Методические рекомендации
по разработке и апробации проекта
по теме:
«Физическая культура – здоровые дети»
Праздник «День здоровья»
для учащихся 1-4 классов.
Аннотация
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» выделены ключевые направления развития общего образования. Одним из важных направлений этой концепции является здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.
При установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников.
Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
Знания о здоровом образе жизни школьники получают в ходе проведения тематических праздников и спортивных состязаний.
Основной целью Дня здоровья является: формирование и развитие у детей представлений о здоровье, формирование осознанного отношения к сохранению собственного здоровья; мотивация на здоровый образ жизни, привлечение внимания общества к поднятой проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
Задачи:
расширение знаний школьников о правилах здорового образа жизни;
воспитание готовности соблюдать эти правила;
формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного к нему отношения.
В данной методической разработке описывается наиболее эффективная форма и способ проведения Дня здоровья в образовательном учреждении.
Представленные практические материалы, способствуют реализации проведения Дня здоровья в своем образовательном учреждении; помогут педагогам установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Данные методические рекомендации предназначены для классных руководителей, педагогов-организаторов, старших вожатых по организации праздника в образовательном учреждении.
Актуальность.
В настоящее время во всех сферах социальной и духовной жизни Российского общества происходят глобальные преобразования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчёркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно предпринимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, конструктивными специалистами.
Однако в современной социокультурной обстановке отмечается негативная тенденция ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Так по данным различных исследований за последнее десятилетие здоровыми можно считать от 5 до 25% школьников. В начальной школе здоровы 11-12% детей. Около 60% детей, начинающих школьное обучение, имеют функциональные нарушения, у 21,4%- отставание биологического возраста, а 45% детей психологически и физически не готовы к обучению и усвоению учебной программы. Низкий исходный уровень здоровья первоклассников самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам.
Школа совместно с семьёй должна проявлять постоянную заботу о здоровье и физическом воспитании детей. Физическое здоровье детей можно значительно улучшить за счёт интенсивных занятий спортом. Но урочных занятий для повышения уровня физической подготовки недостаточно, требуются дополнительные спортивные занятия. Этому в значительной степени способствует внеклассная работа со школьниками, организация и проведение «Дня здоровья».
Всемирный день здоровья – ежегодное событие Всемирной организации здравоохранения. Этот день отмечается с момента принятия Устава Всемирной организации здравоохранения 7 апреля 1948 года. Реализуя задачи по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию здорового образа жизни, Минобразования России по согласованию с Минздравом России, Госкомспортом России объявляет 7 апреля Всероссийским днём здоровья детей.
В нашей школе тоже сложилась традиция каждый год проводить праздник «День здоровья».
Для проведения Дня здоровья каждый год выбирается новая форма его проведения, чтобы подчеркнуть волнующие вопросы здоровья, повысить интерес учащихся к данному общешкольному делу.
Проблема.
Проблема ЗОЖ российское общество пытается решить целенаправленно и системно с 1904 года, когда вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». О школьных болезнях специалисты заговорили ещё в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не даёт никаких оснований для успокоения.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально – нравственный уровень здоровья детей, подростков, молодёжи.
Согласно самому всеобъемлющему определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
В младшем школьном возрасте организм ребёнка интенсивно растёт и развивается, на этом этапе развития закладываются ценности здорового образа жизни. Младшие школьники в современных условиях образования проводят большое количество времени за партой, что ведёт к гиподинамии или малоподвижному образу жизни, следствием чего является ухудшение здоровья детского организма.
Школьным фельдшером в школе ежегодно проводится мониторинг и выявление учащихся, имеющих различные отклонения в здоровье. По итогам были составлены таблицы. Самую большую группу (группа здоровья II) составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о повышенном риске возникновения различной патологии.
В немалой степени неблагополучие здоровья школьников зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья – самих учащихся, их родителей, педагогов.
Основной задачей решения данной проблемы становится формирование культуры здоровья младших школьников через внеклассные мероприятия (весёлые старты, викторины, дни здоровья), классные часы, беседы со специалистами по вопросам здоровье сберегающих технологий.
Организация проекта.
1.Тип проекта
Социально - воспитательный, краткосрочный (подготавливался и реализовывался в течение 3 месяцев)
2. Масштаб проведения
Школьный уровень
3. Участники проекта
Учащиеся, родители, учителя
4. Взаимосвязь.
В ходе организации и проведения проекта, все время следует осуществлять взаимосвязь ученик – родитель – учитель.
5.Форма проведения праздника
Праздник проводится в виде игры по станциям, по каждой станции определены следующие формы:
Выставки:
Выставка газет «Физкультура и спорт в моей семье»;
Выставка газет «Здоровый образ жизни»;
Выставка портфолио «Мои спортивные достижения».
Соревнования:
«Путешествие в Страну здоровья» - 1-2 классы;
«Банные сражения»- 3-4 классы;
«Папа, мама, я – здоровая семья» (эстафеты).
Викторины:
«Здоровым быть здорово!»;
Мультипликационная викторина.
Классные часы:
«Как следует питаться?» для уч-ся 1-х классов;
«Расти здоровым» для уч-ся 2-х классов;
«Почему мы говорим неправду?» для уч-ся 3-х классов;
«Злой волшебник - табак» для уч-ся 4-х классов.
6. Этапы реализации проекта
Шаг/ название | Описание деятельности | Примечание |
1. Изучение общественного мнения | - проведение опроса учащихся, родителей и учителей; - определение актуальной и социальной проблемы. | Приложение 1 (по результатам анкетирования) |
2. Формулировка актуальной, социальной проблемы. | - коммуникативная – не хватает общения; - возможность обмена опытом. | (спортивные увлечения семьи) |
3. Идея. | В неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями. Провести праздник в нетрадиционной форме, посвящённый «Дню здоровья». | Организовать различные станции по интересам. |
4.Организация работы над проектом. | Обсуждение идеи на МО учителей начальных классов, затем на заседании проектной группы учащихся. | Формировать группы по интересам. |
5. Определение цели и задач. | Цель: приобщение к здоровому образу жизни, физическое развитие и воспитание школьников. Задачи: 1. Укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности; 2. Развитие двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; 3. Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, проектной, игровой и соревновательной деятельности; 4. Профилактика асоциальных проявлений; | |
6. Разработка положений | Работа в мини группах, в состав которых должны входить учащиеся проектной группы, инициативной группы родителей и учителей, где разрабатываются положения: - 8 положений для проведения станций по интересам и желанию родителей и учеников; - материал для проведения станции. | Приложение 2 |
7. Составление программы реализации проекта | - определение времени проведения; - места проведения; - время проведения награждения; - распределение ответственных за станции; - выбор жюри. | Приложение 3 |
8. Обучение членов проектной группы. | Рассмотрение программы праздника и детальное обсуждение станций по интересам. | Работа проектной группы |
9. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования. | - поиск музыкального сопровождения; - организация оформительских работ; - составление списка призов; - разработка грамот. | Приложение 4 |
10. Реализация социального проекта | Проведение праздника по плану, сценарий. | Приложение 5 |
11. Анализ и подведение итогов работы | На этом этапе рекомендуется собрать отзывы учащихся и их родителей о празднике и проанализировать праздник в целом. Подвести итоги, рассмотреть все «+» и «-». | Приложение 6 (отзывы) Приложение 7 (итоги и анализ мероприятия) |
12. Оформление дизайн – папки. | Презентация. | Диск с презентацией. |
5