СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в 2017-2018 учебном году

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников»

Дополнительная информация по телефону: 8-913-823-4908

Надточий Елена Владимировна


Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в 2017-2018 учебном году

1.1. Общая характеристика школьного этапа

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой выполнение олимпиадных заданий, разработанных муниципальными предметно-методическими комиссиями в соответствии с содержанием образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня для 5-11 классов. Порядок проведения олимпиады определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (ред. от 17.03.2015) (далее -Порядок).

Участниками школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура» могут быть на добровольной основе все учащиеся 5-11 классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Сроки проведения школьного этапа: сентябрь-октябрь текущего года.

Конкурсные испытания должны проводиться отдельно среди девочек/девушек и мальчиков/юношей.

Школьный этап олимпиады по предмету «Физическая культура» проводится по заданиям, составленным муниципальными предметно-методическими комиссиями олимпиады «на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня ...» (п. 28 Порядка). Настоящие рекомендации адресованы муниципальной предметно-методической комиссии олимпиады и должны служить руководством при составлении заданий школьного этапа.

1.2. Структура и содержание олимпиадных заданий школьного этапа

Олимпиадные задания разрабатываются отдельно для юношей и девушек в трех возрастных группах обучающихся:

  1. группа - 5-6 класс;

  2. группа - 7-8 класс;

  3. группа - 9-11 класс;

В этих же группах определяются победители и призеры в соответствии с квотами, определенными организатором школьного этапа олимпиады.

Конкурсные испытания олимпиады состоят из обязательных двух видов заданий: практического и теоретико-методического.

На школьном этапе олимпиады рекомендуется включать два практических задания.

Содержание теоретико-методической и практической частей заданий школьного этапа олимпиады должны соответствовать требованиям к уровню знаний и умений обучающихся соответствующих классов и выпускников основной и средней (полной) школы по образовательному предмету «Физическая культура» углубленного уровня.

Теоретико-методическая часть испытания заключается в ответах и решении предложенных заданий.

Практические испытания заключаются в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по предмету «Физическая культура» по разделам: гимнастика, прикладная физическая культура.

1.3. Теоретико-методического задания

Теоретико-методические задания школьного этапа составлены на основе региональных и заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре прошлых лет.

Участникам школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура» Центральная предметно-методическая комиссия считает целесообразным предложить следующее количество заданий в тестовой форме. (см. в таблице 1).


Участники (класс)

Количество заданий

Максимальное кол-во

балов

Время выполнения

5-6

15

26

45 минут

7-8

18

32

9-11

18

31


Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.4. Практических заданий

Практические задания школьного этапа олимпиады состоит из 2-х практических заданий: гимнастика, прикладная физическая культура.


Раздел «Гимнастика» (Приложение 1)

Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю исполнения отдельных элементов.

При выставлении оценки за исполнение, каждый из судей вычитает из 20,0 баллов сбавки за ошибки в технике, допущенные участником при выполнении элементов и соединений.

Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла. Максимально возможная окончательная оценка - 20,0 баллов.


Раздел «Прикладная физическая культура»

Судьи оценивают время выполнения задания с учетом штрафного времени.


«Полоса препятствий» Юноши, девушки — 5-11 класс


ЗАДАНИЕ 1.

«Подтягивание из виса на высокой перекладине/ сгибание-разгибание рук в упоре лежа»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: высокая перекладина (турник).

ЗАДАНИЕ: Юноши выполняют подтягивание из виса на высокой перекладине; девушки -сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу.

ОЦЕНИВАЕТСЯ: уровень развития силы. Фиксируется количество правильно выполненных подтягиваний юноши - 6 раз, девушки - 8 раз. (подтягивание юноши 5-6 класс- 3 раза, 7-8 класс – 4 раза, 9-11 класс- 6 раз)

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:

  1. Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется из исходного положения: вис, хватом ладонями «от себя», кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Участник подтягивается так, чтобы подбородок «пересек» верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис до исходного положения. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.

Ошибки:

  • подтягивание рывками или с махом ног (туловища);

  • подбородок не поднялся выше грифа перекладины;

  • отсутствие фиксации исходного положения;

  • разновременное сгибание рук.

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, выполняется из исходного положения: упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45°, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола или «контактной платформы», высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в исходное положение и продолжить выполнение задания.

Ошибки:

  • касание пола коленками, бедрами, тазом;

  • нарушение прямой линии «плечи-туловище-ноги»;

  • отсутствие фиксации исходного положения;

  • поочередное сгибание рук;

  • отсутствие касания грудью пола (платформы);

  • разведение локтей относительно туловища более чем на 45°.

ШТРАФ:

1. Невыполнение задания + 60 сек.


ЗАДАНИЕ 2.

«Прыжок в длину с места»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: линия старта - линия отталкивания; зоны приземления с контрольной разметкой.

ЗАДАНИЕ: выполнить прыжок в длину с места толчком двумя ногами, приземлившись в диапазоне: юноши - 165 - 200 см; девушки - 150 - 175 см.

ОЦЕНИВАЕТСЯ: дальность приземления.

ШТРАФ:

  1. Приземление ближе указанных линий - + 5 сек.

  2. Невыполнение задания - +30 сек.

  3. Касание или заступ за ограничительные линий любой частью тела - +5 сек.

БОНУС: Приземление дальше юноши -200 см, девушки - 175 см - минус 10 сек.


ЗАДАНИЕ 3. «Акробатика»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: дорожка из гимнастических матов.

ЗАДАНИЕ: выполнить максимально быстро подряд 2 кувырка вперёд.

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:

  1. Кувырки необходимо выполнять по прямой линии.

  2. Кувырки необходимо выполнять без неоправданных пауз и потери темпа.

ШТРАФ:

  1. Невыполнение задания - +30 сек.

  2. Невыполнение одного из кувырков оценивается штрафом (каждый кувырок) - + 15 сек.

  3. Выход за пределы дорожки из гимнастических матов - + 5 сек.


ЗАДАНИЕ 4. «Бег по бревну»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: гимнастическое бревно (гимнастическая скамейка) высотой 50 см и длиной 3 -4 м с размеченными линиями, дорожка из гимнастических матов;

ЗАДАНИЕ: максимально быстро пробежать по гимнастическому бревну (гимнастической скамейке).

ОЦЕНИВАЕТСЯ: способность сохранять динамическое равновесие в условиях ограниченной опоры.

Указания к выполнению: Движение по бревну начинается в зоне на ближайшем к участнику конце бревна и заканчивается заступом за отметку, находящуюся на дальнем конце бревна.

ШТРАФ:

  1. Начало движения по бревну после первой отметки - +5 сек;

  2. Окончание движения по бревну до второй отметки - +5 сек;

  3. Падение с бревна (касание пола внутри области перпендикулярных плоскостей начала и конца бревна, каждое падение) - + 5 сек;

  4. Невыполнение задания - +30 сек.


ЗАДАНИЕ 5. «Прыжки через скакалку»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: квадрат 1,5 х 1,5 м на жёсткой поверхности, размеченный маркировочной лентой; гимнастическая скакалка.

ЗАДАНИЕ: выполнить 5 прыжков, вращая скакалку вперёд, и 5 прыжков, вращая скакалку

назад.

ОЦЕНИВАЕТСЯ: навык выполнения прыжков в короткую скакалку и уровень развития двигательно-координационных способностей.

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:

  1. В случае остановки вращения скакалки участник должен продолжить выполнение задания, доведя общее количество правильно выполненных прыжков до 5-и.

  2. Выполнив 5 прыжков с вращением скакалки вперёд, участник должен остановиться и начать прыжки, вращая скакалку назад. По выбору участника выполнение задания можно начать с прыжков, вращая скакалку назад.

3. После выполнения задания участник должен положить скакалку в маркированный квадрат.

ШТРАФ:

  1. Участник не выполнил один или несколько прыжков - +5 сек. (за каждый прыжок)

  2. Участник не оставил скакалку в квадрате - + 5сек.

  3. Невыполнение задания - + 30 сек.


ЗАДАНИЕ 6. «Метание мяча в цель»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: - линия штрафного броска баскетбольной площадки; баскетбольный щит.

ЗАДАНИЕ: поочередное метание двух теннисных мячей правой рукой и двух теннисных мячей левой рукой в цель (баскетбольный щит) от линии штрафного броска ОЦЕНИВАЕТСЯ: точность попадания мячей.

ШТРАФ:

  1. Непопадание в баскетбольный щит - +5 сек. (за каждое).

  2. Заступ за линию броска - + 5 сек. (за каждое).

  3. Невыполнение задания - +30 сек.


ЗАДАНИЕ 7. «Перенос набивных мячей»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: три набивных мяча весом девушки (1 кг), юноши (2 кг), обруч на расстоянии 5 м от линии начала выполнения задания

ЗАДАНИЕ: перенести поочередно 3 набивных мяча в обруч, расположенный на расстоянии

5 м.

ОЦЕНИВАЕТСЯ: скорость и точность выполнения задания

ШТРАФ:

  1. Бросок мяча в обруч (необходимо положить на пол) - + 5 сек.

  2. Нахождение мяча вне обруча - + 5 сек. (за каждый мяч);

4. Невыполнение задания - + 30 сек.


ЗАДАНИЕ 8. «Бег змейкой»

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 4 стойки высотой 135 см. Расстояние между стойками: ширина до 5 м, длина - 1 м.

ЗАДАНИЕ: выполнить последовательное оббегание стоек в следующем порядке: стойка № 1 с правой стороны, стойку № 2 с левой стороны, стойку № 3 с правой и т.д. оббегая последнюю стойку с левой стороны.

ОЦЕНИВАЕТСЯ: быстрота и уровень развития двигательно-координационных способностей

ШТРАФ:

  1. Оббегание стоек с неуказанной стороны + 3 сек. за каждое.

  2. Касание стоек - + 5 сек. за каждое касание.

  3. Невыполнение задания - + 30 сек.


Бег по прямой к финишу Остановка секундомера осуществляется в момент касания рукой набивного мяча, лежащего на линии финиша.




Приложение 1


Юноши 7-8, 9-11 класс




Связки акробатических элементов



Баллы

1.

Наклон прогнувшись, обозначить, стойка на голове и руках, держать

1,0

2.

Опуститься силой в упор лежа - упор присев

0,5

3.

Кувырок назад - перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук, держать

0,5 + 0,5

4.

Перекат вперед согнувшись в сед углом, руки в стороны, держать

1,0

5.

Сед с наклоном вперед, обозначить - кувырок назад в упор присев -встать в стойку руки вверх

1,0

6.

Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны, держать, приставить ногу

1,0

7.

Шаг вперед и прыжок со сменой согнутых ног вперед (бедро при
смене ног не ниже 90°)

0,5

8.

Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») в стойку
ноги врозь, руки в стороны - поворот направо (налево) спиной к
направлению движения

1,0

9.

Кувырок вперед прыжком- прыжок вверх ноги врозь

1,0 + 0,5

10.

Кувырок вперёд - прыжок вверх с поворотом на 360°

0,5+1,0


Юноши 5-6 класс




Связки акробатических элементов



Баллы

1.

Наклон прогнувшись, обозначить,

0,5

2.

Опуститься в упор присев, кувырок вперед

1,0

3.

Кувырок назад - перекат назад в стойку на лопатках, держать

1,0 + 1,0

4.

Перекат вперед согнувшись в сед углом, руки в стороны, держать

1,0

5.

Сед упор сзади, поворот в упор лежа, толчком ног, прыжок в положение упор присев, встать в стойку руки вверх

1,0

6.

Шагом вперёд равновесие на правой (левой), другая согнутая вперед руки в стороны, держать, приставить ногу

1,0

7.

Шаг вперед и прыжок ноги врозь

0,5

8.

Упор присев, кувырок вперед ноги скрестно, поворот, кувырок назад

1,0+1,0

9.

Прыжок вверх с поворотом на 360°

1,0
















Девушки 7-8, 9-11 класс




Связки акробатических элементов



Баллы

1.

Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны, держать

1,0

2.

Шагом вперёд выпад и кувырок вперед в упор присев скрестно -поворот кругом в упоре присев

1,0

3.

Перекат назад в стойку на лопатках, держать

0,5

4.

Перекат вперед согнувшись в сед с наклоном вперёд, руки вверх, держать

0,5

5.

Кувырок назад в упор присев, встать в стойку руки вверх

0,5

6.

Отставляя правую на шаг в строну, наклоном назад мост, держать - поворот кругом в упор присев-

1,0 + 0,5

7.

Кувырок вперед - прыжок вверх с поворотом на 180°

0,5 + 1,0

8.

Шагом одной, прыжок со сменой согнутых ног вперед (бедро при смене ног не ниже 90°)

0,5

9.

Шагом одной, прыжок со сменой прямых ног вперед

0,5

10.

Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») в стойку ноги врозь

1,0

11.

Приставляя ногу повернуться в сторону движения - кувырок вперед прыжком - прыжок вверх ноги врозь

1,0 + 0,5


Девушки 5-6 класс




Связки акробатических элементов



Баллы

1.

Шагом вперёд равновесие на правой (левой), руки в стороны, держать

1,0

2.

Упор присев, кувырок вперед в упор присев скрестно -поворот кругом в упоре присев

1,0

3.

Перекат назад в стойку на лопатках, держать

1,0

4.

Перекат вперед, лечь, мост, держать, лечь

0,5+1,0

4.

Перекат вперед согнувшись в сед с наклоном вперёд, руки вверх, держать

0,5

5.

Кувырок назад в упор присев, встать в стойку руки вверх, прыжок вверх с поворотом на 180°

1,0+1,0

6.

Упор присев, кувырок вперед ноги скрестно, поворот, кувырок назад

1,0+1,0

7.

Прыжок вверх с поворотом на 360°

1,0













Приложение 2



Схема испытания «Полоса препятствий»

/



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОЛИМПИАДЫ


В общем зачете школьного этапов олимпиады определяются победители и призеры. Итоги подводятся отдельно среди юношей и девушек по группам: 5-6 классы; 7-8 классы и 9-11 классы.

Для определения победителей и призеров олимпиады, а также общего рейтинга участников олимпиады, рекомендуем использовать 100-бальную систему оценки результатов участниками олимпиады. То есть, максимально возможное количество баллов, которое может набрать участник за оба тура олимпиады, составляет 100 баллов.

«Зачетный балл»


Теоретико-методическое (баллы)


Практические испытания



Общая сумма (баллы)

испытание №1 (баллы)

испытание №2 (баллы)


20


40

40

100


Личное место участника в общем зачете определяется по сумме «зачетных» баллов, полученных в результате выполнения всех испытаний.

Участник, набравший наибольшую сумму баллов по итогам всех испытаний, является победителем. В случае равных результатов у нескольких участников, победителями признаются все участники, набравшие одинаковое количество баллов. При определении призеров участники, набравшие равное количество баллов, ранжируются в алфавитном порядке.

Окончательные результаты всех участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы и в соответствии с квотой, установленной муниципальным оргкомитетом, жюри определяет победителей и призеров школьного этапа Олимпиады.

Итоги каждого испытания оцениваются по формулам:


K*N М

к*м 'где

X, = (2)

Nt

Xi- «зачетный» балл i -го участника;

К - максимально возможный «зачетный» балл в конкретном задании (по регламенту); Ni - результат i участника в конкретном задании;

М - максимально возможный или лучший результат в конкретном задании.

Зачетные баллы по теоретико-методическому заданию и гимнастике (акробатике) рассчитываются по формуле (1).


Результаты участников заносятся в таблицу Excel, таблица прилагается отдельным файлом, заполняется отдельно по группам 5-6, 7-8, 9-11 класс девушки, юноши.

Инструкция по заполнению таблицы Excel:

Заполняется колонка 1 – порядковый номер участника, колонка 2 - данные участника, колонка 3 – результат участника по теории, колонка 7 – результат участника по гимнастике, колонка 11 – результат участника по прохождению полосы препятствий, колонка 13 – лучший результат среди всех участников возрастной группы.

Колонки 4,5,8,9,12, менять нельзя.

Отчет подается в таблице:

№ п/п

Ф.И.О.

Класс

Итоговый балл

место








9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!