МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ ВО «МУРОМСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Методические рекомендации
по проведению внеаудиторной работы обучающихся
по дисциплине ОУД.03 Иностранный язык (английский)
Разработчик: Чайцына И.Б.,
преподаватель английского язык
Пояснительная записка
На современном этапе одной из задач профессионального образования является подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, которых отличает способность к быстрому принятию решений, самоконтролю и самосовершенствованию, что является залогом создания успешной карьеры. В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся — это выполнение ими заданий во внеурочное время без непосредственного участия преподавателя.
Цели внеаудиторной самостоятельной работы, следующие:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация теоретических знаний;
- развитие профессионально значимых личностных качеств;
- формирование самостоятельного мышления, способности к самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских способностей;
- овладение культурой умственного труда;
- формирование общих компетенций, прописанных во ФГОС НПО и СПО по дисциплине «Иностранный язык».
При разработке видов внеаудиторной работы были учтены требования к освоению дисциплины «Иностранный язык», указанные в Рекомендациях по реализации общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования, рекомендованной ФГБОУ ДПО «Институтом развития профессионального образования» от 26 апреля 2024 года №4. Таким образом, в результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД. 03 «Иностранный язык» студенты должны: уметь:
- вести диалог в разных сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных текстов; описывать события, излагать факты, делать сообщения;
- читать аутентичные тексты разных стилей, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
- заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;
знать:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;
- языковой материал, единицы речевого этикета в рамках изучаемых тем;
- тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения.
Внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) по дисциплине ОУД.03 Иностранный язык включает в себя:
- составление глоссария профессиональных терминов;
- письменный перевод профессиональных текстов;
- выполнение заданий по тексту;
- подготовку пересказа текста;
- подготовку диалога на английском языке;
- составление резюме на английском языке;
- написание сочинений, эссе на английском языке;
- разработку и представление электронных презентаций;
- выполнение сообщения, доклада, реферата.
Перечень видов и формы контроля внеаудиторной самостоятельной работы
№ВСР | Вид ВСР | Форма контроля |
1 | Составление глоссария профессиональных терминов. | Оценка словаря, устный опрос |
2 | Выполнение заданий по тексту | Проверка рабочих тетрадей, устный опрос |
3 | Подготовка пересказа текста | Устный опрос |
4 | Письменный перевод профессиональных текстов | Проверка рабочих тетрадей |
5 | Подготовка диалога на АЯ | Устный опрос |
6 | Составление резюме на АЯ | Проверка рабочих тетрадей |
7 | Написание сочинений, эссе на АЯ | Проверка рабочих тетрадей |
8 | Разработка и представление электронных презентаций | Защита презентаций |
9 | Выполнение сообщения, доклада. | Защита своей работы |
Приёмы самостоятельной работы студентов.
1. Работа с учебником.
- конспектирование;
- составление плана учебного текста;
- тезирование;
- аннотирование;
- составление тематического тезауруса;
- выделение проблемы и нахождение путей её решения;
- самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;
2. Опорный конспект.
3. Тесты
Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.
Тесты 1 уровня
Требуют выбора 1 или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.
Тесты 2 уровня
Задания на подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз.
Задания на конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы и т.д.)
Задания на решение конкретной ситуации.
Методические рекомендации по составлению глоссария профессиональных терминов.
Глоссарий — двуязычный словарь, содержащий перечень специализированных терминов, расположенных в строго алфавитном порядке с переводом на другой язык.
Цель работы: систематизация изучаемой профессиональной лексики для дальнейшего использования при чтении и переводе иностранных текстов профессиональной направленности.
В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен знать:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения; развить способности, необходимые для формирования общих компетенций (далее ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Как составить глоссарий?
Для начала необходимо создать таблицу из трёх столбцов.
Далее следует составить список наиболее часто встречающихся профессиональных терминов и занести их в колонку таблицы с названием EN (английский вариант).
После этого необходимо найти точный перевод термина на русский язык и занести его в колонку с названием RU (русский вариант) напротив соответствующего термина.
Все слова в списке необходимо расположить в алфавитном порядке.
Отобранные термины и лексические единицы должны отражать профиль профессии.
Отобранные профессиональные термины необходимо выучить наизусть и сдать на занятии в устной форме.
Памятка 1.
При работе с текстом:
§ Прочти текст, стараясь понять общее содержание и вывести из контекста значение незнакомых слов.
§ Обратись к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
§ Проработай новый лексический материал.
§ Прочти текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых слов и стараясь запомнить информацию.
§ Выпиши из текста новые для тебя формы.
§ Составь список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал канву содержания.
Памятка 2.
При подготовке устного сообщения:
§ Определи, что хочешь и можешь сказать по теме на иностранном языке. Соотнеси замысел высказывания со своими возможностями, с тем, какими языковыми средствами располагаешь.
§ Вспомни нужные речевые образцы, слова, сочетания слов для передачи замысла сообщения.
§ Обратись к тексту, упражнениям, в которых эта или близкая к ней тема отражена, чтобы использовать материал для сообщения.
§ Отбери нужные речевые образцы, проведи в них необходимую лексическую замену или расширение.
§ Составь план сообщения, запиши его.
§ Устно проговори своё сообщение в соответствии с планом.
Памятка 3.
При написании эссе.
Прежде чем приступить к написанию эссе:
1) изучите теоретический материал;
2) уясните особенности заявленной темы эссе;
3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной
темы;
4)выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины
помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и
идеи.
Структурная схема эссе
Введение - определение основного вопроса эссе.
Основная часть - ответ на поставленный вопрос. Один параграф
содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся
частично ответом на поставленный вопрос.
Заключение – суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.
Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Структура аргументации (доказательства)
Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.
Тезис — это сужение, которое надо доказать.
Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.
Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.
Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
5. Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся
Уровень усвоения обучающимся учебного материала;
Умение использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач;
Уровень сформированности общеучебных умений;
Обоснованность и чёткость изложения материала;
Оформления материала в соответствии с требованиями;
Уровень самостоятельности при выполнении самостоятельной работы.
Показатели творческой деятельности:
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
-самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
-видение возможных путей решения данной проблемы;
-построение принципиально нового способа решения проблемы.
6. Заключение
Изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием. Самостоятельная работа обучающихся при изучении иностранного языка является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Она способствует формированию высокой культуры умственного труда, приобретению приемов и навыков самостоятельной работы, умений разумно расходовать и распределять свое время, накапливать и усваивать необходимую для успешного обучения и профессионального становления информацию. Она развивает такие качества, как организованность, дисциплинированность, инициативность, волю; вырабатывает мыслительные умения и операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.), учит самостоятельному мышлению, позволяет сформировать свой собственный стиль работы, наиболее полно соответствующий личным склонностям и познавательным навыкам обучающегося.
Литература
Федеральные образовательные стандарты третьего поколения от 2012 года.
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» для профессиональных образовательных организаций. — М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Дмитриева А. Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 544-548. — URL https://moluch.ru/archive/77/13166/