ТЕМА: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Адаптивная физическая культура (АФК) – это направление физической культуры, разрабатывающее принципы работы с людьми с особыми возможностями здоровья и инвалидностью Адаптивная физическая культура ориентирована на улучшение здоровья и развитие физических способностей людей с ограниченными возможностями.
Задачи АФК:
-максимально развить двигательную активность детей с ОПФР;
-адаптировать их к жизни в обществе, обеспечить возможность жить достаточно полноценной жизнью.
Адаптивная физическая культура – это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий направленная на коррекцию физических и психофизических нарушений у детей.
Адаптивная физкультура выполняет различные функции:
Реабилитационную: восстанавливает физические способности.
Социальную: помогает улучшить коммуникативные навыки во время проведения занятий в групповом формате или спортивных мероприятий.
Психологическую: помогает улучшать эмоциональное состояние людей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-педагогическую: помогает людям с ОПФР преодолевать психологические и физические барьеры, которые возникли вследствие инвалидности, травм или заболеваний.
Профилактическую: помогает предотвратить развитие ряда заболеваний, например, болезни сердца, сахарного диабета, артрита и ожирения. Регулярные занятия адаптивной физической культурой помогают укрепить иммунную систему, улучшить кровообращение и снизить уровень стресса.
К средствам адаптивной физической культуры относят: физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы.
Методы адаптивной физической культуры: К специфическим методам физического воспитания относятся:
методы строго регламентированного упражнения;
игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
При помощи данных методов решаются конкретные задачи, которые связаны с обучением техники выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
К общепедагогическим методам относят:
словесные методы ( название упражнения, объяснение, указания, команды и распоряжения, рассказ, оценка (положительная), пояснения);
методы наглядного воздействия (показ, имитация, звуковые ориентиры, зрительные ориентиры, наглядные пособия).
Ни один из методов в методике адаптивного физического воспитания нельзя выделить как наилучший и ограничиться только им. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач адаптивного физического воспитания.
Только комплексное использование средств и методов позволяет специалистам эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ЛИЦАМИ С ОПФР В ГРУППАХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
Интегрированные группы в детском саду — это группы, в которых вместе занимаются дети здоровые и дети с особыми потребностями (ОПФР).
К детям с особенностями психофизического развития относят детей: с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха; с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями зрения; нарушениями опорно-двигательного аппарата; трудностями в обучении; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм).
Физическое воспитание с детьми с ОПФР осуществляется в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования, учебной программой дошкольного образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования, учебными программами по образовательным областям с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с ОПФР на занятиях по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») и реализуется посредством обеспечения двигательной активности в мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика; физкультминутки на занятиях; двигательные перерывы между занятиями; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья); самостоятельная двигательная деятельность) с учетом возраста, пола, физической подготовленности, индивидуальных психофизических особенностей и состояния здоровья воспитанников.
Особенности физического воспитания детей с тяжелыми речевыми нарушениями
Для детей характерна плохая координация, чрезмерная импульсивность или наоборот медлительность. Им сложно самостоятельно раздеваться и одеваться, застегивать пуговицы, правильно сложить вещи.
Выделяют нарушения:
1.по развитию физических качеств (низкий уровень ловкости и быстроты);
2.по степени сформированности двигательных навыков (нет автоматизации движений и низкая обучаемость), низкий уровень развития когнитивных процессов.
Важно опираться на результаты развернутого психомоторного развития ребенка и оценку сформированности двигательных навыков. В работе с детьми происходит коррекция не только двигательного, но эмоционального и общего психического развития.
Акцент на формирование правильной осанки, так как характерны боковые покачивания, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов – главная проблема детей с задержкой речевого развития.
Направления физического воспитания:
1.Автоматизация движений с речевым сопровождением, т.е. при проговаривании стихотворных текстов. Ритм стихов подчиняет движения детей определенному ритму. Т.е. для развития координации движений широко используют текст под музыку.
Большинство детей со 2-й и 3-й группой здоровья, у многих есть противопоказания, их следует учитывать при организации работы по физическому воспитанию детей.
2.Упражнения на активное расслабление и напряжение мышц (так как изменен тонус). Для того выполняют упражнения с разной амплитудой и скоростью. Подобные упражнения должны выполняться со стихами.
2.Особенности физического воспитания детей с нарушениями слуха
У детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году у них можно заметить отставание в сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой. Дети с нарушенным слухом зачастую не умеют лазать, прыгать, бегать и даже подражать простейшим движениям взрослых. Многим детям присущи нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка, излишний шум при выполнении действий.
Коррекционные направления:
1.Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию (эффективно влияет на развитие всего детского организма). Для формирования основных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения. В единстве с формированием основных движений развиваются и двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.
2. развитие ориентирования в пространстве. Для этого используются различные упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения.
В процессе физического воспитания особое внимание уделяется развитию речи, произвольному вниманию, умению действовать не только по подражанию взрослому и по образцу, но и самостоятельному выполнению упражнения, ориентируясь на словесные инструкции и таблички.
Формы работы по физическому развитию:
– утренняя гимнастика;
– подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями;
– физкультминутки;
– фонетическая ритмика;
– музыкальные занятия;
– занятия по физическому воспитанию;
– занятия плаванием.
Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус и проводится во всех возрастных группах. Вместе с детьми утреннюю гимнастику делают воспитатель, учитель-дефектолог и музыкальный руководитель. Своим примером педагоги показывают важность такого режимного момента, прививая здоровую привычку у детей. Комплексы упражнений подбираются воспитателем в соответствии с возрастом, индивидуальными возможностями детей и включают знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки. Проводится гимнастика в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, кегли, обручи и др.).
Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. Это позволяет детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. На прогулках также воспитатели обучают детей катанию на велосипеде, самокате в тёплое время года, зимой – на санках, снегокатах. Обязательным элементом физического воспитания является организация и проведение спортивных развлечений и спортивных праздников на улице круглый год, независимо от сезонных явлений природы.
Физкультминутки проводятся на всех занятиях в качестве динамической паузы. Одним из элементов групповых и подгрупповых и индивидуальных занятий является фонетическая ритмика, в которой движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-интонационной стороны речи. Также одной из форм физического воспитания детей с нарушениями слуха является музыкальное занятие. В содержание таких занятий включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и элементы танца.
Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (аутизм)
Учреждение дошкольного образования работают с детьми по учебной программе дошкольного образования образовательная область «Физическая культура», по специальной программе с детьми с интеллектуальной недостаточностью «Адаптивная физкультура» и специальной программе с задержкой психического развития.
Занятия проводятся три раза в неделю, два занятия в группе, одно на свежем воздухе. Дети занимаются вместе со всей группой, при выполнении основных видов движения, делятся на группы или индивидуально выполняются в соответствии с задачами специальной программы.
Детям с аутистическими нарушениями рекомендованы следующие упражнения:
1.прыжки на батуте
Не только помогают развивать координацию и моторику, улучшают управление собственным телом, снизить частоту припадков повторяющегося движения.
2. занятия в бассейне
3. ходьба пешком
Пешеходные прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на организм детей. Регулярные прогулки способствуют укреплению мышц спины, живота, а также мелких мышц стопы. Развивают дыхательную и сердечно-сосудистую систему организма. Насыщение организма кислородом благотворно влияет на работу головного мозга.
4.Разнообразные игры с мячом
Мяч, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако, эта игрушка развивает не только ловкость, координацию движений ребенка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми.
Упражнения с мячом:
1. скатывать мяч с наклонной плоскости, бросать мяч вверх и взрослому (с года до трех лет)
2. прикатывать мяч друг другу, сядьте напротив другу друга, разведя ноги в стороны, делать домик и прокатываем мячик друг другу ( От 4 лет).
По небу солнце ходит
И в домики заходит
И к Тиме заходит (мячик катится к Тиме)
И к маме заходит (мячик от Тимы катится к маме)
И к маме заходит (повторение неограниченно – закрепляет направленное катание по полу)
Когда ребенок понял суть игры, добавляйте еще детей и взрослых. Позже ребенок сам решает, кому катить мяч.
«Ты катись веселый мячик»
Дети становятся в круг и передают мяч друг другу со словами.
Ты катись веселый мяч
Быстро, быстро по рукам,
У кого остался мячик тот танцует гапака
У кого мяч остался, тот выходит в середину круга и начинает танцевать .
«Музыкальный мячик»
Уже к трем годам дети могут поиграть в игру «Музыкальный мяч». Все становятся в круг и передают мячик по кругу из рук в руки под музыку и пение. Как только музыка закончилась, останавливается.
«Летящий мяч»
Возьмите мяч среднего размера, чтобы ребенку было удобно держать в руках. Взрослый бросает мяч кому то из детей, а тот возвращает мяч взрослому.
3.Чувствование колен в положении сидя
- подтягивание колен (поочередно)
- отталкивание колен до простого сидения (без опоры)
В положении простого сидения – растирание колен и постукивание по ним.
- марширование и бег с высоким подниманием колен.
4.Чувствование ног ( в движении)
- хождение, бег на сильно выпрямленных ногах
- хождение и бег на мягких (резиновых) ногах
5.Ощущение ног в положении сидя (ноги выпрямлены) и ощущение локтя в положении сидя (колени согнуты)
- сидя ноги выпрямлены
- прикосновение пальцами стоп к полу
- удары о пол пятками
- удары о пол всей стопой
- прикосновение локтями к коленям (сидя колени согнуты)
- прикосновение правым локтем к левому колену и наоборот
6.Ощущение лица, сидя в круге
- вытаращивание глаз (большие глаза), и прищуривание (маленькие глазки)
- забавные рожицы
7.Ощущение всего тела
- лежание на спине
- лежание на спине, руки вытянуты вдоль туловища
-Упражнения в парах (один партнер активный, другой пассивный)
В положении сидя, партнеры опираются спинами друг к другу (ноги согнуты в коленях), один партнер толкает другого спиной, стараясь нарушить его равновесие).
-Упражнение «вместе» в парах
Партнеры, сидя спиной друг к другу, затем встают упираясь спинами.
Качание: сидя лицом друг к другу, со слегка согнутыми ногами, партнеры держатся за руки или запястья и попеременно ложатся на спину – перетягивают друг друга (со сменой ролей)
Равновесие: стоя лицом друг к другу, и держась за руки, партнеры отклоняются назад и переходят в положение сидя, а затем вместе встают.
4.Особенности физического воспитания детей с нарушениями зрения
Развитие ребенка с дефектами зрения протекает различно. Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию, отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и ориентации в пространстве. Снижение двигательной активности ребенка обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривление позвоночника. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипнообразные движения (потряхивание рук перед глазами, похлопывание и др.).
Особая роль в развитии зрительного восприятия отводится физическому воспитанию, принимая во внимание, что восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.
Требования к физкультурному оборудованию:
Физкультурное оборудование для основных движений и общеразвивающих упражнений (гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки, жгуты, канаты, веревки, гимнастические доски, скамейки и др.) должно иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки или полоски диаметром от 3 до 5 см. Применяются пособия со специальными разметками для сосредоточения на предмете, прослеживание действия, его точного воспроизведения, зрительного анализа и контроля.
Упражнение 1 «Змея». Из исходного положения, стоя на коленях в упоре на руки (каток), прокатывая каток вперед, плавно лечь на живот. Затем в обратном порядке, вернуться в исходное положение. Переход в положение лежа должен проходить плавно.
Упражнение 2 «Волны». Упражнение аналогично первому, здесь упор делается на ноги. Из положения сидя с опорой на руки, продвинуть ноги вперед и в обратном порядке вернуться в исходное положение.
Упражнение 3. Исходное положение: сидя ноги врозь, каток в руках впереди на полу. Выполняется наклон вперед с одновременным прокатыванием катка и в обратном порядке в исходное положение.
Упражнение 4 «Радуга». Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны, каток в правой руке. Правой рукой поднять каток и передать в левую руку над головой, отвести руку в сторону.
Следует отметить, что при выполнении этих упражнений взгляд постоянно прослеживает движение катка, что приводит к зрительному утомлению.
После проведения физкультурного занятия необходимо расслабление зрительного анализатора.
Используют систему тренингов на расслабление глазодвигательных мышц (пальминг). Она проста и неутомительна. Базовое упражнение на расслабление нужно выполнять, независимо от того, каким заболеванием глаз страдает ребенок. Упражнение выполняется под присмотром взрослого. Пальминг следует выполнять регулярно, понемногу, но часто: 20—30 секунд ежедневно утром, днем и вечером.
Пальминг:
1.Разотрите хорошенько ладони рук друг о друга до ощущения тепла. Во время трения следите за тем, чтобы одна ладонь перемещалась относительно другой не более чем от центра до кончиков пальцев без отрыва друг от друга. Плотно сомкнутые ладони подтяните вверх до уровня глаз. Затем разомкните ладони и накройте ими глаза. Горячие от трения ладони осторожно прижмите к глазам и отпустите. Повторите это 8 раз.
5.Особенности физического воспитания детей с ЗПР
При обучении детей с ЗПР любому двигательному действию можно выделить следующие методические рекомендации.
Учитывать мотивационный компонент. Обучая движению, нужно создать у ребенка положительное эмоциональное состояние, заинтересовать в выполнении движения, вызвать желание качественно выполнить его. Благотворное влияние на повышение качества движения оказывает музыка, обладающая огромным эмоциональным воздействием. Она способствует выразительности, пластичности, красоте, четкости и координации движений, обеспечивает эмоциональное переживание ребенком музыкальных образов. У ребенка развивается умение через движение передавать характер музыки, развивается слух, воспитывается временная ориентировка.
При планировании работы по физическому воспитанию необходимо учитывать основные физиологические факторы, влияющие на состояние здоровья ребенка, а именно физическую нагрузку, показания и противопоказания при нарушении, охранительный режим, игры и упражнения для развития двигательной сферы.
Направленность на повышение результативности. У детей с ЗПР должна преобладать направленность на повышение результативности уже имеющегося баланса движений. Например, ребенок освоил основные движения, но выполняет неуклюже, неточно, не достаточно координировано. В этом случае главным направлением в работе по физическому воспитанию будет развитие координации движений, их точности, статического и динамического равновесия, ритмичности, слитности в освоенных двигательных действиях. Выбор же целевого уровня двигательного развития младших школьников с ЗПР определит и длительность коррекционного процесса (квартал, полугодие, год).
Корректировать частоту коррекционно-профилактических мероприятий, т.е. количество, например, в неделю. Частота может быть высокой (ежедневные), средней (3-4 занятия в неделю), низкой (менее 3 занятий в неделю) и переменной (частота занятий периодически меняется).
На занятиях физической культурой важна оценка педагога. Она не должна носить формальный характер – правильно, не правильно. При выполнении упражнений в основных движениях оценка дается каждому ребенку с указанием, что было хорошо, а что ещё недостаточно хорошо получается. При неправильном выполнении упражнения надо дать соответствующую оценку и предложить ребенку сразу повторить упражнения с учетом замечания.
При усвоении основных движений индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуального психического состояния детей, степени задержки психического развития. Задача состоит в том, чтобы целенаправленно развивать двигательные способности и качества ребенка с ЗПР, предлагая ему посильные, но требующие физических и психических усилий задания.
Для детей с ЗПР упражнения в комплексах целесообразно располагать в следующем порядке:
Специальные дыхательные упражнения проводятся первыми, так как требуют внимания. Кроме того, создаются благоприятные условия для дальнейшей физической работы (без музыкального сопровождения).
Упражнения для рук и плечевого пояса – для формирования навыка рациональной осанки при отсутствии специальных дыхательных упражнений по возможности надо фиксировать вдох и выдох.
Повороты туловища, наклоны в стороны или наклоны вперед.
Упражнения для ног из И.п. – стоя (махи, приседания и т.д.; упражнения на координацию с некоторыми элементами спортивной гимнастики: выставление ног с вытягиванием носка, на развитие функции равновесия).
Наклоны туловища вперед (с прямой или согнутой спиной из И.п. – стоя, стоя на коленях).
Упражнения для ног и брюшного пресса из И.п. – лежа на спине, сидя и т.п.
Упражнения для туловища из И.п. – лежа на животе.
Таким образом, результативность коррекционной работы по преодолению недостатков моторики у детей с ОПФР зависит от работы и подготовки к работе руководителя физического воспитания, воспитателя дошкольного образования. Поэтому в процессе работы педагог должен руководствоваться как общими принципами организации занятий по физической культуре в определенной возрастной группе, так и психологическими и физиологическими особенностями ребенка с задержкой психического развития. Воспитателем дошкольного образования проводятся с воспитанниками с ОПФР следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика (в отсутствие руководителя физического воспитания), физкультминутки на занятиях, двигательные перерывы между занятиями, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливание; создаются условия для организации их самостоятельной двигательной деятельности.
Организация физического воспитания
Физическое воспитание осуществляется в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования, учебной программой дошкольного образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования, учебными программами по образовательным областям с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с ОПФР на занятиях по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») и реализуется посредством обеспечения двигательной активности в мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика; физкультминутки на занятиях; двигательные перерывы между занятиями; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья); самостоятельная двигательная деятельность) с учетом возраста, пола, физической подготовленности, индивидуальных психофизических особенностей и состояния здоровья воспитанников.