2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | Словесный Наглядный Практический | На доске перепутаны иллюстрации: дедушка, Петя, волк, утка, кошка, птичка и музыкальные инструменты. Ребята, посмотрите на доску. Скажите, что это значит? Как связаны между собой данные иллюстрации? Кто написал эту сказку? Верно. Ребята, а знаете ли вы что-нибудь об этом композиторе? Серге́й Серге́евич Проко́фьев - русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Родился 23 апреля 1891.
Примерно с возраста 5-ти лет у Прокофьева была обнаружена любовь к музыке. Именно тогда будущий великий композитор начал не просто заниматься музыкой, но и писать пьесы. К десяти годам им уже было сочинено две оперы. Его учителями были талантливые композиторы, среди которых Н. А. Римский-Корсаков. Прокофьев очень любил играть в шахматы. Он считал, что данная игра помогает ему создавать музыкальные композиции. Им сочинено 7 балетов, 11 опер, восемь концертов и семь симфоний. Не говоря уже о вокальных и инструментальных произведениях, о музыке для театра и кино. В 1935 году Прокофьев написал свою первую симфонию для детей, назвав ее «Петя и волк». С данной сказкой вы знакомились на прошлом уроке. Сергей Прокофьев назвал свою сказку симфонической. Как вы думаете, почему? Чем отличается обычная сказка от симфонической?
Ребята, а кто-нибудь знает, что такое симфоническая сказка? Что это за сказка? О чем она? Давайте вспомним героев этой сказки. (появление на слайде) Прослушайте стихотворение. Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты мы можем услышать в симфонической сказке «Петя и волк». С болота, поросшего ряской, С полей, из лесного дупла, Певучая, добрая сказка По нотным тропинкам сошла. К тесовому дому под ели, Тропинка тебя приведет, Расскажет о Пете и Волке, Квартет, и кларнет, и фагот. Упрятаны в нотных страницах, Поляны, луга и леса. Для каждого зверя и птицы У сказки свои голоса: Пичугою флейта просвищет, Закрякает уткой фагот, А злого презлого волчищу, Валторны заменят собой, Однако к чему торопиться? Твоя эта сказка, бери, Волшебные двери - страницы, В нее поскорей отвори. Хорошо, молодцы. Но помимо этих инструментов в сказке звучат еще и другие. Скажите, вы помните, какие инструменты, какого героя изображают? Ребята, каждое действующее лицо в этой сказке имеет свою музыкальную тему-мелодию, которую исполняют разные инструменты оркестра. Наша задача – изучить инструменты симфонического оркестра, рассмотреть тему каждого героя, какие инструменты ее исполняют, дать им характеристику. | На иллюстрациях изображены герои сказки «Петя и волк», а так же инструменты. Играющие их роли. С.Прокофьев. Слушают. Симфоническая сказка – это музыкальная сказка, которую исполняет симфонический оркестр, где у каждого героя есть своя тема, которую исполняет определенный музыкальный инструмент. Сказка о том, как Петя, птичка, кошка, утка и охотники совместными усилиями поймали волка и отвели его в зоопарк. Петя, птичка, утка, кошка, дедушка, волк, охотники. Кларнет, фагот, флейта, валторны. Да/нет. | | - Принимать и сохранять учебную задачу (Р.) - Осуществлять анализ (П.) - Проводить сравнение (П.) - Проводить классификацию (П.) - Проводить обобщение (П.) - В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (Р.) | |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | | Например, у гобоя крякающий звук. Именно поэтому он передает тему утки. Давайте послушаем. Как вы представили себе утку? Кларнет имеет бархатистое, мягкое звучание. Именно поэтому для кошки подобрали этот инструмент. Давайте прослушаем тему кошки. Как вы считаете, передает ли кларнет повадки кошки? Как звучала музыка? А как вы думаете, мог бы какой-нибудь другой инструмент сыграть тему кошки? И так, сейчас мы с вами проведем музыкальную викторину. Будем отгадывать персонажа по мелодии. Послушайте следующий фрагмент (волк). Скажите, что вы услышали. Как прозвучал этот инструмент? Как вы думаете, чья тема это была? Какие инструменты играли роль волка? Валторна внешне похожа на улитку. Валторна может хорошо передать и грустное, и торжественное настроение. Голос валторны наиболее поэтичный, мягкий и нежный. Но, наверное, каждый из вас заметил, что в теме волка валторны звучали совсем по-другому. В сказке валторна играет непривычную для неё роль. Три валторны изображают рычащего волка. Слово «валторна» в переводе с немецкого - лесной рог. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события. Может, именно поэтому для темы волка выбрали именно этот инструмент. Послушайте следующий фрагмент симфонической сказки (птичка). Как звучала эта музыка? Какой инструмент передает данную тему? Слово «флейта» происходит от латинского слова и переводится, как дыхание. Флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов. Как вы думаете, тема какого героя спрятана за этим инструментом? Какое настроение у Птички? А как вы это поняли? Видите, как легко музыка может изобразить настроение, характер, внешний вид любого героя. И все это благодаря тембру! Сейчас я еще раз включу этот фрагмент, а вы руками попробуйте показать движение птички. Послушайте следующий фрагмент симфонической сказки (дедушка). Как звучала эта музыка? Какой инструмент передает данную тему? Как вы думаете, тема какого героя спрятана за этим инструментом? А как вы думаете, почему дедушка сердится? В мультфильмах очень часто можно услышать этот инструмент. Он может издавать низкий, ворчливый звук, может изображать смех, радость, грусть, ворчание. Конечно, сейчас мы про слушали тему дедушки. Он хоть и строгий, но добрый. Послушайте следующий фрагмент симфонической сказки (охотники). Как звучала эта музыка? Какие инструменты вы услышали? Как вы думаете, тема какого героя спрятана за этим инструментом? Как вы догадались, что эта тема охотников? Что вам подсказало? Каких вы представили себе охотников? Серьезными и мужественными или легкомысленными и трусливыми? Какими композитор хотел показать охотников? Верно, композитор изобразил их с насмешкой. Скажите, чью музыку мы еще не послушали? Тема Пети звучит в начале сказки и в конце. Послушайте фрагмент. Скажите, какой Петя в начале сказки? Как звучала мелодия? Черты каких музыкальных китов вы услышали в этой мелодии? После прослушивания данной темы, что мы можем сказать о Пете? Какой он? Какие инструменты исполняют тему Пети? Каким Петя стал в конце сказки? Что он чувствовал? Давайте прослушаем фрагмент. Какая мелодия изображает Петю в конце сказки? А как бы вы себя чувствовали, если бы поймали волка? Сейчас я еще раз включу тему Пети в конце, а вы попробуйте встать и передать чувства Пети, как он шел и т.д. | Медленная, важная. Переваливающаяся походка. Да, передает. Музыка звучала мягко, осторожно, хитренько. Тема волка. Три валторны. Легкая, быстрая, порхающая музыка. Флейта. Тема птички. Веселое, радостное, счастливое, беззаботное. С помощью музыки. Руками показывают движение птички. Сердито, строго. Фагот. Тема дедушки. Потому что он волнуется за Петю. Шаловливо. 4 деревянных инструмента + барабаны и литавры (выстрелы). Тема охотников. Были слышны выстрелы. Легкомысленные, трусливые. Тему Пети. Радостный, веселый, беззаботный. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает или танцует. Все 3 кита. Веселый, радостный, озорной мальчик. Тему Пети исполняет струнный квартет – четыре инструмента: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Он чувствовал себя героем. Мужественная, энергичная, торжественная Показываю движения. | | - Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Р.) - Осуществлять обобщение (П.) - Строить логические рассуждения (П.) | |
6. Включение знаний в систему знаний | | Хорошо, молодцы. Ребята, а благодаря чему мы понимаем характер героев? Их настроение? О какой сказке мы говорили сегодня на уроке? Кто ее автор? Почему сказка называется симфонической? Чему учит нас эта сказка? Ребята, сказки любят не только дети, но и взрослые. Сказки учат различать добро и зло, любить, сопереживать. Сергей Сергеевич Прокофьев рассказал свою сказку «Петя и волк» с помощью тембра. А есть и песни о сказках. Ребята, а вы знаете какие-нибудь песни о сказках? Сейчас я предлагаю прослушать вам одну песню. Песня «Приходите в гости к нам» Скажите, о каких героях рассказала нам песня? Какие чувства вызвала у вас эта песня? Сейчас я еще раз включу эту песню, и мы с вами попробуем ее спеть. Ребята, как бы вы назвали эту песню? Скажите, что общего между сказкой Прокофьева и этой песней? | Благодаря музыке, окраске звуков, тембру. Мы говорили о симфонической сказке «Петя и Волк» С.С.Прокофьев. Потому что каждый инструмент играет тему определенного героя. Кощей, бармалей, баба яга, черный кот Ученый, Змей Корыныч, Черномор, Буратино, Иван-дурак | | - Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем (Р.) - Осуществлять анализ (П.) - Проводить сравнение (П.) - Осуществлять итоговый контроль (Р.) | |