СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости у младших школьников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная деятельность как средство музыкального искусства напрямую влияет на развитие качеств личности (воображение, фантазия, сила воли, смелость и т.д.) Эти качества необходимы обучающимся в их дальнейшей жизни, какую бы профессию они не выбрали. Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания. Но многие учителя задаются вопросами: как же развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку? какие упражнения использовать... Мной были разработаны методические рекомендации для учителей начальной школы по развитию эмоциональной отзывчивости у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости у младших школьников»

Медведциной Анастасии Павловны

Методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости у младших школьников

План:

  1. Введение

  2. Теоретическая часть

  3. Практическая часть

  4. Заключение

Введение

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы было отмечено, что отличительной чертой российского образования является его направленность на преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются деформацией этических и ценностных аспектов бытия, эмоционально-волевой сферы, прагматизмом мышления подрастающего поколения, эмоциональной глухотой, отчуждением от мира и себя.

Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образовании определены «задачи, направленные на развития этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей».

В ФГОС НОО также подчёркивается значимость воспитания у младшего поколения эмоционально-нравственной отзывчивости как составляющей социального потенциала общества. В связи с этим, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников, как проявления гуманного отношения к себе и окружающему миру, считается одной из актуальных проблем психологии, педагогики и предмета «Музыка».

Целью музыкального воспитания обучающихся является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку входит в понятие – музыкальная грамотность, которая является стержнем музыкальной культуры. Именно на уроках музыки у ребенка формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства, и создаются оптимальные условия для его разностороннего развития.


Теоретическая часть

В литературе, раскрывающей проблемы детской психологии и педагогики, отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания, очень часто понимается как эмоциональная отзывчивость. Эмоциональная отзывчивость – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

В.А. Сухомлинский утверждал, что эмоциональная отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку – это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению. Н.А. Ветлугина рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку не только как важнейший компонент структуры музыкальности, но и как одну из задач воспитания эстетического отношения детей к музыке.

Развивая эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку, учитель на уроках музыки полноправно участвует в процессе формирования эмоционально-образной сферы личности. Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания. Но как же развивать эмоциональную отзывчивость? Ответы на некоторые свои вопросы Вы найдете, прочитав рекомендации:

  1. Учителю необходимо начинать урок с создания в классе эмоциональной атмосферы. Атмосфера урока музыки - это искренность общения, это открытие себя, постижение жизни, погружение в смысловые глубины музыкальных звуков. 

  2. Используйте методы и приемы, влияющие на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников.

  3. Уметь выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами.

Так, например, рассказ о колыбельной – голос ласковый, нежный; рассказ о патриотической песне – голос торжественный, суровая и мужественная интонация.

  1. Учитель должен уметь проводить анализ и сравнение контрастных музыкальных произведений. Сравнивая произведения или разные этапы музыкального произведения, учащиеся ощущают их различие или находят общие свойства, осознают особенности каждого жанра, обращают внимание на движение мелодии в каждом.

  2. Необходимо раскрыть содержание произведений, подготовить осознанное их исполнение, направить эмоциональные переживания учащихся. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие образы картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

  3. Можно использовать метод побуждения к сопереживанию. Его содержание - побуждать детей сочувствовать не только тем, кого он видит, но и тем, кого представляют в воображении. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную основу данного метода.

  4. С помощью метода эмоциональной драматургии создать увлеченность и живой интерес к музыкальному искусству. В содержание урока музыки входят произведения, различные по характеру, настроению. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, учитель стремится поддержать необходимый эмоциональный настрой, использовать приемы переключения внимания учащихся.

  5. Организуйте пространство взаимодействия учителя с детьми, наполните ее необходимыми атрибутами для создания разнообразных образов и развития игровых позиций.

  6. Создавайте музыкально-игровые ситуации, включающие творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников. Игровые ситуации можно создавать во всех видах музыкальной деятельности. Игры с речью, артикуляционные игры, игры, игры-загадки, ритмические игры.

  7. Организовывайте театрализованные игры на занятиях, художественную деятельность (музыкальную, изобразительную, литературную).

  8. Используйте групповую форму работы. Оптимальное количество человек в группе – 5-6.

  9. Не заставляйте учеников играть. В театрализованную игру приглашаются только желающие. Задача педагога – заинтересовать ребенка.

  10. При проведении занятий следует исключить замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков.


Практическая часть

Вашему внимаю представляется технологическая карта урока по музыке, где вы можете наблюдать все методы, описанные выше в рекомендациях.

  1. ФИО учителя: Медведцина А.П.

  2. Предмет: музыка.

  3. Класс: 2 «Б».

  4. Тема урока: «Петя и волк».

  5. Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действия при изучении темы «Тембр».

  6. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Задачи:

Планируемые результаты:

1. Дидактические:

- формировать умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов;

- формировать умение сравнивать музыкальные элементы одного произведения;

- формировать умение различать на слух тембры музыкальных инструментов.

Предметные:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;
- сравнивать музыкальные элементы одного произведения;
- различать на слух тембры музыкальных инструментов.

2. Развивающие: формировать умения: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать собственную деятельность, анализировать, сравнивать, проводить классификацию, осуществлять обобщение, строить логические рассуждения, аргументировать свою позицию, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.








Регулятивные:
- волевой саморегуляции (Б.);

- принимать и сохранять учебную задачу (Б.);

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Б.);

- научатся оценке деятельности (П.).

Познавательные:
- осуществлять анализ (Б.);

- проводить сравнение (Б.);

- проводить классификацию (Б.);

- осуществлять обобщение (Б.);

- строить логическое рассуждение (П.).

Коммуникативные:

- воспринимать речь других (Б.);

- выражению своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (П.);
- аргументировать свою позицию (П.).

3. Воспитательные: воспитывать интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; развивать способность к самооценке своей деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи (Б.);

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (П.).

8. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

9. Дидактические средства: презентация, наглядный материал (иллюстрации к музыкальному произведению, иллюстрации музыкальных инструментов).

10. Интерактивные средства: интерактивная доска, проектор.

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности



Словесный (приветствие, настраивание на урок, проверка готовности, установка на урок).


Приветствие.


Проверка готовности к уроку.


Настрой на урок.


Приветствие.


Саморегуляция.


Настраиваются на урок.









- Волевая саморегуляция (Р.)












- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи (Л.)

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Словесный






Наглядный



Практический

На доске перепутаны иллюстрации: дедушка, Петя, волк, утка, кошка, птичка и музыкальные инструменты.


Ребята, посмотрите на доску. Скажите, что это значит?

Как связаны между собой данные иллюстрации?



Кто написал эту сказку?


Верно. Ребята, а знаете ли вы что-нибудь об этом композиторе?


Серге́й Серге́евич Проко́фьев - русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Родился 23 апреля 1891.



Примерно с возраста 5-ти лет у Прокофьева была обнаружена любовь к музыке. Именно тогда будущий великий композитор начал не просто заниматься музыкой, но и писать пьесы.

К десяти годам им уже было сочинено две оперы. Его учителями были талантливые композиторы, среди которых Н. А. Римский-Корсаков.

Прокофьев очень любил играть в шахматы. Он считал, что данная игра помогает ему создавать музыкальные композиции.

Им сочинено 7 балетов, 11 опер, восемь концертов и семь симфоний. Не говоря уже о вокальных и инструментальных произведениях, о музыке для театра и кино.

В 1935 году Прокофьев написал свою первую симфонию для детей, назвав ее «Петя и волк».

С данной сказкой вы знакомились на прошлом уроке.

Сергей Прокофьев назвал свою сказку симфонической. Как вы думаете, почему? Чем отличается обычная сказка от симфонической?



Ребята, а кто-нибудь знает, что такое симфоническая сказка?




Что это за сказка? О чем она?







Давайте вспомним героев этой сказки.

(появление на слайде)


Прослушайте стихотворение. Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты мы можем услышать в симфонической сказке «Петя и волк».


С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.


Хорошо, молодцы. Но помимо этих инструментов в сказке звучат еще и другие.


Скажите, вы помните, какие инструменты, какого героя изображают?


Ребята, каждое действующее лицо в этой сказке имеет свою музыкальную тему-мелодию, которую исполняют разные инструменты оркестра.

Наша задача – изучить инструменты симфонического оркестра, рассмотреть тему каждого героя, какие инструменты ее исполняют, дать им характеристику.






На иллюстрациях изображены герои сказки «Петя и волк», а так же инструменты. Играющие их роли.



С.Прокофьев.







Слушают.






























Симфоническая сказка – это музыкальная сказка, которую исполняет симфонический оркестр, где у каждого героя есть своя тема, которую исполняет определенный музыкальный инструмент.


Сказка о том, как Петя, птичка, кошка, утка и охотники совместными усилиями поймали волка и отвели его в зоопарк.




Петя, птичка, утка, кошка, дедушка, волк, охотники.























Кларнет, фагот, флейта, валторны.












Да/нет.






- Принимать и сохранять учебную задачу (Р.)

- Осуществлять анализ (П.)

- Проводить сравнение (П.)

- Проводить классификацию (П.)

- Проводить обобщение (П.)

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (Р.)


3. Проблемное объяснение нового материала

Ребята, скажите, вы когда-нибудь слышали слово «тембр»?

Что такое «тембр»?

У каждого инструмента, так же, как и у каждого человека есть свое неповторимое звучание, т.е. тембр – окраска звука.

Вслушиваясь в разную окраску музыкального звучания, мы учимся развивать свой тембральный слух. Как художник использует краски для изображения, так и композитор использует музыкальные краски, звуковые.



Тембр – это окраска звука.




- Строить логические рассуждения (П.)

- Воспринимать речь других (К.)

- Учитывать выделенные учителем ориентиры (Р.)

Аргументировать свою позицию (К.)


4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Например, у гобоя крякающий звук. Именно поэтому он передает тему утки.

Давайте послушаем.

Как вы представили себе утку?


Кларнет имеет бархатистое, мягкое звучание. Именно поэтому для кошки подобрали этот инструмент.

Давайте прослушаем тему кошки.

Как вы считаете, передает ли кларнет повадки кошки?

Как звучала музыка?

А как вы думаете, мог бы какой-нибудь другой инструмент сыграть тему кошки?


И так, сейчас мы с вами проведем музыкальную викторину. Будем отгадывать персонажа по мелодии.


Послушайте следующий фрагмент (волк).

Скажите, что вы услышали. Как прозвучал этот инструмент?

Как вы думаете, чья тема это была?

Какие инструменты играли роль волка?


Валторна внешне похожа на улитку. Валторна может хорошо передать и грустное, и торжественное настроение. Голос валторны наиболее поэтичный, мягкий и нежный.

Но, наверное, каждый из вас заметил, что в теме волка валторны звучали совсем по-другому.

В сказке валторна играет непривычную для неё роль. Три валторны изображают рычащего волка.

Слово «валторна» в переводе с немецкого - лесной рог. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события. Может, именно поэтому для темы волка выбрали именно этот инструмент.

  

Послушайте следующий фрагмент симфонической сказки (птичка).

Как звучала эта музыка?


Какой инструмент передает данную тему?


Слово «флейта» происходит от латинского слова и переводится, как дыхание.

Флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов.


Как вы думаете, тема какого героя спрятана за этим инструментом?


Какое настроение у Птички?



А как вы это поняли?


Видите, как легко музыка может изобразить настроение, характер, внешний вид любого героя. И все это благодаря тембру!


Сейчас я еще раз включу этот фрагмент, а вы руками попробуйте показать движение птички.



Послушайте следующий фрагмент симфонической сказки (дедушка).

Как звучала эта музыка?

Какой инструмент передает данную тему?

Как вы думаете, тема какого героя спрятана за этим инструментом?

А как вы думаете, почему дедушка сердится?

В мультфильмах очень часто можно услышать этот инструмент. Он может издавать низкий, ворчливый звук, может изображать смех, радость, грусть, ворчание.


Конечно, сейчас мы про

слушали тему дедушки. Он хоть и строгий, но добрый.


Послушайте следующий фрагмент симфонической сказки (охотники).

Как звучала эта музыка?

Какие инструменты вы услышали?



Как вы думаете, тема какого героя спрятана за этим инструментом?

Как вы догадались, что эта тема охотников? Что вам подсказало?

Каких вы представили себе охотников? Серьезными и мужественными или легкомысленными и трусливыми? Какими композитор хотел показать охотников?

Верно, композитор изобразил их с насмешкой.


Скажите, чью музыку мы еще не послушали?

Тема Пети звучит в начале сказки и в конце.

Послушайте фрагмент.

Скажите, какой Петя в начале сказки?

Как звучала мелодия?





Черты каких музыкальных китов вы услышали в этой мелодии?


После прослушивания данной темы, что мы можем сказать о Пете? Какой он?


Какие инструменты исполняют тему Пети?





Каким Петя стал в конце сказки? Что он чувствовал?

Давайте прослушаем фрагмент.

Какая мелодия изображает Петю в конце сказки?


А как бы вы себя чувствовали, если бы поймали волка?

Сейчас я еще раз включу тему Пети в конце, а вы попробуйте встать и передать чувства Пети, как он шел и т.д.




Медленная, важная. Переваливающаяся походка.






Да, передает.


Музыка звучала мягко, осторожно, хитренько.












Тема волка.


Три валторны.





























Легкая, быстрая, порхающая музыка.

Флейта.










Тема птички.


Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

С помощью музыки.









Руками показывают движение птички.







Сердито, строго.


Фагот.


Тема дедушки.


Потому что он волнуется за Петю.















Шаловливо.

4 деревянных инструмента + барабаны и литавры (выстрелы).



Тема охотников.


Были слышны выстрелы.


Легкомысленные, трусливые.










Тему Пети.





Радостный, веселый, беззаботный.


Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает или танцует.



Все 3 кита.



Веселый, радостный, озорной мальчик.



Тему Пети исполняет струнный квартет – четыре инструмента: скрипка, альт, виолончель, контрабас.



Он чувствовал себя героем.



Мужественная, энергичная, торжественная





Показываю движения.



- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Р.)

- Осуществлять обобщение (П.)

- Строить логические рассуждения (П.)


5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Словесный (инструкция по выполнению задания)

Практический (выполнение упражнения учащимися)





- Организует самостоятельную работу обучающихся.




- Учитель дает инструкцию по выполнению задания. Показывает образец выполнения.








Выполнение заданий самостоятельно.




- Учитывать выделенные учителем ориентиры (Р.)

- Осуществлять анализ (П.)

- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль (Р.)


6. Включение знаний в систему знаний


Хорошо, молодцы.

Ребята, а благодаря чему мы понимаем характер героев? Их настроение?


О какой сказке мы говорили сегодня на уроке?


Кто ее автор?


Почему сказка называется симфонической?



Чему учит нас эта сказка?


Ребята, сказки любят не только дети, но и взрослые.

Сказки учат различать добро и зло, любить, сопереживать.


Сергей Сергеевич Прокофьев рассказал свою сказку «Петя и волк» с помощью тембра.


А есть и песни о сказках.

Ребята, а вы знаете какие-нибудь песни о сказках?

Сейчас я предлагаю прослушать вам одну песню.

Песня «Приходите в гости к нам»


Скажите, о каких героях рассказала нам песня?

Какие чувства вызвала у вас эта песня?


Сейчас я еще раз включу эту песню, и мы с вами попробуем ее спеть.

Ребята, как бы вы назвали эту песню?

Скажите, что общего между сказкой Прокофьева и этой песней?


Благодаря музыке, окраске звуков, тембру.



Мы говорили о симфонической сказке «Петя и Волк»


С.С.Прокофьев.


Потому что каждый инструмент играет тему определенного героя.





















Кощей, бармалей, баба яга, черный кот Ученый, Змей Корыныч, Черномор, Буратино, Иван-дурак


- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Р.)

- Осуществлять анализ (П.)

- Проводить сравнение (П.)

- Осуществлять итоговый контроль (Р.)


7. Рефлексия учебной деятельности


Словесный (постановка вопросов для проведения рефлексии)


Постановка вопросов для подведения итога урока.





Организация рефлексии учебной деятельности учащихся.



- Теперь посмотрите на слайд. Продолжите фразы:

- Я научился… - Мне было интересно…- Я узнал… - Я отработал… - Было трудно…

- Остались вопросы… - Мне не совсем понятно…

Кто хочет высказаться?

Прощается.


Подводят итог урока.







Выбирают фразу и дополняют ее. Проводят рефлексию своей учебной деятельности.




Прощаются.



- Проводить обобщение (П.)


- Оценивать свою деятельность (Р.)


- Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К.)



Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деят-ти (Л.)


Заключение

Музыкальная деятельность как средство музыкального искусства напрямую влияет на развитие таких качеств личности как воображение и фантазия, как сила воли, выдержка, смелость, уверенность в себе и собственных силах, развитие музыкальной памяти и ассоциаций, интуиции и осознание музыки, музыкально-слуховой наблюдательности и продолжительности внимания в процессе слушания, способность к музыкальному обобщению и целый спектр чувственного видения мира, повышает самооценку ребенка и его работоспособность. Все эти качества необходимы обучающимся в их дальнейшей жизни, какую бы профессию они не выбрали. Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!