Бабцева Нина Вадимовна, учитель немецкого языка г. Донецк
Методические рекомендации-советы учителю (иностранного языка) по обучению учащихся с низким уровнем обучаемости
Верьте в способности любого ученика и старайтесь передать эту веру ему. Радуйтесь каждому шагу вперед своего ученика. Этот психологический шаг учителя имеет огромное значение.
Помните, что для слабоуспевающих учащихся необходим период вживания в материал. Не торопите его. Научитесь ждать успеха ученика.
Начав работу со слабыми учащимися на их уровне, помните, что через короткое время их группа расколется на способных, средних и слабых. Способные учащиеся быстрее воспринимают материал, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся за способными.
Многократное, вариативное повторение основного материала – один из приемов работы со слабыми учениками. Нужно понимать, что нет отдельного урока, потому что каждый рок – это продолжение предыдущего. Он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 5-7 уроков, сумел отобрать главные вопросы, то при ежедневном повторении к последующим урокам все учащиеся их усвоят.
Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Умейте выбрать главное, ярко изложить его, повторить и закрепить.
Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими учениками. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими учащимися должна меняться по мере развития ученика.
Общение – главная составляющая любой методики. Не наладив общения со слабыми учениками – не получишь результатов обучения. Педагогика сотрудничества наиболее приемлема в этом деле.
Научитесь управлять классом. При изложении материала все должны заинтересованно слушать. Этот интерес необходимо создать. Изложили часть материала (по времени здесь нельзя затягивать), закрепили его фронтально и приступайте к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; затем – закрепляют, проговаривают главное; 3-4 – переписывают с доски образцы, строят свои высказывания и т.д. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой, в парах, в группе и т.п.
Научитесь привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все три стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым ученикам. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научитесь строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
У слабоуспевающих учащихся плохо развито абстрактное мышление, лучше наглядно-образное. Ищите образ в изучаемом материале. Привлекайте к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыку, поэзию, живопись, презентации, образный показ и т.п.).
Современная педагогика накопила очень много средств обучения для этого. Надо знать их и научиться владеть ими. Неинтересный урок – начало провала в работе учителя.
Кроме этих основных правил существуют еще и некоторые другие, а именно: не ставьте ученику оценку. Пока не научите его. Помните, что есть ученики, их немного, которые не все могут освоить. Не убивайте оценками в них человека. Научитесь придумывать задания от простого к сложному в каждой теме.
Не бойтесь применять репродуктивные методы. На первой стадии развития они являются творческими для таких ребят, ибо дают возможность увидеть главное, систематизировать, повторить по шаблону; постепенно роль репродуктивных методов будет уменьшаться.
Учащиеся с низким уровнем обучаемости , как никто другие, должны видеть, зачем, для чего им это сегодня нужно, научиться обеспечивать мотивацию любого действия на уроке.
Обучая конкретным заданиям, учитель должен учить и способам учения: умению устно отвечать, самостоятельно работать с книгой и т.п.
Не бойтесь отвлечься от темы. Умейте рассказывать занимательно, интересно жизненно важное для учеников и затем возвращаться к теме урока. Приучитесь слушать рассказ ученика. Не останавливайте, когда он хочет высказаться, не обрывайте его заинтересованных вопросов.
Учитывайте скорость чтения, говорения, письма учащихся. Рассказывайте, диктуйте, спрашивайте с учетом темпа усвоения. Не торопите их мыслить. Необходима и дополнительная работа со слабоуспевающими учениками. Помогайте им терпеливо и с уважением. Поверьте, ваш труд будет вознагражден радостной улыбкой вашего ученика. А не в этом ли миссия учителя?
Желаю коллегам больших достижений в обучении и воспитании наших детей!