Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский – на – Дону автотранспортный колледж»
(ГБПОУ РО «РАТК»)
Методические рекомендации
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.06 «Иностранный язык»
специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».
2023
Методические рекомендации по проведению практических занятий студентов по общеобразовательной дисциплине ООД.06 «Иностранный язык» разработаны на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413):
- Рабочей программы общеобразовательной дисциплины Иностранный язык, одобренной на заседании ПЦК «Общих гуманитарных дисциплин»
и рекомендованной методическим советом Ростовского-на-Дону автотранспортного колледжа для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 1 от 31.08.2023).
Организация-разработчик: ГБПОУ РО «Ростовский - на – Дону автотранспортный колледж»
Разработчик:
Кобезева Любовь Николаевна, преподаватель дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ГБПОУ РО «Ростовского-на-Дону автотранспортного колледжа»
Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК «Общих гуманитарных дисциплин»
Протокол № 1 от «31» августа 2023 г.
Председатель ПЦК_________ Брилева М.Р.
Рекомендована методическим советом Ростовского-на-Дону автотранспортного колледжа.
Протокол заседания МС № 1 от «31» августа 2023 г.
Председатель МС ___________ зам. директора по УМР Титова С.А
©Кобезева Любовь Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | 4 |
2. | Методические указания | 9 |
3. | Типы практических аудиторных учебных занятий | 10 |
4. | Используемая литература | 13 |
5. | Интернет-ресурсы | 13 |
| | |
| | |
| | |
| | |
Пояснительная записка
В основе обучения иностранному языку лежат основополагающие принципы: принцип коммуникативной направленности, принцип дифференциации и интеграции, принцип родного языка. Практические занятия по изучению иностранного языку предусматривают обучение фонетике, аудированию, чтению, грамматике, письму и говорению. На всех этапах обучения при проведении практических занятий целесообразно комбинировать все виды указанной выше деятельности. Так, место фонетической зарядки на уроке зависит от последовательности выполнения заданий, где обучающиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями. Это может быть контрольное чтение вслух или наизусть, употребление новых лексических единиц, аудирование и т.д. В некоторых случаях можно начинать уроки с непродолжительной фонетической зарядки регулярно (где необходима коррекция произносительных навыков).
Для формирования лексического навыка – соединение слов друг с другом, слова рекомендуется вводить в определенном контексте. Употребление слов представляет как наибольший интерес, так и наибольшую сложность для обучающихся. Новые слова вводятся в определенном контексте. Это формирует определенное словесное окружение, определенные ассоциации. Чем обширнее ассоциативные связи слова, тем выше процент запоминания.
Следующим фактором, влияющим на положительную динамику семантического поля, можно считать проблемный характер речевой установки. Для введения новых слов можно использовать наглядность (предметную, изобразительную, звуковую и контекстуальную), а также помощь синонимов (антонимов и словообразование).
Основной целью обучения грамматики в среднем профессиональном учебном заведении является формирование у обучающихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
По определению доктора филологических наук, профессора В.Г. Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.
Аудирование. В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, можно определить наши последующие действия. С аудированием мы сталкиваемся в следующих случаях: при прослушивании различных объявлений, слушаем новости радио и телевидения, различные инструкции и поручения, лекции, рассказы собеседников, выступления актеров, собеседника по телефону ит.д. На уроке практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы одновременно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки.
Практический опыт обучения иностранному языку показывает, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Во-первых, оно характеризуется одноразовостью предъявления. Следовательно, надо учиться понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общение повторы зачастую просто исключены. Во-вторых, мы не в состоянии приспособить речь говорящего к своему уровню понимания т.к. у каждого человека есть свой стиль, иногда научный, или слишком эмоциональный, насыщенный образными выражениями, т.е. трудности, обусловленные особенностями воспринимаемого материала. К таким трудностям можно отнести использование большого количества незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур. Для развития навыков аудирования имеется система упражнений:
повторение иноязычной речи за диктором;
упражнения на развитие речевого слуха;
упражнения на тренировку памяти;
упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования;
Обучение чтению и переводу. Задача обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключается в следующем: научить студентов извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения. Чтение может выступать и как средство формирования и контроля сложных речевых умений и языковых навыков, поскольку:
использование чтения позволяет студентам оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать т строятся на основе письменных текстов, инструкций;
упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
В отечественной методике выделяют следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д. В зарубежной методике также выделяют несколько видов или умений чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов:
skimming (определение основной темы /идеи текста);
scanning (поиск конкретной информации в тексте;
reading for detail (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла).
Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать навыки, о которых уже говорилось выше:
- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
- вычислять смысловую информацию;
- читать по ключевым словам;
- работать со словарем;
- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
- интерпретировать и трансформировать текст и т.д.
Обучение говорению. Уроки развития навыков говорения должны опираться на уже сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы. Помимо лексических единиц и грамматических структур, студентам необходимо знать и уметь использовать различные формы связи речи, ее логического выстраивания с помощью речевых клише, союзов, вводных структур, реплик реагирования и т.д. Выделяются два основных пути формирования умений говорения:
«сверху вниз»
«снизу вверх».
В первом случае предлагаются следующие задания:
- ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста;
- согласиться с утверждениями или опровергнуть их;
- выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения с помощью которых автор описывает/выражает свое отношение к людям, событиям, природе и т.д.
- доказать, что …;
- определить основную идею текста;
- охарактеризовать …;
- кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст;
- рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.);
- придумать другой конец текста и т.д.
Во втором случае монолог строится без опоры на конкретный текст. Для того чтобы получить желаемый уровень монологической речи у студентов должен быть достаточный информационный запас по теме, достаточный уровень языка для успешного обсуждения темы, высокий уровень владения речевыми умениями.
Разновидности диалога. В отличие от монолога при обучении диалогу обычно выделяются две разновидности: свободные и стандартные. Определяются следующие базовые речевые умения:
умение задавать вопросы разных типов;
логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;
использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;
употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;
пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д. При обучении диалогу большое значение имеет формирование умения спонтанно реагировать на реплики партнера, а также умения реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств. Формировать данные навыки можно не только при обучении диалогическому общению, но и в процессе работы над текстом, при совершенствовании лексических, грамматических, фонетических навыков.
Обучение письму. Цель обучения письму – научить студентов писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке, а любой текст, написанный автором, - это выражение мыслей в графической форме. Это может быть:
- заполнение анкет;
- написание различного рода писем и ответов на них, включая как личные, так и официальные;
- составление автобиографий (резюме);
- написание заявлений (в том числе о приеме на работу, зачислении на учебу и т.д.)
- написание рецензий;
- написание аннотаций;
- написание докладов;
- написание сочинений/эссе;
- написание поздравительных открыток;
- написание записок и т.д.
Путь к письменной речи довольно длителен и довольно не прост. Успех во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.
Предлагаются следующие примерные варианты по упомянутым выше видам деятельности на практических занятиях по иностранному языку.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
- переводить (со словарём) иностранные тексты профессиональной направленности;
- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- лексический (1200-1400 лексических единиц) минимум;
- грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода
(со словарём) иностранных текстов профессиональной направленности
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебная нагрузка обучающегося 72 часов, в том числе - в форме практической подготовки 8 часов.
Учебное занятие по иностранному языку имеет особенную специфику. Каждое аудиторное учебное занятие по дисциплине «Иностранный язык» является практическим.
Методические указания
Методические указания по проведению практических работ содержат теоретическую часть, которая представляет классификацию учебных занятий, цели и задачи практических учебных занятий.
Учебное занятие по иностранному языку имеет особенную специфику. Каждое аудиторное учебное занятие по дисциплине «Иностранный язык» является практическим.
В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя, все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью учебного занятия дисциплины « Иностранный язык".
Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Овладение языком осуществляется, прежде всего, на учебном занятии, на котором решаются многоплановые задачи. Ведущей организационной формой учебной дисциплины «Иностранный язык» являются практические аудиторные занятия, предусмотренные на всех этапах обучения. На аудиторных практических занятиях ставятся и достигаются основные цели: практическая (развитие языковых умений и навыков с учетом профессиональной направленности обучения); образовательная (расширение профессионального кругозора); воспитательная (формирование уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, развитие положительных личностных качеств студента); развивающая (развитие интеллектуальной активности, инициативы, творческих способностей личности студента).
Темы практических аудиторных учебных занятий указаны в рабочей программе дисциплины «Иностранный язык».
Типы практических аудиторных учебных занятий
Исходя из основной дидактической цели учебного занятия, можно выделить следующие его типы:
практическое учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности;
практическое занятие закрепления знаний и способов деятельности;
практическое учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности;
практическое учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности;
практическое учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.
В рамках каждого типа учебного занятия можно выделить его виды в зависимости от видов речевой деятельности, формируемых средствами изучаемого языка. Вид учебного занятия классифицируется в зависимости от того, какая сторона речи формируется (фонетическая, лексическая или грамматическая), и так же от применения речевых средств в разных видах деятельности.
Структура практического учебного занятия изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности:
Цель аудиторного практического учебного занятия: организовать деятельность студентов по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Организационный этап.
Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности студентов. Краткий фронтальный опрос с целью установления связи нового учебного материала с ранее изученным.
Первичное усвоение новых знаний.
Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.)
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление.
Систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура практического учебного занятия закрепления знаний и способов деятельности:
Цель практического учебного занятия: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности студента.
3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний студентов.
4) Воспроизведение студентами знаний умений и навыков, необходимых для выполнения предложенных заданий.
5) Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.
6) Творческое применение знаний в новой ситуации.
7) Информация о домашнем задании, инструкции по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура практического учебного занятия комплексного применения знаний и способов деятельности:
Цель практического учебного занятия: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения студентами комплекса знаний и способов деятельности.
Организационный этап.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний студентов.
Постановка цели и образовательных, воспитательных, развивающих задач. Мотивация учебной деятельности студентов.
Первичное закрепление в знакомой ситуации.
Упражнения в применении знаний и способов деятельности в измененных условиях.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура практического учебного занятия обобщения и систематизации знаний и способов деятельности:
Цель практического учебного занятия: организовать деятельность студентов по обобщению знаний и способов деятельности.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
3) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка студентов к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
4) Выполнение студентами индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
5) Применение знаний и способов деятельности в новой ситуации
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура практического учебного занятия проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.
Цель практического учебного занятия: организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности студентов; организовать деятельность студентов по коррекции своих знаний и способов деятельности.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у студентов речевых умений. (Задания по объему или степени сложности должны соответствовать программе дисциплины «Иностранный язык»).
Практические учебные занятия контроля могут проводиться в виде письменной контрольной работы.
4) Итоги контроля знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Для проведения аудиторных практических учебных занятий требуется наличие интерактивной доски, компьютера с лицензированным программным обеспечением, полного комплекта раздаточного материала (по количеству студентов группе), двуязычных словарей (по количеству студентов в группе), учебников (по количеству студентов в группе).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Основные источники:
1. Радовель, В.А. Английский язык в профессиональной деятельности для автотранспортных специальностей: учебное пособие//Радовель В.А.-Москва: ЭБС «КноРус», 2019.-327 с. (СПО).
Дополнительные источники:
1. Безкоровайная Г. Т., Койранская Е. А., Соколова Н. И., Лаврик Г. В. Planet of English: учебник английского языка для учреждений СПО. – М.: 2013. – 256с.: ил.
2. Голубев А. П. Английский язык для всех специальностей: учебник/ Голубев А.П., Балюк Н. В., Смирнова И. Б.– М: ЭБС «КноРус», 2019.-. – 385 с.
Интернет-ресурсы:
И-Р 1 | http: // www.study.ru |
И-Р 2 | http:// www.englishonline.co.uk |
И-Р 3 | http:// my.1september.ru |
И-Р 4 | www.open class.ru |
И-Р 5 | www.angloforum.ru |
И-Р 6 | www.macmillanenglish.com - интернет-ресурс с практическими материалами для формирования и совершенствования всех видо-речевых умений и навыков. |
И-Р 7 | www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish |
И-Р 8 | www.britishcouncil.org/learning-elt-resources.htm |
И-Р 9 | www.handoutsonline.com |
И-Р 10 | www.enlish-to-go.com (for teachers and students) |
И-Р 11 | www.longman.com |
И-Р 12 | www.oup.com/elt/naturalenglish |
И-Р 13 | www.oup.com/elt/englishfile |
И-Р 14 | www.oup.com/elt/wordskills |
И-Р 15 | www.bntishcounciI.org/learnenglish.htm |
И-Р 16 | www.teachingenglish.org.uk |
И-Р 17 | www.bbc.co.uk/skillswise n/ |
И-Р 18 | www.bbclearningenglish.com |
И-Р 19 | www.cambridgeenglishonline.com |
И-Р 20 | www.oup.com/elt |
И-Р 21 | www.cambridge.org/elt |
И-Р 22 | www.macmillanenglish.com |
И-Р 23 | www.pearsonIongman.com |
И-Р 24 | www.teacherweb.com |
И-Р 25 | https://studfile.net/preview/3103073/page:11/ |
И-Р 26 | www.channel4.com/video |
И-Р 27 | https://www.studmed.ru/aksenova-t-o-teksty-dlya-chteniya-dlya-studentov-avtomobilnyh-specialnostey_594171db627.html |
И-Р 28 | www.youtube.com |
И-Р 29 | https://russiatrek.org/about-russian-economy http://www.study.ru/ |
18