, её конкретизация;

  • определение и анализ проблемы, гипотезы;

  • постановка цели и задач проекта;

  • определение способа представления результатов (определение формы проекта, тематика и формы продуктов проекта);

  • поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;

  • определение источников необходимой информации;

  • составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ (выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)

  1. Основной практический этап
  • сбор и изучение литературы;

  • отбор и анализ информации;

  • поэтапное выполнение задач проекта;

  • систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы,

  • промежуточные отчеты учащихся, текущий контроль качества составления проекта;

  • индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ;

  • внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;

  • оформление результатов

  1. Обобщающий этап

  • оформление результатов, завершение формирования текста доклада;

  • предзащита проектов;

  • доработка проектов с учетом замечаний и предложений;

  • подготовка к публичной защите проектов.

5 Заключительный этап

  • публичная защита/презентация проекта;

  • оценка качества выполнения проекта;

  • подведение итогов, анализ выполненной работы;

  • обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

Сроки выполнения проекта

Проект выполняется в течение учебного года согласно рабочему учебному плану и графику выполнения и защиты индивидуального итогового проекта, за счет часов, выделенных на внеаудиторную самостоятельную работу и часов, выделенных на курс «Индивидуальный итоговый проект» в 10 классе.

Индивидуальный план подготовки проекта составляется в соответствии с графиком выполнения и защиты ИИП гимназии


Этапы выполнения исследовательского проекта
  1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

  2. Определение объекта и предмета исследования;

  3. Постановка цели и задач исследования;

  4. Выбор методики и методов исследования;

  5. Проведение исследования и фиксирование его результатов;

  6. Описание процесса исследования;

  7. Оценка полученных результатов и формулирование выводов;

  8. Оформление результатов исследования


  1. Требования к содержанию и оформлению индивидуального итогового проекта


3.1 Оформление индивидуального итогового проекта

  1. Итоговый проект, представленной к защите, должен иметь характер учебного исследования или проекта.

Таблица 1- Требования к оформлению индивидуального проекта

Требование

Содержание требования

Объем

не более 15 страниц компьютерного текста

Оформление

текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4

Интервал

полуторный

Шрифт

Times New Roman

Размер

14 п

Поля (параметры страницы)

Слева – 25 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм.

Выравнивание

по ширине

Отступ

1,25

Нумерация страниц

  • арабскими цифрами;

  • сквозная;

  • проставляется со второй страницы (Титульный лист считается первым, но не нумеруется);

порядковый номер страницы ставится вверху справа

Кавычки

«кавычки-елочки»

Введение, названия глав, заключение, список использованных информационных

источников

  • начинается с новой страницы;

  • заглавными буквами по центру жирным шрифтом,

  • в конце заголовка точка не ставится

Оформление глав

ГЛАВА I. ………

Оформление

параграфов

1.1 ……..

Расстояние между названием параграфа, предыдущим и

последующим текстом

одна свободная строка

Список литературы

не менее 5

Параграф

не менее 3 страниц

Иллюстрации

Рисунки (чертежи, графики, схемы, диаграммы, графические и тоновые технические рисунки, фотографии и т.п.) в зависимости от размеров, приводятся либо в тексте, либо на отдельном листе основного текста. В приложении рисунки приводятся на отдельных листах, нумеруются отдельно. Рисунки должны быть выполнены четко, в цвете или черно-белые, хорошо читаемые. Все рисунки должны иметь сквозную нумерацию и на них должны быть ссылки в тексте. Под каждым рисунком необходима подпись. Подпись начинается с сокращенного слова: “Рис.”, вне зависимости фотография это, чертеж, технический рисунок, график и т.п. Далее следует номер рисунка (арабскими цифрами). Затем с большой буквы название рисунка с максимально краткой и ёмкой характеристикой изображения. Если есть необходимость, то детали рисунка обозначают цифрами или знаками, а затем их выносят в подпись с пояснительным текстом. Если приводимый рисунок чужой, приводится ссылка на оригинал. Размер шрифта подписей рисунков обычно на один кегль меньше основного текста.


Таблицы

Обычно таблицы для проведения расчетов, анализа материала и т.п., с цифровым материалом, набиваются в программе EXSEL. После их анализа и оформления необходимых рисунков они могут конвертироваться в программу WORD. В зависимости от размеров они могут располагаться в тексте, на отдельных страницах вертикально или на отдельной странице горизонтально (заголовком к левому полю). Таблицы с аналитическим материалом обычно помещаются в тексте после первого о них упоминания. Таблицы с громоздким необработанным материалом, как правило, помещаются в Приложение. Таблицы основного текста имеют свою сквозную арабскую нумерацию. Таблицы в приложении нумеруются отдельно. Тематический заголовок пишется: справа вверху – Таблица (номер); ниже посередине – название таблицы. Тематический заголовок должно быть по возможности кратким, при этом отражать сущность содержания таблицы. Если таблица приводится по используемой литературе, или из ИНТЕРНЕТа, то в скобках делается ссылка на источник. Заголовок не должен быть оторван от таблицы. Заголовки вертикальных граф и горизонтальных граф должны быть максимально краткими.

При необходимости ниже таблицы дается примечание.

Все заголовки и примечания таблицы, как правило, пишутся шрифтом на 1 кегль меньшим основного текста исследования.


Формулы

Формулы должны быть набраны в редакторе формул (Вставка – объект – Microsoft Equation). Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение или формула не вмещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства «=» или после знаков плюс «+», минус «-», умножения «×», деления «:», или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения,

применяют знак «×».

Если в тексте несколько формул, то они нумеруются сквозной нумерацией (арабскими цифрами, в круглых скобках, справа от формулы) в той же строке, что и формула. В тексте на номера формул должны быть ссылки.

Цитаты

Соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники (в случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается).

В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

Ссылки

Библиографическая ссылка – полная информация об источнике (автор, название, место и год выпуска, количество страниц). Такие ссылки мы используем при оформлении списка литературы в конце работы и внутри текста в скобках.

В зависимости от особенностей оформления все ссылки делят на 3 группы: внутритекстовые в круглых скобках; внутритекстовые в квадратных скобках; затекстовые (список литературы). Первые два вида ссылок отправляют читателя к источнику (в списке использованной литературы), из которого взята информация, указывая точную страницу. Расстановку таких видов ссылок называют паспортизацией.

Примеры оформления внутритекстовых библиографических ссылок.

1. Знаками (обычно арабская цифра в квадратных скобках [номер], с соответствующим номером в списке литературы). Чаще всего применяется в реферативных обзорах, в теоретических исследованиях и т.п. Такая форма употребляется при многочисленных ссылках на большое количество источников, что при других формах ссылок внутри текста усложнили бы чтение и наведение справок при повторном обращении к рукописи.

2. По фамилии автора и году издания:

а) Если автор один или два, в этом случае в круглых скобках, пишется только фамилия автора (-ов) и год издания. Если работ несколько, то они расположены в хронологической последовательности.

Пример: (Тулов, Яшкин, 1922; Рек, 1977; Тулов, Калугин, 1995).

б) При ссылке на несколько авторов-однофамильцев добавляются инициалы имени.

Пример: (Медведев Г., 1995; Медведев Л., 1998).


Сноски

Сноски можно поделить на две группы: краткое объяснение какого-то момента работы, например толкование понятия, перевод иностранных слов, фраз; указание на источник цитаты, косвенной речи или пересказа.

Сноска в основном тексте обозначается номером с использованием верхнего индекса. Этот номер будет отправлять читателя вниз страницы, где и будет дополнительная информация. Можно использовать постраничную или сквозную нумерацию сносок. Если выбрали первый вариант – первая сноска каждой страницы будет нумероваться единицей (1) Сноска должна быть набрана меньшим шрифтом, чем основной текст. Примечание «там же. – С. 13 » используют, когда цитируется один и тот же источник на одной странице. Его полное описание подается только один раз в первой ссылке. Если на следующей странице опять обращаемся к этому труду, необходимо повторно подать полное библиографическое описание.


Пример оформления сносок на книги:

_______________________________

Комаров, А.С. Практика составления гражданских договоров / А.С. Комаров. – М.: Юриздат, 1999. – С. 17.

Аяцков, Д.Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: проблемы и опыт оценки / Д.Ф. Аяцков, С.Ю. Наумов, Е.Н. Суетенков; РАН при Президенте РФ ПАГС. – Саратов: ПАГС, 2001. – С. 58.

Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. - М.: Приор, 1999. – С. 115.

 

Если на одной и той же странице цитируется один и тот же источник, то во второй сноске можно не повторять полностью его название, а ограничиться следующим:

_______________________________

Комаров, А.С. Практика составления гражданских дого­во­ров / А.С. Комаров. – М.: Юриздат, 1999. – С. 17.

Там же. – С. 24.


Сноски на газетные и журнальные статьи оформляются следующим образом:

________________________________________________________________

Арсланов, Г. Реформы в Китае: Смена поколений / 
Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 4. – С. 4.

Козырев, Г.И. Конфликты в организации / Г.И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 2. – С. 142.




Перечень литературы

Оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.100–2018 (приложение 7) в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц,

на которых напечатана статья.


Исследовательская работа должна содержать:

1.Титульный лист оформляется в соответствии с рекомендованным образцом.

2.Оглавление: список, состоящий из введения, названий глав, параграфов, заключения, списка литературы и приложений с указанием их положения по страницам в работе.

Заголовки и подзаголовки (параграфы) должны точно повторять заголовки и подзаголовки в тексте. Сокращения и другие изменения недопустимы. Заголовки одинаковых степеней рубрикации располагаются друг под другом. Заголовки и подзаголовки каждой последующей ступени смещают, на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущих строк.

По каждой из глав и параграфов в оглавлении отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта.


3.Введение (объем 1-3 стр.), в котором:

  • определяется актуальность выбранной проблемы и даётся обоснование темы;

  • выдвигается гипотеза;

  • определяются объект и предмет исследования;

  • формулируется цель исследования;

  • ставятся задачи исследования;

  • определяются методы исследования;

  • приводится информация о структуре работы (указываются введение, главы, параграфы, заключение, комментируется список литературы);

  • указывается информация об апробации работы (выступление с докладами, сообщениями по материалам работе на уроках, классных часах, конференциях, чтениях; публикация материалов работы на сайте, в печати).

  • завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта»,

«практическая значимость».

Проблема проекта

«Почему?»

(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы –

мотивация

Цель проекта

«Зачем?»

(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»

(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»

(мы можем это делать)

Выбор способов и методов

реализации задач проекта

Результат

«Что получится?»

(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

В качестве темы исследования следует выбирать интересующую исследователя, значимую с точки зрения науки, важную для определённых социальных групп сферу знания / направленность поиска.

Актуальность (от позднелат. actualis – фактически существующий, настоящий, современный) – важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность, требующая скорейшего разрешения (Большой энциклопедический словарь (БЭС), 2002).

Актуальность темы следует из какой-либо проблемы возникшей в науке, практике, в человеческом обществе или в окружающей среде.

Для того, чтобы понять, насколько актуально и востребовано то или иное направление в современной науке, необходимо провести определенное предварительное ознакомление с современными литературными источниками по данной теме. Предварительный анализ информации по выбранной теме, анализ условий и возможностей проведения исследования – основа для постановки и конкретизации цели.

Гипотеза – логически обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые следует подтвердить или опровергнуть.

Объект исследования – комплекс фактов, явлений, процессов, событий, на изучение которых направлено исследование.

Предмет исследования – конкретная сторона объекта исследования, о которой исследователь стремится получить новое знание; определённый угол зрения на объект исследования.

Цель – общее направление исследования, образ будущего результата исследования.

Определить цель исследования - значит ответить на вопрос «Зачем необходимо исследование?».

Задачи это конкретные составные части, этапы, которые необходимо решить (выполнить) для достижения цели. Обычно, формулирование задач начинается со слов: изучить …, оценить …, установить …, описать …, выяснить …, проанализировать … и т.п. Цель указывает общее направление исследования, задачи конкретизируют цель, определяют основные шаги.

Методы исследования и полученный материал. Начинается раздел с указания места проведения исследования, времени (даты), автора сбора материала, объекта и предмета исследования. Если выбранная методика или метод исследования достаточно популярный и подробно описан в литературе, достаточно привести только ссылку на источник информации. Если метод новый, редко применяемый, помимо ссылки на источник информации нелишне краткое описание сути метода. Если применяемая методика изменена или авторская, необходимо подробно описать это, и, если есть необходимость – проиллюстрировать. В данном случае следует обосновать применение собственной или измененной методики: чем она выгодней и лучше известных классических методов.

В этом же разделе следует перечислить все используемые приборы, инструменты и др. приспособления.

Все применяемые формулы для расчетов, кроме самых обиходных (расчет площади, объема, длинны окружности, вычисление процентов и т.п.), необходимо привести с указанием источника информации.

При проведении измерений указывается, чем они проводились и их точность (размеры, вес, рН, соленость, плотность, ПДК и т.п.).

В конце этого раздела указывается объем и качество полученного в результате исследования материала. Если объём материала очень громоздкий и неудобный для подачи можно поместить его в Приложение.


4.Глава I. Теоретическая часть исследовательской работы. Обзор и анализ научных источников по выбранной проблеме.

В этом разделе автор должен показать свое владение литературой по теме и предмету исследования: когда возникла данная проблема, каково её современное состояние, сущность изучаемых объекта и предметов, суждения о данной проблеме различных научных школ или ученых, и т.п. Здесь же приводится анализ различных литературных и других источников информации и их сопоставление. Все мнения, суждения, формулы, примеры, рисунки, таблицы обязательно сопровождаются ссылками на источники информации (см. выше). Делается акцент на неисследованных аспектах области исследования, даются определения используемых в работе понятий или обосновывается правильность и необходимость ссылки на авторские концепции или определения, делаются выводы.

5.Глава II. Практическая часть исследовательской работы или проекта.

Основной раздел, в котором описывается процесс исследования, и обсуждаются его результаты. Объем этого раздела занимает не менее 2/3 всей рукописи. В соответствии с тематикой исследования, этот раздел делится на подразделы. Все подразделы должны иметь заглавие. Обычно в конце каждого подраздела, в одно-два предложения, подводится его итог. Это в дальнейшем помогает более цельно сформулировать выводы. В этом разделе, как правило, приводится наибольшее число иллюстративного материала – в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, фотографий и др. Громоздкие иллюстрации и таблицы чаще всего помещаются в Приложение. На все иллюстрации и литературные и др. источники информации в тексте делаются ссылки.

В случае необходимости приводятся сводные таблицы данных, графики, диаграммы, схемы, фотографии.

Оценка полученных результатов – итог исследования. При достаточно четком достижении цели, выполнении поставленных задач – формулируются выводы. Число выводов обычно не должно превышать 7-8 пунктов. Особенность выводов – точность, ясность и краткость. Выводы обязательно должны соответствовать поставленной цели и решаемым задачам. Если на одну из задач исследования в итоге ответа не было получено, следует указать причину этого, например – «… в связи со статической недостоверностью полученных результатов, этот вопрос остается открытым».

Главное в выводах – абстрагироваться от всего лишнего, малозначительного, кратко и ясно изложить то новое, что получено в результате проведенного исследования.

Если работа предполагает практические выводы, с выходом в практику, с рекомендациями, их можно привести отдельно в заключении.


6.Заключение.

Информация о достижении цели; краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи, гипотезу. Если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.

7.Литература.

Раздел, в котором приводится библиографический список цитированных и использованных для написания конкретной научной работы информационных источников (в издательской терминологии это «Пристатейный (прикнижный) библиографический список»). Не стоит озаглавливать этот раздел – «Используемая …» или «Использованная литература», или «Список литературы», поскольку это очевидно: литература тут приводится списком, и только та, на которую есть библиографические ссылки в тексте работы.

Существует несколько способов группировки литературных источников. Наиболее часто используют алфавитный. При этом способе фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещаются по алфавиту: сначала идут источники информации на русском языке, затем на иностранных языках. Информационные источники следует располагать:

  1. при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д.;

  2. при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий;

  3. при авторах-однофамильцах – по инициалам, а если и они совпадают, по хронологии издания работ;

  4. при нескольких работах авторов, написанных в соавторстве – по алфавиту фамилий соавторов.

В последнее время также широко используется группировка литературных источников по мере их упоминания в тексте.

8.Приложения.

В приложение рекомендуется вынести таблицы, фотографии, фрагменты художественных текстов и другие материалы, не содержащие в себе аналитического и исследовательского компонентов.


Весь процесс исследования должен быть достаточно полно освещен, в нем не должно быть неясностей, разночтений, пробелов. Изложение должно быть лаконичным, строго аргументированным и иллюстрированным. В тоже время не стоит перегружать описание процесса исследования и полученный в результате материал ненужными деталями и подробностями. Оно должно быть составлено так, чтобы любой дальнейший исследователь мог, руководствуясь описанием, повторить подобное исследование, проверить расчеты и использовать полученные результаты для своих исследований.


Рекомендации по созданию и предъявлению презентации для защиты исследовательской работы


Структура
  • Количество слайдов – до 20:

    • 1 слайд: название презентации, информация об авторе;

    • 2-7 слайды: материалы введения;

    • 8-16 слайды: материалы основной части исследования;

    • 17-18 слайд: материалы заключения;

    • 19 слайд: фрагмент списка литературы;

    • 20 слайд: «слайд обратной связи» (благодарность за внимание, вопросы, обращение…).

Содержание
  • Основная часть презентации – предъявление содержания исследования (от обоснования значимости темы до выводов).

  • Содержание следует излагать чѐтко, кратко, не перегружая слайды избыточной текстовой информацией. Детализированное описание следует размещать в тексте работы.

  • Следует придерживаться одного из важнейших принципов презентации – минимум текстовой информации, максимум визуализации.

Оформление
  • Следует использовать единую цветовую схему.

  • Цвет текста определяется по контрасту с основным цветовым фоном презентации.

  • Размер шрифта: для заголовка – не менее 28, для текста –18–22.

  • Количество эффектов анимации – минимальное.

Устное предъявление
  • Время устного предъявления – 7-10 минут.

  • Приветствуется интерактивный контакт с аудиторией.


  1. Оценивание индивидуального итогового проекта

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Комплект предъявляемых на защиту материалов. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта / исследовательской работы для защиты, в обязательном порядке включаются:

  1. текст исследовательской работы / программы и описания проекта;

  2. презентация Power Point, визуализирующая текст исследовательской /проектной работы;

  3. (для проектной работы) продукт проектной деятельности (макет, сценарий, буклет, выпуск газеты, видеофильм и т.п.).

  4. Технологическая карта оценки индивидуального итогового проекта руководителем (рецензия)

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил оформления списка литературы и источников, цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) проект / исследовательская работа к защите не допускается.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии гимназии или на ученической, конференции, чтениях, конкурсах исследовательских работ.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта, текста исследования или проекта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку. Результаты выполнения индивидуального проекта рассматриваются как дополнительное основание при зачислении выпускника основной школы на избранное им направление профильного образования.

Основные критерии оценки проектной работы:
  • способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;

  • сформированность предметных знаний и способов действий;

  • сформированность регулятивных действий;

  • сформированность коммуникативных действий.

Результаты выполненного проекта оцениваются на основе интегрального (уровневого) подхода. Принципиальный критерий – степень самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта. Критерии оценивания ИИП руководителем и комиссией представлены в приложении.




Приложение

Критерии оценивания ИИП экспертной комиссией

Критерий

Баллы

Фактическое количество баллов учащегося

1.

Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем



1.1

Поиск, подбор, актуальное и целесообразное использование информации




Обзора литературы нет


0



Работа содержит незначительный объем информации из ограниченного числа источников, не обоснована актуальность и значимость темы

1



Работа содержит достаточный объем информации из однотипных источников, актуальность недостаточно обоснована

2



Обоснована актуальность и значимость темы,

работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3


1.2

Актуальность темы и проблема проекта




Актуальность темы проекта и её значимость обозначены фрагментарно на уровне утверждений

1



Частично приведены основания актуальности темы проекта и её значимости

2



Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность

3


1.3

Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе




Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1



Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2



Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3


1.4

Значимость, полезность и востребованность продукта




Проектный продукт (или исследование) полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно

1



Проектный продукт (или исследование) полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта.

2



Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта (или исследования), спланированы действия по его продвижению

3


2.

Сформированность предметных знаний и способов действий




2.1

Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта




Часть используемых способов и методов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты

1



Использованные способы и методы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными

2



Способы и методы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

3


2.2

Глубина раскрытия темы проекта




Тема проекта раскрыта фрагментарно

1



Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2



Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3


2.3

Исследовательская/проектная часть работы




Результаты не представлены

0



Анализ результатов (продукт) представлен в недостаточном объеме

1



Результаты представлены, но не проведен количественные и качественный анализ, нет данных о подтверждении/ неподтверждении гипотезы.

2



Результаты исследования представлены в полном объеме и достаточны, проведен количественный и качественный анализ результатов или представлен продукт.

3


3

Сформированность регулятивных действий




3.1

Соответствие требованиям оформления письменной части




Требованиям к оформлению не соответствует

1



Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении

2



Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3


3.2

Соблюдение регламента защиты (не более 5-7 мин.) и степень воздействия на аудиторию




Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось раскрыть тему

1



Автору удалось раскрыть тему, но он вышел за рамки регламента

2



Автору удалось раскрыть тему и уложиться в регламент

3


4.

Сформированность коммуникативных действий



4.1

Четкость и точность, убедительность и лаконичность




Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления. Вся работа зачитана с листа.

1



Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; присутствует культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют. Автор частично использует чтение с листа.

2



Содержание всех элементов выступления дают представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют, автор говорит самостоятельно, не читает с листа.

3


4.2

Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения




Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения

1



Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения

2



Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения

3



Перевод баллов в отметку:

33 – 27 баллов - 5 (отлично); 26 – 20 баллов - 4 (хорошо); 19 – 13 баллов - 3 (удовлетворительно);

Менее 13 баллов – 2 (неудовлетворительно)








2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!