Дополнительная информация по телефону: 8-913-823-4908
Надточий Елена Владимировна
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в 2017-2018 учебном году
1.1. Общая характеристика школьного этапа
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой выполнение олимпиадных заданий, разработанных муниципальными предметно-методическими комиссиями в соответствии с содержанием образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня для 5-11 классов. Порядок проведения олимпиады определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (ред. от 17.03.2015) (далее -Порядок).
Участниками школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура» могут быть на добровольной основе все учащиеся 5-11 классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Сроки проведения школьного этапа: сентябрь-октябрь текущего года.
Конкурсные испытания должны проводиться отдельно среди девочек/девушек и мальчиков/юношей.
Школьный этап олимпиады по предмету «Физическая культура» проводится по заданиям, составленным муниципальными предметно-методическими комиссиями олимпиады «на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня ...» (п. 28 Порядка). Настоящие рекомендации адресованы муниципальной предметно-методической комиссии олимпиады и должны служить руководством при составлении заданий школьного этапа.
1.2. Структура и содержание олимпиадных заданий школьного этапа
Олимпиадные задания разрабатываются отдельно для юношей и девушек в трех возрастных группах обучающихся:
группа - 5-6 класс;
группа - 7-8 класс;
группа - 9-11 класс;
В этих же группах определяются победители и призеры в соответствии с квотами, определенными организатором школьного этапа олимпиады.
Конкурсные испытания олимпиады состоят из обязательных двух видов заданий: практического и теоретико-методического.
На школьном этапе олимпиады рекомендуется включать два практических задания.
Содержание теоретико-методической и практической частей заданий школьного этапа олимпиады должны соответствовать требованиям к уровню знаний и умений обучающихся соответствующих классов и выпускников основной и средней (полной) школы по образовательному предмету «Физическая культура» углубленного уровня.
Теоретико-методическая часть испытания заключается в ответах и решении предложенных заданий.
Практические испытания заключаются в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по предмету «Физическая культура» по разделам: гимнастика, прикладная физическая культура.
1.3. Теоретико-методического задания
Теоретико-методические задания школьного этапа составлены на основе региональных и заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре прошлых лет.
Участникам школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура» Центральная предметно-методическая комиссия считает целесообразным предложить следующее количество заданий в тестовой форме. (см. в таблице 1).
Участники (класс) | Количество заданий | Максимальное кол-во балов | Время выполнения |
5-6 | 15 | 26 | 45 минут |
7-8 | 18 | 32 |
9-11 | 18 | 31 |
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1.4. Практических заданий
Практические задания школьного этапа олимпиады состоит из 2-х практических заданий: гимнастика, прикладная физическая культура.
Раздел «Гимнастика» (Приложение 1)
Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю исполнения отдельных элементов.
При выставлении оценки за исполнение, каждый из судей вычитает из 20,0 баллов сбавки за ошибки в технике, допущенные участником при выполнении элементов и соединений.
Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла. Максимально возможная окончательная оценка - 20,0 баллов.
Раздел «Прикладная физическая культура»
Судьи оценивают время выполнения задания с учетом штрафного времени.
«Полоса препятствий» Юноши, девушки — 5-11 класс
ЗАДАНИЕ 1.
«Подтягивание из виса на высокой перекладине/ сгибание-разгибание рук в упоре лежа»
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: высокая перекладина (турник).
ЗАДАНИЕ: Юноши выполняют подтягивание из виса на высокой перекладине; девушки -сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу.
ОЦЕНИВАЕТСЯ: уровень развития силы. Фиксируется количество правильно выполненных подтягиваний юноши - 6 раз, девушки - 8 раз. (подтягивание юноши 5-6 класс- 3 раза, 7-8 класс – 4 раза, 9-11 класс- 6 раз)
УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из исходного положения: вис, хватом ладонями «от себя», кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Участник подтягивается так, чтобы подбородок «пересек» верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис до исходного положения. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.
Ошибки:
подтягивание рывками или с махом ног (туловища);
подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
отсутствие фиксации исходного положения;
разновременное сгибание рук.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, выполняется из исходного положения: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45°, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола или «контактной платформы», высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в исходное положение и продолжить выполнение задания.
Ошибки:
касание пола коленками, бедрами, тазом;
нарушение прямой линии «плечи-туловище-ноги»;
отсутствие фиксации исходного положения;
поочередное сгибание рук;
отсутствие касания грудью пола (платформы);
разведение локтей относительно туловища более чем на 45°.
ШТРАФ:
1. Невыполнение задания + 60 сек.
ЗАДАНИЕ 2.
«Прыжок в длину с места»
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: линия старта - линия отталкивания; зоны приземления с контрольной разметкой.
ЗАДАНИЕ: выполнить прыжок в длину с места толчком двумя ногами, приземлившись в диапазоне: юноши - 165 - 200 см; девушки - 150 - 175 см.
ОЦЕНИВАЕТСЯ: дальность приземления.
ШТРАФ:
Приземление ближе указанных линий - + 5 сек.
Невыполнение задания - +30 сек.
Касание или заступ за ограничительные линий любой частью тела - +5 сек.
БОНУС: Приземление дальше юноши -200 см, девушки - 175 см - минус 10 сек.
ЗАДАНИЕ 3. «Акробатика»
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: дорожка из гимнастических матов.
ЗАДАНИЕ: выполнить максимально быстро подряд 2 кувырка вперёд.
УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Кувырки необходимо выполнять по прямой линии.
Кувырки необходимо выполнять без неоправданных пауз и потери темпа.
ШТРАФ:
Невыполнение задания - +30 сек.
Невыполнение одного из кувырков оценивается штрафом (каждый кувырок) - + 15 сек.
Выход за пределы дорожки из гимнастических матов - + 5 сек.
ЗАДАНИЕ 4. «Бег по бревну»
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: гимнастическое бревно (гимнастическая скамейка) высотой 50 см и длиной 3 -4 м с размеченными линиями, дорожка из гимнастических матов;
ЗАДАНИЕ: максимально быстро пробежать по гимнастическому бревну (гимнастической скамейке).
ОЦЕНИВАЕТСЯ: способность сохранять динамическое равновесие в условиях ограниченной опоры.
Указания к выполнению: Движение по бревну начинается в зоне на ближайшем к участнику конце бревна и заканчивается заступом за отметку, находящуюся на дальнем конце бревна.
ШТРАФ:
Начало движения по бревну после первой отметки - +5 сек;
Окончание движения по бревну до второй отметки - +5 сек;
Падение с бревна (касание пола внутри области перпендикулярных плоскостей начала и конца бревна, каждое падение) - + 5 сек;
Невыполнение задания - +30 сек.
ЗАДАНИЕ 5. «Прыжки через скакалку»
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: квадрат 1,5 х 1,5 м на жёсткой поверхности, размеченный маркировочной лентой; гимнастическая скакалка.
ЗАДАНИЕ: выполнить 5 прыжков, вращая скакалку вперёд, и 5 прыжков, вращая скакалку
назад.
ОЦЕНИВАЕТСЯ: навык выполнения прыжков в короткую скакалку и уровень развития двигательно-координационных способностей.
УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
В случае остановки вращения скакалки участник должен продолжить выполнение задания, доведя общее количество правильно выполненных прыжков до 5-и.
Выполнив 5 прыжков с вращением скакалки вперёд, участник должен остановиться и начать прыжки, вращая скакалку назад. По выбору участника выполнение задания можно начать с прыжков, вращая скакалку назад.
3. После выполнения задания участник должен положить скакалку в маркированный квадрат.
ШТРАФ:
Участник не выполнил один или несколько прыжков - +5 сек. (за каждый прыжок)
Участник не оставил скакалку в квадрате - + 5сек.
Невыполнение задания - + 30 сек.
ЗАДАНИЕ 6. «Метание мяча в цель»
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: - линия штрафного броска баскетбольной площадки; баскетбольный щит.
ЗАДАНИЕ: поочередное метание двух теннисных мячей правой рукой и двух теннисных мячей левой рукой в цель (баскетбольный щит) от линии штрафного броска ОЦЕНИВАЕТСЯ: точность попадания мячей.
ШТРАФ:
Непопадание в баскетбольный щит - +5 сек. (за каждое).
Заступ за линию броска - + 5 сек. (за каждое).
Невыполнение задания - +30 сек.
ЗАДАНИЕ 7. «Перенос набивных мячей»
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: три набивных мяча весом девушки (1 кг), юноши (2 кг), обруч на расстоянии 5 м от линии начала выполнения задания
ЗАДАНИЕ: перенести поочередно 3 набивных мяча в обруч, расположенный на расстоянии
5 м.
ОЦЕНИВАЕТСЯ: скорость и точность выполнения задания
ШТРАФ:
Бросок мяча в обруч (необходимо положить на пол) - + 5 сек.
Нахождение мяча вне обруча - + 5 сек. (за каждый мяч);
4. Невыполнение задания - + 30 сек.
ЗАДАНИЕ 8. «Бег змейкой»
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 4 стойки высотой 135 см. Расстояние между стойками: ширина до 5 м, длина - 1 м.
ЗАДАНИЕ: выполнить последовательное оббегание стоек в следующем порядке: стойка № 1 с правой стороны, стойку № 2 с левой стороны, стойку № 3 с правой и т.д. оббегая последнюю стойку с левой стороны.
ОЦЕНИВАЕТСЯ: быстрота и уровень развития двигательно-координационных способностей
ШТРАФ:
Оббегание стоек с неуказанной стороны + 3 сек. за каждое.
Касание стоек - + 5 сек. за каждое касание.
Невыполнение задания - + 30 сек.
Бег по прямой к финишу Остановка секундомера осуществляется в момент касания рукой набивного мяча, лежащего на линии финиша.
Приложение 1
Юноши 7-8, 9-11 класс
| Связки акробатических элементов | Баллы |
1. | Наклон прогнувшись, обозначить, стойка на голове и руках, держать | 1,0 |
2. | Опуститься силой в упор лежа - упор присев | 0,5 |
3. | Кувырок назад - перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук, держать | 0,5 + 0,5 |
4. | Перекат вперед согнувшись в сед углом, руки в стороны, держать | 1,0 |
5. | Сед с наклоном вперед, обозначить - кувырок назад в упор присев -встать в стойку руки вверх | 1,0 |
6. | Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны, держать, приставить ногу | 1,0 |
7. | Шаг вперед и прыжок со сменой согнутых ног вперед (бедро при смене ног не ниже 90°) | 0,5 |
8. | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») в стойку ноги врозь, руки в стороны - поворот направо (налево) спиной к направлению движения | 1,0 |
9. | Кувырок вперед прыжком- прыжок вверх ноги врозь | 1,0 + 0,5 |
10. | Кувырок вперёд - прыжок вверх с поворотом на 360° | 0,5+1,0 |
Юноши 5-6 класс
| Связки акробатических элементов | Баллы |
1. | Наклон прогнувшись, обозначить, | 0,5 |
2. | Опуститься в упор присев, кувырок вперед | 1,0 |
3. | Кувырок назад - перекат назад в стойку на лопатках, держать | 1,0 + 1,0 |
4. | Перекат вперед согнувшись в сед углом, руки в стороны, держать | 1,0 |
5. | Сед упор сзади, поворот в упор лежа, толчком ног, прыжок в положение упор присев, встать в стойку руки вверх | 1,0 |
6. | Шагом вперёд равновесие на правой (левой), другая согнутая вперед руки в стороны, держать, приставить ногу | 1,0 |
7. | Шаг вперед и прыжок ноги врозь | 0,5 |
8. | Упор присев, кувырок вперед ноги скрестно, поворот, кувырок назад | 1,0+1,0 |
9. | Прыжок вверх с поворотом на 360° | 1,0 |
Девушки 7-8, 9-11 класс
| Связки акробатических элементов | Баллы |
1. | Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны, держать | 1,0 |
2. | Шагом вперёд выпад и кувырок вперед в упор присев скрестно -поворот кругом в упоре присев | 1,0 |
3. | Перекат назад в стойку на лопатках, держать | 0,5 |
4. | Перекат вперед согнувшись в сед с наклоном вперёд, руки вверх, держать | 0,5 |
5. | Кувырок назад в упор присев, встать в стойку руки вверх | 0,5 |
6. | Отставляя правую на шаг в строну, наклоном назад мост, держать - поворот кругом в упор присев- | 1,0 + 0,5 |
7. | Кувырок вперед - прыжок вверх с поворотом на 180° | 0,5 + 1,0 |
8. | Шагом одной, прыжок со сменой согнутых ног вперед (бедро при смене ног не ниже 90°) | 0,5 |
9. | Шагом одной, прыжок со сменой прямых ног вперед | 0,5 |
10. | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») в стойку ноги врозь | 1,0 |
11. | Приставляя ногу повернуться в сторону движения - кувырок вперед прыжком - прыжок вверх ноги врозь | 1,0 + 0,5 |
Девушки 5-6 класс
| Связки акробатических элементов | Баллы |
1. | Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны, держать | 1,0 |
2. | Упор присев, кувырок вперед в упор присев скрестно -поворот кругом в упоре присев | 1,0 |
3. | Перекат назад в стойку на лопатках, держать | 1,0 |
4. | Перекат вперед, лечь, мост, держать, лечь | 0,5+1,0 |
4. | Перекат вперед согнувшись в сед с наклоном вперёд, руки вверх, держать | 0,5 |
5. | Кувырок назад в упор присев, встать в стойку руки вверх, прыжок вверх с поворотом на 180° | 1,0+1,0 |
6. | Упор присев, кувырок вперед ноги скрестно, поворот, кувырок назад | 1,0+1,0 |
7. | Прыжок вверх с поворотом на 360° | 1,0 |
Приложение 2
Схема испытания «Полоса препятствий»
/
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОЛИМПИАДЫ
В общем зачете школьного этапов олимпиады определяются победители и призеры. Итоги подводятся отдельно среди юношей и девушек по группам: 5-6 классы; 7-8 классы и 9-11 классы.
Для определения победителей и призеров олимпиады, а также общего рейтинга участников олимпиады, рекомендуем использовать 100-бальную систему оценки результатов участниками олимпиады. То есть, максимально возможное количество баллов, которое может набрать участник за оба тура олимпиады, составляет 100 баллов.
«Зачетный балл»
Теоретико-методическое (баллы) | Практические испытания | Общая сумма (баллы) |
испытание №1 (баллы) | испытание №2 (баллы) |
20 | 40 | 40 | 100 |
Личное место участника в общем зачете определяется по сумме «зачетных» баллов, полученных в результате выполнения всех испытаний.
Участник, набравший наибольшую сумму баллов по итогам всех испытаний, является победителем. В случае равных результатов у нескольких участников, победителями признаются все участники, набравшие одинаковое количество баллов. При определении призеров участники, набравшие равное количество баллов, ранжируются в алфавитном порядке.
Окончательные результаты всех участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы и в соответствии с квотой, установленной муниципальным оргкомитетом, жюри определяет победителей и призеров школьного этапа Олимпиады.
Итоги каждого испытания оцениваются по формулам:
K*N М
к*м 'где
X, = (2)
Nt
Xi- «зачетный» балл i -го участника;
К - максимально возможный «зачетный» балл в конкретном задании (по регламенту); Ni - результат i участника в конкретном задании;
М - максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.
Зачетные баллы по теоретико-методическому заданию и гимнастике (акробатике) рассчитываются по формуле (1).
Результаты участников заносятся в таблицу Excel, таблица прилагается отдельным файлом, заполняется отдельно по группам 5-6, 7-8, 9-11 класс девушки, юноши.
Инструкция по заполнению таблицы Excel:
Заполняется колонка 1 – порядковый номер участника, колонка 2 - данные участника, колонка 3 – результат участника по теории, колонка 7 – результат участника по гимнастике, колонка 11 – результат участника по прохождению полосы препятствий, колонка 13 – лучший результат среди всех участников возрастной группы.
Колонки 4,5,8,9,12, менять нельзя.
Отчет подается в таблице:
№ п/п | Ф.И.О. | Класс | Итоговый балл | место |
| | | | |
9