СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке даны рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей. Приведен пример индивидуального маршрута одарённого ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей»

Методические рекомендации по разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей

«Управлять — значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» (А. Файоль) Управление качеством образования как процесс предполагает планирование, организацию, руководство, контроль функционирования и развития основных и обеспечивающих процессов.

Современная школа —это социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность и получить максимальный уровень образования. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.

Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение нужных и ненужных знаний, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремления к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.

Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно-правовых документов РФ:

«… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения… Обучение граждан по индивидуальным учебным в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ " Об образовании»);

«… Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» - 2020);

«… Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся на основе развития профильного обучения…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики»);

«… Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире…» («Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Индивидуализированное, функциональное и эффективное образование, успешная подготовка одаренных детей к олимпиадам и конкурсам различного уровня осуществима с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.



Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

ИОМ - Определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика



Структурные компоненты индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося)

- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей)

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания)

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения)

- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей)

При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса: структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды); сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута); регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности); результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Этапы реализации индивидуального образовательного маршрута

(Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000 – 320с)

Этап 1 «Диагностика» Деятельность педагога: диагностирование уровня обученности, выявление интересов, уровня сформированности личностных качеств

Деятельность обучающегося: участие в диагностическом тестировании

Этап 2 «Разработка образовательного маршрута»

Деятельность педагога: постановка целей и задач, отбор учебного материала и его организация (адаптация к уровню обученности обучающегося)

Деятельность обучающегося: определение собственной цели и потребности, ознакомление с ожидаемыми результатами

Этап 3 «Организация работы по маршруту»

Деятельность педагога: инструктирование, обеспечение дидактическим материалом, установление благоприятного психологического климата, оказание поддержки обучающемуся

Деятельность обучающегося: выполнение заданий, инструкций, требований, предусмотренных индивидуальным образовательным маршрутом

Этап 4 «Презентация личных образовательных результатов»

Деятельность педагога: организация контроля (текущего, взаимоконтроля, самооценки). Деятельность обучающегося: итоговая работа, содержащая в себе теоретическое воспроизведение (демонстрация теоретической компетентности в изученном аспекте), практическое решение поставленных задач.

Этап 5 «Рефлексивно-оценочный»

Деятельность педагога: оценка путем анализа результатов, полученных в образовательном процессе

Деятельность обучающегося: оценка проделанной работы, сопоставление поставленной цели и полученных результатов, решение о продолжении обучения по теме или её смене. Примерная схема самоанализа обучающегося: - Какие цели я ставил перед собой в начале обучения по программе? (Что я хотел?) - Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?) - Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) - Какая эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо ещё сделать)?

Цель:

Внедрение, методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми

При разработке индивидуального образовательного маршрута выбран принцип логарифмической спирали.

Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Схема построения индивидуального маршрута одарённого ребёнка



на развитие их одаренности.

Схема построения индивидуального маршрута одарённого ребёнка

Диагностика







Определение целей и задач







Определение времени





Определение роли родителей







Разработка учебно-тематического плана









Определение содержания, форм работы и оценивание знаний











Интеграция с другими специалистами







Определение способов оценивания успехов









Индивидуальный образовательный маршрут

по предмету биология для обучающегося 7г класса Вьюрченкова Арсения

Актуальность: дополнительная опережающая работа на уроках, участие в предметных олимпиадах и конкурсах, научно – исследовательская деятельность.

Цель: создание условий для самовыражения и самореализации одаренного ученика в области естественных наук.

Задачи:

- овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области биология;

- развитие интереса обучающегося к освоению новых техник и методов изучения биологии;

- осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями;  

- способствование развитию логического мышления посредством решения биологических задач.

Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:


- успешное участие в ООШ по биологии (лицейский и муниципальный этап);

- успешное участие в Ломоносовском турнире;

- успешное участие в ООШ по биологии (региональный этап);

- успешное создание и защита индивидуального проекта в рамках курса внеурочной деятельности «Шаги в науку»


Количество занятий в неделю: 2

Сроки реализации: сентябрь 2019 – январь 2020 года (всего 38 часов)


Учебный план

(составлен с учетом содержания основных блоков теоретического и практического туров ВсОШ по биологии 7 класса)



п/п

Тема занятия, количество часов

Используемые технологии, формы и методы

Возможность работы с другими специалистами

1

Признаки живых организмов

Наблюдение, практическая работа, размышление

Учитель географии

2

Царство бактерий

Творческая мастерская, мозговой штурм, эксперимент

Лаборанты молочного завода

3

Царство грибов

Лекция, поисковая беседа, практическая работа

Специалисты семенной станции

4

Царство растений

Мозговой штурм, поисковая беседа, практическая работа, экскурсия


5

Царство животных

Лекция, лабораторная работа, мозговой штурм

Специалисты краеведческого музея



Реализация индивидуального маршрута:



п/п

Дата, время

Тема занятия

Содержание занятия (краткое)

Результат занятия

1


Свойства живого: клеточное строение

Цель (на что направлено): углубление знаний о строении клетки.

(что удалось, а что необходимо доработать)

2


Свойство живого: обмен веществ

Поступление веществ в клетку, изучение явления плазмолиза и деплазмолиза. Практическая работа.


3


Свойство живого: раздражимость

Изучение рефлексов, тропизмов, настий, таксисов. Практическая работа


4


Царство бактерий

Строение и формы бактериальных клеток.


5


Царство бактерий

Роль бактерий в природе. Зеленые, пурпурные, азотофиксирующие бактерии, цианеи, бактерии гниения


6


Царство бактерий

Роль бактерий для человека. Биотехнология. Болезнетворные бактерии.


7


Царства грибов

Общие и отличительные признаки грибов от других царств живых организмов


8


Классы низших грибов

Хитридиомицеты, оомицеты, зигомицеты


9


Классы высших грибов

Аскомицеты, базидиомицеты, Дейтеромицеты


10


Царство грибов

Сравнительная характеристика классов грибов


11


Царство грибов

Циклы развитиямукора, спорыньи, твердой головни, линейной ржавчины


12


Царство растений

Жизненные формы растений по Раункееру


13


Царство растений

Растительные ткани: покровная ткань, меристема


14


Царство растений

Растительные ткани: склеренхима, колленхима, основная ткань


15


Царство растений

Растительные ткани: проводящая ткань (трахеи, трахеиды, ситовидные трубки, ситовидные клетки).


16


Царство растений

Анатомическое строение корня


17


Царство растений

Анатомическое строение стебля


18


Царство растений

Анатомическое строение листа


19


Царство растений

Процессы жизнедеятельности растительного организма


20


Царство растений

Отделы низших растений: зеленые водоросли, багрянки, бурые водоросли.


21


Царство растений

Отделы высших растений: высшие споровые растения. Циклы развития мхов и папоротникообразных


22


Царство растений

Отделы высших растений: высшие семенные растения, циклы развития голосеменных и цветковых. Двойное оплодотворение.


23







Способы оценки успехов воспитанника: тестировоние, решение конкурсных и олимпиадных заданий.




Рекомендации по работе с родителями:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!