
Методические рекомендации по проведению уроков обществознания с коучинговыми технологиями.
Учитель МОУ СОШ №25 г.Сочи: Татулян С.М.
Коучинг не учит, а помогает учиться. Т. Голвей придал слову коучинг новый смысл, определив его как “метод раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.
Основой урока в стиле коучинга является инструмент – «Стрела коучинга». Этот инструмент - база для проведения коуч-сессий.
Это универсальный алгоритм общения, который можно использовать и в воспитательных беседах со своими детьми и во взаимодействии с коллегами, и в рамках урока, т.е. в образовательном процессе. «Стрела» предполагает несколько этапов движения к поставленной цели, к результату. Все эти этапы напрямую связаны с особенностями восприятия информации человеческим мозгом, освоение этой информации и создание новых нейронных связей – то есть новых знаний и компетенций.
Первый этап урока в стиле коучинга предполагает переход педагога в коуч-позицию, т.е. внутреннее принятие 5 принципов Эриксона:

1. Все дети хороши такими, каковы они есть.
2. Каждый из них делает наилучший выбор для себя на данный момент.
3. При этом, ребята всегда руководствуются позитивными намерениями.
4. С каждым выбором, изменения неизбежны.
5. И у них есть все ресурсы чтобы быть успешными.
Во-вторых, установление рапорта – в нашем традиционном понимании – это организационный момент, который настраивает учащихся на рабочий лад и доверительные отношения с педагогом. Достигается путём определённых ритуалов (например, приветствие педагога и класса, проверкой наличия учебных принадлежностей) и, конечно, улыбки, так как коучинг – это прежде всего позитивное мышление.
Третий этап - заключение контракта – прописывание цели урока или желаемого результата. На данном этапе используется несколько инструментов коучинга: «Квадрат планирования», «Шкалирование», «Формат конечного результата».
После этого полезно задать вопрос – А почему это для вас важно? И именно здесь происходит волшебство (одно из многих), когда цель урока из внешней (нужно государству, разработчикам стандартов второго поколения, педагогу) становится внутренней потребностью ребёнка, он понимает «для чего?» он здесь и сейчас работает по данной теме. И это наполняет его деятельность смыслом. Когда определена цель урока, мы переходим к следующему этапу.
Четвертый этап - достижения цели, где могут использоваться любые методы и технологии в рамках стандартов второго поколения - проектирование, проблемное обучение, критического мышления, дискуссия, диспуты и т.д. на усмотрение учителя и темы урока.
Практическое применение технологии коучинга:
ПРИЕМ-ИНСТРУМЕНТ «ШКАЛИРОВАНИЕ».
Шкала является простой и одновременно эффективной технологий, которая помогает сверять уровень приближенности к цели, к желаемому результату; простраивать шаги по достижению цели.
Вопросы по шкале: «Представьте себе шкалу от 1 до 10, где 1 это неудовлетворенность от текущей работы, 10 – полная удовлетворенность. Посмотрите на эту шкалу. На какую отметку Вы бы поставили себя сейчас?»

направленные на действия:
Что Вам нужно сделать, чтобы перейти на Вашей шкале с отметки 5 на 7?
Какие действия могут передвинуть Вас ближе к Вашей желаемой отметке 8?
Что именно Вы будете делать по-другому, чтобы достичь отметки 10?
Что может продвинуть Вас к отметке 7 наилучшим образом?
Что нового заметят в Ваших действиях Ваши коллеги, когда Вы перейдете на отметку 7? А что еще?


направленные на мотивацию:
Отметьте на шкале уровень важности этого проекта для Вас. На какую отметку Вы хотели бы я перейти за время нашей сессии?
Скажите, что может мотивировать Вас сделать Ваш следующий шаг к отметке 8? Скажите, по шкале от 1 до 10 насколько сильно Вы хотите изменить ситуация с Вашим проектом?


направленные на прояснение этапов:
На Вашей внутренней шкале от 1 до 10, на каком этапе развития находится сейчас этот проект?
Как бы Вы описали этот проект, когда он передвинется на шкале на отметку 7? Представьте, что Вы достигли желаемой отметки 9 на шкале. Посмотри назад, какие важные этапы Вы прошли?


4) направленные на прояснение состояний (комфорта, уверенности, удовлетворенности): По шкале от 1 до 10 насколько Вы удовлетворены текущей ситуацией? (работой/отношениями/состоянием здоровья/творческими успехами и т.д.)
Насколько Вы довольны таким результатом по шкале от 1 до 10?
Отметьте на шкале, где сейчас находится уверенность в успехе Вашего проекта. Куда Вы хотели бы продвинуться?


5) направленные на оценку рисков и возможностей:
По шкале от 1 до 10 как Вы оцениваете шансы этого проекта?
Отметьте на шкале, как Вы оцениваете риск того, что проект не будет успешен.


Открытые вопросы.
Не навязчиво выясняющие «да или нет», а провоцирующие на размышления, дискуссии и звучащие в нас потом еще много часов и дней. Вопросы, которые продвигают.
КОЛЕСО БАЛАНСА.

Колесо жизненного баланса является одной из наиболее популярных моделей, используемых в коучинге. Это связано, прежде всего, с тем, что колесо является эффективным инструментом обнаружения и характеристики текущей ситуации и ее составляющих.
На занятиях оно может покатить нас в разные стороны. Как глубоко мы готовы продвинуться в разных направлениях? Новая тема – отлично, но давайте прикинем, что, как будем изучать, что можно обсудить сейчас, а что оставить на потом или для самостоятельной работы. Для составления колеса баланса нарисуем окружность (на доске, флипчарте, на листе бумаги) и разделим ее на 8–10 равных частей. Эти части могут заполняться самым разным содержанием (разделы в изучении темы, элементы занятия, этапы проекта, главные герои романа и т.д.). Визуализация позволяет выделить главное, найти правильное соотношение, составить план, оценить себя.
«РОМАШКА БЛУМА».
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Этот прием называется "Ромашка Блума" или «ромашка вопросов и ответов». Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.
Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить» .
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова –придумай….
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова –поделись…
ТЕХНИКА «ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ»
Основной смысл техники – расширение видения возможных перспектив. Техника работает на уровне способностей и возможностей, используется в коучинге на этапе прояснения реальности.
Пошаговое описание техники "Декартовы координаты".

Выберите, какое-либо событие или действие, которое может произойти или которое вы собираетесь совершить, но еще колеблетесь. Пример. "Я собираюсь найти новую работу".
Поочередно заполните все четыре нижеследующих квадрата (еще их называют "картезианские квадраты"), напишите 6-10 ответов, на каждый из ниже перечисленных вопросов. Избегайте копирования ответов, не переносите их слепо из одной графы в другую, каждый раз отвечайте на вопрос. Несмотря на кажущуюся похожесть вопросов, они освещают разные фокусы внимания и ответы будут соответственно разными. Некоторые ответы могут повторяться, но чем больше будет разница угла зрения - тем лучше.
Как расширилось Ваше представление о цели? В первую очередь спросите себя, вы согласны с теми потерями, к которым может принести достижение цели? Если нет, то каким образом можно достичь цели и избежать потери. Найдите такие способы.
Как насчет мотивации? Если ее по-прежнему еще недостаточно сосредоточьтесь на пару минут и поразмышляйте детально и сенсорно о тех плюсах, которые вы от достижения данной цели получите и тех, минусах, которых вы сможете избавиться.
Отметьте важные результаты, которые вы получили от своей работы и выполните подстройку к будущему. Где, когда и как именно вы начнете реализацию собственной цели.Ответы располагайте в порядке убывания значимости.
Групповая работа.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
Совершенствование межличностных отношений в классе.
Плюсы групповой работы.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Принципы групповой работы.
С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:
Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
Учитывать особенности состава группы.
Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
Распределять роли между участниками группы.
Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
«СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСТВА УОЛТА ДИСНЕЯ».
Основным принципом этого метода является то, что над одной идеей должны последовательно работать три человека (три роли) Мечтатель, Реалист и Критик. Методика креативности, которая проводится в форме ролевой игры, в которой участники рассматривают поставленную задачу с трех точек зрения.
Метод может использоваться как индивидуально, так и в группе.
Основным принципом этого метода является то, что над одной идеей должны последовательно работать три человека (три роли) Мечтатель, Реалист и Критик. У Диснея для каждой роли отводилось свое, отдельное помещение. Комната Мечтателя располагалась наверху и была украшена картинами, рисунками и цитатами, будящими воображение. По стенам висели чистые листы, на которых Мечтатели могли выражать любые приходящие им в голову идеи и фантазии, без какого-либо анализа, отбора и критики. Затем листы с идеями направлялись в комнату, где сидели Реалисты, оснащенные современным оборудованием и переводившими фантазии в конкретный детальный продукт. Далее, первичные наброски Реалистов передавались Критику, который сидел в маленькой каморке под лестницей. Критик оценивал полученные материалы и давал обратную связь, как их можно улучшить.
Применение такой метафоры как модели организации мозгового штурма позволит полностью использовать творческие способности группы, и получить максимально реалистичный проработанный результат.
Мозговой штурм проводится в четыре этапа.
Первым делом необходимо выбрать Хозяина каждого стола. Его задача – принимая участие в командном обсуждении, внимательно слушать и наблюдать, консолидировать получаемую информацию, чтобы на следующем этапе в максимально компактной и понятной форме рассказать следующей команде, что здесь было наработано. То есть по завершению каждого этапа вся команда переходит к следующему столу, а Хозяин стола всегда остается, являясь Хранителем накопленной информации.
На первом этапе все команды выступают в роли Мечтателей, Генераторов идеи, задача которых найти как можно больше идей, как можно достичь состояния максимальной удовлетворенности решением данной задачи. Предлагают разнообразные, даже нереальные варианты решения проблемы. Важно держать фокус внимания команд на том, что любая критика запрещена, и желательно использовать позитивные формулировки. Все идеи записываются на лист и затем вывешиваются около стола.
На втором этапе команды меняются столами, и входят в роль Реалистов, задача которых– выписать, какие конкретные шаги надо делать для реализации идеи Мечтателей.
Реалисты, опираясь на описанные идеи, конкретизируют и детализируют идеи, переводя их на уровень реальных действий и записывая на отдельном листе
На третьем этапе все становятся Критиками, оценивают риски, ищут ресурсы, расставляют приоритеты. Снова происходит смена столов (по кругу, так чтобы каждая команда все время получала записи другой команды).
Критики могут для работы использовать лист, созданный Реалистами, добавляя туда свои комментарии, или создать новый, оформив в виде таблицы «приоритет действие – риски – ресурсы».
Четвертый этап – финальный, на котором команды интегрируют наработки трех этапов мозгового штурма и готовят презентацию конкретных приоритетных шагов, обычно со сроками и ответственными, подводя итоги всей сессии.
В завершение все команды объединяются для презентации своих решений. Вы можете выбрать одного или двух представителей для презентации, и подготовить их к выступлению.
ТЕХНИКА «ОХОТА ЗА СОКРОВИЩАМИ».
Учитель составляет вопросы.
Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
ТЕХНИКА «ПАЗЛЫ».
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы и представляют их.
За 10-12 минут до окончания урока мы сверяемся с контрактом – то есть возвращаемся к цели урока и смотрим удалось ли нам её достичь, если нет – то, что ещё необходимо сделать для её достижения и мы делаем эти шаги.
Если же цель урока достигнута, то важно определить на сколько по шкале от 1 до 10 мы продвинулись. Ребята видят результат работы, оценивают свою работу на уроке по шкале.
Пятый этап – это этап определения зоны ближайшего самостоятельного развития по данной теме. Он предваряется вопросом: «А что ещё вы могли бы сделать дома, самостоятельно для того, чтобы продвинуться ещё на один шажочек вперёд?» - ребята записывают свой шаг или шаги (личностно-ориентированный момент) в тетрадь для дальнейшей самостоятельной работы дома. На следующем уроке мы делимся успехами – те, кто смог сделать этот шаг и что ценного это дало.
Заканчивается урок ещё раз повышением ценности пройденного материала, применением его в повседневной жизни (это и повторение, и закрепление и расстановка акцентов в теме урока) – когда мы отвечаем на вопросы:
Что нового (важного, ценного) было для вас на уроке?
Что вы вынесли (вам пригодится) из сегодняшнего урока?
Эти вопросы напрямую связаны с развитием эмоционального интеллекта учащихся.
И в самом окончании – благодарность учителя (по логическим уровням) за урок, что связано с деятельностью человеческого мышления и создаёт чувство завершённости процесса.